Аннотации №02 2025
Журнал «Железнодорожный транспорт», № 2, 2025 г.
Инвестиционные проекты 2024 г.
С. 4–33.
Аннотация. Рассказывается о наиболее крупных инвестиционных проектах, реализованных ОАО «РЖД» в 2024 г. на полигонах Западно-Сибирской, Красноярской, Восточно-Сибирской, Забайкальской и Дальневосточной железных дорог. Отмечается, что основными приоритетами были развитие Восточного полигона и Центрального транспортного узла, усиление подходов к морским портам, наращивание перевозочного потенциала международных транспортных коридоров, снятие инфраструктурных ограничений железнодорожной сети, в том числе за счет укладки вторых, обновление подвижного состава компании. Описывается, как значительные средства направлялись на проекты, связанные с цифровой трансформацией компании, ресурсосбережением, природоохранной деятельностью. Подчеркивается, что за счет инвестиционной программы компании планомерно выполнялись обязательства, направленные на социальную поддержку сотрудников и членов их семей, осуществлялись мероприятия по улучшению жилищных условий, обучению, предоставлению медицинских услуг и др.
Ключевые слова: ОАО «РЖД», инвестиционные проекты, железнодорожный транспорт, подвижной состав, грузовые и пассажирские перевозки, рост скоростей движения, цифровая трансформация, ресурсосбережение, природоохранная деятельность, социальная поддержка.
ЧЕРЕВКО А.И., Западно-Сибирская железная дорога – филиал ОАО «РЖД», главный инженер
КОМЯКОВА Т.В., Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС) (Омский институт инженеров железнодорожного транспорта (ОмИИТ)), проректор по учебной работе, кандидат технических наук, доцент
КЛЮКА В.П., ОмГУПС (ОмИИТ), заведующий кафедрой «Вагоны и вагонное хозяйство», кандидат технических наук, доцент
МОСОЛ С.А., ОмГУПС (ОмИИТ), старший преподаватель кафедры «Вагоны и вагонное хозяйство
Использование современного оборудования в учебном процессе
С. 34–38. 10 рис.
Аннотация. Рассматриваются вопросы повышения качества обучения и практической подготовки студентов транспортных вузов по специальностям подвижного состава, инновационные средства обучения при освоении технически сложных дисциплин, связанных с изучением организации безопасности движения и тормозов подвижного состава железнодорожного транспорта. Отмечается, что инновационные средства обучения основываются на стендах-тренажерах, которые были разработаны и изготовлены в рамках научно-технического творчества студентов с использованием поставленного ОмГУПС действующего оборудования локомотивов, вагонов, средств железнодорожной автоматики и телемеханики предприятиями дирекций Западно-Сибирской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» как основного работодателя.
Ключевые слова: повышение качества обучения, инновационные средства обучения, стенды-тренажеры, действующее оборудование, научно-техническое творчество студентов.
Список источников
- Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации [Текст] : утв. приказом Минтранса Российской Федерации 23.06.2022 № 250 (зарегистрировано в Минюсте РФ 20.07.2022 № 69324).
- По материалам пресс-службы Ассоциации «Объединение производителей железнодорожной техники. Состояние и перспективы тормозостроения обсудили на заседании Ассоциации ОПЖТ и АСТО [Текст] // Журнал «Вагоны и вагонное хозяйство». Приложение к журналу «Локомотив». – III квартал 2024. – № 3 (79). – С. 5–7.
ЧЕРЕВКО Андрей Иванович, Новосибирск, Россия.
КОМЯКОВА Татьяна Владимировна, Омск, Россия. SPIN-код: 4026-2899.
КЛЮКА Владислав Петрович, Омск, Россия. SPIN-код: 6304-6581.
МОСОЛ Сергей Андреевич, Омск, Россия. E-mail: bam1979-2005@yandex.ru
SPIN-код: 1934-9069.
Научная статья
УДК 621.331 : 621.311 + 06
ЗАРУЦКАЯ Т.А., Ростовский государственный университет путей сообщения (РГУПС), заведующая кафедрой «Автоматизированные системы электроснабжения», доцент, кандидат технических наук
ОЖИГАНОВ Н.В., Северо-Кавказская дирекция по энергообеспечению – структурное подразделение Трансэнерго – филиала ОАО «РЖД», ведущий инженер
Повышение энергоэффективности линий два провода – рельс
С. 39–42. 5 рис.
Аннотация. Доказано, что проблемы с коммерческим учетом электроэнергии возникают вследствие электромагнитного влияния контактной сети на линию два провода – рельс (ДПР). Предложены технические решения по сокращению технологических и коммерческих потерь при передаче электроэнергии потребителям от этой линии.
Ключевые слова: энергосбережение, энергоэффективность, два провода – рельс, нетяговые потребители, электромагнитное влияние контактной сети, активная мощность, коммерческие потери.
Список источников
- Ковалев И.Н. Электроэнергетические системы и сети : учебник / И.Н.Ковалев. – М. : УМЦ ЖДТ, 2015. – 363 с.
- Бадер М.П. Электромагнитная совместимость : учебник / М.П. Бадер. – М. : УМК МПС, 2002. – 638 с.
ZARUTSKAYA T.А.,Rostov State Transport University (RSTU), Head of the Department «Automated Systems of Electric Power Supply», docent, Сandidate of Engineering Sciences
OZHIGANOV N.V., North Caucasian Directorate for Energy Supply – Transenergo Structural Unit – Branch of JSCo «Russian Railways», lead engineer
Improving the energy efficiency of two-wire-rail lines
Р. 39–42. 5 fig.
Abstract. It has been proven that problems with commercial metering of electricity arise due to the electromagnetic influence of the contact network on the two-wire-rail line (DPR). Technical solutions are proposed to reduce technological and commercial losses when transferring electricity to consumers from this line.
Keywords: energy saving, energy efficiency, two wires – rail, non-tag consumers, electromagnetic influence of contact system, active power, commercial losses.
ЗАРУЦКАЯ Татьяна Алексеевна, Ростов-на-Дону, Россия. E-mail: zarutskaya_t@mail.ru
ОЖИГАНОВ Николай Васильевич, Ростов-на-Дону, Россия. E-mail: 79185036934@yandex.ru
Научная специальность ВАК:
2.9.3. Подвижной состав железных дорог, тяга поездов и электрификация
(технические науки).
Научная статья
УДК 25.111
ВОРОБЬЕВ А.А., Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС), заведующий кафедрой «Наземные транспортно-технологические комплексы», профессор, доктор технических наук
ВАТАЕВ А.С., ПГУПС, доцент кафедры «Наземные транспортно-технологические комплексы», кандидат технических наук
ВАТУЛИН Я.С., ПГУПС, доцент кафедры «Наземные транспортно-технологические комплексы», кандидат технических наук
МАЙОРОВ В.С., ПГУПС, доцент кафедры «Наземные транспортно-технологические комплексы», кандидат технических наук
ЧИСТЯКОВ Э.Ю., ПГУПС, старший преподаватель кафедры «Строительные материалы и технологии»,
Моделирование аэродинамической нагрузки на высокоскоростной состав
С. 44–46. 3 рис.
Аннотация. Выполнено численное моделирование аэродинамической нагрузки на высокоскоростной состав при его движении на эстакадах, расположенных в районах интенсивного воздействия прибрежных штормовых приливов. Оценена устойчивость подвижного состава по критерию минимального давления весовой нагрузки на колесо при воздействии явления «сноса»: одновременного действия бокового ветра и инерционного наддува воздушных масс.
Ключевые слова: аэродинамический снос, инерционный наддув воздушных масс, высокоскоростной подвижной состав, аэродинамика, устойчивость, эстакада, контактная группа «колесо – рельс».
Список источников
- Александрова Н.Б. Обеспечение безопасности движения поездов : учеб. пособие / Н.Б.Александрова, И.Н.Писарева, П.Р.Потапов. – М. : УМЦ ЖДТ, 2016. – 148 с.
- Каримов Д.Д. угли. Численное моделирование аэродинамических процессов движения воздушных масс в тоннелях метрополитена с учетом «поршневого» воздействия подвижного состава / Д.Д. угли Каримов // Известия Петербургского университета путей сообщения. – 2022. – Т. 19. – № 1. – С. 17–27.
- Исследование поперечной устойчивости высокоскоростного подвижного состава при выходе из тоннеля / [Д.Д. угли Каримов, А.А.Воробьев, А.С.Ватаев и др.] // Бюллетень результатов научных исследований. – 2023. – № 2. – С. 115–135.
- Управление аэродинамическим взаимодействием высокоскоростного поезда с элементами искусственных сооружений тоннельного типа / [А.А. Воробьев, Д.Д. угли Каримов, К.А. Сотников и др.] // Транспорт Российской Федерации. – 2024. – № 1 (110). – С. 62–68.
VOROBYOV A.A., St. Petersburg State University of Communications of Emperor Alexander I (PGUPS), Head of the Department of Land Transport and Technological Complexes, Professor, Doctor of Technical Sciences
VATAEV A.S., Associate Professor of the Department of Land Transport and Technological Complexes, Candidate of Technical Sciences
VATULIN Ya.S., Associate Professor of the Department of Land Transport and Technological Complexes, Candidate of Technical Sciences
MAYOROV V.S., Associate Professor of the Department of Land Transport and Technological Complexes, Candidate of Technical Sciences
CHISTYAKOV E.Y., PGUPS, Department of Building Materials and Technologies, Senior lecturer
Simulation of the aerodynamic load on a high-speed train
Р. 44–46. 3 fig.
Abstract. Numerical simulation of the aerodynamic load on a high-speed train during its movement on overpasses located in areas of intense exposure to coastal storm surges has been performed. The stability of rolling stock is assessed by the criterion of the minimum pressure of the weight load on the wheel under the influence of the phenomenon of «demolition»: the simultaneous action of crosswinds and inertial boost of air masses.
Keywords: aerodynamic demolition, inertial boost of air masses, high-speed rolling stock, aerodynamics, stability, overpass, wheel–rail contact group.
ВОРОБЬЕВ Александр Алфеевич, Санкт-Петербург, Россия.
ВАТАЕВ Андрей Сергеевич, Санкт-Петербург, Россия.
ВАТУЛИН Ян Семенович, Санкт-Петербург, Россия.
МАЙОРОВ Владимир Сергеевич, Санкт-Петербург, Россия.
ЧИСТЯКОВ Эдуард Юрьевич, Санкт-Петербург, Россия.
Научная специальность ВАК:
2.9.2. Железнодорожный путь, изыскание и проектирование железных дорог
(технические науки)
Научная статья
УДК 656.2
ВАКУЛЕНКО С.П., Российский университет транспорта (РУТ (МИИТ)), директор Института управления и цифровых технологий, профессор кафедры «Железнодорожные станции и транспортные узлы», кандидат технических наук, действительный член Российской академии транспорта
КОЛИН А.В., РУТ (МИИТ), начальник научно-образовательного центра «Независимые комплексные транспортные исследования» (НОЦ «НКТИ»)
БАКИН А.А., РУТ (МИИТ), инженер НОЦ «НКТИ»
НАСЫБУЛЛИН А.М., РУТ (МИИТ), заместитель начальника центра НОЦ «НКТИ»
На юг по ВСМ: что ждет пассажиров
С. 47–51. 2 рис.
Аннотация. Рассмотрены варианты организации пассажирских перевозок железнодорожным транспортом по маршруту Москва – Ростов – Краснодар – Адлер. Проанализированы их преимущества и недостатки. Сформулированы выводы о целесообразности сооружения ВСМ-3 Москва – Краснодар. Проведен сравнительный анализ себестоимости перевозки пассажира по ВСМ в сравнении с перевозкой по скоростной реконструированной железной дороге.
Ключевые слова: высокоскоростная магистраль, скоростное движение, стоимость перевозки, себестоимость перевозки, кружность грузовых поездов, клиентоориентированность.
Список источников
- О развитии пассажирского транспортного коридора Север – Юг / [С.П.Вакуленко, А.В.Колин, Д.Ю.Роменский и др.] // Железнодорожный транспорт. – 2021. – № 4. – С. 24–29.
- Возможность возвращения грузовых перевозок на главный железнодорожный ход Санкт-Петербург – Москва / [С.П.Вакуленко, А.В.Колин, П.А.Егоров и др.] // Экономика железных дорог. – 2021. – № 12. – С. 31–42.
- Экологический аспект организации грузового обхода в створе коридора «Центр – Юг» / [С.П.Вакуленко, А.В.Колин, Д.Ю.Роменский и др.] // Вестник Уральского государственного университета путей сообщения. – 2021. – № 1 (49). – С. 82–92.
- Колин А.В. Высокоскоростные железнодорожные магистрали как «региональное метро» / А.В.Колин // Транспорт Российской Федерации. – 2017. – № 1 (68). – С. 4–7.
- Колин А. В. Варианты специализации железнодорожных линий по видам движения и развития сети российских железных дорог / А.В.Колин // Транспорт Российской Федерации. – 2015. – № 5 (60). – С. 32–37.
- Айсина Л.Р. Анализ целесообразности применения модульной организации движения пригородных электропоездов на участках Решетниково – Тверь и Решетниково – Конаково ГРЭС / Л.Р.Айсина, А.А.Хисамова // Техника и технология транспорта. – 2024. – Т. 33. – № 2.
- РЖД и предприятие «Уральские локомотивы» заключили договор об изготовлении, сертификации и поставке первых двух высокоскоростных электропоездов для ВСМ Москва – Санкт-Петербург [Электронный ресурс] // Сайт ОАО «РЖД». – Режим доступа : https://company.rzd.ru/ru/9397/page/104069?id=292985 (дата обращения 17.06.2024).
- Киселев И.П. Высокоскоростные железные дороги / И.П.Киселев, Е.А.Сотников, В.С.Суходоев. – СПб. : Изд-во ПГУПС, 2001. – 60 с.
- О необходимости выбора параметров грузовых поездов, пропускаемых по головным участкам крупных транспортных узлов, в условиях высокой интенсивности движения пригородных и пригородно-городских электропоездов / [С.П.Вакуленко, А.В.Колин, А.А.Бакин и др.] // Вестник транспорта Поволжья. – 2021. – № 5 (89). – С. 31–36.
- Калинин К.А. Совершенствование системы управления пассажирскими перевозками на полигонах со скоростным и высокоскоростным движением поездов : дис. на соиск. уч. степени к-та техн. наук : 05.22.08 / Кирилл Антонович Калинин ; М., 2022. – 251 с.
VAKULENKO S.P., Russian University of Transport (RUT (MIIT)) Director of the Institute of Management and Digital Technologies, Professor of the Department of Railway Stations and Transport Hubs, PhD in Engineering, Full Member of the Russian Academy of Transport
KOLIN A.V., RUT (MIIT), Head of the Scientific and Educational Center «Independent Complex Transport Research» (SEC «NCTR»)
BAKIN A.A., RUT (MIIT), Engineer SEC «NCTR»
NASYBULLIN A.M., RUT (MIIT), Deputy Head of the Center SEC «NCTR»
Heading south along the high-speed railway: what awaits passengers?
Р. 47–51. 2 fig.
Abstract. The options for organizing passenger transportation by rail along the Moscow-Rostov-Krasnodar-Adler route are considered. Their advantages and disadvantages are analyzed. Conclusions are formulated on the feasibility of constructing the HSR-3 Moscow-Krasnodar. A comparative analysis of the cost of passenger transportation on the HSR in comparison with transportation on the high-speed reconstructed railway is conducted.
Keywords: high-speed highway, high-speed traffic, transportation cost, transportation cost, freight train circumference, customer focus.
ВАКУЛЕНКО Сергей Петрович, Москва, Россия. E-mail: post-iuit@bk.ru
SPIN-код: 1039-5188.
КОЛИН Алексей Валентинович, Москва, Россия. E-mail: alex5959@yandex.ru
БАКИН Алексей Алексеевич, Москва, Россия. E-mail: bakin-aleksei@yandex.ru
НАСЫБУЛЛИН Айрат Марсович, Москва, Россия. E-mail: nasybullin.airat@mail.ru
Научная специальность ВАК:
2.9.4. Управление процессами перевозок (технические науки).
ФОРТУНАТОВ В.В., Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, заведующий кафедрой «История, философия, политология и социология», доктор исторических наук, профессор
Уникальная рукопись о ратном труде железнодорожников
С. 52–54. 1 рис.
Аннотация. Рассказывается об уникальной рукописи, состоящей из четырех томов, «Отчет о мобилизации железных дорог Советского Союза (по мобплану 1941 г.). М.: ЦВМО МПС, 1947–1948». Отмечается, что рукопись была создана по свежим следам после окончания Великой Отечественной войны по инициативе первого отдела Центрального военно-мобилизационного отдела (ЦВМО) Министерства путей сообщения (МПС) СССР в обстановке начавшейся холодной войны. Подчеркивается, что главной целью данного труда являлась систематизация важнейших документов по мобилизационной работе с 1928 по 1946 г.
Ключевые слова: железнодорожный транспорт, мобилизация железных дорог, Великая Отечественная война, пропускная способность, погрузочно-выгрузочные обустройства, воинские графики, воинские перевозки, эвакуационные перевозки.
ФОРТУНАТОВ Владимир Валентинович. E-mail: fortunatov50@mail.ru