Аннотации №03 2022

Журнал «Железнодорожный транспорт», № 3, 2022 г.

ТУЛУПОВ А.В., Центр инновационного развития – филиал ОАО «РЖД» (ЦИР), заместитель начальника 

ВАСИЛЬЕВ И.П., ЦИР, ведущий эксперт 

ПАЛАТКИНА Е.В., ЦИР, начальник информационно-аналитического отдела

Бенчмаркинг – инструмент активного развития

С. 4–6. 3 рис.

Рассказано о бенчмаркинге – подходе, позволяющем сопоставить уровни технологического развития и показатели деятельности ОАО «РЖД» и зарубежных компаний-аналогов, что дает возможность не только своевременно и эффективно оценить уровень технологического развития компании, но и найти лучшие мировые практики и адаптировать их в своих интересах. Представлены результаты очередного бенчмаркинга, завершившегося в 2021 г. и проводившегося при участии МГУ имени М.В. Ломоносова.

Ключевые слова: ОАО «РЖД»; бенчмаркинг; оценка уровня технологического развития компании.

ОЗЕРОВ А.В., АО «Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте» (АО «НИИАС»), начальник Международного управления 

МАЛИНОВ В.М., АО «НИИАС», ведущий научный сотрудник Центра обучения, кандидат технических наук

МАРШОВА А.С., АО «НИИАС», главный специалист Международного управления

Развитие систем автоматизации управления движением поездов 

С. 10–15. 7 рис.

Описана история внедрения систем автоматического управления движением поездов в различных странах мира в контексте классификации уровней автоматизации. Рассмотрены такие предпосылки успешной реализации технологий автоведения на железной дороге, как надежная система определения препятствий, высокоточная система позиционирования с применением спутниковой навигации и электронных бортовых карт, новые стандарты цифровой радиосвязи, а также разработка спецификаций к подсистеме автоведения и ее интерфейсам с другими подсистемами.

Ключевые слова: системы интервального регулирования движением поездов (СИРДП); устройства железнодорожной автоматики и телемеханики; автоведение; ETCS; CBTC; CTCS; ATP; ATO; GoA4; МСЖД; LTE; 5G; МЦК; машинное зрение; машинное обучение; глубокое обучение; искусственный интеллект.

Литература

Баранов Л.А. Автоматическое управление движением поездов метрополитена / Л.А.Баранов // Мир транспорта. – 2018. – Т. 16. – № 3. – С. 156–165.

Smith K. Rise of the machines: Rio Tinto breaks new ground with AutoHaul [Электронный ресурс] / K.Smith // International Railway Journal. – 2019. – Режим доступа :  HYPERLINK «https://www.railjournal.com/in_depth/rise-machines-rio-tinto-autohaul» https://www.railjournal.com/in_depth/rise-machines-rio-tinto-autohaul. – Дата обращения: 16.11.2021.

Попов П.А. Применение передовых технологий для работы в автоматическом режиме на МЦК / П.А.Попов // Железнодорожный транспорт. – 2020. – № 11. – С. 17–21.

A Systematic Review of Perception System and Simulators for Autonomous Vehicles Research [Электронный ресурс] / [F.Rosique, P.J.Navarro, C.Fernández, A.Padilla] // Sensors. – 2019. – № 19 (3). – Режим доступа :  HYPERLINK «https://doi.org/10.3390/s19030648» https://doi.org/10.3390/s19030648. –  Дата обращения: 16.11.2021.

Озеров А.В. Эволюция европейской системы управления движением поездов / А.В.Озеров // Железные дороги мира. – 2018. – № 3. – С. 64–73. 

ВАКУЛЕНКО С.П., Российский университет транспорта (РУТ (МИИТ)), директор Института управления и цифровых технологий (ИУЦТ), профессор, кандидат технических наук

КОЛИН А.В., РУТ (МИИТ), начальник Научно-образовательного центра «Независимые комплексные транспортные исследования» (НОЦ НКТИ)

ЕГОРОВ П.А., РУТ (МИИТ), заместитель директора по международным связям – начальник центра ИУЦТ

КАЛИНИН К.А., РУТ (МИИТ), инженер НОЦ НКТИ

О целесообразности грузовых перевозок на главном железнодорожном ходу Санкт-Петербург – Москва

С. 16–23. 6 рис.

Отмечено, что в случае реализации проекта создания специализированной высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Санкт-Петербург (ВСЖМ-1) появится возможность вернуть грузовое движение на главный ход Октябрьской железной дороги (в настоящее время грузовые поезда между крупнейшими сортировочными станциями Москвы и Санкт-Петербурга следуют кружными маршрутами, что снижает конкурентоспособность железнодорожного транспорта на данном направлении). В качестве альтернативы возврата грузового движения на главный ход рассмотрено создание новой грузовой тяжелой магистрали за счет глобальной модернизации Сонковского хода (Савёлово – Сонково – Будогощь – Мга). На основе расчетных данных показано, что пропуск грузовых поездов по главному ходу Октябрьской железной дороги является наиболее экономичным вариантом. Сделан вывод, что в загруженных транспортных коридорах наибольший эффект достигается не специализацией существующих перегруженных линий, а строительством выделенных высокоскоростных магистралей.

Ключевые слова: специализированная высокоскоростная железнодорожная магистраль; главный ход; грузовая тяжелая магистраль; Сонковский ход.

Литература

Вакуленко С.П. Высокоскоростная магистраль Санкт-Петербург – Москва: проблемы и перспективы / С.П.Вакуленко, А.В.Колин // Железнодорожный транспорт. – 2006. – № 6. – С. 47–51.

Прокофьев М.Н. Новые железные дороги нужны России / М.Н.Прокофьев // Транспорт Российской Федерации. – 2019. – № 5 (84). – С. 38–41.

Калинин К.А. О комплексном подходе к анализу линий ВСЖМ / К.А.Калинин // Вестн. Ростовского гос. ун-та путей сообщения. – 2021. – № 2 (82). – С. 137–147.

Киселёв И.П. Высокоскоростной сухопутный транспорт: состояние и перспективы / И.П.Киселёв // Транспорт Российской Федерации. – 2010. – № 6 (31). – С. 60–67.

Вакуленко С.П. О разработке качественных параметров формируемого высокоскоростного железнодорожного сообщения / С.П.Вакуленко, К.А.Калинин, М.В.Роменская // Вопросы устойчивого развития общества. – 2021. – № 8. – С. 265–276.

Колин А.В. Варианты специализации железнодорожных линий по видам движения и развития сети российских железных дорог / А.В.Колин // Транспорт Российской Федерации. – 2015. – № 5 (60). – С. 32–37.

Колин А.В. Высокоскоростные железнодорожные магистрали как «региональное метро» // Транспорт Российской Федерации. – 2017. – № 1 (68). – С. 4–7.

Лапидус Б.М. Высокоскоростные магистрали – инструмент перехода к инновационному лидерству / Б.М.Лапидус, Д.А.Мачерет // Мир перемен. – 2018. – № 1. – С. 49–64.

Калинин К.А. Варианты ввода высокоскоростных железнодорожных магистралей в города, их влияние на работу железнодорожных узлов и развитие агломераций / К.А.Калинин, М.В.Роменская // Устойчивое развитие территорий. – М. : Национальный исследоват. Московский гос. строит. ун-т, 2019. – С. 196–198.

Колин А.В. Скоростные грузовые поезда постоянного формирования на линии Москва – Казань / А.В.Колин, А.М.Насыбуллин, Л.Р.Айсина // Вестник транспорта. – 2016. – № 10. – С. 27–28.

Вакуленко С.П. Ускоренные грузовые перевозки железнодорожным транспортом / С.П.Вакуленко, М.Н.Прокофьев, Н.Ю.Евреенова. – М. : РУТ (МИИТ), 2021. – 234 с.

ВАЛИНСКИЙ О.С., ОАО «РЖД», заместитель генерального директора – начальник Дирекции тяги

Повышение эффективности использования тягового подвижного состава

С. 24–27. 4 рис.

Представлены результаты подконтрольной эксплуатации устройств активации трения УАТЛ на локомотиве 3ЭС5К, в ходе которой проведена проверка эффективности устройства активации трения локомотива, определены значения фактического расхода песка локомотивов с установленными устройствами УАТЛ, определена наиболее эффективная конфигурация оборудования локомотивов путем сравнения расхода песка.

Ключевые слова: активатор трения; испытания; система активации трения; тяговые характеристики локомотива; этапы испытаний; методика испытаний.

Литература

Воробьев А.А. Методика определения нагруженности колесной пары подвижного состава при движении по репрезентативным маршрутам с использованием математического моделирования системы «вагон — путь» / А.А.Воробьев. – М. : Ай Пи Ар Медиа, 2020. – 151 c.

Воробьев А.А. Математическое моделирование параметров контакта колеса с рельсом для различных условий эксплуатации вагонов / А.А.Воробьев // Вестник Института проблем естественных монополий: Техника железных дорог. – 2016. – № 1 (33). – С. 34–41.

Bergman E. Friction propertied of spattered dichalcogenide Layers / E.Bergman, G.Melet, A.Simon-Vermet // Tribology International. – 1981. – No. 14 (6). – Pp. 329–332. 

Andrews H.I. Clutch Mechanism / H.I.Andrews // World railways. – 1972. – No. 9. – Pp. 27–31.

Лужнов Ю.М. Управление фрикционным взаимодействием колес подвижного состава с рельсами – резерв снижения себестоимости перевозочной работы / Ю.М.Лужнов, А.Т.Романова // Инновационная экономика: информация, аналитика, прогноз. – 2016. – № 3. – С. 11–15.

Улучшение сцепления колес железнодорожного экипажа с рельсами подачей в область контакта частиц окалины или магнетита / [И.И.Соснов и др.] // Трение и износ. – 2018. – № 4. – С. 415–420.

Устройство активации трения и активатор повышенного трения : пат. 2721993 РФ : МПК B61K 3/02 (2006.01), C10M 125/10 (2006.01), F16N 15/00 (2006.01) / Валинский О.С., Выщепан А.Л., Лубягов А.М., Майба И.А. – № 2019117405; заявл. 04.06.2019; опубл. 25.05.2020.  – 10 с.

ВЛАДИМИРОВ А.В., ООО «Всесоюзный научно-исследовательский центр транспортных технологий» (ООО «ВНИЦТТ»), отдел «Платформы», руководитель конструкторской группы

ПРИСМОТРОВА А.А., ООО «ВНИЦТТ», отдел «Платформы», инженер-конструктор 2-й категории 

ШЕВЧЕНКО Д.В., ООО «ВНИЦТТ», директор научно-исследовательской дирекции, кандидат технических наук

БРУСЕНЦОВ С.А., ООО «ВНИЦТТ», руководитель направления «Статическая прочность и сопротивление усталости» 

Разработка платформы типа Sgmmns 40′ по нормам Евросоюза

С. 28–35. 9 рис.

Показаны основные этапы деятельности структурных подразделений холдинга ОВК по разработке новой контейнерной платформы, эксплуатация которой позволит не только увеличить эффективность перевозок за счет увеличения грузоподъемности вагона, но и минимизировать затраты на приобретение парка вагонов за счет увеличенной вместимости и уменьшенной стоимости готового вагона по сравнению с зарубежными аналогами.

Ключевые слова: нормы Евросоюза; вагон-платформа; расчеты на прочность; расчет на усталость конструкций; рама вагона; тележки вагонные; специализированный контейнер; вместимость вагона; грузоподъемность вагона.

НАБОЙЧЕНКО И.О., кандидат технических наук

МАНСУРОВ В.А., директор научно-производственного предприятия «НПП «Горизонт», г. Екатеринбург

АРЖАННИКОВ Б.А., профессор Уральского государственного университета путей сообщения, директор научно-производственного предприятия «НПП «Электромаш», г. Екатеринбург, доктор технических наук, Заслуженный работник транспорта Российской Федерации

О создании системы электрической тяги постоянного тока повышенного напряжения

С. 36–41. 6 рис.

Дан краткий исторический обзор исследований и практических работ, направленных на создание системы электрической тяги постоянного тока повышенного напряжения (6–24 кВ). Перечислены основные сложности реализации такой системы, в частности связанные с необходимостью использования преобразователя напряжения постоянно-постоянного тока. Отмечено, что даже в случае повышения напряжения в контактной сети до 24 кВ система электрической тяги постоянного тока будет уступать системе электрической тяги однофазного переменного тока напряжением 25 кВ, 50 Гц. При этом указано, что система однофазного переменного тока практически исчерпала свои возможности и не сможет в дальнейшем обеспечить необходимый рост объемов тяжеловесного и высокоскоростного движения, в связи с чем предложен переход на систему электрической тяги трехфазного тока 3×25 кВ, 50 Гц.

Ключевые слова: система электрической тяги постоянного тока повышенного напряжения; преобразователь напряжения постоянно-постоянного тока; система электрической тяги однофазного переменного тока; система электрической тяги трехфазного переменного тока.

Литература

Рывкин Ю.Е. Краткая характеристика систем тока электрических железных дорог / Ю.Е.Рывкин // Выбор системы тока для электрических железных дорог СССР : Материалы бригады электрификации ж.-д. транспорта ; под ред. чл.-кор. АН СССР М.А.Шателена. – М.–Л. : Изд-во АН СССР, 1937. – 240 с.

Инженеры-электрификаторы старейшего института путей сообщения России (1933–2008) / [А.Т.Бурков, И.П.Киселев, Э.П.Селедцов, М.А.Шарпилова] ; под ред. д.т.н., проф. А.Т.Буркова. – СПб. : ПГУПС, 2008. – 284 с.

Розенфельд В.Е. Применение постоянного тока высокого напряжения для электрической тяги / В.Е.Розенфельд, В.В.Шевченко, В.А.Майбога // Железнодорожный транспорт. – 1962. – № 7. – С. 35–39.

Тихменев Б.Н. Электрическая тяга постоянного тока: возможности усиления / Б.Н.Тихменев, Н.Н.Горин, В.А.Кучумов // Железнодорожный транспорт. – 1987. – № 7. – С. 48–51.

Дядьков А.М. К вопросу электрификации железных дорог на постоянном токе повышенного напряжения / А.М.Дядьков, А.С.Низов, В.А.Попик // Режимы работы устройств электроснабжения. Ч. 3. : сб. науч. тр. МИИТа и УрЭМИИТа. – Свердловск, 1971. – С. 3–12.

Майер Л. Оценка возможностей электротяги на 12 кВ постоянного тока / Л.Майер, О.Вентура // Ingenering Inforzia. – 1989. – С. 271–273.

Котельников А.В. Электрификация железных дорог. Мировые тенденции и перспективы / А.В.Котельников. –  М. : Интекст, 2002. – 104 с.

Бурков А.Т. Электронная техника и преобразователи : учебник для вузов ж.-д. транспорта / А.Т.Бурков. – М. : Транспорт, 1999. – 464 с.

Жемчугов В.Г. Преобразовательный модуль 24/3 кВ для системы тягового электроснабжения постоянного тока повышенного напряжения / В.Г.Жемчугов, А.В.Агунов // Мат. четвертого междунар. симп. «Элтранс-2007», 23–26 октября 2007 г. – СПб. : ПГУПС, 2009. – 507 с.

Набойченко И.О. Повышение эффективности системы электрической тяги переменного тока / И.О.Набойченко, В.А.Мансуров, Б.А.Аржанников // Железнодорожный транспорт. – 2020. – № 8. – С. 36–42.

Sheilah Frey. Railway Electrification Systems & Engineering / Frey Sheilah. – White Word Publications, 2012. – P. 145.

ШАЦ М.М., Институт мерзлотоведения имени П.И. Мельникова Сибирского отделения РАН, ведущий научный сотрудник, кандидат географических наук 

ГАГАРИН Л.А., Институт мерзлотоведения имени П.И. Мельникова Сибирского отделения РАН, старший научный сотрудник, кандидат геолого-минералогических наук

Амуро-Якутская железнодорожная магистраль: природные и геотехнические условия

С. 42–48. 11 рис.

Рассмотрено значение транспортной отрасли для развития экономики страны. На примере Амуро-Якутской железнодорожной магистрали показана специфика, обусловленная экстремальными природными условиями территории ее прохождения. Освещены перспективы реализации проекта расширения Амуро-Якутской железнодорожной магистрали. 

Ключевые слова: значение транспортной отрасли для развития экономики страны; специфика, обусловленнаяэкстремальными природными условиями территории.

Литература

Алексеев В.Р. Ландшафтная индикация наледных явлений / В.Р.Алексеев. – Новосибирск : Наука, 2005. – 364 с. 

Байкало-Амурская железнодорожная магистраль. Геокриологическая карта. М-б 1: 2 5000 000. – М. : ГУГК, 1979. – 2 л.

Геокриология СССР. Средняя Сибирь.  – М. : Недра, 1989. – 413 с.

Егорова Е. Якутский мегапроект на финише / Е.Егорова [Электронный ресурс]. – URL:  HYPERLINK «http://ursa-tm.ru/forum/index.php?/topic/57478-yakutskiy-megaproekt-na-finishe/» http://ursa-tm.ru/forum/index.php?/topic/57478-yakutskiy-megaproekt-na-finishe/. – Источник:  HYPERLINK «http://ursa-tm.ru/» http://ursa-tm.ru/. – Дата обращения: 06.12.2020.

Ситуация не дозрела: мост через Лену снова не получит денег из бюджета [Электронный ресурс]. – URL: HYPERLINK «https://www.forbes.ru/finansy-i-investicii/414921-situaciya-ne-dozrela-most-cherez-lenu-snova-ne-poluchit-deneg-iz»https://www.forbes.ru/finansy-i-investicii/414921-situaciya-ne-dozrela-most-cherez-lenu-snova-ne-poluchit-deneg-iz. – Источник: Forbes Staff. – Дата обращения:02.12.2020.

Мерзлотно-ландшафтная карта Якутской АССР. М-б 1:2500000 КГиК СССР. – М., 1991. – 2 л.

Мост: мнение Дудникова [Электронный ресурс]. –URL: HYPERLINK «https://sakhatime.ru/society/29496/» https://sakhatime.ru/society/29496/.  – Источник:  HYPERLINK «https://sakhatime.ru/» https://sakhatime.ru/. – Дата обращения: 07.12.2020.

Харрис С.А. Геокриология / С.А.Харрис, А.В.Брушков, Г.Чен. –  М. – Берлин :  Директ-Медиа, 2020. – 362 с.

НИЯЗГУЛОВ У.Д., Российский университет транспорта (РУТ (МИИТ)), профессор, кандидат технических наук

ЦХОВРЕБОВ Э.С., независимый исследователь, доцент, кандидат экономических наук

ШКАНОВ С.И., Федеральное государственное автономное учреждение «НИИ «Центр экологической промышленной политики»», научный сотрудник

О мерах повышения достоверности устанавливаемых нормативов образования отходов

С. 50–55. 1 рис.

Представлен всесторонний анализ информационно-аналитической базы устанавливаемых нормативов образования отходов и выдаваемых на их основе комплексных экологических разрешений в части обращения отходов. Показано, что процесс экологического нормирования образования отходов и его нормативно-методическая база в большинстве своем основаны на устаревших удельных нормах и нормативах, установленных еще в 1970-х – начале 1990-х годов, что не может представлять собой достоверную, объективную, обоснованную оценку образования, движения отходов производства и потребления в настоящее время. Обращено внимание, что такое положение дел приводит к существенному искажению экологической информации в системе оценки воздействия на окружающую среду, формах статистического наблюдения, территориальных схемах и региональных программах в области обращения с отходами, государственных докладах о состоянии окружающей среды, предпроектной и проектной документации, иных документах различного уровня и назначения. Предложены пути комплексного решения сложившейся проблемы на государственном и отраслевом уровнях.

Ключевые слова: отходы производства и потребления; нормативы образования отходов; достоверная нормативно-аналитическая база образования отходов.

Литература

Hart J. Barriers and drivers in a circular economy: the case of the built environment / J.Hart, K.Adams and others // Procedia CIRP. – 2019. – No. 80. – Pp. 619–624.

Domenech T. Transition Towards a Resource Efficient Circular Economy in Europe / T.Domenech, B.Bahn-Walkowiak : Policy LessonsFromthe EU and the Member States, Ecological Economics. – 2019. – Vol. 155. – Pp. 7–19.

Elgizawy S. Slum Development Using Zero Waste Concepts/ S.Elgizawy, S.El-Haggar, K.Nassar // Construction Waste Case Study. ProcediaEngineering. – 2016. – Vol. 145. – Pp. 1306–1313.

Зубрев Н.И. Теория и практика переработки отходов на железнодорожном транспорте / Н.И.Зубрев. – М. : УМЦ ЖДТ, 2012. – 286 с.

Охрана окружающей среды на железнодорожном транспорте.  – М. : Космосинформ, 1994. – 354 с.

Цховребов Э.С. Теоретические положения формирования методологии создания комплексной системы обращения строительных отходов / Э.С.Цховребов, Е.Г.Величко // Вестник МГСУ. – 2017. – Т. 12. − № 1. − С. 83–93. 

Tskhovrebov E. Рlanning measures for environmentally safe handling with extremely and highly hazardous wastes in industrial, building and transport complex / E.Tskhovrebov, E.Velichko, U.Niyazgulov // Materials Science Forum. – 2018.  – Vol. 945 MSF. – Рр. 988–994.

Потапов П.Н. Ответственные задачи в сфере обращения с отходами / П.Н.Потапов // Железнодорожный транспорт. – 2019. – № 2. – С. 66–69.

Цховребов Э.С. Обоснование формирования стратегии обращения с вторичными ресурсами на железнодорожном транспорте / Э.С.Цховребов, У.Д.Ниязгулов, С.И.Шканов // Железнодорожный транспорт. – 2020. –  № 5. – С. 53–58.

Методика комплексной оценки отходообразующих процессов и инженерно-технических систем / [Э.С.Цховребов, У.Д.Ниязгулов, С.И.Шканов и др.] // Железнодорожный транспорт. – 2021. – № 3. – С. 56–63.

СТАРИКОВА Н.В., Нижегородский государственный педагогический университет (НГПУ) имени К. Минина, заведующая кафедрой истории России и вспомогательных исторических дисциплин (ИРиВИД), кандидат исторических наук

ШЛЯХОВ М.Ю., НГПУ имени К. Минина, доцент кафедры ИРиВИД, кандидат исторических наук

Развитие профессионально-кадрового состава. Из истории Московско-Нижегородской железной дороги (1860–1880 годы)

С. 56–61. 5 рис.

Рассказывается о создании специализированных служб (пути и зданий, движения и подвижного состава, тяги) со своим штатным расписанием в целях обеспечения эффективной работы. Особое внимание уделяется формированию типового штата различных категорий железнодорожных служащих и рабочих, необходимого для обеспечения бесперебойного функционирования дороги.

Ключевые слова: Московско-Нижегородская железная дорога; специализированные службы;

штатное расписание; категории железнодорожных служащих и рабочих.

Литература

Кадровая политика Московско-Нижегородской железной дороги в 1862–1885 годах / База данных. Свидетельство о государственной регистрации № 2020622599.

Красницкая Т.А. Организация просветительской работы среди служащих железных дорог центральной России во второй половине XIX – начале ХХ в. / Т.А.Красницкая, А.Ю.Иванова // Преподаватель XXI век. – 2011. – № 1.

Лашина Л.С. Условия труда и жизни рабочих и служащих акционерных обществ железных дорог центрального Черноземья в конце XIX – начале ХХ в. / Л.С.Лашина, А.А.Красиков  // Вестник БГТУ им. Шухова. – 2012. – № 2.

Обзор деятельности Министерства путей сообщения за время царствования императора Александра III. –  СПб. : Тип. М-ва путей сообщения (Т-ва И.Н.Кушнерев и К°), 1902.

Обзор деятельности Министерства путей сообщения за 1895 год. –  СПб., 1896.

Рерберг И.Ф. История эксплуатации Московско-Нижегородской железной дороги за первые XXV лет / И.Ф.Рерберг. – М., 1887. 

Хусаинов Ф.И. Формирование и развитие железных дорог России в XIX веке: стимулы и институты / Ф.И.Хусаинов // Бюллетень транспортной информации. – 2018. – № 8.

Читайте также: