Аннотации №03 2025
Журнал «Железнодорожный транспорт», № 3, 2025 г.
Об итогах производственно-финансовой деятельности ОАО «РЖД» за 2024 г., ключевых результатах за период 2019–2024 гг., приоритетных целевых задачах на 2025 г. и на перспективу до 2030 г. Доклад генерального директора – председателя правления открытого акционерного общества «Российские железные дороги» О.В. Белозёрова на итоговом заседании правления ОАО «РЖД»
С. 4–10. 4 рис.
Аннотация. В докладе генерального директора – председателя правления открытого акционерного общества «Российские железные дороги» О.В. Белозёрова подведены итоги производственно-финансовой деятельности ОАО «РЖД» за 2024 г., описаны ключевые результаты за период 2019–2024 гг., представлены приоритетные целевые задачи на 2025 г. и на перспективу до 2030 г.
Ключевые слова: ОАО «РЖД», производственно-финансовая деятельность, ключевые результаты, приоритетные ключевые задачи.
ТАНАЕВ В.Ф., ОАО «РЖД», заместитель генерального директора – главный инженер
Приоритетные направления инженерной деятельности
С. 11–15. 6 рис.
Аннотация. Подведены итоги работы инженерных подразделений компании за период 2019–2024 гг. Рассмотрено текущее положение дел в таких важных сферах, как создание цифровой железнодорожной станции, внедрение беспилотного движения, разработка отечественного высокоскоростного электропоезда, развитие системы квантовых коммуникаций, техносферная безопасность, метрологическое обеспечение и нормативное регулирование деятельности ОАО «РЖД». Перечислены основные задачи инженерного блока компании на 2025 г.
Ключевые слова: инженерная деятельность, техносферная безопасность, квантовые коммуникации, нормативное регулирование.
ТАНАЕВ Валерий Фаритович, Москва. Россия.
КОЛЕСНИКОВ И.Н., ОАО «РЖД», заместитель генерального директора
Об итогах работы пассажирского комплекса в период 2019–2024 гг. и планах на перспективу
С. 16–21. 7 рис.
Аннотация. Подведены итоги работы пассажирского комплекса компании в 2019–2024 гг., обозначены планы на будущее. Затронуты темы обеспечения роста пассажирских перевозок, развития железнодорожного туризма, обновления пассажирского подвижного состава и объектов пассажирской инфраструктуры, расширения предлагаемых пассажирам сервисов и услуг.
Ключевые слова: пассажирский комплекс, пассажирские перевозки, железнодорожный туризм, подвижной состав, пассажирская инфраструктура.
КОЛЕСНИКОВ Иван Николаевич, Москва. Россия.
ГЛАЗКОВ М.О., ОАО «РЖД», заместитель генерального директора – начальник Центральной дирекции управления движением
На основе современных технологий и интенсификации
С. 22–24. 2 рис.
Аннотация. Рассказывается о росте перевозок грузов по железным дорогам нашей страны в последние годы несмотря на внешние и внутренние вызовы, в том числе на самом грузонапряженном направлении сети – Восточном полигоне. Отмечается, что для освоения возрастающих объемов перевозок активно развивается тяжеловесное движение, большое внимание уделяется совершенствованию плана формирования грузовых поездов, в том числе повышению транзитности грузопотоков. Особое внимание уделяется созданию проектного офиса по развитию технологии управления вагонными парками.
Ключевые слова: перевозки грузов, Восточный полигон, тяжеловесное движение, формирование грузовых поездов, транзитность грузопотоков, вагонный парк.
ГЛАЗКОВ Михаил Олегович, Москва, Россия.
ШАЙДУЛЛИН Ш.Н., ОАО «РЖД», заместитель генерального директора – начальник Департамента безопасности движения
О реализации функциональной стратегии обеспечения гарантированной безопасности
С. 25–28. 5 рис.
Аннотация. Рассмотрена динамика основных показателей функциональной безопасности железных дорог ОАО «РЖД», указаны их целевые значения на 2025 г. и риски превышения. Проанализировано влияние человеческого фактора на безопасность движения поездов. Подчеркнута необходимость приведения объектов инфраструктуры и подвижного состава к требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (ПТЭ).
Ключевые слова: функциональная безопасность, целевой показатель, человеческий фактор, ПТЭ.
ШАЙДУЛЛИН Шевкет Нургалиевич, Москва. Россия.
ПОПОВ П.А., АО «Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте» (АО «НИИАС»), заместитель генерального директора, технический руководитель проектов по беспилотным поездам
КИСЕЛЕВ П.А., АО «НИИАС», руководитель проекта Центра управления проектами
КУДРЯШОВ С.В., АО «НИИАС», начальник отдела внедрения и технического сопровождения
Методы испытания бортовых систем технического зрения
С. 31–33. 3 рис.
Аннотация. Рассмотрены задачи создания специализированного оборудования для проведения испытаний систем технического зрения (СТЗ) на железнодорожном подвижном составе. Дана информация о минимально необходимом комплекте имитаторов препятствий, утвержденном по результатам проведенного специалистами ОАО «РЖД» анализа. Представлены разработанные специалистами АО «НИИАС» манекены людей, соответствующие необходимым требованиям. Описан способ оценки способности СТЗ обнаруживать препятствия и достаточно точно определять расстояние до них с учетом внушительной длины тормозного пути подвижного состава.
Ключевые слова: железнодорожный транспорт, система технического зрения (СТЗ), имитаторы препятствий, манекены людей, обнаружение препятствий, определение расстояния.
ПОПОВ Павел Александрович, Санкт-Петербург, Россия. E-mail: p.popov@vniias.ru
КИСЕЛЕВ Павел Александрович, Санкт-Петербург, Россия. E-mail: p.kiselev@vniias.ru
КУДРЯШОВ Сергей Васильевич, Санкт-Петербург, Россия.
ХОЙХИН Р.А., Центральная дирекция инфраструктуры – филиал ОАО «РЖД» (ЦДИ ОАО «РЖД»), начальник Управления вагонного хозяйства
ЛЮСИН А.О., ЦДИ ОАО «РЖД», заместитель начальника технического отдела Управления вагонного хозяйства
БОРОНЕНКО Ю.П., Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС), заведующий кафедрой «Вагоны и вагонное хозяйство», доктор технических наук, профессор
РОМАНОВА А.А., ПГУПС, доцент кафедры «Вагоны и вагонное хозяйство», кандидат технических наук, доцент
ФЕДОРОВА В.И., ПГУПС, доцент кафедры «Вагоны и вагонное хозяйство», кандидат технических наук, доцент
О развитии вагонного комплекса и перспективах автоматизации производственных процессов технического обслуживания грузовых вагонов
С. 34–41. 5 рис.
Аннотация. Приведены характеристики парка грузовых вагонов принадлежности Российской Федерации, прогноз числа выбывающих по сроку службы вагонов на период до 2030 г. и динамика производства инновационных вагонов. Освещены вопросы увеличения длины гарантированных участков безопасного проследования грузовых вагонов, развития средств диагностики подвижного состава на ходу поезда. Перечислены основные этапы перехода на полную автоматизацию процесса технического обслуживания грузовых вагонов
Ключевые слова: грузовой вагон, инновационный подвижной состав, средства диагностики, гарантийный участок, техническое обслуживание.
Список источников
- Кобзев С.А. О направлениях научно-технического развития холдинга ОАО «РЖД» / С.А.Кобзев // Железнодорожный транспорт. – 2020. – № 2. – С. 33–39.
- Бороненко Ю.П. Стратегические задачи вагоностроителей в развитии тяжеловесного движения / Ю.П.Бороненко // Транспорт Российской Федерации. – 2013. – № 5. – С. 68–74.
- Кореньков Д.А. Система диагностирования в ОАО «РЖД» / Д.А.Кореньков // Железнодорожный транспорт. – 2023. – № 12. – С. 18–22.
- Ададуров А.С. Алгоритмы идентификации сигналов дефектного буксового узла постовой системы ранней диагностики / А.С.Адауров // Транспорт Российской Федерации. – 2018. – № 5. – С. 58–62.
- Ададуров А.С. Обзор существующих установок автоматизированного бесконтактного измерения геометрических параметров колесных пар / А.С.Ададуров, И.Ю.Савельев // Транспорт Российской Федерации. – 2022. – № 3. – С. 48–52.
- Анализ методов измерения силового воздействия подвижного состава на путь и систем технического контроля колес при движении поезда / [Ю.П.Бороненко, Р.В.Рахимов, Р.Ю.Григорьев, В.В.Попов] // Известия Петербургского гос. ун-та путей сообщения. – 2020. – Т. 17. – Вып. 3. – С. 324–344.
- Бороненко Ю.П. Кусочно непрерывное измерение сил между колесом и рельсом по касательным напряжениям в двух сечениях рельса / Ю.П.Бороненко, Р.В.Рахимов, А.А.Петров // Транспорт Российской Федерации. – 2018. – № 3. – С. 58–64.
- Выбор схемы установки датчиков на железнодорожном пути для выявления дефектов колес / [Ю.П.Бороненко, Р.В.Рахимов, Ю.Б.Житков, Г.А.Поволоцкая] // Транспорт Российской Федерации. – 2019. – № 3. – С. 55–59.
- Зимакова М.В. Тележка для грузового подвижного состава с осевой нагрузкой 25 тс / М.В.Зимакова, А.В.Третьяков, В.С.Коршунов // Железнодорожный подвижной состав: проблемы, решения, перспективы : Мат. Второй Междунар. научно-техн. конференции, Ташкент, 19–22 апреля 2023 г. – Ташкент : Ташкентский гос. транспортный ун-т, 2023. – С. 176–182.
ХОЙХИН Роман Александрович, Москва. Россия.
ЛЮСИН Алексей Олегович, Москва. Россия.
БОРОНЕНКО Юрий Павлович, Москва. Россия.
РОМАНОВА Анна Анатольевна, Москва. Россия.
ФЕДОРОВА Вероника Игоревна, Москва. Россия.
ГАВРЮШИН М.А., АО «Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава» (АО «ВНИКТИ»), заведующий лабораторией
КОССОВ В.С., АО «ВНИКТИ», генеральный директор, доктор технических наук, профессор
ЛУНИН А.А., АО «ВНИКТИ», заместитель генерального директора по научной работе и цифровой трансформации, кандидат технических наук
СПИРОВ А.В., АО «ВНИКТИ», заведующий отделением
О влиянии буксовых узлов на динамические качества и воздействие на путь
С. 42–44. 5 рис.
Аннотация. Рассмотрены результаты комплексных сравнительных испытаний грузовых вагонов на тележках с колесными парами, оборудованными подшипниками кассетного типа с адаптерами различной конструкции, и вагона с колесными парами, оборудованными роликовыми подшипниками. Получено снижение максимальных значений динамических показателей вагонов на тележках с кассетными подшипниками по сравнению с вагонами на тележках с роликовыми подшипниками.
Ключевые слова: грузовые вагоны, кассетные подшипники, буксовые адаптеры, сравнительные испытания, динамические испытания, испытания по воздействию на путь, безопасность движения поездов.
ГАВРЮШИН Михаил Александрович, Коломна, Россия.
КОССОВ Валерий Семенович, Коломна, Россия.
ЛУНИН Андрей Александрович, Коломна, Россия.
СПИРОВ Андрей Владимирович, Коломна, Россия.
САВВИНА А.М., начальник Центра повышения эффективности труда персонала Забайкальской железной дороги
Из опыта работы центров повышения эффективности труда персонала
С. 46–50. 6 рис.
Аннотация. Рассказывается о проектной деятельности центров повышения труда персонала (НЦК) на примере НЦК Забайкальской железной дороги. Описываются разработка и тиражирование проектов НЦК по изменению технологии работы, совмещению профессий, изменению режимов труда и исключению трудовых потерь. Особое внимание уделяется проведению конкурсов в трудовом блоке компании, запуску пилотных программ обучения, разработке фабрики процессов и дистанционных курсов.
Ключевые слова: НЦК, режимы труда, совмещение профессий, трудовые потери, проведение конкурсов, пилотные программы обучения, фабрика процессов, дистанционные курсы.
САВВИНА Анна Михайловна, Чита, Россия.
ОСИНЦЕВ И.А., Тайгинское подразделение Западно-Сибирского учебного центра профессиональных квалификаций (УЦПК), преподаватель высшей категории
ОСИНЦЕВА А.В., Тайгинское подразделение Западно-Сибирского УЦПК, преподаватель первой категории
Тайгинцы – герои Великой Отечественной войны
С. 51–54. 8 рис.
Аннотация. Описывается вклад в победу советского народа над немецко-фашистскими захватчиками уроженцев станции Тайга Западно-Сибирской железной дороги. Особое внимание уделяется созданию в начале 1930-х годов аэроклуба на станции Тайга, который осуществил шесть выпусков пилотов (более 200 человек) и подготовил несколько сотен первоклассных парашютистов. Рассказывается о тайгинцах, удостоенных звания Героя Советского Союза, и воинах, павших смертью храбрых в боях за свободу и независимость Родины.
Ключевые слова: станция Тайга, тайгинцы, аэроклуб, подготовка пилотов и парашютистов, Великая Отечественная война, воиы-герои.
ОСИНЦЕВ Игорь Александрович, Тайга, Россия.
ОСИНЦЕВА Анастасия Валериевна, Тайга, Россия.