Аннотации №05 2025

Журнал «Железнодорожный транспорт», № 5, 2025 г.

Научная статья

УДК 004.895: 656.225.073

ЛАПИДУС Б.М., председатель Объединенного ученого совета ОАО «РЖД», доктор экономических наук, профессор. 

ОСЬМИНИН А.Т., заместитель председателя Объединенного ученого совета ОАО «РЖД» по научному развитию и взаимодействию, профессор ПГУПС и ПривГУПС, доктор технических наук, профессор

ЛАЗАРЕВ А.А., Институт проблем управления имени В.А. Трапезникова Российской академии наук, заведующий лабораторией «Дискретная оптимизация и теория расписаний», доктор физико-математических наук, профессор

КАБАНОВ А.В., Центр фирменного транспортного обслуживания – филиал ОАО «РЖД» (ЦФТО), начальник Управления реинжиниринга процессов и цифровой трансформации 

О перспективах разработки и применения технологии искусственного интеллекта при реализации транспортно-логистических задач в сфере грузовых перевозок

С. 4–12. 5 рис.

Аннотация. Рассмотрены вопросы формирования научно обоснованных предложений по исследованиям и разработкам в области применения искусственного интеллекта (ИИ) при реализации транспортно-логистических услуг в сфере грузовых перевозок. Раскрыты перспективы использования ИИ при организации и управлении грузопотоками на инфраструктуре ОАО «РЖД» с использованием динамической модели загрузки инфраструктуры (ДМ ЗИ). Сформулированы конкретные предложения по развитию ИИ-технологий на железнодорожном транспорте, определена потенциальная область достижения эффектов при их реализации.

Ключевые слова: искусственный интеллект, ИИ-технологии, грузовые перевозки, транспортно-логистические услуги, ДМ ЗИ, перевозочный процесс, моделирование.

Список источников 

  • Лапидус Б.М. Макроэкономическая роль железнодорожного транспорта: теоретические основы, исторические тенденции и взгляд в будущее / Б.М.Лапидус, Д.А.Мачерет. – М. : Красанд, 2014. – 234 с.
  • Лапидус Б.М. Формирование бесшовной транспортной системы – новая парадигма открытого железнодорожного транспорта в условиях цифровой трансформации. Проблемы теории и практики управления /  Б.М.Лапидус, Л.В.Лапидус. – М. : Международная Медиа Группа, 2018. – № 1. – С. 79–88.
  • Хабриева Т.Я. Правовые проблемы идентификации искусственного интеллекта / Т.Я.Хабриева // Вестник Российской академии наук. – 2024. – Т. 94. – № 7. – С. 609–621.
  • Бетелин В.Б. Научные проблемы обеспечения технологического суверенитета в области технологий искусственного интеллекта / В.Б.Бетелин // Вестник Российской Академии наук. – 2024. – Т. 94. – № 7. – С. 629–634.
  • О возможности применения в управлении железнодорожными транспортными системами и перевозочным процессом искусственного интеллекта / [А.Т.Осьминин, А.Н.Баушев, И.И.Осьминина, А.А.Шатохин] // Инновационные технологии на железнодорожном транспорте : cб. трудов научно-практ. конф. с междунар. участием, Москва, 20–21 октября 2021 г. – М. : Изд-во РУТ (МИИТ) : РОАТ, 2022. – С. 332–343.
  • Осьминин А.Т. О разработке интеллектуальной системы управления перевозочным процессом / А.Т.Осьминин // Железнодорожный транспорт. – 2021. – № 3. – С. 17–27. 
  • Осьминин А.Т. Эффективное использование инфраструктуры ОАО «РЖД» на основе ДМ ЗИ (точечное развитие лимитирующих участков, оптимизация порожних пробегов) / А.Т.Осьминин, А.В.Кабанов // Бюллетень Объединенного ученого совета ОАО «РЖД». – 2024. – № 1. – С. 12–28. 
  • Осьминин А.Т. Анализ состояния технического нормирования в современных условиях / А.Т.Осьминин, Г.В.Верховых // Сб. науч. трудов ПГУПС. – СПб. : Изд-во ПГУПС, 2008. – C. 11–17.
  • Осьминин А.Т. О новом подходе к нормированию перевозок / А.Т.Осьминин, Р.В.Баскин, Л.А.Осьминин // Железнодорожный транспорт. – 2011. – № 8. – С. 44–48.
  • Осьминин А.Т. Развитие теории и методов расчета плана формирования поездов / А.Т.Осьминин // Железнодорожный транспорт. – 2010. – № 10. – С. 31–40 ; № 11. – С. 33–36.
  • Лазарев А.А. Теория расписаний. Методы и алгоритмы ИПУ РАН / А.А.Лазарев. – М. : Изд-во ИПУ РАН, 2019. – 408 с.

LAPIDUS B.M., Chairman of the Joint Scientific Council of Russian Railways, Doctor of Economic Sciences, Professor

OSMININ A.T., Deputy Chairman for Scientific Development and Cooperation of the Joint Scientific Council of Russian, Professor of PSUPS and PrivGUPS, Doctor of Engineering Sciences, Professor,

LAZAREV A.A., V.A. Trapeznikov Institute of Management Problems of the Russian Academy of Sciences, Head of the Laboratory of Discrete Optimization and Schedule Theory, Doctor of Physico-Mathematical Sciences, Professor

KABANOV A.V., Center for Branded Transport Services, a branch of Russian Railways, Head of the Department of Process Reengineering and Digital Transformation.

Оn the prospects for the development and application of artificial intelligence technology in the implementation of transport and logistics tasks in the field of freight transportation

P. 4–12. 5 fig.

Abstract. The article discusses the issues of forming scientifically based proposals for research and development in the field of artificial intelligence in the implementation of transport and logistics services in the field of freight transportation. The prospects of using artificial intelligence in the organization and management of cargo flows on the infrastructure of Russian Railways using the dynamic model of infrastructure loading (DMZ) are revealed. Specific proposals for the development of AI technologies in railway transport have been formulated and a potential area for achieving effects in their implementation has been identified.

Keywords: artificial intelligence, AI technologies, freight transportation, transport and logistics services, dynamic model of loading, DM ZI, transportation process, modeling.

ЛАПИДУС Борис Моисеевич, Москва, Россия. E-mail: lapidusbm@mail.ru

ОСЬМИНИН Александр Трофимович, Москва, Россия. E-mail: at@osminin.com

ЛАЗАРЕВ Александр Алексеевич, Москва, Россия. E-mail: jobmath@mail.ru 

КАБАНОВ Андрей Васильевич, Москва, Россия.  E-mail: kabanovav@cfto.rzd.ru 

Научная специальность ВАК:

2.9.4. Управление процессами перевозок (технические науки).

ЖЕЛЕНКОВ Б.В., Российский университет транспорта (РУТ (МИИТ)), заведующий кафедрой «Вычислительные системы, сети и информационная безопасность» (ВССиИБ), кандидат технических наук

МАЛИНСКИЙ С.В., РУТ (МИИТ), доцент кафедры ВССиИБ, кандидат технических наук

В ритме цифровых перемен

Подготовка специалистов в области машинного обучения, интеллектуальных систем и квантовых технологий

С. 13–15. 1 рис.

Аннотация. Рассказывается о подготовке студентов на кафедре «Вычислительные системы, сети и информационная безопасность» (ВССиИБ) Института управления и цифровых технологий (ИУЦТ) РУТ (МИИТ). Сообщается, что кроме обучения по направлениям 09.03.01 «Информатика и вычислительная техника» и 10.03.01 «Информационная безопасность» с 2025/2026 учебного года реализуется еще одно направление – 02.03.02 «Фундаментальная информатика и информационные технологии» (профиль «Квантовые вычислительные системы и сети»).

Ключевые слова: Российский университет транспорта, РУТ (МИИТ), кафедра ВССиИБ, обучение студентов, программирование, электротехника и электроника, схемотехника, технологии хранения данных, цифровые технологии.

ЖЕЛЕНКОВ Борис Владимирович, Москва, Россия.

МАЛИНСКИЙ Станислав Вальтерович, Москва, Россия. E-mail:  malinskiy_stas@mail.ru

ХРОМУШКИН К.Д., Группа компаний (ГК) «Нацпроектстрой», управляющий директор Дивизиона «Железнодорожная автоматика и телемеханика», кандидат технических наук

КИРНОСОВ П.В., генеральный директор АО «ЭЛТЕЗА» (входит в ГК «Нацпроектстрой»)

ПАВЛОВ Е.В., ООО «1520 Сигнал» (входит в ГК «Нацпроектстрой»), заместитель генерального директора, кандидат технических наук

БЛЮХЕР М.Г., ООО «1520 Сигнал» (входит в ГК «Нацпроектстрой»), руководитель проектов

ТИХОНОВ Д.А., генеральный директор АО «Информтехтранс»

Новый способ увеличения пропускной способности

С. 16–17. 1 рис.

Аннотация. Описан способ сокращения межпоездных интервалов при приеме на станцию попутно следующих поездов по маршрутам с отклонением по стрелкам в автоматическом режиме. Представлена технология его реализации, основанная на интеграции микропроцессорной централизации стрелок и сигналов МПЦ-ЭЛ с системой автоведения локомотива посредством радиоканала.

Ключевые слова: сокращение межпоездных интервалов, маршрут на боковой путь, автоматический режим, ГК «Нацпроектстрой».

ХРОМУШКИН Константин Дмитриевич, Москва, Россия.
КИРНОСОВ Павел Викторович, Москва, Россия.
ПАВЛОВ Евгений Владимирович, Москва, Россия.
БЛЮХЕР Михаил Генрихович, Москва, Россия.
ТИХОНОВ Дмитрий Александрович, Москва, Россия.

Научная статья

УДК 656.2

ЧЕРНЯЕВ А.Г., Ростовский государственный университет путей сообщения (РГУПС), доцент кафедры «Управление эксплуатационной работой», кандидат технических наук

КОЛОБОВ О.И., ООО «ДелоПортс», директор по железнодорожной логистике

ЧЕБОТАРЕВА Е.А., РГУПС, заведующая кафедрой «Управление эксплуатационной работой», доцент, кандидат технических наук

Повышение эффективности работы припортовой железнодорожной станции

С. 18–23. 4 рис.

Аннотация. Рассмотрены проблемы сбалансированного развития станционной и припортовой транспортной инфраструктуры на примере станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги в условиях прогнозного увеличения объемов перевозок. Предложены направления повышения эффективности работы железнодорожной станции Новороссийск с учетом ограничений пропускной способности железнодорожных подходов и несоответствия путевого развития станции объемам перерабатываемых вагонопотоков. Приведены исторические аспекты технического переоснащения станции в аналогичных задачах комплексного развития станционной и припортовой инфраструктуры.

Ключевые слова: транспортные системы, железнодорожный транспорт, эксплуатационная работа, припортовые станции, путевое развитие, перерабатывающая способность, пропускная способность, показатели.

Список источников

  • Зубков В.Н. Анализ показателей и меры по их выполнению на припортовой грузовой станции Новороссийск / В.Н.Зубков, Н.Н.Мусиенко // Вестник Ростовского государственного университета путей сообщения. – 2024. – № 1 (93). – С. 66–78.
  • Рыбникова И.А. Исторические аспекты строительства объектов для перевалки зерна в Новороссийском морском порту на рубеже XIX–XX вв. / И.А.Рыбникова, А.М.Рыбников // Вестник ИрГТУ. – № 7 (90). – 2014. – С. 236–240.
  • Система комплексного моделирования работы станций и участков // Комплексное взаимодействие лингвистических и выпускающих кафедр в техническом вузе : Междунар. научно-практ. конф., посвященная 125-летию РУТ (МИИТ) / [С.В.Калинин, И.Р.Гургенидзе, Д.Ю.Халевин и др.].  – М., 2021. – С. 189–195.
  • Зубков В.Н. Оптимизация взаимодействия инфраструктур в Новороссийском узле / В.Н.Зубков, Е.В.Рязанова, С.Н.Коржов // Железнодорожный транспорт. – 2015. – № 9. – С. 16–21.
  • Технология организации движения поездов на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна. – М., 2024. – 910 с.
  • Верескун В.Д. Развитие теоретических основ организационно-технологической надежности и повышения эффективности функционирования производственных объектов железнодорожного транспорта : дис. докт. техн. наук : 05.02.22 / Владимир Дмитриевич Верескун ; М., 2010. – 516 с.
  • Chebotareva E. Optimization of the length of dispatching polygon sections railways / E.Chebotareva, V.Chebotnicov, V.Chebotarev // E3S Web of Conferences. – 2023. – Vol. 383.
  • Бородин А.Ф. Проблемы комплексного развития железнодорожной инфраструктуры в припортовых транспортных узлах / А.Ф.Бородин // Транспорт Российской Федерации. – № 4 (71). – 2017. – С. 45–50.
  • Зубков В.Н. Совершенствование технико-технологической модели управления перевозочным процессом / В.Н.Зубков, А.Г.Черняев, Е.А.Чеботарева // Железнодорожный транспорт. – 2023. – № 12. – С. 10–14.

A.G. CHERNYAYEV, Rostov State Transport University (RSTU), Associate Professor of the Department of Operational Management, Candidate of Technical Sciences

O.I. KOLOBOV, DeloPorts LLC, Director of Railway Logistics

E.A. CHEBOTAREVA, RSTU, Head of the Department of Operational Management, Associate Professor, Candidate of Technical Sciences

Improving the efficiency of the port railway station

P. 18–23. 4 fig.

Abstract. The problems of balanced development of station and port transport infrastructure are considered using the example of Novorossiysk station of the North Caucasian Railway in the conditions of the predicted increase in transportation volumes. Directions for improving the efficiency of the Novorossiysk railway station are proposed, taking into account the limitations of the capacity of railway approaches and the discrepancy between the track development of the station and the volumes of processed wagon flows. Historical aspects of the technical re-equipment of the station in similar tasks of integrated development of station and port infrastructure are given.

Keywords: transport systems, railway transport, operational work, port stations, track development, processing capacity, throughput, indicators.

ЧЕРНЯЕВ Алексей Геральдович, Ростов-на-Дону, Россия. 

E-mail: alexeycher2021@gmail.com, SPIN-код: 9037-6080.

КОЛОБОВ Олег Игоревич, Новороссийск, Россия.

ЧЕБОТАРЕВА Евгения Андреевна, Ростов-на-Дону, Россия. 

E-mail: abrosimova@ya.ru, SPIN-код: 7008-5142.

Научная специальность ВАК:

2.9.4. Управление процессами перевозок (технические науки).

Научная статья

УДК 629.4

БОРОДКИН А.В., Проектно-конструкторское бюро локомотивного хозяйства – филиал ОАО «РЖД» (ПКБ ЦТ), заместитель начальника отдела тормозных систем и устройств безопасности

КОСТИКОВ А.Н., ПКБ ЦТ, главный инженер

Концептуальный базис функциональной верификации систем управления железнодорожным подвижным составом

С. 26–29. 6 рис.

Аннотация. Показано, что актуальные направления цифровой трансформации открывают возможности для контроля уровня безопасности всех систем автоматизации управления движением еще на стадии проектирования.  Рассмотрено, как для уменьшения затрат, сокращения сроков подготовки и снижения объемов испытаний использовать современные методы модельно-ориентированной инженерии, цифровых инструментариев верификации и высокопроизводительного математического моделирования.

Ключевые слова: формальная верификация, математическое моделирование, идеализированная модель, корректность, достоверность выводов, имитационное моделирование.

Список источников

  • Гурин Р.Е. Методы верификации программного обеспечения / Р.Е.Гурин, И.В.Рудаков, А.В.Ребриков // Наука и образование. МГТУ им. Н.Э. Баумана. – 2015. –  № 10. – С. 235–251.
  • Верификация и валидация компьютерных моделей / [А.В.Сальников, М.С.Французов, К.А.Виноградов и др.] // Известия высших учебных заведений. Машиностроение. – 2022. – № 9. – С. 100–115.
  • Бородкин А.В. Мониторинг технического состояния автотормозного оборудования / А.В.Бородкин // Железнодорожный транспорт.  – 2023. – № 5. – С. 37–39.

BORODKIN A.V., Locomotive Engineering Bureau – Branch of JSC «Russian Railways» (PKB CT), Deputy Head of the Department of Braking Systems and Safety Devices

KOSTIKOV A.N., Chief Engineer of PKB CT

Conceptual basis of functional verification of railway rolling stock control systems

Р. 26–29. 6 fig.

Abstract. It is shown that current trends in digital transformation open up opportunities for monitoring the safety level of all motion control automation systems at the design stage.  It is considered how to use modern methods of model-oriented engineering, digital verification tools and high-performance mathematical modeling to reduce costs, reduce preparation time and reduce the volume of tests to ensure their correctness.

Keywords: formal verification, mathematical modeling, idealized model, correctness, reliability of conclusions, simulation modeling.

БОРОДКИН Александр Владимирович, Москва, Россия.

КОСТИКОВ Александр Николаевич, Москва, Россия.

Научная специальность ВАК:

2.9.3. Подвижной состав железных дорог, тяга поездов и электрификация

          (технические науки)

ВОРОНИН В.А., АО «Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте» (АО «НИИАС»), начальник отделения внедрения систем ЖАТ.

Выбор параметров рельсовых цепей для ВСЖМ-1

С. 30–33. 6 рис.

Аннотация. Представлены способы выполнения дополнительных требований по обеспечению основных режимов работы и надежности функционирования к тональным рельсовым цепям (ТРЦ) при скорости движения поездов свыше 250 км/ч. 

Ключевые слова: ВСЖМ-1, тональные рельсовые цепи, позиционирование поездов, безопасность движения.

ВОРОНИН Владимир Альбертович, 

Научная статья

УДК 25.111

УШАКОВ А.Е., генеральный директор ООО НПП «АпАТэК», доктор технических наук, профессор

ПОЛЯКОВ В.Ю., Российский университет транспорта (РУТ (МИИТ)), доцент кафедры «Мосты и тоннели», доктор технических наук

ЕРМАКОВ В.М., управляющий директор ООО НПП «АпАТэК», доктор технических наук

Пролетные строения для мостовых переходов ВСМ

С. 34–38. 6 рис.

Аннотация. На примере пролетных строений мостов ВСМ в качестве критериев безопасности рассмотрены возможности возникновения резонанса, который вызывает нарушение взаимодействия колес и рельса, а также коэффициенты динамики. Показано корректное моделирование условий взаимодействия подвижного состава и пролетного строения моста, для чего использовался программный комплекс моделирования взаимодействия в системе «мост – путь – поезд», разработанный РУТ (МИИТ).

Ключевые слова: балка моста, динамический анализ, взаимодействие колеса и рельса, собственная частота, колебание балок, возникновение резонанса.

Список источников

  • Recent developments of high-speed railway bridges in China / [Xuhui He, Teng Wu, Yunfeng Zou et al] // Structure and Infrastructure engineering, Taylor & Francis Group. – 2017. – № 3. – Р. 12.
  • Коган А.Я. Колебания пути при высоких скоростях движения экипажей и ударном взаимодействии колеса и рельса / А.Я.Коган, Д.А.Никитин, И.В.Полещук. – М. : Интекст, 2007. – 168 с.
  • Поляков В.Ю. Безопасность при движении по мостам / В.Ю.Поляков // Путь и путевое хозяйство. – 2022. – № 12. – С. 26–28.
  • Левин Б.А. Мосты ВСМ: основные проблемы и решения / Б.А.Левин, В.Ю.Поляков // Бюллетень Объединенного ученого совета ОАО «РЖД». – 2019. – № 1. – С. 34–52.
  • Andersson А. Dynamics of railway bridges, analysis and verification by field tests / A.Andersson, R.Karoumi / MATEC Web of Conf. 24(01001). – 2015. – Р. 1–12.
  • Running Safety of a High-Speed Train within a Bridge Zone / [V.Poliakov, ZhangNan, V.Saurin et al] // International Journal of Structural Stability and Dynamics. – 2020. 20 (11).
  • Безопасность и экономическая эффективность транспортных сооружений из различных материалов / [А.Е.Ушаков, А.С.Казимиров, В.М.Ермаков и др.] // Железнодорожный транспорт. – 2022. – № 6. – С. 20–22.
  • Результаты испытаний первого в мире железнодорожного моста с пролетным строением из композиционных материалов / [А.Е.Ушаков, Е.А.Монастырев, В.М.Ермаков и др.] // Путь и путевое хозяйство. – 2021. – № 10. – С. 13–15.
  • Об уровнях шума при проходе поездов по мостам с пролетными строениями из различных материалов / [А.Е.Ушаков, В.М.Ермаков, М.А.Егоров и др.] // Железнодорожный транспорт. – 2021. – № 12. – С. 71–74.

USHAKOV A.E., General Director of NPP ApATeK LLC, Doctor of Technical Sciences

POLYAKOV V.Y., Russian University of Transport (RUT (MIIT)), Associate Professor of the Department of Bridges and Tunnels, Doctor of Technical Sciences

ERMAKOV V.M., Managing Director of NPP ApATeK LLC, Doctor of Technical Sciences

Spans for bridge crossings on HSM

P. 34–38. 6 fig.

Abstract. Using the example of HSR bridge spans as safety criteria, the possibility of resonance, which causes a violation of the interaction of wheels and rails, as well as dynamics coefficients are considered. The correct modeling of the conditions of interaction between the rolling stock and the bridge superstructure is shown, for which the software package for modeling interaction in the bridge – track – train system developed by RUT (MIIT) was used.

Keywords: bridge beam, dynamic analysis, wheel-rail interaction, natural frequency, beam vibrations, resonance occurrence.

УШАКОВ Андрей Евгеньевич, Москва, Россия.

ПОЛЯКОВ Владимир Юрьевич, Москва, Россия.

ЕРМАКОВ Вячеслав Михайлович, Москва, Россия.

Научная специальность ВАК:

2.9.2. Железнодорожный путь, изыскание и проектирование железных дорог

           (технические науки)

Класс виртуальной реальности

С. 40.

Аннотация. Рассказано об открытии мультифункционального интерактивного класса виртуальной реальности. Рассмотрены назначение нового учебного класса, его функциональные возможности и набор обучающих игр.

Ключевые слова: виртуальная реальность, транспортно-логистический комплекс, VR-технологии, программное обеспечение.

ТИМОШИН А.А., член президиума Центрального совета ветеранов войны и труда железнодорожного транспорта России, кандидат экономических наук, профессор

О героизме железнодорожников в годы Великой Отечественной войны

С. 41–47. 9 рис.

Аннотация. Рассказывается о военных и ратных подвигах железнодорожников и личного состава Железнодорожных войск в годы Великой Отечественной войны. Отмечается, что железнодорожники, работая под постоянным воздействием авиации и артиллерии, проявили массовый героизм, обеспечив своевременный подвоз на фронт войск, вооружения, боеприпасов, продовольствия, обмундирования и т.п.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, железнодорожники, железнодорожные перевозки войск и техники, вооружение, боеприпасы, продовольствие.

ТИМОШИН Анатолий Александрович, Москва, Россия.

ИСТОМИН А.А., инженер

Защита железнодорожного моста в Ярославле

С. 48–54. 8 рис.

Аннотация. Кратко изложена история создания в начале ХХ в. железнодорожного моста через Волгу в центре Ярославля. Приведены сведения о его последующих реконструкциях. Основное внимание уделено теме защиты этого важнейшего стратегического объекта от налетов вражеской авиации в годы Великой Отечественной войны. Показано, как и какими силами была организована противовоздушная оборона моста и города в целом.

Ключевые слова: железнодорожный мост, Ярославль, Великая Отечественная война, противовоздушная оборона.

Список источников

  • Государственный архив Ярославской области (ГАЯО). – Ф. 485. – Оп. 1. – Д. 769. – Л. 181–189.
  • Крейнис З.Л. Знаменитые железнодорожные мосты Российской империи / З.Л.Крейнис. – М. : Изд. дом «Автограф», 2013. – С. 132.
  • Пунин А.Л. Архитектура отечественных мостов / А.Л.Пунин. – Л. : Стройиздат, 1982. – С. 40.
  • Истомин А.А. Мост через Волгу на Северном обходе Ярославля / А.А.Истомин // Железнодорожный транспорт. – 2023. – № 6. – С. 48–53.
  • ГАЯО. – Ф. Р-2295. – Оп. 25т. – Д. 616. – Л. 10–11.
  • Голотюк В.Л. Командный состав Войск ПВО Красной Армии в годы Великой Отечественной и советско-японской войн 1941–1945 гг. : военно-исторический труд / В.Л.Голотюк, Д.А.Цапаев. – М. : АРТКРАС, 2013. – С.12.
  • Ковалев И.В. Транспорт в Великой Отечественной войне (1941–1945 гг.) / И.В.Ковалев. – М. : Наука, 1981. – С. 121.
  • Куманев Г.А. На службе фронта и тыла. Железнодорожный транспорт СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны (1938–1945) / Г.А.Куманев. – М. : Наука, 1976. – С. 121.

ИСТОМИН Александр Алексеевич, Ярославль, Россия.

Читайте также: