Аннотации №06 2020
Журнал «Железнодорожный транспорт», № 6, 2020 г.
ОСЬМИНИН А.Т., заместитель председателя Объединенного ученого совета ОАО «РЖД», доктор технических наук, профессор
О формировании требований к составляющим комплексной транспортной услуги
С. 4–13. 12 рис.
Рассмотрена структура комплексной транспортной услуги ОАО «РЖД», основные направления ее развития. Даны рекомендации по формированию требований к составляющим комплексной транспортной услуги, в том числе логистической, технологической и информационной.
Ключевые слова: комплексная транспортная услуга; транспортно-логистический бизнес-блок; грузовые перевозки; комплексная ставка; цифровая экосистема; динамическая модель загрузки инфраструктуры.
ЮГРИНА О.П., Сибирский государственный университет путей сообщения (СГУПС), доцент кафедры «Управление эксплуатационной работой», кандидат технических наук
ТАНАЙНО Ю.А., СГУПС, доцент кафедры «Управление эксплуатационной работой», кандидат технических наук
ЖАРИКОВА Л.С., СГУПС, доцент кафедры «Управление эксплуатационной работой», кандидат технических наук
Эффективность маршрутизации грузовых перевозок
С. 14–18.
Отмечено, что маршрутизация грузовых перевозок позволяет ускорить пропуск вагонопотока благодаря исключению его переработки на попутных технических станциях. На конкретных примерах показано, что в настоящее время экономия грузоотправителей за счет получения скидки к тарифу при организации отправительских маршрутов выше, чем сокращение расходов ОАО «РЖД» вследствие маршрутизации. Предложено стимулирование формирования маршрутов увязывать с числом высвобожденных от переработки станций по пути следования маршрута, для чего применять при расчете показатель «высвобождено вагоно-станций», отражающий сокращение затрат железных дорог. Подчеркнуто, что этот показатель можно использовать для стимулирования организации не только прямых отправительских, но и иных видов маршрутов (в расформирование, в распыление и др.), освобождающих от переработки вагонопотока загруженные технические станции. Сделан вывод, что изменение порядка стимулирования всех видов маршрутов позволит увеличить охват маршрутизацией, повысить транзитность вагонопотока, ускорить доставку и уменьшить загрузку инфраструктуры станций.
Ключевые слова: маршрут; маршрутизация; переработка вагонопотока; показатель «высвобождено вагоно-станций».
ГЛАЗКОВ М.О., начальник Московской железной дороги – филиала ОАО «РЖД»
Поддерживать положительную динамику
С. 19–22. 6 рис.
Рассмотрены тенденции развития контейнерных перевозок в регионах дороги, преимущества маршрутизации грузов. Отмечены результаты работы по дополнительному привлечению грузов на дорогу. Показана успешная реализация проектов по созданию сразу нескольких крупных терминально-логистических центров.
Ключевые слова: услуги по перевозкам; согласованный график; инвестиционные программы; транспортно-логистические центры; смарт-логистика; контейнерные грузы; смарт-поезд; ускоренная доставка.
ЛЕСУН А.Ф., начальник Горьковской железной дороги – филиала ОАО «РЖД»
Перспективное направление развития транспортно-логистических услуг
С. 23–25. 4 рис.
Рассмотрено развитие контейнерных перевозок на Горьковской железной дороге на основе анализа потребности клиентов в перевозке контейнерных грузов и реализации новых технологических решений и ряда мероприятий по модернизации инфраструктуры мест общего пользования. Обозначены актуальные подходы к решению первоочередных задач по увеличению объема грузов, перевозимых в контейнерах.
Ключевые слова: контейнерные перевозки; терминально-складской комплекс; клиентоориентирование; транспортные услуги; контейнерные поезда.
МАКЛЫГИН Н.В., начальник Дальневосточной железной дороги – филиала ОАО «РЖД»
Наращивая объемы транзита
С. 26–29. 4 рис.
Отмечен устойчивый рост объема контейнерных перевозок на Дальневосточной магистрали. Подчеркнуто, что самой актуальной услугой, позволяющей привлекать грузы на железную дорогу, является отправка специализированных контейнерных поездов. Указано, что дальнейшие перспективы связаны с сотрудничеством железнодорожников с другими участниками транспортного рынка, в том числе с морскими операторами. Уделено внимание реализации проекта ИНТЕРТРАН (интермодальный транспорт), полностью исключающего необходимость документационного сопровождения интермодальных маршрутов, поскольку все необходимые процедуры переносятся в цифровое пространство. Освещены вопросы развития международных транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2».
Ключевые слова: контейнерные перевозки; Дальневосточная железная дорога; контейнерный поезд; проект ИНТЕРТРАН; международный транспортный коридор.
АЛЬМЕЕВ С.А., начальник Приволжской железной дороги – филиала ОАО «РЖД»
С учетом контейнеризации грузопотоков
С. 30–33. 5 рис.
Рассмотрен реализуемый дорогой комплекс мероприятий по улучшению качества обслуживания, внедрению новых транспортных продуктов и развитию системы транспортно-логистических услуг, который позволяет привлекать на дорогу новых клиентов и обеспечивать дополнительные объемы контейнерных перевозок.
Ключевые слова: услуги по перевозкам; согласованный график; инвестиционные программы; комплексные услуг; терминально-складской комплекс; развитие инфраструктуры станций; ускоренная доставка.
ГРОШЕВ Г.М., Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I (ФГБОУ ВО ПГУПС), профессор, профессор кафедры «Управление эксплуатационной работой», доктор технических наук
КЛИМОВА Н.В., ПГУПС, доцент кафедры «Управление эксплуатационной работой», кандидат технических наук
СУГОРОВСКИЙ А.В., ПГУПС, доцент кафедры «Управление эксплуатационной работой», кандидат технических наук
ФЁДОРОВА Н.Б., ПГУПС, старший преподаватель кафедры «Управление эксплуатационной работой»
Потребная емкость контейнерной площадки тылового терминала морского торгового порта
С. 39–41. 3 рис.
Рассмотрена работа тыловых логистических терминалов. Представлено аналитическое выражение для определения времени нахождения состава блок-поезда на путях тылового логистического терминала. Предложен метод определения в контейнероместах потребной (проектной) емкости контейнерной площадки для хранения контейнеров на экспорт.
Ключевые слова: тыловой логистический терминал; морской торговый порт; блок-поезд; емкость контейнерной площадки.
ЗАЖИГАЛКИН А.В., ОАО «РЖД», начальник Центра инновационного развития (ЦИР)
ДЮЖАКОВА Л.П., ОАО «РЖД», заместитель начальника ЦИР
АЛАСАНИЯ М.М., ОАО «РЖД», начальник отдела ЦИР
ВЕРЕТЕВСКИЙ М.Е., ОАО «РЖД», ведущий технолог ЦИР
Перспективы акселерационных программ
С. 43–50. 12 рис.
Рассмотрены методы поиска инновационных программ, реализуемые ОАО «РЖД», обеспечивающие повышение производственной и финансово-экономической эффективности, уровня безопасности движения, переход на цифровую модель перевозок. Показаны основные цели и этапы проведения корпоративных акселерационных программ, работа с командами стартап-проектов.
Ключевые слова: механизм по привлечению инноваций; стартап-проект, инвестиционные программы; внедрение инноваций; точки роста; корпоративный акселератор; воронка проектов; рейтинг проектов.
БОРОДКИН А.В., Проектно-конструкторское бюро локомотивного хозяйства ОАО «РЖД» (ПКБ ЦТ), заместитель начальника отдела автотормозов и систем безопасности
Подготовка сжатого воздуха для автотормозов
С. 51–55. 6 рис.
Рассмотрены основные методы подготовки сжатого воздуха локомотивными системами. Показано влияние на качество подготовки воздуха количества содержащихся в нем частиц капельной и мелкодисперсной воды, взвешенных частиц пыли, ржавчины, а также наличия масляной эмульсии от системы смазки локомотивных компрессоров.
Ключевые слова: сжатый воздух; автотормозное оборудование; скопление влаги; аэрозоли масла; водомасляная эмульсия; скорость тормозной волны; компрессорные установки; выпадение конденсата; чрезмерое сжатие; абсорбция; адсорбция.
ЛУЦЕНКО А.Н., Дальневосточный государственный университет путей сообщения, доцент кафедры «Техносферная безопасность», кадндидат технических наук
Утилизация деревянных шпал
С. 62–63. 2 рис.
Представлен способ утилизации, позволяющий объединить как переработку отслуживших деревянных шпал, так и повторное использование полимерных отходов. Отмечено, что предлагаемое решение позволяет повысить экологическую безопасность и экономическую эффективность утилизации деревянных шпал.
Ключевые слова: деревянные шпалы; утилизация; отходы; метод капсулирования; антисептик.
ПСЕРОВСКАЯ Е.Д., Сибирский государственный университет путей сообщения, заведующая кафедрой «Логистика, коммерческая работа и подвижной состав», доцент, кандидат технических наук
Снижение потерь навалочных грузов при перевозке
С. 64–65. 2 рис.
Рассматриваются неблагоприятное воздействие несохранных перевозок навалочных грузов на окружающую среду и загрязнение железнодорожной балластной призмы. Приводятся результаты исследований по установлению причин и определению объемов потерь сыпучих грузов при перевозке в зависимости от размера фракции и расстояния перевозки. Предлагается комплекс мер по предупреждению потерь сыпучих грузов при перевозке.
Ключевые слова: потери сыпучих грузов; выдувание и просыпание груза; балластная призма; уплотнительные пасты; защитные пленки.
КИСЕЛЁВ И.П., Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС), инженер путей сообщения, доктор исторических наук, профессор кафедры «Строительство дорог транспортного комплекса» и профессор кафедры «История, философия, политология и социология»
ФОРТУНАТОВ В.В., ПГУПС, заведующий кафедрой «История, философия, политология и социология»
Сменив конспект на автомат… Преподаватели и студенты железнодорожных вузов в Великой Отечественной войне
С. 66–73. 8 рис.
Рассказывается о преподавателях и студентах высших учебных заведений железнодорожного транспорта, внесших свой посильный вклад в славную историческую победу советского народа в Великой Отечественной войне. О тех, кто сражался с врагом в рядах частей Красной Армии, народного ополчения и партизанских отрядах, кто сменил на рабочих местах ушедших на фронт железнодорожников, кто в невероятно трудных условиях блокады или эвакуации продолжал подготовку специалистов, а также о тех, кто, успешно завершив учебу в вузах в годы войны, влились в ряды железнодорожников, восстанавливая разрушенные войной стальные магистрали и обеспечивая военные перевозки.
Ключевые слова: железнодорожные вузы; ЛИИЖТ; МИИТ; Красная Армия; добровольцы; эвакуация; учебный процесс.
ЕРОФЕЕВ А.А., УО «Белорусский государственный университет транспорта» (БелГУТ), проректор по научной работе, доцент, кандидат технических наук
ТЕРЕЩЕНКО О.А., БелГУТ, старший преподаватель
ЛАВИЦКИЙ В.В., ГО «Белорусская железная дорога», заместитель начальника службы перевозок
Разработка интеллектуальной системы управления перевозочным процессом на Белорусской железной дороге
С. 74–77. 2 рис.
Освещены вопросы разработки интеллектуальной системы управления перевозочным процессом (ИСУПП), основой для которой служит ныне действующая на Белорусской железной дороге информационная аналитическая система поддержки управленческих решений для грузовых перевозок (ИАС ПУР ГП). Показана структура создаваемой ИСУПП. Перечислены задачи, которые необходимо решить для ее реализации. Отмечено, что ИСУПП, являющаяся логическим этапом развития ИАС ПУР ГП, проектируется как единая информационная среда, обеспечивающая скоординированное комплексное управление эксплуатационной работой.
Ключевые слова: Белорусская железная дорога; интеллектуальная система управления перевозочным процессом; информационная аналитическая система поддержки управленческих решений для грузовых перевозок; информационная среда.