Аннотации №07 2020
Журнал «Железнодорожный транспорт», № 7, 2020 г.
СУРОДИН Ю.Н., ОАО «РЖД», исполняющий обязанности главного инженера Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО)
Электронный документооборот при перевозках грузов в международном сообщении
С. 4–9. 7 рис.
Обозначены основные принципы целевой модели международных перевозок, основанной на применении электронных документов и их транзите между участниками перевозок. Подробно рассмотрено поэтапное решение задачи организации международных перевозок по безбумажной технологии. На основе накопленного опыта сделаны выводы о необходимости доработки законодательства о железнодорожном транспорте, Налогового кодекса РФ, Таможенного кодекса ЕАЭС, правил перевозок грузов и других нормативно-правовых документов для перехода на единый транспортный юридически значимый документ, применимый на всех этапах интермодальной перевозки.
Ключевые слова: международные перевозки; безбумажная технология; электронная накладная; электронный документооборот; технология; целевая модель.
УПЫРЬ Р.Ю., Иркутский государственный университет путей сообщения (ИрГУПС), заведующий кафедрой «Управление эксплуатационной работой», доцент, кандидат технических наук
ГОНЧАРОВА Н.Ю., ИрГУПС, доцент кафедры «Управление эксплуатационной работой», кандидат педагогических наук
ЕРЕМЕНКО М.Н., ИрГУПС, аспирант кафедры «Управление эксплуатационной работой»
Тяжеловесное движение – резерв увеличения провозной способности
С. 10–13. 2 рис.
Освещены проблемы развития тяжеловесного движения как одного из мероприятий, повышающих провозную способность железных дорог. Рассмотрены перспективные решения, позволяющие увеличить массу грузового поезда: использование инновационных вагонов с повышенной осевой нагрузкой и грузовых локомотивов с асинхронным тяговым приводом; выделение «жестких» ниток графика для тяжеловесных поездов; снятие ограничений по системе электроснабжения. Подчеркнуто, что вопрос организации вождения поездов повышенных массы и длины требует комплексного подхода и согласованных действий всех участников перевозочного процесса.
Ключевые слова: тяжеловесное движение; унифицированная норма массы; поезда повышенных массы и длины; инновационный вагон; асинхронный тяговый привод; система электроснабжения.
САВИЦКИЙ А.Г., Научноисследовательский и проектноконструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте (АО «НИИАС»), ведущий научный сотрудник отделения автоматизации маневровой работы, кандидат технических наук
Построение системы управления технологическим процессом станции
С. 14–19. 3 рис.
Предложены пути решения задачи создания станции, автоматически реализующей полный цикл технологических операций с вагоном, контролирующей соблюдение требований безопасности движения поездов и охраны труда, формирующей достоверную аналитическую, отчетную и учетную информацию в режиме реального времени и выполняющую другие операции. Представлены подготовленные специалистами АО «НИИАС» технические предложения по созданию Комплексной системы автоматического управления технологическим процессом железнодорожной станции, направленные на совершенствование технологии работы и существующих локальных автоматизированных систем в целях их приведения в соответствие утвержденной концепции «Цифровая железнодорожная станция».
Ключевые слова: концепция «Цифровая железнодорожная станция»; Комплексная система автоматического управления технологическим процессом железнодорожной станции; автоматизация полного цикла технологических операций с вагоном.
ЗАДОРИН С.А., начальник Юго-Восточной железной дороги – филиала ОАО «РЖД»
В ногу со временем
С. 20–22. 2 рис.
Рассмотрены текущее состояние и перспективы развития контейнерных перевозок на полигоне Юго-Восточной железной дороги. Перечислены мероприятия, направленные на расширение номенклатуры перевозимых в контейнерах грузов, в их числе такие инновационные, как использование флекситанков и упаковок типа лайнер-бэг соответственно для наливных и зерновых грузов. Отмечена эффективность адресной работы с грузоотправителями, позволяющей дороге привлекать новых клиентов.
Ключевые слова: контейнерные перевозки; Юго-Восточная железная дорога; контейнерный поезд; флекситанк; лайнер-бэг.
ТАНАЕВ В.Ф., начальник Северной железной дороги – филиала ОАО «РЖД»
Усиливая конкурентные преимущества
С. 22–25. 3 рис.
Рассмотрены контейнерные перевозки на полигоне Северной железной дороги как одно из самых прогрессивных направлений развития, рационализации и оптимизации транспортных процессов. Описаны необходимые организационные и технологические меры, направленные на их дальнейшее развитие.
Ключевые слова: контейнерные перевозки; Северная железная дорога; контейнерный поезд; грузовладельцы; инфраструктура железнодорожного транспорта.
ХРАМЦОВ А.М., начальник Южно-Уральской железной дороги – филиала ОАО «РЖД»
Перспективный способ транспортировки грузов
С. 26–30. 6 рис.
Рассмотрено как одна из приоритетных задач обеспечение бесперебойной доставки грузов по нашей стране, а также за ее пределами. Особое внимание уделено обеспечению не только базовой услуги перевозки, но и полного комплекса транспортного обслуживания как имеющейся грузовой базы, так и вновь привлеченных клиентов с использованием нестандартных решений и индивидуального подхода к каждой перевозке каждого клиента.
Ключевые слова: контейнерные перевозки; Южно-Уральская железная дорога; контейнерный поезд; время обработки контейнерного поезда; грузовая база контейнерных перевозок.
ФРОЛОВ В.Ф., начальник Восточно-Сибирской железной дороги – филиала ОАО «РЖД»
Ориентируясь на дальнейший рост контейнерных перевозок
С. 31–33. 2 рис.
Проанализирован потенциал наращивания отправок грузов в контейнерах с учетом роста объемов перевозок грузов на Восточно-Сибирской железной дороге. Рассмотрен ряд проектов по модернизации железнодорожной инфраструктуры, реализация которых позволит улучшить логистику, сократить сроки доставки грузов, перерабатывать на станциях дополнительный объем контейнеров. Обозначены пути повышения пропускной способности на основе ликвидации барьерных мест. Уделено внимание вопросам развития клиентоориентированных сервисов.
Ключевые слова: контейнерные перевозки; Восточно-Сибирская железная дорога; контейнерные поезда; реконструкция; контейнерные терминалы; таможенный контроль; таможенное оформление.
МЕДНИКОВ Д.В., Калининградская железная дорога, начальник технологического отдела
ПАРШИНА И.С., Калининградская железная дорога, ведущий специалист отдела корпративных коммуникаций
Развивая сеть мультимодальных перевозок
С. 34–37. 5 рис.
Рассмотрены транспортно-логистические проекты, позволяющие Калининградской железной дороге наращивать объем контейнерных перевозок. Освещены вопросы развития транспортно-логистических центров «Калининград» и «Черняховск», организации контейнерных и контейнерно-контрейлерных поездов. Отмечена важность расширения мультимодальных перевозок, реализуемых дорогой в партнерстве с региональными морскими портами. Подчеркнуты преимущества новой технологии таких перевозок, предусматривающей применение единой транспортной накладной.
Ключевые слова: контейнерные перевозки; Калининградская железная дорога; контейнерный поезд; транспортно-логистический центр; мультимодальные перевозки; единая транспортная накладная.
МУГИНШТЕЙН Л.А., АО «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» (АО ВНИИЖТ»), главный научный сотрудник, доктор технических наук
БОГДАНОВ В.М., АО «ВНИИЖТ», главный научный сотрудник, кандидат технических наук
СУХОВ А.В., АО «ВНИИЖТ», директор Научного центра «Рельсы, сварка и транспортное материаловедение», кандидат технических наук
РОМЕН Ю.С., АО «ВНИИЖТ», главный научный сотрудник, доктор технических наук
Основные причины повышенного износа рельсов и гребней колесных пар грузовых вагонов
С. 43–51. 8 рис.
Рассмотрены процессы износа колес и рельсов, происходящие при движении четырехосного грузового вагона в кривой малого радиуса (КМР). Сделан вывод, что высокая интенсивность износа гребней колесных пар связана с перекосным положением тележек вагона при вписывании в КМР. Показано, что одной из основных причин такого положения является несоответствие возвышения наружного рельса в КМР скорости грузового поезда. Отмечено, что перекосное положение тележек грузовых вагонов в КМР в значительной степени обусловливает выход из строя буксовых подшипников и повреждения верхних частей буксовых проемов боковых рам тележек. Перечислены основные мероприятия, необходимые для снижения износа колес и рельсов.
Ключевые слова: грузовой вагон; кривая малого радиуса; износ колес и рельсов; перекосное положение тележки; возвышение наружного рельса.
ЗАЖИГАЛКИН А.В., ОАО «РЖД», начальник Центра инновационного развития (ЦИР)
ТУЛУПОВ А.В., ОАО «РЖД», заместитель начальника ЦИР
ПРОКОФЬЕВ В.Ю., ОАО «РЖД», начальник отдела ЦИР
РОДИОНОВ А.Ю., ОАО «РЖД», ведущий эксперт ЦИР
ПАЛАТКИНА Е.В., ОАО «РЖД», ведущий технолог ЦИР
ГЕНЦЛЕР А.Г., ОАО «РЖД», ведущий инженер ЦИР
Инновации как активатор развития холдинга «РЖД»
С. 52–57. 3 рис.
Рассмотрены основные положения и инструменты реализации Долгосрочных программ инновационного развития ОАО «РЖД», которые обеспечивают лидерство на внутреннем рынке транспортных услуг и технологическую конкурентноспособность. Показаны основные цели и этапы системной инновационной деятельности компании.
Ключевые слова: механизм по привлечению инноваций; стартап-проект; инвестиционные программы; внедрение инноваций; корпоративный акселератор.
ГАПАНОВИЧ В.А., президент Некоммерческого партнерства «Объединение производителей железнодорожной техники» (НП «ОПЖТ»), кандидат технических наук
КАЛЕТИН С.В., вице-президент НП «ОПЖТ», генеральный директор АО «СГ-транс», кандидат технических наук
Перспективы развития инновационного вагоностроения
С. 58–62. 6 рис.
Указаны основные критерии, которым должен отвечать инновационный грузовой вагон, или вагон XXI века. Уделено внимание таким важным вопросам, как применение колес из стали повышенной твердости, буксовых подшипников кассетного типа, материалов повышенной износостойкости, в том числе композитных, перспективных систем управления тормозами с широким набором опций. Подчеркнуто, что неотъемлемой частью инновационного вагоностроения является система электронного документооборота, подтверждающая легитимность закупаемых и устанавливаемых на подвижной состав узлов и деталей, ограничивающая оборот контрафактной и фальсифицированной продукции.
Ключевые слова: инновационное вагоностроение; вагон XXI века; композитные материалы; системы управления тормозами; система электронного документооборота.
ТИМОШИН А.А., председатель Совета ветеранов аппарата управления железнодорожного транспорта
Приближая Великую Победу
С. 66–74. 14 рис.
Рассказывается о боевом и трудовом вкладе штаба железнодорожной отрасли и железнодорожников центрального аппарата НКПС в приближение Великой Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. Особое внимание уделяется проводимой ветеранами патриотической и воспитательной работе среди молодежи и работников железнодорожного транспорта, заботе о ветеранах, увековечиванию памяти о подвиге военных и гражданских железнодорожников в годы Великой Отечественной войны.
Ключевые слова: железнодорожный транспорт в годы войны; военно-санитарные поезда;
колонные паровозов особого резерва НКПС; железнодорожные войска и спецформирования НКПС; переброска войск, стратегических резервов; герои-железнодорожники.
ХОБТА А.В., Дорожный центр научно-технической информации и библиотек Восточно-Сибирской железной дороги, начальник Подразделения по сохранению исторического наследия Восточно-Сибирской железной дороги
День железнодорожника в годы войны
С. 75–77.
Рассказывается об истории профессионального праздника железнодорожников и изменении тональности праздника в годы Великой Отечественной войны: его стали отмечать ударным трудом.
Ключевые слова: профессиональный праздник железнодорожников; Великая Отечественная война; фонд обороны; общедорожный оборонный воскресник; Всесоюзное социалистическое соревнование.