Аннотации №07 2025

Журнал «Железнодорожный транспорт», № 7, 2025 г.

82-е заседание Совета по железнодорожному транспорту государств участников Содружества

С. 4–5. 1 рис.

Аннотация. Рассказано о состоявшемся 10–11 июня в столице Республики Таджикистан г. Душанбе 82-м заседании Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества. Подведены итоги деятельности за 2024 г. и первые месяцы текущего года, обозначены приоритетные задачи железнодорожных администраций на новый период.

Ключевые слова: Совет по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества, 82-е заседание, железнодорожные администрации, грузовые перевозки, международные транспортные коридоры.

ДОЛГИЙ А.И, генеральный директор АО «Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте» (АО «НИИАС»), кандидат технических наук

Технологии интенсивного развития ОАО «РЖД» – эффективный ответ на современные вызовы

С. 6–15. 9 рис.

Аннотация. Показана необходимость интенсивного развития железнодорожной отрасли, основанного на внедрении новых цифровых технологий и технических средств автоматизации. Охарактеризованы преимущества и перспективы таких инновационных направлений, как интервальное регулирование движения поездов с подвижными блок-участками, виртуальная сцепка, цифровая железнодорожная станция, беспилотное управление, роботизация. Сделан вывод, что в крупных инфраструктурных проектах должна быть снижена экстенсивная составляющая и увеличена доля интенсивных технико-технологических решений.

Ключевые слова: интенсивное развитие, цифровизация, автоматизация, роботизация.

Список источников

  • Об итогах производственно-финансовой деятельности ОАО «РЖД» за 2024 г., ключевых результатах за период 2019–2024 гг., приоритетных целевых задачах на 2025 г. и на перспективу до 2030 г. : Доклад генерального директора – председателя правления открытого акционерного общества «Российские железные дороги О.В. Белозёрова на итоговом заседании правления ОАО «РЖД» // Железнодорожный транспорт. – 2025. – № 3. – С. 4–10.
  • Долгий А.И. Концептуальный подход к построению современной платформы управления перевозочным процессом в ОАО «РЖД» / А.И.Долгий // Труды АО «НИИАС» : сб. статей. Т. 1. – Вып. 11. – М. : Т 8 Издательские Технологии, 2021. – С. 9–31.
  • Развитие технологий интервального регулирования движения поездов: итоги и перспективы» / [В.Е.Андреев, А.В.Пронкин, А.И.Долгий, Е.Н.Розенберг] // Транспорт Российской Федерации. – 2023. – № 1–2 (104–105). – С. 6–12.
  • «Виртуальная сцепка» на Восточном полигоне: достигнутые эффекты и направления развития / [А.И.Долгий, А.Г.Сахаров, М.А.Дежков и др.] // Транспорт Российской Федерации. – 2023. – № 5–6 (108–109). – С. 15–19. 
  • Цифровая железнодорожная станция – от концепции к реальному внедрению» / [В.Е.Андреев, А.И.Долгий, В.В.Кудюкин и др.] // Автоматика, связь, информатика. – 2023. – № 9. – С. 2–6.
  • Мировой опыт реформирования железных дорог [Ю.З.Саакян и др.]. – М. : ИПЕМ, 2008. – 275 с.
  • Комплексная технология интервального регулирования движения поездов» / [В.А.Воронин, И.Р.Гургенидзе, М.А. Дежков и др.]. – М. : Т8 Издательские технологии, 2023. – 216 с. 
  • Автономное движение – отечественный и зарубежный опыт / [А.И.Долгий, Е.Н.Розенберг, А.В.Озеров и др.] // Автоматика, связь, информатика. – 2022. – № 12. – С. 14–16.
  • Кудюкин В.В. Робототехнический комплекс – компонент цифровой железнодорожной станции» / В.В.Кудюкин, К.А.Тарасов, Д.П.Чупахин // Автоматика, связь, информатика. – 2023. – № 8. – С. 10–14. 

Научная статья

УДК 656.2

КИРЯКИН В.Ю., АО «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» (АО «ВНИИЖТ»), заместитель директора научного центра «Цифровые модели перевозок и технологии энергосбережения» (НЦ «ЦМПЭ»), кандидат физико-математических наук 

АНФИНОГЕНОВ А.Ю., АО «ВНИИЖТ», заместитель директора НЦ «ЦМПЭ», начальник отдела, кандидат физико-математических наук

ДЕГТЯРЕВ Д.П., генеральный директор ООО «ТЕХНИС», кандидат технических наук ЛЕЖАВА В.Ш., АО «ВНИИЖТ», ведущий инженер НЦ «ЦМПЭ»

Автоматическое построение прогнозных графиков движения поездов при проведении «окон»

С. 16–24. 9 рис.

Аннотация. Рассмотрено решение задачи автоматизации построения графиков движения поездов на двухпутных грузонапряженных участках со смешанным движением грузовых и пассажирских поездов при проведении технологических «окон». Описан алгоритм пониточного построения графиков движения поездов, реализованный в АПК ЭЛЬБРУС. Предложено для решения задачи автоматизированного построения графиков с реализацией схемы пакетного пропуска поездов в «окна» использовать понятие бюджета времени и временных пакетов для пропуска поездов в «окна». Разработан численный алгоритм, автоматического разбиения «окна» на временные пакеты, при которых обеспечивается наибольшее число «ниток» в графике на лимитирующем перегоне с «окном». Приведены результаты численных экспериментов по оценке числа «ниток» в графиках на перегонах с «окном»: автоматически разработанных, построенных инженерами графистами и исполненными графиками. Показана перспектива использования разработанных алгоритмов при автоматизации задачи планировании «окон» и оценки их влияния на пропуск поездов.

Ключевые слова: график движения поездов, нормативный график движения поездов, вариантный график движения поездов, прогнозный график движения поездов, АПК ЭЛЬБРУС, «окна», бюджет времени, пропускная способность.

Список источников

  • Горшков В.В. Использовать «окна» максимально эффективно / В.В.Горшков // Железнодорожный транспорт. – 2016. – № 5. – С. 36–38. 
  • Аношкин К.В. Совершенствование планирования и организации проведения окон для выполнения ремонтно-строительных работ как мера обеспечения надежности работы железных дорог / К.В.Аношкин, В.Н.Зубков, Н.Н.Мусиенко // Вестник Ростовского государственного университета путей сообщения. – 2022. – № 4 (88). – С. 109–117. 
  • Босов А.В. Алгоритмы приближенного решения задачи назначения технологического «окна» на участках железнодорожной сети / А.В.Босов, А.Н.Игнатов, А.В.Наумов // Информатика и ее применения. – 2021. – Т. 15. – № 4. – С. 3–11. 
  • Бариев М.Ф. Автоматизация построения графика движения поездов: проблемы и решения / М.Ф.Бариев // Автоматика, связь, информатика. – 2020. – № 6. – С. 32–34. 
  • Биленко Г.М. Цифровизация и график движения поездов / Г.М.Биленко, А.А.Шатохин // Железнодорожный транспорт. – 2022. – № 6. – С. 13–15.

KIRYAKIN V.Yu., JSC «Research Institute of Railway Transport» (JSC «VNIIZHT»), Deputy Director of the Scientific Center «Digital Models of Transportation and Energy Saving Technologies» (NC «CMPE»), Candidate of Physical and Mathematical Sciences

ANFINOGENOV A.Yu., JSC «VNIIZHT», Deputy Director of the NC «CMPE», Head of Department, Candidate of Physical and Mathematical Sciences

DEGTYAREV D.P., General Director of OOO «TEKHNIS», Candidate of Technical Sciences LEZHAVA V.SH., JSC «VNIIZHT», Leading Engineer of the NC «CMPE»

Development of forecast train schedules on freight-intensive routes

Р. 16–24. 9 fig.

Abstract. The article considers the solution to the problem of automation of construction of train schedules on double-track freight-intensive sections with mixed traffic of freight and passenger trains during the implementation of technological «windows». The algorithm of thread construction of train schedules implemented in the ELBRUS APCS is described. It is proposed to use the concept of a time budget and time packages for the passage of trains in «windows» to solve the problem of automated construction of schedules with the implementation of the scheme of batch passing of trains in «windows». A numerical algorithm has been developed for automatic division of a «window» into time packages, which ensures the largest number of «threads» in the schedule on the limiting section with a «window». The results of numerical experiments on the assessment of the number of «threads» in schedules on sections with a «window» are presented: automatically developed, constructed by graphic engineers and executed schedules. The prospect of using the developed algorithms in the automation of the task of planning «windows» and assessing their impact on the passage of trains is shown.

Keywords: train schedule, standard train schedule, alternative train schedule, forecast train schedule, ELBRUS APK, «windows», time budget, throughput.

КИРЯКИН Валерий Юрьевич, Москва, Россия. SPIN-код: 2086-0311

Е-mail: Kiryakin.Valeriy@vniizht.ru

АНФИНОГЕНОВ Анатолий Юрьевич, Москва, Россия.

Е-mail: anfinogenov.anatoly@vniizht.ru

ДЕГТЯРЕВ Дмитрий Павлович, Москва, Россия.

ЛЕЖАВА Виктория Шалвовна, Москва, Россия.

Научная специальность ВАК:

2.9.4. Управление процессами перевозок (технические науки).

КОРЕНЬКОВ Д.А., ОАО «РЖД», первый заместитель начальника Департамента технической политики

Мониторинг и диагностирование инфраструктуры ВСМ-1

С. 28–31. 3 рис.

Аннотация. Показана комплексная система с многоуровневой архитектурой. Отмечено, что многоуровневая архитектура обеспечивает непрерывный и всесторонний мониторинг всех критически важных элементов инфраструктуры в условиях динамических и статических нагрузок для скоростного движения на ВСМ-1.

Ключевые слова: ОАО «РЖД», ВСМ-1, безопасность движения поездов, диагностические комплексы, системы мониторинга.

КОРЕНЬКОВ Дмитрий Александрович, Москва, Россия.

Научная статья

УДК 656.073.235

МЕХЕДОВ М.И., АО «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» (АО «ВНИИЖТ»), первый заместитель генерального директора

ЛОБЫЦИН И.О., АО «ВНИИЖТ», технический эксперт Центра развития логистики, перевозочного процесса и коммерческой деятельности

ШВЕДИН К.И., АО «ВНИИЖТ», директор Центра развития логистики, перевозочного процесса и коммерческой деятельности

ЛИТВИНЦЕВ С.О., АО «ВНИИЖТ», заместитель директора Центра развития логистики, перевозочного процесса и коммерческой деятельности – начальник отдела развития транспортной сети и новых технологий перевозок

КУДРЯВЦЕВА М.В., АО «ВНИИЖТ», технический эксперт Центра развития логистики, перевозочного процесса и коммерческой деятельности

БОГУСЛАВСКАЯ Н.М., АО «ВНИИЖТ», ведущий инженер Центра развития логистики, перевозочного процесса и коммерческой деятельности

Закрепление контейнеров в универсальных полувагонах

С. 32–35. 6 рис.

Аннотация. Доказано, что существующая технология закрепления контейнеров малоэффективна и требует оптимизации. Разработано наиболее эффективное техническое решение, успешно прошедшее испытания. Показана технология закрепления контейнеров с помощью специальной многоразовой съемной оснастки.

Ключевые слова: железнодорожные грузовые перевозки, контейнерные перевозки, технология крепления контейнеров в полувагоне, Восточный полигон.

Список источников

  • Горев А.Э. Грузовые контейнерные перевозки : учебник / А.Э.Горев, О.В.Попов. – М. : КНОРУС, 2022. – 344 с.
  • Абрамов А.А. Контейнерные перевозки на железнодорожном транспорте : учеб. пособие / А.А.Абрамов. – М. : РГОТУПС, 2004. – 332 с.
  • Устройство для перевозки контейнеров в полувагонах и способ монтажа в полувагоне и подготовки к эксплуатации устройства для перевозки контейнеров : пат. RU2788217С1РФ : МПК B 61 D 3/20, B 60 P 7/13, B 61D45/00 / Иншаков В.А., Банщиков А.В. ; заявитель и патентообладатель ООО «СотекКомЦентр». – № 2022122506 ; заявл. 19.08.2022 ; опубл. 17.01.2023, Бюл. № 23. – 3 с.
  • Съемное оборудование для крепления среднетоннажных модулей : пат. RU2828309С1РФ : МПК B 60 P 7/13, B 61D45/00, B 61D3/20/ Лобыцин И.О., Мехедов М.И., Шведин К.И., Литвинцев С.О. ; заявитель и патентообладатель ОАО «Российские железные дороги». – № 2024107419; заявл. 21.03.2024 ; опубл. 10.09.2024, Бюл. № 11. – 5 с.

MEKHEDOV M.I., JSC «Scientific Research Institute of Railway Transport» (JSC «VNIIZHT»), First Deputy General Director

LOBYTSIN I.O., JSC «VNIIZHT», technical expert of the Center for the Development of Logistics, Transportation process and Commercial Activities

SHVEDIN K.I., JSC «VNIIZHT», Director of the Center for the Development of Logistics, Transportation process and Commercial Activities

LITVINTSEV S.O., JSC «VNIIZHT», Deputy Director of the Center for the Development of Logistics, Transportation Process and Commercial Activities – Head of the Department for the Development of the transport network and new transportation technologies

KUDRYAVTSEVA M.V., JSC «VNIIZHT», Technical expert of the Center for the Development of Logistics, Transportation process and Commercial Activities BOGUSLAVSKAYA N.M., JSC «VNIIZHT», leading engineer of the Center for the Development of Logistics, Transportation process and Commercial Activities

Securing containers in universal gondolas

Р. 32–35. 6 fig.

Abstract. It has been proven that the existing container fastening technology is ineffective and requires optimization. The authors have developed the most effective technical solution that has been successfully tested. The technology of securing containers using special reusable removable equipment is shown.

Keywords:  railway freight transportation, container transportation, container attachment technology in a gondola, Vostochny region.

ЛОБЫЦЫН Игорь Олегович, Москва, Россия.

МЕХЕДОВ Михаил Иванович, Москва, Россия.

ШЫЕДИН Константин Иванович, Москва, Россия.

ЛИТВИНЦЕВ Сергей Олегович, Москва, Россия.

КУДРЯВЦЕВА Мария Владимировна, Москва, Россия.

БОГУСЛАВСКАЯ Наталья Михайловна, Москва, Россия.

Научная специальность ВАК:

2.9.4. Управление процессами перевозок (технические науки).

КУПРИЕНКО О.Ю., АО «Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте» (АО «НИИАС»), начальник Отдела разработки бортовой и станционной аппаратуры

БАТРАЕВ В.В., АО «НИИАС», заместитель начальника Отделения разработки систем интервального регулирования движения поездов по радиоканалу – начальник Отдела информационного и цифрового развития, кандидат технических наук

МАРШОВ С.В., АО «НИИАС», начальник Центра схемотехнических решений

ИПАТОВ С.В., АО «НИИАС», инженер 1 категории Центра безопасности и алгоритмической поддержки

Определение местоположения поезда в условиях работы систем РЭБ

С. 36–39. 4 рис.

Аннотация. Подчеркивается важность корректного определения местоположения поезда при расчете допустимой скорости движения. Описаны сложности, возникающие при использовании в этих целях глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС) и пути решения этих проблем.

Ключевые слова: глобальные навигационные спутниковые системы, локомотивные системы безопасности, позиционирование поездов, «Движение без СНС».

КУПРИЕНКО Олег Юрьевич, Москва, Россия.

БАТРАЕВ Владимир Владимирович, Москва, Россия. E-mail: vv.batraev@vniias.ru

МАРШОВ Сергей Владимирович, Москва, Россия.

ИПАТОВ Сергей Владимирович, Москва, Россия. E-mail: s.ipatov@vniias.ru

ФОМИН С.А., АО «Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте» (АО «НИИАС»), главный инженер Научно-технического комплекса систем управления и обеспечения безопасности движения поездов

ДРЕВАЛЬ В.А., Трансэнерго – филиал ОАО «РЖД», начальник Дорожной электротехнической лаборатории (ДЭЛ) Северо-Кавказской дирекции по энергообеспечению 

ОЖИГАНОВ Н.В., Трансэнерго – филиал ОАО «РЖД», ведущий инженер ДЭЛ Северо-Кавказской дирекции по энергообеспечению 

О системе электроотопления вагонов 

С. 40–42, 1 рис.

Аннотация. Описаны проблемы, возникающие при внедрении нового источника питания для сети электроотопления пассажирских вагонов – комплектной модульной подстанции (КМП) мощностью 4000 кВ∙А. Внесены предложения по их решению.

Ключевые слова: электроотопление пассажирских вагонов, комплектная модульная подстанция (КМП).

ФОМИН Сергей Алекандрович, Москва, Россия. E-mail: s.fomin@vniias.ru

ДРЕВАЛЬ Владимир Андреевич, Ростов-на-Дону, Россия.  

ОЖИГАНОВ Николай Васильевич, Ростов-на-Дону, Россия.

E-mail: 79185036934@yandex.ru

АЛЕКСАНДРОВИЧ Т.М., ветеран Октябрьской железной дороги, историк транспорта, кандидат исторических наук

Дорога славы и бессмертия

С. 44–47. 7 рис.

Аннотация. Рассказывается о Мемориальном комплексе «Дорога Жизни»,  посвященном железнодорожникам и морякам, перевозившим по «Дороге Победы» Шлиссельбург – Поляны и «Дороге жизни», проходившей по Ладожскому озеру, жизненно важные грузы в блокадный Ленинград и вывозившим из него истощенных людей и оборонную продукцию. Большое внимание уделяется экспозициям музея, в которых представлены реликвии войны и личные вещи работников железной дороги – строителей «Дороги жизни».

Ключевые слова: Мемориальный комплекс «Дорога Жизни», Великая Отечественная война, Ладожское озеро, блокадный Ленинград.

ИЦКОВИЧ Б.С., инженер, специальный корреспондент журнала

ДУБРОВИНА И.И., специалист по связям с общественностью

Иван Евграфович Ададуров и его библиотека

С. 48–54. 6 рис.

Аннотация. Рассказывается о книгах из личного собрания председателя правления общества Рязанско-Уральской железной дороги И.Е. Ададурова. Отмечается, что на представленной в читальном зале ЦНТИБ выставке демонстрируются более 60 книг, подбор которых позволяет судить о сфере служебных интересов крупного железнодорожного руководителя второй половины XIX – начала XX в.

Ключевые слова: Иван Евграфович Ададуров, председатель правления общества Рязанско-Уральской железной дороги, библиотека нормативной и технической литературы.

Читайте также: