Аннотации №08 2024
Журнал «Железнодорожный транспорт», № 8, 2024 г.
Полувековой юбилей Байкало-Амурской магистрали. Праздничные мероприятия в Тынде
С. 4–7. 17 рис.
Аннотация. Рассказано о прошедших праздничных мероприятиях, посвященных 50-летию начала строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ). Особое внимание уделено встречам ветеранов-строителей и железнодорожников из разных уголков нашей страны и бывших республик Советского Союза, молодых продолжателей их дела –нынешних работников БАМа и тех, кто сегодня выполняет масштабные работы по развитию и модернизации магистрали.
Ключевые слова: строительство БАМа, ударная стройка, праздничные мероприятия, ветераны-строители, железнодорожники.
Историческое наследие Байкало-Амурской магистрали
С. 8–11. 22 рис.
Аннотация. Представлены три музейные экспозиции, посвященные 50-летию БАМа, которые проходят в экспозиционных залах центральных музеев страны: выставка «Между прошлым и будущим. К 50-летию Байкало-Амурской магистрали» в Государственном центральном музее современной истории России и в Музее железных дорог России и выставка «Вокзалы и города. Архитектурное наследие БАМа» в Государственном историческом музее.
Ключевые слова: Байкало-Амурская магистраль, первопроходцы, комсомольский отряд, студенческий отряд, путь к океану, архивные документы, живопись, фотографии, агитационные плакаты, письма, награды, личные вещи строителей.
Научная статья
УДК 656.22
КИРЯКИН В.Ю., АО «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» (АО «ВНИИЖТ»), заместитель директора научного центра «Цифровые модели перевозок и технологии энергосбережения» (НЦ «ЦМПЭ»), кандидат физико-математических наук
МУГИНШТЕЙН Л.А., АО «ВНИИЖТ», главный научный сотрудник, доктор технических наук, профессор
АНФИНОГЕНОВ А.Ю., АО «ВНИИЖТ», заместитель директора НЦ «ЦМПЭ», начальник отдела, кандидат физико-математических наук
ХРУСТАЛЕВ Д.Ф., АО «ВНИИЖТ», технический эксперт НЦ «ЦМПЭ»
КАПУСТИН Н.А., АО «ВНИИЖТ», ведущий специалист НЦ «ЦМПЭ»
ПОНАРИН Л.Н., АО «ВНИИЖТ», главный программист НЦ «ЦМПЭ»
Об импортозамещении высокотехнологичных программ на примере АПК Эльбрус
С. 12–20. 4 рис.
Аннотация. Рассмотрены особенности импортозамещения технологического программного обеспечения, этапы организации импортозамещения от формирования технического задания на проведения работ до внедрения новой версии программы на сети железных дорог. Приведен пример процесса импортозамещения на основе решения задачи перевода клиентского рабочего места АПК ЭЛЬБРУС для построения суточных прогнозных графиков движения поездов с операционной системы (ОС) Windows на ОС Linux. Даны рекомендации по организации проведения работ по импортозамещению в сжатые сроки.
Ключевые слова: график движения поездов, АПК ЭЛЬБРУС, нормативный график движения поездов, исполненный график движения поездов, прогнозный график движения поездов, импортозамещение.
Список источников
- Инновационный проект «ЭЛЬБРУС» / [Л.А.Мугинштейн, С.А.Виноградов, В.Ю.Кирякин и др.] // Железнодорожный транспорт. – 2013. – № 12. – С. 18–25.
- Имитационное моделирование в задачах организации движения поездов : сб. науч. тр. ОАО «ВНИИЖТ» / [Л.А.Мугинштейн, А.Ю.Анфиногенов, В.Ю.Кирякин, и др.] ; под ред. Л.А.Мугинштейна. – М. : Интекст, 2012. – 56 с.
- Об автоматизации разработки графика движения поездов / [А.Т.Осьминин, В.А.Анисимов, Н.А.Клюев и др.] // Железнодорожный транспорт. – 2012. – № 4. – С. 19–24.
KIRYAKIN V.Yu., JSC «Research Institute of Railway Transport» (JSC «VNIIZHT»), Deputy Director of the Scientific Center «Digital Models of Transportation and Energy Saving Technologies» (NC «CMPE»), Candidate of Physical and Mathematical Sciences
MUGINSTEIN L.A., JSC «VNIIZHT», Chief Researcher, Doctor of Technical Sciences, Professor
ANFINOGENOV A.Yu., JSC «VNIIZHT», Deputy Director of the NC «CMPE», Head of Department, Candidate of Physical and Mathematical Sciences
KHRUSTALEV D.F., JSC «VNIIZHT», Technical Expert of the NC «CMPE»
KAPUSTIN N.A., JSC «VNIIZHT», Leading Specialist of the NC «CMPE»
PONARIN L.N., JSC «VNIIZHT», Chief Programmer of the NC «CMPE»
On import substitution of high-tech programs using the example of the Elbrus agro-industrial complex
Р. 12–20. 4 fig.
Abstract. The article considers the features of import substitution of technological software, stages of import substitution organization from the formation of technical specifications for the work to the implementation of a new version of the program on the railway network. An example of the import substitution process is given based on the solution to the problem of transferring the client workstation of the ELBRUS APCS for building daily forecast schedules of train movement from the Windows operating system (OS) to the Linux OS. Recommendations are given for organizing the implementation of import substitution work in a short time.
Кeywords: Train schedule; APK ELBRUS; normative train schedule; executed train schedule; forecast train schedule.
КИРЯКИН Валерий Юрьевич, Москва, Россия. E-mail: Kiryakin.Valeriy@vniizht.ru
МУГИНШТЕЙН Лев Александрович, Москва, Россия. E-mail: muginshteyn.lev@vniizht.ru
АНФИНОГЕНОВ Анатолий Юрьевич, Москва, Россия.
E-mail: anfinogenov.anatoly@vniizht.ru
ХРУСТАЛЕВ Дмитрий Федорович, Москва, Россия. E-mail: Khrustalev.Dmitriy@vniizht.ru
КАПУСТИН Николай Александрович, Москва, Россия. E-mail: kapustin.nikolai@vniizht.ru
ПОНАРИН Лев Николаевич, Москва, Россия. E-mail: ponarin.lev@vniizht.ru
Научная специальность ВАК:
2.9.4. Управление процессами перевозок (технические науки).
Научная статья
УДК 629.4
ГЕРМАН Л.А., Филиал Самарского государственного университета путей сообщения (СамГУПС) в Нижнем Новгороде, профессор, доктор технических наук
КОРНЕЕВ В.А., Трансэнерго – филиал ОАО «РЖД», начальник Горьковской дирекции по энергообеспечению
Системы диагностики и автоматики электроснабжения контактной сети переменного тока в аварийной ситуации
С. 24–28. 2 рис.
Аннотация. Показаны возможности реконструкции поста секционирования на разъединителях с введением в шину поста устройства быстродействующего автоматического повторного включения и отключения разъединителя, в зоне которого произошло короткое замыкание. Рассмотрены схемы автоматических устройств для определения устойчивого (проходящего) короткого замыкания в тяговой сети и устройства определения места повреждения.
Ключевые слова: система диагностики, контактная сеть, проходящее КЗ, выключатель, устойчивое КЗ, фидер контактной сети, повреждение, пост секционирования.
Список источников
- Герман Л.А. Рациональная реконструкция постов секционирования контактной сети переменного тока на разъединителях / Л.А.Герман, Е.А.Донской, С.А.Капустин // Вестник ВНИИЖТ. – 2021. – Т. 80. – № 5. – С. 269–275.
- Герман Л.А. Автоматизация электроснабжения тяговой сети переменного тока : учеб. пособие. Ч. 1 и 2 / Л.А.Герман, К.С.Субханвердиев, В.Л.Герман. – М. : УМЦ ЖДТ, 2022.
- Герман Л.А. Автоматическое повторное включение выключателей фидеров контактной сети переменного тока / Л.А.Герман, В.Б.Лапин, В.Н.Пупынин // Тр. ЦНИИ МПС. – М., 1970. – Вып. 422.
- Субханвердиев К.С. Новый метод детектирования короткого замыкания в тяговых сетях железных дорог / К.С.Субханвердиев, М.В.Алексеенко, И.А.Шабалин // Сб. научн. тр. Восьмой междунар. научно-практ. конф. «Энергетика транспорта. Актуальные проблемы и задачи». – Ростов н/Д. : РГУПС, 2024.
- Герман Л.А. Совершенствование тягового электроснабжения переменного тока для повышения пропускной способности железных дорог : учеб. пособие / Л.А.Герман. – Н.Новгород : СамГУПС, 2024. – 186 с.
HERMAN L.A., Branch of Samara State University of Railway Engineering (SamGUPS) in Nizhny Novgorod, Professor, Doctor of Technical Sciences
KORNEEV V.A., Transenergo – branch of JSC «Russian Railways», Head of the Gorky Directorate for Energy Supply
Diagnostic and automation systems for the power supply of the AC contact network in an emergency situation
Р. 24–28. 2 fig.
Abstract. The possibilities of reconstructing the sectioning post on disconnectors with the introduction of a high-speed automatic reconnection and disconnection device into the bus of the post, in the area of which a short circuit occurred, are shown. The schemes of automatic devices for determining a stable (passing) short circuit in the traction network and devices for determining the location of damage are considered.
Keywords: diagnostic system, contact network, passing short circuit, switch, stable short circuit, contact network feeder, damage, post partitioning.
ГЕРМАН Леонид Абрамович, Нижний Новгород, Россия.
КОРНЕЕВ Вячеслав Александрович, Нижний Новгород, Россия.
Научная специальность ВАК: 2.9.3.
Научная статья
УДК 629.4
КОТУРАНОВ В.Н., Российский университет транспорта (РУТ (МИИТ)), профессор кафедры «Вагоны и вагонное хозяйство», доктор технических наук
МЕЛАНИН В.М., РУТ (МИИТ), доцент кафедры «Вагоны и вагонное хозяйство», старший научный сотрудник, кандидат технических наук
КОЗЛОВ М.П., РУТ (МИИТ), доцент кафедры «Вагоны и вагонное хозяйство», кандидат технических наук
ГРИГОРЬЕВ П.С., РУТ (МИИТ), доцент кафедры «Электропоезда и локомотивы», кандидат технических наук
Конструкции грузовых восьмиосных вагонов повышенной эффективности
С. 29–31. 2 рис.
Аннотация. Рассмотрена проблема выбора типа конструкции грузовых вагонов на основе опыта эксплуатации различных моделей. Отмечено значение преимуществ и особенностей, выявленных при эксплуатации восьмиосных конструкций. Приведен сравнительный анализ современных четырех-, шести- и восьмиосных вагонов.
Ключевые слова: грузовые вагоны, восьмиосные вагоны, шестиосные вагоны, проектирование вагонов, погонная нагрузка, большегрузные вагоны, высокоэффективные вагоны.
Список источников
- Шадур Л.А. Большегрузные восьмиосные вагоны / Л.А.Шадур, Б.С.Евстафьев, В.В.Лукин. – М. : Транспорт, 1968. – 288 с.
- Развитие парка грузовых вагонов и вагоностроительной промышленности / [А.А.Долматов, Л.Д.Кузьмич, М.Л.Каменомост и др.] // Железнодорожный транспорт. – 1994. – № 7. – С. 32–42.
- Котуранов В.Н. Технологическая последовательность экспертных оценок рабочих качеств универсального грузового вагона (на примере цистерны модели 15-1443) / В.Н.Котуранов, М.П.Козлов. – М. : МИИТ, 2013. – 147 с.
- Полезный опыт создания большегрузных восьмиосных вагонов / [В.Н.Котуранов, В.В.Козлов, П.С.Григорьев и др.] // Железнодорожный транспорт. – 2022. – № 2. – С. 42–45.
KOTURANOV V.N., Russian University of Transport (RUT (MIIT)), Professor of the Department «Wagons and Wagon Industry», Doctor of Technical Sciences
MELANIN V.M., RUT (MIIT), Associate Professor of the Department «Wagons and wagon industry», Senior Researcher, Candidate of Technical Sciences
KOZLOV M.P., RUT (MIIT), Associate Professor of the department «Wagons and wagon industry», Candidate of Technical Sciences
GRIGORIEV P.S., RUT (MIIT), Associate Professor of the Department of Electric Trains and Locomotives, Candidate of Technical Sciences
Structures of high-efficiency freight wagons
Р. 29–31. 2 fig.
Abstract. The paper addresses the issue of choosing the construction type of freight cars based on the experiences of operating various models. The significance of advantages and features identified when operating eight-axle designs is highlighted. The paper underscores the importance of utilizing this experience when making decisions about the design of new freight car models. A comparative analysis of modern four-, six-, and eight-axle wagons is provided.
Keywords: freight cars, six-axle cars, car design, linear load, heavy-duty cars, high-efficiency eight-car cars.
КОТУРАНОВ Владимир Николаевич, Москва, Россия.
МЕЛАНИН Виктор Михайлович, Москва, Россия.
КОЗЛОВ Михаил Петрович, Москва, Россия.
ГРИГОРЬЕВ Павел Сергеевич, Москва, Россия.
Научная специальность ВАК: 2.9.3.
Научная статья
УДК 629.4.027
ШАНТАРЕНКО С.Г., Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС), профессор кафедры «Технологии транспортного машиностроения и ремонта подвижного состава», доктор технических наук
ГАЛИЕВ И.И., ОмГУПС, профессор кафедры «Теоретическая и прикладная механика», доктор технических наук
САВИНКИН С.В., ОмГУПС, аспирант кафедры «Технологии транспортного машиностроения и ремонта подвижного состава»,
Анализ работы кузовного рессорного подвешивания электровоза 2ЭС6
С. 32–35. 5 рис.
Аннотация. Представлены результаты исследования работоспособности упругой поперечной связи тележки с рамой кузова электровоза 2ЭС6. Выполнен анализ влияния величины зазора между пальцем упора-ограничителя горизонтальных перемещений тележки и упорной плитой рамы кузова на динамические качества локомотива при движении в кривой рельсовой колеи. Приведены результаты экспериментального определения интенсивности изнашивания и влияния качества сборки экипажной части на эксплуатационный ресурс упора-ограничителя.
Ключевые слова: динамические качества локомотива, вписывание, кривая, рамная сила, угол поворота тележки, поперечное смещение, упор-ограничитель горизонтальных перемещений тележки, упорная плита, интенсивность изнашивания, конструкция упора-ограничителя.
Список источников
- Савинкин С.В. Влияние поперечной жесткости кузовного подвешивания электровоза 2ЭС6 на износ гребней колесных пар / С.В.Савинкин, С.Г.Шантаренко // Инновационные проекты и технологии в образовании, промышленности и на транспорте : мат. XVI науч. конф., посв. Дню российск. науки. – Омск. : Омский гос. ун-т путей сообщения, 2022. – С. 401–407.
- Патент № 219621 Российская Федерация, СПК B 61 F 5/22 (2023, 05). Упор –ограничитель горизонтальных перемещений тележки локомотива со съемным наконечником : заявл. 11.05.2023 ; опубл. 28.07.2023 / Шантаренко С.Г., Савинкин С.В. ; заявитель ОмГУПС. – 5 с. : ил. – Текст: непосредственный.
SHANTARENKO S.G., Omsk State University of Transport, Professor of the Department of «Technologies of Transport Engineering and Rolling Stock Repair», Doctor of Technical Sciences
GALIEV I.I., Omsk State University of Transport, Professor of the Department of «Theoretical and Applied Mechanics», Doctor of Technical Sciences
SAVINKIN S.V., Omsk State University of Transport, graduate student of the Department of «Technologies of transport Engineering and Repair of Rolling Stock»
Dynamic qualities of the 2ES6 electric locomotive when moving in a curved rail track
Р. 32–35. 5 fig.
Abstract. The article presents the results of a study of the performance of the elastic transverse connection of the bogie with the body frame of the 2ES6 electric locomotive. An analysis has been made of the influence of the size of the gap between the pin of the stop-limiter of horizontal movements of the bogie and the thrust plate of the body frame on the dynamic qualities of the locomotive when moving in a curved rail track. The results of an experimental determination of the wear rate and the influence of the assembly quality of the undercarriage on the service life of the stop-limiter are presented.
Keywords: dynamic qualities of the locomotive, fitting, curve, frame force, bogie rotation angle, lateral displacement, stop-limiter of horizontal movements of the bogie, thrust plate, wear rate, stop-limiter design.
ШАНТАРЕНКО Сергей Георгиевич, Омск, Россия.
ГАЛИЕВ Ильхам Исламович, Омск, Россия.
САВИНКИН Сергей Владимирович, Омск, Россия.
Научная специальность ВАК: 2.9.3.
ТРИШИН Н.А., Мурманская дистанция сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ) Октябрьской дирекции инфраструктуры – структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД», инженер производственно-технического отдела
Помогают программные роботы
С. 36–38. 2 рис.
Аннотация. Дана информация об автоматизации в Мурманской дистанции СЦБ Октябрьской дороги рутинных операций, выполняемых с участием человека при формировании таких отчетных форм, как пояснительная записка на основе данных из систем КАС АНТ и КАСАТ, акт комиссионной проверки состояния элементов рельсовых цепей, контрольный лист исполнительской дисциплины старшего электромеханика СЦБ. Рассказано о работе по совершенствованию программного робота, предназначенного для анализа факторов риска возникновения случаев нарушения безопасности движения поездов.
Ключевые слова: автоматизация рутинных операций, пояснительная записка, акт комиссионной проверки, контрольный лист исполнительской дисциплины, автоматизация анализа факторов риска.
ТРИШИН Никита Алексеевич, Мурманск, Россия. E-mail: new3tion@yandex.com
SPIN-код: 9873-6901.
ШПИГАРЬ Д.С., Проектно-конструкторско-технологическое бюро пассажирского комплекса – филиал ОАО «РЖД» (ПКТБ Л), начальник отдела технологий пассажирской инфраструктуры
Единый подход к техническому обслуживанию заземляющих устройств пассажирской инфраструктуры
С. 39–41. 4 рис.
Аннотация. Рассказано о разработанном в 2023 г. нормативном документе «Порядок организации, проведения технического обслуживания и действий при выявлении неисправностей заземляющих устройств на пассажирских платформах, зданиях, навесах в Дирекции железнодорожных вокзалов и Центральной дирекции пассажирских обустройств». Отмечено, что данный документ позволяет исключить разночтения по вопросам реализации процесса выполнения таких работ.
Ключевые слова: заземляющие устройства, пассажирская инфраструктура, заземление пассажирских платформ, зданий и навесов.
ШПИГАРЬ Денис Сергеевич, Москва, Россия.
КИСЕЛЁВ И.П., Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС), инженер путей сообщения, почетный профессор, доктор исторических наук
МИТЕЛЕНКО В.И., директор Центрального музея железнодорожного транспорта Российской Федерации (ЦМЖТ РФ)
АСТАШОВА Е.Н., ЦМЖТ РФ, заместитель директора по научно-просветительской работе
Возникновение и развитие железнодорожных музеев России. Часть 2
С. 42–54. 24 рис.
Аннотация. Продолжена тема железнодорожных музеев России, начатам в июльском номере журнала. Описана история становления и развития Центрального музея железнодорожного транспорта Российской Федерации, который берет начало от открытой в 1813 г. в Институте Корпуса инженеров путей сообщения (ИКИПС) «особой залы» – первого российского музея транспортной, дорожной строительной техники и мостостроения. Приведены сведения об организаторе «особой залы» – выдающемся инженере, ученом и государственном деятеле Испании и России, первом ректоре ИКИПС Августине Бетанкуре.
Ключевые слова: Центральный музей железнодорожного транспорта Российской Федерации, Августин Бетанкур, Институт Корпуса инженеров путей сообщения, «особая зала».
Список источников
- Полное собрание законов Российской империи с 1649 года. – Санкт-Петербург, 1830. – Т. XXX. 1808–1809. 23.996. – Ноября 20. Гл. VIII. – § 133. – С. 1312.
- Соколов Н. Музеум Института Корпуса инженеров путей сообщения. – СПб., 1862. – С. II–III.
- История железнодорожного транспорта России. В 3 т. Т. 1 : 1836–1917 / под ред. Е.Я.Красковского, М.М.Уздина. – СПб., М. : ПГУПС, 1994. – 335 с.
- Краткий исторический очерк развития и деятельности Ведомства путей сообщения за сто лет его существования (1798–1898 гг.) [Репринтное издание]. – М. : Пан Пресс, 2009. – 270 с.
- История Петербургского государственного университета путей сообщения. В 2 т., 3 кн. / под ред. В.И.Ковалева, И.П.Киселева. Т. 1 [Репринтное издание]. История Института инженеров путей сообщения Императора Александра I-го за первое столетие его существования. 1810–1910 / сост. инженер путей сообщения А.М. Ларионов. – СПб. : ПГУПС, 2009. – 518 с.
- Всемирное наследие Бетанкура : учеб. пособие / под ред. И.П.Киселева, А.Ю.Панычева, В.В.Фортунатова. – СПб. : ПГУПС, 2022. – 576 с.
- Центральный музей железнодорожного транспорта Российской Федерации. 200 лет. – М. : УМЦ ЖДТ, 2013. – 428 с.
- Институт Корпуса инженеров путей сообщения – Центральный музей железнодорожного транспорта РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.citywalls.ru/house1686.html
- Музей императора Николая i-го // Нива. – 1902. – № 52. – С. 1043–1045 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://runivers.ru/upload/iblock/907/Niva_tom_68_1902.pdf
- Шишкин А. Один город, два музея / А.Шишкин [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rusbestrailways.ru/en/node/92
- Из рескрипта Императора Александра III на имя наследника российского престола Его Императорского Высочества Великого князя Николая Александровича. История РФ. Главный исторический портал страны[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://histrf.ru/read/articles/transsib-even
- ПСУКино начальство разрушило музей // Красная газета. – № 204. – 2 сентября 1932; Все еще упорствуют // Красная газета. – № 128. – 30 мая 1933.
- Редкие музейные коллекции Центрального музея железнодорожного транспорта Российской Федерации. 1813–2023. – СПб, 2023. – 456 с.
- Резимон И.С. О службе и трудах генерал-лейтенанта де Бетанкура / И.С.Резимон // Журнал путей сообщения. – 1826. – Кн. 1. – С. 3–54.
КИСЕЛЁВ Игорь Павлович, Санкт-Петербург, Россия.
МИТЕЛЕНКО Владимир Иванович, Санкт-Петербург, Россия.
АСТАШОВА Елена Николаевна, Санкт-Петербург, Россия.