Аннотации №10 2020
Журнал «Железнодорожный транспорт», № 10, 2020 г.
ОСЬМИНИН А.Т., заместитель председателя Объединенного ученого совета ОАО «РЖД» по научному развитию и взаимодействию, доктор технических наук, профессор
АДАДУРОВ С.Е., заместитель генерального директора АО «ВНИИЖТ», доктор технических наук, профессор
В рамках цифровой трансформации перевозочного процесса
С. 4–10. 5 рис.
Рассказано о создании цифровой единой экосистемы в интересах всех участников транспортного рынка перевозок грузов железнодорожным транспортом. Рассмотрены ключевые вопросы цифровой трансформации перевозочного процесса на основе информационных сервисов ОАО «РЖД». Определены первоочередные задачи, обеспечивающие совершенствование эксплуатационной работы и обеспечение стабильности работы железнодорожной отрасли.
Ключевые слова: экосистема; «РЖД Маркет»; цифровизация; «РЖД-ГРУЗ»; смарт-контракт; электронный документооборот; СМЭВ; динамическая модель; перевозочный процесс.
ВАКУЛЕНКО С.П., директор Института управления и цифровых технологий (ИУЦТ) Российского университета транспорта (РУТ (МИИТ)), кандидат технических наук, профессор
КОПЫЛОВА Е.В., ИУЦТ, заместитель директора, кандидат технических наук
ТУМАНОВ М.А., ИУЦТ, старший преподаватель кафедры «Управления транспортным бизнесом и интеллектуальные системы»
Стандартизация услуг в сфере грузовых перевозок
С. 11–14. 4 рис.
Рассказывается о необходимости развития стандартизации, целях и задачах стандартизации услуг в сфере грузовых перевозок, об областях применения стандартов на услуги в ОАО «РЖД». Особое внимание уделяется позитивному эффекту, формируемому стандартизацией, а также основным этапам разработки национального стандарта.
Ключевые слова: стандартизация; стандарты; система добровольной сертификации; технический комитет по стандартизации ТК 45 «Железнодорожный транспорт»; подкомитет ПК 19 «Услуги на железнодорожном транспорте».
ШЕНФЕЛЬД К.П., АО «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» (АО «ВНИИЖТ»), исполнительный директор, доктор технических наук
СОТНИКОВ Е.А., АО «ВНИИЖТ», главный научный сотрудник, доктор технических наук, профессор
ХОЛОДНЯК П.С., АО «ВНИИЖТ», начальник отдела научного центра «Цифровые модели перевозок и технологии энергосбережения»
Методы повышения пропускной и провозной способностей высокозагруженных двухпутных линий
С. 15–18. 2 рис.
Рассмотрены существующие и новые методы повышения пропускной и провозной способностей высокозагруженных железнодорожных линий. Перечислены основные направления поиска резервов для освоения всех предъявляемых к перевозке объемов грузов при максимальной загрузке пропускной способности полигонов.
Ключевые слова: многопутные участки; пропускная и провозная способности; высокозагруженные линии; дополнительные нитки для пропуска поездов; поездопоток.
ЕРОФЕЕВ А.А., УО «Белорусский государственный университет транспорта», проректор по научной работе, кандидат технических наук, доцент
ДУЛУБ П.М., ГО «Белорусская железная дорога», начальник службы перевозок
Интеллектуальная система сменно-суточного планирования поездной работы
С. 19–23. 6 рис.
Установлено, что существующая система сменно-суточного планирования поездной работы не в полной мере отвечает современным требованиям. Предложено для повышения эффективности использовать интеллектуальное планирование поездной работы, которое предполагает: переход к поэлементному моделированию процессов, использование обучающих выборок, применение процессно-объектного подхода при описании процессов, многокритериальную оценку разработанных планов. Установлены взаимосвязи между основными процессами в системе, приведено описание основных объектов модели. Описаны основные выходные решения.
Ключевые слова: поездная работа; интеллектуальное планирование; сменно-суточный план; вагонная модель; поездообразование; прогнозирование; оперативное планирование.
ИЛЬИН А.М., Ростовский центр организации работы железнодорожных станций – структурное подразделение Северо-Кавказской дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД», ревизор движения, инженер
ЧИСЛОВ О.Н., Ростовский государственный университет путей сообщения (РГУПС), заведующий кафедрой «Станции и грузовая работа», доктор технических наук, профессор
БОЕВА А.С., РГУПС, аспирант
Повышение надежности закрепления подвижного состава на станционных путях
С. 24–29. 4 рис.
Представлено развитие методики расчета норм закрепления подвижного состава. Проведен анализ распределения поездов, прибывших на важнейшие для Северо-Кавказской железной дороги станции по вариантам продольных профилей приемо-отправочных путей. Сформулированы направления повышения надежности и эффективности закрепления на станционных путях поездов и отдельно стоящих вагонов. Приведена новая форма электронного журнала расчета тормозных башмаков, разработанная в среде табличного процессора, позволяющая получать эффективное значение числа тормозных башмаков для закрепления подвижного состава за счет уточненной методики расчета.
Ключевые слова: подвижной состав; вагонный парк; грузовой поезд; железнодорожная станция; станционный путь; продольный профиль пути; тормозной башмак; нормы закрепления; условная длина вагона; физический вагон, уклон; инерционные силы; автоматизированный метод расчета; программный комплекс; электронный журнал учета тормозных башмаков.
ДМИТРИЕВ В.В., главный инженер Куйбышевской железной дороги
ДЮЖАКОВА Л.П., заместитель начальника Центра инновационного развития – филиала ОАО «РЖД» (ЦИР)
КИШКИНА С.В., начальник отдела инновационного развития Куйбышевской железной дороги
ПОБЕДЕННАЯ И.А., ведущий инженер отдела инновационного развития Куйбышевской железной дороги
ШИШКОВА Д.М., ведущий технолог ЦИР
На пути открытых инноваций
С. 30–36. 6 рис.
Рассказывается о работе региональной инновационной площадки Куйбышевской железной дороги, взаимодействии с организациями внешнего контура. Описываются программа Iron Road Show, применение аддитивных технологий, 3D-печати, конкурс инновационных проектов.
Ключевые слова: региональная инновационная площадка Куйбышевской железной дороги; инновационные предложения; инновационные разработки; программа Iron Road Show; аддитивные технологии; 3D-печать; конкурс инновационных проектов.
КАЗАКОВ А.А., ОАО «РЖД», заместитель директора Проектно-конструкторского бюро вагонного хозяйства (ПКБ ЦВ)
Обеспечивая устойчивую работу вагонного комплекса
С. 40–47. 7 рис.
Рассмотрены цели создания и история формирования Проектно-конструкторского бюро вагонного хозяйства, его роль в современном инновационном процессе компании, приоритетные направления работы, наиболее значимые проекты и разработки, в которых участвуют специалисты ПКБ ЦВ. Намечены пути дальнейшего развития бюро как важного подразделения, обеспечивающего инженерную и нормативную поддержку деятельности инфраструктурного комплекса ОАО «РЖД».
Ключевые слова: грузовой подвижной состав; стандартизация; нормативно-техническая документация; колесная пара; тележка грузового вагона; средства контроля; средства малой механизации.
КИСЕЛЕВ В.И., Российский университет транспорта (РУТ (МИИТ)), профессор кафедры «Электропоезда и локомотивы», доктор технических наук
ФАЙЗИБАЕВ Ш.С., Ташкентский государственный транспортный университет, профессор кафедры «Вагоны и вагонное хозяйство», доктор технических наук
ФЕДЯНИН А.И., РУТ (МИИТ), аспирант кафедры «Электропоезда и локомотивы»
Надежность тяговых локомотивов
С. 48–49.
Рассмотрена надежность тяговых электродвигателей локомотивов в эксплуатации определяется качеством конструкций его узлов. Определены пути повышения работоспособности узлов электродвигателей.
Ключевые слова: локомотив; тяговый электродвигатель; надежность; изоляция; обмотка якоря.
САВРУХИН А.В., Российский университет транспорта (РУТ (МИИТ)), начальник Управления научно-исследовательской работы, доктор технических наук, профессор
СЕРГЕЕВ К.А., РУТ (МИИТ), заведующий кафедрой «Нетяговый подвижной состав», доктор технических наук, профессор
ЕФИМОВ Р.А., РУТ (МИИТ), доцент кафедры «Управление эксплуатационной работой и безопасностью на транспорте», кандидат технических наук
ПОДЛЕСНИКОВ Я.Д., кандидат технических наук
Требования к вагонам-цистернам для перевозки опасных грузов
С. 50–53. 4 рис.
Рассмотрены требования к вагонам-цистернам для перевозки сжиженных углеводородных газов, удовлетворяющие условиям безопасного роспуска подвижного состава с автоматизированных сортировочных горок. Определены группы цистерн, конструкция которых обеспечивает безопасный роспуск за счет дополнительных элементов защиты котла и поглощающего аппарата автосцепки.
Ключевые слова: группы вагонов-цистерн; безопасный роспуск; автоматизированная горка; защита котла; торцевой щит; дуги безопасности; поглощающие аппараты повышенной энергоемкости.
ВАСИЛЕНКО М.Н., Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС), профессор кафедры «Автоматика и телемеханика на железных дорогах», доктор технических наук
ТРОХОВ В.Г., ПГУПС, доцент кафедры «Автоматика и телемеханика на железных дорогах», кандидат технических наук
ВАСИЛЕНКО П.А., ПГУПС, инженер научноисследовательской лаборатории кафедры «Автоматика и телемеханика на железных дорогах»
ПРОНИН В.П., ПГУПС, аспирант кафедры «Автоматика и телемеханика на железных дорогах»
К вопросу цифровизации ведения технической документации
С. 56–62. 5 рис.
Представлены методы и алгоритмы ведения электронной технической документации (ТД), ключевые моменты организации электронного документооборота (ЭДО). Предложены способы организации системы электронного документооборота (СЭД) и рассмотрены особенности ведения электронной технической документации (ЭТД). Определены проблемы, препятствующие переходу к ЭДО, и даны рекомендации для их решения. Разработаны предложения по организации базы данных технической документации. Показаны принципы электронной технологии ведения и внесения изменений в электронный технический документ.
Ключевые слова: электронный документооборот; система электронного документооборота; электронная техническая документация; алгоритмы ведения электронной технической документации; ошибка в технической документации.
СТАРИКОВА Н.В., Нижегородский государственный педагогический университет имени К.Минина (НГПУ), доцент кафедры истории России и вспомогательных исторических дисциплин (ВИД), кандидат исторических наук
ШУРПШИКОВА А.В., НГПУ, доцент кафедры истории России и ВИД, кандидат исторических наук
Великая Отечественная война в письмах фронтовиков-железнодорожников
С. 63–66. 3 рис.
Рассказывается о новом подходе к раскрытию военной тематики в музеях: через личные документы солдат, которые позволяют реконструировать Великую Отечественную войну «изнутри».
Ключевые слова: Великая Отечественная война; железная дорога в годы войны; письма с фронта.
Музей железных дорог России. Натурные образцы
С. 67–76. 9 рис.
Представлены магистральные тепловозы, размещенные на открытой площадке Музея железных дорог России. Описание каждого тепловоза содержит его основные технические характеристики, краткие данные о серии, к которой относится данный локомотив, сведения об эксплуатации образца до поступления в музей. Статья является продолжением обзора, посвященного натурным образцам, находящимся на всех площадках Музея железных дорог России.
Ключевые слова: Музей железных дорог России; открытая площадка; натурный образец; магистральный тепловоз.