Аннотации №12 2024

Журнал «Железнодорожный транспорт», № 12, 2024 г.

81-е заседание Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества

С. 4–7. 3 рис.

Аннотация. Рассказано о состоявшемся в Республике Узбекистан Ташкенте в очном формате 81-м заседании Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества. Отмечено развитие трансъевразийских транспортно-логистических коридоров, проходящих через территории государств – участников Содружества, рост объемов и номенклатуры перевозимых грузов. Особое внимание уделено пассажирским перевозкам и расширению взаимодействия в гуманитарной сфере.

Ключевые слова: Совет по железнодорожному транспорту, государства – участники Содружества, транспортно-логистические коридоры, грузовые перевозки, пассажирские перевозки, гуманитарная сфера.

ТАРАСОВ К.А., Центральная дирекция управления движением – филиал ОАО «РЖД», главный инженер

О задачах по развитию тяжеловесного движения

С. 8–11. 4 рис.

Аннотация. Рассказано о технических и технологических мерах, проводимых ОАО «РЖД» для повышения пропускной и провозной способности. Обозначен ряд факторов, которые необходимо учитывать при организации движения поездов повышенной массы и длины. Поставлены задачи, которые необходимо решить для дальнейшего развития тяжеловесного движения.

Ключевые слова: тяжеловесное движение, пропускная способность, удлинение приемоотправочных путей, тяжеловесные поезда, соединенные поезда.

ТАРАСОВ Кирилл Александрович, Москва, Россия.

Научная статья

УДК 656.2

МЕХЕДОВ М.И., АО «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» (АО «ВНИИЖТ»), заместитель генерального директора по вопросам развития перевозочного процесса и логистики, кандидат технических наук

ХОЛОДНЯК П.С., АО «ВНИИЖТ», начальник отдела научного центра «Цифровые модели перевозок и технологии энергосбережения»

КАПЫРИН А.А., АО «ВНИИЖТ», главный технолог научного центра «Цифровые модели перевозок и технологии энергосбережения»

Перспективы организации движения поездов повышенной массы и длины

С. 12–16. 4 рис.

Аннотация. Рассмотрены современные подходы к тяжеловесному движению в России. Проанализированы перспективы использования соединенных поездов и инновационных вагонов повышенной грузоподъемности. Обозначена необходимость развития инфраструктуры, связанная с развитием данного направления.

Ключевые слова: тяжеловесное движение, пропускная способность, поезда повышенной массы и длины, инфраструктура, инновационные вагоны.

Список источников

  • Мугинштейн Л.А. Опыт внедрения тяжеловесного движения на железных дорогах / Л.А.Мугинштейн, К.П.Шенфельд // Железнодорожный транспорт. – 2016. – № 3. – С. 35–41.
  • Мехедов М.И. Оптимизация условий организации движения соединенных поездов на постоянной основе на Транссибирской магистрали Восточного полигона сети железных дорог / М.И.Мехедов, Е.А.Сотников, П.С.Холодняк // Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта. – 2021. – Т. 80. – № 1. – С. 4–12.
  • Мирошниченко О.Ф. Экономическая оценка эффективности перевозок угля в восьмиосных вагонах нового поколения для оператора (владельца) подвижного состава (методические подходы и результаты расчета) / О.Ф.Мирошниченко, А.Е.Огинская, К.В.Стельмашенко // II Междунар. конференция «Наука 1520 ВНИИЖТ: Загляни зa горизонт» : сб. мат. конференции, Москва, 24–25 августа 2023 г. – М. : ВНИИЖТ, 2023. – С. 187–191.
  • Методические положения по определению основных параметров организации перевозочного процесса при внедрении вагонов с повышенной осевой и погонной нагрузкой / [М.И.Мехедов, Е.А.Сотников, П.С.Холодняк и др.] // Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта. – 2022. – Т. 81. – № 4. – С. 359–369.
  • Основные причины повышенного износа рельсов и гребней колесных пар грузовых вагонов / [Л.А.Мугинштейн, В.М.Богданов, А.В.Сухов и др.] // Железнодорожный транспорт. – 2020. – № 7. – С. 43–51.

MEKHEDOV M.I., JSC «Research Institute of Railway Transport» (JSC «VNIIZHT»), Deputy General Director for Development of the Transportation Process and Logistics, Candidate of Technical Sciences

KHOLODNYAK P.S., JSC «VNIIZHT», Head of Department of the Scientific Center «Digital Models of Transportation and Energy Saving Technologies»

KAPYRIN A.A., JSC «VNIIZHT», Chief Technologist of the Scientific Center «Digital Models of Transportation and Energy Saving Technologies»

Prospects for organizing the movement of trains of increased mass and length

Р. 12–16. 4 fig.

Abstract. Modern approaches to heavy-haul traffic in Russia are considered. Prospects for using connected trains and innovative cars with increased load capacity are analyzed. The need for infrastructure development associated with the development of this direction is outlined.

Keywords: heavy-haul traffic, capacity, trains of increased weight and length, infrastructure, innovative carriages.

МЕХЕДОВ Михаил Иванович, Москва, Россия. Е-mail: mekhedov.mikhail@vniizht.ru

SPIN-код: 8703-2651.

ХОЛОДНЯК Павел Сергеевич, Москва, Россия. Е-mail: holodnyak.pavel@vniizht.ru

SPIN-код: 8895-0203.

КАПЫРИН Алексей Александрович, Москва, Россия. SPIN-код: 9043-0770.

Научная специальность ВАК:

2.9.4. Управление процессами перевозок (технические науки).

Научная статья

УДК 656.225

КАГАДИЙ И.Н., Сибирский государственный университет путей сообщения (СГУПС), доцент кафедры «Логистика, коммерческая работа и подвижной состав», кандидат технических наук

ГРЕФЕНШТЕЙН А.П., СГУПС, доцент кафедры «Логистика, коммерческая работа и подвижной состав», кандидат технических наук

Перспективы контейнерных перевозок угля

С. 18–21. 2 рис.

Аннотация. Рассмотрена технология перевозки каменного угля в контейнерах открытого типа open top. Обоснованы перспективы ее использования. Выполнен сравнительный анализ экономических показателей по распространенным вариантам транспортировки каменного угля. Обоснована целесообразность организации грузовых перевозок в контейнерах open top с формированием замкнутых маршрутов с обратной загрузкой импортного груза в адрес промежуточной станции.

Ключевые слова: каменный уголь, контейнер, open top, замкнутый маршрут, контейнерный поезд.

Список источников

  • Кагадий И.Н. Особенности транспортно-логистической связи России и Китая / И.Н.Кагадий, А.А.Гладких // Молодая наука Сибири. – 2023. – № 4 (22). – С. 119–128.
  • Петренева Е.А. Контрейлерные перевозки как метод логистического подхода / Е.А.Петренева // Известия Транссиба. – 2024. – № 1. – С. 105–115.
  • Комплексный анализ эффективности использования современного подвижного состава при перевозках массовых грузов / [С.П.Вакуленко, М.В.Роменская, К.А.Калинин и др.] // Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта. – 2022. – № 2. – С. 170–178.
  • Перевозка крупнотоннажных контейнеров / [С.П.Вакуленко, П.В.Куренков, Д.Ю.Роменский и др.] // Железнодорожный транспорт. – 2021. – № 5. – С. 14–18.

KAGADY I.N., Siberian State University of Railway Engineering (SSUPS), Associate Professor of the Department of Logistics, Commercial Work and Rolling Stock, Candidate of Technical Sciences

GREFENSTEIN A.P., SSUPS, Associate Professor of the Department of Logistics, Commercial Work and Rolling Stock, Candidate of Technical Sciences

Prospects for container transportation of coal

Р. 18–21. 2 fig.

Abstract. The technology of transportation of coal in open-top containers is considered. The prospects of its use are substantiated. A comparative analysis of economic indicators for common coal transportation options has been performed. The expediency of organizing cargo transportation in open top containers with the formation of closed routes with the reloading of imported cargo to the address of the intermediate station is substantiated.

Keywords: coal, container, open top, closed route, container train.

КАГАДИЙ Игорь Николаевич, Новосибирск, Россия.

ГРЕФЕНШТЕЙН Анна Павловна, Новосибирск, Россия. 

Научная специальность ВАК:

2.9.4. Управление процессами перевозок (технические науки).

Научная статья

УДК 656.2

МЕДИНЦЕВ Е.В., Центр управления перевозками на Восточном полигоне (ЦУП ВП), заместитель начальника – начальник Дальневосточного отдела логистики перевозок и информационного анализа

ЭСАУЛОВ В.А., заместитель начальника Дальневосточного отдела логистики перевозок и информационного анализа, доцент кафедры «Организация перевозок и безопасность на транспорте» Дальневосточного государственного университета путей сообщения (ДВГУПС), кандидат технических наук

Пропуск поездов через лимитирующий участок 

С. 21–24. 3 рис.

Аннотация. Рассмотрена действующая модель пропуска грузовых поездов через станцию Смоляниново. Выявлена зависимость пропускной способности участка дороги от технологии формирования поездов. Проведен анализ данных по потоку грузовых поездов, разработан оптимальный план их пропуска по главному ходу Дальневосточной дороги.

Ключевые слова: формирование грузовых поездов, пропускная способность, полигон, модель, пропуск поездов.

Список источников

  • Оптимальное распределение средств локомотивной тяги на полигоне со сложным рельефом / [Е.В.Мединцев, В.А.Эсаулов, Т.Н.Каликина и др.] // Железнодорожный транспорт. – 2022. – № 10. – С. 10–14.
  • Рахмангулов А.Н. Методы оптимизации транспортных процессов. / А.Н.Рахмангулов. – Магнитогорск : Магнитогорский гос. техн. ун-т имени Г.И. Носова, 1999. – 114 с.
  • Таха Хемди А. Введение в исследование операций / А.Таха Хемди [пер. с англ. ; ред. А.А.Минько]. – 7-е изд. – М. : Вильямс, 2005. – 912 с.

MEDINTSEV E.V., Transportation Control Center at the Eastern Range (TCC VP), Deputy Head – Head of the Far Eastern Department of Transportation Logistics and Information Analysis

ESAULOV V.A., Deputy Head of the Far Eastern Department of Transportation Logistics and Information Analysis, Associate Professor of the Department of Transportation Organization and Transport Safety at the Far Eastern State Transport University (FESU), Candidate of Technical Sciences

Passing trains through a restricted section

Р. 21–24. 3 fig.

Abstract. The current model of freight train traffic through Smolyaninovo station is considered. The dependence of the road section traffic capacity on the train formation technology is revealed. The data on freight train traffic is analyzed and an optimal plan for their traffic along the main line of the Far Eastern Railway is developed.

Keywords: freight train formation, capacity, polygon, model, train pass.

МЕДИНЦЕВ Евгений Викторович, Хабаровск, Россия. Е-mail: medintsev_78@mail.ru

ЭСАУЛОВ Вячеслав Александрович, Хабаровск, Россия. Е-mail: esaulov-87@mail.ru

SPIN-код: 3262-8410.

Научная специальность ВАК:

2.9.4. Управление процессами перевозок (технические науки).

ГРИШКОВА Д.Ю., Сибирский государственный университет путей сообщения (СГУПС), доцент кафедры «Логистика, коммерческая работа и подвижной состав», кандидат технических наук

БАСМАНОВ Д.А., СГУПС, студент факультета «Управление процессами перевозок»

КИСЛЯКОВ А.В., СГУПС, аспирант кафедры «Логистика, коммерческая работа и подвижной состав»

О подготовке сопроводительных документов на перевозку зерновых грузов

С. 25–27. 4 рис.

Аннотация. Рассмотрен порядок действий грузоотправителей по получению необходимых сопроводительных документов на зерновой груз, обоснована необходимость в его упрощении. Предложен альтернативный вариант организации подготовки сопроводительных документов на груз, заключающийся в предложении клиенту дополнительной комплексной услуги.

Ключевые слова: железнодорожный транспорт, транспортное обслуживание, зерновой груз, сопроводительные документы.

ГРИШКОВА Диана Юрьевна, Новосибирск, Россия. Е-mail: raigas@inbox.ru

БАСМАНОВ Даниил Анатольевич, Новосибирск, Россия. Е-mail: daniil-basmanov@mail.ru

SPIN-код: 3888-8616.

КИСЛЯКОВ Алексей Владимирович, Новосибирск, Россия.

Научная статья

УДК 656.2

ЧУНИН С.В., АО «Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава» (АО «ВНИКТИ»), заведующий лабораторией, кандидат технических наук

САВОСЬКИН А.Н., Российский университет транспорта (РУТ (МИИТ)), профессор кафедры «Электропоезда и локомотивы», доктор технических наук

О теоретических исследованиях прочности и безотказности несущих элементов подвижного состава

С. 28–31. 1 рис.

Аннотация. Рассмотрена проблема расчета напряженно-деформированного состояния элементов подвижного состава. Проанализированы существующие методы расчета прочности. Описаны их недостатки. Предложено использовать математические методы теории непараметрической статистики, алгоритмы компьютерного моделирования и конечно-элементный анализ для повышения точности оценки надежности конструкций.

Ключевые слова: подвижной состав, несущие элементы, прочность, надежность, вероятностные методы, напряженно-деформированное состояние, конечно-элементный анализ, статистические данные, компьютерное моделирование.

Список источников

  • Махутов Н.А. Деформационные критерии разрушения и расчет элементов конструкции на прочность / Н.А.Махутов. – М. : Машиностроение, 1981. – 272 с.
  • Когаев В.П. Прочность и износостойкость деталей машин : учеб. пособие для машиностр. спец. вузов / В.П.Когаев, Ю.Н.Дроздов. – М. : Высш. шк., 1991. – 319 с.
  • Алейников С.М. Метод граничных элементов в контактных задачах для упругих пространственно неоднородных оснований / С.М.Алейников. – М. : АСВ, 2000. – 754 с.
  • Бреббия К. Методы граничных элементов / К.Бреббия, Ж.Теллес, Л.Вроубел. – М. : Мир, 1987. – 524 с.
  • Сегерлинд Л. Применение метода конечных элементов / Л.Сегерлинд ; пер. с англ. ; под ред. Б.Е.Победри. – М. : Мир, 1979. – 392 с.
  • Морозов Е.М. ANSYS в руках инженера: механика разрушения / Е.М.Морозов, А.Ю.Муйземнек, А.С.Шадский. – М. : ЛЕНАНД, 2008. – 456 с.
  • Коллинз Дж. Повреждение материалов в конструкциях. Анализ, предсказание, предотвращение / Дж.Коллинз ; пер. с англ. – М. : Мир, 1984. – 624 с.
  • Айвазян С.А. Прикладная статистика: основы моделирования и первичная обработка данных : справочное изд. / С.А.Айвазян, И.С.Енюхов, Л.Д.Мешалкин. – М. : Финансы и статистика, 1983. – 471 с.
  • Болотин В.В. Прогнозирование ресурса машин и конструкций / В.В. Болотин. – М. : Машиностроение, 1984. – 312 с.
  • Степнов М.Н. Вероятностные методы оценки характеристик механических свойств материалов и несущей способности элементов конструкций / М.Н.Степнов. – Новосибирск : Наука, 2005. – 342 с.
  • Капур К. Надежность и проектирование систем / К.Капур, Л.Ламберсон ; пер. с англ. – М. : Мир, 1980. – 604 с.
  • Савоськин А.Н. Вероятностные методы в задачах динамики, прочности и безотказности рельсовых экипажей / А.Н.Савоськин, Г.П.Бурчак, Д.А.Бондаренко ; под ред. А.Н.Савоськина. – М. : Альянс, 2022. – 612 с.

CHUNIN S.V., JSC «Scientific Research and Design-Technological Institute of Rolling Stock» (JSC «VNIKTI»), Head of the laboratory, Candidate of Technical Sciences

SAVOSKIN A.N., Russian University of Transport (RUT (MIIT)), Professor of the Department of Electric Trains and Locomotives, Doctor of Technical Sciences

Тheoretical studies of the strength and reliability of the bearing elements of rolling stock

Р. 28–31. 1 fig.

Abstract.The problem of calculating the stress-strain state of rolling stock elements is considered. The existing methods of strength calculation are analyzed. Their disadvantages are described and it is proposed to use mathematical methods of the theory of nonparametric statistics, computer modeling algorithms and finite element analysis to improve the accuracy of evaluating the reliability of structures.

Keywords: rolling stock, load-bearing elements, strength, reliability, reliability theory, probabilistic methods, strength calculation, stress-strain state, finite element analysis, analytical models, statistical data, nonparametric statistics, computer modeling.

ЧУНИН Сергей Владимирович, Коломна, Россия.

САВОСЬКИН Анатолий Николаевич, Москва, Россия.

Научная специальность ВАК:

2.9.4. Управление процессами перевозок (технические науки).

ДМИТРЕНКО А.С., руководитель направления «Городской рельсовый транспорт» Дивизиона «Железные дороги» АО «ГК НПС»

Цифровые решения для городского рельсового транспорта

С. 32–33. 3 рис.

Аннотация. Представлены разработки Акционерного общества «Группа компаний Нацпроектстрой» (АО «ГК НПС»), специализирующегося на развитии автодорожной, железнодорожной, портовой и энергетической инфраструктуры. Дана информация об инновационных разработках компании для Московского метрополитена.

Ключевые слова: АО «ГК НПС», Дивизион ЖАТ, цифровизация столичного метрополитена, МПЦ-ЭЛ для метрополитена, повышение провозной способности.

ДМИТИЕНКО Александр Сергеевич, Москва, Россия.

ВУЛЬФОВ А.Б., председатель Межрегиональной общественной организации «Общество любителей железных дорог» (МОО «ВОЛЖД»)

Российскому паровозу – 190 лет

С. 36–43. 11 рис.

Аннотация. Упомянуты основные вехи 190-летней истории отечественных паровозов, начало которой было положено нижнетагильскими механиками отцом и сыном Черепановыми, построившими в 1834 г. первый российский паровой локомотив. Перечислены знаковые серии паровозов, работавших в разные периоды на железных дорогах нашей страны. Отмечена роль ОАО «РЖД», ООО «ЖД Ретро-Сервис» и МОО «ВОЛЖД» в сохранении ряда паровозов различных серий в работоспособном состоянии и в подготовке паровозных бригад, что позволяет реализовывать уникальные проекты (ретропоезда на паровой тяге «Селигер», «Рускеальский экспресс», «Поезд Деда Мороза» и др.), снискавшие всероссийское признание.

Ключевые слова: паровоз, отец и сын Черепановы, паровая тяга, ретропоезд.

ВУЛЬФОВ Алексей Борисович, Москва, Россия.

САЗОНОВ В.Н., член президиума Центрального совета ветеранов войны и труда железнодорожного транспорта России, заместитель Министра путей сообщения РФ в 2002 г., вице-президент ОАО «РЖД» в 2003–2006 гг.

Легенда железнодорожного транспорта

С. 44–46. 3 рис.

Аннотация. Статья приурочена к 120-летию со дня рождения Николая Алексеевича Гундобина – Героя Социалистического Труда, крупного руководителя транспортной отрасли страны, первого заместителя министра путей сообщения в 1951–1957 гг., председателя Научно-технического совета МПС СССР в 1957–1978 гг., талантливейшего организатора перевозочного процесса. Упомянуты основные этапы жизненного и трудового пути Н.А. Гундобина, подчеркнута его роль в масштабных проектах модернизации и технического перевооружения практически всех хозяйств железнодорожного транспорта Советского Союза.

Ключевые слова: Николай Алексеевич Гундобин, железнодорожный транспорт, Министерство путей сообщения СССР, техническое перевооружение.

САЗОНОВ Владимир Николаевич

АЛЕКСАНДРОВИЧ Т.М., Октябрьский центр научно-технической информации и библиотек – структурное подразделение Центра научно-технической информации и библиотек – филиала ОАО «РЖД», ведущий инженер информационного отдела, кандидат исторических наук

Н.А. Некрасов и инженеры путей сообщения

С. 47–50. 5 рис.

Аннотация. Рассказано о стихотворении Н.А. Некрасова «Железная дорога», написанном 160 лет назад. Большое внимание уделено инженерам путей сообщения: П.П. Мельникову, первому министру путей сообщения Российской Империи, братьям И.А. и В.А. Панаевым, А.И. Штукенбергу, А.Н. Еракову.

Ключевые слова: Н.А. Некрасов, стихотворение «Железная дорога», инженеры путей сообщения, П.П. Мельников, братья И.А. и В.А. Панаевы, А.И. Штукенберг, А.Н. Ераков.

АЛЕКСАНДРОВИЧ Татьяна Михайловна, Санкт-Петербург, Россия.

Читайте также: