Аннотации №03 2020
Журнал «Железнодорожный транспорт», № 3, 2020 г.
РОЗЕНБЕРГ Е.Н., Научноисследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте (АО «НИИАС»), первый заместитель генерального директора, доктор технических наук, профессор
АНОШКИН В.В., ОАО «РЖД», Центральная дирекция инфраструктуры, начальник Управления автоматики и телемеханики
Перспективы роста пропускной способности участков
С. 4–7. 4 рис.
Обоснован тот факт, что для решения задачи повышения пропускной способности, в том числе, необходима реализация проекта «Цифровая железная дорога», предусматривающего внедрение самых современных технологий и технических средств во всех сферах деятельности ОАО «РЖД». Представлены основные этапы совершенствования систем интервального регулирования движения поездов (СИРДП), бортовой аппаратуры локомотивов и систем передачи информации. Показано, что важное значение имеет также системная интеграция современных информационных и телекоммуникационных технологий, методологии искусственного интеллекта и экспертных систем и др.
Ключевые слова: проект «Цифровая железная дорога»; системы интервального регулирования движения поездов (СИРДП); бортовая аппаратура локомотивов; системы передачи информации.
ЗОБНИН В.Л., ОАО «РЖД», заместитель начальника Центральной дирекции управления движением (по развитию)
ПРОКОФЬЕВА Е.С., РУТ (МИИТ), первый заместитель директора Института управления и цифровых технологий, кандидат технических наук
Единый сетевой технологический процесс железнодорожных грузовых перевозок
С. 8–10.
Рассказывается о переработанном Едином сетевом технологическом процессе железнодорожных грузовых перевозок (ЕСТП). Описываются новые технологические принципы. Анализируются основные эффекты от внедрения ЕСТП.
Ключевые слова: ЕСТП; грузовые перевозки; участники перевозочного процесса; нормативная база; инфраструктура.
СОТНИКОВ Е.А., АО «ВНИИЖТ», главный научный сотрудник, профессор, доктор технических наук
МЕХЕДОВ М.И., АО «ВНИИЖТ», заместитель генерального директора – директор научного центра «Цифровые модели перевозок и технологии энергосбережения», кандидат технических наук
ХОЛОДНЯК П.С., АО «ВНИИЖТ», начальник отдела научного центра
Интенсификация работы загруженных направлений сети железных дорог
С. 11–14. 6 рис.
Рассматривается проблема повышения пропускной и провозной способности железных дорог. Особое внимание уделяется организации вождения соединенных поездов на постоянной основе. Отмечается необходимость подготовки железнодорожной инфраструктуры, что требует значительных капиталовложений.
Ключевые слова: провозная способность железных дорог; организация вождения соединенных поездов на постоянной основе; стыковая станция; железнодорожная инфраструктура.
КОКУРИН И.М., Институт проблем транспорта им. Н.С. Соломенко Российской академии наук, главный научный сотрудник лаборатории проблем организации транспортных систем, доктор технических наук, профессор
ЕФАНОВ Д.В., ООО «ЛокоТех-Сигнал», руководитель направления комплексных систем управления, Российский университет транспорта, профессор кафедры «Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте», доктор технических наук, доцент
Принципы автоматизации информационного обеспечения поездного диспетчера
С. 14–16. 1 рис.
Представлены обоснования технологических и технических основ автоматизации информационного обеспечения принятия решений поездным диспетчером. Предложено на основе тяговых расчетов повысить точность прогнозирования параметров движения поездов в целях определения оптимальной станции обгона по критериям сокращения стоянок обгоняемых поездов и исключения задержек обгоняющих.
Ключевые слова: железнодорожный транспорт; организация и управление движением поездов; поездной диспетчер; автоматизация информационного обеспечения диспетчеров; минимизация стоянок и затрат времени при обгонах поездов.
ОСЬМИНИН А.Т., АО «ВНИИЖТ», профессор, доктор технических наук, заместитель председателя Объединенного ученого совета ОАО «РЖД»
БЕЛОЗЕРОВА И.Г., Дальневосточный государственный университет путей сообщения, старший преподаватель
Совершенствование системы планирования перевозок грузов
С. 17–21. 7 рис.
Рассматривается качество планирования перевозок грузов, которое в значительной мере определяет ритмичность работы транспортного конвейера, уровень транспортных услуг и в конечном итоге конкурентоспособность всей транспортной системы страны. Проанализированы различные технологии планирования.
Ключевые слова: планирование перевозок грузов; грузоотправители; компании-экспедиторы; объемы погрузки; ЕСТП; экономический эффект.
САВРУХИН А.В., Российский университет транспорта (РУТ (МИИТ)), начальник Управления научно-исследовательской работы, профессор, доктор технических наук
КОВАЛЕНКО Н.А., РУТ (МИИТ), доцент, кандидат технических наук
ЕФИМОВ Р.А., РУТ (МИИТ), доцент, кандидат технических наук
САВРУХИН В.А., РУТ (МИИТ), аспирант
Потери от запрета на роспуск вагонов для перевозки сжиженных углеводородных газов
С. 22–25. 1 рис.
Показано, насколько действующий на железнодорожных станциях ОАО «РЖД» запрет на роспуск с горок вагонов-цистерн для перевозки СУГ осложняет работу сортировочных станций, к каким потерям перерабатывающей способности приводит. Доказаны снижение пропускной способности полигонов, рост непроизводительных простоев вагонов. Рассчитаны величины дополнительных затрат локомотиво-часов маневровой работы и снижения производительности работы горочных локомотивов.
Ключевые слова: потери; роспуск; горка; маневровая работа; вагоны; цистерны; перевозка; сжиженные углеводородные газы.
ВАЛИНСКИЙ О.С., ОАО «РЖД», заместитель генерального директора – начальник Дирекции тяги
ЛУБЯГОВ А.М., ОАО «РЖД», заместитель начальника Дирекции тяги, кандидат технических наук
МАВРИН А.Н., ООО «ЛокоТех», генеральный директор
СЕМЕНОВ А.П., ОАО «НИИТКД», генеральный директор, кандидат технических наук
КАЗАРИН Д.В., ООО «НПЦ ПРОМТЕХ», первый заместитель генерального директора, кандидат технических наук
«Цифровое депо» – технологическая основа цифровой трансформации локомотивного комплекса
C. 26–32. 4 рис.
Показано, насколько пилотный проект «Цифровое депо» органично вписывается в концепцию «Цифровая железная дорога». Отмечено, что проект базируется на информационной системе «Умный локомотив», который имеет на борту данные о работе в реальных условиях и по сути является индикатором эффективности управляющих воздействий. Сделан вывод, что проект «Цифровое депо» направлен на повышение объективности и скорости передачи информации о состоянии тягового подвижного состава на всех стадиях ремонта, обеспечение технологической поддержки персонала при принятии решений, интеллектуализацию (автоматизацию) рутинных подготовительных, транспортировочных, сборочно-разборочных операций.
Ключевые слова: проект «Цифровое депо»; цифровая универсальная ремонтная позиция; обслуживание и ремонт локомотивов; принцип «пит-стоп»; автоматизированный протокола; допуск локомотива на линию.
ВАКУЛЕНКО С.П., РУТ (МИИТ), директор Института управления и цифровых технологий, кандидат технических наук, профессор
ПРОКОФЬЕВА Е.С., РУТ (МИИТ), первый заместитель директора института, доцент кафедры «Управления эксплуатационной работой и безопасностью на транспорте», кандидат технических наук
С учетом цифровой трансформации транспортной отрасли
C. 33–35. 2 рис.
Рассказывается о подготовке высококвалифицированных специалистов, повышении качества образовательного процесса, расширении спектра фундаментальных и прикладных научных исследований развития цифровых технологий на транспорте и в перевозочном процессе. Особо отмечается научная деятельность РУТ (МИИТ), его работа над созданием интеллектуальной системы и цифровых технологий управления транспортными процессами.
Ключевые слова: транспортное образование; цифровые технологии; транспортно-логистический комплекс; разработка инновационных IT-сервисов; цифровизация транспорта.
ПОКРОВСКАЯ О.Д., Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС), профессор кафедры «Железнодорожные станции и узлы», доцент, доктор технических наук
ЗАБОЛОЦКАЯ К.А., ПГУПС, студентка пятого курса
Цифровое обеспечение комплексного проектирования логистических объектов
C. 36–39. 4 рис.
Дано функциональное описание программного обеспечения на языке C# с рабочим названием «Технико-экономическое проектирование логистических объектов». Предложено автоматизировать принятие решений по проектированию и экономической оценке железнодорожных логистических объектов. Охарактеризованы рабочие процедуры по экономическому обоснованию и технико-технологическому проектированию различных типов логистических объектов. Приведены скриншоты рабочих окон. Отмечена научная новизна предложения.
Ключевые слова: цифровое обеспечение; терминальная сеть; логистический объект; комплексное проектирование.
POKROVSKAYA O.D., Emperor Alexander I St. Petersburg state transport University (PGUPS), Doctor of Technical Sciences, Associate Professor, Professor of «Railway stations and nodes» department
ZABOLOTSKAYA K.A., PGUPS, 5th year student
Digital support for integrated design of logistics facilities
Zheleznodorozhny transport (The Railway Transport Magazine), 2020, № 3, pp. 36–39, 4 fig.
The article provides a functional description of the software in C# with the working title «Technical and economic design of logistics facilities». The software makes it possible to automate decision-making on the design and economic evaluation of railway logistics facilities. The working procedures for economic justification and technical and technological design of various types of logistics facilities are characterized. Screenshots of working Windows are given. The scientific novelty of the proposal is noted.
Keywords: digital software; terminal network; logistics facility; integrated design.
КОРОВЯКОВСКИЙ Е.К., Петербургский государственный университет путей сообщения (ПГУПС), исполняющий обязанности заведующего кафедрой «Логистика и коммерческая работа», доцент, кандидат технических наук
ПОПАДЮК А.Ю., ПГУПС, аспирант кафедры «Логистика и коммерческая работа»
О выборе типа блокчейна
С. 40–41. 4 рис.
Рассмотрена проблема систематизации типов распределенных реестров. Отмечено, что в настоящий момент не существует общепринятой классификации блокчейнов, позволяющей пользователям системы определить наиболее подходящий тип распределенного реестра, в результате чего возникают «барьеры входа» технологии в различные сферы деятельности, в том числе и на рынок транспортно-логистических услуг. Предложена комплексная классификация распределенных реестров, а также методика, позволяющая определить необходимый тип блокчейна в зависимости от конечных целей пользователей на примере компании ОАО «РЖД».
Ключевые слова: блокчейн; распределенный реестр; логистика; децентрализация; криптовалюта; биткоин; цифровизация.
БЕЗРОДНЫЙ Б.Ф., Научноисследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте (АО «НИИАС»), заместитель руководителя Центра кибербезопасности, заведующий кафедрой «Прикладная математика» МАДИ, доктор технических наук, профессор
ЛЮБИМОВА Л.В. , АО «НИИАС», ведущий инженер Центра кибербезопасности
Процедура выбора оптимальной стратегии защиты АСУ ТП от кибератак
С. 42–44.
Представлена стратегия защиты с учетом действия различных сценариев кибератаки, построенная на основе вероятностно-игрового подхода к оценке эффективности киберзащищенности АСУ ТП. Поставлена и решена задача определения оптимального варианта защиты с точки зрения максимизации вероятности успешного отражения кибератаки.
Ключевые слова: кибербезопасность; вероятность успешного отражения кибератаки; автоматизированная система управления технологическим процессом; защита от кибератак; задача оптимизации; вероятностно-игровая модель.
BEZRODNYI B.F., Research and Design Institute for Information Technology, Signalling and Telecommunications in Railway Transportation (JSC NIIAS), Deputy head in the Center of cybersecurity, head of the Department «Applied mathematics» Moscow Automobile and Road Construction State Technical University (MADI), doctor of technical Sciences, Professor
LYUBIMOVA L.V., JSC NIIAS, lead engineer in the Center of cybersecurity
Procedure for selecting the optimal strategy for protecting the automated control system from cyber attacks
Zheleznodorozhny transport (The Railway Transport Magazine), 2020, № 3, pp. 42–44.
The article presents a defense strategy based on various cyberattack scenarios, based on a probabilistic-game approach to evaluating the effectiveness of the automated control system’s cyber security. The problem of determining the optimal protection option from the point of view of maximizing the probability of successfully repelling a cyber attack is set and solved.
Keyword: cybersecurity; probability of successfully repelling a cyber attack; automated process control system; protection against cyber attacks; optimization problem; probabilistic game model.
ФЕДОРОВ Ю.Н., генеральный директор АО «ИЭРТ»
80 лет АО «ИЭРТ»: история, современность, перспективы
С. 45–47. 4 рис.
Отмечены основные этапы 80-летней истории Института экономики и развития транспорта. Указаны наиболее важные проекты, над которыми работали его сотрудники. Перечислены задачи, стоящие перед институтом в настоящее время, и перспективные направления деятельности.
Ключевые слова: АО «ИЭРТ»; генеральная схема развития сети железных дорог; отраслевые центры компетенций; инновационные перевозочные технологии и технические средства; цифровизация и автоматизация производства.
ЗБАРСКИЙ А.М., ОАО «РЖД», заместитель начальника Департамента управления персоналом
КУРЕНКОВ А.С., Проектно-конструкторское бюро локомотивного хозяйства ОАО «РЖД» (ПКБ ЦТ), главный инженер
ДМИТРИЕВ С.А., ПКБ ЦТ, главный конструктор проекта
ВАСИЛЬЕВ И.П., ПКБ ЦТ, начальник отдела
СОРОКИН А.В., ПКБ ЦТ, инженер
Обучающий поезд для детских железных дорог
С. 50–52. 7 рис.
Показана разработанная Проектно-конструкторским бюро локомотивного хозяйства ОАО «РЖД» конструкция инновационного поезда для детских железных дорог с гибридной силовой установкой, специально предназначенный для обучения воспитанников детских железных дорог методам управления и обслуживания перспективных образцов тягового подвижного состава. Предложена унифицированная компоновка вагонов, выполненная с учетом самых современных требований по комфорту и безопасности пассажиров.
Ключевые слова: дизель-поезд; электрическая передача мощности; тяговые аккумуляторные батареи; обучение; тепловозная, электрическая локомотивная и моторвагонная тяга; отопление; кондиционирование; вождение по технологии «рush-pull».
ГОЛОВАШ А.Н., ООО ПКТП «Транспорт», главный научный руководитель, кандидат технических наук
КУРШАКОВА Н.Б., Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС), профессор кафедры «Экономика транспорта, логистика и управление качеством», доктор экономических наук
РУБЕЖАНСКИЙ П.Н., ООО ПКТП «Транспорт», директор, кандидат экономических наук
О роли терминологии в технических стандартах
С. 59–62. 5 рис.
Рассмотрены части ГОСТ 32884 для понятий, связанных с термином «система». Проведен анализ и даны предложения по приведению всех понятий, используемых в определении системы технического обслуживания и ремонта железнодорожного подвижного состава, в соответствие с требованиями Рекомендаций Р 50.1.075-2011 и РГМ 19-96. Предложено для полного исключения неопределенностей в стандарте, а также с учетом понятий родовых стандартов ГОСТ 18322–2016 и ГОСТ 25866–83, провести доработку стандарта с тем, чтобы было можно предъявлять требования по его исполнению, что позволит повысить эффективность работы системы технического обслуживания и ремонта подвижного состава.
Ключевые слова: Единая система конструкторской документации (ЕСКД); государственные стандарты; правила, требования и нормы по разработке; жизненный цикл изделия; проектирование; изготовление; контроль; приемка; эксплуатация; ремонт.
АБРАМОВ А.А., АО «Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте» (АО «НИИАС»), начальник отделения эксплуатации железных дорог
ЕГОРОВ А.П., АО «НИИАС», начальник сектора программного обеспечения технологических разработок
ПОДОРОЖКИНА А.В., АО «НИИАС», начальник отдела технологии работы и обеспечения пропускных способностей железнодорожных станций и участков
СЕЛЕЗНЕВА И.А., АО «НИИАС», начальник отдела развития информационных технологий
Вовлеченность в коллективный процесс
С. 63–65. 5 рис.
Рассмотрены проблемы совершенствования форм стимулирования труда работников, поиск реализации технологических решений, направленных на снижение непроизводительных потерь, выполнение нормативных параметров. Особое внимание уделено автоматизированной системе нормирования и учета показателей премирования комплексных бригад на железнодорожных станциях (АС ПКБС).
Ключевые слова: эффективность работы станций; комплексные бригады; АС ПКБС.
АБРАМОВ А.Д., Сибирский государственный университет путей сообщения (СГУПС), профессор кафедры «Технология транспортного машиностроения и эксплуатация машин» (ТТМиЭМ)
МАНАКОВ А.Л., СГУПС, профессор кафедры ТТМиЭМ
МАСЛОВ Н.А., СГУПС, доцент кафедры «Подъемно-транспортные, путевые, строительные и дорожные машины» (ППСДМ), кандидат технических наук
Инновационные разработки студенческого научного объединения СГУПС – производству
С. 66–70. 5 рис.
Рассказано о работе студентов в студенческом научном объединении «Создание перспективных технологических машин и навесного оборудования для строительства, ремонта и обслуживания дорог». Рассмотрены основные проекты, выполненные студентами–участниками СНО для производства. Приведены результаты работы СНО в 2015–2019 гг.
Ключевые слова: организация учебной работы; эффективность подготовки кадров; базовая кафедра; научно-исследовательская работа студентов; студенческое научное объединение.
ЛУВИШИС А.Л., кандидат технических наук
Новые электровозы железных дорог Китая
С. 71–77.
Кратко изложена история развития в КНР грузовых и пассажирских электровозов с асинхронным тяговым приводом. Перечислены серии китайских электрических локомотивов с асинхронными тяговыми двигателями (АТД). Указаны этапы локализации их производства в стране, приведены таблицы с их основными техническими характеристиками. Отмечено, что по числу и мощности грузовых электровозов с АТД электровозный парк Китая превосходит все другие электровозные парки мира.
Ключевые слова: электровоз; асинхронный тяговый привод; асинхронный тяговый двигатель; локализация производства.