Аннотации №4 2018

Журнал «Железнодорожный транспорт», № 4, 2018 г.

 

ЛЕЩИШИН В.Г., ОАО «РЖД», начальник Департамента по взаимодействию с федеральными и региональными органами власти

На основе взаимодействия и партнерства

С. 4–8.

Рассмотрено взаимодействие ОАО «РЖД» с федеральными и региональными органами власти в вопросах улучшения транспортного обслуживания экономики и населения страны. Особое внимание уделено активно развивающемуся сотрудничеству компании со всеми участниками транспортного рынка, общественными и некоммерческими организациями, бизнес-сообществом. Проанализировано развитие отрасли на основе модернизации железнодорожного комплекса и перехода на инновационный путь развития.

Ключевые слова: федеральные и региональные органы власти; железнодорожный транспорт; нормативное правовое регулирование в сфере транспорта; грузовые и пассажирские перевозки; модернизация железнодорожного комплекса.

 

БАДЕЦКИЙ А.П., Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I (ФГБОУ ВО ПГУПС), доцент кафедры «Логистика и коммерческая работа», кандидат технических наук

ВАСИЛЬЕВ А.Б., «Гипротранссигналсвязь» – филиал АО «Росжелдорпроект», инженер отдела автоматики и телемеханики, кандидат технических наук

КОВАЛЕВ К.Е., ФГБОУ ВО ПГУПС, старший преподаватель кафедры «Логистика и коммерческая работа», кандидат технических наук

О методах выбора экономических обоснованных скоростей движения грузовых поездов

С.9–13. 2 рис.

Рассмотрены в рамках решения задачи по выбору экономически обоснованных скоростей движения грузовых поездов разработки по трем направлениям: выбор очередности ввода поездов в график движения после технологического «окна» на основе методов машинного обучения, повышение точности прогнозирования пропуска поездов по участку в ходе текущего планирования и повышение скорости движения грузовых поездов за счет снижения непроизводительных простоев на технических станциях, связанных с нестандартными ситуациями и ошибками оперативно-диспетчерского персонала станций.

Ключевые слова: экономически обоснованная скорость движения грузовых поездов; график движения поездов; методы машинного обучения; текущее планирование; диспетчерский участок; станция скрещения.

 

BADETSKIY A.P., Petersburg State Transport University of Emperor Alexandr I, docent of “Logistics and commercial operations” department, candidate of technical science

VASILEV A.B., Giprotranssignalsvyaz – branch of JSC Roszheldorproject, engineer of automation and telemechanics Department, candidate of technical sciences

KOVALEV R.E., Petersburg State Transport University of Emperor Alexandr I, teacher of “Logistics and commercial operations” department, candidate of technical science

On the methods of the choice of economically reasonable speeds of the movement of freight trains

Zheleznodorozhny transport (The Railway Transport Magazine), 2018, № 4, pp. 9–13, 2 fig.

Next developments in the following directions were reviewed during solving the problems of the choice of economically reasonable speeds of freight trains’ traffic: selecting the order of trains’ entering to the trains’ traffic schedule after the technological «timeout» based on the methods of machine learning; improving the accuracy of forecast of trains passing on the area during current planning; increasing of the speed of freight trains by reducing non-productive stops on technical positions, which are caused by nonstandard situations and mistakes of operating staff of the station.

Key words: economically reasonable speeds of freight trains’ traffic; the trains’ traffic schedule; reinforcement learning; current planning.

 

Литература

 

  1. Коровяковский Е.К. Принципы формирования вариантов пропуска поездов по участку после «окна» / Е.К.Коровяковский, А.П.Бадецкий, Ю.Н.Панова // Сб. тр. X Санкт-Петербургского конгресса «Профессиональное образование, наука и инновации в XXI в.». – СПб. – 2016. – С. 272–276.
  2. Бадецкий А.П. Регулирование движения поездов на основе методов обучения с подкреплением / А.П.Бадецкий, Т.А.Филатова // Вестник транспорта Поволжья. – 2015. – № 1 (49). – С. 47–54.
  3. Бадецкий А.П. Метод выбора очередности ввода поездов в график движения после «окна» / А.П.Бадецкий, А.С.Бессолицын // Мат. IV Междунар. научно-практ. конф. «Интеллектуальные системы на транспорте». – СПб. : ПГУПС, 2014. – С. 375–380.
  4. Бадецкий А.П. Формирование набора критериев оценки положения поезда при его вводе в график после «окна» / А.П.Бадецкий, А.Б.Васильев // Мат. IV Междунар. научно-практ. конф. «Интеллектуальные системы на транспорте». – СПб. : ПГУПС, 2014. – С. 550–553.
  5. Васильев А.Б. Влияние систем интервального регулирования движением поездов на межпоездной и станционные интервалы / А.Б.Васильев // Вестник транспорта Поволжья. – 2014. – № 4 (46). – С. 86–96.
  6. Кокурин И.М. Алгоритмизация решений поездного диспетчера по выбору станции обгона поездов на однопутном участке / И.М.Кокурин, А.Б.Васильев // Вестник транспорта Поволжья. – 2015.– № 1 (49). – С. 64–73.
  7. Кокурин И.М. Алгоритмизация решений поездного диспетчера по выбору станции скрещения поездов / И.М.Кокурин, А.Б.Васильев // Известия ПГУПС. – 2015. – № 2. – С. 47–55.
  8. Васильев А.Б. Метод алгоритмизации принятия решений поездным диспетчером по управлению движением поездов / А.Б.Васильев // Мат. Междунар. научно-практ. конф. «Транспорт России: проблемы и перспективы – 2014». 1–2 октября 2014 г. – С. 195–200.
  9. Кокурин И.М. Метод расчета загруженности оперативно-диспетчерского персонала технических станций, основанный на алгоритмическом описании содержания труда / И.М.Кокурин, К.Е.Ковалев // Известия ПГУПС. – 2013. – № 3. – С. 18–23.
  10. Катцин Д.В. Распределение зон управления и функций оперативного персонала / Д.В.Катцин, И.М.Кокурин, К.Е.Ковалев // Мир транспорта. – 2014. – № 3 (52). – С. 210–219.
  11. Кокурин И.М. Распределение зон и функций управления на технических станциях методом алгоритмического описания функций оперативного персонала / И.М.Кокурин, К.Е.Ковалев // Вестник транспорта Поволжья. – 2014. – № 4 (46). – С. 97–104.
  12. Ковалев К.Е. Влияние нестандартных ситуаций на загруженность дежурных по станции / К.Е.Ковалев // Вестник транспорта Поволжья. – 2015. – № 1 (49). – С. 58–64.
  13. Математическая модель действий поездного диспетчера при регулировании движения поездов / [А.Б.Васильев, А.П.Бадецкий, А.В.Решина, Д.С.Румянцев] // Вестник транспорта Поволжья. – 2014. – № 4 (46). – С. 81–86.

 

СУХАРЬКОВ Ю.С., ПАО «ТрансКонтейнер, заместитель директора по перевозкам, кандидат технических наук

Интеллектуальный контейнерный терминал

С. 14–19. 6 рис.

Рассказывается о развитии терминальной деятельности на примере проекта «Интеллектуальный контейнерный терминал», реализованного на станции Клещиха. Новая компьютерная программа объединила все существующие информационные системы, используемые на терминале, и позволила во многом оптимизировать работу и увеличить производительность. Особое внимание уделено принципу работы терминала по новой технологии и все ее преимущества.

Ключевые слова: ПАО «ТрансКонтйнер»; интеллектуальный контейнерный терминал; информационная система; оптимизация; ЭТРАН, ИРС «Перевозки»; АРМ; Клещиха.

 

СТЕПОВ В.В., АО «ВНИИЖТ», генеральный директор

Инновационному развитию компании – комплексное научное обеспечение

С. 22–28. 3 рис.

Указаны основные направления деятельности АО «ВНИИЖТ» в целях развития и научного сопровождения национальной транспортной системы России и государств-партнеров. Подчеркнут широкий круг компетенций института, позволяющий ему реализовывать полный цикл научных разработок от идеи и математической модели до опытных образцов. Перечислен ряд последних высокоэффективных разработок АО «ВНИИЖТ» и его филиалов. Отмечен высокий уровень международных связей института  и его партнерства с академической наукой.

Ключевые слова: стратегия развития АО «ВНИИЖТ»; научные компетенции; корпоративный акселератор; цифровые технологии; сертификационные испытания; АПК ЭЛЬБРУС; АСУ «Экспресс-3».

 

Через годы …

С. 29–39.

Указаны основные этапы становления и развития АО «ВНИИЖТ» на протяжении 100 лет. Перечислены руководители и другие видные ученые-железнодорожники института, принесшие ему заслуженную славу, отмечены главные направления их исследований. Охарактеризована деятельность Ученого совета АО «ВНИИЖТ», являющегося мозговым центром института.

Ключевые слова: ВНИИЖТ; Экспериментальное кольцо; ученый совет; испытания; электрическая и тепловозная тяга; высокоскоростное движение.

 

МАЧАВАРИАНИ В.Д., АО «ВНИИЖТ», заместитель начальника технического отдела Службы главного инженера

КАПЛИН С.С., АО «ВНИИЖТ», заместитель начальника технического отдела Службы главного инженера

КАПЛИН В.Н., начальник Экспериментального кольца – филиала АО «ВНИИЖТ»

Экспериментальное кольцо: история и современность

С. 40–47. 1 рис.

Приведена краткая история строительства Экспериментального кольца АО «ВНИИЖТ». Перечислены основные этапы его развития и эксплуатации от момента открытия до наших дней. Указаны основные мероприятия, проводившиеся на территории опытного полигона. Упомянуты ученые и инженеры-железнодорожники, внесшие весомый вклад в его создание и превращение в крупнейшую экспериментальную базу.

Ключевые слова: Экспериментальное кольцо АО «ВНИИЖТ»; испытания подвижного состава; испытания инновационных конструкций пути; оценка динамического воздействия подвижного состава на путь; «ЭКСПО 1520».

 

КОСАРЕВ А.Б., АО «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» (АО «ВНИИЖТ»), первый заместитель генерального директора, доктор технических наук, профессор

РУДАНОВСКИЙ В.М., АО «ВНИИЖТ», ведущий научный сотрудник, кандидат технических наук

Комплексные научные задачи по повышению уровня безопасности движения

  1. C. 48–51. 4 рис.

Периодическое возникновение транспортных происшествий с серьезными последствиями заставляет принимать дополнительные меры для их предупреждения. Значительную роль в развитии и разработке таких мер всегда исполнял и продолжает исполнять отраслевой научно-производственный комплекс. В последние годы наряду с техническими и технологическими решениями на первый план стали выдвигаться системные решения. В филиалах и дочерних обществах ОАО «РЖД» появились и стали развиваться системы менеджмента безопасности движения (СМБД), методология управления ресурсами, рисками и надежностью на этапах жизненного цикла (УРРАН), культура безопасности движения. Принятие Стратегии обеспечения гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса в холдинге «РЖД» стимулирует отраслевой научно-производственный комплекс к целенаправленной работе по широкому фронту поставленных Стратегией задач. Приводятся краткое изложение этих задач и некоторые конкретные предложенные АО «ВНИИЖТ» решения, направленные на дальнейшее улучшение состояния безопасности движения.

Ключевые слова: Система менеджмента безопасности движения; культура безопасности; стратегия безопасности; технология термитной сварки рельсов; барьерные функции допуска вагонов.

 

KOSAREV A. B., JSC Railway Research INSTITUTE of transport (JSC VNIIZHT»), first Deputy General Director, D.Sc. (technology), professor

RUDANOVSKY V. M., JSC «VNIIZHT», leading researcher, Ph.D. (technology)

Complex scientific challenges to improve the level of safety

Zheleznodorozhny transport (The Railway Transport Magazine), 2018, № 4, pp. 48–51, 4 fig.

It is necessary to take special measures to prevent serious railway accidents. A significant role in the development and elaboration of such measures plays the scientific and research complex. In recent years, along with technical and technological solutions, system solutions have come to the forefront. In branches and subsidiaries of JSC Russian Railways the System of transportation safety management (SMBD) is developing, including the methodology for resources, risks and reliability management over lifecycle (URRAN), culture of transportation safety. The strategy to ensure the guaranteed safety and reliability of the transportation process at the Russian Railways stimulates the industrial scientific and research complex to develop new approaches to respond to current and future challenges.

Key words: traffic safety management system; safety culture; safety strategy; thermit rails welding; hurdle functions of coach’s admittance.

 

ПЕВЗНЕР В.О., АО «ВНИИЖТ», главный научный сотрудник, доктор технических наук, профессор

ТРЕТЬЯКОВ В.В., АО «ВНИИЖТ», заведующий лабораторией, кандидат технических наук

ШАПЕТЬКО К.В., АО «ВНИИЖТ», научный сотрудник

ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ И.Б., АО «ВНИИЖТ», старший научный сотрудник

Инфраструктура в условиях повышения осевых нагрузок

С. 52–55. 6 рис.

Обобщен опыт отечественных и зарубежных исследований, показывающий, что повышение осевых нагрузок приводит к увеличению затрат на текущее содержание и росту деформативности верхнего и нижнего строения железнодорожного пути. Сделан вывод о необходимости усиления и совершенствования инфраструктуру при повышении осевых нагрузок.

Ключевые слова: повышенные осевые нагрузки; инфраструктура; железнодорожный путь; отечественный опыт; международный опыт; земляное полотно; текущее содержание пути.

 

PEVZNER V.O., JSC Railway Research INSTITUTE of transport (JSC “VNIIZHT»), chief researcher, D.Sc. (technology), professor

TRETYAKOV V.V., JSC «VNIIZHT», head of laboratory, Ph.D. (technology)

SHAPETKO, K.V., JSC «VNIIZHT», researcher

PETROPAVLOVSKAY I.B., JSC «VNIIZHT», senior researcher

Infrastructure in the conditions of increasing axial loads

Zheleznodorozhny transport (The Railway Transport Magazine), 2018, № 4, pp. 52–55, 6 fig.

The article summarizes the experience domestic and international research, which allowed to state the impact of axial loadsleads to an increase in the cost of maintenance and deformability of the upper and lower structure of the railway track. It follows that with increasing axial loads it is necessary to strengthen and improve the infrastructure.

Key words: high axel load, infrastructure, railway track, domestic experience, international experience, subgrade, current maintenance of railway track

 

Литература

 

  1. Повышение осевых нагрузок грузовых вагонов / [Б.Д.Никифоров, М.Ф.Вериго, В.Г.Альбрехт, Б.И.Шафиркин, А.А.Долматов] // Железнодорожный транспорт. – 1979. – № 9. – С. 35–39.
  2. Лысюк В.С. Накопление остаточных деформаций в пути / В.С.Лысюк // Путь и путевое хозяйство. – 1973. – № 10. – С. 44.
  3. Eisenmann J. Verformungsverhalten des Schieneauswirkungen auf die Oberbaubeanspruchung, Lagestabilitat und Störungsfunktion // Z. Eisenbahuwesen und Verkerstechnick. GlasersAnnalen. – 1980. – Bd. 104. – № 2. – S. 37–41.
  4. Титов В.П. Земляное полотно грузонапряженных и скоростных линий / В.П.Титов // Железнодорожный транспорт. – 1985. – № 9. – С. 52–56.
  5. Крейнис З.Л. Великий Транссиб. Трудные годы строительства (1891–1916) / З.Л.Крейнис. – М., 2016. – 255 с.
  6. Инфраструктура в условиях интенсификации перевозок / [В.А.Гапанович, В.О.Певзнер, О.А.Суслов, В.В.Третьяков] // Железнодорожный транспорт. – 2016. – № 3. – С. 16–20.
  7. Шапетько К.В. Исследования накопления деформаций железнодорожного пути на участке испытаний вагонов с осевой нагрузкой 27 тс / К.В.Шапетько // Вестник ВНИИЖТ. – 2017. – Т. 76. – № 4 – С. 238–242.
  8. Проект ориентированных фундаментальных исследований ОАО «РЖД» и РФФИ № 17-20-01152 «Научное обоснование методов определения физико-математических закономерностей развития деформаций пути в зависимости от частотного состава и длительности приложения нагрузок применительно к пропуску тяжеловесных поездов различной длины и различными скоростями сформированных из вагонов с повышенными осевыми нагрузками».
  9. Материалы IHHA / Zh. Hongyan. – Chinese Railways. – 2005. – № 1. – P. 38–42.
  10. Испытания по определению взаимодействия на путь инновационных вагонов с осевой нагрузкой 25 тс в условиях Западно-Сибирской железной дороги / [О.А.Суслов и др.] // Особенности системы ведения рельсового хозяйства на российских железных дорогах : Сб. тр. ученых института ; под ред. А.Ю.Абдурашитова. – М., 2017. – С. 10–87.
  11. Воздействие на путь вагонов с повышенной осевой нагрузкой / [В.В.Третьяков и др.] // Вестник ВНИИЖТ. – 2016. – Т. 75. – № 4. – С. 233–238.
  12. Ahef R.E. The implications of the 100ton car “Modern Railroads”. – 1980. – № 2. – P. 52–57.

 

ВИНОГРАДОВ С.А., АО «ВНИИЖТ», директор научного центра «Цифровые модели перевозок и технологии энергосбережения», кандидат технических наук

ПОПОВ К.М., АО «ВНИИЖТ», старший научный сотрудник

СИРАДЖИ Р.Ф., АО «ВНИИЖТ», главный программист

Об энергетической эффективности движения грузовых поездов по расписанию

С. 56–59.

Вопрос энергетической эффективности выполнения графиков движения грузовых поездов до недавнего времени был недостаточно проработан. С появлением специализированной автоматизированной системы «Энергосправка» появилась возможность оперативно, объективно и комплексно оценивать показатели энергоэффективности графиков. Проведенный анализ удельного расхода электроэнергии на тягу грузовых поездов на полигоне Кузбасс – Северо-Запад, проследовавших по установленному энергосберегающему графику, показал, что по всему полигону минимальное отклонение от графика обеспечивает эффективное расходование электроэнергии на тягу поездов.

Ключевые слова: график движения поездов; энергетическая эффективность; автоматизированная система; маршрут машиниста; удельный расход электроэнергии.

 

VINOGRADOV S.A. Director of the Scientific Center «Digital Models of Transportation and Energy Saving Technologies», Candidate of Technical Sciences

POPOV K.M. Senior Researcher, Candidate of Technical Sciences

SIRADGY R.F. Chief programmer

On the energy efficiency of the movement of freight trains on schedule

Zheleznodorozhny transport (The Railway Transport Magazine), 2018, № 4, pp. 56–59.

The issue of the energy efficiency of freight train schedules has not been sufficiently addressed until recently. With the emergence of a specialized automated system «Energoservice» the opportunity came promptly, objectively and comprehensively assess the energy efficiency charts. The analysis of the specific electric power consumption for traction of freight trains at the Kuzbass – North-West test site in the odd direction, which proceeded according to the established energy saving schedule, carried out by the task of the Department of technical policy of JSC «RZD», showed that the minimum deviation from the schedule «-10/+5min» ensures efficient consumption of electricity and fuel for traction trains.

Key words: train schedule; energy efficiency; automated system; the route of the driver; specific electricity consumption

 

Литература

 

  1. Мугинштейн Л.А. Энергооптимальные методы управления движением поездов : сб. науч. тр. ОАО «ВНИИЖТ» / Л.А.Мугинштейн, А.Е.Илютович, И.А.Ябко. – М. : Интекст, 2012. – 80 с.
  2. Мугинштейн Л.А. Современная методология технического нормирования расхода топливно-энергетических ресурсов локомотивами на тягу поездов : сб. науч. тр. ОАО «ВНИИЖТ» / Л.А.Мугинштейн, А.И.Молчанов, С.А.Виноградов.– М. : ВМГ–Принт, 2014. – 144 с.
  3. График оборота локомотивов как основа графика движения поездов / Г.М. Биленко, В.С.Волков // Наука и техника транспорта. – 2016. – № 2. – С. 79–86.

 

Молодые исследователи – транспорту

С. 60–63. 7 рис.

Подведены итоги шестого Всероссийского конкурса научных работ среди студентов и аспирантов по транспортной проблематике, организованного Объединенным ученым советом ОАО «РЖД». На конкурс, проводившийся по разделам «На пути к идеальной железной дороге» и «Движение в будущее», были представлены 82 научно-исследовательских проекта из 13 высших учебных заведений. Указаны победители и призеры в обоих разделах, даны краткие аннотации всех работ, завоевавших призовые места.

Ключевые слова: Всероссийский конкурс научных работ среди студентов и аспирантов по транспортной проблематике; научно-исследовательский проект; клиентоориентированность; энергоэффективность; вакуумно-левитационные транспортные системы.

 

Подведены итоги, определены задачи

С. 66–69.

Отчет об итоговом заседании Центральной пожарно-технической комиссии ОАО «РЖД» (ЦПТК). Подведены итоги работы в 2017 г., названы задачи на 2018 г.

Ключевые слова: ЦПТК; С.А. Кобзев; В.П. Аксютин; пожарная безопасность; подготовка к Чемпионату мира по футболу 2018 г.

 

ГАПЕЕВ С.Н., Центр технического аудита ОАО «РЖД», начальник центра

В рамках стратегии управления качеством

С. 70–72. 4 рис.

Рассмотрены результаты проведения инспекторского контроля и технических аудитов в 2017 г. и определены актуальные задачи по обеспечению безопасности и качества продукции на 2018 г. Рассказывается о рассмотрении и согласовании конструкторской документации в целях выявления возможных несоответствий установленным требованиям, о работе по подготовке и сертификации предприятий на соответствие требованиям международного стандарта железнодорожной промышленности IRIS с учетом последующего перехода на стандарт ISO/TS 22163.

Ключевые слова: Центр технического аудита; инспекторский контроль; пооперационная и узловая приемка; качество и надежность; инспектора-приемщики.

 

ЛУКЕНЮК Е.В., ФГБОУ ВО «Самарский государственный университет путей сообщения» (СамГУПС), доцент кафедры «Строительство» ХОЛОПОВ Ю.А., СамГУПС, доцент кафедры «Строительство»

ХМЕЛЬНИЦКИЙ Ю.Н., ФГБОУ ВО «Омский государственный университет путей сообщения» (ОмГУПС), проректор по воспитательной работе и социальным вопросам, заведующий кафедрой «Безопасность жизнедеятельности и экология»

МУСАТКИНА Б.В., ОмГУПС, старший преподаватель кафедры «Безопасность жизнедеятельности и экология»

Международный проект по экоменеджменту recoaud tempus признан успешным

С. 73–77.

Представлен опыт организации непрерывного экологического образования специалистов железнодорожной отрасли и студентов в области экологического менеджмента. Рассмотрены некоторые итоги реализации международного проекта RECOAUD TEMPUS, отмечены наиболее успешные моменты.

Ключевые слова: непрерывное экологическое образование; международный экологический проект; экологический менеджмент; экологическая безопасность; эколого-ориентированный подход; охрана окружающей среды.

 

Литература

 

  1. Об утверждении методических требований «Системы экологического менеджмента на железнодорожном транспорте. Требования и руководство по применению» : Распоряжение ОАО «РЖД» от 23 декабря 2013 г. № 2856р.
  2. Лукенюк Е.В. О некоторых итогах реализации программы непрерывного образования в области экологического менеджмента в международном проекте RECOAUD TEMPUS / Е.В.Лукенюк, Ю.Н.Хмельницкий, Б.В.Мусаткина // Вестник СамГУПС. – 2017. – № 1 (35). – С. 83–88.
  3. Гунькова А.Г. Экологический менеджмент как инструмент повышения экономического потенциала предприятия / А.Г.Гунькова, Ю.А.Холопов // Вестник СамГУПС. – 2017. – № 1 (35). – С. 80–83.
  4. Анфилофьев Б.А. Экологов для транспортной отрасли готовят в Самаре / Б.А.Анфилофьев, Е.В.Лукенюк, Ю.А.Холопов // Железнодорожный транспорт. – 2017. – № 11. – С. 42–44.
  5. Основы управления природоохранной деятельностью Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» / [Н.А. Дружина и др.] ; под ред. В.А. Селезнева, И.А. Лушкина // Природно-ресурсный потенциал, экология и устойчивое развитие регионов России : XIII Междунар. научно-практ. конф. – 2015. – С. 29–32.
  6. Лукенюк Е.В. Системы мониторинга антропогенных изменений окружающей среды, их достоинства и недостатки / Е.В.Лукенюк, Б.А.Анфилофьев, Ю.А.Холопов // Техносферная и экологическая безопасность на транспорте : Мат. 3-й Междунар. научно-практ. конф. – СПб. : Петербургский гос. ун-т путей сообщения, 2012. – С. 109–112.
  7. Дружина Н.А. Использование современных технологий для организации приема и очистки ливневых и талых сточных вод с территории ремонтного локомотивного депо Бугульма-Грузовая / Н.А.Дружина, В.Н.Челноков, Ю.А.Холопов // Наука и образование транспорту : Мат. IX Междунар. научно-практ. конф. Т. 2. – Самара : СамГУПС, 2016. – С. 128–130.
  8. Учет прошлого (накопленного) экологического ущерба в природоохранной работе ОАО «РЖД» / [Н.А. Дружина и др.] // Самарский научный вестник. – 2017. – Т. 6. – № 1 (18). – С. 27–32.
  9. Красильникова И.Г. Заключительная координационная встреча участников проекта RECOAUD по международной программе TEMPUS // Сайт СамГУПС [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.samgups.ru/news/zaklyuchitelnaya_koordinatsionnaya_vstrecha_uchastnikov_proekta_recoaud_po_mezhdunarodnoy_programme_2/
  10. Environmental management &audit : Tempus project Recoaud. 1, Scarcity & introduction to environmental management [Текст] / Borut Jereb … [et al.] ; edited by Borut Jereb, Darja Kukovič & Daria Meyr. – 1st electronic ed. – Czestochowa [etc.] : SPH – Scientific Publishing Hub. – 2016. – Р. 139.
  11. Environmental management audit : Tempus project Recoaud. 2, Management systems [Текст] / Borut Jereb … [et al.] ; edited by Borut Jereb &Darja Kukovič. – 1st electronic ed. – Czestochowa [etc.] : SPH – Scientific Publishing Hub. – 2016. – Р. 172.
  12. Environmental management & audit: Tempus project Recoaud. 3, Controlling and stakeholders [Текст] / Daria Myer … [et al.] ; edited by Borut Jereb & Darja Kukovič. – 1st electronic ed. – Czestochowa [etc.]: SPH – Scientific Publishing Hub. – 2016. – Р. 154.
  13. Environmental management & audit : Tempus project Recoaud. 4, Environmental assesment – featured articles [Текст] / Marián Gogola … [et al.] ; edited by Borut Jereb & Darja Kukovič. – 1st electronic ed. – Czestochowa [etc.] : SPH – Scientific Publishing Hub. – 2016. – Р. 156.
  14. Хмельницкий Ю.Н. Непрерывное экологическое образование и развитие экологической культуры участников международного проекта ТЕМПУС RECOAUD / Ю.Н.Хмельницкий, Б.В.Мусаткина, О.В.Игнатов [Текст] // Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в образовании : монография / под ред. Б. Н.Герасимова. – Вып. 6. – Пенза : Приволжский Дом знаний ; СНИУ. – 2016. – С. 72 – 83.

Читайте также: