Аннотации №7 2018

Журнал «Железнодорожный транспорт», № 7, 2018 г.

 

ШАРОВ. В.А. Российский университет транспорта (МИИТ), кафедра «Управление эксплуатационной работой и безопасностью на транспорте», профессор, доктор технических наук

Развитие системы управления железными дорогами в условиях полигонных технологий

С. 4–8. 1 рис.

Описана реформа системы управления железнодорожными перевозками в условиях перехода к полигонным принципам управления. Изложены основные принципы организационного развития ОАО «РЖД», приведена их характеристика, очередность,  результаты внедрения. Определены планы дальнейшего развития структуры управления перевозочным процессом.

Ключевые слова: ОАО «РЖД»; реформа; система управления; полигонные технологии;  РЦКУ; ЦУП ВП; вертикаль управления; корпоративное управление; централизация; концепция; модель.

 

КОМОГОРЦЕВ М.Г., Забайкальский институт железнодорожного транспорта (ЗабИЖТ), доцент кафедры «Электроснабжение», кандидат технических наук

МАНИКОВСКИЙ А.С., ЗабИЖТ, ассистент кафедры «Электроснабжение»

Использование искусственных нейронных сетей в диспетчерском управлении 

С. 9–10.  2 рис.

Рассматривается использование систем машинного интеллекта как вспомогательного инструмента в работе диспетчерских служб на железнодорожном транспорте. Предложена методика, позволяющая принимать наиболее адекватные решения в короткие сроки благодаря применению данных систем диспетчерским аппаратом управления.

Ключевые слова: система машинного интеллекта; искусственная нейронная сеть; обучение нейронной сети; диспетчерский аппарат.

 

ЕРОФЕЕВ А.А., Учреждение образования «Белорусский государственный университет транспорта», проректор по научной работе, кандидат технических наук, доцент

ДУЛУБ П.М., Государственное объединение «Белорусская железная дорога», начальник службы перевозок

ТЕРЕЩЕНКО О.А., Учреждение образования «Белорусский государственный университет транспорта», старший преподаватель кафедры «Управление эксплуатационной работой и охрана труда»

Автоматизация оперативного планирования грузовой работы. Опыт Белорусской железной дороги

С. 11–14.  5 рис.

Рассмотрены предпосылки и цели создания автоматизированной системы сменно-суточного планирования погрузки и выгрузки на Белорусской железной дороге. Показана ее структура, освещены основные вопросы функционирования и интеллектуализации. Предложены направления развития системы с учетом применения интеллектуальных технологий.

Ключевые слова: перевозочный процесс; оперативное планирование; погрузка и выгрузка; интеллектуальная система.

EROFEEV Aleksandr, Belarusian State University of Transport, vice-rector for scientific work, PhD, Associate Professor DULUB Petr, State Association «Belarusian Railways» (Minsk), the head of the transportation service TERESHCHENKO Oleg, Belarusian State University of Transport (Gomel), senior lecturer of the chair «Field operation management and labor protection»

Automation of operational planning of loading work on the Belarussian railway

Zheleznodorozhny transport (The Railway Transport Magazine), 2018, № 7, pp. 11–14, 5 fig.

The prerequisites and goals of the creation of an automated system for shift and daily planning of loading and unloading at the Belarusian Railway are considered. Its structure, basic questions of functioning and intellectualization are considered. The directions of the system development taking into account the use of intelligent technologies are proposed

Keywords: transportation process; operational planning; loading and unloading; intelligent system

 

ШАРАПОВ С.Н., АО «ИЭРТ», заместитель генерального директора, доктор технических наук

ГОРЕЛЬЦЕВ С.В. , АО «ИЭРТ», заместитель начальника отдела, кандидат экономических наук

Методы оценки экономических эффектов железнодорожных проектов, применяемые в странах Европейского союза

С. 15–24. 12 рис.

Освещены применяемые в Европейском союзе методы экономического анализа «экономических выгод и издержек» (СВА) и многокритериального анализа (МСА), передовые подходы к оценке эффектов широкого экономической воздействия от реализации транспортных проектов. Представлены результаты работы по оценке влияния проекта строительства железнодорожной линии Кошице – Братислава – Вена с шириной колеи 1520 мм на социально-экономическое развитие Австрии, Словакии, России и Украины.

Ключевые слова: методы экономического анализа; анализ «затраты — выгоды» (СВА); многокритериальный анализ (МСА); инфраструктурные проекты; широкое экономическое воздействие; экономические эффекты; проект строительства новой железнодорожной линии Кошице — Братислава — Вена с шириной колеи 1520 мм.

 

ШАРАПОВ С.Н., АО «ИЭРТ», заместитель генерального директора, доктор технических наук

ПРОЗОРОВ В.А., АО «ИЭРТ», заместитель заведующего отделением бизнеса и технико-экономического проектирования

Оценка эффективности транспортных проектов, реализуемых за рубежом

С. 25–31. 7 рис.

Показаны варианты повышения интероперабельности железнодорожных систем 1435/1520 мм. Отражены подходы к оценке эффективности для ОАО «РЖД» и Российской Федерации при реализации проектов на примере строительства новой железнодорожной линии Кошице – Братислава – Вена с шириной колеи 1520 мм. Рассмотрены использованная методическая база, основные принципы и исходная информация. Представлен алгоритм расчета и поученные результаты.

Ключевые слова: железнодорожный транспорт; интероперабельность; коммерческая эффективность; бюджетная эффективность; вклад проекта в ВВП; железнодорожная инфраструктура.

 

ФЕЙЛО М.Б., АО «ИЭРТ», заведующий отделением бизнеса и технико-экономического проектирования, кандидат экономических наук

Комплексная оценка эффективности инвестиционных проектов развития железнодорожного транспорта

С. 32–36. 7 рис.

Отражены основные предпосылки необходимости выполнения комплексной оценки эффективности реализуемых на железнодорожном транспорте проектов. Представлена существующая методическая база, используемая при проведении расчетов. Рассмотрены особенности получаемых результатов эффективности проектов развития транспорта, требования к эффективности которых в последнее время все более ужесточаются.

Ключевые слова: железнодорожный транспорт; коммерческая эффективность; бюджетная эффективность; социально-экономическая эффективность; железнодорожная инфраструктура.

 

ЗАМКОВОЙ А.А. АО «ИЭРТ», заведующий отделением развития транспортного рынка, кандидат экономических наук

Стратегическое прогнозирование объемов перевозок грузов при оценке проектов строительства и развития железнодорожной инфраструктуры

С. 37–43. 7 рис.

Приведена динамика грузовых перевозок за последние годы. Охарактеризован научно обоснованный прогноз объемов перевозок. Проанализированы методология и инструментарий транспортно-экономических балансов для прогнозирования загрузки транспортной инфраструктуры. Рассмотрен ряд крупных инвестиционных проектов.

Ключевые слова: железнодорожный транспорт; стратегическое прогнозирование грузовой базы; межотраслевой и межрегиональный баланс; транспортно-экономический баланс; международные грузовые перевозки; экономика; транспортная система.

 

СОТНИКОВ Е.А., АО «ВНИИЖТ», главный научный сотрудник, доктор технических наук, профессор

ШЕНФЕЛЬД К.П., АО «ВНИИЖТ», исполнительный директор, доктор технических наук

Четвертая промышленная революция на железнодорожном транспорте 

С. 44–47.

Отмечены отличительные черты предыдущих трех промышленных революций и разворачивающейся в настоящее время четвертой. Показано ее влияние на работу железнодорожной отрасли. Указаны роль  и задачи отраслевой науки в реализации достижений четвертой промышленной революции.

Ключевые слова: промышленная революция; цифровизация железнодорожной отрасли; интеллектуальное управление; технико-технологическое развитие.

 

ДАНИЛОВ К.В., компания Teradata, ведущий аналитик

КАПУСТИН Н.И., АО «НИИАС», начальник отделения комплексной постановки задачи – заместитель руководителя НТК ПРИС

Технологии Big Data в железнодорожной отрасли 

С. 50–52.  7 рис.

Исследовано практическое применение технологий Big data в железнодорожной отрасли. Описаны различные методы и подходы, позволяющие выявлять корреляции между статистически значимыми параметрами и прогнозировать предотказное состояние электрического и механического оборудования  на локомотивах.

Ключевые слова: Big data; железнодорожная отрасль; поиск корреляций; статистически значимые параметры; прогнозирование предотказных состояний.

 

DANILOV K.V., Teradata, Data Scientist

KAPUSTIN N.I., JSC «NIIAS», Deputy head of JSC «NIIAS»

Big data technologies in the railway industry

Zheleznodorozhny transport (The Railway Transport Magazine), 2018, № 7, pp. 5052, 7 fig.

In this article the practical applying of big data technologies in the railway industry is explored. Various methods and approaches are described which allow to detect correlations between statistically significant parameters and predict pre-failure condition of the electrical and mechanical equipment in the locomotives.

Key words: big data; railway industry; detection of correlations; statistically significant parameters; predictive maintenance.

 

МАКАРОВ Б.А., АО «НИАС», руководитель Центра кибербезапасности, кандидат технических наук

Актуальные задачи  обеспечения кибербезапасности железнодорожного транспорта

С. 53–56. 1 рис.

Обоснована особая важность защиты от кибератак российской железнодорожной транспортной системы как некого объекта управления. Показана работа созданного на базе АО «НИИАС» Центра кибербезопасности, являющегося головной организацией на железнодорожном транспорте по направлению разработки нормативно-методических документов, регулирующих различные проблемы киберзащищенности железнодорожного транспорта, исследований киберзащищенности отдельных видов микропроцессорных систем управления, разработки организационных и программно-аппаратных методов их защиты от кибератак.

Ключевые слова: кибербезопасность (киберзащищенность) железнодорожной транспортной системы; Центр кибербезопасности АО «НИИАС»; классификация уязвимостей программно-управляемых систем ОАО «РЖД».

 

ЖУЧКОВА А.Ю., АО «НИАС», Центр по методологическому управлению основными средствами крупных компаний, ведущий специалист

На основе методологии открытых технических словарей

С. 57–60. 4 рис.

Представлены базовые понятия методологии открытых технических словарей (ОТС). Приведено описание концептуальных и технических решений создания Открытого технического словаря ОАО «РЖД» (ОТС РЖД), показаны направления его дальнейшего применения в целях повышения эффективности управления основными данными компании. Рассмотрены методологические подходы к повышению качества информации при описании материально-технических ресурсов.

Ключевые слова: открытые технически словари; качество данных; Открытый технический словарь ОАО «РЖД»; цифровая железная дорога.

 

ZHUCHKOVA A.U., JSC NIIAS, Centre of methodological management of the fixed assets of the large companies, leading specialistBased on the methodology of the open technical dictionariesZheleznodorozhny transport (The Railway Transport Magazine), 2018, № 7, pp. 57–60, 4 fig.Basic concepts of the methodology of the Open technical dictionaries (OTS) are presented in article. The description of conceptual and technical solutions of creation of the Open technical dictionary of JSCo «RZD» (OTS RZD) is provided, and also the directions of its further application for increase of effective management of specification of the company are shown. Methodological approaches to improvment of quality of information at the description of material technical resources are considered.Keywords: Open technical dictionaries; quality of master data; basic data of the enterprise; Open technical dictionary of JSCo «RZD»; Digital railway.

 

ОРЛОВА А.М., ПАО «Научно-производственная корпорация «Объединенная Вагонная Компания», заместитель генерального директора по научно-техническому развитию, доктор технических наук

БАБАНИН В.С., ООО «Всесоюзный научно-исследовательский центр транспортных технологий», директор дирекции проектирования ходовых частей

КОЛЯЗИН А.Л., ООО «Всесоюзный научно-исследовательский центр транспортных технологий», руководитель отдела проектирования тормозных систем

ТУРУТИН И.В., ООО «Всесоюзный научно-исследовательский центр транспортных технологий», руководитель группы разработки литых деталей и расчетов прочности

Конструкция тележки с осевой нагрузкой 27 тс и интегрированной тормозной системой

С. 61– 67. 11 рис.

Освещены цели создания и вопросы выбора прототипа новой грузовой вагонной тележки с осевой нагрузкой 27 тс. Приведены особенности конструкции, отличающие тележку с интегрированной тормозной системой от традиционных типов, используемых в вагонном парке в настоящее время и предлагаемых на перспективу. Описаны детали и узлы тележки, конструктивно переработанные с целью обеспечить повышенную прочность и износостойкость для безотказной работы при длительных межремонтных пробегах.

Ключевые слова: тележка грузового вагона; повышенная осевая нагрузка; интегрированная тормозная система; эластичность рессорного подвешивания; износостойкость деталей; снижение воздействия на путь; ресурсные испытания.

 

ORLOVA A.M., PJSC «Research and production Corporation «United Wagon Company», Deputy General Director of scientific and technical development, Doctor of Technical Sciences

BABANIN V.S., JSC «All-Union Scientific and research center of transport technologies», Director of chassis design Directorate

KOLYAZIN A.L., JSC «All-Union Scientific and research center of transport technologies», Head of Department of brake systems engineering

TURUTIN I.V., JSC «All-Union Scientific and research center of transport technologies», Head of cast parts development and strength calculations group

The design of the bogie with an axle load of 27 ton-force and integrated brake system

Zheleznodorozhny transport (The Railway Transport Magazine), 2018, № 7, pp. 61–67, 11 fig.

Describes the purpose of creation and the choice of prototype for a new freight car bogie with an axle load of 27 ton-force. In article the design features distinguishing the bogie with integrated brake system from the traditional types used in the car fleet at the present time and proposed for the future are given. The details and components of the bogie, structurally processed in order to provide increased strength and wear resistance for trouble-free operation during long-term repair runs are covered.

Key words: freight car bogie; increased axial load; integrated brake system; spring suspension elasticity; wear resistance of parts; reducing the impact on the track; resource testing.

 

ПРОДОУС О.А. , доктор технических наук, профессор

Локальные очистные сооружения поверхностных стоков на мостах

С. 68–69. 2 рис.

Описана система сбора и очистки поверхностных сточных вод с мостовых пролетных строений, которая позволяет обслуживать компактные модульные очистные сооружения с торфяной загрузкой без остановки движения подвижного состава. Приведена конструкция локальных очистных сооружений, устанавливаемых в колодцах на мостовых пешеходных дорожках или технологических проходах.

Ключевые слова: мосты; поверхностный сток; очистка; утилизация фильтрующей загрузки.

 

ГЛАЗУНОВ Д.В., Ростовский государственный университет путей сообщения, заместитель директора Центра мониторинга качества образования, кандидат технических наук, доцент кафедры «Электрический подвижной состав»

Визуализация ротапринтного метода смазывания гребней колес подвижного состава

С. 70–72. 4 рис.

Рассмотрена проблема снижения износа трибоконтакта колесо – рельс. Представлен способ выбора смазочного материала в зависимости от условий работы узла. Определены основные требования, предъявляемые к современным смазочным материалам, используемым в трибоконтакте колесо – рельс. Сформирована классификация видов смазочного материала. Проведен обзор современных отечественных и зарубежных смазочных материалов. Определены недостатки каждого вида смазочных материалов. Предложен ротапринтный метод смазывания твердыми смазочными материалами гребней колес подвижного состава.

Ключевые слова: железнодорожный транспорт; износ; смазочный материал; трибоконтакт колесо – рельс; эффективность смазывания; ротапринтный метод; телевизионно-цифровой комплекс.

 

«Интермузей-2018»

С. 73.

Представлен обзор прошедшего в Москве на территории выставочного комплекса ВДНХ юбилейного XX международного фестиваля «Интермузей-2018», на котором обсуждались волонтерские и образовательные проекты, международное и межрегиональное сотрудничество, вопросы кадровой политики, использование интерактивных и мультимедийных технологий в музейном деле. Фестиваль, на котором побывало почти 50 тыс. человек, отразил современные тенденции в музейном деле, большой вклад коллективов музеев в сохранение исторического наследия, нацелил на поиск новых форм музейной деятельности.

Ключевые слова: главное музейное событие год;, интерактивный музей; мультимедийные технологии в музейном деле; успешный музейный проект; музейные работники – гости фестиваля музеев; образовательные проекты; международное и межрегиональное сотрудничество музеев.

 

АЛЕКСАНДРОВИЧ Т.М., Октябрьский центр научно-технической информации и библиотек, ведущий инженер

Павловскому музыкальному вокзалу – 180 лет

С. 74–77.

Изложена краткая история возведения и эксплуатации вокзала. Показана его роль в культурной жизни России. Приведены отзывы современников.

Ключевые слова: Царскосельская железная дорога; Ф.А. Гестнер; Павловский музыкальный вокзал; культурная жизнь Санкт-Петербурга.

Читайте также: