Аннотации №02 2022

Журнал «Железнодорожный транспорт», № 2, 2022 г.

ВАКУЛЕНКО С.П., Российский университет транспорта (РУТ (МИИТ)), директор Института управления и цифровых технологий, кандидат технических наук, профессор

Помогая совершенствовать эксплуатационную работу

С. 4–6. 2 рис. 

Рассказано о научно-исследовательских работах, выполненных работниками Института управления цифровых технологий по заказу ОАО «РЖД». Рассмотрен ряд важных технологических решений, реализация которых будет способствовать повышению эффективности работы железнодорожных станций и участков.  Показан экономический эффект, который можно получить при использовании предлагаемой технологии. Приведен перечень проектов, реализация которых повысит качество принимаемых управленческих решений и эффективность использования инвестиций, а также обеспечит комплексный подход к развитию и рациональному использованию инфраструктуры крупных железнодорожных узлов. 

Ключевые слова: контейнерные перевозки; терминально-складской комплекс; эксплуатационная работа; перевозочный процесс; сортировочная работа; вагонопоток; станции; железнодорожная сеть.

ВИНОГРАДОВ С.А., генеральный директор АО «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» (АО «ВНИИЖТ»), кандидат технических наук

МЕХЕДОВ М.И., АО «ВНИИЖТ», заместитель генерального директора – директор научного центра «Цифровые модели перевозок и технологии энергосбережения» (НЦ «ЦМПЭ»), кандидат технических наук

ХОМОВ А.В., АО «ВНИИЖТ», технический эксперт НЦ «ЦМПЭ»,

кандидат технических наук

ШВЕДИН К.И., АО «ВНИИЖТ», заместитель директора НЦ «ЦМПЭ»

Развитие перевозок грузов в интермодальных транспортных грузовых единицах

С. 7–11. 11 рис.

Рассказано о перспективах использования в грузовых перевозках новых интермодальных грузовых единиц. Представлена история возникновения интермодальных перевозок и развития технических средств. Проанализирован опыт использования интермодальных транспортных грузовых единиц в перевозке грузов, выявлены технологические решения, которые можно применить на российских железных дорогах.

Ключевые слова: контейнер; интермодальная транспортная грузовая единица; съемный кузов; контрейлер; контейнерные перевозки.

Литература

  1. History [Электронный ресурс]. – URL: https://www.bic-code.org/about-us/history. – Дата обращения: 02.08.2021.
  2. From the Pyramids to the Present: A Journey Through the Pallet’s Lifecycle [Электронный ресурс]. – URL: http://news.millwoodinc.com/blog/pallethistory. – Дата обращения: 02.08.2021.
  3. The history of the forklift [Электронный ресурс]. – URL: https://blog.lillyforklifts.com/the-history-of-the-forklift. – Дата обращения: 02.08.2021.
  4. Хомов А.В. Использование съемного кузова на первой и последней миле / А.В.Хомов // Логистика: форсайт-исследования, профессия, практика : мат. I Национальной научно-образоват. конф. Санкт-Петербург, 20 октября 2020 г. / ред. кол. В.В.Щербаков (отв. ред.) [и др.]. – СПб. : изд. СПбГЭУ, 2020. – С. 139–146.
  5. Nemoto Toshinori. Intermodal transport and city logistics / Toshinori Nemoto, Jun Castro, Johan Visser [Электронный ресурс]. – URL : https://www.researchgate.net/publication/237788719_Title_Intermodal_Transport_and_City_Logistics. Дата обращения 04.08.2021.
  6. Перспективы развития ускоренных грузовых перевозок / [С.А.Виноградов, М.И.Мехедов, С.П.Вакуленко, А.Ю.Якубень] // Железнодорожный транспорт. – 2021. – No. 4. – С. 10–15
  7. Great environmental benefits [Электронный ресурс]. – URL: https://www.flexiwaggon.se/about-flexiwaggon/environmentalbenefits. – Дата обращения: 02.08.2021.
  8. Самый экономичный седельный тягач : обзор [Электронный ресурс]. – URL: https://maz-diler.ru/blog/samyyekonomichnyy-tyagach-po-rashodu-topliva. – Дата обращения: 02.08.2021.

ШАПКИН И.Н., Российский университет транспорта (РУТ (МИИТ)), доктор технических наук, профессор

ВДОВИН А.Н., АО «Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте» (АО «НИИАС»), главный технолог Отделения автоматизации маневровой работы

Развитие логистических цифровых технологий управления перевозками

С. 12–17. 3 рис.

Рассмотрены технические и программные средства для организации перевозочного процесса на железной дороге при обеспечении высокого уровня безопасности и соблюдении сроков доставки. Рассказано о повышении качества логистических услуг в железнодорожной отрасли. Выявлен ряд современных трендов, оказывающих существенное влияние на логистическую деятельность. Приведены задачи, которые должны регламентироваться нормативными документами и реализовываться ОАО «РЖД».

Ключевые слова: перевозочный процесс; логистические услуги; информационные технологии; тарифное регулирование; пропускная способность; программный комплекс; инфраструктура; железнодорожная сеть.

ТУЛУПОВ А.В., Центр инновационного развития – филиал ОАО «РЖД» (ЦИР), заместитель начальника

ПАЛАТКИНА Е.В., ЦИР, начальник информационно-аналитического отдела

ИОНОВ Д.А., ЦИР, заместитель начальника информационно-аналитического отдела

КАРАСЕВ О.И., Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ), директор Центра научно-технического прогнозирования экономического факультета, кандидат экономических наук

ШИТОВ Е.А., МГУ, Центр компетенций научно-технологической инициативы «Центр хранения и анализа больших данных», руководитель направления консалтинга и экспертизы 

АРХИПОВ Д.Г., МГУ, Центр компетенций научно-технологической инициативы «Центр хранения и анализа больших данных», менеджер направления консалтинга и экспертизы

Цифровая трансформация железнодорожных компаний: вызовы, достижения, перспективы

С. 18–22. 2 рис.

Представлены главные аспекты активной инициации процесса цифровой трансформации железнодорожных компаний, которые зависят от различных внешних факторов: вызовов, барьеров и драйверов. Показано, что внедрение прорывных технологических решений на всех уровнях работы становится обязательным условием для успешной деятельности железнодорожных компаний. Описаны ключевые цифровые технологии, ее трансформирующие.

Ключевые слова: цифровая трансформация железнодорожных компаний; цифровые технологии; повышение эффективности работы железнодорожных компаний.

Литература

  1. Bican P.M. Digital Business Model, Digital Transformation, Digital Entrepreneurship: Is There A Sustainable «Digital»? / P.M.Bican, A.Brem // Sustainability. – 2020. – № 12 (13). – P. 1–15.
  2. Приоритеты научно-технологического развития железнодорожной отрасли в контексте цифровизации: зарубежный опыт / [О.И.Карасев, М.М.Железнов, А.В.Белошицкий, Е.А.Шитов] // Мир транспорта. – 2019. – № 17 (6). – С. 20–37.
  3. Feng Cheng-Min. New prospects of transportation mobility / Cheng-Min Feng // IATSS Research. – 2014. – № 38 (1). – P. 22–26.
  4. Инновационная экосистема железнодорожного транспорта: практика ведущих компаний / [М.М.Железнов, О.И.Карасев, А.В.Белошицкий, Е.А.Шитов] // Мир транспорта – 2019. – № 17 (4). – С. 244–258. 
  5. Цифровая железная дорога – целостная информационная модель, как основа цифровой трансформации / [В.П.Куприяновский, Г.В.Суконников, Д.И.Ярцев и др.] // Международный журнал открытых информационных технологий. – 2016. – Т. 4. – № 10. – С. 32–42. 
  6. Комплексный анализ форм инновационной деятельности зарубежных железнодорожных компаний / [О.И.Карасев, М.М.Железнов, С.С.Тростьянский, Ю.А.Шитова] // Мир транспорта. – 2020. – № 18 (2). – С. 158–170. 

ГЛУХОВ А.П., ОАО «РЖД», начальник Центра компетенций по информационной безопасности (ЦКБИ), доктор технических наук

ХМЕЛЕВСКАЯ Н.В., ОАО «РЖД», заместитель начальника отдела ЦКБИ

СИТНОВ В.В., ОАО «РЖД», главный специалист ЦКБИ

Безопасность критической информационной инфраструктуры

С. 23–25.

Приведено описание основных принципов и методов обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры (КИИ) применительно к ОАО «РЖД» и категорирования ее объектов. Назван ряд разработанных и изданных с 2018 г. в ОАО «РЖД» методических и нормативных документов по этой тематике. Определены задачи в этой сфере, стоящие перед компанией в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

Ключевые слова: критическая информационная инфраструктура (КИИ); информационная безопасность; категорирование объектов КИИ.

ОБУХОВ А.Д., Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, доцент, кандидат технических наук

ПОНЯТОВ А.А., Филиал Самарского государственного университета путей сообщения в Нижнем Новгороде, доцент, старший научный сотрудник, кандидат физико-математических наук

Развитие методов представления знаний в интеллектуальных транспортных системах

С. 26–29. 2 рис.

Рассмотрен важнейший этап создания интеллектуальных транспортных систем (ИТС) – представление знаний оперативно-диспетчерского персонала. Показано, что эффективность управляющих решений напрямую зависит от качества исходной информации и данных об эксплуатационной обстановке на объекте управления. Предложены три метода представления знаний в интеллектуальных системах, а именно: язык продукционных правил; язык семантических сетей; язык логики предикатов. Приведен сравнительный анализ, а также теоретические примеры использования каждого из них.

Ключевые слова: интеллектуальные транспортные системы; базы знаний; железнодорожный транспорт.

Литература

  1. Гапанович В.А. Интеллектуальные железнодорожные системы: состояние и направления развития / В.А.Гапанович, А.А.Поплавский // Железнодорожный транспорт. – 2015. – № 11. – С. 63–67.
  2. Обухов А.Д. Применение цифровых технологий на железнодорожном транспорте / А.Д.Обухов // Транспорт: Наука, техника, управление. – 2018. – № 10. – С. 8–12.
  3. Сотников Е.А. Интеллектуализация оперативного управления перевозочным процессом на уровне региональной дирекции / Е.А.Сотников // Железнодорожный транспорт. – 2014. – № 11. – С. 36–42.
  4. Обухов А.Д. Цифровые технологии в управлении эксплуатационной работой на железнодорожном транспорте / А.Д.Обухов // Автоматика, связь, информатика. – 2017. – № 9. – С. 4–8.

ЛУГОВСКОЙ И.С., ОАО «РЖД», начальник отдела технологий моторвагонных депо Проектно-конструкторско-технологическое бюро пассажирского комплекса (ПКТБ Л)

Интерактивная информационная система технологической документации

С. 30–31. 1 рис.

Рассмотрено формирование электронного документооборота как важной составляющей процесса цифровой трансформации ОАО «РЖД», одного из показателей ее цифровой зрелости. Отмечено, что в последние годы все больше внимания уделяется созданию электронных архивов и баз данных, формированию интерактивных ресурсов с постоянно увеличивающимися числом вариантов и объемами цифрового взаимодействия подразделений в структуре холдиинга, цифровизации производственных процессов.

Ключевые слова: создание системы; сведение в матрицы; технологическая документация; техническое обслуживание и ремонт МВПС; многоуровневые таблицы; подвижной состав; поезд; отдельные вагоны по типам (головной; прицепной; моторный); составные части и узлы.

КАЛУГИН Ю.Б., Военный институт Железнодорожных войск и военных сообщений Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулёва (ВИ (ЖДВ и ВОСО) ВА МТО), профессор кафедры восстановления, проектирования и строительства железных дорог, доктор технических наук

РОМАНОВ Р.С., ВИ (ЖДВ и ВОСО) ВА МТО, преподаватель 14 отдельной дисциплины «Эксплуатация подвижного состава», кандидат технических наук

ЖАВОРОНОК Д.Е., Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулёва, преподаватель кафедры восстановления военных мостов и переправ, кандидат технических наук

Инновационный подход к проектированию транспортных сооружений

С. 32–35. 4 рис.

Показано, что программное обеспечение мониторинга и управления строительно-восстановительными процессами имеет высокую многофункциональность. Отмечено, что оно позволяет решать различные задачи, связанные с нахождением оптимального организационно-технологического решения по различным критериям, основу которых составили программные комплексы управления проектами, позволяющие грамотно составить и контролировать ход выполнения работ, своевременно выявляя отклонения от плана, вносить необходимые корректировки.

Ключевые слова: технический прогресс; строительная индустрия; сфера информационных технологий; задачи строительства; календарное планирование; результаты; деятельность человека; взаимодействие с машиной; организация и планирование строительства; разработка модели; комплекс работ; строительное производство.

Литература

  1. Калугин Ю.Б. Календарное планирование работ с вероятностными временными параметрами в иерархических структурах / Ю.Б.Калугин // Известия высших учебных заведений. Строительство. – 2012. – № 10 (646). – С. 30–39. 
  2. Болотин С.А. Методика визуализации календарного планирования в программе AUTODESK REVIT 2018 / С.А.Болотин, Х.В.Биче-оол, А.К.Дадар // Вестник гражданских инженеров. – 2019. – № 6 (77). – С. 179–185.
  3. Нечипорчук Я. Краткий обзор 4d моделирования в строительстве / Я.Нечипорчук, Р.Башкова // Архитектура. Строительство. Образование. – 2020. – № 1 (15). – С. 35–41.
  4. Гогин А.Г. Информационное моделирование календарного плана в строительстве / А.Г.Гогин // Наука, образование и инновации: сборник статей международной научно-практической конференции. – Уфа,  2016. – С. 22–24.
  5. Болотин С.А. Методология формирования очередности при комплексной застройке территории с использованием BIM-программ и Project Managment / С.А.Болотин, А.К.Дадар // Недвижимость: экономика, управление. – 2020. – № 1. – С. 57–62.
  6. Калугин Ю.Б. Формирование календарных планов поточного строительства рассредоточенных объектов / Ю.Б.Калугин, Р.С.Романов // Инженерно-строительный журнал. – 2018. – № 8 (84). – С. 29–40.
  7. Боброва Т.В. Техническое нормирование рабочих процессов в строительстве на основе пространственно-временного моделирования / Т.В.Боброва, П.М.Панченко // Инженерно-строительный журнал. – 2017. – № 8 (76). – С. 84–97.

КОССОВ В.С., генеральный директор АО «Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава» (АО «ВНИКТИ»), доктор технических наук, профессор

НИКОНОВ В.А., АО «ВНИКТИ», главный конструктор

ГАДЖИМЕТОВ Г.И., АО «ВНИКТИ», руководитель испытательного центра подвижного состава

Инновационная платформа для ускоренной перевозки  рефрижераторных контейнеров

С. 38–41. 5 рис.

Описаны предпосылки создания, представлен анализ действующего парка грузовых платформ. Рассмотрены конструктивные особенности и техническое решение новой грузовой платформы для перевозки рефрижераторных контейнеров со скоростью 140 км/ч. Обозначены направления по расширению нормативной базы для внедрения нового подвижного состава. Приведены технологии перевозок в рамках проекта «Цифровая железная дорога». Проведена оценка тягового обеспечения для ускоренных контейнерных перевозок маржинальных и скоропортящихся грузов в составе поездов постоянного формирования по графику движения пассажирских электровозов.

Ключевые слова: скоростная платформа; рефрижераторный контейнер; дизель-генераторная установка; трехосная тележка; устройство контроля диагностических параметров; пассажирский электровоз; цифровая дорога; ресурсные испытания; воздействие на путь.

КОТУРАНОВ В.Н., Российский университет транспорта (РУТ (МИИТ)), профессор кафедры «Вагоны и вагонное хозяйство», доктор технических наук, академик Российской академии транспорта

КОЗЛОВ В.В., РУТ (МИИТ), доцент кафедры «Машиноведение, проектирование, стандартизация и сертификация», кандидат технических наук

ГРИГОРЬЕВ П.С., РУТ (МИИТ), доцент кафедры «Электропоезда и локомотивы», кандидат технических наук

КОЗЛОВ М.П., РУТ (МИИТ), доцент кафедры «Вагоны и вагонное хозяйство», кандидат технических наук

Полезный опыт создания большегрузных восьмиосных вагонов

С. 42–45. 4 рис.

Показано, что невозможность постоянного увеличения осевой нагрузки требует поиска подходов по повышению эффективного использования провозной способности железных дорог, следовательно, один из путей решения – увеличение удельной погонной нагрузки за счет применения большегрузных восьмисоных вагонов. Рассмотрена схема выполнения проектных работ по созданию большегрузных восьмиосных вагонов, которая применялась при создании и проектировании большегрузных вагонов в Московском институте инженеров железнодорожного транспорта (МИИТ) в 70–80 гг. ХХ в.

Ключевые слова: грузовые вагоны; восьмиосные вагоны; проектирование вагонов; погонная нагрузка; большегрузные вагоны.

Литература

  1. Шадур Л.А. Большегрузные восьмиосные вагоны / Л.А.Шадур, В.Н.Котуранов, В.В.Лукин. – М. : Транспорт, 1968. – 288 с.
  2. Экономика железнодорожного транспорта : учеб. пособие для студ. вузов железнодорожного транспорта / [В.И.Белов, Н.П.Терешина, М.Ф.Трихунков и др.] ; под ред. Н.П.Терешиной, Б.М.Лапидуса, М.Ф.Трихункова. – М. : УМК МПС России, 2001. – 600 с.
  3. Лапидус Б.М. Повышение производительности и эффективности железнодорожного транспорта на инновационной основе / Б.М.Лапидус // Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта. – 2012. – № 5. – С. 3–6.
  4. Лапидус Б.М. Отраслевая технологическая платформа «Высокопроизводительный грузовой подвижной состав» — путь к использованию резервов провозной способности железных дорог / Б.М.Лапидус, А.М.Соколов // Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта. – 2010. – № 2. – С. 3–8.
  5. Каким должен быть оптимальный уровень осевых нагрузок // Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта. – 1989. – № 3. – С. 43–49.
  6. Восьмиосные вагоны / [В.И.Филиппов, М.П.Козлов, В.А.Котуранов, А.Г.Маслов] // Железнодорожный транспорт. – 2011. – № 7. – С. 64–65.
  7. Лапидус Б.М. Повышение производительности и эффективности железнодорожного транспорта на инновационной основе / Б.М.Лапидус // Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта. – 2012. – № 5. – С. 3–6.
  8. Шадур Л.А. Исследование целесообразности создания восьмиосных полувагонов с глухим полом и выбор оптимальных параметров этого типа вагонов / Л.А.Шадур, В.В.Лукин // Отчет кафедры «Вагоны и вагонное хозяйство». – М. : МИИТ, 1964. – 119 с.
  9. Шадур Л.А. Выбор оптимальных параметров и конструктивной схемы восьмиосного полувагона / Л.А.Шадур // Отчет кафедры «Вагоны и вагонное хозяйство». – М. : МИИТ, 1960. – 27 с.
  10. Шадур Л.А. Выбор параметров и конструктивной схемы восьмиосной цистерны / Л.А.Шадур, П.С.Анисимов // Отчет кафедры «Вагоны и вагонное хозяйство». – М. : МИИТ, 1962. – 362 с.
  11. Каракашьян З.О. Лабораторные и ударные испытания опытных образцов гидравлических поглощающих аппаратов МИИТа и подготовка предложений по результатам испытаний / З.О.Каракашьян // Отчет кафедры «Вагоны и вагонное хозяйство». – М. : МИИТ, 1961. – 35 с.
  12. Лариохин В.И. Новая схема тормозной системы восьмиосных полувагонов и цистерн с опорами на скользуны / В.И.Лариохин // Отчет кафедры «Вагоны и вагонное хозяйство». – М. : МИИТ, 1973. – 31 с.

ПАВЛИЦКИЙ Б.И., филиал «Северо-Кавказский» ООО «ЛокоТех-Сервис», руководитель Отдела управления качеством, кандидат технических наук

Повышение надежности центрирующей балочки автосцепного устройства

С. 46–47. 3 рис.

Показано наиболее перспективное решение проблемы повышения надежности путем внедрения адаптивных самоорганизующихся систем. Доказано, что повышение надежности узла достигается усовершенствованием автосцепного устройства, а именно за счет нанесения на опорную поверхность балочки глухих отверстий с заполнением твердым смазочным материалом на основе эпоксидной смолы с добавлением графита, что позволит реализовать адаптивный принцип подачи смазочного материала в узле и, следовательно, значительно снизить, а в дальнейшем и полностью исключить износ и замену центрирующей балочки в процессе эксплуатации.

Ключевые слова: автосцепка; автосцепное устройство; балочка; маятниковая подвеска; износ; смазочный материал; адаптивная механика; испытания; усовершенствование; локомотивные технологии; ремонт; типовые испытания; ВЛ80; неплановые ремонты; отказы; завод; надежность; безопасность.

ЧЕРНОВ Е.Т., Российский университет транспорта (РУТ (МИИТ)), доцент, кандидат технических наук

ЯКИМОВ В.В., РУТ МИИТ, аспирант

О выборе параметров тягового трансформатора электроподвижного состава

С. 48–49. 2 рис.

Рассмотрено влияние параметров магнитопровода и обмоток, коэффициента β на энергетические показатели, массу и стоимость трансформатора. Приведены результаты сравнения трансформатора, аналогичного ОЦР-1000/25 электропоезда ЭР9 и вариантов трансформатора с разным значением β. Предложены рекомендации по расчету трансформатора и рассчитан трансформатор с наиболее рациональными параметрами, имеющий меньшую стоимость и потребляющий в эксплуатации меньше энергии.

Ключевые слова: тяговый трансформатор; диаметр стержня; магнитный поток; потери энергии; критерий расчета; рациональные параметры; коэффициент β; потребляемая энергия; стоимость трансформатора.

Литература

  1. Бурков А.Т. Электронная техника и преобразователи : учебник для вузов ж.-д. транспорта / А.Т.Бурков. – М. : Транспорт, 2001. – 464 с.
  2. Захарченко Д.Д. Тяговые электрические машины : учебник для вузов ж.-д. транспорта / Д.Д.Захарченко, Н.А.Ротанов. – М. : Транспорт, 1991. – 343 с.
  3. Тихомиров П.М. Расчет трансформаторов : учеб. пособие для вузов / П.М.Тихомиров. – М. : Энергоатомиздат, 1986. – 528 с.
  4. Правила тяговых расчетов для поездной работы. – М. : Транспорт, 1985. – 287 с.

ГЕРМАН Л.А., Филиал Самарского государственного университета путей сообщения (СамГУПС) в Нижнем Новгороде, профессор, доктор технических наук

КАРАБАНОВ А.А., ООО «НИИЭФА-ЭНЕРГО» (г. Санкт-Петербург), директор проектно-конструкторского управления

Улучшение режима работы тяговой сети переменного тока с односторонним питанием

С. 50–53. 2 рис.

Показано, что задача улучшения режима работы тяговой сети переменного тока с односторонним питанием может быть решена путем применения регулируемых установок поперечной емкостной компенсации: переключаемой фильтрокомпенсирующей установки, разработанной на Горьковской железной дороге, и статического генератора реактивной мощности. Проведено сравнение двух вариантов включения регулируемых установок поперечной емкостной компенсации: в конце консольного участка (на тяговой подстанции) и на посту секционирования. Сделан вывод, что они дают практически одинаковый эффект как по уровню напряжения, так и по потерям мощности, но в связи с меньшими эксплуатационными расходами и более высокой надежностью первый вариант является предпочтительным.

Ключевые слова: тяговая сеть переменного тока с односторонним питанием; регулируемая установка поперечной емкостной компенсации; фильтрокомпенсирующая установка; статический генератор реактивной мощности.

Литература

  1. Герман Л.А. Автоматизация электроснабжения тяговой сети переменного тока. Ч. 2. Режимная автоматика / Л.А.Герман, К.С.Субханвердиев, В.Л.Герман. – Н. Новгород : Изд-во СамГУПС в г. Нижний Новгород, 2020. – 192 с.
  2. Гапанович В.А. Результаты внедрения научно-технических работ и задачи на 2017 г. / В.А.Гапанович // Железнодорожный транспорт. – 2017. – № 2. – С. 24–28.
  3. Герман Л.А. Расчет типовых задач тягового электроснабжения переменного тока на ЭВМ / Л.А.Герман, Д.А.Морозов. – М. : Изд-во МИИТ, 2010. – 60 с.
  4. Герман Л.А. Регулируемые установки емкостной компенсации в системах тягового электроснабжения железных дорог / Л.А.Герман, А.С.Серебряков. – М. : УМЦ ЖДТ, 2015 – 316 с.
  5. Герман Л.А. Повышение пропускной способности железной дороги с установкой компенсации реактивной мощности / Л.А.Герман // Вестн. ВНИИЖТ. – 2021. – Т. 80. – № 1. – С. 35–44.

МОКИНА Ю.А., ОАО «РЖД», ведущий технолог Проектно-конструкторско-технологического бюро пассажирского комплекса

Метрология как гарантия качества и единства измерений в пассажирском комплексе

С. 54–55. 3 рис.

Показана система организации метрологического надзора третьего уровня, которая налажена таким образом, чтобы выполнялись метрологические требования во всех структурных подразделениях пассажирского комплекса. Доказано, что для достижения лучших результатов и более полного охвата всех метрологических объектов необходимо, чтобы работа эта велась постоянно. Обозначены принципы, заложенные в Положении о подразделении базовой структуры метрологической службы ОАО «РЖД» в Проектно-конструкторско-технологическом бюро пассажирского комплекса – филиале ОАО «РЖД», с учетом которых будет проводиться дальнейшая работа по совершенствованию метрологического обеспечения пассажирского комплекса.

Ключевые слова: Проектно-конструкторско-технологическое бюро пассажирского комплекса; работа по соблюдению метрологических правил; метрологические нормы; организационно-методическое руководство; работа по метрологическому обеспечению; эксплуатация и ремонт; объекты пассажирского комплекса.

ВАКУЛЕНКО С.П., Российский университет транспорта (РУТ (МИИТ)), директор Института управления и цифровых технологий (ИУЦТ), профессор, кандидат технических наук

КУРЕНКОВ П.В., РУТ (МИИТ), профессор ИУЦТ, доктор экономических наук

ДАВЫДОВ А.М., РУТ (МИИТ), доцент ИУЦТ, кандидат технических наук

АСТАФЬЕВ А.В., РУТ (МИИТ), старший преподаватель ИУЦТ

САДЧИКОВА В.А., Самарский государственный университет путей сообщения (СамГУПС), доцент, кандидат технических наук

Схемные решения раздельных пунктов вакуумного магнитолевитационного транспорта

С. 58–61. 5 рис.

Рассказано о транспорте будущего: без колес, рельсов и крыльев – вакуумном магнитолевитационном транспорте (ВМЛТ), где грузы и пассажиры будут перевозиться в капсулах по трубопроводной трассе. Рассмотрены способы организации движения капсул и структура различных раздельных пунктов, обеспечивающих грузо- и пассажиропотоки.

Ключевые слова: вакуумный магнитолевитационный транспорт (ВМЛТ); трубопроводная трасса.

Литература

  1. Вакуумный транспорт: перспективы XXI века / [Ю.А.Терентьев, Г.Г.Малинецкий, М.А.Сысоев, П.С.Бражник и др.] // Проектирование будущего. Проблемы цифровой реальности : труды 3-й Международной конференции (6–7 февраля 2020 г., Москва). – М. : Изд-во ИПМ им. М.В.Келдыша, 2020. – С. 149–164.
  2. Фиронов А.Н. Вакуумно-левитационный транспорт: перспектива или тупик? / А.Н.Фиронов // Транспорт Российской Федерации. – 2017. – № 3 (70). – С. 44–47.
  3. Зайцев А.А. Магнитолевитационный транспорт: ответ на вызовы времени / А.А.Зайцев // Транспортные системы и технологии. – 2017. – Т. 3. – № 1. – С. 5–13.
  4. Текущее состояние и перспективы развития интегральной транзитной транспортной системы (ИТТС) России на базе вакуумного магнитного левитационного транспорта (ВМЛТ) / [Ю.А.Терентьев, В.В.Филимонов, В.Г.Шавров и др.] // Транспортные системы и технологии. – 2019. – Т. 5. – № 4. – С. 25–62.

ДЕВЯТКИНА В.А., Санкт-Петербургский техникум железнодорожного транспорта (СПТЖТ) – структурное подразделение Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I» (ПГУПС), преподаватель высшей категории

НИКИТИНА А.А., СПТЖТ – структурное подразделение ПГУПС, студентка четвертого курса отделения Д

ШУТОВ И.Н., СПТЖТ – структурное подразделение ПГУПС, преподаватель высшей категории, доцент, кандидат педагогических наук.

Отработка эффективного взаимодействия как аспект образовательного процесса

С. 62–65. 6 рис.

Рассказано об оснащении отраслевых учебных заведений не только физическими макетами различных устройств, но и современными тренажерными комплексами, реализующими иммерсивные технологии, которые создают эффект полного или частичного присутствия на реальном объекте железнодорожного транспорта. Показано, что это позволяет отрабатывать практические навыки по обслуживанию технических средств и элементов инфраструктуры, а также по организации перевозочного процесса в безопасных условиях специально оборудованных полигонов и лабораторий учебных заведений.

Ключевые слова: учебные заведения ОАО «РЖД»; современные подходы к обучению железнодорожников; макеты железнодорожных устройств; тренажерные комплексы.

Литература

  1. Кандыбина С.А. О подготовке оперативного персонала станции / С.А.Кандыбина, Т.Н.Каликина // Железнодорожный транспорт. – 2019. – № 3. – С. 28–29.
  2. Голубева О.П. Виртуальная реальность как дидактическое средство развития профессиональных компетенций / О.П.Голубева, И.Н.Шутов // Техник транспорта: образование и практика. – 2021. – Т. 2. – № 1. – С. 61–70.
  3. Авсиевич В.В. Использование технологий виртуальной реальности в техническом обучении на российских железных дорогах / В.В.Авсиевич, А.В.Авсиевич // Мехатроника, автоматизация и управление на транспорте : мат. III Всерос. научно-практ. конф., Самара, 26–27 января 2021 г. – Самара : СГУПС, 2021. – С. 151–153.
  4. Носкова Т.Н. Учебная задача в цифровой среде личностно ориентированного обучения / Т.Н.Носкова, Т.Б.Павлова // Вестник ТГПУ. – 2020. – № 1 (207). – С. 94–103.
  5. Шехтман Е.И. Проблемные вопросы инновационной подготовки специалистов среднего звена для обслуживания цифровых технологий на рельсовом транспорте / Е.И.Шехтман, И.Н.Шутов // Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве : сборник научных статей по материалам междунар. научно-практ. конф., Санкт-Петербург, 9–25 марта 2020 г. – СПб. : РГПУ им. А.И. Герцена, 2020. – С. 269–274.
  6. Грачев А.А. Стратегия цифровой трансформации как условие повышения эффективности перевозочного процесса / А.А.Грачев, Г.М.Грошев, И.Н.Шутов // Инновационное развитие науки и техники : сб. статей III Междунар. научно-практ. конф., Саратов, 18 июля 2020 г. – Саратов : НОО «Цифровая наука», 2020. – С. 16–27.

ЮСУПОВА О.А., Российский университет транспорта (РУТ (МИИТ)), заместитель директора Института экономики и финансов по научной работе студентов, доцент кафедры «Финансы и кредит», кандидат экономических наук

Телемост как форма научной работы студентов

С. 66–67. 2 рис.

Рассказывается о новом формате развития и укрепления научных связей, применяемом студенческим научным обществом Института экономики и финансов РУТ (МИИТ), который реализуется в форме телемоста по транспортной проблематике «Рынок транспортных услуг в условиях пандемии: угрозы и тренды». Подчеркивается новшество, заключающееся в возможности организации открытой дискуссии между студентами – участниками студенческих научных обществ, находящихся в разных городах. Отмечается, что поставленные цели создания коммуникативной среды для формирования интереса у обучающихся к изучению угроз и трендов на рынке транспортных услуг в период пандемии и получения интерактивного опыта общения были достигнуты в ходе проведения мероприятия.

Ключевые слова: транспортный комплекс; цифровизация; пандемия; образование; телемост.

ЦУКЕРМАН Б.Г., АО «Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте» (АО «НИИАС»), руководитель Центра обучения

МАЛИНОВ В.М., АО «НИИАС», ведущий научный сотрудник Центра обучения, кандидат технических наук

РЖЕВСКАЯ А.П., АО «НИИАС», главный специалист Центра обучения

Образовательная деятельность в АО «НИИАС»

С. 68–69. 1 рис.

Показано, что в условиях внедрения на сети дорог новейших технических средств и технологий наличия институтов и колледжей железнодорожного транспорта недостаточно. Обосновано, что для эффективного применения таких систем требуется организация процесса оперативного повышения квалификации железнодорожников, для чего на базе АО «НИИАС» был создан специализированный Центр обучения. Описаны два вида программ дополнительного профессионального образования, реализованных в нем: повышение квалификации и профессиональная переподготовка.

Ключевые слова: АО «НИИАС»; Центр обучения; дополнительное профессиональное образование.

Литература

  1. Микропроцессорная автоблокировка типа АБТЦ-МШ / [В.И.Астрахан, В.А.Воронин, И.М.Кравец и др.]. – М. : АО «Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте», 2013. – 128 с.
  2. Унифицированное комплексное локомотивное устройство безопасности (КЛУБ-У) / [В.И.Астрахан, В.И.Зорин, Г.К.Кисельгоф и др.]. – М. : УМЦ ЖДТ, 2008. – 177 с. 
  3. Безопасный локомотивный объединенный комплекс БЛОК / [В.И.Астрахан, В.В.Висков, И.Н.Гринфельд и др.]. – М. : АО «НИИАС», 2013. – 135 с.
  4. Розенберг Е.Н. Разработка перспективных систем управления движением поездов / Е.Н.Розенберг // Автоматика, связь, информатика. – 2014. – № 12. – С. 15–17.

КИСЕЛЬГОФ Г.К., АО «НИИАС», заместитель руководителя Научно-технического комплекса систем управления и обеспечения безопасности движения – начальник отделения разработки систем управления и обеспечения безопасности движения поездов (НТК СУ и ОБДП)

НИЗОВСКИЙ А.В., АО «НИИАС», заместитель начальника отдела – начальник сектора НТК СУ и ОБДП

МАЛИНОВ В.М., АО «НИИАС», ведущий научный сотрудник Центра обучения, кандидат технических наук

О подготовке кадров к эксплуатации современных систем интервального регулирования

С. 70–72. 3 рис.

Проиллюстрирована необходимость в дополнительных организационных  мероприятиях и подготовке специалистов при внедрении инновационной системы интервального регулирования (СИРДП) – АЛСО с подвижными блок-участками, и бортовых локомотивных систем безопасности нового поколения – БЛОК, БЛОК-М и КЛУБ-У.

Ключевые слова: обучение; повышение квалификации; СИРДП; АЛСО с подвижными блок-участками.

БОГОМАЗОВ Н.И., Институт истории Санкт-Петербургского государственного университета, доцент кафедры новейшей истории России, кандидат исторических наук

Планы переустройства Петроградского железнодорожного узла 1915–1916 гг.

С. 73–77. 4 рис.

Рассмотрены планы правительства по реализации в ходе Первой мировой войны проектов по реконструкции Петроградского железнодорожного узла и причины, по которым времени на непосредственную реализацию принятого плана не оказалось. Показано, как разразившаяся через несколько лет революция, а затем и Гражданская война выдвинули на передний план совсем другие проблемы и намеченные улучшения Петроградского узла оказались не осуществленными, в 1919 г. все строительство, предусмотренное проектом, было окончательно прекращено.

Ключевые слова: построенные участки; новые участки кольцевой схемы; укладочные материалы; проекты линий; Инженерный совет; русские инженеры; проблемы функционирования Петроградского железнодорожного узла.

Литература

  1. Иванов А.А. Пламенный реакционер: Владимир Митрофанович Пуришкевич / А.А.Иванов. – СПб., 2020.
  2. Российский государственный исторический архив (РГИА). – Ф. 1576. – Оп. 1. – Д. 203.
  3. Петроград на переломе эпох: город и его жители в годы революции и Гражданской войны. – М. – СПб. : Центрполиграф. Русская тройка, 2013.
  4. Некрасов Е.А. Переустройство Петроградского железнодорожного узла / Е.А.Некрасов // Известия Собрания инженеров путей сообщения. – 1916. – № 21.
  5. Министр путей сообщения С.В. Рухлов (1909–1915 гг.) // Известия Собрания инженеров путей сообщения. – 1916. – № 2.
  6. Хейвуд Э.Дж. «Самый катастрофический вопрос»: железнодорожное строительство и военная стратегия в позднеимперской России / Э.Дж.Хейвуд ;  ред.-сост. О.Р.Айрапетов // Русский сборник. – М. : Регнум, 2009. – Т. 6.
  7. Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб). – Ф. 1373. – Оп. 3. – Д. 67.
  8. Краткий очерк деятельности Инженерного совета за XXV лет с 1892 г. по 1917 г. – Петроград, 1917.

Читайте также: