Аннотации №02 2023

Журнал «Железнодорожный транспорт», № 2, 2023 г.

ЛАПИДУС Б.М., председатель Объединенного ученого совета ОАО «РЖД», профессор, доктор экономических наук

Задачи опережающего развития Российских железных дорог

С. 4–14. 14 рис.

Отмечено, что стратегия, основанная на поддержании имеющихся темпов роста, приводит к увеличению отставания в развитии компании: требуется инновационная стратегия прорыва и опережающего развития, позволяющая ликвидировать отставание и занять лидирующие позиции. Сформулированы задачи опережающего развития в условиях макроэкономической трансформации. Подчеркнуто, что они должны решаться на базе отечественных научных разработок и инновационных прорывных и подрывных технологий.

Ключевые слова: опережающее развитие, макроэкономическая трансформация, инновации, прорывные и подрывные технологии.

Литература

  • Лапидус Б.М. Опережающее развитие железнодорожного транспорта – выбор времени / Б.М.Лапидус // Бюллетень Объединенного ученого совета ОАО «РЖД». – 2018. – № 5–6. – С. 1–16.
  • Лапидус Б.М. Об основных направлениях научных исследований в интересах опережающего развития ОАО «РЖД» и их приоритезации / Б.М.Лапидус // Железнодорожный транспорт. – 2021. – № 11. – С. 22–29.
  • Лапидус Б.М. О влиянии цифровизации и Индустрии 4.0 на перспективы развития железнодорожного транспорта / Б.М.Лапидус // Бюллетень Объединенного ученого совета ОАО «РЖД». – 2018. – № 1. – С. 1–8.
  • Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера / В.И.Вернадский. – М. : Айрис-пресс, 2012. – 576 с.
  • Чаркин Е.И. О реализации стратегии цифровой трансформации ОАО «РЖД» / Е.И.Чаркин // Железнодорожный транспорт. – 2020. – № 2. – С. 66–70.
  • Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте с комментариями / [А.С.Мишарин, А.В.Шаронов, Б.М.Лапидус и др.]. – М. : МЦФЭР, 2001. – 240 с.
  • Перспективы научно-технологического развития железнодорожных компаний / [А.В.Тулупов, И.П.Васильев, Д.А.Ионов и др.] // Железнодорожный транспорт. – 2021. – № 11. – С. 30–35.
  • Цифровая трансформация железнодорожных компаний: вызовы, достижения, перспективы / [А.В.Тулупов, Е.В.Палаткина, Д.А.Ионов и др.] // Железнодорожный транспорт. – 2022. – № 2. – С. 18–22.
  • Кристенсен К.М. Дилемма инноватора / К.М.Кристенсен ; пер. с англ. – М. : Альпина Бизнес Букс, 2004. – 239 с. 
  • Лапидус Б.М. Пространственные условия конкуренции / Б.М.Лапидус // Экономика железных дорог. – 2011. – № 10. – С. 34–44. 
  • Вакуумно-левитационные транспортные системы: научная основа, технологии и перспективы для железнодорожного транспорта / под ред. Б.М.Лапидуса, С.Б.Нестерова. – М. : РАС, 2017. – 192 с.
  • Лапидус Б.М. Магнитная левитация – фундаментальная основа для сверхскоростных вакуумно-левитационных транспортных технологий / Б.М.Лапидус // Транспортные системы и технологии. – 2018. – Т. 4. – № 3. – С. 26–35.
  • Лапидус Б.М. Перспективная топология высокоскоростной транспортной системы с использованием вакуумно-левитационных технологий / Б.М.Лапидус, Д.А.Мачерет // Транспорт Российской Федерации. – 2018. – № 1 (74). – С. 15–21.
  • Рышков А.В. ОАО «РЖД» – потребности в изменениях в эпоху перемен / А.В.Рышков, С.Б.Постников // Экономика железных дорог. – 2020. – № 1. – С. 11–29.
  • Лапидус Б.М. Современные проблемы развития и реформирования железнодорожного транспорта / Б.М.Лапидус, Д.А.Мачерет // Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта. – 2015. – № 6. – С. 3–8.
  • Научное обеспечение инновационного развития и повышения эффективности деятельности железнодорожного транспорта : коллективная монография членов и научных партнеров Объединенного ученого совета ОАО «РЖД» / под ред. Б.М.Лапидуса. – М. : Mittel Press, 2014. – 288 с.
  • Лапидус Б.М. Экономика транспортного пространства: методологические основы / Б.М.Лапидус, Д.А.Мачерет // Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта. – 2012. – № 2. – С. 3–10.
  • Доббин Ф. Формирование промышленной политики: Соединенные Штаты, Великобритания и Франция в период становления железнодорожной отрасли / Ф.Доббин ; пер. с англ. – М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2013. – 268 с. 
  • Лапидус Б.М. Гладкая бесшовная транспортная система как инструмент повышения конкурентоспособности железнодорожного транспорта / Б.М.Лапидус, Л.В.Лапидус // Экономика железных дорог. – 2016. – № 10. – С. 27–37.
  • Лапидус Б.М. Беспилотные технологии и Big Data на транспорте как часть цифровой экосистемы умного города (на примере инновационного проекта «Интеллектуальная подвесная экомагистраль «Яуза») / Б.М.Лапидус, Л.В.Лапидус // Бюллетень Объединенного ученого совета ОАО «РЖД». – 2021. – № 5–6. – С. 1–13. 
  • Лапидус Б.М. Создание интеллектуальной интегрированной транспортной системы – прорывное инновационное решение / Б.М.Лапидус // Железнодорожный транспорт. – 2020. – № 12. – С. 26–33.
  • Лапидус Б.М. Техническая политика как инструмент реализации экономической стратегии на железнодорожном транспорте. Подходы к методологии : монография / Б.М.Лапидус. – М. : Маршрут, 2004. – 207 с.

Инвестиционные проекты 2022 г.

С. 15–38.

Рассказывается о наиболее крупных инвестиционных проектах, реализованных ОАО «РЖД» в 2022 г. на полигонах Октябрьской, Калининградской, Московской, Северной, Горьковской, Юго-Восточной, Северо-Кавказской, Приволжской, Куйбышевской, Свердловской и Южно-Уральской железных дорог. Особое внимание уделяется фактам, что в условиях ограничений, вызванных борьбой с распространением коронавирусной инфекции, а также проведением специальной военной операции на Украине, компании пришлось существенно перестроить свою работу, взаимодействие с грузовладельцами и пассажирами, перераспределить ресурсы таким образом, чтобы минимизировать экономические потери и сохранить коллектив. Отмечается, что, проявив высокую мобилизационную и организационную готовность к возникшим вызовам, ОАО «РЖД» обеспечило в этот сложный период бесперебойную работу железнодорожного транспорта. Компании удалось в максимально возможной степени сохранить инвестиции по проектам, направленным на достижение национальных целей развития. Подчеркивается, что устойчивое развитие ОАО «РЖД» определяет динамику многих отраслей отечественной экономики и задает темпы, качество роста в добывающей, обрабатывающей промышленности, сельском хозяйстве и ряде других секторов, а также формирует прочную основу для увеличения экспортного потенциала отечественных предприятий и компаний. Отмечается особая роль развития железнодорожной сети, обновления подвижного состава в обеспечении транспортной связанности нашей огромной по территории страны, и важное значение для роста скоростей движения, повышения качества пассажирских перевозок. Рассматриваются проекты, которые курирует ОАО «РЖД», которые носят стратегический характер, имеют долгосрочный комплексный эффект как для отдельных регионов и территорий, так и для всей страны: они дают загрузку строительных мощностей, обеспечивают заказами отечественных поставщиков и подрядчиков, позволяют создавать новые рабочие места.

Ключевые слова: ОАО «РЖД», инвестиционные проекты, железнодорожный транспорт, подвижной состав, грузовые и пассажирские перевозки, рост скоростей движения.

КУРИЛКИН Д.Н., Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС), заведующий кафедрой «Локомотивы и локомотивное хозяйство», доцент, кандидат технических наук

ГРИНЕВИЧ В.П.  АО «Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава» (АО «ВНИКТИ»), эксперт I категории

Пути совершенствования правил тяговых расчетов

С. 39–42. 2 рис.

Показано, что существующие правила тяговых расчетов не отражают в полной мере современные условия эксплуатации локомотивов и не содержат достаточную информацию о подвижном составе, необходимую для проведения тяговых расчетов. Отмечены недостатки существующих правил, и выдвинуты предложения по их улучшению.

Ключевые слова: правила, тяговые расчеты, нормирование, коэффициент сцепления, мощность тепловоза, скольжение, рекомендации.

Литература

  • Айзинбуд С.Я. Пути оптимизации правил тяговых расчетов / С.Я.Айзинбуд, Р.Х.Барсуков // Железнодорожный транспорт. – 1980. – № 4. – С. 71–74.
  • Правила тяговых расчетов для поездной работы. – М. : Транспорт, 1985. – 287 с.
  • Правила тяговых расчетов для поездной работы. – 2016. – 514 с. – URL : hhtps://cloud.mail.ru/public/5FyI/SGEaP6Ndo
  • Способ определения основного сопротивления движения как повозки самоходного подвижного состава – способ равновесных скоростей (варианты) : пат. 2723132 RU РФ : МПК G01M 17/08 (2006.01), B61K 9/08 (2006.01) / Гриневич В.П. – № 2019140583 ; заявл. 10.12.2019 ; опубл. 08.06.2020. – 14 с.
  • Основы электрической тяги. В 2 т. Т. 1. Теория движения поезда, тяговые и тормозные характеристики, тяговые расчеты и испытания / [В.Е.Розенфельд и др.]. – М. ; Л. : Госэнергоиздат, 1957. – 311 с.
  • Панин Ю.А. Лубрикация рельсов на железнодорожном транспорте: популярно о теории и практике / Ю.А.Панин, В.П.Гриневич, Н.Г.Иванова ; под ред. Ю.А.Панина. – М. : Борус-Принт, 2021. – 152 с.
  • Лисицын А.С. Выбор расчетного коэффициента сцепления грузовых локомотивов. Исследования, расчеты, выводы / А.С.Лисицын, А.С.Потапов // Электрическая и тепловозная тяга. – 1976. – № 4. – С. 42−44.
  • Мугинштейн Л.А. Нестационарные режимы тяги (Сцепление. Критическая норма массы поезда) / Л.А.Мугинштейн, А.С.Лисицын. – М. : Интекст, 1996. – 176 с.
  • Клименко Ю.И. Исследование электропривода с изменяемой жесткостью тяговой характеристики : специальность 05.22.07 «Подвижной состав железных дорог, тяга поездов и электрификация» : автореф. дис. … канд. техни. наук / Ю.И.Клименко ; Петербургский гос. ун-т путей сообщения Министерства путей сообщения Российской Федерации. – СПб., 2004. – 28 с.
  • Правила тяговых расчетов для поездной работы. – М. : Трансжелдориздат, 1963. – 208 с.
  • Правила тяговых расчетов для поездной работы. – М. : Транспорт, 1969. – 319 с.
  • Правила производства тяговых расчетов для поездной работы. – М. : Трансжелдориздат, 1953. – 248 с.
  • Баранов Л.А. Оптимизация управления движением поездов / Л.А.Баранов, Е.В.Ерофеев, И.С.Мелешин ; под ред. Л.А.Баранова. – М. : МИИТ, 2011. – 164 с.
  • Мугинштейн Л.А. Энергооптимальные методы управления движением поездов / Л.А.Мугинштейн, А.Е.Илютович, И.А.Ябко. – М. : Интекст, 2012. – 80 с.
  • Юренко К.И. Математическое моделирование энергооптимальных режимов ведения поезда с учетом возмущений / К.И.Юренко, А.Н.Савоськин, Е.И.Фандеев // Изв. вузов. Северо-Кавказский регион. Технические науки. – 2015. – № 3.– С. 34–44.

МАРТЫНЮК И.Ю., Проектно-конструкторское бюро локомотивного хозяйства ОАО «РЖД» (ПКБ ЦТ), главный конструктор проекта 

СТАРОВОЙТОВ С.А., ПКБ ЦТ, ведущий инженер

ПАЛЬЦЕВ А.В., ПКБ ЦТ, инженер 1-й категории

Сравнение показателей электровозов серии 3ЭС5К «ЕРМАК» с различными способами регулирования силы тяги

С. 43–45. 3 рис.

Показано, что при положительном тренде качественных показателей использования локомотивов с поосным регулированием силы тяги при отсутствии снижения надежности относительно других рассматриваемых групп электровозов доработка электровозов 3ЭС5К для реализации поосного регулирования силы тяги и независимого возбуждения тяговых электродвигателей соответствует стратегическим направлениям развития железнодорожного транспорта, закрепленным в Долгосрочной программе развития ОАО «РЖД».

Ключевые слова: локомотив, регулирование силы тяги, показатели эффективности использования, поосное регулирование силы тяги.

БУХТИНА Л.Г., АО «Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте» (АО «НИИАС»), начальник Центра экологических программ и технологий

Обращению с отходами производства и потребления – системный подход

С. 48–51. 4 рис.

Рассказывается о предпосылках необходимости формировании Концепции по обращению с отходами производства и потребления в ОАО «РЖД», ее целях и задачах. Особое внимание уделяется Центру экологических программ и технологий АО «НИИАС», в чьи задачи входит выполнение перспективных научно-исследовательских, проектных и опытно-конструкторских работ в области охраны окружающей среды, оценки воздействия на нее, создания экологически чистых технологий, в том числе в сфере обращения с отходами, техники и оборудования.

Ключевые слова: отходы производства и потребления, охрана окружающей среды, экологическая безопасность, Концепция по обращению с отходами производства и потребления ОАО «РЖД».

АЛЕКСАНДРОВИЧ Т.М., Октябрьский центр научно-технической информации и библиотек, ведущий инженер

Кадры для железных дорог Донбасса

С. 52–54. 3 рис.

Рассказывается об истории первого учебного заведения, готовившего кадры для железных дорог Донбасса (от Донбасского технического железнодорожного училища, открывшегося в 1880 г., до Луганского колледжа строительства, экономики и права). Особое внимание уделяется сложной и разносторонней программе обучения с уклоном на практические занятия.

Ключевые слова: железные дороги, . железнодорожное училище, программа обучения, практические занятия.

Читайте также: