Аннотации №04 2022

Журнал «Железнодорожный транспорт», № 4, 2022 г.

ОСЬМИНИН, А.Т., заместитель председателя Объединенного ученого совета ОАО «РЖД»

по научному развитию и взаимодействию, профессор, доктор технических наук

ВЕРБОВ Д.М., начальник Центра инновационного развития ОАО «РЖД», кандидат экономических наук

ШАТОХИН А.А., Российский университет транспорта (РУТ (МИИТ)), кандидат технических наук, доцент

Оптимизация порожних вагонопотоков в современных условиях

С. 4–11. 6 рис.

Рассказано о об одном из способов увеличения провозной способности без капиталоемких затрат на развитие инфраструктуры на основе создания единой системы планирования порожних вагонопотоков. Перечислены способы решения этой задачи. Обозначен ряд предпосылок для оптимизации продвижения порожних вагонопотоков. Приведен анализ современных автоматизированных систем, применяемых в ОАО «РЖД».

Ключевые слова: провозная способность; железнодорожные линии; порожние вагонопотоки; автоматизированные системы; перевозочный процесс; поездопотоки; ДМ ЗИ.

Литература

  1. 1. Югрина О.П. О новой системе нормирования показателей использования железнодорожного подвижного состава / О.П.Югрина, Л.С.Жарикова // Бюллетень ОУС ОАО «РЖД». – 2021. – № 3–4. – С. 45–56.
  2. 2. Осьминин А.Т. Динамическая модель загрузки инфраструктуры ОАО «РЖД» / А.Т.Осьминин, А.В.Кабанов // Железнодорожный транспорт. – 2021. – № 8. – С. 10–19.
  3. 3. Моделирование процессов регулирования порожними вагонами при прогнозе на перспективу / [М.Л.Дыканюк, С.С.Лахтуров, Р.К.Хуснутдинов и др.] // Вестник ВНИИЖТ. – 1990. – № 2. – С. 16–18.
  4. 4. Акулиничев В.М. Математические методы в эксплуатации железных дорог / В.М.Акулиничев, В.А.Кудрявцев, А.Н.Корешков. – М. : Транспорт, 1981. – 224 с.
  5. 5. Мишкуров П.Н. Оперативное управление вагонопотоками методами динамической оптимизации. – Динамическая оптимизация вагонопотоков / П.Н.Мишкуров, А.Н.Рахмангулов. – М. : РУСАЙНС, 2017. – 110 с.
  6. 6. Александров А.Э. Стохастическая постановка динамической транспортной задачи с задержками с учетом случайного разброса времени доставки и времени потребления / А.Э.Александров, Н.В.Якушев // Управление большими системами. – Вып. 12–13. – М. : ИПУ РАН, 2006. – С. 5–14.
  7. 7. Нестеров Е.П. Транспортные задачи линейного программирования / Е.П.Нестеров. – М. : Транспорт, 1971. – 216 с.
  8. 8. Баушев А.Н. Математическая модель многофазных железнодорожных грузоперевозок / А.Н.Баушев, А.Т.Осьминин // Математическое моделирование. – 2013. – Т. 25. – Вып. 10. – С. 103–122.

ВИНОГРАДОВ С.А., генеральный директор АО «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» (АО «ВНИИЖТ»), кандидат технических наук

МЕХЕДОВ М.И., АО «ВНИИЖТ, заместитель генерального директора – директор научного центра «Цифровые модели перевозок и технологии энергосбережения» (НЦ «ЦМПЭ»), кандидат технических наук

МУГИНШТЕЙН Л.А., АО «ВНИИЖТ», главный научный сотрудник, доктор технических наук, профессор

ФЕДУЛИН В.Г., АО «ВНИИЖТ», технический эксперт НЦ «ЦМПЭ»

УСТИНОВ В.А., АО «ВНИИЖТ», технический эксперт НЦ «ЦМПЭ»

КОРНИЕНКО Н.В., АО «ВНИИЖТ», ведущий технолог НЦ «ЦМПЭ»

Метод участковых скоростей для диагностики перевозочного процесса сети железных дорог

С. 12–17. 6 рис.

Отмечено, что участковая скорость является универсальным параметром, отражающим стабильность или нестабильность движения поездов как на конкретных участках, так и на протяженных направлениях. Подчеркнуто, что сравнение фактических участковых скоростей со значениями, установленными нормативным графиком или суточным прогнозным графиком либо полученными по исполненным графикам движения, позволяет локализовать проблемные участки, которые должны подвергаться анализу с выявлением факторов, негативно влияющих на пропуск поездопотоков. Рассмотрены зависимости участковой скорости от коэффициента заполнения пропускной способности, баланса локомотивов на станции смены локомотивов, суммарной продолжительности технологических «окон», ограничений скорости.

Ключевые слова: участковая скорость; график движения; коэффициент заполнения пропускной способности; баланс локомотивов; технологическое «окно», ограничение скорости.

Литература

  1. 1. Мугинштейн Л.А. Методические подходы к выявлению факторов, влияющих на стабильность пропуска поездопотоков / Л.А.Мугинштейн, М.И.Мехедов // Вестник ВНИИЖТ. – 2014. – № 2. – С. 24–32.
  2. 2. Мехедов М.И. О проблемах организации движения и эффективности использования пропускных способностей станции / М.И.Мехедов, Л.А.Мугинштейн // Железнодорожный транспорт. – 2015. – № 7. – С. 20–27.
  3. 3. Мугинштейн Л.А. Вопросы организации стабильного пропуска транзитных грузовых поездов на направлениях железных дорог с учетом технических и технологических особенностей работы технических станций и перегонов / Л.А.Мугинштейн, М.И.Мехедов // Вестник ВНИИЖТ. – 2016. – № 1. – С. 3–11.
  4. 4. Мехедов М.И. Методика оценки факторов, определяющих стабильность пропуска грузовых поездопотоков на грузонапряженных направлениях : автореф. дис. … канд. техн. наук :  М.И.Мехедов ; Моск. гос. ун-т путей сообщ. Императора Николая II. – М., 2016.
  5. 5. Виноградов С.А. О влиянии скорости движения грузовых поездов на эксплуатационные показатели / С.А.Виноградов, А.В.Новгородцева // Железнодорожный транспорт. – 2017. – № 3. – С. 15–18.
  6. 6. Мехедов М.И. Методические подходы к выявлению лимитирующих элементов сети на основе оценки изменений участковых скоростей движения грузовых поездов / М.И.Мехедов // 115 лет железнодорожному образованию в Забайкалье : Образование – Наука – Производство : мат. Всерос. научно-практ. конф. Чита, 07–08 декабря 2017 г. – Чита, 2017. – С. 316–328.
  7. 7. Мехедов М.И. Пропускная и провозная способность полигона в зависимости от тяговых ресурсов / М.И.Мехедов, Л.А.Мугинштейн // Управление товарными потоками и перевозочным процессом на железнодорожном транспорте на основе клиентоориентированности и логистических технологий : кол. монография членов и научных партнеров Объединенного ученого совета ОАО «РЖД». – (Сер. «Бюллетень Объединенного ученого совета ОАО «РЖД). – СПб., 2019. – С. 225–238.
  8. 8. Мехедов М.И. О процессе взаимодействия технических станций и перегонов при пропуске поездопотоков / М.И.Мехедов, Л.А.Мугинштейн // Вестник ВНИИЖТ. – 2020. – Т. 79. – № 2. – С. 59–65.
  9. 9. Мехедов М.И. Влияние технического и технологического оснащения пункта технического обслуживания локомотивов на пропускную способность железнодорожной линии / М.И.Мехедов, Н.В.Корниенко // Вестник ВНИИЖТ. – 2021. – Т. 80. – № 4. – С. 225–232.
  10. 10. Мугинштейн Л.А. Развитие тяжеловесного движения грузовых поездов / Л.А.Мугинштейн, К.П.Шенфельд. – М. : Интекст, 2011. – 76 с.
  11. 11. Мехедов М.И. Проблематика ремонта инфраструктуры на грузонапряженных направлениях / М.И.Мехедов // Актуальные вопросы развития железнодорожного транспорта : сб. научн. ст. по материалам Всерос. научно-практ. конф. к 75-летию аспирантуры Научно-исследоват. ин-та ж.-д. транспорта. – М., 2019. – С. 17–25.
  12. 12. Имитационное моделирование в задачах организации движения поездов : сб. науч. тр. ОАО «ВНИИЖТ» / [Л.А.Мугинштейн, А.Ю.Анфиногенов, В.Ю.Кирякин и др.] ; под ред. Л.А. Мугинштейна. – М. : Интекст, 2012. – 56 с.
  13. 13. Инновационный проект «ЭЛЬБРУС» / [Л.А.Мугинштейн, С.А.Виноградов, В.Ю.Кирякин и др.] // Железнодорожный транспорт. – 2013. – № 12. – С. 18–25.
  14. 14. Мехедов М.И. Совершенствование перевозочного процесса на основе научно-исследовательских проектов / М.И.Мехедов // Железнодорожный транспорт. – 2021. – № 8. – С. 4–9.

ШУХИНА Е.Е., АО «Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте (АО «НИИАС»), заместитель генерального директора – руководитель научно-технического комплекса систем управления и обеспечения безопасности движения поездов (НТК СУиОБДП) 

ПАНФЕРОВ И.А., АО «НИИАС», начальник отделения разработки систем интервального регулирования движения поездов по радиоканалу (РСИРДП РК) 

КУЗЬМИН А.И., АО «НИИАС», заместитель начальника отделения РСИРДП РК – начальник отдела автоматизации станционных технологических процессов

Функциональное развитие гибридной системы управления движением поездов на Московском центральном кольце

С. 18–20. 2 рис.

Дано краткое описание этапов развития систем железнодорожной автоматики и телемеханики на Московском центральном кольце (МЦК) в течение последних шести лет, позволивших сократить интервал попутного следования поездов до 4 мин. Рассказано о том, что в целях дальнейшего увеличение пропускной способности МЦК была разработана гибридная система управления движением поездов (ГСУД). Описаны ее структура и основные функциональные возможности.

Ключевые слова: системы железнодорожной автоматики и телемеханики (ЖАТ); АЛСО с подвижными блок-участками; центр радиоблокировки (РБЦ); функция логической реконфигурации данных (ЛРК); гибридная система управления движением поездов (ГСУД).

Литература

  1. 1. Мыльников П.Д. Гибридная система управления движением поездов на Московском центральном кольце / П.Д.Мыльников, И.А.Панферов, А.И.Кузьмин // Железнодорожный транспорт. – 2021. – № 7. – С. 42–45.
  2. 2. Гибридная система ETCS уровня 3 // Железные дороги мира. – 2017. – № 7. – С. 68–77.

НИКИФОРОВА Г.И., Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС), доцент кафедры «Управление эксплуатационной работой», кандидат технических наук 

ПОКРОВСКАЯ О.Д., ПГУПС, исполняющая обязанности заведующего кафедрой «Управление эксплуатационной работой», доктор технических наук

Процессно-логистический подход в управлении перевозками

С. 21–23. 2 рис.

Показано, что логистические проблемы железнодорожного транспорта должны решаться во взаимодействии ОАО «РЖД» и операторов подвижного состава. Доказывается, что этому может способствовать применение методов системы всеобщего управления качеством с применением, например, цикла Деминга–Шухарта в системе планирования, осуществления и анализа эксплуатационной работы, расчета качественных и количественных показателей.

Ключевые слова: оператор подвижного состава; монополистическая конкуренция; качественные и количественные эксплуатационные показатели; логистический подход; система всеобщего управления качеством; цикл Деминга-Шухарта. 

Литература

  1. 1. Сергеева Т.Г. Повышение конкурентоспособности транспортно-логистических компаний в условиях цифровизации / Т.Г.Сергеева, Г.И.Никифорова // Известия Петербургского университета путей сообщения. – СПб. : ПГУПС, 2020. – Т. 17. – Вып. 3. 
  2. 2. Покровская О.Д. Международная логистика транссибирской магистрали: использование транзитного потенциала России / О.Д.Покровская, В.М.Самуйлов // Инновационный транспорт. – 2016. – № 3. – (21). – С. 3–7.
  3. 3. Салимова Т.А. Управление качеством : учебник по специальности «Менеджмент организации». – М. : Омега-Л, 2013. – 376 с.
  4. 4. Основы эксплуатационной работы железных дорог : учеб. пособие / под ред. В.А.Кудрявцева – М. : Изд. центр «Академия», 2005. – 352 с.
  5. 5. Покровская О.Д. Комплексная оценка транспортно-складских систем / О.Д.Покровская // Железнодорожный транспорт. – 2019. – № 7. – С. 26–32.  
  6. 6. Покровская О.Д. Клиентоориентированность и цифровизация терминально-логистической деятельности / О.Д.Покровская // Железнодорожный транспорт. – 2019. – № 5. – С. 9–16.
  7. 7. Куренков П.В. Пространство 1520: проблемы и перспектива железных дорог России / П.В.Куренков, О.В.Мельникова, И.А.Солоп // Транспорт: наука, техника, управление. – 2015. – № 7. – С. 3–12.
  8. 8. Материальные потоки в макрологистических системах: систематизация и классификация / [П.В.Куренков, Г.Г.Левкин, С.В.Мочалова и др.] // Транспорт: наука, техника, управление. – 2019. – № 7. – С. 21–26.
  9. 9. Елисеев С.Ю. Логистика в управлении внешнеторговыми перевозками / С.Ю.Елисеев, Э.В.Тучков, П.В.Куренков // Экономика железных дорог. – 2005. – № 7. – С. 28–33.

МОСКВИЧЕВ О.В., Самарский государственный университет путей сообщения (СамГУПС), заведующий кафедрой «Управление эксплуатационной работой», доктор технических наук, доцент

МОСКВИЧЕВА Е.Е., СамГУПС, доцент кафедры «Технологии грузовой и коммерческой работы, станции и узлы», кандидат технических наук, доцент

ВАСИЛЬЕВ Д.В., СамГУПС, преподаватель кафедры «Управление эксплуатационной работой»

Об оптимизации длины контейнерных поездов

С. 24–28. 5 рис.

Рассмотрен ряд важных аспектов, связанных с формированием и пропуском контейнерных поездов. Приведен анализ действующие организационно-технологических требований перевозки контейнеров в составе контейнерных поездов. Обозначены основные пути решения задачи оптимизации длины контейнерных поездов.

Ключевые слова: железнодорожные линии; контейнерные поезда; план формирования; удельная прибыль; контейнерные грузы.

Литература

  1. 1. Москвичев О.В. Обзор российского и зарубежного опыта методических разработок в области развития контейнерных перевозок / О.В.Москвичев, Е.Е.Москвичева, Д.В.Васильев // Вестник транспорта Поволжья. – 2020. – № 1 (79). – С. 77–86.
  2. 2. Комплексная оценка эффективности назначения масс составов грузовых поездов в условиях реализации полигонных технологий / [О.В. Москвичев, В.И.Александров, Е.А.Мищенко, Е.В.Александров] // Железнодорожный транспорт. – 2018. – № 10. – С. 9–12.
  3. 3. Москвичев О.В. Интеллектуальная система управления контейнерным терминалом / О.В.Москвичев, Д.В.Васильев // Железнодорожный транспорт. – 2021. – № 4. – С. 16–19.

КОМИССАРОВ А.В., АО «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» (АО «ВНИИЖТ»), директор научного центра (НЦ) «Экспресс» 

ЗУБКОВА Е.А., АО «ВНИИЖТ», заместитель директора НЦ «Экспресс» 

КАРПЕЕВА Т.А., АО «ВНИИЖТ», ведущий инженер НЦ «Экспресс»

АСУ «Экспресс» – дорога длиною в 50 лет

С. 30–35. 6 рис.

Рассказано об истории создания и развития АСУ «Экспресс», фактически сформировавшей новую технологическую культуру пассажирского комплекса. Показано, как с апреля 1972 г. из системы продажи билетов Киевского вокзала Москвы она постепенно превратилась в серьезную современную цифровую платформу пассажирского комплекса ОАО «РЖД». 

Ключевые слова: продажа билетов на поезда; АСУ «Экспресс»; цифровая платформа пассажирского комплекса ОАО «РЖД».

ВАЛИНСКИЙ О.С., ОАО «РЖД», заместитель генерального директора – начальник Дирекции тяги

Локомотивный комплекс Восточного полигона: ориентир на современные технологии

С. 36–39. 4 рис.

Представлены перспективы выполнения локомотивным комплексом ОАО «РЖД» ключевых показателей процесса перевозок и увеличения провозной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей. Показано, какие мероприятия реализуются по оснащению локомотивного парка самыми последними сериями тягового подвижного состава и какие новые разработки в области локомотивостроения выйдут на Восточный полигон сети в самое ближайшее время.

Ключевые слова: Восточный полигон; закупка локомотивов; тяговые плечи; безотцепочное следование; парк полигона; перспективные серии; участки обслуживания.

Литература

  1. 1. Валинский О.С. Повышение эффективности использования тягового подвижного состава / О.С.Валинский // Железнодорожный транспорт. – 2022. – № 3. – С. 24–27.
  2. 2. Повышение работоспособности колесных пар подвижного состава / [О.С.Валинский, А.А.Воробьев, С.И.Губенко и др.]. – Казань : Бук, 2022. – 324 с.
  3. 3. Патент № 2721993 Российская Федерация МПК B61K 3/02 (2006.01), C10M 125/10 (2006.01), F16N 15/00 (2006.01). Устройство активации трения и активатор повышенного трения: № 2019117405: заявл. 04.06.2019: опубл. 25.05.2020 / Валинский О.С., Выщепан А.Л., Лубягов А.М., Майба И.А. 10 с.: ил.

ЗЕРЩИКОВ К.Ю., ООО «Константа-2» (г. Волгоград), директор, кандидат технических наук

СЕМЕНОВ Ю.В., ООО «Константа-2», заместитель директора, кандидат технических наук

СТАРОСТИН С.С., АО «Транспневматика» (г. Первомайск), главный конструктор

ШАРИН Н.Н., АО «Транспневматика», директор по развитию

ВАНИЕВ М.А., Волгоградский государственный технический университет (ВолгТУ), заведующий кафедрой «Химия и технология переработки эластомеров», доцент, доктор технических наук

О разработке резин для уплотнений тормозных приборов с увеличенным сроком эксплуатации

С. 40–44. 3 рис.

Изложена методика разработки обладающих повышенными долговечностью и морозостойкостью эластомеров (резин) для уплотнений тормозных приборов железнодорожного подвижного состава с увеличенным сроком эксплуатации. Описаны порядок и результаты испытания тормозных цилиндров и авторежимов с манжетами из таких эластомеров, подтвердивших приемлемость предложенной методики.

Ключевые слова: эластомер; тормозной прибор; повышенный срок эксплуатации; долговечность; морозостойкость.

Литература

  1. 1. Аврущенко Б.Х. Резиновые уплотнители / Б.Х.Аврущенко. – Л. : Химия, 1978. – 136 с.
  2. 2. Уплотнения и уплотнительная техника : справочник / под общ. ред. А.И.Голубева, Л.А.Кондакова – М. : Машиностроение, 1994. – 448 с.
  3. 3. Flitney Robert. Seals and Sealing Handbook / Robert Flitney. – Elsevier, 2007. – 632 р.
  4. 4. Зерщиков К.Ю. Инновационные уплотнения гидравлических и пневматических приборов железнодорожного транспорта / К.Ю.Зерщиков, Ю.В.Семенов, С.С.Старостин // Железнодорожный транспорт. – 2019. – № 12. – С. 70–75.

ГАПАНОВИЧ В.А., президент Некоммерческого партнерства «Объединение производителей железнодорожной техники» (НП «ОПЖТ»), кандидат технических наук

Цифровизация как инструмент управления жизненным циклом подвижного состава

С. 45–49. 4 рис.

Показано, что цифровизация является новым, эффективным инструментом для управления жизненным циклом сложных технических систем и технических средств на железнодорожном транспорте. Отмечено, что при безусловном повышении уровня безопасности движения в перспективе концепция цифровизации обеспечит создание интегрированной системы, в которой люди, машины и окружающая среда станут сотрудничать благодаря обмену информационными потоками между всеми участниками.

Ключевые слова: функциональные возможности; цифровая платформа; интеграция систем; автоматизированные системы предприятий; производители деталей; ремонтные предприятия; обмен информацией.

Молодые исследователи – транспорту. Итоги X Всероссийского конкурса научных работ среди студентов и аспирантов по транспортной проблематике

С. 50–54. 4 рис.

Подведены итоги очередного Всероссийского конкурса научных работ среди студентов и аспирантов по транспортной проблематике, ежегодно организуемого Объединенным ученым советом ОАО «РЖД». Даны краткие аннотации научно-исследовательских проектов, завоевавших первые места в четырех номинациях, связанных общей темой «Цифровые технологии – инструмент опережающего развития железнодорожного транспорта», а также проектов, получивших специальные дипломы «За актуальность», «За комплексный характер» и «За инновационность».

Ключевые слова: Всероссийский конкурс научных работ среди студентов и аспирантов по транспортной проблематике; Объединенный ученый совет ОАО «РЖД»; научно-исследовательский проект; цифровые технологии.

КУРМЫШОВ В.М., Военный институт (инженерно-технический) Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулёва (ВИ (ИТ) ВА МТО), заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин, доцент, доктор исторических наук

РЫБИЦКИЙ В.А., Научно-исследовательский институт (военно-системных исследований материально-технического обеспечения Вооруженных сил РФ) (НИИ (ВСИ МТО ВС РФ)) ВА МТО, старший научный сотрудник, доцент, кандидат военных наук

Из опыта организации заграждения железных дорог в годы войны

С. 56–61. 6 рис.

Показано большое значение заграждения железных дорог в период Великой Отечественной войны с целью затруднить продвижение врага, ослабить его коммуникации, лишить его возможности маневрировать силами и средствами. Представлено множество интересных фактов, позволяющих проследить, как велось заграждение железных дорог на северо-западном направлении в первые месяцы Великой Отечественной войны, с какими трудностями пришлось сталкиваться воинам-железнодорожникам. Рассказано о мужестве и героизме, боевой и трудовой доблести командиров и красноармейцев при выполнении боевых задач.

Ключевые слова: заграждение железных дорог; отдельная железнодорожная бригада; воины-железнодорожники; путеразрушитель.

Литература

  1. 1. Действия железнодорожных войск и спецформирований НКПС на Ленинградском и Волховском фронтах (1941–1944 гг.) / [В.С.Бобиков, В.М.Курмышов, М.А.Левин и др.]. – СПб. : ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2021. – С. 78ЦАМО РФ. – Ф. 27642. – Оп. 0540206с. – Д. 0001. – Л. 2.
  2. 2. ЦАМО РФ. – Ф. 340. – Оп. 5372. – Д. 340. – Л. 5.
  3. 3. ЦАМО РФ. – Ф. 33. – Оп. 682524. – Д. 585.
  4. 4. ЦАМО РФ. – Ф. 33. – Оп. 682524. – Д. 587.
  5. 5. ЦАМО РФ. – Ф. 33. – Оп. 682524. – Д. 483.
  6. 6. ЦАМО РФ. – Ф. Упр. ж.д. войск. – Оп. 552594с. – Д. 83. – Л. 11.
  7. 7. ЦАМО РФ. – Ф. Упр. ж.д. войск. – Оп. 552599. – Д. 152. – Л. 130.
  8. 8. ЦАМО РФ. – Ф. 27642. – Оп. 0540206с. – Д. 0002. – Л. 3.
  9. 9. ЦАМО РФ. – Ф. 16. – Оп. 255343с. – Д. 73. – Л. 43.
  10. 10. ЦАМО РФ. – Ф. 27642. – Оп. 0540206с. – Д. 0002. – Л. 3.
  11. 11. ЦАМО РФ. – Ф. 27642. – Оп. 0540206с. – Д. 0002. – Л. 4.

Читайте также: