Аннотации №04 2023

Журнал «Железнодорожный транспорт», № 4, 2023 г.

ГЛЕЙМ А.В., ОАО «РЖД», начальник департамента квантовых коммуникаций

Развитие технологий квантовых коммуникаций

С. 20–21.

Аннотация. Рассказано о квантовых коммуникациях, которые в качестве сквозной технологии цифровой экономики стали перспективным направлением развития телекоммуникаций, призванным обеспечить защиту каналов связи. Отмечено, что правительство Российской Федерации определило ОАО «РЖД» ответственным за развитие высокотехнологичного направления «Квантовые коммуникации». Дана информация о том, что в рамках Дорожной карты реализуются более 20 научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, реализуются несколько проектов, за счет которых к 2025 г. планируется обеспечить импортозамещение около 70 % оптических компонентов оборудования квантовых коммуникаций. Подчеркнуто, что особое внимание уделяется системе нормативно-правового регулирования отрасли квантовых коммуникаций и анализу существующей правовой базы, а также развитию кадрового потенциала.

Ключевые слова: ОАО «РЖД», квантовые коммуникации, Дорожная карта развития квантовых коммуникаций, программа «Цифровая экономика».

АДАДУРОВ С.Е., АО «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» (АО «ВНИИЖТ»), заместитель генерального директора, доктор технических наук, профессор

Квантовые коммуникации: особенности функционирования и защищенность информации

С. 22–24.

Аннотация. Представлено одно из перспективных направлений фундаментальной и прикладной науки – создание и развитие квантовых технологий, которые характеризуются переходом от управления большим количеством частиц, коллективным эффектом к оперированию отдельными квантовыми группами: атомами, фотонами, электронами. Описаны перспективные сферы применения этих инновационных технологий и основные направления разработки элементной базы.

Ключевые слова: квантовые технологии, квантовая запутанность, квантовые компьютеры, квантовое машинное обучение, квантовая криптография.

Список источников

  • Цифровая экономика и «Индустрия 4.0»: проблемы и перспективы : тр. научно-практ. конф. с междунар. участием / под ред. А.В.Бабкина. – СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2017. – 685 с.
  • Шестакова И.Г. Новая временность цифровой цивилизации: будущее уже наступило / И.Г.Шестакова // Научно-технический вестник Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и социальные науки. – 2019. – № 2. – С. 20–29.
  • Баумейстер Д. Физика квантовой информации / Д.Баумейстер, А.Экерт, А.Цайлингер. – М. : Постмаркет, – 2002. – 376 с.
  • Сайт Сообщества it-специалистов [Электронный ресурс]. – М., 2022. – Режим доступа : https://habr.com/ru/company/superjob/blog/650315/. – Загл. с экрана.
  • Нильсен М. Квантовые вычисления и квантовая информация / М.Нильсен, И.Чанг.  – М. : Мир, 2006. – 824 с.
  • Сайт Интернет-издания 2023 N + 1 [Электронный ресурс]. – М., 2020. – Режим доступа : https://nplus1.ru/material/2020/02/06/course-quantum-technology-chapter5, свободный. – Загл. с экрана.
  • Основы квантовой коммуникации. Ч. 1 / [А.В.Козубов, А.А.Гайдаш, С.М.Кынев, В.И.Егоров и др.]. – СПб. : Изд-во Ун-та ИТМО, 2019. – 85 с.

КОВАЛЕВА М.А., ОАО «РЖД», начальник отдела информационного обеспечения и развития профессиональных компетенций Департамента квантовых коммуникаций

Подготовка кадров как приоритетная задача

С. 25–26. 

Аннотация. Показано, что при решении задач разработки и внедрения квантовых технологий необходимо особое внимание уделять подготовке специалистов соответствующей направленности. Описаны мероприятия Дорожной карты в части развития кадрового потенциала высокотехнологичного направления «Квантовые коммуникации». Дана информация о том, что сделано в плане разработки и актуализации профессиональных стандартов, федеральных государственных образовательных стандартов и образовательных программ. 

Ключевые слова: квантовые технологии, подготовка специалистов в области квантовых технологий, центры компетенций в области квантовых коммуникаций, системы онлайн-образования в области квантовых коммуникаций.

ТУЛУПОВ А.В., Центр инновационного развития – филиал ОАО «РЖД» (ЦИР), заместитель начальника 

ВАСИЛЬЕВ И.П., ЦИР, ведущий эксперт 

ПАЛАТКИНА Е.В., ЦИР, начальник информационно-аналитического отдела 

РАКОВ Д.А., Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ), руководитель направления стратегического консалтинга

АРХИПОВ Д.Г., МГУ, руководитель направления технологического консалтинга

РАДАЕВА В.А., МГУ, заместитель руководителя направления технологического консалтинга в области квантовых коммуникаций 

Бенчмаркинг как инструмент формирования приоритетов развития ОАО «РЖД» 

С. 27–29. 1 рис.

Аннотация. Показано, что бенчмаркинг, направленный на изучение передового опыта крупнейших железнодорожных компаний мира, позволил ОАО «РЖД» в течение последних двух лет обеспечить опережающее развитие по ряду технологических направлений и укрепить свои позиции. Доказывается, что такой подход позволяет холдингу добиваться технологического лидерства и суверенитета, своевременно реагировать на новые вызовы и успешно конкурировать с другими видами транспорта в России.

Ключевые слова: бенчмаркинг, изучение передового опыта, технологическое развитие, техническое развитие.

ВИНОГРАДОВ С.А., генеральный директор АО «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» (АО «ВНИИЖТ), кандидат технических наук

МЕХЕДОВ М.И., АО «ВНИИЖТ, заместитель генерального директора – директор Научного центра «Цифровые модели перевозок и технологии энергосбережения», кандидат технических наук

СОТНИКОВ Е.А., АО «ВНИИЖТ, главный научный сотрудник, доктор технических наук

Переход к энергоэффективному нормативному графику движения поездов

С. 30–33. 4 рис.

Аннотация. Рассказывается, что нормативный график движения поездов (НГДП) разрабатывается без учета затрат расхода топливно-энергетических ресурсов. Отмечается, что полученные в АО «ВНИИЖТ» базовые решения и накопленный опыт использования энергоэффективных расписаний позволяют перейти к построению энергоэффективных НГДП. Описываются два способа решения этой задачи. В первом используются расписания, полученные в НГДП согласно действующему порядку с последующим перераспределением перегонных времен хода () в пределах общего времени движения поезда по участку. При этом обеспечивается использование кинетической энергии поезда за счет увеличения времени его движения в режиме «выбега» и снижения времени движения поезда с максимальными скоростями. Во втором способе НГДП сразу разрабатывается с энергоэффективными . Значения  для компенсации влияния возмущающих факторов на основе экспертных оценок дополнительно включается некоторая величина резерва – . Подчеркивается, что при ее определении целесообразно учитывать, что с увеличением , с одной стороны, снижаются энергетические затраты на тягу поездов, а с другой – возрастают расходы на локомотивы, локомотивные бригады и инфраструктуру, зависящие от изменения времени нахождения поезда на участке. Это позволяет определять значения , при которых суммарные расходы минимизируются. Порядок работы с использованием энергоэффективных НГДП включает в себя систему ответственности за его выполнение. В такой системе необходимо учитывать, что поездной диспетчер обязан создавать условия для следования поезда по участку согласно энергоэффективных , а машинист локомотива обеспечивает следование по перегонам с выполнением заданных скоростей движения поезда. Использование энергоэффективных режимов движения грузовых поездов должно учитываться при разработке систем автоматизированного диспетчерского управления и автоведения локомотивов. Особое внимание уделяется тому, что переход к разработке энергоэффективных НГДП на сети ОАО «РЖД» обеспечит экономию топливно-энергетических ресурсов на тягу поездов.

Ключевые слова: нормативный график движения поездов, энергоэффективные перегонные времена хода, резерв времени движения поезда по перегону, оптимизация текущих расходов по участкам при движении поездов, система ответственности за выполнение энергоэффективного графика.

Список источников

  • Виноградов С.А. Прогнозные энергосберегающие графики движения поездов / С.А.Виноградов, В.Ю.Кирякин, А.Ю.Анфиногенов // Железнодорожный транспорт. – 2011. – № 8. – С. 22–25.
  • Реализация полигонной технологии с использованием АПК «Эльбрус» / [В.Ю.Кирякин, О.В.Ляшко, А.Ю.Анфиногенов и др.] // Железнодорожный транспорт. – 2014. – № 6. – С. 18–24.
  • Мугинштейн Л.А. Энергооптимальный тяговый расчет движения поезда / Л.А.Мугинштейн, А.Е.Илютович, И.А.Ябко // Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта. – 2013. – № 6. – С. 3–13.
  • Кужель А.Л. Развитие теории и практики разработки графика движения поекздов / А.Л.Кужель, А.Т.Осьминин, Л.А.Осьминин // Железнодорожный транспорт. – 2012. – № 3. – С. 6–13.
  • Мугинштейн Л.А. Численное моделирование продольно-динамических процессов в грузовых поездах с распределенной тягой / Л.А.Мугинштейн, И.А.Ябко, С.И.Лисеев // Вестник Днепропетровского национального университета железнодорожного транспорта им. академика В. Лазаряна. – 2004. – № 5. – С. 143–147.
  • Мугинштейн Л.А. Энергооптимальный тяговый расчет движения поездов / Л.А.Мугинштейн, С.А.Виноградов, И.А.Ябко // Железнодорожный транспорт. – 2010. – № 2. – С. 24–29.

Vinogradov S.A., Director General of JSC «Railway Research Institute» (JSC «VNIIZhT»), Candidate of Technical Science

Mekhedov M.I., JSC «VNIIZhT», Deputy Director General – Head of the Research Center «Digital Transportation Models and Energy Saving Technologies», Candidate of Technical Science

Sotnikov E.A., JSC «VNIIZhT», Chief Researcher, Doctor of Technical Science

Transfer to energy efficient tight run profile

P. 30–33. 4 fig.

Abstract. Tight Run Profile (TRP) is usually worked out with no regard to costs for consumption of fuel and energy resources. JSC “VNIIZHT” obtains basic solutions and best practices of operating energy efficient schedules, which allow transferring to elaboration of energy efficient TRP’s. There are two ways to solve this task. The first way uses schedules derived from TRP in line with effective procedure with subsequent redistribution of station-to-station travel times () within overall travel time of a train on a section. By doing so, the use of kinetic energy of the train is secured by increase of train travel time in slowing-down mode and reduction of train travel time at top speed. The second way is when TRP is initially worked out considering energy effective  values. These  values consider additionally a  value, which is a certain reserve capacity value that is needed for compensation of effect of perturbing factors based on expert evaluations. At its determining it is reasonable to note that increase of reduces energy consumption of train traction, on the one side, and increases expenditures for locomotives, locomotive crews and infrastructure, which arise from time of presence of a train on a section, on the other side. This allows calculating specific  values, at which total expenditures minimize mitigate. Operating procedures implying the use of energy efficient, TRPs include liability system for its fulfillment. Under such system, it should be regarded that train dispatcher strictly set appropriate conditions for train travel on a section in accordance with energy efficient  values, and train driver secures passing of a section with assigned train speeds. Application of energy efficient modes for freight train traffic should be considered when developing computer-aided dispatcher systems and automatic train operation systems. Transfer to the development of energy efficient TRPs on the JSC “RZD” railway net provides saving of fuel and energy resources for train traction. 

Keywords: Tight Run Profile, energy efficient station-to-station travel times, time reserve for section passing, optimization of of operating expenses on train traffic sections, liability system for fulfillment of energy efficient schedule. 

ГАПАНОВИЧ В.А., президент Ассоциации «Объединение производителей железнодорожной техники» (ОПЖТ), председатель Технического комитета по стандартизации 045 «Железнодорожный транспорт» (ТК 045), кандидат технических наук

СМЫКОВ А.А., вице-президент ОПЖТ

О стандартизации продукции железнодорожного машиностроения

С. 34–37. 3 рис.

Аннотация. Рассмотрены состав и функции Технического комитета по стандартизации 045 «Железнодорожный транспорт» (ТК 045), к сфере компетенций которого относятся вопросы стандартизации продукции железнодорожного машиностроения. Подведены основные итоги деятельности ТК 045 в 2022 г. Перечислены основные направления его работы в текущем году.

Ключевые слова: железнодорожное машиностроение, стандартизация продукции, Технический комитет по стандартизации 045 «Железнодорожный транспорт» (ТК 045), государственный стандарт.

ЛИСИЦЫН А.И., ОАО «РЖД», начальник Департамента экологии и техносферной безопасности

В сфере особого внимания. Охрана Байкальской природной территории

С. 38–44. 10 рис.

Аннотация. Рассказывается о реализации ОАО «РЖД» на системной основе многопланового комплекса природоохранных мер. Отмечается, что в сфере особого внимания компании находится выполнение плана мероприятий по охране окружающей среды на Байкальской природной территории при строительстве и реконструкции объектов инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей.

Ключевые слова: Охрана Байкальской природной территории, природоохранные мероприятия, очистные сооружения, экологический контроль и экологический мониторинг,

экологические акции, корпоративные добровольцы.

Молодые исследователи – транспорту. Итоги XI Всероссийского конкурса научных работ среди студентов и аспирантов по транспортной проблематике

С. 45–49. 7 рис.

Аннотация. Подведены итоги очередного Всероссийского конкурса научных работ среди студентов и аспирантов по транспортной проблематике, ежегодно организуемого Объединенным ученым советом ОАО «РЖД». Даны краткие аннотации научно-исследовательских проектов, завоевавших первые места в пяти номинациях, связанных общей темой «Проекты инновационного развития железнодорожного транспорта в условиях импортозамещения и изменения пространственной конфигурации транспортного рынка».

Ключевые слова: Всероссийский конкурс научных работ среди студентов и аспирантов по транспортной проблематике, Объединенный ученый совет ОАО «РЖД», научно-исследовательский проект, инновационное развитие, импортозамещение, транспортный рынок.

ВАКУЛЕНКО С.П., Российский университет транспорта (РУТ (МИИТ)), директор Института управления и цифровых технологий, профессор, кандидат технических наук

МЕХЕДОВ М.И., АО «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» (АО «ВНИИЖТ), заместитель генерального директора – директор Научного центра «Цифровые модели перевозок и технологии энергосбережения», кандидат технических наук

РОМЕНСКИЙ Д.Ю., РУТ (МИИТ), доцент кафедры «Управление транспортным бизнесом и интеллектуальные системы» (УТБиИС), кандидат технических наук

КАЛИНИН К.А., РУТ (МИИТ), старший преподаватель кафедры УТБиИС, кандидат технических наук

ЕРШОВ А.Д., РУТ (МИИТ), старший преподаватель кафедры УТБиИС

Использование системы «ЭЛЬБРУС-Учебный» для подготовки студентов по специальности «Эксплуатация железных дорог»

С. 50–54. 5 рис.

Аннотация. Проведено сравнение существующих методов обучения студентов навыкам, необходимым для разработки технологии работы железнодорожных участков и полигонов и составления графика движения поездов. Показаны преимущества использования в общем курсе подготовки студентов по специальности «Эксплуатация железных дорог» системы «ЭЛЬБРУС-Учебный» – учебной версии аппаратно-программного комплекса ЭЛЬБРУС, которая помогает автоматизировать выполняемые при проектировании графика движения поездов однотипные задачи, позволяя тем самым делать акцент в учебной программе на более глубоком изучении особенностей технологии работы железнодорожных участков.

Ключевые слова: эксплуатация железных дорог, учебная программа, система «ЭЛЬБРУС-Учебный», аппаратно-программный комплекс ЭЛЬБРУС, график движения поездов.

Список источников

  • Бородин А.Ф. Автоматизированная система прогноза ресурсов сети / А.Ф.Бородин, В.В.Панин // Железнодорожный транспорт. – 2017. – № 4. – С. 18–27. 
  • Бессонова Н.В. График движения поездов и пропускная способность участков (в примерах и задачах) : учебно-метод. пособие / Н.В.Бессонова, Е.С.Максимова, А.П.Батурин. – М. : РУТ (МИИТ), 2022. – 110 с.
  • Инновационный проект «Эльбрус» / [Л.А.Мугинштейн, С.А.Виноградов, В.Ю.Кирякин и др.] // Железнодорожный транспорт. – 2013. – № 12. – С. 18–25. 
  • Куренков П.В. Полимодальная логистика: история, проблемы, перспективы / П.В.Куренков, С.П.Вакуленко, Ю.О.Пазойский // Транспорт: наука, техника, управление. – 2022. – № 3. – С. 3–7.
  • Железнодорожные станции и узлы : учебник / [В.И.Апатцев, С.П.Вакуленко, А.К.Головнич и др.]. – М. : УМЦ ЖДТ, 2014. – 856 с. 

Читайте также: