Аннотации №05 2021

Журнал «Железнодорожный транспорт», № 5, 2021 г.

ПЕХТЕРЕВ Ф.С., доктор экономических наук

О специализации железнодорожных линий

С. 4–8. 6 рис.

Показано, что разделение сети железных дорог на линии с преимущественно грузовым и с преимущественно пассажирским движением является одним из перспективных способов повышения пропускной и провозной способности железных дорог. Перечислены технологические, экономические и социальные эффекты, которые дает специализация линий. Рассмотрена разработанная ОАО «РЖД» Концепция повышения транспортной подвижности населения на основе создания опорного каркаса скоростных и высокоскоростных железнодорожных магистралей до 2036 года. Указаны основные задачи, которые необходимо решить для ее реализации.

Ключевые слова: специализация железнодорожных линий; линии с преимущественно грузовым движением; линии с преимущественно пассажирским движением, скоростные магистрали; высокоскоростные магистрали.

КОМИССАРОВ А.В., АО «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта»), директор Научного центра «Экспресс»

АСУ «Экспресс» НП – интеллектуальная система нового поколения

С. 9–13. 4 рис.

Представлена автоматизированная система управления резервированием мест и билетно-кассовыми операциями нового поколения – АСУ «Экспресс» НП, представляющая собой

современный программно-аппаратный комплекс, построенный на базе высокопроизводительных ЭВМ с широко развитой сетью продажи билетов. Отмечено, что при ее разработке учитывались накопленные знания технологии организации перевозок, анализировались текущие и перспективные тренды развития зарубежных систем резервирования, потребности основных участников процесса обслуживания клиентов.

Ключевые слова: железнодорожный транспорт; пассажирские перевозки; АСУ «Экспресс»; продажа железнодорожных билетов.

ВАКУЛЕНКО С.П., Российский университет транспорта (РУТ (МИИТ)) директор Института управления и цифровых технологий, профессор, кандидат технических наук

КУРЕНКОВ П.В., РУТ (МИИТ), профессор, доктор экономических наук

РОМЕНСКИЙ Д.Ю., РУТ (МИИТ), научный сотрудник

КАЛИНИН К.А., РУТ (МИИТ), научный сотрудник

Перевозка крупнотоннажных контейнеров

С. 14–18. 2 рис.

Рассмотрена история вопроса осуществления перевозок крупнотоннажных контейнеров в полувагонах. Изучен эксплуатационный и экономический аспект снятия административных ограничений на осуществление данного типа перевозок. Предложены решения для создания здоровой конкурентоспособной среды на рынке перевозки контейнеров.

Ключевые слова: контейнер, полувагон, фитинг, платформа, логистика, терминал, железная дорога.

НЕМЦОВ Э.Ф. АО «НИИАС», начальник отделения анализа и проектирования, кандидат физико-математических наук

КАПУСТИН Н.И., АО «НИИАС», заместитель руководителя научно-технического комплекса «Проектирование и разработка информационных систем» – начальник отделения комплексной постановки задач, кандидат технических наук

О словаре терминов мультимодальных перевозок

С. 19–21. 3 рис.

Обоснована необходимость разработки многоязычного толкового словаря для транспортной отрасли. Приведены аргументами в пользу разработки: усиление внутри- и межгосударственной интеграции транспортных отраслей, различия и дефекты в толковании терминов, активная разработка средств автоматизации, цифровизация. Описан предлагаемый авторами состав словаря.

Ключевые слова: стандарты транспортной отрасли; терминология транспортной отрасли; понятия транспортной отрасли; энциклопедия транспорта.

Литература

  • Мехдиев Э.Т. Евроазиатские транспортные коридоры и ЕАЭС [Электронный ресурс] / Э.Т.Мехдиев // Международная аналитика. – 2018. – № 2 (24). – С. 47–56. URL: https://www.interanalytics.org/jour/article/viewFile/204/161/ (дата обращения: 05.02.2021).
  • ГОСТ Р 53431–2009. Автоматика и телемеханика железнодорожная. Термины и определения : национальный стандарт Российской Федерации. – М. : Стандартинформ, 2020.
  • Железнодорожный транспорт : энциклопедия / под ред. Н.С.Конарева – М . : Большая российская энциклопедия, 1995.
  • Перечень железнодорожных терминов: ОАО «РЖД» : [утверждены Советом главных инженеров ОАО «РЖД»]. – М., 2016.
  • ГОСТ Р 55056–2012. Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения  : национальный стандарт Российской Федерации. – М. : Стандартинформ, 2013.
  • ГОСТ Р ИСО 704–2010. Терминологическая работа. Принципы и методы : национальный стандарт Российской Федерации. – М. : Стандартинформ, 2020.
  • Милагин Д. Как поезд проходит путь от станции до станции: особенности маршрутизации [Электронный ресурс] / Д.Милагин // Хабр. – URL: – Режим доступа : https://habr.com/ru/company/tuturu/blog/501948/ (дата обращения: 08.09.2020), свободный. – Загл. с экрана.

МАКАРОВ И.С., Московский физико-технический институт (МФТИ), ведущий программист-разработчик лаборатории волновых процессов и систем управления

ГОРБАЧЕВ Р.А., МФТИ, ведущий инженер, заведующий лабораторией волновых процессов и систем управления, кандидат технических наук

ФОМИН М.В., ООО «КиберТех-Сигнал», технический директор

НОВИКОВ А.Н., МФТИ, ведущий инженер лаборатории волновых процессов и систем управления

КАЛИНКИН А.В., ООО «КиберТех-Сигнал», руководитель департамента автоматизации Интеллектуальная система оперативной корректировки графика движения поездов

С. 22–25. 3 рис.

Дано описание применения технологии искусственного интеллекта и теории игр для поиска решений конфликтных ситуаций, возникающих в процессе организации движения поездов. Показано, что в представленной технологии принятия решений используется подход интеллектуального управления, учитывающий модель поведения диспетчера в случае возникновения конфликтных ситуаций и модель железнодорожного движения. Рассмотрена основная концепция предлагаемого решения, заключающаяся в приближении задачи управления движением поездов к одной из задач теории игр, в которой участвует один игрок-диспетчер, взаимодействующий с группой агентов в динамической среде. Описан наиболее эффективный способ обучения нейронной сети – с помощью генетического алгоритма.

Ключевые слова: нейронная сеть; генетический алгоритм; движение поездов; оптимизационная задача; теория игр.

Литература

  • Intelligent control systems for maintenance of railway rolling stock. / [E.M.Zakharova, F.F.Paschenko, A.K.Takmazyan, I.K.Minashina, N.A.Kuznetsov] // Proceedings of the 11th IEEE International conference on the application of information and communication technologies : Institute of Electrical and Electronics Engineers (IEEE), 2017. – V. 1. – Pp. 423–425.
  • A general reinforcement learning algorithm that masters chess, shogi, and Go through self-play / [D.Silver, Th.Hubert, J.Schrittwieser, I.Antonoglou, M.Lai, A.Guez, M.Lanctot, L.Sifre, Dh.Kumaran, Th.Graepel, T.Lillicrap, K.Simonyan, D.Hassabis] // Science : AAAS, 2018. – V. 362. – Pp. 1140–1144.
  • Deep learning advancements: closing the gap. / [A.Stipić, T.Bronzin, B.Prole, K.Pap] // 42nd International Convention on Information and Communication Technology, Electronics and Microelectronics conference proceedings : Institute of Electrical and Electronics Engineers (IEEE) – 2019. – Pp. 1087–1092.

ЗУЕВ Г.А., АО «Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте» (АО «НИИАС»), начальник отдела внедрения аппаратно-программных комплексов научно-технического комплекса по системам обеспечения безопасности движения и автоматизации станционных и полигонных процессов

САВИЦКИЙ А.Г., кандидат технических наук

Интервальное регулирование движения поездов на станции

С. 26–32. 5 рис.

Подчеркивается, что в целях повышения пропускной способности дороги в целом необходим комплексный подход, обеспечивающий реализацию современных технологий интервального регулирования движения поездов не только на перегонах, но и на станциях. В целях решения этой задачи предлагается принципиально новый подход, заключающийся в выполнении операций по приему и отправлению поездов на станции маневровым порядком. На конкретном примере доказывается, что его реализация позволяет заметно увеличить пропускную способность станций без значительных капиталовложений.

Ключевые слова: интервальное регулирование движения поездов на станции; маневровый порядок приема и отправления поездов на станции; интервал попутного следования; Концепция внедрения на сети железных дорог комплексной технологии интервального регулирования движения поездов.

Литература

  • Савицкий А.Г. К вопросу организации беспилотного движения / А.Г.Савицкий, И.Ю.Рудышин, Г.А.Зуев // Железнодорожный транспорт. – 2019. – № 5. – С. 38–44.
  • Савицкий А.Г. Построение системы управления технологическим процессом станции / А.Г.Савицкий // Железнодорожный транспорт. – 2020. – № 7, 8.
  • Савицкий А.Г. Инновационный подход к управлению движением на станциях / А.Г.Савицкий, А.В.Шурдак, И.В.Мирошкин // Автоматика, связь, информатика. – 2016. – № 3, 4, 5.
  • О системе МПЦ-ЭЛ // РЖД-Партнер. – 2020. – № 7.
  • Зуев Г.А. Эффективней использовать возможности систем станционной автоматизации / Г.А.Зуев, А.Г.Савицкий // Железнодорожный транспорт. – 2021. – № 2. – С. 37–43.

РОЖКОВ А.Д., АО «Институт экономики и развития транспорта», главный эксперт, кандидат экономических наук

Комплексный подход к оценке коммерческой и социально-экономической эффективности проектов развития железнодорожного транспорта

С. 33–39. 10 рис.

Рассмотрена практика комплексной оценки влияния реализации проектов развития железнодорожного транспорта на формирование макроэкономических показателей хозяйственной деятельности государства. Проанализированы факторы, характеризующие взаимосвязи между отраслями экономики, обусловленные деятельностью железнодорожного транспорта и реализацией инвестиционных проектов развития. Представлены алгоритм определения долевого участия используемого капитала и логика оценки макроэкономических эффектов на основе взаимосвязи между прямыми и косвенными участниками проектов.

Ключевые слова: железнодорожный транспорт; оценка эффективности; инвестиционные проекты; коммерческая эффективность; макроэкономическая эффективность; валовая добавленная стоимость; налоговые поступления; агломерационные эффекты; социальные эффекты.

ПОКРОВСКАЯ О.Д., Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС), профессор кафедры «Железнодорожные станции и узлы», доцент, доктор технических наук

Терминалистика – новая дисциплина в железнодорожном образовании

С. 42–46. 2 рис.

Представлена новая учебная дисциплина – «Логистика транспортных узлов и терминалов» («Терминалистика»), включенная по инициативе ПГУПС в учебный план по специальности 23. 05. 04 «Эксплуатация железных дорог» специализации «Транспортный бизнес и логистика». Показано, что эта учебная дисциплина, сконцентрированная на изучении всех видов объектов терминально-складской инфраструктуры с использованием средств и методов логистики, экономики, организации работы железных дорог, позволит студентам получить всестороннее представление о транспортно-складских системах, а также научиться проектировать терминальные сети и их элементы.

Ключевые слова: терминалистика; логистика транспортных узлов и терминалов; учебная дисциплина; транспортно-складские системы; проектирование терминальных сетей.

Литература

  • Покровская О.Д. Характеристика терминалистики как логистики терминалов / О.Д.Покровская // Транспорт: наука, техника, управление. – 2019. – № 4. – С. 34–41.
  • Покровская О.Д. Комплексная оценка транспортно-складских систем / О.Д.Покровская // Железнодорожный транспорт. – 2019. – № 7. – С. 26–32.
  • Покровская О.Д. Эволюционно-функциональный подход к классификации транспортных узлов / О.Д.Покровская, О.Б.Маликов // Известия Петербургского университета путей сообщения. – 2017. – Т. 14. – № 3. – С. 406–419.
  • Sustainable economic development of regions: Monograph, Volume 3 / ed. by L.Shlossman. – Vienna : “East West” Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH, 2014. – Рр. 154–177.
  • Самуйлов В.М. Концепция «Новый шелковый путь» (Китай, Россия, Германия) / В.М.Самуйлов, О.Д.Покровская, Ц.Цун // Инновационный транспорт. – 2017. – № 4 (26). – С. 26–28.
  • Экономика России: прошлое, настоящее, будущее : коллективная монография / под ред. Н.А.Адамова. – М. : Ин-т исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка, 2014. – 248 с.
  • Маликов О.Б. Анализ системы нормирования на железнодорожном транспорте с позиций клиентоориентированности / О.Б.Маликов, О.Д.Покровская // Известия Петербургского университета путей сообщения. – 2017. – Т. 14. – № 2. – С. 187–199.
  • Маликов О.Б. Перевозки и складирование товаров в цепях поставок : монография / О.Б.Маликов. – М. : УМЦ ЖДТ, 2014. – 536 с.
  • Координационно-логистические центры : учеб. пособие для ВПО / В.М.Николашин [и др.] ; под ред. В.М.Николашина и С.Ю.Елисеева. – М. : УМЦ ЖДТ, 2013. – 228 с.
  • Правдин Н.В. Проектирование инфраструктуры железнодорожного транспорта (станции, железнодорожные и транспортные узлы) / Н.В.Правдин, С.П.Вакуленко, А.К.Головнич [и др.] ; под ред. Н.В.Правдина и С.П.Вакуленко. – М. : УМЦ ЖДТ, 2012. – 1086 с.
  • Журавлев Н.П. Транспортно-грузовые системы : учебник для вузов ж.-д. трансп. / Н.П.Журавлев, О.Б.Маликов. – М. : Маршрут, 2011. – 366 с.
  • Покровская О.Д. Организация работы складской распределительной системы : учеб. пособие / О.Д.Покровская. – Новосибирск : Центр развития научного сотрудничества, 2015. – 72 с.
  • Покровская О.Д. Комплексная оценка транспортно-складских систем железнодорожного транспорта : дис. д-ра. техн. наук. – СПб., 2018. – 377 с.

ГРАЧЕВ А.А., Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС), доцент кафедры «Управление эксплуатационной работой», кандидат технических наук, доцент

ШУТОВ И.Н., Санкт-Петербургский техникум железнодорожного транспорта – структурное подразделение ПГУПС, преподаватель, кандидат педагогических наук, доцент

Современные технологии подготовки специалистов по организации перевозок

С. 47–50. 4 рис.

Представлены новейшие информационные технологии подготовки высококвалифицированных конкурентоспособных специалистов с применением, в том числе, автоматизированных обучающих систем и интеллектуальных тренажеров-имитаторов в ПГУПС и Санкт-Петербургском техникуме железнодорожного транспорта.

Ключевые слова: железнодорожный транспорт; подготовка специалистов-железнодорожников; учебные тренажеры; учебный центр; «Имитационный тренажер ДСП/ДНЦ»; имитационный 3D-тренажер для приемосдатчиков груза и багажа и приемщиков поездов.

Литература

  • Бессолицын А.С. Лабораторные работы на основе визуального моделирова- ния организации движения на железной дороге / А.С.Бессолицын, Н.Б.Федорова // Интеллектуальные технологии на транспорте. – 2019. – № 1 (17). – C. 48–51.
  • Голубева О.П. Виртуальная реальность как дидактическое средство раз- вития профессиональных компетенций / О.П.Голубева, И.Н.Шутов // Техник транспорта: образование и практика. – 2021. – Т. 2. – Вып. 1. – С. 61–70. htpss:// doi.org/10.46684/2687-1033.2021.1.61-70
  • Губа Н.В. Cтратегия деятельности преподавателя при организации занятий в интерактивном технопарке / Н.В.Губа, И.Н.Шутов // Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве : сб. научн. ст. по материалам междунар. научной конф. 12 – 26 марта 2018 г. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2018. – С. 124–129.
  • Грачев А.А. Стратегия цифровой трансформации как условие повышения эффективности перевозочного процесса / А.А.Грачев, Г.М.Грошев, И.Н.Шутов // Инновационное развитие науки и техники : сб. ст. III междунар. научно-практической конф. в Саратове, 18 июля 2020 г. – Саратов : Изд-во НОО «Цифровая наука», 2020. – С. 16–27.

Молодые исследователи – транспорту

Итоги IX Всероссийского конкурса научных работ среди студентов и аспирантов по транспортной проблематике

С. 51–55. 6 рис.

Подведены итоги очередного Всероссийского конкурса научных работ среди студентов и аспирантов по транспортной проблематике, ежегодно организуемого Объединенным ученым советом ОАО «РЖД». Даны краткие аннотации научно-исследовательских проектов, завоевавших первые места в шести номинациях, связанных общей темой «Создание мультимодальных транспортных систем, обеспечивающих эффективную реализацию технико-экономических преимуществ железнодорожного транспорта».

Ключевые слова: Всероссийский конкурс научных работ среди студентов и аспирантов по транспортной проблематике; научно-исследовательский проект; мультимодальные транспортные системы; инновационные технологии; инновационный подвижной состав.

ЗЕЛЕНСКАЯ Ю.Н., Институт истории, политических и социальных наук Петрозаводского государственного университета, доцент кафедры отечественной истории, кандидат технических наук

Продовольственное снабжение железнодорожников Кировской магистрали в годы Великой Отечественной войны

С. 72–77. 2 рис.

Рассказывается о продовольственном снабжении железнодорожников Кировской магистрали, связывавшей в годы Великой Отечественной войны соединения Карельского фронта с тылом, европейский север СССР с центром страны. Подчеркивается. что рокадное расположение магистрали определило основные направления деятельности дороги : воинские и эвакуационные перевозки и транспортировку грузов, поступавших в порт Мурманска по ленд-лизу от союзников по антигитлеровской коалиции.

Ключевые слова: Кировская магистраль; воинские перевозки; эвакуационные перевозки; транспортировка грузов; продовольственное снабжение железнодорожников.

Читайте также: