Аннотации №05 2023

Журнал «Железнодорожный транспорт», № 5, 2023 г.

КАБАНОВ А.В., Центр фирменного транспортного обслуживания – филиал ОАО «РЖД», начальник Управления реинжиниринга процессов и цифровой трансформации 

ОСЬМИНИН А.Т., заместитель председателя Объединенного ученого совета ОАО «РЖД» по научному развитию и взаимодействию, профессор, доктор технических наук

Переход на автоматическое согласование заявок на перевозки

С. 4–11. 5 рис.

Аннотация. Рассказано о принципиальном изменении технологии перевозочного процесса на основе автоматического формирования нормативных и распорядительных документов во взаимосвязанном комплексе интеллектуальных рабочих мест с учетом основных факторов, оказывающих влияние на перевозочный процесс. Рассмотрены возможности и особенности использования Динамической модели загрузки инфраструктуры. Даны рекомендации по разработке оптимальной системы организации перевозок на базе новейших научных разработок в области динамического управления бизнес-процессами.

Ключевые слова: эксплуатационная работа, перевозочный процесс, ДМ ЗИ, план перевозок, лимитирующие направления, автоматизированные системы, пропускная способность, график движения поездов.

БАТУРИН А.П., Российский университет транспорта (РУТ (МИИТ)), профессор кафедры «Управление эксплуатационной работой и безопасностью на транспорте» (УЭРиБТ), доктор технических наук

БЕССОНОВА Н.В., РУТ (МИИТ), доцент кафедры УЭРиБТ, кандидат технических наук

Период графика движения на однопутной линии с автоблокировкой 

С. 12–14. 3 рис.

Аннотация. Дано обоснование периода графика движения поездов для однопутных линий, выведены аналитические формула для его расчета. Рассмотрены примеры расчета графика при различных условиях и заданных характеристиках. Приведены классификация и сравнение графиков движения для однопутных линий.

Ключевые слова: период графика движения, график движения поездов для однопутной линии, коэффициент непарности, коэффициент пакетности.

МАРТЫШКИН Р.В., АО «Институт экономики и развития транспорта» (АО «ИЭРТ»), заместитель начальника центра макроэкономики и методологии прогнозирования

ШУМОВСКИЙ Д.В., АО «ИЭРТ», инженер II категории центра макроэкономики и методологии прогнозирования, 

НОСЫРЕВ И.И., Октябрьская дирекция по управлению терминально-складским комплексом – структурное подразделение Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом – филиала ОАО «РЖД», механизатор Санкт-Петербург-Витебской механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций

БЕЛОВ И.А., Красноярский территориальный центр фирменного транспортного обслуживания – структурное подразделение Центра фирменного транспортного обслуживания – филиала ОАО «РЖД», ведущий специалист по маркетингу

О системном планировании выдачи контейнеров на терминалах

С. 15–19. 7 рис.

Аннотация. Описаны предварительные подходы к разработке системы планирования выдачи контейнеров не терминалах ОАО «РЖД». Представлены существующая проблематика вопроса, требующие решения задачи и направления исследования. Дана укрупненная оценка возможности использования системы планирования на примере отдельных контейнерных терминалов. Приведены направления дальнейшего исследования данного вопроса.

Ключевые слова: система планирования выдачи контейнеров на терминалах, контейнерные перевозки, цифровизация, автоматизированные системы, планирование выдачи контейнера, возможность выбора времени, вывоз контейнера с терминала.

Список источников

  • Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2021664293 Российская Федерация. Автоматизированная система управления терминально-складским комплексом. Очередь 2020 (АСУ ТСК. Очередь 2020) : № 2021663437 : заявл. 26.08.2021 : опубл. 02.09.2021 / В.Е.Нутович, Д.Э.Позамантир, Р.Т.Бериев [и др.] ; заявитель Открытое акционерное общество «Российские железные дороги». – EDN HEHDBB.
  • Мартышкин Р.В. Транспортное обслуживание городских агломераций с использованием контейнерных перевозок / Р.В.Мартышкин, Д.А.Прибыткова // Железнодорожный транспорт. – 2022. – № 12. – С. 18–21.

MARTYSHKIN R.V., JSC «Institute of Economics and Transport Development» (JSC «IERT»), Deputy Head of the Center for Macroeconomics and Forecasting Methodology

SHUMOVSKY D.V., JSC «IERT», Center for Macroeconomics and Forecasting Methodology, engineer of the II category

NOSYREV I.I., JSC «Russian Railways», Oktyabrskaya Directorate for Terminal and Warehouse Complex Management – structural subdivision of the Central Directorate for Terminal and Warehouse Complex Management – branch of JSC «Russian Railways», mechanizer of St. Petersburg-Vitebsk mechanized distance of loading and unloading operations and commercial operations

BELOV I.A., JSC «Russian Railways», Krasnoyarsk Territorial Center of Branded Transport Services – a structural subdivision of the Center of branded Transport Services – a branch of JSC «Russian Railways», a leading marketing specialist

About system planning of container delivery at terminals

Р. 15–19. 7 fig.

Abstract: Preliminary approaches to the development of a container delivery planning system at the terminals of JSC «Russian Railways» are described, the existing problems of the issue that require solving the tasks and directions of research are presented, an enlarged assessment of the possibility of using the planning system on the example of individual container terminals is given, directions for further research of this issue are given.

Keywords: container delivery planning system at terminals, container transportation, digitalization, automated systems, container delivery planning, time selection\, container removal from the terminal.

References

  • Certificate of state registration of the computer program No. 2021664293 Russian Federation. Automated terminal and warehouse complex management system. Turn 2020 (Automated control system TSK. Turn 2020) : No. 2021663437 : application 26.08.2021 : publ. 02.09.2021 / V.E.Nutovich, D.E.Pozamantir, R.T.Beriev [et al.] ; applicant Open Joint Stock Company «Russian Railways». – EDN HEHDBB.
  • Martyshkin R.V. Transport service of urban agglomerations using container transportation / R.V.Martyshkin, D.A.Pribytkova // Railway transport. – 2022. – No. 12. – P. 18–21.

ЗИМИХИН А.А., ОАО «РЖД», Куйбышевский территориальный центр фирменного транспортного обслуживания – структурное подразделение Центра фирменного транспортного обслуживания – филиала ОАО «РЖД», заместитель начальника по оперативной работе 

Цифровой приемосдатчик

С. 22–23. 2 рис.

Аннотация. Представлена созданная и внедренная в Куйбышевском территориальном центре фирменного транспортного обслуживания технология дистанционного приема грузов и порожних вагонов к перевозке в видеоформате – цифровой приемосдатчик. Показано, за счет чего указанный инновационный сервис позволяет значительно ускорить этот процесс.

Ключевые слова: Куйбышевский территориальный центр фирменного транспортного обслуживания (ТЦФТО), Куйбышевский Центр управления перевозками (ЦУП), прием грузов к перевозке, цифровой приемосдатчик, видеофиксация состояния вагона.

КУДРЯШОВ С.В., АО «Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте» (АО «НИИАС»), начальник отдела, руководитель испытаний по беспилотным поездам 

ПОПОВ П.А., АО «НИИАС», заместитель генерального директора, технический руководитель проектов по беспилотным поездам, кандидат технических наук

МЕТКИЙ М.Г., АО «НИИАС», руководитель проектов

ФУЯРЧУК К.Г., АО «НИИАС», системный архитектор

Система калибровки для бортовых систем технического зрения

С. 31–33. 3 рис.

Аннотация. Представлены результаты работы по совершенствованию технологии постоянного контроля свободности пути, обнаружения возможных препятствий и предотвращения столкновения с ними при движении электропоездов «Ласточка», оснащенных системами автоматического управления движением поездов уровня автоматизации УА3 и УА4. Рассказано о стационарной системе автоматической калибровки датчиков машинного зрения, в которой реализован метод, аналогичный проверке зрения человека. Дана информация об испытаниях на полигоне Московского центрального кольца (МЦК) бортового оборудования электропоезда «Ласточка» ЭС2Г (в частности, системы технического зрения), которые проводятся в целях реализации уровня автоматизации УА4.

Ключевые слова: система автоматического управления движением поездов, система технического зрения, уровень автоматизации УА4, бортовое оборудование электропоезда «Ласточка» ЭС2Г, стационарная система автоматической калибровки датчиков машинного зрения.

Список источников

  • Попов П.А. Сопоставление возможностей человека и машины в восприятии окружающего мира / П.А.Попов, В.Л.Дашонок // Железнодорожный транспорт. – 2019. – № 8. – С. 44–46.
  • Кудряшов С.В. Переход к беспилотным поездам. Текущие вызовы и пути решения / С.В.Кудряшов, П.А.Попов // Автоматика, связь, информатика. – 2021. – № 11. – С. 18–20.

KUDRYASHOV S.V., JSC Research & Design Institute for Information Technology, Signalling and Telecommunications on Railway Transport (JSC NIIAS), Head of Department, Test Manager for Autonomous Trains

POPOV P.A., JSC NIIAS, Deputy Director General, Technical Project Manager for Autonomous Trains

METKIY M.G., JSC NIIAS, Project Manager

FUYARCHUK, JSC NIIAS, System Architect

Calibration system for onboard computer vision systems

P. 31–33. 3 Fig.

Abstract. The paper presents the results of work on improving the technology of continuous monitoring of track vacancy, detection of possible obstacles and prevention of collision with them during the movement of «Lastochka» electric trains equipped with automatic train control systems of the GoA3 and GoA4 automation level. A stationary system for automatic calibration of computer vision sensors, which implements a method similar to checking human vision, is introduced. Information is given on testing the onboard equipment of the «Lastochka» ES2G electric train, including a computer vision system, at the Moscow Central Circle (MCC) test site in order to implement the GoA4 automation level.

Keywords: automatic train control, computer vision, GoA4, grade of automation, onboard equipment, Lastochka ES2G, stationary system for automatic calibration of computer vision sensors.

References

  • Popov P.A. Comparing the capabilities of man and machine in the perception of the surrounding world / P.A.Popov, V.L.Dashonok // Railway transport. – 2019. – № 8. – P. 44–46 (in Russian).
  • Kudryashov S.V. Transition to unmanned trains. Current challenges and solutions / S.V.Kudryashov, P.A.Popov // Automation, Communications, Informatics – 2021. – № 11. – P. 18–20 (in Russian).

БЕРЕЖНОВ Д.А., ОАО «РЖД», ведущий инженер Проектно-конструкторского бюро локомотивного хозяйства (ПКБ ЦТ)

ШУР С.Я., ОАО «РЖД», ведущий инженер ПКБ ЦТ, кандидат технических наук

Разработка и постановка на производство тягового подвижного состава

С. 34–37. 6 рис.

Аннотация. Рассмотрены основные этапы разработки и постановки продукции на производство с ссылками на действующие нормативные документы, что необходимо всем сотрудникам и специалистам, работа которых связана с освоением выпускаемого оборудования для эксплуатации на железнодорожном транспорте и объектах инфраструктуры, независимо от структурной принадлежности в холдинге ОАО «РЖД».

Ключевые слова: постановка продукции на производство, техническая документация, испытания, литера, технические требования, техническое задание.

БОРОДКИН А.В., ОАО «РЖД», заместитель начальника отдела тормозных систем и устройств безопасности Проектно-конструкторского бюро локомотивного хозяйства (ПКБ ЦТ)

Мониторинг технического состояния автотормозного оборудования

С. 37–39. 3 рис.

Аннотация. Показано, что мониторинг тормозных систем является одним из самых высокоинформативных методов контроля технического состояния автотормозной системы тягового подвижного состава и занимает особое положение в общем ряду аналитических методов, поскольку автотормоза железнодорожного подвижного состава являются системой активной безопасности, от технического состояния которой напрямую зависит безопасность движения.

Ключевые слова: тормозная система, средства мониторинга, автотормоза, техническое состояние, методы контроля, система безопасности.

АДАДУРОВ А.С., генеральный директор ООО «ВНИИЖТ-Инжиниринг», кандидат технических наук

Установка для измерения параметров колес

С. 40–41. 3 рис.

Аннотация. Описан опыт реализации проекта по внедрению установки автоматизированного бесконтактного измерения геометрических параметров колесных пар на ходу поезда. Рассмотрены принципы работы и основные характеристики установки, а также проблемные вопросы монтажа и пуско-наладочных работ в конкретных условиях моторвагонного депо Новоалтайск Западно-Сибирской дирекции моторвагонного подвижного состава.

Ключевые слова: локомотив, вагон, колесная пара, бандаж, параметры, измерение.

НАУМОВ А.В., кандидат технических наук

ФЕДИН В.М., Российский университет транспорта (РУТ (МИИТ)), начальник Центра стратегических инновационных исследований и разработок Института управления и цифровых технологий, доктор технических наук

О конструкции изолирующих стыков

С. 42–43. 3 рис.

Аннотация.    Рассказано о том, что безопасность движения поездов во многом зависит от надежности функционирования рельсовых стыков. Даны характеристики различных типов изолирующих стыков, применяющихся на сети дорог России. Обоснована нежелательность использования стыков с композитными накладками на электрифицированных линиях, особенно грузонапряженных.

 Ключевые слова: ОАО «РЖД», безопасность движения поездов, изолирующие стыки, композитные накладки.

Список источников

  • Федин В.М. Технические решения по улучшению изолирующих стыков / В.М.Федин, А.В.Наумов, К.А.Чернышев // Путь и путевое хозяйство. – 2022. – № 11. – С. 6–10. 
  • Чернаков И.С. Устройство размагничивания рельсов / И.С.Чернаков // Автоматика, связь, информатика. – 2017. – № 1. – С. 28. 
  • Котов А.С. Повышение надежности работы рельсовых цепей на Приволжской дороге / А.С.Котов // Путь и путевое хозяйство. – 2018. – № 5. – С. 2–5.

ОНИЩЕНКО Д.О., Московский государственный технический университет (МГТУ) имени Н.Э. Баумана, профессор кафедры «Поршневые двигатели», доктор технических наук

Вектор развития ДВС задает экология

С. 44–47. 1 рис.

Аннотация. Показано, что ближайшая цель: сокращение глобальных выбросов парниковых газов минимум на 50 % – может быть достигнута только с помощью применения перспективных транспортных технологий, в числе которых использование электрических приводов, систем гибкого управления, а также альтернативных видов топлива. Подчеркнуто, что поскольку в настоящее время уже наблюдается расширение экологических ограничений для транспортной отрасли, они будут обусловливать еще более радикальное изменение конструкции существующих двигателей и широкое привлечение наукоемких технологий.

Ключевые слова: выбросы парниковых газов, электрический привод, альтернативное топливо, водородные двигатели, двигатели на СПГ, экологические показатели ДВС.

НЕПОМНЯЩИХ Е.В., Забайкальский институт железнодорожного транспорта (ЗабИЖТ), старший преподаватель кафедры «Строительство железных дорог» 

КОМИСАРЧУК Г.С., ЗабИЖТ, старший преподаватель кафедры «Управление процессами перевозок» 

Деловая игра как современная форма обучения

С. 48–50. 3 рис.

Аннотация. Показаны необходимость и примеры применения в образовательном процессе инновационных методов подачи информации, направленных на повышение качества усвоения учебного материала. Представлены примеры разработанных деловых настольных игр, адаптированных к применению в транспортных вузах.

Ключевые слова: педагогика, инновационные методы обучения, инновационные технологии обучения, деловые игры, высшее образование.

Список источников

  • Непомнящих Е.В. Интеллектуальные приложения открывают новые возможности / Е.В.Непомнящих, Г.С.Комисарчук // Железнодорожный транспорт. – 2020. – № 9. – С. 67–69.
  • Благоразумов И.В. Высококвалифицированные кадры для инфраструктурного комплекса / И.В.Благоразумов, К.А.Кирпичников, Е.В.Непомнящих // Железнодорожный транспорт. – 2021. – № 7. – С. 59–62.
  • Макарцева Л.В. Применение деловых игр в высшем образовании / Л.В.Макарцева, В.Д.Макарцева // Образование в современном мире : сб. научных статей / под ред. Ю.Г.Голуба. – 2015. – С. 169–171.
  • «День путейца в Забайкалье» – профессиональный праздник специальности «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство» / [Е.П.Миронова, К.А.Кирпичников, Е.В.Непомнящих, Я.В.Клочков] // Культура. Наука. Образование. – 2015. – № 3 (36). – С. 109–115.

NEPOMNYASHCHIKH E.V., Transbaikal Railway Institute, Senior Teacher 

KOMISARCHUK G.S., Transbaikal Railway Institute, Senior Teacher 

Use of business games in training staff for railway transport

Р. 48–50. 3 fig.

Abstract: The necessity and examples of application in the educational process of innovative methods of presenting information aimed at improving the quality of assimilation of educational material are shown. Examples of developed business board games adapted for use in transport universities are presented.

Key words: pedagogy, innovative teaching methods, innovative teaching technologies, business games, higher education.

References

  • Nepomnyaschikh Е.V. Intelligent applications open up new opportunities / Е.V.Nepomnyaschikh, G.S.Komisarchuk // Railway Transport. – 2020. – № 9. – С. 67–69.
  • Blagorazumov I.V. Highly qualified personnel for the infrastructure complex / I.V.Blagorazumov, Е.V.Nepomnyaschikh, K.A.Kirpichnikov // Railway Transport. – 2021. – № 7. – С. 59–62.
  • Makartseva L.V.  Applications of business games in higher education / L.V.Makartseva, V.D.Makartseva // Education in the modern world. Collection of scientific articles. – 2015. – С. 169–171.
  • Mironova E.P. Professional holiday for students of railway professions in the trans-baikal railway institute /  [E.P.Mironova, K.A.Kirpichnikov, E.V.Nepomnyashikh, Y.V.Klochkov] // Culture. The science. Education. – 2015. – № 3 (36). – С. 109–115.

АЛЕКСАНДРОВИЧ Т.М., Октябрьский центр научно-технической информации и библиотек – структурное подразделение Центра научно-технической информации и библиотек – филиала ОАО «РЖД», ведущий инженер, кандидат исторических наук

Инвалидный для железнодорожных служащих дом Императора Александра II

С. 51–54. 7 рис.

Аннотация. Рассказывается об учреждении в Российской империи Инвалидного для железнодорожных служащих дома Императора Александра II для призрения железнодорожных служащих, потерявших способность снискивать себе средства к существованию трудом: по старости, по расстроенному на службе здоровью, по увечью или по другим причинам, вызванным долголетнею службою на железных дорогах. Описываются четыре отделения Инвалидного дома: Московское, Западное, Южное, Александровское.

Ключевые слова: Инвалидный для железнодорожных служащих дом Императора Александра II, Российская империя, приварочное довольствие, больница, библиотека, школа, мастерские.

Читайте также: