Аннотации №06 2021

Журнал «Железнодорожный транспорт», № 6, 2021 г.

ФЕДОРОВ Ю.Н., АО «Институт экономики и развития транспорта» (АО «ИЭРТ»), генеральный директора, кандидат экономических наук

О реализуемых проектах и направлениях развития АО «ИЭРТ»

С. 4–12. 7 рис.

Рассказывается о деятельности АО «ИЭРТ» – головного института в области стратегического развития железнодорожного транспорта нашей страны, неотъемлемой части научного отраслевого комплекса ОАО «РЖД».

Ключевые слова: Генеральная схема развития сети железных дорог ОАО «РЖД»; грузовые и пассажирские перевозки; строительство и техническое перевооружение железнодорожного транспорта; скоростное пассажирское движение; экспертиза инвестиционных и инновационных проектов.

Литература

  • Методические рекомендации по оценке социально-экономических эффектов от проектов строительства (реконструкции) и эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры, планируемых к реализации с привлечением средств федерального бюджета, а также с предоставлением государственных гарантий Российской Федерации и налоговых льгот / утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2019 г. № 1512 [Электронный ресурс]. – URL : http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/
    0001201912030009?index=0&rangeSize=1.
  • Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов / утв. М-вом экономики РФ, М-вом финансов РФ, Гос. ком. РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике № ВК 477 от 21 июня 1999 г. – М. : Экономика, 2000. – 421 с.
  • Методические рекомендации по составу и содержанию обосновывающих материалов по инвестиционным проектам / утв. распоряжением ОАО «РЖД» от 28 ноября 2016 г. № 2396р.
  • План мероприятий по совершенствованию ценообразования в строительной отрасли Российской Федерации / утв. Правительством РФ 10 декабря 2020 г. № 11789п-П16) [Электронный ресурс]. – URL : https://legalacts.ru/doc/plan-meroprijatii-po-sovershenstvovaniiu-tsenoobrazovanija-v-stroitelnoi-otrasli-rossiiskoi/.

КОССОВ В.С., генеральный директор АО «Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава (АО «ВНИКТИ»), доктор технических наук, профессор

Развивая традиции и компетенции научных школ

С. 13–21. 15 рис.

Рассмотрены история создания и причины появления «Научно-исследовательского и конструкторско-технологического института подвижного состава (АО «ВНИКТИ») в структуре научных учреждений на железнодорожном транспорте. Показаны основные направления деятельности и наиболее значительные проекты, выполненные сотрудниками института за последние годы. Дана оценка перспективам учреждения в соответствии со стратегическими направлениями развития ОАО «РЖД».

Ключевые слова: испытательные стенды; газомоторное топливо; наукоемкое оборудование; тяговый подвижной состав; нетяговый подвижной состав; цифровой двойник; беспилотный режим; технология ремонта; содержание железнодорожного пути.

ШАПКИН И.Н., Российский университет транспорта РУТ (МИИТ), доктор технических наук, профессор

ВДОВИН А.Н., АО «Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте» (АО «НИИАС»), главный технолог отдела внедрения проектов Центра проектирования объектов капитального строительства

Ускорять продвижение контейнерных поездов

С. 22–25. 2 рис.

Рассказано о развитии контейнерных перевозок. Рассмотрены вопросы многодневного увеличения объемов контейнерных перевозок на основе внедрения прогрессивных технологий и нового подвижного состава. Приведен ряд мероприятий, связанных с разработкой нормативного графика движения контейнерных поездов, изменением технологии работы станций, усилением диспетчерского контроля и планирования согласованного пропуска контейнерных поездов по расписанию.

Ключевые слова: контейнерные поезда; график движения поездов; клиентоориентированность; станции; фитинговые платформы; маршрутная скорость; планирование; табло коллективного пользования.

ПОПАДЮК А.Ю., Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС), аспирант кафедры «Логистика и коммерческая работа», дежурный по железнодорожной станции Лужская

КОМОВКИНА Н.С., ПГУПС, доцент кафедры «Железнодорожные станции и узлы», кандидат технических наук

СЕРИКОВА Д.А., ПГУПС, студентка

САЛИКОВА Н.Д., ПГУПС, студентка

О перспективах развития грузовой и коммерческой работы в Мурманском транспортном узле

С. 26–32. 5 рис.

Проанализированы перспективы повышения объемов перевозочной деятельности Мурманского транспортного узла (МТУ) в связи с началом строительства нового портового комплекса Лавна на западном берегу Кольского залива. Рассмотрены различные аспекты повышения привлекательности нового портового комплекса в глазах потенциальных клиентов в целях наращивания объемов перевозок в адрес строящегося комплекса.

Ключевые слова: перевозочная деятельность Мурманского транспортного узла (МТУ); Мурманский морской порт; портовый комплекс Лавна.

ЛЕВИН Д.Ю., доктор технических наук, действительный член Российской академии естествознания

Ретроспективный взгляд на организацию вагонопотоков

С. 33–40. 3 рис.

Рассматриваются зарождение, развитие, современное состояние и недостатки, а также пути дальнейшего совершенствования организации вагонопотоков. Предлагается сократить сроки действия плана формирования поездов и ввести диспетчерской управление вагонопотоками, что позволит оперативно управлять процессом накопления составов, создавать и поддерживать оптимальные условия работы станций и участков. Организация взаимодействия плана формирования и графика движения поездов позволит сократить время нахождения вагонов на технических станциях и увеличить полезное время работы поездных локомотивов.

Ключевые слова: план формирования; накопление составов; специализация поездов; методика расчета; затраты и экономия вагоно-часов; маршрутизация; управление поездообразованием.

Литература

  • Левин Д.Ю. История железнодорожного транспорта. – Ростов н/Д. : Феникс, 2018. – 414 с.
  • Введенский В.А. Заметки и критические очерки по вопросам эксплуатации русских железных дорог. – СПб., 1903. – 110 с.
  • Фролов А.Н. Отчет С.-Петербургского районного комитета. – СПб., 1910.
  • Петров А.П. План формирования поездов. – М. : Трансжелдориздат, 1950. – 483 с.
  • Васильев И.И. Графики и расчеты по организации железнодорожных перевозок. – М. : Трансжелдориздат, 1941. – 575 с.
  • Левин Д.Ю. Организация вагонопотоков на железных дорогах. – М. : УМЦ ЖДТ, 2017. – 443 с.

ПОЯРКОВ М.Г., АО «Федеральная пассажирская компания» (АО «ФПК»), заместитель генерального директора

Бережливая производственная система в АО «ФПК»

С. 41–45. 3 рис.

Показано, какой технико-экономический эффект возникает на предприятиях ФПК за счет внедрения принципов бережливого производства при снижении расходов электроэнергии и топлива на отопление и освещение производственных площадей ремонтных депо, административных, бытовых и жилых помещений и сокращения расхода горючих материалов на отопление пассажирских вагонов.

Ключевые слова: автоматизированные системы; вагоноремонтные предприятия; бережливое производство; число запасных частей; управление запасами; расход электроэнергии; расход топлива.

КОРОВИН А.С., АО «Научно­исследовательский и проектно­конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте» (АО «НИИАС»), начальник сектора решения перспективных задач

Человеко-машинный интерфейс в бортовых устройствах безопасности

С. 46–48. 4 рис.

Представлены разные виды человеко-машинных интерфейсов локомотивных блоков индикации (БИЛ), которые применяются в комплексных локомотивных устройствах безопасности КЛУБ, безопасных локомотивных объединенных комплексах БЛОК и их масштабируемых версиях БЛОК-М. На конкретных примерах показано, как с их помощью решается задача структурированного отображения информации о поездной обстановке, которая должна быть удобной для восприятия человеком и привлекать его внимание к наиболее важным факторам.

Ключевые слова: безопасность движение поездов; человеко-машинный интерфейс; локомотивный блок индикации БИЛ; комплексное локомотивное устройство безопасности КЛУБ; безопасный локомотивный объединенный комплекс БЛОК.

Литература

  • Зорин В.И. Унифицированное комплексное локомотивное устройство безопасности (КЛУБ-У) / В.И.Зорин, В.И.Астрахан. – М. : УМЦ ЖДТ, 2008. – 177 с.
  • Безопасный локомотивный объединенный комплекс БЛОК. / [В.И.Астрахан, В.В.Висков, И.Н.Гринфельд и др.] ; под ред. Е.Е.Шухиной, В.И.Астрахана. – М., 2013. – 135 с.

ДАВЫДОВ Ю.А., Дальневосточный государственный университет путей сообщения (ДВГУПС), профессор кафедры «Транспорт железных дорог», доктор технических наук

ЯРАНЦЕВ М.В., ДВГУПС, заведующий кафедрой «Транспорт железных дорог», кандидат технических наук

ПЛЯСКИН А.К., доцент кафедры «Транспорт железных дорог», кандидат технических наук

КУШНИРУК А.С., аспирант кафедры «Транспорт железных дорог»

Исследование гипотезы о распределении отказов моторно-осевых подшипников локомотивов согласно закону Вейбулла – Гнеденко

С. 50–52. 2 рис.

В целях выявления возможности оптимизации межремонтного пробега локомотивов в рамках планово-предупредительной системы управления их техническим состоянием проведено исследование соответствия распределения отказов моторно-осевых подшипников (МОП) локомотивов закону Вейбулла – Гнеденко. Описан способ адаптации теоретического распределения отказов под практические частоты путем вывода уравнений расчета параметров формы и масштаба данного закона распределения. Сделан вывод, что прогнозировать отказы МОП на основании какого-либо закона распределения с высоким уровнем значимости невозможно, вследствие чего необходимо применение диагностических комплексов, осуществляющих непрерывный мониторинг технического состояния МОП.

Ключевые слова: отказ; моторно-осевые подшипники; закон распределения Вейбулла – Гнеденко; адаптация теоретического распределения; межремонтный пробег.

Литература

  • Давыдов Ю.А. Контроль фактического технического состояния локомотивов на основе диагностики / Ю.А.Давыдов, А.К.Пляскин, А.С.Кушнирук // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. – 2018. – № 3 (59). – С. 38–47.
  • Гафарова Л.М. Об особенностях применения критерия согласия Пирсона χ2 / Л.М.Гафарова, И.Г.Завьялова, Н.Н.Мустафин // Экономические и социально-гуманитарные исследования. – 2015. – № 4 (8). – С. 63–67.
  • Подлесный О.В. Исследование закона распределения отказов тяговых электродвигателей электровозов / О.В.Подлесный, Е.Г.Зенина // Вестник Волгоградского государственного университета. – 2013. – № 2 (9). – С. 149–155.
  • Кушнирук А.С. Система управления техническим состоянием локомотивного парка на основе искусственной нейронной сети прогнозирования / А.С.Кушнирук // Известия Транссиба. – 2020. – № 1 (41). – С. 72–83.

СИЛЮТА А.Г., заведующий лабораторией «Тепловозы» научного центра «Тяга поездов» АО «ВНИИЖТ»; доцент кафедры «Электропоезда и локомотивы» Российского университета транспорта, кандидат технических наук

Методы минимизации числа единичных тяговых режимов для имитации эксплуатационного режима работы тепловоза

С. 53–57. 1 рис.

Предложены новые методы определения минимального числа виртуальных единичных тяговых режимов, необходимых и достаточных для корректной имитации эксплуатационного режима работы тепловоза. Показано, что принятый подход к представлению эксплуатационного режима конечным множеством единичных режимов позволяет рассматривать эксплуатационный режим как марковский случайный процесс. Сделан вывод, что предложенные методы могут применяться для решения технико-экономических задач, которые требуют проведения сравнительной оценки показателей поездной работы локомотивов, претерпевших изменения в конструкции.

Ключевые слова: тепловоз; эксплуатационный режим; типовой режим; единичный режим; марковский случайный процесс.

Литература

  • Коссов Е.Е. К вопросу совершенствования методов имитации поездной работы маневрового локомотива / Е.Е.Коссов, И.А.Кузнецова // Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта. – 2013. – № 1. – С. 22–26.
  • Силюта А.Г. Моделирование поездной работы магистрального локомотива / А.Г.Силюта, Е.Е.Коссов // Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта. – 2018. – № 4. – С. 46–52.
  • Черемисин В.Т. Характеристики профилей пути на электрифицированных участках железных дорог в аспекте классификации типов / В.Т.Черемисин, В.Л.Незевак, А.Е.Перестенко // Вестник РГУПС. – 2017. – № 2. – С.118–128.
  • Силюта А.Г. Способ определения достаточного количества обобщенных режимов движения поезда для имитации поездной работы / А.Г.Силюта, Ар.Г.Силюта, С.В.Карантаев // Труды РГУПС. – 2020 – № 1 (50). – С. 86–88.
  • Никифорова Н.Б. Обобщенные профили железных дорог при тягово-энергетических расчетах / Н.Б.Никифорова, Р.В.Мурзин, Я.Б.Кудрявцев // Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта. – 2011. – № 2. – С. 22–26.

АБРАМОВ А.Д., Сибирский государственный университет путей сообщения (СГУПС), профессор кафедры «Технология транспортного машиностроения и эксплуатация машин» (ТТМиЭМ), доктор технических наук

МАНАКОВ А.Л., СГУПС, профессор кафедры ТТМиЭМ, доктор технических наук

МАСЛОВ Н.А., СГУПС, доцент кафедры «Подъемно-транспортные, путевые, строительные и дорожные машины» (ППСДМ), руководитель СНО «Механик», кандидат технических наук

Достойный вклад в инновационное развитие

Итоги смотра-конкурса студенческих выпускных квалификационных работ

С. 59–61. 2 рис.

Приведены результаты участия студентов во Всероссийском конкурсе выпускных квалификационных работ в 2020 г. и за последние пять лет, а также результаты работы СНО «Механик» в 2018–2020 гг.

Ключевые слова: выпускная квалификационная работа; дипломный проект; организация учебной работы; эффективность подготовки кадров; научно-исследовательская работа студентов; студенческое научное объединение.

ОБУХОВ А.Д., Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС), доцент кафедры «Управление эксплуатационной работой», кандидат технических наук

ЛОМАКИН И.Н., Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, инженера кафедры «Инфокоммуникационные технологии и системы связи»

ПОНЯТОВ А.А., филиал Самарского государственного университета путей сообщения в Нижнем Новгороде, доцент, кандидат физико-математических наук

На основе технологий виртуальной реальности

С. 62–64. 4 рис.

Рассказывается о применении цифровых технологий, в том числе технологии виртуальной (VR) и дополненной (AR) реальности, при подготовке высококвалифицированных специалистов для транспортной отрасли.

Ключевые слова: виртуальная реальность (VR); дополненная реальность (AR); тренажер для обучения и формирования практических навыков.

КУПРИЕНКО О.Г., инженер путей сообщения

Паровозы для Советской России

С. 65–69. 8 рис.

Рассмотрена работа русской железнодорожной миссии под руководством Ю.В. Ломоносова в Швеции и Германии по заказу паровозов для Советской России. Показаны те трудности, с которыми сталкивались советские инженеры в работе за границей в 20-е годы прошлого века; роль работников миссии в разработке принципов взаимозаменяемости узлов и деталей паровозов, что было сделано впервые в мире; способа морских перевозок подвижного состава. Отмечен эффект от снятия торговой блокады западными странами.

Ключевые слова: железнодорожная миссия; проект паровоза; паровозостроительные заводы; паровозы из Швеции; паровозы из Германии; взаимозаменяемость; перевозка по суше; перевозка морем.

Литература

      Деятельность русской железнодорожной миссии заграницей : документы и материалы. – Берлин : тип. Отто Эльсвера, 1921. – 46 с.

      Любимов В.П. Взаимозаменяемость частей паровозов Эш и Эг / В.П.Любимов ; под ред. проф. Ю.В.Ломоносова. – Берлин : тип. Л.Бочевар и К°, 1923. – 128 с.

      Перевозка паровозов ЭШ и ЭГ из-за границы / [Э.А.Мронговиус и др.] ; под ред. проф. Ю.В.Ломоносова. – Берлин : Denter & Nicolas, 1923. – 166 с.

РЕУТОВ В.А., Забайкальская железная дорога – филиал ОАО «РЖД», старший научный сотрудник подразделения по сохранению исторического наследия, член Российского исторического общества в г. Чите

Железная дорога Иркутск – Чита

Из истории нереализованного проекта

С. 70–72. 5 рис.

Рассказана история строительства Сибирского водно-железнодорожного пути, соединившего два судоходных водоема железной дорогой, связавшего в 1899 г. выселок Мысовое на Байкале и станицу Сретенскую на реке Шилке (приток Амура) и тем самым открывшего путь к Великому океану. Теперь эта железная дорога является частью Транссиба.

Ключевые слова: история сооружения первой сети железных дорог в России; история строительства Транссиба; Забайкальская железная дорога.

МАРТЫШКИН Р.В., АО «Институт экономики и развития транспорта» (АО «ИЭРТ»), заместитель заведующего отделением макроэкономики и методологии прогнозирования

ЗЕНКИНА М.П., АО «ИЭРТ», инженер 1-й категории отдела внешнеторговых перевозок отделения развития транспортного рынка

Развитие магистральной инфраструктуры для перевозки массовых грузов

С. 73–77. 8 рис.

Показано на основе анализа международного опыта реализации комплексных проектов в области строительства магистральной железнодорожной инфраструктуры, что вне зависимости от географических, ресурсных, социально-экономических и других особенностей стран ввод крупных транспортно-инфраструктурных объектов в эксплуатацию нацелен на решение примерно одних и тех же основных задач, в числе которых обеспечение или повышение транспортной доступности сырьевых регионов и наращивание объемов экспорта сырья, переключение перевозки грузов на железную дорогу, подключение отдаленных регионов страны к транспортной инфраструктуре, рост социально-экономического благосостояния отдельных областей и страны в целом и др.

Ключевые слова: цель проекта; организация транспортировки грузов; грузы наливные; грузы навалочные; переключение грузов с автотранспорта; связь регионов; грузы в порт; грузооборот.

Читайте также: