Аннотации №07 2021

Журнал «Железнодорожный транспорт», № 7, 2021 г.

ВИНОГРАДОВ С.А., генеральный директор АО «ВНИИЖТ», кандидат технических наук

Превращаем науку в результат

С. 15–22. 13 рис.

Даны краткие сведения о структуре АО «ВНИИЖТ», его научном потенциале, сферах деятельности, основах социальной и кадровой политики. Перечислены наиболее значимые из выполняемых институтом проектов, в том числе с использованием цифровых технологий. Отмечено, что уникальная материальная база и высокопрофессиональный коллектив позволяют АО «ВНИИЖТ» развивать новые компетенции, занимать лидирующие позиции как в базовых технических, так и в перспективных областях.

Ключевые слова: АО «ВНИИЖТ»; научный потенциал; компетенции; цифровые технологии.

БОРОДИН А.Ф., заведующий отделением эксплуатации железных дорог и взаимодействия транспортных систем АО «Институт экономики и развития транспорта» (АО «ИЭРТ»), заведующий кафедрой «Управление эксплуатационной работой и безопасностью на транспорте» Российского университета транспорта (РУТ (МИИТ)), доктор технических наук, профессор

ПАНИН В.В., АО «ИЭРТ», заместитель генерального директора, кандидат технических наук, доцент

МАКСИМОВА Е.С., РУТ (МИИТ), первый заместитель директора Института управления и цифровых технологий, кандидат технических наук, доцент

ЛАХАНКИН Е.А., АО «ИЭРТ», заместитель заведующего отделением эксплуатации железных дорог и взаимодействия транспортных систем

Технико-технологические модели управления перевозочным процессом

C. 23–27. 2 рис.

Рассмотрены вопросы внедрения полигонных принципов управления эксплуатационной работой. Перечислены факторы, влияющие на эффективность перевозочного процесса. Рассказано о разработке технико-технологических моделей на перспективу до 2025 г., приведена их характеристика и принципы работы. Отмечена целесообразность внедрения технико-технологических моделей для повышения эффективности использования инфраструктуры под пропуск и обработку вагонопотоков.

Ключевые слова: технико-технологические модели; пропускная способность; железнодорожный полигон; полигонные технологии; автоматизированные системы; эксплуатационная работа.

МЫЛЬНИКОВ П.Д., АО «Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте» (АО «НИИАС»), первый заместитель директора Санкт-Петербургского филиала АО «НИИАС»

ПАНФЕРОВ И.А., АО «НИИАС», начальник Отделения разработки систем интервального регулирования движения поездов по радиоканалу (РСИРДП РК)

КУЗЬМИН А.И., АО «НИИАС», заместитель начальника Отделения РСИРДП РК – начальник отдела автоматизации станционных технологических процессов

Гибридная система управления движением поездов на Московском центральном кольце

С. 28–31. 4 рис.

Представлены этапы развития систем интервального регулирования движением поездов на Московском центральном кольце, позволяющие уменьшать интервал попутного следования. Описаны принцип действия и структурная схема принципиально нового технического решения – гибридной системы управления движением поездов (ГСУДП), внедрение которой в полном объеме не только обеспечит повышение пропускной способности МЦК, сократив интервалы попутного следования поездов до 3 мин, но и станет платформой для перехода к беспилотному вождению поездов.

Ключевые слова: Московское центральное кольцо; гибридная система управления движением поездов (ГСУДП); повышение пропускной способности МЦК; сокращение интервалов попутного следования поездов до 3 мин.

ЛИХИН А.А., главный инженер Забайкальской дирекции управления движением

Используя инструменты бережливого производства. Опыт Забайкальской железной дороги

С. 32–35. 4 рис.

Описаны мероприятия, реализованные на Забайкальской железной дороге в целях увеличения пропускной способности участка Хилок – Яблоновая – Карымская в условиях интенсивного движения и динамично растущего грузооборота. Отмечено, что положительного эффекта удалось добиться благодаря применению точечных технических и технологических решений на основе методов и инструментов бережливого производства и менеджмента качества.

Ключевые слова: Забайкальская железная дорога; пропускная способность; грузооборот; бережливое производство; менеджмент качества.

ГАПАНОВИЧ В.А., президент Некоммерческого партнерства «Объединение производителей железнодорожной техники» (НП «ОПЖТ»), кандидат технических наук

СЕНЬКОВСКИЙ О.А., вице-президент НП «ОПЖТ», генеральный директор ООО «Инспекторский центр «Приемка вагонов и комплектующих»

Качество продукции через призму стандарта IRIS

С. 36–39. 2 рис.

Показано становление и развитие системы менеджмента качества (СМК) на литейных предприятиях, выпускающих продукцию для железнодорожного транспорта. Подчеркнуто, что изменению взглядов и подходов к управлению качеством продукции значительно способствовала реализация программы внедрения стандарта IRIS, которая осуществлялась практически одновременно с ассимиляцией международного стандарта ISO 9001, устанавливающего требования к СМК предприятий.

Ключевые слова: железнодорожный транспорт; литейные предприятия; система менеджмента качества; стандарт IRIS.

БАТРАЕВ В.В., АО «Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте» (АО «НИИАС»), начальник отдела информационного и цифрового развития

Об импортозамещении в современных условиях

С. 40–41.

Проанализированы причины лавинного роста спроса на электронные компоненты во всех отраслях микроэлектроники, что привело к повышению цен на них. Показано, что одной из основных стратегий решения возникших проблем, связанных с дефицитом импортных электронных компонентов, а также с введением рядом западных стран жестких санкций в отношении российской экономики, может стать импортонезависимость. Доказано, что продукция ряда российских заводов – изготовителей такого оборудования вполне удовлетворяет всем требованиям, которые предъявляются к большинству систем и устройств, связанных с безопасностью движения транспортных средств и обороной страны.

Ключевые слова: дефицит электронных компонентов; импортонезависимость; импортозамещение; отечественные электронные компоненты.

БЕРЕЖНОВ Д.А., Проектно-конструкторское бюро локомотивного хозяйства ОАО «РЖД» (ПКБ ЦТ), конструктор II категории, аспирант Российского университета транспорта (РУТ (МИИТ))

Многоуровневый автономный инвертор напряжения

С. 42–43. 2 рис.

Рассмотрены проблемы применения современных полупроводниковых ключей в высоковольтных схемах, используемых в тяговом приводе электроподвижного состава переменного тока. Предложен способ повышения максимально допустимых напряжений ключей с распределенным электростатическим управлением (КРЭУ), заключающийся в последовательном соединении нескольких тиристоров с электростатическим управлением (ТЭУ) в стек с соблюдением каскодного принципа построения, обеспечивающий повышенную эффективность работы в условиях высоких напряжений.

Ключевые слова: асинхронный привод; высокое напряжение; каскодный принцип; тиристорное управление; плечо инвертора; вентиль; силовые ключи; электростатическое управление.

БОРОНЕНКО Ю.П., Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС), заведующий кафедрой «Вагоны и вагонное хозяйство», профессор, доктор технических наук

ПОКРОВСКАЯ О.Д., ПГУПС, профессор кафедры «Железнодорожные станции и узлы», доцент, доктор технических наук

ТИТОВА Т.С., ПГУПС, первый проректор – проректор по научной работе, профессор, доктор технических наук

ТРЕТЬЯКОВ А.В., ПГУПС, профессор кафедры «Вагоны и вагонное хозяйство», доктор технических наук

Лабораторный стенд для изучения тележек грузовых вагонов

С. 44–49. 8 рис.

Описаны конструкция инновационной тележки 18-9855 и стенд для ее изучения и испытаний, а также применяемые цифровые технологии сбора, обработки и передачи информации. Приведен научный и дидактический материал для проведения лабораторных работ для студентов и аспирантов с использованием стенда.

Ключевые слова: стенд; динамика и прочность тележки грузового вагона; лабораторные работы; учебно-исследовательские работы; определение характеристик тележки грузового вагона.

КОССОВ В.С., генеральный директор АО «Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава» (АО «ВНИКТИ»), профессор, доктор технических наук

ЛУНИН А.А., АО «ВНИКТИ», заместитель генерального директора, кандидат технических наук

КРАСНОВ О.Г., АО «ВНИКТИ», заведующий отделом пути и специального подвижного состава, кандидат технических наук

АКАШЕВ М.Г., АО «ВНИКТИ», ведущий инженер

НИКОНОВА Н.М., АО «ВНИКТИ», ведущий программист

Экспериментально-теоретический метод определения износостойкости  рельсов

С. 51–57. 11 рис.

Показано, что рельсы разных категорий качества имеют разную стойкость к износу и в схожих эксплуатационных условиях достигают предельного состояния по износу при различном пропущенном тоннаже. Рассмотрен способ определения параметров износостойкости рельсов – коэффициента износа kν и коэффициента скачка kγ, который заключается в сопоставлении результатов экспериментальных измерений бокового и вертикального износа с результатами моделирования процесса изнашивания рельсов с использованием программного комплекса «Универсальный механизм».

Ключевые слова: рельсы; категории качества; кривой участок пути; износ; модель изнашивания; параметры износостойкости; моделирование процесса износа.

БЛАГОРАЗУМОВ И.В., Забайкальский институт железнодорожного транспорта (ЗабИЖТ), доцент кафедры «строительство железных дорог» («СЖД»), кандидат технических наук

КИРПИЧНИКОВ К.А., ЗабИЖТ, доцент кафедры «СЖД», кандидат технических наук

Е.В. НЕПОМНЯЩИХ, ЗабИЖТ, старший преподаватель кафедры «СЖД»

Высококвалифицированные кадры для инфраструктурного комплекса

С. 59–62. 7 рис.

Показаны достижения кафедры «Строительство железных дорог» Забайкальского института железнодорожного транспорта (ЗабИЖТ), являющегося филиалом Иркутского государственного университета путей сообщения (ИрГУПС), при решении задач подготовки, переподготовки  и повышения квалификации инженеров по направлениям строительства и эксплуатации железнодорожного пути, мостов и транспортных тоннелей. Представлена современная материальная база кафедры, позволяющая добиваться отличных результатов в вопросах повышения качества образования и конкурентоспособности института.

Ключевые слова: Забайкальский институт железнодорожного транспорта (ЗабИЖТ); кафедра «Строительство железных дорог»; подготовка кадров для железнодорожного транспорта.

Музей железных дорог России. Натурные образцы. Открытая площадка. Электровозы

С. 63–67. 6 рис.

Окончание подраздела, представляющего электровозы, размещенные на открытой площадке Музея железных дорог России. Описание каждого электровоза содержит его основные технические характеристики, краткие данные о серии, к которой относится данный локомотив, сведения об эксплуатации образца до поступления в музей. Статья является продолжением обзора, посвященного натурным образцам, находящимся на всех площадках Музея железных дорог России.

Ключевые слова: Музей железных дорог России; открытая площадка; натурный образец; электровоз.

КИСЕЛЁВ И.П., Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС), инженер путей сообщения, профессор кафедры «Строительство дорог транспортного комплекса», доктор исторических наук

КИТУНИН А.А. ПГУПС, инженер путей сообщения, доцент кафедры «История, философия, политология и социология», кандидат исторических наук

Перспективы грузовых высокоскоростных перевозок

С. 68–76. 7 рис.

Первая часть статьи, посвященной грузовым высокоскоростным железнодорожным перевозкам. Даны общие сведения о таких перевозках, оценены перспективы их развития, указаны категории товаров, для которых данные перевозки могут стать наиболее востребованными. Отмечена неоднозначность понятия «высокоскоростной поезд» применительно к грузовому движению. Описан опыт эксплуатации высокоскоростных и скоростных грузовых электропоездов во Франции, Великобритании и Италии.

Ключевые слова: высокоскоростное движение; грузовые высокоскоростные перевозки; грузовой электропоезд.

Читайте также: