Аннотации №8 2019

Журнал «Железнодорожный транспорт», № 8, 2019 г.

 

 

СКАЧКОВ А.А., начальник Забайкальской железной дороги – филиала ОАО «РЖД»

Исходя из баланса интересов

С. 12–17.

Рассказывается о взаимодействии Забайкальской железной дороги с субъектами Российской Федерации по поддержке интересов как государственных, так и коммерческих, формировании условий для заинтересованности потребителей в получении качественных транспортных услуг с динамичным расширением их сегмента, а также повышении эффективности железнодорожных перевозок со снижением уровня совокупных макроэкономических затрат.

Ключевые слова: дотационность региональных бюджетов; пригородные пассажирские перевозки; пассажирская инфраструктура; обход Читинского железнодорожного узла; Детская железная дорога; технопарк «Кванториум»; гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи; инженерный центр.

 

АЛЬМЕЕВ С.А., начальник Приволжской железной дороги – филиала ОАО «РЖД»

На основе партнерских отношений

С. 18–21.

Рассказывается о взаимодействии Приволжской железной дороги с органами государственной власти: проведении Дней железной дороги в исполнительных и законодательных органах власти субъектов Российской Федерации, реализации инвестиционных проектов, строительстве Детской железной дороги в г. Саратове, историко-патриотическом проекте «Воинский эшелон», строительстве нового аэропортового комплекса Гагарин.

Ключевые слова: взаимодействие о сотрудничестве; зерновой грузовой двор; транспортно-логистический центр; Детская железная дорога; историко-патриотический проект «Воинский эшелон», инвестиционные проекты: аэропортовый комплекс Гагарин.

 

ШАЙДУЛЛИН Ш.Н., ОАО «РЖД», заместитель генерального директора – начальник Департамента безопасности движения

Применение цифровых технологий в области обеспечения безопасности движения поездов

С. 22–26. 8 рис.

Указаны основные цели и задачи цифровой трансформации системы управления рисками и безопасностью движения на железнодорожном транспорте. Рассмотрены такие важные для ее реализации вопросы, как внедрение единой корпоративной платформы УРРАН (управление ресурсами на этапах жизненного цикла, рисками и анализом надежности), развитие комплекса технической диагностики, совершенствование факторного анализа, усиление контрольно-ревизионной деятельности, разработка цифровых технологий прогнозного обслуживания.

Ключевые слова: безопасность движения поездов; цифровые технологии; методология УРРАН; факторный анализ.

 

ИГНАТОВИЧ В.В., Центр организации труда и проектирования экономических нормативов (ЦОТЭН) – филиала ОАО «РЖД», начальник отдела автоматизации нормирования труда

Разработка норм труда в условиях цифровизации

С. 28–29. 1 рис.

Рассказывается об одном из важнейших направлений деятельности ЦОТЭН – разработке нормативных документов по труду: норм времени, нормативов трудоемкости, нормативов численности, в том числе норм управляемости, норм обслуживания типовых штатных расписаний. Особое внимание уделяется факту, что повсеместное и быстрое внедрение робототехники, автоматизация производственных процессов и информационных технологий требуют кардинального пересмотра системы разработки норм.

Ключевые слова: совершенствование системы нормирования труда; повышение эффективности деятельности предприятий; создание информационной модели разработки норм труда.

 

ПОПОВА Т.В., Центра организации труда и проектирования экономических нормативов филиал ОАО «РЖД», начальник сектора организации труда в хозяйстве гражданских сооружений и водоснабжения

Совершенствование организации и нормирования труда в Центральной дирекции по тепловодоснабжению

С. 30–31.

Рассказывается о работе по автоматизации расчета нормативной численности работников, поэтапном введении в промышленную эксплуатацию расчета численности основных наиболее массовых профессий и должностей, занятых эксплуатацией и обслуживанием систем водоснабжения и водоотведения, котельных и тепловых сетей. Особое внимание уделяется факту, что актуализация, исследование и разработка нормативных документов по труду находятся в процессе постоянного совершенствования при стремлении к оптимальной организации труда на рабочих местах, повышению производительности труда.

Ключевые слова: организация и нормирование труда; нормативная база по расчету численности работников; автоматизация расчета нормативной численности работников.

 

АНДРЕЕВ В.Е., ОАО «РЖД», начальник Департамента технической политики

Перспективы применения беспилотных технологий в ОАО «РЖД»

С 33–35. 4 рис.

Проанализирован уровень и перспективы развития беспилотного транспорта как в России, так и за рубежом. Представлены достижения в части создания системы машинного зрения, опытные образцы которой уже действуют на трех маневровых локомотивах серии ТЭМ7А, и планы реализации технологий беспилотного движения пассажирских электропоездов. Дана информация о разрабатываемых решениях по интеграции датчиков машинного зрения в корпуса электропоездов «Ласточка», курсирующих на Московском центральном кольце, и о созданном на станции Лужская Октябрьской железной дороги автоматизированном рабочем месте машиниста-оператора.

Ключевые слова: системы автоведения; беспилотное движение; беспилотный железнодорожный транспорт; системы машинного зрения.

 

ПОПОВ П.А., Научно-исследовательский и проектно-­конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте (АО «НИИАС»), руководитель Центра систем управления и обеспечения безопасности движения, кандидат технических наук

Беспилотные поезда: основные принципы работы

С. 36–38. 4 рис.

Представлены требования к системе технического зрения при переходе на третий уровень автоматизации, в том числе по дальности обнаружения препятствий. Рассмотрен состав этой системы и алгоритм исключения столкновений с препятствиями на ее основе. Обоснована необходимость отслеживания скорости объектов в целях предсказания их положения в будущем и представлено решение основной проблемы развития бортовой системы технического зрения на современном этапе – ложных срабатываний.

Ключевые слова: беспилотные поезда; система технического зрения; система обнаружения препятствий; уровни автоматизации на железнодорожном транспорте.

 

Литература

  1. Проект беспилотного поезда SNCF // Железные дороги мира. – 2018. – № 7. – С. 67–69.
  2. Попов П.А. На пути к беспилотному движению / П.А.Попов // Автоматика, связь, информатика. – 2017. – № 10. – С. 16–17.

 

БОЛТЕНКОВА Е.О., Научно-­исследовательский и проектно-­конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте (АО «НИИАС»), Центр систем управления и обеспечения безопасности движения, главный специалист

ЛЕЛЮХИН Д.О., АО «НИИАС», Центр систем управления и обеспечения безопасности движения, ведущий специалист

Комплексные методы обнаружения железнодорожных путей как основа обнаружения препятствий

  1. C. 38–43. 7 рис.

Предложены подходы для обнаружения железнодорожного пути при движении беспилотного локомотива, позволяющие повысить точность и достоверность информации путем применения классических методов компьютерного зрения, нейронных сетей, электронной карты с последующим комплексированием данных от нескольких источников. Учтено негативное влияние плохих погодных условий на качество изображений и предложено применение алгоритмов AGC и CLAHE для своевременного улучшения качества изображений.

Ключевые слова: железнодорожный транспорт; беспилотное движение; компьютерное зрение; нейронные сети; улучшение качества изображений; AGC; CLAHE; распознавание погодных условий; комплексирование данных.

 

BOLTENKOVA E.O., Research and Development and Design Institute for Information, Automation and Communication on Railway Transport (JSC NIIAS), Center for Control Systems and Traffic Safety, Chief Specialist

LELIUHIN D.O., JSC NIIAS, Center for Control Systems and Traffic Safety, Leading Specialist

Complex methods for railway detection as a basis for obstacle detection

Zheleznodorozhny transport (The Railway Transport Magazine), 2019, № 8, pp. 38–43, 7 fig.

Approaches for finding the path along the path of an unmanned locomotive are proposed and implemented, allowing to increase the accuracy and reliability of information using classical methods of computer vision, neural networks, electronic data map, and subsequent integration of data from several sources. The authors also took into account the negative impact of bad weather conditions on image quality and suggested to use of AGC and CLAHE algorithms for the timely improvement of image quality.

Keywords: railway transport; unmanned motion; Computer Vision; Neural Networks; image enhancement; AGC; CLAHE; weather detection; data fusion.

 

Литература

  1. Scene-free multi-class weather classification on single images / [Zhang Zheng, Ma Huadong, Fu Huiyuan, Zhang Cheng] // Neurocomputing. – 2016. – Vol. 207. – № 9. – Р. 365–373. DOI: https://doi.org/10.1016/j.neucom.2016.05.015.
  2. An adaptive gamma correction for image enhancement / [R.Shanto, R. Md Mostafijur, M.Abdullah-Al-Wadud, G. Dastegir Al­Quaderi, M.Shoyaib] // EURASIP Journal on Image and Video Processing. – 2016. – 18 Oct. Article 35. DOI : 10.1186/s13640-016-0138-1.
  3. Contrast limited adaptive histogram equalization based fusion in YIQ and HIS for underwater image enhancement / [Jinxiang Ma, Fan Xinnan, X. Yang Simon, Zhang Xuewu, Zhu Xifang] // International Journal of Pattern Recognition and Artificial Intelligence. – 2017. – 32. – № 7. DOI : https://doi.org/10.1142/S0218001418540186.
  4. Rahman Md A Optimizing intersection-over-union in deep neural networks for image segmentation / Md A. Rahman, Yang Wang // Advances in Visual Computing. ISVC 2016. Lecture Notes in Computer Science. – Vol. 10072. Springer, Cham., 2016. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-50835-1_22.

 

ПОПОВ П.А., Научно-исследовательский и проектно-­конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте (АО «НИИАС»), руководитель Центра систем управления и обеспечения безопасности движения, кандидат технических наук

ДАШОНОК В.Л., АО «НИИАС», главный специалист Центра систем управления и обеспечения безопасности движения

Сопоставление возможностей человека и машины в восприятии окружающего мира

С. 44–46. 1 рис.

Приводится сравнение способности человека и машины в части технического зрения и обработки большого объема информации. Обосновывается, что для внедрения беспилотных технологий необходимо оценить равноценность замены человека машиной в части их физических и интеллектуальных возможностей и определить требования к создаваемым в этих целях системам. Констатируется тот факт, что на данный момент «органы чувств» и скорость реакции технических систем превосходят физические возможности человека, при этом их возможности значительно уступают ему в части восприятия и обработки информации для выработки ответной реакции. Подчеркивается, что поскольку технические системы постоянно совершенствуются, в недалеком будущем их возможности сравняются с человеческими и превзойдут их.

Ключевые слова: беспилотные технологии; системы технического зрения; замена человека машиной; обработка сигналов и реакция на события в системах компьютерного зрения.

 

POPOV P.A., Research and Design Institute for Information Technology Signaling and Telecommunications in Railway Transportation​ (JSC NIIAS), Candidate of Sciences in Technology, Head of Centre

DASHONOK V.L.,JSC NIIAS​, main specialist

Comparison of а human and machine capabilities in the perception of the surrounding the world

Zheleznodorozhny transport (The Railway Transport Magazine), 2019, № 8, pp. 44–46, 1 fig.

The article deals with a comparison is made of a human and a machine capability in terms of technical vision and processing large volume of information. It is substantiated that to introduce unmanned technologies, it is necessary to evaluate the equivalence of substitution of a human by machine in terms of physical and intellectual capabilities, and determine the requirements to the systems created for this purpose. “Sense organs” and technical systems reaction are noted to exceed human physical abilities, their capabilities being far below in terms of perception and processing information to generate a response. Due to constant development technical systems are to the near future their capabilities will be equal to human ones and exceed them.

Keywords: unmanned technology; vision systems; human and a machine replacing; signal processing and event reaction in computer vision systems.

 

Литература

  1. The Architectural implications of autonomous driving : constraints and acceleration / [Lin Shih­Chieh, Yunqi Zhang, Hsu Chang­Hong, M. Skach, Md E. Haque1, Tang Lingjia, J. Mars] // Proceedings of the Twenty­ Third International Conference on Architectural Support for Programming Languages and Operating Systems ASPLOS’18, March 24ś-28, 2018 Williamsburg, VA, USA. 2018. P. 751–766. DOI: 10.1145/3173162.3173191.
  2. Doty J.R. The Future of autonomous vehicles : Part I. Think like a robot, perceive like a human / J.R. Doty, B. LaCorte : AEye White Paper. Pleasanton, CA, 2018. https://www.aeye.ai/technology_papers/The_Future_of_Autonomous_Vehicles_Part_I.pdf
  3. Mody M. ADAS front camera : demystifying resolution and frame-rate / M.Mody // Electronic Engineering Times. – 2016. 3 July. https://eetimes.com/author.asp? section_id=36&doc_id=1329109.
  4. ­Sh. Sh. Safe, multi-agent, reinforcement learning for autonomous driving / Sh. Sh.­ Shalev, Sh. Shaked, Sh. Amnon // NIPS Workshop on Learning, Inference and Control of Multi­-Agent Systems. – 2016. – 11 Oct. arXiv:1610.03295.

 

НЕЗНАМОВ А.В., руководитель Исследовательского центра проблем регулирования робототехники и искусственного интеллекта (АНО «Робоправо»), кандидат юридических наук, заместитель руководителя Рабочей группы Государственной Думы РФ по нормативному регулированию киберфизических систем

Регуляторные аспекты

С. 47–48.

Показано, какие именно транспортные средства можно считать полностью беспилотными. Проанализирован один из основных факторов, сдерживающих развитие технологий автоматического управления всеми транспортными средствами: вопросы нормативного регулирования. Дана информация о том, что уже делается в плане решения этой проблемы и что еще предстоит сделать.

Ключевые слова: беспилотные транспортные средства; нормативное регулирование развития технологий автоматического управления транспортными средствами.

 

КУРЕНКОВ А.С., Проектно-конструкторское бюро локомотивного хозяйства ОАО «РЖД», главный инженер

Моделирование алгоритмов управления беспилотными локомотивами с использованием тренажерных технологий

С. 49–51. 5 рис.

Рассматриваются преимущества использования существующих и выпускаемых ПКБ ЦТ для всех серий тягового подвижного состава тренажерных комплексов по обучению искусственного интеллекта. Подчеркивается, что его элементы, такие как техническое зрение, система распознавания объектов, система оценки управления подвижным составом, включающая в себя оценку действий в нештатных ситуациях, которая должна оценивать скорость принятия решений и правильность отработки алгоритмов действий, все эти системы безопаснее, проще и быстрее отстраивать на тренажерных комплексах, а не в ходе поездок с реальными локомотивами.

Ключевые слова: беспилотный локомотив; система распознавания; семантический анализ; нейронная сеть; алгоритм управления; радар; лидар; 3D-графика; система визуализации; система безопасности; система автоведения.

 

ЕВСЕЕВ Д.Г., Российский университет транспорта (МИИТ), доктор технических наук, заслуженный деятель науки РФ, профессор кафедры «Технология транспортного машиностроения и ремонта подвижного состава»

БАРЫШНИКОВ А.В., РУТ (МИИТ), аспирант кафедры «Технология транспортного машиностроения и ремонта подвижного состава»

Повышение уровня пассивной безопасности подвижного состава

С. 56–57. 1 рис.

Проанализирована потребность в разработке устройств пассивной безопасности. Определены основные тенденции развития пассивной безопасности подвижного состава с учетом зарубежного опыта по применению устройств поглощения энергии. Предложены основные направления для исследования обеспечения целостности подвижного состава и безопасности пассажиров в условиях аварийных столкновений.

Ключевые слова: пассивная безопасность; устройство поглощения энергии; деформация; удар.

 

Литература

  1. Беспалько С.В. Совершенствование технических требований к системам пассивной защиты электропоездов / С.В.Беспалько, М.А.Гордеев. – Мир транспорта. – Т. 13. – 2015. – № 5. – С. 230–237.
  2. Прочность подвижного состава при соударении // Железные дороги мира. – 2000 – № 4. – С. 32–36.
  3. Комбинированный буфер с деформируемым элементом // Железные дороги мира. – 2002. – № 9. – С. 50–54.
  4. Обеспечение безопасности для изделий других производителей [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://resource.voith.com/vt/publications/downloads/1994_r_g1712_rus_2013-03.pdf
  5. Dellner – Train connection systems couplers (Dellner – Железнодорожные автосцепные устройства) [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.dellner.se/Train_connection_systems_couplers.html

 

ЛЕОНОВА С.А., Самарский государственный университет путей сообщения, аспирант, старший преподаватель кафедры «Управление эксплуатационной работой»

О формировании системы транспортно-пересадочных узлов городского округа Самара

С. 58–61. 3 рис.

Рассмотрено создание и функционирование системы транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) в городском округе Самара в целях совершенствования организации пассажирских перевозок. Определена зависимость числа ТПУ от основных параметров городской транспортной сети. Предложен вариант размещения пересадочных узлов с учетом изменения структуры пассажиропотока.

Ключевые слова: транспортно-пересадочные узлы; городской пассажирский транспорт; структура пассажиропотока; алгоритм.

 

LEONOVA S.A., post-graduate Student of Samara state University of railway engineering

Formation of the system of transport hubs of the Samara city district

Zheleznodorozhny transport (The Railway Transport Magazine), 2019, № 8, pp. 58–61, 3 fig.

The question of creation and functioning of the system of transport hubs (TPU) in the city district of Samara in order to improve the organization of passenger traffic is considered. The dependence of the number of TPU on the main parameters of the urban transport network. The variant of placement of interchange nodes taking into account change of structure of a passenger traffic is offered.

Key words: transport hubs; urban passenger transport; passenger traffic structure; algorithm.

 

Литература

  1. Власов Д.Н. Транспортно-пересадочные узлы : монография / Д.Н.Власов. – 2-е изд. – М. : МГСУ, 2017. – 192 с. – (Библиотека научных разработок и проектов НИУ МГСУ).
  2. Железнов Д.В. Определение необходимого количества транспортно-пересадочных узлов в городах России / Д.В.Железнов, С.А.Леонова // Вестник транспорта Поволжья. –2017. – № 4. – С. 53–59.
  3. Леонова С.А. Подходы и методы в области создания, развития и функционирования транспортно-пересадочных узлов / С.А.Леонова // Наука и образование – транспорту: мат. междунар. научно-практ. конф..– Самара : Изд-во СамГУПС, 2017. – № 1. – С. 99–101.
  4. Цибулка Я. Качество пассажирских перевозок в городах / Я.Цибулка : пер с чеш. – М. : Транспорт, 1987. – 239 с.
  5. Ефремов И.С. Городской пассажирский транспорт и АСУ транспорта. Ч. 1. Теория городских пассажирских перевозок и АСУ городского транспорта / И.С.Ефремов, Г.А.Гольц. – М. : МЭИ, 1976. – 196 с.
  6. Пиир М.А. Определение необходимого количества пересадочных узлов при формировании комплексной транспортной системы крупного города / М.А.Пиир // Современное состояние и перспективы развития транспортных систем крупного города. – Свердловск, 1974. – С. 37–43.

 

СТАРОДВОРСКАЯ А.Н., Горьковская дирекция по эксплуатации зданий и сооружений, ведущий инженер, аспирант Самарского государственного университета путей сообщения

ТКО как груз для железнодорожного транспорта

С. 62–64.

Определены виды твердых коммунальных отходов (ТКО), прошедших обработку прессованием и брикетированием, которые можно перевозить железнодорожным транспортом. Описаны транспортные характеристики для каждого вида грузов из ТКО и вторичного сырья.

 

STARODVORSKAJA A.N., Gorky Directorate for operation of buildings and structures, lead engineer, post-graduate student of Samara state University of Railways

MSW as cargo for railway transport

Zheleznodorozhny transport (The Railway Transport Magazine), 2019, № 8, pp. 62–64.

The article identifies the types of municipal solid waste (MSW), past processing by pressing and briquetting, which can be transported by rail. For each type of cargo from MSW and recycled materials, transport characteristics are described.

Ключевые слова: железнодорожные перевозки, твердые коммунальные отходы (ТКО), характеристики ТКО, способы переработки и хранения.

 

Литература

  1. Балалаев А.Н. Подвижной состав для перевозки твердых коммунальных отходов / А.Н.Балалаев, А.Н.Стародворская // Наука и образование транспорту : мат. XI Междунар. научно-практ. конференции. Т. 1. – Самара : СамГУПС, 2018. – С. 7–10.
  2. Каталог технических и технологических решений при проектировании мусороперерабатывающих предприятий / [Электронный ресурс] / ПНИПУ. Пермь, 2015. URL: http://pstu.ru/files/file/adm/fakultety/katalog_ tehnicheskih_i_tehnologicheskih_resheniy_dlya_proektirovaniya_musoropererabatyvayuschih_predpriyatiy.pdf
  3. Управление техногенными отходами : учеб. пособие / [В.Н.Коротаев, Н.Н.Слюсарь, Я.А.Жилинская и др.]. – Пермь : Изд-во ПНИПУ, 2016. – 390 с.
  4. Санитарная очистка и уборка населенных мест : справочник / [А.Н.Мирный, Н.Ф.Абрамов, Д.Н.Беньямовский и др.]. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Стройиздат, 1990. – 413 с.
  5. Управление отходами. Сбор, транспортирование, прессование, сортировка твердых бытовых отходов : монография / [Я.И.Вайсман, В.Н.Коротаев, Н.Н.Слюсарь, В.Н.Григорьев]. – Пермь : Изд-во, 2012. – 236 с.

 

АЛЕКСАНДРОВИЧ Т.М., Октябрьский центр научно-технической информации и библиотек, ведущий инженер

Они были первыми

С. 65–68.

Подробно рассказано об истории образования и деятельности первых в России железнодорожных училищ – Александровского Елецкого технического железнодорожного училища и Бологовского технического железнодорожного училища. Приведены примеры учебного процесса и бытового уклада учебных заведений, представлены документальные свидетельства и статистические данные о выпускниках.

Ключевые слова: Елецкое техническое железнодорожное училище; Бологовское техническое железнодорожное училище.

 

ALEKSANDROVICH T.M., October center of scientific and technical information and libraries, leading engineer

They were the first

Zheleznodorozhny transport (The Railway Transport Magazine), 2019, № 8, pp. 65–68.

It is told in detail about the history of education and activity of the first railway schools in Russia – Alexander Yelets technical railway school and the Vologda technical railway school. Examples of the educational process and everyday life of educational institutions are given, documentary evidence and statistical data on graduates are presented.

Keywords: Yeletsky railway technical school; Bologovskiy technical railway school.

 

Музей железных дорог России. Натурные образцы

С. 69–74.

Представлены пассажирские вагоны, размещенные в новом корпусе (блок Н) Музея железных дорог России. Описание каждого вагона содержит его основные технические характеристики, краткие данные о типе, к которому он относится, сведения об эксплуатации натурного образца до поступления в музей. Статья является продолжением обзора натурных образцов Музея железных дорог России.

Ключевые слова: Музей железных дорог России; новый корпус; натурный образец; пассажирский вагон.

 

МИШИН И.М., Российский университет транспорта (МИИТ), аспирант кафедры «Вагоны и вагонное хозяйство»

Применение аддитивных технологий при ремонте подвижного состава

С. 75–77. 3 рис.

Описывается зарубежный опыт применения 3D-технологий для изготовления мелких деталей для нужд железнодорожного транспорта. Показаны преимущества использования 3D-принтеров, Приведены примеры применения аддитивных технологий крупными производителями в процессе производства и при дальнейшем обслуживании железнодорожной техники.

Ключевые слова: аддитивные технологии; 3D-принтеры; зарубежный опыт.

 

MISHIN I.M., Russian University of transport (MIIT), post-graduate student of the Department «Wagons and wagon economy»

The use of additive technologies in the repair of rolling stock abroad

Zheleznodorozhny transport (The Railway Transport Magazine), 2019, № 8, pp. 75–77, 3 fig.

The article describes the foreign experience of using 3D technologies for the manufacture of small parts for the needs of railway transport. The advantages of using 3D printers are shown, examples of application of additive technologies by large manufacturers in the production process and further maintenance of railway equipment are given.

Keywords: additive technologies; 3D printers.

 

Литература

  1. Гордеев А. Эпоха «электронных кузнецов» / А.Гордеев [Электронный ресурс] // Lru. URL: https://life.ru/t/русал/1097408/epokha_eliektronnykh_kuznietsov (дата обращения 19.04.2019).
  2. Яковлева М. Трехмерный прыжок: 3D-принтеры как один из ключевых инструментов «Индустрии 4.0» / М.Яковлева [Электронный ресурс] // Управление производством. URL: http://www.up-pro.ru/library/modernization/technologies/ trehmernyj-pryjok.html (дата обращения 19.04.2019).
  3. Siemens использует 3D-принртер Stratasys для ремонта поездов [Электронный ресурс] // youtube.com. 2018. URL: https://www.youtube.com/watch? v=gfIuwgq8N0Y (дата обращения 19.04.2019).
  4. Griffiths L. Angel Trains teams with ESG and Stratasys to 3D print replacement parts for rail industry / L.Griffiths [Электронный ресурс] // TCT Magazine. 10 Dec. URL: https://www.tctmagazine.com/3d-printing-news/angel-trains-esg-stratasys-3d-print-rail-parts/ (дата обращения 19.04.2019).
  5. Железные дороги Нидерландов начали печатать комплектующие на 3D-принтере [Электронный ресурс] // Центр транспортных стратегий. 10 сент. URL: https://cfts.org.ua/news/2018/09/10/zheleznye_dorogi_niderlandov_nachali _pechatat_komplektuyuschie_na_3d_printere_4934. (дата обращения 19.04.2019).
  6. В Латвии для локомотивов детали печатают на 3D-принтере [Электронный ресурс] // Центр транспортных стратегий. 2018. 29 янв. URL: https://cfts.org.ua/news/2018/01/27/v_latvii_dlya_lokomotivov_detali_pechatayut_na_3d_printere_45254 (дата обращение 19.04.2019).
  7. 3D-печать в авиастроении : рассказ инженера Boeing [Электронный ресурс] // Robo-hunter.com. URL: https://robo-hunter.com/news/3d-pechat-v-aviastroenii-rasskaz-injenera-boeing13552 (дата обращения 19.04.2019).
  8. Autodesk Netfabb. Комплексное решение для аддитивного производства [Электронный ресурс] // ПОИНТ. 2018. 26 янв. URL: https://www.pointcad.ru/novosti/autodesk-netfabb.-kompleksnoe-reshenie-dlya-additivnogo-proizvodstva (дата обращения 19.04.2019).

Читайте также: