Аннотации №09 2020

Журнал «Железнодорожный транспорт», № 9, 2020 г.

КОБЗЕВ С.А., ОАО «РЖД», заместитель генерального директора – главный инженер

Бережливая киберфизическая производственная система транспортной компании

С. 4–13. 9 рис.

Дается ретроспектива развития производственных систем транспортных компаний на примере ОАО «РЖД». Подчеркивается, что производственные системы являются одним из наиболее эффективных и перспективных интегрированных инструментов корпоративного менеджмента. Отмечается, что на современном этапе производственные системы нередко трактуются как киберфизические системы, т.е. предполагающие моделеориентированный подход и использование цифровых двойников для оптимизации процессов и построения прогностических стратегий. Приводится обсуждение современных киберфизических систем как с позиции корпоративного менеджмента (на основе бережливых производственных систем), так и на базе кибернетического подхода с использованием наблюдателей и модулей в контуре управления.

Ключевые слова: киберфизические системы; бережливое производство; цифровые двойники; моделеориентированный подход; производственная система; Индустрия 4.0.

ЛЕВИН Д.Ю., доктор технических наук, профессор, действительный член Российской академии естествознания

Обеспечение ниток графика движения поездами

С. 14–17. 2 рис.

Рассмотрены вопросы обеспечения ниток графика движения поездов локомотивами и локомотивными бригадами во взаимосвязи с планом формирования поездов. Проанализированы основные причины невыполнения графика движения поездов. Даны рекомендации по корректировке плана формирования поездов для на основе изменения глубины планирования составообразования.

Ключевые слова: план формирования поездов; график движения поездов; составообразование; поездообразование; нитки графика; вагонопотоки; планирование.

ШАБЕЛЬНИКОВ А.Н., АО «Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте» (АО «НИИАС»), заместитель генерального директора – директор Ростовского филиала АО «НИИАС», доктор технических наук, профессор

КОБЗЕВ В.А., Проектно-конструкторское бюро по инфраструктуре – филиал ОАО «РЖД» (ПКБ И), ведущий технолог отдела горочных систем и оборудования, доктор технических наук, профессор

ОЛЬГЕЙЗЕР И.А., Ростовский филиал АО «НИИАС», начальник отдела АСУ ЦС, кандидат технических наук

РОГОВ С.А., Ростовский филиал АО «НИИАС», начальник отдела информационных технологий, кандидат технических наук

Сортировочная станция: из прошлого в будущее

С. 18–21. 3 рис.

Рассмотрены проблемы и этапы развития железнодорожных сортировочных станций  от механизации до цифровизации, а также  направления дальнейшего совершенствования  их работы.

Ключевые слова: цифровая станция; сортировочная станция; сортировочная горка; безопасность роспуска составов; вагонные замедлители; интеллектуальные технологии; киберфизические системы.

ЕРОФЕЕВ А.А., УО «Белорусский государственный университет транспорта» (БелГУТ), проректор по научной работе, доцент, кандидат технических наук

ФЕДОРОВ Е.А., БелГУТ, заведующий кафедрой «Управление эксплуатационной работой и охрана труда»

ФЕДОРЦОВ М.В., начальник Конструкторско-технического центра Белорусской железной дороги

Автоматизированная система УСОГДП

С. 22–27. 10 рис.

Рассмотрены цели создания, структура и функции автоматизированной системы «Увязка составообразования на технических станциях с прогнозным графиком движения на железнодорожных участках» (УСОГДП), являющейся составной частью Комплексной системы управления поездной работой на полигоне Белорусской железной дороги. Показано, что УСОГДП, решая комплекс задач по планированию составообразования на полигоне и технических станциях дороги, позволяет повысить эффективность диспетчерского управления, оптимизировать процесс составообразования, сократить время нахождения поездов и локомотивов на технических станциях.

Ключевые слова: УСОГДП; Белорусская железная дорога; прогнозный график движения; техническая станция; составообразование.

ПИГЛОВСКИЙ Н.В., ОАО «РЖД», директор Проектно-конструкторско-технологического бюро пассажирского комплекса (ПКТБ Л)

Технологии комфорта и безопасности

С. 28–37. 11 рис.

Рассмотрены цели создания и история формирования Проектно-конструкторско-технологического бюро, его роль в современном инновационном процессе компании, приоритетные направления работы, наиболее интересные проекты и разработки, в которых участвуют специалисты ПКТБ Л. Намечены пути дальнейшего развития бюро как важного подразделения, обеспечивающего инженерную и нормативную поддержку деятельности пассажирского комплекса ОАО «РЖД».

Ключевые слова: пассажирский подвижной состав; пассажирская инфраструктура; нормативно-техническая документация; переоборудование вагонов; капитально-восстановительный ремонт; оборудование вагонов; обслуживание и ремонт; моторвагонный подвижной состав.

ВЕРБОВ Д.М., ОАО «РЖД», начальник Центра инновационного развития (ЦИР) ЧЕРНУХА А.В., ОАО «РЖД», первый заместитель начальника ЦИР

ОРЕХОВ Д.В., ОАО «РЖД», начальник отдела ЦИР

ОПЛАЧКО А.В., ОАО «РЖД», заместитель начальника отдела

КЛЕФОРТОВ Д.Б., ОАО «РЖД», ведущий технологи ЦИР

Управление интеллектуальной собственностью в ОАО «РЖД»

С. 38–41. 4 рис.

Рассмотрены инновационные технические средства и технологии, обеспечивающие долгосрочный рост эффективности железнодорожных перевозок и сокращение косвенных затрат в целях повышения конкурентоспособности.

Ключевые слова: интеллектуальная собственность; железнодорожные перевозки; инновационные проекты; правовая охрана технических решений; правовая инвентаризация; бренд ОАО «РЖД».

ПОКРОВСКАЯ О.Д., Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС), профессор кафедры «Железнодорожные станции и узлы», доцент, доктор технических наук

Институтский наставник – важный элемент «Нового звена»

С. 42–43. 2 рис.

Представлен новый формат наставничества в рамках конкурса «Новое звено» – институтский наставник. Показано, что он позволит готовить комплексные, крупномасштабные проекты уже на первом этапе конкурса, а также объединять интеллектуальный потенциал студентов и аспирантов отраслевых вузов, молодых сотрудников ОАО «РЖД» и ученых. Заявлена готовность сотрудников ПГУПС разработать перечень показателей эффективности и реализовать институтское наставничество.

Ключевые слова: конкурс «Новое звено»; институтский наставник; комплексный проект; эффективность подготовки проектов к конкурсу.

ОХОТНИКОВ А.Л., АО «Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте» (АО «НИИАС»), заместитель руководителя Центра стратегического анализа и развития

Системы технического зрения: тенденции развития

С. 44–51. 8 рис.

Рассмотрена эволюция систем технического зрения (СТЗ), предназначенных для реализации процесса управления транспортными средствами. Проанализировано их применение в различных областях транспортной отрасли с указанием уровня автоматизации. Описаны составляющие СТЗ и их функционал, состояние научных разработок в мире и в России. Указаны основные задачи, ограничения и тренды развития СТЗ для обнаружения препятствий на железнодорожном транспорте.

Ключевые слова: беспилотный транспорт; автоматическое управление; системы технического зрения; определение препятствий; комплексирование данных.

OKHOTNIKOV A.L., Deputy Head. Strategic analysis and development center

Research and Design Institute for Information Technology, Signalling and Telecommunications on Railway Transportation (JSC NIIAS)

Technical vision systems: development trends

Zheleznodorozhny transport (The Railway Transport Magazine), 2020 № 9, pp. 44–51, 8 fig.

The article describes the evolution of technical vision systems (TVS) intended for the implementation of the vehicle management process is considered. Their application in various areas of the transport industry is analyzed, indicating the level of automation. The article describes the components of TVS and their functionality, the state of scientific developments in the world and Russia. The main tasks, limitations and trends in the development of TVS for detecting obstacles in railway transport are indicated.

Keywords: unmanned transport; automatic control; technical vision systems; obstacle detection; data aggregation.

МОРОЗОВА С.А., Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА), студентка 3-го курса бакалавриата юриспруденции Института проекуратуры

Об административной ответственности граждан за нарушения правил на железнодорожном транспорте

С. 54–57. 6 рис.

Рассматриваются вопросы эффективности существующей административной ответственности граждан за нарушение правил безопасности на железнодорожном транспорте.

Ключевые слова: железнодорожный транспорт; административная ответственность; «зацепинг».

КАТИН В.Д., Дальневосточный государственный университет путей сообщения (ДВГУПС), профессор кафедры «Техносферная безопасность», доктор технических наук

ЛУЦЕНКО А.Н., ДВГУПС, доцент кафедры «Техносферная безопасность», кандидат технических наук

Экологический способ перевозки нефтепродуктов

С. 58–59. 2 рис.

Предложен один из подходов к решению проблемы предупреждения разливов нефти и нефтепродуктов, а именно самоустанавливающийся гибкий вкладыш, позволяющий снизить риски инцидентов и чрезвычайных ситуаций при перевозке наливных грузов в железнодорожных вагонах-цистернах.

Ключевые слова: железнодорожный транспорт; нефть и нефтепродукты; экологическая безопасность; вагон-цистерна; гибкий вкладыш.

ВАКУЛЕНКО С.П., директор Института управления и цифровых технологий (ИУЦТ) РУТ (МИИТ), кандидат технических наук, профессор

Подготовка высококвалифицированных кадров для пассажирского комплекса холдинга «РЖД»

С. 60–62. 2 рис.

Рассмотрена задача усиления подготовки высококвалифицированных кадров для пассажирского комплекса. Проанализирована новая программа магистратуры по направлению «Наземные транспортно-технологические комплексы» с направленностью «Пассажирский комплекс железнодорожного транспорта».

Ключевые слова: высококвалифицированные кадры; магистратура; железнодорожный транспорт; пассажирский комплекс; пассажирские перевозки.

БОРОДИН А.Ф., АО «Институт экономики и развития транспорта (АО «ИЭРТ», заведующий отделением эксплуатации железных дорог и взаимодействия транспортных систем, доктор технических наук, профессор

ПАНИН В.В., АО «ИЭРТ», заместитель генерального директора, кандидат технических наук, доцент

ПРОКОФЬЕВА Е.С., Российский университет транспорта (МИИТ), первый заместитель директора Института управления и цифровых технологий (ИУЦТ), кандидат технических наук, доцент

БОРОДИНА Е.В., РУТ (МИИТ), доцент кафедры «Управление эксплуатационной работой и безопасностью на транспорте», кандидат технических наук

СЕРГИЕНКО В.К., РУТ (МИИТ), заместитель директора ИУЦТ по молодежной политике, старший преподаватель кафедры «Управление эксплуатационной работой и безопасностью на транспорте»

С учетом специализации линий и современных перевозочных технологий

С. 63–66. 1 рис.

Рассмотрены новые подходы в обучении студентов железнодорожного вуза с учетом изменения технологических принципов организации эксплуатационной работы, специализации железнодорожных линий по видам движения и потребности компании в инженерах, обладающих высокой квалификацией. Приведены принципы обучения специалистов по технологии «авторский класс», проанализированы основные преимущества образовательного процесса в таком формате.

Ключевые слова: «авторский класс»; образовательные технологии; специализация железнодорожных линий; классификация железнодорожных линий; обучение студентов

НЕПОМНЯЩИХ Е.В., Забайкальский институт железнодорожного транспорта (ЗабИЖТ), старший преподаватель кафедры «Строительство железных дорог»

КОМИСАРЧУК Г.С., ЗабИЖТ, старший преподаватель кафедры «Управление процессами перевозок»

Интеллектуальные приложения открывают новые возможности

С. 67–69. 5 рис.

Обоснована целесообразность создания мобильных приложений в виде интеллектуальной игры, направленных на проверку знаний о железнодорожном транспорте. Проанализирована востребованность подобных игр на рынке мобильных приложений и предложен интерфейс новой игры.

Ключевые слова: инновации; мобильное приложение; игра; бренд; железнодорожный транспорт.

NEPOMNYASHCHIKH E.V., Transbaikal Railway Institute, Senior Teacher

KOMISARCHUK G.S., Transbaikal Railway Institute, Senior Teacher

Intelligent applications open up new opportunities

Zheleznodorozhny transport (The Railway Transport Magazine), 2020 № 9, pp. 67–69, 5 fig.

The feasibility of creating mobile applications in the form of an intelligent game aimed at testing knowledge about railway transport is justified. The demand for such games in the market of mobile applications was analyzed and the interface of the new game was offered.

Key words: innovations; mobile application; game; brand; railway transport.

ЕЖЕЛЯ У.В., Дальневосточный государственный университет путей сообщения, доцент кафедры теории и истории государства и права, кандидат исторических наук

ЦИПКИН Ю.Н., профессор, доктор исторических наук

Опыт советско-китайского сотрудничества в сфере железнодорожного транспорта в 1950–1960-е гг.

С. 70–73. 6 рис.

На примере сотрудничества в железнодорожной области прослежена история развития в 1950–1960-е годы добрососедских связей между КНР и приграничными советскими территориями – Забайкальем и Дальним Востоком. Представлены данные о международных грузовых железнодорожных перевозках в указанный период через советско-китайские пограничные коридоры. Рассказано о встречах железнодорожников, а также преподавателей и студентов транспортных вузов двух стран, проведении совместных научных и культурных мероприятий, других фактах народной дипломатии.

Ключевые слова: железнодорожный транспорт; советско-китайское сотрудничество; пограничный коридор; народная дипломатия.

БОГОМАЗОВ Н.И., Санкт-Петербургский государственный университет, доцент кафедры новейшей истории России, кандидат исторических наук

Варшавско-Венская железная дорога

С. 74–77. 6 рис.

Описана одна из первых железных дорог Российской империи – Варшавско-Венская железная дорога: история ее строительства.

Ключевые слова: Варшавско-Венская железная дорога; транспортная система; паровая тяга; паровозные и паровозно-вагонные мастерские; грузооборот; пассажирское движение; первая пенсионная касса для железнодорожников.

Читайте также: