Аннотации №08 2020

Журнал «Железнодорожный транспорт», № 8, 2020 г.

МЕХЕДОВ М.И., АО «ВНИИЖТ», заместитель генерального директора – директор Научного центра «Цифровые модели перевозок и технологии энергосбережения» (НЦ «ЦМПЭ»), кандидат технических наук

СОТНИКОВ Е.А., АО «ВНИИЖТ», главный научный сотрудник, профессор, доктор технических наук

МЕХЕДОВА Е.А., АО «ВНИИЖТ», ведущий технолог НЦ «ЦМПЭ»

Оценка влияния выполнения графика движения поездов на качество пассажирских перевозок

С. 4–8. 4 рис.

Рассмотрены понятие качества пассажирских перевозок и его влияние на формирование имиджа ОАО «РЖД». Названы и проанализированы основные причины нарушений графика движения пассажирских поездов. Даны рекомендации по развитию системы нормирования и учета расписаний пассажирских поездов и повышению уровня удовлетворенности пассажиров услугами железнодорожного транспорта.

Ключевые слова: пассажиропоток; график движения поездов; нормирование; целевые показатели; нормативный график; претензии; ПТЭ.

ЛАХМЕТКИНА Н.Ю., Российский университет транспорта (РУТ (МИИТ)), доцент кафедры «Логистические транспортные системы и технологии», кандидат технических наук

МАКАРОВА А.М., ООО «ТрансЛес», ведущий специалист отдела продаж «Восток»

О логистике порожнего пробега

С. 9–11. 2 рис.

Рассмотрено эффективное использование технических и эксплуатационных возможностей транспортной инфраструктуры в целях ее адаптации к требованиям современных перевозок для развития грузовых перевозок и логистики как один из приоритетов транспортной политики. Проанализированы мероприятия по сокращению порожнего пробега подвижного состава при использовании транспортно-логистического центра станции Тайшет Восточно-Сибирской дороги. Особое внимание уделено проблеме отсутствия развитой транспортно-логистической инфраструктуры в регионе пересечения крупных транспортных потоков и высоким затратам операторов на порожний пробег.

Ключевые слова: транспортная инфраструктура; транспортно-логистический центр; порожний пробег; порожний подвижной состав; логистика.

САВИЦКИЙ А.Г., Научно­исследовательский и проектно­конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте (АО «НИИАС»), ведущий научный сотрудник отделения автоматизации маневровой работы, кандидат технических наук

Построение системы управления технологическим процессом станции

С. 12–18. 2 рис.

Предложены пути решения задачи создания станции, автоматически реализующей полный цикл технологических операций с вагоном, контролирующей соблюдение требований безопасности движения поездов и охраны труда, формирующей достоверную аналитическую, отчетную и учетную информацию в режиме реального времени и выполняющую другие операции. Представлены подготовленные специалистами АО «НИИАС» технические предложения по созданию Комплексной системы автоматического управления технологическим процессом железнодорожной станции, направленные на совершенствование технологии работы и существующих локальных автоматизированных систем в целях их приведения в соответствие утвержденной концепции «Цифровая железнодорожная станция».

Ключевые слова: концепция «Цифровая железнодорожная станция»; Комплексная система автоматического управления технологическим процессом железнодорожной станции; автоматизация полного цикла технологических операций с вагоном.

ПОКРОВСКАЯ О.Д., Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС), профессор кафедры «Железнодорожные станции и узлы», доцент, доктор технических наук

НОВИКОВА И.Д., ПГУПС, аспирант-стажер

ЗАБОЛОЦКАЯ К.А., ПГУПС, студентка пятого курса

Цифровая платформа «Терминальная сеть» как инструмент бизнеса в один клик

С. 20–24. 4 рис.

Предложена концепция создания цифровой платформы для управления терминальной сетью железнодорожного транспорта. Рассмотрен функционал единой цифровой платформы «Терминальная сеть» для онлайн-взаимодействия участников перевозочного процесса и заключения смарт-контрактов с обеспечением агрегации («сборки») комплексной транспортно-логистической услуги  и прозрачности бизнес-информации для всех участников перевозок. Охарактеризованы технология работы, инструментарий и структура предлагаемой цифровой платформы.

Ключевые слова: комплексная транспортно-логистическая услуга; цифровая платформа; терминальная сеть; бизнес-инструменты; взаимодействие с клиентами.

POKROVSKAYA O.D., Emperor Alexander I St. Petersburg state transport University (PGUPS), Doctor of Technical Sciences, Associate Professor, Professor of «Railway stations and nodes» department

NOVIKOVA I.D., PGUPS, graduate student Intern

ZABOLOTSKAYA K.A., PGUPS, 5th year student

Digital platform «Terminal network» as a business tool in one click

Zheleznodorozhny transport (The Railway Transport Magazine), 2020 № 8, pp. 20–24, 4 fig.

Abstract: the article proposes the concept of creating a digital platform for managing the railway terminal network. The functionality of a single digital platform for online interaction of participants in the transportation process and the conclusion of smart contracts with the provision of aggregation («Assembly») of complex transport and logistics services and transparency of business information for all participants in transportation is considered. The technology, tools and structure of the proposed digital platform are described.

Keywords: JSC «Russian Railways»; integrated transport and logistics service; digital platform; terminal network; business tools; interaction with customers.

ПОПАДЮК А.Ю., Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС), аспирант кафедры «Логистика и коммерческая работа»

Технологическая структура транспортно-логистической блокчейн-платформы для компании ОАО «РЖД»

С. 25–29. 7 рис.

Рассматриваются способы совершенствования сотрудничества компании ОАО «РЖД» с участниками перевозочного процесса в области технологии распределенного реестра данных. Анализируется опыт использования блокчейна с выделением ключевых особенностей распределенного реестра в сфере транспортно-логистических услуг. Определяется технология работы закрытого блокчейна и технологическая схема взаимодействия участников перевозочного процесса, использующих общую блокчейн-платформу.

Ключевые слова: ОАО «РЖД»; блокчейн; децентрализация; распределенный реестр данных; цифровизация; логистика; цифровая экономика; Hyperledger Fabric; клиентоориентированность.

МНАЦАКАНОВ В.А., генеральный директор ООО «ТОМАК, ЛТД», кандидат технических наук

О выборе системы тяги для ВСМ России

С. 30–35. 1 рис.

Приведены аргументы в пользу применения на электрифицированных железнодорожных линиях в нашей стране высоковольтной системы тяги (ВСТ) постоянного тока. Упомянуты исследования и эксперименты, проводившиеся в ХХ в. в рамках данной темы. Показано, что при современном развитии преобразовательной техники возможно создать ВСТ постоянного тока с многоуровневым напряжением в контактной сети, имеющую преимущества перед традиционными системами электротяги переменного и постоянного тока. Подчеркнута целесообразность использования ВСТ постоянного тока при строительстве в России высокоскоростных магистралей.

Ключевые слова: высоковольтная система тяги постоянного тока; высокоскоростная магистраль; многоуровневое напряжение; цифровой трансформатор постоянного напряжения.

НАБОЙЧЕНКО И.О., кандидат технических наук

МАНСУРОВ В.А., технический директор научно-производственного предприятия «Горизонт» (г. Екатеринбург)

АРЖАННИКОВ Б.А., профессор Уральского государственного университета путей сообщения, директор научно-производственного предприятия «Электромаш» (г. Екатеринбург»), доктор технических наук, Заслуженный работник транспорта Российской Федерации

Повышение эффективности системы электрической тяги переменного тока

С. 36–42. 8 рис.

Отмечено, что одним из путей повышения технико-энергетической эффективности тягового электроснабжения переменного тока является переход на трехфазную систему электрической тяги. Кратко рассмотрены примеры использования данной системы в мире, перечислены причины отказа от нее во второй половине ХХ в. Предложено использовать усовершенствованный вариант трехфазной системы, лишенный основных недостатков, присущих прежним вариантам. Описано принципиальное устройство усовершенствованной системы с двойной воздушной линией и вертикальным расположением устройств токосъема, отмечены ее преимущества перед существующей однофазной системой электротяги. Сделан вывод о необходимости испытания предлагаемой трехфазной системы на одном из действующих железнодорожных участков.

Ключевые слова: тяговое электроснабжение; трехфазная система электрической тяги; двойная воздушная линия; вертикальный токосъем.

ЛИСИЦЫН А.И., ОАО «РЖД», директор Проектно-конструкторского бюро по инфраструктуре – филиала ОАО «РЖД»

Современные технические средства и эффективные технологии для инфраструктурного комплекса

С. 43–49. 8 рис.

Рассмотрены история возникновения и деятельность Проектно-конструкторского бюро по инфраструктуре, существующие сегодня подразделения предприятия, их роль в современном инновационном процессе компании, приоритетные направления работы, наиболее интересные проекты и разработки, в которых участвуют специалисты ПКБ И. Намечены пути дальнейшего развития ПКБ И как важного подразделения, обеспечивающего инженерную и нормативную поддержку деятельности всего инфраструктурного комплекса ОАО «РЖД».

Ключевые слова: инфраструктура; путь и путевое хозяйство; путевые машины; электрификация и энергетическое хозяйство; сигнализация и связь; верхнее строение; стрелочные переводы; нормативные документы; экспертиза проектов; метрология; балластная призма.

АЛЕКСАНДРОВИЧ Т.М., Октябрьский центр научно-технической информации и библиотек, ведущий инженер

Роль железных дорог в эвакуации населения и производительных сил

С. 63–68. 7 рис.

Рассмотрены организованные в Советском Союзе в начале Великой Отечественной войны эвакуация населения и промышленных предприятий на восток страны и быстрое налаживание производства вооружений и военной техники.

Ключевые слова: эвакуация населения; эвакуация производительных сил; производство вооружений и военной техники; железные дороги; перестройка работы железнодорожного транспорта.

КРИВУЛЯ С.Д., доктор медицинских наук, заслуженный врач РФ, почетный железнодорожник; главный государственный санитарный врач на железнодорожном транспорте в 1987–2003 гг.

Медико-санитарная служба на железнодорожном транспорте в 1941–1945 гг.

С. 69–73. 7 рис.

Рассмотрена работа железнодорожной медико-санитарной службы в годы Великой Отечественной войны. Особое внимание уделено предупреждению и ликвидации инфекционных болезней и эпидемий. Рассказано о дезинфекционных мероприятиях, перевозках раненых и больных в военно-санитарных поездах и оказании им в пути следования необходимой медицинской помощи.

Ключевые слова: медико-санитарная служба на железнодорожном транспорте; дезинфекционные мероприятия; противоэпидемиологические мероприятия; военно-санитарные поезда.

ТЮЛЕНЕВ Н.И., ведущий юрисконсульт Калининградской железной дороги – филиала ОАО «РЖД»

Особенности введения IV железнодорожного пакета ЕС

С. 74–77.

Рассмотрен рынок железнодорожных перевозок в Европейском союзе, находящийся в стадии реформирования, в свете развития конкуренции, повышения уровня безопасности железнодорожного движения, а также совместимости железнодорожных инфраструктур. Проанализированы основные тенденции правого регулирования и рыночного развития в рамках реформы. Основное внимание уделено техническому направлению IV железнодорожного Европакета как основы совместимости железных дорог стран – членов ЕС.

Ключевые слова: железная дорога; IV железнодорожный Европакет; совместимость железных дорог; железнодорожная инфраструктура; подвижной состав; ERTMS;, пространство 1520.

Читайте также: