Аннотации №08 2021

Журнал «Железнодорожный транспорт», № 8, 2021 г.

МЕХЕДОВ М.И., заместитель генерального директора АО «ВНИИЖТ» – директор научного центра «Цифровые модели перевозок и технологии энергосбережения»

Совершенствование перевозочного процесса на основе научно-исследовательских проектов

С. 4–9. 8 рис.

Рассмотрены вопросы повышения качества перевозочных услуг на основе новейших научно-технических достижений. Рассказано о разработках Научного центра «Цифровые модели перевозок и технологии энергосбережения», оптимизирующих производственные транспортные процессы. Предложены современные методы определения лимитирующих участков железнодорожных полигонов. Приведены примеры успешного использования предложенных методик для повышения качества эксплуатационной работы.

Ключевые слова: перевозочный процесс; АПК ЭЛЬБРУС; цифровая прогнозная макро-модель; программный продукт; технологическое «окно»; интенсификация перевозок; станции; железнодорожная сеть; лимитирующие участки.

ОСЬМИНИН, А.Т., заместитель председателя Объединенного ученого совета ОАО «РЖД» по научному развитию и взаимодействию, профессор, доктор технических наук

КАБАНОВ, А.В., начальник Управления реинжиниринга процессов и цифровой трансформации Центра фирменного транспортного обслуживания – филиала ОАО «РЖД»

Динамическая модель загрузки инфраструктуры ОАО «РЖД»

С. 10–19. 16 рис.

Рассказано о разработке динамической модели загрузки инфраструктуры ОАО «РЖД (ДМ ЗИ). Рассмотрены цели создания модели, ее основные функции и алгоритм работы. Отмечена необходимость организации информационного взаимодействия автоматизированных систем по определенной схеме и включение в контур расчетов экономической составляющей.

Ключевые слова: перевозочный процесс; ДМ ЗИ; динамическая модель; перерабатывающая способность; планирование перевозок; план формирования; АС ЭТРАН; цифровая трансформация; организация вагонопотоков; ОАО «РЖД»; ИСУ ПП; загрузка инфраструктуры; программное обеспечение.

Ключевые слова: вакуумный магнито-левитационный транспорт (ВМЛТ); раздельные пункты ВМЛТ; взаимодействие ВМЛТ с другими видами транспорта.

ВАКУЛЕНКО С.П., Российский университет транспорта (РУТ (МИИТ)) директор Института управления и цифровых технологий, кандидат технических наук, профессор

КУРЕНКОВ П.В., РУТ (МИИТ), доктор экономических наук, профессор

РОМЕНСКИЙ Д.Ю., РУТ (МИИТ), научный сотрудник

КАЛИНИН К.А., РУТ (МИИТ), научный сотрудник

РОМЕНСКАЯ М.В., РУТ (МИИТ), научный сотрудник

Политранспортная логистика перевозок каменного угля на Дальневосточном полигоне

С. 20–26. 4 рис.

Рассмотрены перспективы развития смешанных железнодорожно-речных перевозок в Восточной части России в условиях дефицита провозной способности Транссибирской и Байкало-Амурской железнодорожных магистралей. Обосновано, что в условиях дальнейшего наращивания перевозок угля и других массовых грузов на экспорт становится актуальным развитие перевозок по реке Амур и перенаправление туда части грузопотоков.

Ключевые слова: смешанные перевозки; железнодорожный транспорт; взаимодействие видов транспорта; речной транспорт; логистика; река Амур.

ЛИСИЦЫН А.И., ОАО «РЖД», начальник Департамента экологии, охраны труда и  промышленной безопасности

Цифровые технологии в охране труда

С. 30–33. 4 рис.

Рассказывается о системной работе в ОАО «РЖД» по предупреждению случаев производственного травматизма с применением новых подходов в построении системы управления охраной труда, в том числе с использованием автоматизированных систем управления

Ключевые слова: охрана труда; производственный травматизм;  человеческий фактор; проведение инструктажей; выдача нарядов-допусков на производство работ; цифровые технологии.

РЕПИН Д.Р., АО «Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте» (АО «НИИАС»), инженер-конструктор 1 категории Отдела информационного и цифрового развития.

НАУМОВА Е.В., АО «НИИАС», инженер-конструктор 1 категории Отдела информационного и цифрового развития

Математическое моделирование процесса торможения локомотива для выбора элементов СТЗ

С. 34–37. 5 рис.

Рассмотрены принципы работы и состав систем технического зрения (СТЗ), применяющихся на железнодорожном транспорте. Показано, что в целях повышения эффективности определения расстояния до препятствия важно правильно подобрать дальность измерений лазерного дальномера, информация от которого применяется при расчете целевого ускорения торможения (определения ступени торможения). Представлен процесс моделирования процесса торможения локомотива при различных начальных скоростях движения, позволяющий сделать выводы о минимально необходимой дальности работы лазерного дальномера и рекомендуемой максимальной скорости на участках со сниженной видимостью.

Ключевые слова: система технического зрения (СТЗ); моделирование процесса торможения локомотива; беспилотный железнодорожный транспорт.

СТАРОВОЙТОВ С.А., Проектно-конструкторское бюро локомотивного хозяйства ОАО «РЖД» (ПКБ ЦТ), инженер

Перспективные системы тягового привода

С. 38–40. 2 рис.

Рассказывается о приоритетных направлениях в области разработки и внедрения энергетически эффективного тягового подвижного состава на базе последних достижений научно-технического прогресса.

Ключевые слова: тяговый привод; коллекторный тяговый электродвигатель; бесколлекторный тяговый электродвигатель; локомотивный парк.

ЦХОВРЕБОВ Э.С., независимый исследователь, доцент, кандидат экономических наук

О понятии и ресурсной ценности отходов предприятий железнодорожного транспорта

С. 41–48. 1 рис.

Описывается решение приоритетных отраслевых проблем обращения с отходами в ОАО «РЖД» как одном из крупнейших природопользователей в Российской Федерации. Рассказывается о методических подходах, методике и рекомендации автора по установлению понятия «ресурсная ценность отхода» и количественной оценке данного показателя.

Ключевые слова: ресурсная ценность отхода; обращение с отходами; повторное применение отходов; предприятия железнодорожного транспорта; природоохранная деятельность; ресурсосбережение.

КИСЕЛЁВ И.П., Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС), инженер путей сообщения, профессор кафедры «Строительство дорог транспортного комплекса», доктор исторических наук

КИТУНИН А.А. ПГУПС, инженер путей сообщения, доцент кафедры «История, философия, политология и социология», кандидат исторических наук

Перспективы грузовых высокоскоростных перевозок

С. 65–72. 6 рис.

Вторая часть статьи, посвященной грузовым высокоскоростным железнодорожным перевозкам. Даны общие сведения о таких перевозках, оценены перспективы их развития, указаны категории товаров, для которых данные перевозки могут стать наиболее востребованными. Отмечена неоднозначность понятия «высокоскоростной поезд» применительно к грузовому движению. Описаны опыт эксплуатации высокоскоростных и скоростных грузовых электропоездов в Германии, эксперименты в Японии по доставке срочных грузов.

Ключевые слова: высокоскоростное движение; грузовые высокоскоростные перевозки; грузовой электропоезд.

ЗЕНКИНА М.П., АО «ИЭРТ», отделение развития транспортного рынка, отдел внешнеторговых перевозок, инженер 1 категории

ЗАКОВОРОТНЫЙ А.В., АО «ИЭРТ», отделение развития транспортного рынка, отдел прогноз0ирования региональных перевозок, инженер

Инновационные типы контейнеров для сыпучих грузов

С. 73–77. 6 рис.

Отмечается, что развитие современных грузовых интермодальных перевозок наряду с повышением эффективности логистики и управления цепями поставок базируется на совершенствовании технической составляющей, в том числе на внедрении инновационных типов контейнеров для перевозок грузов.

Ключевые слова: контейнерные перевозки; контейнеры для сыпучих грузов; интермодальные перевозки.

Читайте также: