Аннотации №09 2022

Журнал «Железнодорожный транспорт», № 9, 2022 г.

ЛЁВИН Б.А., президент Российского университета транспорта (РУТ (МИИТ)), председатель Совета по образованию и науке при Координационном транспортном совещании государств – участников СНГ, доктор технических наук, профессор

Развивать сотрудничество в сфере науки и образования

С. 8–11. 3 рис.

Рассказывается о реализации Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2030 года, нацеленной на формирование общего транспортного пространства, построенного на эффективном, бесперебойном и безопасном функционировании транспортных коридоров, обслуживающих транзитные грузовые и пассажирские перевозки как в интермодальном, так и в мультимодальном режимах.

Ключевые слова: транспортный комплекс; сотрудничество в сфере науки и образования; Совет по образованию и науки; базовая организация.

МОСКВИЧЕВ О.В., Самарский государственный университет путей сообщения (СамГУПС), заведующий кафедрой «Управление эксплуатационной работой», доктор технических наук, доцент

МОСКВИЧЕВА Е.Е., СамГУПС, доцент кафедры «Технологии грузовой и коммерческой работы, станции и узлы», кандидат технических наук

МИЩЕНКО Е.А., СамГУПС, старший преподаватель кафедры «Управление эксплуатационной работой»

На основе сквозного контроля сроков доставки грузов и порожних вагонов

С. 12–16. 4 рис.

Выявлены основные причины нарушения сроков доставки грузов. Рассказано об автоматизированных системах управления, позволяющих отслеживать данный показатель. Предложена концептуальная модель организации продвижения вагонопотоков на основе сквозного контроля сроков доставки грузов. Приведены ее основные функции. Рассмотрена эффективность применения данной технологии.

Ключевые слова: срок доставки грузов; железнодорожные линии; вагонопотоки; автоматизированные системы; концептуальная модель; риск-ориентированный контроль.

Литература

Комплексная оценка эффективности назначения масс составов грузовых поездов в условиях реализации полигонных технологий / [О.В.Москвичев, В.И.Александров, Е.В.Александров и др.] // Железнодорожный транспорт. – 2018. – № 10. – С. 9–12.

Москвичев О.В. Концептуальная модель организации продвижения вагонопотоков на основе сквозного контроля сроков доставки грузов / О.В.Москвичев, Е.А.Мищенко, С.Н.Титаренко // Вестник ВНИИЖТ. – 2022. – Т. 81. – № 2. – С. 179–187.

Осьминин А.Т. В рамках цифровом трансформации перевозочного процесса / А.Т.Осьминин, С.Е.Ададуров // Железнодорожный транспорт. – 2020. – № 10. – С. 4–10.

Осьминин А.Т. Оптимизация порожних вагонопотоков в современных условиях / А.Т.Осьминин, Д.М.Вербов, А.А.Шатохин // Железнодорожный транспорт. – 2022. – № 4. – С. 4–11.

Сокращение срока доставки грузов за счет организации движения соединенных грузовых поездов в период предоставления «окон» / [О.В.Москвичев, В.И.Александров, Е.В.Александров и др.] // Наука и образование транспорту. – 2018. – № 1. – С. 95–97.

Формирование процессной модели картирования сквозных процессов ОАО «РЖД» / [О.В.Ефимова, Е.Б.Бабошин,Б.В.Игольников и др.] // Бюллетень Объединенного ученого совета ОАО «РЖД». – 2018. – № 2. – С. 50–57.

Matsiuk V. A study of the technological reliability of railway stations by an example of transit trains processing / V.Matsiuk // Eastern-European Journal of Enterprise Technologies. – 2017. – Vol. 1. – № 3 (85). – Pp. 18–24.

Negrey V. Synergetic approach to the calculation of one-group train formation plan. / V.Negrey, K.Shkuryn // Science and Transport Progress Bulletin of Dnipropetrovsk National University of Railway Transport. – 2018. – № 5 (77). – Pp. 53–64.

Zubkov V. Information and Intelligent Models in the Management of Transport and Logistics Systems / V.Zubkov, N.Sirina // Lecture Notes in Civil Engineering. – 2022. – Vol. 180. – Pp. 433–445.

Zhuravleva N. Mathematical description and modelling of transportation of cargoes on the base digital railway / N.Zhuravleva, I.Guliy, M.Polyanichko // Vide. Tehnologija. Resursi – Environment, Technology, Resources, Rezekne, 20–22 июня 2019 г. – Rezekne : Rēzeknes Tehnoloģiju akadēmija, 2019. – Pp. 175–179.

АНДРЕЕВА Л.А., АО «Промтрансниипроект», заместитель директора по науке, заместитель председателя технического комитета ТК 246 «Контейнеры», доктор технических наук

САМУСЕВ Н.С., Российский университет транспорта (РУТ (МИИТ)), старший преподаватель кафедры «Международный транспортный менеджмент и управление цепями поставок»

Конкурентный анализ транспортно-логистических компаний

С. 17–18.

Рассмотрены вопросы организации перевозок экспресс-грузов. Перечислены основные критерии, которыми руководствуются клиенты при выборе той или иной транспортно-логистической компании, осуществляющей такие перевозки. Показано, что подобный выбор является многокритериальной задачей, которая может быть решена методами рейтинговых оценок и доминирующих характеристик. В качестве примера приведен конкурентный анализ компаний, выполняющих экспресс-перевозки на маршрутах Пекин – Москва, Шанхай – Москва и Владивосток – Санкт-Петербург.

Ключевые слова: экспресс-перевозка; транспортно-логистическая компания; многокритериальная задача; метод рейтинговых оценок; метод доминирующих характеристик; конкурентный анализ.

Литература

Деловые линии Отправить груз [Электронный ресурс]. – Режим доступа :https://www.dellin.ru/ (Дата обращения 17.07.2022).

Контейнерные поезда [Электронный ресурс]. – Режим доступа :https://www.rzdlog.ru/services/main/container_trains/ (Дата обращения 18.07.2022).

Отправляйте грузы вместе DHL Express [Электронный ресурс]. – Режим доступа :https://express.dhl.ru/ (Дата обращения 15.07.2022).

ПЭК:Global Международные грузоперевозки [Электронный ресурс]. – Режим доступа :https://pecom.ru/global/ (Дата обращения 18.07.2022).

СДЭК Калькулятор [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://www.cdek.ru/ru/(Дата обращения 17.07.2022).

Таможенный кодекс Евразийского экономического союза  [Электронный ресурс] .– Режим доступа : https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=380602&dst=100083#X2G5AATeipzFqCH72 (Дата обращения 15.07.2022).

ПЕВЗНЕР В.О., АО «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» (АО «ВНИИЖТ»), главный научный сотрудник Научного центра «Путевая инфраструктура и вопросы взаимодействия колесо – рельс», доктор технических наук, профессор

ШЕНФЕЛЬД К.П., АО «ВНИИЖТ», исполнительный директор, доктор технических наук

Особенности работы пути в современных условиях

С. 22–26. 6 рис.

Показано, что рост осевой нагрузки вагонов и массы грузовых поездов, использование для вождения тяжеловесных поездов локомотивов повышенной мощности, в том числе многосекционных, приводит к увеличению деформаций пути в вертикальной плоскости, а также к росту действующих на путь продольных сил. Отмечено, что такая тенденция требует уточнения состава показателей, входящих в систему оценки силовой нагруженности пути и связанных с этой системой нормативных и технических документов. Предложено использовать разработанный АО «ВНИИЖТ» комплексный показатель «эффективная грузонапряженность», учитывающий как эксплуатационные, так и конструкционные особенности участков пути.

Ключевые слова: тяжеловесное движение; железнодорожный путь; деформативностьпути; продольные силы; эффективная грузонапряженность.

Литература1. Захаров С.М. Развитие тяжеловесного движения в мире / С.М.Захаров, К.П.Шенфельд // Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта. – 2013. – № 4. – С. 9–17.2. Воздействие на путь вагонов с повышенной осевой нагрузкой / [В.В.Третьяков, И.Б.Петропавловская, В.О.Певзнер и др.] // Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта. – 2016. – Т. 75. – №. 4. – С. 233–238.3. О влиянии длинных неровностей пути на безопасность движения / [В.О.Певзнер, Е.А.Сидорова, К.В.Шапетько и др.] // Железнодорожный транспорт. – 2021. – № 11. – С. 40–44.

РАЗГОНОВ А.П., доктор технических наук, профессор

К проблеме поездного шунта

С. 27–29. 2 рис.

Рассмотрены процессы образования загрязняющих пленок, влияющие на значение поездного шунта и, и как следствие, шунтовую чувствительность рельсовых цепей. Предложены решения, позволяющие минимизировать негативные последствия при потере шунта в процессе движения поездов.

Ключевые слова: поездной шунт; шунтовая чувствительность рельсовых цепей; образование загрязняющих пленок на поверхности рельсов.

Литература1. Аркатов В.С. Рельсовые цепи. Анализ работы и техническое обслуживание / В.С.Аркатов, Ю.А.Кравцов, Б.М.Степенский. – М. : Транспорт, 2012. – 295 с. 2. Альбрехт В.Г. Бесстыковой путь / В.Г.Альбрехт, А.Я.Коган. – М. : Транспорт, 2000. – 408 с.3. Лужнов Ю.М. О влиянии поверхностной прочности материалов на фрикционные свойства колес и рельсов / Ю.М.Лужнов // Вестник ВНИИЖТ. – 2012. – № 2. – С. 38–41.4. Минин В.А. Оценка значений коэффициента поверхностной утечки рельсовых цепей и сопротивления поездного шунта / В.А.Минин, В.С.Дмитриев, В.С.Лучинин // Вестник ВНИИЖТ. – 1986. – № 2. – С. 52–54. 

ШАЦ М.М., Институт мерзлотоведения имени П.И. Мельникова Сибирского отделения РАН, ведущий научный сотрудник, кандидат географических наук

Специфика железных дорог в криолитозоне

С. 30–34. 7 рис.

Рассматриваются строительство и эксплуатация железных дорог в северных регионах страны. Особое внимание уделяется преодолению специфических особенностей природно-климатического характера, вызванных развитием многолетнемерзлых пород, наличием неблагоприятных грунтов в деятельном (сезонно-оттаивающем) слое и избыточным увлажнением поверхностных геосистем.

Ключевые слова: криолитозона; многолетнемерзлые породы; неблагоприятные грунты;отрицательные температуры; рекультивация освоенных территорий.

МИХАЛЬЧУК Н.Л., ОАО «РЖД», заместитель начальника Дирекции тяги, кандидат технических наук

ПУДОВИКОВ О.Е., Российский университет транспорта (РУТ (МИИТ)), заведующий кафедрой «Электропоезда и локомотивы», доцент, доктор технических наук

САВОСЬКИН А.Н., РУТ (МИИТ), профессор кафедры «Электропоезда и локомотивы», доктор технических наук

ЧУЧИН А.А., РУТ (МИИТ), доцент кафедры «Электропоезда и локомотивы», кандидат технических наук

Электровоз с плавным управлением в режимах независимого и последовательного возбуждения тяговых электродвигателей

С. 35–39. 6 рис.

Рассмотрены недостатки в работе системы управления тяговыми электродвигателями трехсекционных электровозов однофазно-постоянного тока 3ЭС5К «Ермак» с пооснымрегулированием силы тяги, выявленные в ходе тягово-энергетических испытаний на сложных участках Восточного полигона. Предложены более совершенные схемотехнические решения, которые обеспечат реализацию максимальной силы тяги с использованием положительных свойств электровозов с поосным управлением ТЭД. 

Ключевые слова: управление тяговыми электродвигателями; режим максимальной тяги; поосное регулирование; независимое возбуждение; силовая схема; последовательное возбуждение; шунтирование обмоток.

Литература1. Патент на изобретение № 2399514С1 РФ. Тяговый электропривод транспортного средства / Ю.В.Бабков, Ю.И.Клименко, Ю.А.Варегин, Е.Г.Суркова // − БИ. ‒ 2010. ‒ № 26.2. Михальчук Н.Л. Как повысить эффективность использования тяговых свойств электровозов / Н.Л.Михальчук, Ю.И.Попов, В.В.Зак // Локомотив. ‒ 2019. ‒ № 5. ‒ С. 5‒6.3. Заявка № 2022108279 от 29.03.2022 на патент на изобретение РФ. Способ автоматического управления током тяговых электродвигателей подвижного состава / Ю.И.Попов, Н.Л.Михальчук, А.Н.Савоськин, О.Е.Пудовиков.4. Михальчук Н.Л. Силовая схема электровоза переменного тока с применением управляемого транзисторного преобразователя возбуждения / Н.Л.Михальчук, А.Н.Савоськин, А.А.Чучин // Электроника и электрооборудование транспорта. ‒ 2022. ‒ № 3. ‒ С. 18‒22.5. Евсеев В.Ю. Математическая модель коллекторного тягового двигателя с раздельным учетом вихревых токов главных и добавочных полюсов / В.Ю.Евсеев, А.Н.Савоськин // Электротехника. ‒ 2020. ‒ № 9.‒ С. 32−38.6. Савоськин А.Н. Математическое моделирование электромагнитных процессов в динамической системе «контактная сеть ‒ электровоз» / А.Н.Савоськин, Ю.М.Кулинич, А.С.Алексеев // Электричество. ‒ 2002. ‒ № 2. ‒ С. 29‒35.7. Исследование электромагнитных процессов в электрической железной дороге переменного тока на базе вычислительного комплекса реального времени / [А.Н.Савоськин, А.А.Чучин, Д.И.Болдин, М.В.Телегин] // Вестник Всероссийского научно-исследовательского и проектно-конструкторского института электровозостроения. – Новочеркасск : ВЭлНИИ, 2011. – Вып. 1 (61). – С. 22–38.

ЗАК В.В, ОАО «РЖД», начальник отдела Проектно-конструкторского бюро локомотивного хозяйства (ПКБ ЦТ)

СТАРОВОЙТОВ С.А., ОАО «РЖД», ведущий инженер ПКБ ЦТ

МАРТЫНЮК И.Ю., ОАО «РЖД», ведущий инженер ПКБ ЦТ

Перспективные способы повышения энергетической эффективности электровозов переменного тока

С. 40–44. 6 рис.

Рассмотрены технические мероприятия, направленные на повышение энергетической эффективности широко распространенных магистральных электровозов переменного тока «Ермак» (2ЭС5К, 3ЭС5К, 4ЭС5К) с поосным регулированием силы тяги и независимым возбуждением тяговых электродвигателей. К данным мероприятиям относятся компенсация реактивной мощности, регулирование мощности вспомогательных машин, дискретно-адаптивное управление энергетической эффективностью локомотива. Указано, что все они могут быть выполнены на локомотиворемонтных заводах при проведении среднего ремонта электровозов. 

Ключевые слова: электровозы «Ермак»; энергетическая эффективность; реактивная мощность; дискретно-адаптивное управление.

Литература1. Донской Д.А. Регулируемый компенсатор реактивной мощности для электровозов однофазно-постоянного тока : дис. … канд. техн. наук : 05.09.03 / Дмитрий Александрович Донской. – М., 2007.2. Кулинич Ю.М. Повышение качества электроэнергии, потребляемой электровозом однофазно-постоянного тока, на основе применения гибридного компенсатора реактивной мощности : дис. … д-ра техн. наук : 05.09.03 / Юрий Михайлович Кулинич. – М., 2002.3. Зак В.В. Повышение тягово-энергетических показателей электровозов переменного тока с зонно-фазным регулированием напряжения путем применения активной компенсации реактивной мощности : дис. … канд. техн. наук : 05.22.07 / Виталий Вячеславович Зак. – М., 2012.4. Невинский А.В. Совершенствование системы питания вспомогательных электроприводов электровозов переменного тока : дис. … канд. техн. наук / Алексей Владимирович Невинский. – М., 2011.5. Анализ электрических характеристик в системах питания вспомогательных машин электровозов переменного тока серии «Ермак» / [Г.Н.Шестопёров, О.Г.Арискин, А.А.Тишкин и др.] // Электровозостроение : сб. научн. тр. – Новочеркасск : ВЭлНИИ, 2011. – Т. 61.6. Коротков В.М. Электропроводящая смазочная композиция для коллекторных электромашин большой мощности / В.М.Коротков // Вестник Ростовского государственного университета путей сообщения. – 2016. – № 2. – С. 12–18.7. Способ управления энергетической эффективностью локомотива при работе с неполной нагрузкой : пат. 2617857 РФ / Андрющенко А.А., Зарифьян А.А., Орлов Ю.А., Солтус К.П. ; заявитель ООО «ТРТранс» ; заявл. 15.09.2015 ; опубл. 28.04.2017. Бюл. № 13.8. Электровозы 2ЭС5С и 3ЭС5С: асинхронная тяга под флагом России // Техника железных дорог. – 2020. – № 1 (49). – С. 10–13. 

ЕГЖАНОВА С.Е., ОАО «РЖД», ведущий конструктор отдела микропроцессорных

систем и вычислительной техники Проектно-конструкторское бюро локомотивного хозяйства (ПКБ ЦТ) 

Развитие обучающих технологий

С. 46–47. 2 рис.

Показано, как использовать большой опыт ПКБ ЦТ по разработке и изготовлению локомотивных тренажеров для сети железных дорог и оснастить профильные учебные заведения принципиально новыми тренажерными классами, в результате чего по программе взаимодействия ОАО «РЖД» с университетскими комплексами железнодорожного транспорта такими классами были укомплектованы 8 учреждений высшего образования и 19 их филиалов и структурных подразделений среднего специального образования, от Санкт-Петербурга и Ростова-на-Дону до Тынды и Хабаровска.

Ключевые слова: разработка ПКБ ЦТ; тренажерный комплекс; организация рабочего пространства; учебная аудитория; процедурный тренажер; пульты и приборы; индикаторы микропроцессорных систем управления движением; комплексное локомотивное устройство безопасности унифицированное (КЛУБ-У).

МАНАКОВ А.Л., Сибирский государственный университет путей сообщения (СГУПС), профессор кафедры «Технология транспортного машиностроения и эксплуатация машин» (ТТМиЭМ), доктор технических наук

АБРАМОВ А.Д., СГУПС, профессор кафедры ТТМиЭМ, доктор технических наук

ИЛЬИНЫХ А.С., СГУПС, профессор кафедры ТТМиЭМ, доктор технических наук 

КОЛАРЖ С.А., СГУПС, доцент кафедры ТТМиЭМ, кандидат технических наук

ИГУМНОВ А.А., СГУПС, доцент кафедры ТТМиЭМ, кандидат технических наук

Новые технологии рождаются в университетах

С. 48–50. 4 рис.

Показаны современная концепция транспортного образования в отраслевых вузах, которая предусматривает внедрение гибких учебных программ с широким спектром научных исследований в тесной интеграции с заказчиками из реального сектора экономики, наращивание портфеля наукоемких проектов, а также создание новых структурных единиц, что является результатом реализации эффективной научно-исследовательской политики СГУПС.

Ключевые слова: факультет; проектный офис; путевой комплекс; студенческое конструкторское бюро; студенческое научное общество; проектная деятельность; научно-инженерный центр.

Литература1. Ильиных А.С. Модернизация рабочего оборудования рельсошлифовального поезда / А.С.Ильиных // Строительные и дорожные машины. – 2013. – № 2. – С. 12–17.2. Ильиных А.С. Скоростное шлифование рельсов в пути / А.С.Ильиных // Мир транспорта. – 2011. – № 3. – С. 56–61.3. Улучшение экологических характеристик судовых энергетических установок путем применения водородсодержащего синтез-газа / [С.П.Глушков, В.И.Кочергин, В.В.Красников, А.Ю.Кирпичников] // Вестн. Астрахан. гос. техн. ун-та. – (Сер. :Морская техника и технология). – 2017. – № 3. – С. 44–52.4. Разработка компактных устройств для получения синтез-газа из углеводородного топлива на борту автомобиля в целях повышения топливной экономичности и улучшения экологических характеристик автомобилей / [В.Я.Терентьев и др.] // Альтернативная энергетика и экология. – 2003. – № 1. – С. 56–57.5. Красников В.В. Повышение эксплуатационных показателей ДВС путем использования синтез-газа / В.В.Красников, В.И.Кочергин // Состояние и инновации технического сервиса машин и оборудования : Материалы регион. науч-техн. конф. – Новосибирск : НГАУ ; Инж.ин-т, 2015. – С. 122–127.

ЩЕРБАКОВ В.В., Санкт-Петербургский государственный экономический университет (СПбГЭУ), заведующий кафедрой логистики и управления цепями поставок, директор научно-образовательного центра «Логистика», доктор экономических наук, профессор

ШУЛЬЖЕНКО Т.Г., СПбГЭУ, профессор кафедры логистики и управления цепями поставок, доктор экономических наук, доцент

Стратегические приоритеты регулирования направленности и интенсивности грузопотоков в условиях новой макроэкономической ситуации

С. 51–55. 2 рис.

Обоснованы стратегические приоритеты развития национальной транспортно-логистической системы в контексте необходимой смены парадигмы ситуационного управления на преактивное, обеспечивающее сохранение ее устойчивости в условиях резкого изменения макроэкономической ситуации. Логика разработки решений в ходе преактивного управления национальной транспортно-логистической системой проиллюстрирована на примере развития логистической инфраструктуры, выступающей важнейшим и наиболее затратным фактором трансформации логистических процессов.

Ключевые слова: преактивное управление логистикой; стратегические приоритеты управления логистикой; транспортно-логистический бизнес; устойчивость транспортно-логистической системы; логистика в условиях санкций.

Литература1. В Минтрансе заявили о проблемах с логистикой в России из-за санкций [Электронный ресурс] // Информационная группа «Интерфакс». – URL :https://www.interfax.ru/russia/842137 (Дата обращения 21.05.2022).2. Как уничтожать рябью на воде [Электронный ресурс] // Коммерсант. – 2022. – № 88. – URL : https://www.kommersant.ru/doc/5358917?ysclid=l6etj0ls9l7308049 (Дата обращения 23.05.2022).3. Щербаков В.В. Логистическое обеспечение транзитного потенциала России на основе позиционного лидерства холдинга «РЖД» / В.В.Щербаков // Проблемы современной экономики. – 2019. – № 3 (71). – С. 78–80.4. Шульженко Т.Г. Совершенствование методов стратегического анализа в задачах инновационного развития логистической инфраструктуры / Т.Г.Шульженко // РИСК: Ресурсы. Информация. Снабжение. Конкуренция. – 2020. – № 2. – С. 21–29.5. Шульженко Т.Г. Формирование предиктивных аналитических моделей развития логистической инфраструктуры / Т.Г.Шульженко, А.В.Молонова, В.Д.Новицкая // Актуальные проблемы развития экономики и менеджмента. – 2020. – № 3. – С.145–155.

ШАУЛЬСКИЙ Б.Ф., Российский университет транспорта (РУТ (МИИТ)), профессор

Жизнь и деятельность В.Н. Образцова

С. 56–62. 7 рис.

Рассказывается о жизни, славных делах и достижениях Владимира Николаевича Образцова, крупнейшего русского и советского ученого в области транспорта, лауреата двух Сталинских премий, академика Академии наук СССР, генерал-директора движения первого ранга. Окончание статьи, опубликованной в № 7 и 8 за 2022 г.

Ключевые слова: Владимир Николаевич Образцов; научная и инженерная деятельность;

годы Великой Отечественной войны.

Читайте также: