Аннотации №10 2021

Журнал «Железнодорожный транспорт», № 10, 2021 г.

АНДРЕЕВ В.Е., и.о. заместителя генерального директора – главного инженера ОАО «РЖД»

О реализации Экологической стратегии ОАО «РЖД»

С. 5–8. 6 рис.

Рассказывается о стратегическом планировании в сфере обеспечения экологической безопасности. Рассматриваются цели, задачи, основные направления и инструменты реализации политики компании в сфере рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Ключевые слова: Экологическая стратегия ОАО «РЖД»; рациональное природопользование; охрана окружающей среды; загрязняющие вещества; энергосберегающие мероприятия.

ДОЛГИЙ А.И., генеральный директор АО «Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте» ( АО «НИИАС»), кандидат технических наук

О создании цифровой геоинформационной платформы экологического мониторинга ОАО «РЖД»

С. 9–13. 8 рис.

Рассказывается о предложении осуществить разработку и внедрение цифровой геоинформационной платформы экологического мониторинга ОАО «РЖД», базирующейся на интеграции и комплексной обработке данных, получаемых от измерительных систем, размещаемых на подвижном составе, от стационарных наземных станций и действующих космических систем дистанционного зондирования атмосферы и поверхности Земли.

Ключевые слова: геоинформационная платформа экологического мониторинга ОАО «РЖД»; подвижной состав; вагоны-лаборатории; данные о состоянии и загрязнении атмосферы.

ВИНОГРАДОВ С.А., генеральный директора АО «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» (АО «ВНИИЖТ»), кандидат технических наук

Об энергосберегающих технологиях в перевозочном процессе

С. 14–19. 11 рис.

Рассказывается о комплексе технических и технологических решений АО «ВНИИЖТ», направленных на снижение углеродного следа. Описываются как традиционные для отрасли технологии с использование энергосберегающих технических средств, так и перспективные – зеленых безуглеродные или низкоуглеродные технологии.

Ключевые слова: перевозочный процесс; энергосберегающие технологии; зеленые безуглеродные технологии; низкоуглеродные технологии; повышение пропускной способности.

КОССОВ В.С., генеральный директор АО «Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава» (АО «ВНИКТИ»), доктор технических наук, профессор

Технические решения по автономному подвижному составу

С. 20–22. 5 рис.

Представлен анализ технических решений по автономному подвижному составу для реализации Экологической стратегии ОАО «РЖД». Приведен тренд по стратегии снижения уровня выбросов вредных веществ с отработавшими газами и парниковых газов транспортной инфраструктуры ОАО «РЖД» в перспективе до 2030 г. Приведена оценка снижения негативного воздействия на окружающую среду тягового подвижного состава с силовыми установками, работающими на дизельном топливе, природном газе и водороде. Произведена оценка углеродного следа от различных автономных локомотивов на участке Таксимо – Комсомольск-на-Амуре с составом массой 7100 т брутто. Выполнено сравнение преимуществ и недостатков силовых установок, использующих в качестве топлива водород и природный газ. Указаны пути минимизации углеродного следа и снижения уровня выбросов вредных веществ перспективным подвижным составом.

Ключевые слова. Экологическая стратегия ОАО «РЖД»; автономный подвижной состав; выбросы вредных веществ с отработавшими газами; углеродный след.

Международный железнодорожный салон пространства 1520 «PRO//Движение.ЭКСПО»

С. 23–63. 62 рис.

Представлен разнообразный обзорный материал, посвященный очередному международному железнодорожному салону, прошедшему на Экспериментальном кольце АО «ВНИИЖТ» в Щербинке 26–29 августа 2021 г. В первой части обзора «С прицелом на будущее» приведена краткая информация о мероприятиях деловой программы форума, отмечены наиболее важные темы, затронутые в ходе состоявшихся заседаний и круглых столов. Во второй части «Статическая экспозиция. Натурные образцы» дано описание тягового подвижного состава, вагонов и техники инфраструктурного комплекса, демонстрировавшихся на натурных площадках в период работы салона. Третья, заключительная, часть обзора «Динамическая экспозиция» повествует о прошедшем в рамках салона динамическом показе железнодорожного тягового подвижного состава разных лет выпуска.

Ключевые слова: Международный железнодорожный салон пространства 1520 «PRO//Движение.ЭКСПО»; Экспериментальное кольцо АО «ВНИИЖТ»; панельная дискуссия; круглый стол; статическая экспозиция; динамическая экспозиция; натурный образец.

ЛЕВИН Д.Ю., доктор технических наук, академик Российской академии естествознания

Из истории строительства Петербурго-Московской железной дороги

С. 64–69. 7 рис.

Рассказывается о строительстве двухпутной Санкт-Петербурго-Московской железнодорожной магистрали, которой осенью этого года исполняется 170 лет. Отмечается, что строительство дороги положило начало формированию сети железных дорог в России, становлению отечественной школы строителей железных дорога и мостов.

Ключевые слова: Санкт-Петербурго-Московская железная дорога; изыскательские партии; технические условия и нормы проектирования и строительства железной дороги; земляное полотно; подвижной состав; ширина колеи.

Литература

  • Левин Д.Ю. Развитие сети железных дорог России в XIX веке / Д.Ю.Левин. – М. : УМЦ ЖДТ, 2014. – 318 с.
  • История организации и управления железнодорожным транспортом России. Факты, события, люди / под ред. А.А.Тимошина. – М. : УМЦ ЖДТ, 2009. – 466 с.
  • История железнодорожного транспорта России. Т. 1: 1836–1917 гг. – СПб., 1994. – 336 с.
  • Воронин М.И. К истории изысканий и проектирования Петербурго-Московской железной дороги / М.И.Воронин : сб. трудов ЛИИЖТа. – М., 1952. – Вып. 143. – С. 2–83.
  • Каменский А.С. О сравнительной ценности Петербурго-Московской железной дороги : рукопись / А.С.Каменский. – НТБ ПГУПС, 1851.
  • Уродков С.А. Петербурго-Московская железная дорога: История строительства / С.А.Уродков. – Л. : ЛГУ, 1951. – С. 105.
  • Чуковский К.И. Мастерство Некрасова / К.И.Чуковский. – М. : Сов. писатель, 1959. – С. 396.

КИСЕЛЁВ И.П., Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС), инженер путей сообщения, профессор кафедры «Строительство дорог транспортного комплекса», доктор исторических наук

КИТУНИН А.А. ПГУПС, инженер путей сообщения, доцент кафедры «История, философия, политология и социология», кандидат исторических наук

Перспективы грузовых высокоскоростных перевозок

С. 70–77. 6 рис.

Продолжение статьи, посвященной грузовым высокоскоростным железнодорожным перевозкам. Перечислены разработанные в Китае новые модели высокоскоростного подвижного состава. Приведено описание высокоскоростного электропоезда, предназначенного для эксплуатации на железных дорогах с разной шириной колеи, а также устройства, позволяющего поезду осуществлять переход с колеи одной ширины на другую. Даны краткие сведения о находящихся в регулярной или опытной эксплуатации аналогичных устройствах в других странах. Отмечено, что создание Китаем поезда для разной ширины колеи нацелено на формирование высокоскоростных транспортных коридоров в рамках международного проекта «Один пояс и один путь».

Ключевые слова: грузовые высокоскоростные железнодорожные перевозки; грузовой электропоезд; поезд для разной ширины колеи; устройство перехода с колеи одной ширины на другую.

Читайте также: