Аннотации №10 2022

Журнал «Железнодорожный транспорт», № 10, 2022 г.

ВАКУЛЕНКО С.П., Российский университет транспорта (РУТ (МИИТ)), директор Института управления и цифровых технологий, профессор, кандидат технических наук 

КУРЕНКОВ П.В., РУТ (МИИТ), профессор кафедры «Управление транспортным бизнесом и интеллектуальные системы» (УТБиИС), доктор экономических наук

РОМЕНСКИЙ Д.Ю., РУТ (МИИТ), старший преподаватель кафедры УТБиИС, кандидат технических наук

КАЛИНИН К.А., РУТ (МИИТ), ассистент кафедры УТБиИС 

РОМЕНСКАЯ М.В., РУТ (МИИТ), ассистент кафедры УТБиИС 

Грузовая деревня как новый этап развития ТЛЦ

С. 4–9. 3 рис.

Проанализирована трансформация понятия о современном логистическом комплексе и его роли в транспортной системе на основе положений Транспортной стратегии России. Сделан вывод о том, что наиболее прогрессивным форматом развития транспортно-логистической инфраструктуры является реализация комплексных девелоперских проектов промышленных территорий в формате «грузовой деревни». Изучен мировой опыт развития подобных проектов, составлен перечень признаков грузовой деревни в его нынешнем понимании. Представлен разработанный типовой мастер-план грузовой деревни с определением перспективных компоновочных решений для ее железнодорожной инфраструктуры.

Ключевые слова: ТЛЦ; логистический центр; контейнерный терминал; ППЖТ; подъездной путь; грузовая деревня; логистика; мультимодальные перевозки; железнодорожный транспорт; терминально-логистический центр.

Литература

  • Куренков П.В. Симплициальные и мультиплициальные комплексы в мультимодальных транспортных системах / П.В.Куренков // Интеллектуальные технологии на транспорте. – 2021. – № 1 (25). – С. 21–34.
  • Стуров Е.В. Терминально-складской комплекс расширяет круг услуг / Е.В.Стуров // Железнодорожный транспорт. – 2016. – № 9. – С. 14–18.
  • Московский транспортный узел: перспективы развития / [С.П.Вакуленко, А.В.Колин, Д.Ю.Роменский и др.]. – М. : ВИНИТИ РАН, 2020. – 208 с.
  • Evaluation of freight villages: A GIS-based multi-criteria decision analysis / [E.Özceylan, M.Erbas, M.Tolon and all] // Computers in Industry. – 2016. – № 76. – P. 38–52.
  • Основные этапы и перспективы развития логистических перевозок в смешанных сообщениях в СССР и РФ / [А.Ю.Болтышева, Н.В.Лисаева, Д.С.Шапкин и др.] // Логистика – евразийский мост : Мат. XIII Междунар. науч.-практич. конф., Красноярск, 25–29 апреля 2018 г. – Красноярск : Красноярский гос. аграрный ун-т, 2018. – С. 26–32.
  • Синхромодальные и ко-модальные перевозки, а-модальный букинг и тримодальные терминалы как перспективные направления развития транспортной логистики / [П.Куренков, Д.Преображенский, А.Астафьев и др.] // Логистика. – 2018. – № 12 (145). – С. 34–39.
  • Перевозка крупнотоннажных контейнеров / [С.П.Вакуленко, П.В.Куренков, Д.Ю.Роменский и др.] // Железнодорожный транспорт. – 2021. – № 5. – С. 14–18.
  • Новый взгляд на технологию контейнерных перевозок железнодорожным транспортом / [С.П.Вакуленко, А.М.Насыбуллин, Л.Р.Айсина и др.] // Техника и технология транспорта. – 2022. – № 1 (24). – С. 1–5.

МЕДИНЦЕВ Е.В., Дальневосточная дирекция управления движением – структурное подразделение Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД», заместитель начальника дирекции – начальник диспетчерского центра управления перевозками 

ЭСАУЛОВ В.А., Дальневосточная дирекция управления движением, начальник железнодорожной станции Комсомольск-Сортировочный, аспирант Дальневосточного государственного университета путей сообщения (ДВГУПС)

КАЛИКИНА Т.Н., ДВГУПС, заведующая кафедрой «Организация перевозок и безопасность на транспорте», доцент, кандидат технических наук,

ДАВЫДОВ Б.И., ДВГУПС, кандидат технических наук, доцент

ГОПКАЛО В.Н., ДВГУПС, старший преподаватель кафедры «Вычислительная техника и компьютерная графика»

Оптимальное распределение средств локомотивной тяги на полигоне со сложным рельефом

С. 10–14. 3 рис.

Предложена модель распределения типовых грузовых поездов на полигоне, включающем в себя участки с различным характером рельефа. Приведены критерии выбора оптимального решения задачи назначения участков обращения локомотивов с учетом объема грузооборота в границах рассматриваемого полигона. Рассказано о применении предлагаемой методики для определения станций переформирования, заданий по обработке поездов и рационального использования локомотивного парка на Восточном полигоне ОАО «РЖД». 

Ключевые слова: участки обращения локомотивов; тяговое обслуживание; поездообразование; грузопоток; перевозочный процесс; полигон; перерабатывающая способность.

Литература

  • Гайнанов Д.Н. Теоретико-графовый алгоритм решения задачи о назначении и перемещении локомотивов / Д.Н.Гайнанов, А.И.Кибзун, В.А.Рассказова // Вестник компьютерных и информационных технологий. – 2017. – № 5. – С. 51–56.
  • Графовая модель распределения локомотивов для грузовых перевозок на линейном участке железной дороги. Задача о максимальном по включению покрытии графика / [Л.Ю.Жилякова, Н.А.Кузнецов, В.Г.Матюхин и др.] // Проблемы управления. – 2018. – № 3. – С. 65–75.
  • Матюхин В.Г. ИСУЖТ для автоматизации управления тяговыми ресурсами на Восточном полигоне / В.Г.Матюхин, А.Б.Шабунин, Н.И.Капустин // Автоматика, связь, информатика. – 2017. – № 11. – С. 14–16.
  • Калиева С.Т. Рациональное распределение парка локомотивов и анализ их надежности в эксплуатации / С.Т.Калиева, В.Н.Панченко, В.В.Иванов // Вестник транспорта Поволжья. – 2019. – № 6 (78). – С. 13–18.
  • Попова Т.М. Методы безусловной оптимизации: Тексты лекций. / Т.М.Попова ; [науч. ред. Р.В.Намм]. – Хабаровск : Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2013. – 76 с.

КОССОВ В.С., АО «Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава» (АО «ВНИКТИ»), генеральный директор, доктор технических наук, профессор 

ПАНИН Ю.А., АО «ВНИКТИ», заведующий отделом, кандидат технических наук 

ТРИФОНОВ А.В., АО «ВНИКТИ», заместитель главного инженера, кандидат технических наук 

ПОНОМАРЕВ А.С., АО «ВНИКТИ», заведующий лабораторией 

ПАНИН А.Ю., АО «ВНИКТИ», инженер 1-й категории

Лубрикация рельсов и снижение уровня внешнего шума

С. 18–19. 1 рис.

Рассмотрены варианты технологий лубрикации рельсов. Показана эффективность комбинированной лубрикации рельсов в части снижения уровня внешнего шума и основного сопротивления движению подвижного состава, а также повышения безопасности при его торможении.

Ключевые слова: лубрикация; максимальный уровень шума; модификатор трения; лубрикант; удельное сопротивление движению.

Литература

  • Bühler S. How to Avoid Squeal Noise on Railways State of the Art and Practical Experience / S.Bühler, B.Thallemer // Noise and Vibration Mitigation for Rail Transportation Systems Proceedings of the 9th International Workshop on Railway Noise, Munich, Germany, 4−8 September 2007. − P. 406–411.
  • Лубрикация рельсов и воздействие на путь подвижного состава / [В.С.Коссов, Ю.А.Панин, А.В.Трифонов и др.] // Железнодорожный транспорт. − 2022. − № 7. − С. 48−51.
  • Куклин Д.А. Влияние шлифования рельсов на внешний шум поездов / Д.А.Куклин, П.В.Матвеев, А.Ю.Олейников // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. − 2014. − Т. 16. − № 1 (7). − С. 1899–1907.

ПОПОВ П.А., АО «Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте» (АО «НИИАС»), заместитель генерального директора, технический руководитель проектов по беспилотным поездам

Инфраструктура для внедрения систем автоматического управления электропоездами

С. 20–23. 8 рис.

Представлены новые технические решения не только для подвижного состава, но и для объектов инфраструктуры, необходимые для автоматизации процесса организации движения поездов на МЦК. Кратко описаны технологии реализации 4 уровня автоматизации (УА) движения поездов.

Ключевые слова: ОАО «РЖД»; МЦК; центр дистанционного контроля и управления (ЦДКУ); автоматизированное рабочее место (АРМ) машиниста-оператора; система контроля посадки и высадки пассажиров на платформах; стационарный комплекс обнаружения препятствий (СКОП); бортовой блок обнаружения препятствий (БОП).

ПОЗДНЯКОВ А.Н., Дирекция скоростного сообщения – филиал ОАО «РЖД», первый заместитель начальника

ТАРАСОВ К.А., Центральная дирекция управления движением – филиал ОАО «РЖД», исполняющий обязанности главного инженера 

КАЛИНИН А.В., АО «Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте» (АО «НИИАС»), заместитель генерального директора 

ЕФРЕМОВ Г.А., АО «НИИАС», начальник отделения автоматизации управления движением

Создание новой комплексной системы диспетчерского управления движением на МЦК

С. 24–27. 3 рис.

Рассказано о технических и технологических новшествах, которые необходимо разработать и внедрить в целях реализации беспилотного движения на Московском центральном кольце. Представлены технические решения, которые позволят реализовать новую, автоматизированную технологию диспетчерского управления движением поездов с учетом отсутствия машиниста в кабине электропоезда. Отмечено, что это потребует разработки принципиально новых регламентов, учитывающих автоматизацию значительного числа процессов организации движения.

Ключевые слова: МЦК; автоматизация диспетчерского управления движением поездов; беспилотное движение; Центр дистанционного контроля и управления (ЦДКУ); программно-технологические комплексы ПТК КГ, ПТК ДУ ПР, ПТК ДУ НР.

ШУХИНА Е.Е., АО «Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте» (АО «НИИАС»), заместитель генерального директора – руководитель научно-технического комплекса систем управления и обеспечения безопасности движения поездов 

ПАНФЕРОВ И.А., АО «НИИАС», начальник отделения разработки систем интервального регулирования движения поездов по радиоканалу (РСИРДП РК) 

КУЗЬМИН А.И., АО «НИИАС», заместитель начальника РСИРДП РК – начальник отделения автоматизации станционных технологических процессов 

Этапы реализации гибридной технологии интервального регулирования движения поездов

С. 28–31. 2 рис.

Рассказано об истории внедрения и развития современной системы интервального регулирования движения поездов – АЛСО с подвижными блок-участками, позволившей сократить интервал попутного следования на Московском центральном кольце сначала до 6 мин, а затем до 4 мин. Представлены технические решения, дающие возможность в перспективе автоматизировать процесс организации движения поездов и повысить пропускную способность МЦК. Описан принцип действия гибридной системы управления движением поездов (ГСУД).

Ключевые слова: МЦК; гибридная система управления движением поездов (ГСУД); функция логической реконфигурации рельсовых цепей (ЛРК); центр радиоблокировки (РБЦ); алгоритмы движения под управлением РБЦ по всем станционным маршрутам.

Литература

  • Мыльников П.Д. Гибридная система управления движением поездов на Московском центральном кольце / П.Д.Мыльников, И.А.Панферов, А.И.Кузьмин // Железнодорожный транспорт. – 2021. – № 7. – С. 42–45.
  • Шухина Е.Е. Функциональное развитие гибридной системы управления движением поездов на Московском центральном кольце / Е.Е. Шухина, И.А.Панферов, А.И.Кузьмин // Железнодорожный транспорт. – 2022. – № 4. – С. 18–20.

МАГНУШЕВСКАЯ И.Г., генеральный директора АО «Институт экономики и развития транспорта»

Исторические аспекты и современные подходы к исследованиям по развитию железнодорожного транспорта

С. 32–38. 8 рис.

Рассказывается об истории создания АО «ИЭРТ» – отраслевого центра компетенций в области железнодорожного транспорта, который специализируется на проведении прикладных научных исследований для обеспечения опережающего развития и повышения эффективности деятельности железных дорог. Особое внимание уделяется преобразованиям АО «ИЭРТ» для решения задач долгосрочного развития.

Ключевые слова: АО «ИЭРТ»; железнодорожный транспорт; железные дороги; планирование эксплуатационной работы; долгосрочное развитие.

Литература

  • Лапидус Б.М. Регионалистика / Б.М.Лапидус, Ф.С.Пехтерев, Е.М.Махлин. – М. : [б. и.], 2010. – 376 с.
  • Магнушевская И.Г. Новые вызовы требуют новых подходов : Интервью газете «Гудок» в рубрике «Первые лица» / И.Г.Магнушевская [Электронный ресурс]. ‒ Дата публикации: 19.06.2022. – – URL: https://gudok.ru/content/first_person/1606571/?ysclid=l74xrlj3es98271038 (Дата обращения: 22.08.2022).

ЛЕВИН Д.Ю., доктор технических наук, академик Российской академии естествознания

Развитие сети железных дорог России в XIX веке

С. 39–45. 8 рис.

Рассказывается о зарождении и становлении нового вида транспорта – железнодорожного, начале развития сети железных дорог в России в XIX в. 

Ключевые слова: железная дорога; Царскосельская железная дорога; первый паровоз; акционерные общества для постройки железных дорог; выкуп частных дорог в казну; железнодорожный транспорт.

АЛЕКСАНДРОВИЧ Т.М., Октябрьский центр научно-технической информации и библиотек, ведущий инженер

Беречь историческое наследие

С. 46–50. 8 рис.

Рассказано о железнодорожной магистрали Санкт-Петербург – Москва, отметившей в прошлом году свое 170-летие. Показано, как это уникальное архитектурное и инженерное сооружение, связавшее в XIX в. две столицы российского государства, отразилось на общественной и культурной жизни, как восхищало многочисленных российских и зарубежных путешественников по железной дороге XIX в. и вызывало гордость за отечественных инженеров-строителей. Приведены выдержки из некоторых публикаций современников, в том числе участников возведения уникальной магистрали, их впечатления от поездки по «чугунке», оценки значимости нового вида транспорта.

Ключевые слова: вокзалы; поезда; вагоны; пассажиры; первые паровозы; чугунка; билет; дорога между Петербургом и Москвой.

Музей железных дорог России. Натурные образцы. Открытая площадка. Маневровые тепловозы

С. 51–54. 8 рис.

Третья часть подраздела, представляющего маневровые тепловозы, размещенные на открытой площадке Музея железных дорог России. Описание каждого тепловоза содержит его основные технические характеристики, краткие данные о серии, к которой относится данный локомотив, сведения об эксплуатации образца до поступления в музей. Статья является продолжением обзора, посвященного натурным образцам, находящимся на всех площадках Музея железных дорог России. 

Ключевые слова: Музей железных дорог России; открытая площадка; натурный образец; маневровый тепловоз.

Читайте также: