Аннотации №12 2022

Журнал «Железнодорожный транспорт», № 12, 2022 г.

ЛИСИЦЫН А.И., ОАО «РЖД», начальник Департамента экологии и техносферной безопасности

Концепция устойчивого развития ОАО «РЖД»

С. 9–13. 8 рис.

Указаны основные предпосылки и цель разработки Концепции устойчивого развития ОАО «РЖД», а также эффекты от ее реализации. Перечислены направления устойчивого развития, являющиеся приоритетными для ОАО «РЖД». Предложен ряд ключевых инициатив, нацеленных на повышение экологической, социальной и управленческой устойчивости компании. Сделан вывод, что полноценный переход ОАО «РЖД» к устойчивому развитию возможен только при наличии соответствующих компетенций работников компании, приобретаемых и совершенствуемых за счет образования. Статья представляет собой журнальное изложение выступления автора на VIII Международной научно-практической конференции «Техносферная и экологическая безопасность на транспорте».

Ключевые слова: устойчивое развитие; Концепция устойчивого развития ОАО «РЖД»; ключевые инициативы; компетенции.

ОВАНЕСОВА Е.А., ОАО «РЖД», главный специалист Департамента экологии и техносферной безопасности, кандидат технических наук

Комплексная методика оценки выбросов парниковых газов

С. 14–15. 2 рис.

Проведено сопоставление ныне действующей в ОАО «РЖД» методики определения количества выбросов парниковых газов и комплексной методики количественного определения объемов выбросов парниковых газов, разрабатываемой Департаментом экологии и техносферной безопасности ОАО «РЖД». Указаны основные изменения и дополнения, предусматриваемые новым документом. Отмечено, что внедрение новой комплексной методики позволит расширить круг задач по минимизации воздействия на окружающую среду и предоставит для этого необходимый инструментарий. Статья представляет собой журнальное изложение выступления автора на VIII Международной научно-практической конференции «Техносферная и экологическая безопасность на транспорте».

Ключевые слова: минимизация воздействия на окружающую среду; парниковые газы; объемы выбросов; комплексная методика.

ПОЯРКОВ М.Г., АО «Федеральная пассажирская компания» (АО «ФПК»), заместитель генерального директора

Организация раздельного накопления вторичных материальных ресурсов в пассажирских поездах

С. 16–17. 2 рис.

Отмечено, что для АО «ФПК» основным инструментом увеличения объема отходов, вовлекаемых во вторичный оборот, является организация раздельного накопления вторичных материальных ресурсов как непосредственно в пассажирских вагонах, так и на транзитных станциях, в пунктах оборота и формирования пассажирских поездов. Указаны первоочередные мероприятия, необходимые для начала реализации пилотного проекта АО «ФПК» по организации раздельного сбора отходов. Статья представляет собой журнальное изложение выступления автора на VIII Международной научно-практической конференции «Техносферная и экологическая безопасность на транспорте».

Ключевые слова: пассажирский поезд; вторичные материальные ресурсы; отходы; раздельный сбор.

МАРТЫШКИН Р.В., АО «Институт экономики и развития транспорта» (АО «ИЭРТ»), заместитель заведующего отделением макроэкономики и методологии прогнозирования

ПРИБЫТКОВА Д.А., Российский университет транспорта (РУТ (МИИТ)), аспирант кафедры логистических транспортных систем и технологий 

Транспортное обслуживание городских агломераций с использованием контейнерных перевозок

С. 18–21. 4 рис.

Рассмотрены вопросы внедрения и наиболее эффективные варианты организации работы терминально-складской сети в Московской агломерации. Как вариант предлагается размещение крупных интермодальных хабов за чертой города в Московской области в целях аккумулирования крупных транспортных потоков с их последующим разделением на малые грузовые отправки в совокупности с размещением небольших терминалов в черте города, которые могут выступать в качестве пунктов хранения и распределения грузов.

Ключевые слова: транспортное обслуживание; городские агломерации; грузовые перевозки; оптимизация транспортных потоков; развитие транспортной инфраструктуры; терминально-логистическая инфраструктура.

Литература

  • Мартышкин Р.В. Расширение контейнерного сегмента как фактор устойчивого развития железнодорожного транспорта / Р.В.Мартышкин // Тренды экономического развития транспортного комплекса России : Форсайт, прогнозы и стратегии. Тр. нац. научно-практ. конф. – М. : РУТ (МИИТ), 2018. – С. 199–202.
  • Мартышкин Р.В. Развитие сети мультимодальных транспортно-логистических центров / Р.В.Мартышкин, А.В.Заковоротный, А.П.Маслова // Железнодорожный транспорт. – 2020. – № 12. – С. 13–17.
  • Мартышкин Р.В. Логистика контейнерных перевозок для обеспечения потребностей крупных городских агломераций / Р.В.Мартышкин, А.П.Маслова, Д.А.Прибыткова // Логистика. – 2021. – № 11 (180). – С. 21–25.

СОЛОВЬЕВ И.Н., ОАО «РЖД», Дирекция Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества, руководитель Департамента координации эксплуатационной работы и использования подвижного состава

ВАКУЛЕНКО С.П., Российский университет транспорта (РУТ (МИИТ)), директор Института управления и цифровых технологий, профессор, кандидат технических наук

КУРЕНКОВ П.В., РУТ (МИИТ), профессор, доктор экономических наук 

САДЧИКОВА В.А., Самарский государственный университет путей сообщения (СамГУПС), доцент, кандидат технических наук

ИВАНОВ А.П., РУТ (МИИТ), аспирант

К расчету пропускной и перерабатывающей способностей железнодорожных пограничных пунктов

С. 22–24. 4 рис.

Представлены предложения по расчету пропускной и перерабатывающей способностей железных дорог ОАО «РЖД» с учетом особенностей раздельных пограничных пунктов. Приводятся формулы для определения времени занятия железнодорожных путей и устройств на пограничных пунктах для грузовых и пассажирских поездов.

Ключевые слова: железнодорожный транспорт; железнодорожный пограничный пункт; пропускная способность; перерабатывающая способность.

Литература

  • Научно-исследовательская работа по теме «Разработка научно обоснованных предложений по созданию методики оценки прогнозной пропускной способности и нормативной оснащенности пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля при пересечении государственной границы Российской Федерации». Этап III. – М. : ООО «ГазИнТех», 2018. – 61 с.

АВСИЕВИЧ Т.С., АО «Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава» (АО «ВНИКТИ»), инженер I категории отдела электрических машин и аппаратов

ГРИНЕВИЧ В.П., АО «ВНИКТИ», эксперт I категории отдела электрических машин и аппаратов 

МАМИН Д.В., АО «Инжиниринговый центр железнодорожного транспорта», главный эксперт группы перспективных проектов, кандидат технических наук

ЖУРАВЛЕВ А.Н., АО «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» (АО «ВНИИЖТ»), научный сотрудник лаборатории «Тепловозы» научного центра «Тяга поездов»

Тяговые расчеты параметров маневрового тепловоза по программе «Тяга – Прогноз»

С. 29–33. 5 рис.

Показано, что тяговые расчеты для маневровой работы отличаются от тяговых расчетов для поездной работы наличием повторяющихся циклов, частой сменой позиции контроллера машиниста и изменяющейся массой состава при его роспуске на сортировочной горке, поэтому изначальная программа «Тяга – Прогноз» была адаптирована для энергооптимальных тяговых расчетов при выполнении маневровой работы. Доказана возможность применения программы для оценки характеристик маневрового тепловоза в условиях эксплуатации. Результаты расчетов по программе могут быть использованы при выполнении технико-экономического обоснования вновь разрабатываемых тепловозов.

Ключевые слова: маневровый тепловоз; тяговые расчеты; мощность; эксплуатационная модель; маневровые передвижения тепловоза, масса обрабатываемых составов; предельные скорости движения; проведение маневровых операций; сцепной вес.

Литература

  • Забелло М.Л. Маневровая работа на железных дорогах / М.Л.Забелло // Труды ЦНИИ МПС. Вып. 160. − М. : Трансжелдориздат, 1958. − 232 с. 
  • Типаж маневровых и промышленных тепловозов ЦБТИ. − М., 1962. − 4 с.
  • Гончаров Н.Г. Маневровая работа на железнодорожном транспорте / Н.Г.Гончаров, В.П.Казанцев. − М. : Транспорт, 1978. – 183 с.
  • Устройство для регулирования силы тяги тяговых двигателей локомотива : пат. 2774123 РФ : МПК B 60 L 50/11 (2019.01), B 60 L 15/20 (2006.01), B 61 C 15/14 (2006.01) / Гриневич В.П. ; заявитель АО «Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава» (АО «ВНИКТИ»). – № 2021139543 ; заявл. 29.12.2021 ; опубл. 15.06.2022. – 9 с.

ШАПОВАЛОВ В.В., Ростовский государственный университет путей сообщения (РГУПС), профессор кафедры «Транспортные машины и триботехника» 

ЩЕРБАК П.Н., РГУПС, профессор кафедры «Путь и путевое хозяйство» 

ХАРЛАМОВ П.В., РГУПС, заведующий кафедрой «Транспортные машины и триботехника» 

КОРНИЕНКО Р.А., РГУПС, инженер кафедры «Транспортные машины и триботехника» 

ФЕЙЗОВ Э.Э., ООО «Транс-Триботехника», заместитель директора

Инновационная технология термометаллоплакирования

С. 34–37. 3 рис.

Представлена инновационная технологии термометаллоплакирования и гребнерельсосмазывания, позволяющие решать такие проблемы, возникающие в системе колесо – рельс, как ползуны, чрезмерный прокат колеса, острый накат гребня, сверхнормативный боковой износ рельсов, генерация шума и др. Доказывается, что при их применении обеспечивается возможность снижения шума при контактировании колес и рельсов, регулирования силы сцепления в их контакте, снижения интенсивности изнашивания гребней колес, уровня контактно-усталостных повреждений и, соответственно, увеличения их ресурса при эксплуатации.

Ключевые слова: система колесо-рельс; триботехника; термометаллоплакирование; гребнерельсосмазывание.

Литература

  • Bulavin Y.P. Models of Locomotive Traction Drives for the Improvement of Sand Feeding System / Y.P.Bulavin, I.V.Volkov, P.Y.Konovalov // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. – 2021. – 666 (4). – No. 042089. 
  • Dumitriu M. Modeling of railway vehicles for virtual homologation from dynamic behavior perspective / M.Dumitriu // Applied Mechanics and Materials. – 2013. – Vol. 371. – Pp. 647–651.
  • Metal plating of friction surfaces of the «wheel–rail» pair / [V.V.Shapovalov, Y.F.Migal, A.L.Ozyabkin, I.V.Kolesnikov and all] // Journal of Friction and Wear. – 2020. – Vol. 41. – No. 4. – Pp. 338–346.
  • Харламов П.В. Мониторинг изменений упруго-диссипативных характеристик для решения задач по исследованию трибологических процессов в системе «железнодорожный путь – подвижной состав» / П.В.Харламов // Вестник Ростовского государственного университета путей сообщения. – 2021. – № 1. – С. 122–129. 
  • Шаповалов В.В. Триботехника : учебник / В.В.Шаповалов, В.А.Кохановский, А.Ч.Эркенов ; ред. В.В.Шаповалов. – Ростов н/Д. : Феникс, 2017. – 351 с.

ЯКОВЛЕВА А.А., Октябрьская дирекция инфраструктуры – структурное подразделения Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД», инженер I категории организационно-штатного отдела

Мобильный сектор оценки персонала

С. 40–42. 1 рис.

Рассказывается о создании в Октябрьской дирекции инфраструктуры мобильного сектора оценки персонала (МСОП), в чьи функции входят оценка компетенций сотрудников, их развитие и мотивация на достижение более высоких показателей. Отмечается, что собранные МСОП аналитические данные дают всестороннее представление о кадровой политики в дирекции, позволяют сравнивать уровень компетенций специалистов различных подразделений, оценивать эффективность сотрудников и соотносить результаты работы и затраты на персонал. Подчеркивается, что эта актуальная информация помогает принимать верные управленческие решения.

Ключевые слова: мобильный сектор оценки персонала (МСОП); компетенция; эффективность; управленческие решения.

ЛЁВИН Б.А., президент Российского университета транспорта (РУТ (МИИТ)), доктор технических наук

ПОЛЯКОВ В.Ю., профессор РУТ (МИИТ), доктор технических наук

Патриот железнодорожного транспорта

С. 44–45. 1 рис.

Рассказывается о Юрии Николаевиче Полякове, кадровом инженере-путейце, почетном железнодорожнике, ветеране труда, посвятившем всю свою жизнь развитию железнодорожного транспорта в нашей стране. Отмечается, что многим он хорошо известен прежде всего как активный поборник и непосредственный участник строительства исторической Байкало-Амурской магистрали. 

Ключевые слова: кадровый инженер-путеец; почетный железнодорожник; строитель БАМа.

БЫЧКОВ Д.А., директор Автономной некоммерческой организации «Центр железнодорожного наследия» (АНО «НМПЦ ЖД»), кандидат технических наук

Тепловозы для Индии

С. 46–50. 6 рис.

Указаны предпосылки создания в нашей стране в конце 1950-х годов маневровых тепловозов серии ТЭЛ для Бхилайского металлургического комбината в Индии. Кратко описана конструкция этих локомотивов, приведены их основные технические характеристики. Изложены особенности проведения испытаний опытных машин, а также выводы и рекомендации по результатам этих испытаний.

Ключевые слова: маневровый тепловоз; Индия; Бхилайский металлургический комбинат; результаты испытаний.

Читайте также: