Аннотации №12 2020

Журнал «Железнодорожный транспорт», № 12, 2020 г.

ФРОЛОВ В.Ф., начальник Восточно-Сибирской железной дороги – филиала ОАО «РЖД»

На основе генерального соглашения

С. 4–7. 9 рис.

Рассказывается о взаимодействии Восточно-Сибирской железной дороги с субъектами Российской Федерации, взаимовыгодном сотрудничестве в решении вопросов совершенствования транспортного обслуживания и наращивания экономического потенциала регионов, улучшения пассажирского сервиса, экологической обстановки и др.

Ключевые слова: обеспечение безопасности движения; профилактика непроизводственного травматизма; охрана окружающей среды; координационный совет; организация пригородных пассажирских перевозок.

Ориентируясь на системную работу

С. 8–12. 6 рис.

Рассказывается о взаимодействии Октябрьской железной дороги с субъектами Российской Федерации, взаимовыгодном сотрудничестве в решении вопросов совершенствования транспортного обслуживания и наращивания экономического потенциала регионов, улучшения пассажирского сервиса, экологической обстановки и др.

Ключевые слова: День Российских железных дорог; пассажирские перевозки; транспортная инфраструктура; обеспечение бесперебойного и безопасного движения; профилактика непроизводственного травматизма.

МАРТЫШКИН Р.В., АО «Институт экономики и развития транспорта» (АО «ИЭРТ»), заместитель заведующего отделением макроэкономики и методологии прогнозирования

ЗАКОВОРОТНЫЙ А.В., АО «ИЭРТ», инженер

МАСЛОВА А.П., АО «ИЭРТ», инженер

Развитие сети мультимодальных транспортно-логистических центров

С. 13–17. 4 рис.

Рассказано о современных тенденциях организации перевозок грузов, связанных с использованием мультимодальных схем доставки и основанных на широком применении контейнерных перевозок. Отражена положительная динамика роста, которую ежегодно демонстрируют контейнерные перевозки. Отмечена необходимость развития терминально-логистической инфраструктуры для увеличения уровня контейнеризации в нашей стране. Приведен зарубежный опыт развития терминально-логистических комплексов.

Ключевые слова: контейнерные перевозки; терминально-логистический центр; терминал; уровень контейнеризации; высокодоходные грузы; контейнеризируемые грузы; станции; железнодорожная сеть.

УРУСОВ А.В., ОАО «РЖД», директор Проектно-конструкторско-технологического бюро по системам информатизации – центра цифровых технологий

Центр цифровых технологий

С. 18–25. 7 рис.

Рассмотрены цели создания и история формирования Проектно-конструкторско-технологического бюро – центра цифровых технологий, его роль в современном инновационном процессе компании, приоритетные направления работы, наиболее значимые проекты и разработки перспективных технологий  обработки  данных,  машинного  обучения, искусственного  интеллекта,  использования    распределенных реестров  и  мобильных  приложений, в которых участвуют специалисты ПКТБ-ЦЦТ Намечены пути дальнейшего развития бюро как важного подразделения, обеспечивающего поддержку инновационной деятельности всего транспортного комплекса ОАО «РЖД».

Ключевые слова: автоматизированная система управления; IT-решения; цифровая трансформация; распределенный реестр; портал; алгоритм; классификатор; программный комплекс, процедура доступа.

ЛАПИДУС Б.М., председатель Объединенного ученого совета ОАО «РЖД», Почетный председатель Международного совета по железнодорожным исследованиям (IRRB), доктор экономических наук, профессор

Создание интеллектуальной интегрированной транспортной системы – прорывное инновационное решение

С. 26–33. 6 рис.

Показано, что на основе фундаментальных ценностей ОАО «РЖД»: наличия развитой инфраструктуры с закрепленным землеотводом, а также больших научно-практических заделов в области внедрения технологий искусственного интеллекта и цифровых систем управления – возможно создание единой инфраструктуры для высокоскоростной железнодорожной магистрали и для движения беспилотных грузовых автомобилей. Сделан вывод, что проект интеллектуальной интегрированной транспортной системы может стать дополнительным стимулом строительства высокоскоростных магистралей и стратегическим инструментом увеличения конкурентоспособности ОАО «РЖД» на рынке перевозок грузов с высокой добавленной стоимостью.

Ключевые слова: высокоскоростная магистраль; беспилотный автомобиль; интеллектуальная интегрированная транспортная система; искусственный интеллект; цифровые системы управления.

ПАНЫЧЕВ А.Ю., ректор Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС)

ПЕТРОВ А.Ю., начальник Дирекции скоростного сообщения – филиала ОАО «РЖД» (ДОСС)

Новые технологии и компетенции для высоких скоростей

С. 34–37. 2 рис.

Дана информация о реализуемом ПГУПС и ДОСС проекте применения видеоаналитики на базе искусственного интеллекта. Показано, что интеллектуальный анализ данных видеонаблюдения является эффективным инструментом контроля за бизнес-процессами на предприятиях. Подчеркнуто, что внедрение интеллектуальных технологий и цифровых сервисов требует соответствующей подготовки специалистов, формирования у них новых компетенций. В качестве примера рассмотрена организованная ПГУПС и ДОСС подготовка студентов к работе в качестве проводников на высокоскоростных поездах «Сапсан» и скоростных поездах «Ласточка».

Ключевые слова: ПГУПС; ДОСС; видеоаналитика; искусственный интеллект; интеллектуальный анализ; цифровые сервисы; студенческий отряд проводников.

ЗАМЫШЛЯЕВ А.М., Научно­исследовательский и проектно­конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте (АО «НИИАС»), заместитель генерального директора, доктор технических наук

ШУБИНСКИЙ И.Б., АО «НИИАС», заместитель руководителя Научно-технического комплекса систем обеспечения безопасности движения и автоматизации станционных и полигонных процессов, доктор технических наук, профессор

Применение алгоритмов искусственного интеллекта при прогнозировании опасных отказов в путевом комплексе

С. 38–43. 1 рис.

Представлено решение задачи прогнозирования опасных отказов в путевом комплексе с помощью технологии искусственного интеллекта Data Scienses. Дано обоснование выбора наиболее приемлемых по критериям точности и достоверности классических алгоритмов машинного обучения. Разработаны динамические модели предиктивного анализа, которые позволяют с достаточно высокой достоверностью и точностью прогнозировать факт, время и место возникновения опасного отказа. Показаны результаты апробации этих моделей на полигонах Северной, Горьковской и Куйбышевской железных дорог, свидетельствующие о том, что в большинстве случаев вероятность правильного прогноза приближается к уровню 0,8 и выше при ничтожно малой вероятности ложной тревоги.

Ключевые слова: искусственный интеллект; технологии Big Data и Data Sience; обучающая и тестовая выборки; предиктивный анализ.

КОНОВАЛОВ Е.А., ООО «ТР Инжиниринг», главный технолог

ХАРИТОНОВ В.А., Сертификационный центр АО «НИЦ «Строительство», руководитель отдела, кандидат технических наук

САВРАСОВ И.П., руководитель Сертификационного центра АО «НИЦ «Строительство»

Правила и методы исследований габионных конструкций

С. 44–47. 6 рис.

Отмечено, что ООО «ТР Инжиниринг» совместно с АО «НИЦ «Строительство» впервые в национальной практике на основе собственного и зарубежного опыта разработало регламент, определяющий порядок и требования к правилам и методам исследований (испытаний), необходимых для добровольной сертификации габионных конструкций RockBox. Подчеркнуто, что предлагаемый регламент может распространяться на испытания стальных сеток и систем укрепления склонов. Приведено описание порядка оценки механических свойств габионных конструкций RockBox с использованием испытательного стенда ООО «ТР Инжиниринг».

Ключевые слова: испытания; габионные конструкции RockBox; стальные сетки; системы укрепления склонов; испытательный стенд.

ЗАЖИГАЛКИН А.В., ОАО «РЖД», заместитель начальника Центра инновационного развития по взаимодействию с институтами развития и ключевыми партнерами

КИСЕЛЕВ А.В., АО «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта», эксперт Центра стандартизации и технического регулирования

Управление нормативной документацией

С. 49–52.

Рассмотрена существующая система управления нормативными документами, применяемая в настоящее время в ОАО «РЖД», и условия, при которых она может быть существенно улучшена. Показано, что состав и число применяемых нормативных документов позволяют говорить о сложности задачи и необходимости комплексного системного подхода, который необходимо применять для создания стройной и понятной системы управления нормативными документами холдинга.

Ключевые слова: внесение изменений; рабочие группы; национальные технические комитеты; стандартизация; проведение обучения персонала; методы и процедуры; разработка нормативной документации; экспертиза документации; план разработки и утверждения внутренней нормативной документации ОАО «РЖД».

ЧЕТЧУЕВ М.В., Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, доцент кафедры «Железнодорожные станции и узлы», кандидат технических наук

Об отмене устаревших нормативных актов

С. 52–53.

Рассказывается о работе по пересмотру и отмене многих нормативно-правовых актов, негативно влияющих на общий бизнес-климат и регуляторную среду.

Ключевые слова: нормативно-правовые акты; регуляторная среда; регуляторная гильотина.

СМЕРДИНОВ С.М., начальник Главного управления электрификации и энергетического хозяйства МПС

Ведущее звено реконструкции железнодорожного транспорта

С. 55–60. 2 рис.

К 100-летию Государственного плана электрификации России (ГОЭЛРО) перепечатка статьи, вышедшей в журнале «Железнодорожный транспорт» № 11, 1986 г.

Рассказано об основных этапах внедрения электротяги на отечественных железных дорогах, связанных с ней огромных позитивных изменениях в работе стальных магистралей.

Ключевые слова: железнодорожный транспорт; план ГОЭЛРО; внедрение электротяги.

ИСТОМИН А.А., инженер

Соединяя берега и судьбы…

С. 62–67. 11 рис.

Рассказывается об истории Волжского железнодорожного моста в годы Великой Отечественной войны на основе музейных документов и воспоминаний очевидцев.

Ключевые слова: железнодорожный транспорт в годы Великой Отечественной войны; Волжский мост.

МЕЛЬНИКОВА С.Д., Дальневосточный государственный университет путей сообщения, преподаватель факультета среднего профессионального образования

Воспитывая поколения железнодорожнков

С. 68–70. 5 рис.

Рассказывается об истории Хабаровского техникума железнодорожного транспорта.

Ключевые слова: история профессионального образования на железнодорожном транспорте; Хабаровский техникум железнодорожного транспорта.

ЦЫПОВСКИЙ О.Л., Электромеханический техникум железнодорожного транспорта имени А.С. Суханова, преподаватель истории и обществознания

КОВЛЯГИН М.С., Электромеханический техникум железнодорожного транспорта имени А.С. Суханова, мастер производственного обучения, кандидат исторических наук

С уверенностью в будущем

С. 71–73. 3 рис.

Рассказывается об истории Петербургского государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Электромеханический техникум железнодорожного транспорта» имени А.С. Суханова.

Ключевые слова: история профессионального образования на железнодорожном транспорте; Электромеханический техникум железнодорожного транспорта имени А.С. Суханова.

Читайте также: