Аннотации №12 2021

Журнал «Железнодорожный транспорт», № 12, 2021 г.

ДОЛГИЙ А.И., генеральный директор АО «Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации и связи на железнодорожном транспорте» (АО «НИИАС»), кандидат технических наук

АО «НИИАС»: 65 лет по пути инноваций. Итоги и перспективы

С. 4–10. 9 рис.

Описаны основные направления инновационной деятельности ведущего научно-исследовательского и проектно-конструкторского института научного отраслевого комплекса холдинга «РЖД» в области информатизации, автоматизации и связи. Акцент сделан на перспективных и инновационных решениях, внедряемых или готовящихся к внедрению на сети железных дорог. Даны краткие описания технологий автоматического управления поездами, устройств робототехнических комплексов, решений для автоматизации технологических процессов на станции с применением искусственного интеллекта и систем технического зрения.   

Ключевые слова: интервальное регулирование движения поездов; диагностическая инфраструктура; система автоматического управления локомотивом; автономные железнодорожные транспортные системы; комплексные научно-технические проекты; искусственный интеллект. 

ШУХИНА Е.Е., АО «НИИАС», заместитель генерального директора 

КИСЕЛЬГОФ Г.К., АО «НИИАС», заместитель руководителя Научно-технического комплекса систем управления и обеспечения безопасности движения поездов 

НИЗОВСКИЙ А.В., АО «НИИАС», заместитель начальника отдела перспективных систем интервального регулирования

Совершенствование систем интервального регулирования

С. 11–14. 5 рис.

Рассказана история развития локомотивных устройств безопасности и систем автоблокировки. Представлены системы интервального регулирования движения поездов нового поколения, созданные в АО «НИИАС» на основе углубленного интеллектуального взаимодействия указанных технических средств, позволяющие решать задачи повышения пропускной способности участков за счет сокращения интервала попутного следования поездов. 

Ключевые слова: железнодорожный транспорт; системы интервального регулирования движения поездов (СИРДП); АЛСО с подвижными блок-участками; виртуальная сцепка.

ШУБИНСКИЙ И.Б., АО «НИИАС», заместитель руководителя научно-технического комплекса, доктор технических наук, профессор

РОЗЕНБЕРГ Е.Н., АО «НИИАС», первый заместитель генерального директора, доктор технических наук, профессор 

Цифровые технологии в обеспечении функциональной безопасности систем управления

С. 14–19. 1 рис.

Рассказано о цифровой трансформации железнодорожной отрасли на основе применения цифровых двойников и искусственного интеллекта. На примере доказана эффективность их применения на объектах железнодорожного транспорта, в частности при внедрении систем автоведения поездов. На основе исследований сделаны выводы о необходимости дублирования средств технического зрения для достижения функциональной безопасности бортового и стационарного средств технического зрения на уровне SIL 4. 

Ключевые слова: цифровая трансформация; цифровой двойник; искусственный интеллект; виртуальная модель; система; нейронная сеть; техническое зрение; железнодорожная сеть.

Литература

  • Шубинский И.Б. О функциональной безопасности сложной технической системы управления с цифровыми двойниками / И.Б.Шубинский, Х.Шебе, Е.Н.Розенберг // Надежность. – 2021. – Т. 21. – № 1. – С. 38–44.
  • Брабанд Й. Оценка безопасности искусственного интеллекта / Й.Брабанд, Х.Шебе // Надежность. – 2020. – Т. 20. – № 4. 
  • Шубинский И.Б. Надежные отказоустойчивые информационные системы. Методы синтеза / И.Б. Шубинский // Надежность. – 2017. – 544 с.
  • Розенберг Е.Н. Многоуровневая система управления и обеспечения безопасности движения поездов / Е.Н.Розенберг : дис. … д-ра техн. наук. – М., 2004.
  • Патент № 2754376 C1 Российская Федерация, МПК B61L 27/00. Система связи и дистанционного управления для скоростного электропоезда: № 2021106310: заявл. 11.03.2021: опубл. 01.09.2021 / П.Д.Мыльников, А.Е.Манова, И.Н.Королев [и др.]; заявитель Открытое акционерное общество «Российские железные дороги».
  • Патент № 2711480 C1 Российская Федерация, МПК B61L 23/00. Стационарный комплекс обнаружения препятствий в области ограниченной видимости: № 2019110321: заявл. 08.04.2019: опубл. 17.01.2020 / П.Д.Мыльников, И.Н.Королев, А.О.Глазырин, П.А.Попов; заявитель Открытое акционерное общество «Российские железные дороги».
  • Шубинский И.Б. К оценке безопасности системы автоведения поездов / И.Б.Шубинский, Х.Шебе, Е.Н.Розенберг // Надежность. – 2021. – Т. 21. – № 4. 
  • Schäbe R., Viertl R. An Axiomatic Approach to Models of Accelerated Life Testing, Eng. Fract. Mechanics, 50 (1995). – No. 2. – Pp. 203–217 (with R. Viertl).

РОЗЕНБЕРГ И.Н., АО «НИИАС», научный руководитель института, доктор технических наук, профессор

ГВИШИАНИ А.Д., Геофизический центр Российской академии наук (РАН), научный руководитель центра, академик РАН, доктор физико-математических наук, профессор

СОЛОВЬЕВ А.А., Геофизический центр РАН, директор центра, член-корреспондент РАН, доктор физико-математических наук, профессор

ВОРОНИН В.А., АО «НИИАС», начальник отделения внедрения систем железнодорожной автоматики и телемеханики

ПИЛИПЕНКО В.А., Геофизический центр РАН, главный научный сотрудник, доктор физико-математических наук, профессор

Влияние космической погоды на надежность функционирования железнодорожного транспорта в Арктической зоне России

С. 20–26. 4 рис.

Представлены результаты совместных работ АО «НИИАС» и Геофизического центра РАН в области исследования влияния космической погоды на надежность функционирования железнодорожного транспорта в Арктической зоне России. Рассмотрены различные аспекты неблагоприятного воздействия космической погоды на работоспособность систем железнодорожной автоматики и телемеханики, энергоснабжения и спутникового позиционирования объектов железнодорожной инфраструктуры и подвижного состава. Сформулированы предложения по развитию комплексных исследований и разработок, направленных на минимизацию возможных рисков влияния космической погоды на эксплуатацию современных систем управления и безопасности движения поездов в Арктической зоне РФ.

Ключевые слова: космическая погода; Арктическая зона России; солнечные вспышки; магнитные бури; геомагнитно-индуцированные токи; системы энергоснабжения; железнодорожная автоматика и телемеханика; системы глобального спутникового позиционирования.

Литература

  • Пилипенко В.А. Воздействие космической погоды на наземные технологические системы / В.А.Пилипенко // Солнечно-земная физика. – 2021. – Т. 7. – № 3. – С. 73–110. 
  • Вахнина В.В. Моделирование режимов работы силовых трансформаторов систем электроснабжения при геомагнитных бурях / В.В.Вахнина. – Тольятти : Изд-во Тольяттинского гос. ун-та, 2012. – 103 c. 
  • Love J.J. Intensity and impact of the New York Railroad superstorm of May 1921 / J.J.Love, H.Hayakawa, E.W.Cliver // Space Weather. – 2019. – V. 17. – P. 1281–1292.
  • Niska S. Measurements and analysis of electromagnetic interferences in the Swedish railway systems / S.Niska // Doctoral Thesis (2008:76).
  • Влияние геомагнитных возмущений на работу железнодорожной автоматики / [Я.А.Сахаров, Н.В.Кудряшова, А.Н.Данилин и др.] // Вестн. МИИТа. – 2009. – Вып. 21. – C. 107–111. 
  • Влияние геомагнитных возмущений на работу систем железнодорожной автоматики и телемеханики / [В.В.Касинский, Н.Г.Птицына, Н.Н.Ляхов и др.] // Геомагнетизм и аэрономия. – 2007. – Т. 47. – № 5. – С. 714–718.
  • Влияние космической погоды на технические системы: сбои железнодорожной аппаратуры во время геомагнитных бурь / [Н.Г.Птицына, М.И.Тясто, В.В.Касинский, Н.Н.Ляхов] // Солнечно-земная физика. – 2008. – № 12-2 (125). – С. 360.
  • Effects of strong geomagnetic storms on Northern railways in Russia / [E.A.Eroshenko, A.V.Belov, D.Boteler et al.] // Advances in Space Research. – 2010. – Vol. 46. – P. 1102–1110.
  • Демьянов В.В. Механизмы воздействия нерегулярных геофизических факторов на функционирование спутниковых радионавигационных систем / В.В.Демьянов, Ю.В.Ясюкевич.  – Иркутск : Изд-во Иркутского гос. ун-та, 2014. – 349 с.

ШУБИНСКИЙ И.Б., АО «НИИАС», заместитель руководителя Научно-технического комплекса по системам обеспечения безопасности движения и автоматизации станционных процессов, доктор технических наук, профессор 

ПРОНЕВИЧ О.Б., «АО НИИАС», начальник отдела анализа безопасности технологических процессов

Методы интеллектуального анализа данных для прогнозирования опасных событий

С. 27–31. 4 рис.

Представлен подход к прогнозированию опасных событий на железнодорожном транспорте в режиме реального времени на объектах автоматики и телемеханики, а также объектах электроснабжения, основанный на совместном анализе редких опасных отказов и частых инцидентов с применением методов искусственного интеллекта. Показано, что современные программные решения позволяют интегрировать прогнозы в бизнес-процессы, анализировать данные в целях выявления дестабилизирующих безопасность состояний и принимать меры по своевременному проведению корректирующих мероприятий. 

Ключевые слова: прогнозирование; Big Data; Data Science; машинное обучение; опасный отказ; инцидент; редкое событие; дисбаланс классов; сэмплинг данных; модель; метод.

Литература

1. Озеров А.В. Предиктивная аналитика с использованием Data Science на железнодорожном транспорте / А.В.Озеров, А.М.Ольшанский, А.П.Куроптева  // Наука и технологии железных дорог. – 2020. – № 4. – С. 63–76.

2. Веремей А.И. Применение технологии Big Data на железнодорожном транспорте / А.И.Веремей, С.В.Диасамидзе, А.А.Корниенко // Сб. тр. LXXVIII Всерос. научно-техн. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых «Транспорт: проблемы, идеи, перспективы», Санкт-Петербург, 2018 г. – СПб. : Изд-во ПГУПС, 2018. – С. 147–150.

3. Рабинович А.Е. Применение технологии Big Data в сфере железнодорожного электроснабжения / А.Е.Рабинович, А.В.Август // Оригинальные исследования. – 2021. – Т. 11. – № 4. – С. 155–161.

4. Заболотская Е.А. Разработка алгоритма для автоматизированной обработки «Big Data» при прогнозировании показателей железнодорожной станции / Е.А.Заболотская, Д.В.Изимов, Н.А.Дривольская // Развитие экономической науки на транспорте: новые векторы в постпандемийный период : Сб. науч. статей Междунар. научно-практ. конф., Санкт-Петербург, 25 декабря 2020 г. – СПб. : Изд-во ООО «ИНСЭИ»,  2020. – С. 112–120.

5. Потапов В.П. Методы Data Science для научных исследований: развитие и приложения / В.П.Потапов // Тезисы XIX Всерос. конф. молодых ученых по мат. моделированию и информац. технологиям. – Новосибирск : Изд-во ИВТ СО РАН, 2018. – С. 8.

6. Проневич О.Б. Интеллектуальные методы повышения точности прогнозирования редких опасных событий на железнодорожном транспорте / О.Б.Проневич, М.В.Зайцев // Надежность. – 2021. – № 3. – С. 54–65.

7. Применение методов машинного обучения для прогнозирования опасных отказов объектов железнодорожного пути / [И.Б.Шубинский, А.М.Замышляев, О.Б.Проневич и др.] // Надежность. – 2020. –  № 2. – С. 45–53.

ОЗЕРОВ А.В., АО «НИИАС», начальник Международного управления 

ДРОЗДОВ А.В., АО «НИИАС, заместитель начальника Департамента комплексной реализации индустриальных проектов – руководитель Центра проектирования объектов капитального строительства 

ФОМЕНКОВ Д.Ю., АО «НИИАС», заместитель руководителя Центра проектирования объектов капитального строительства 

БЕРЕСТОК Н.О., АО «НИИАС», главный технолог Центра реализации комплексных проектов 

Информационные технологии в управлении перевозками

С. 32–34. 3 рис.

Описаны этапы и перспективы развития информационно-управляющих систем, применяемых в современных диспетчерских центрах управления перевозками ОАО «РЖД», их функциональное назначение и особенности с учетом решаемых задач перевозочного процесса, перехода на полигонную модель управления и зарубежного опыта.

Ключевые слова: перевозочный процесс; центр управления перевозками (ЦУП); диспетчерский центр управления перевозками (ДЦУП); автоматизированное рабочее место (АРМ); табло коллективного пользования (ТКП); предиктивная аналитика; «большие данные».

Литература

  • Годовой отчет ОАО «РЖД» за 2020 год. Режим доступа: https://ar2020.rzd.ru/ru/performance-overview/analysis-operating-results/railway-transportation-infrastructure. 
  • Крылов А.С. Концепция перспективного диспетчерского управления на сети железных дорог / А.С.Крылов // Железнодорожный транспорт. – 2021. – № 9. – С. 39–45.
  • Розенберг Е.Н. Центры управления перевозками: эволюция и целевое состояние / Е.Н.Розенберг, А.В.Озеров, Н.О.Бересток // Наука и технологии железных дорог. – 2021. – № 3. – С. 9–14. 

ХАТЛАМАДЖИЯН А.Е., АО «НИИАС», руководитель ОКБ, кандидат технических наук

СОКОЛОВ В.Н., АО «НИИАС», главный инженер Ростовского филиала, кандидат технических наук

ОЛЬГЕЙЗЕР И.А., АО «НИИАС», начальник Отделения инновационных и интеллектуальных технологий цифровой станции Ростовского филиала, кандидат технических наук

КОРНИЕНКО К.И., АО «НИИАС», старший научный сотрудник Отделения инновационных и интеллектуальных технологий цифровой станции Ростовского филиала, кандидат технических наук

Интегрированный программно-аппаратный модуль для роспуска опасных грузов

С. 35–37. 2 рис.

Исследованы основные принципы разработки программно-аппаратного комплекса для роспуска опасных грузов, который планируется разработать с учетом всех требований по безопасности при организации роспуска опасных грузов 2 класса опасности. Подчеркивается, что комплекс будет интегрироваться в действующие системы КСАУ СП, позволяя в автоматизированном режиме производить роспуск вагонов-цистерн, используемых для перевозки сжиженного углеродного газа.

Ключевые слова: комплексная система; автоматизации управления; сортировочный процесс КСАУ СП; интегрированный комплекс; автоматизация роспуска; опасные грузы ИКАР ОГ; сортировочная горка; роспуск вагонов; вагоны-цистерны для опасных грузов.

Литература

  • Потери от запрета на роспуск вагонов для перевозки сжиженных углеводородных газов / [А.В.Саврухин, Н.А.Коваленко, Р.А.Ефимов, В.А.Саврухин] // Железнодорожный транспорт. – 2020. – № 3. – С. 22–25.
  • Саврухин А.В. Условия реализации автоматического роспуска с горки вагонов-цистерн для перевозки грузов 2-го класса опасности / А.В.Саврухин, Н.А.Коваленко, Р.А.Ефимов // Железнодорожный транспорт. – 2021. – № 9. – С. 27–33.
  • Золотарев Ю.Ф. Перспективы развития КСАУ СП на сортировочных станциях / Ю.Ф.Золотарев, И.А.Ольгейзер, С.А.Рогов // Автоматика, связь, информатика. – 2012. – № 10. – С. 9–10.
  • Шабельников А.Н. Управление тормозными средствами сортировочных горок: повышение качества и эффективности / А.Н.Шабельников, И.А.Ольгейзер, С.А.Рогов // Вестн. Ростовского гос. ун-та путей сообщения. – 2015. – № 2 (58). – С. 74–79.

ГУРГЕНИДЗЕ И.Р., АО «НИИАС», руководитель Научно-технического комплекса

цифрового моделирования имени В.И. Уманского

КАЛИНИН С.В., АО «НИИАС», заместитель руководителя Научно-технического

комплекса цифрового моделирования имени В.И. Уманского

ХАЛЕВИН Д.Ю., АО «НИИАС», начальник отдела технологического проектирования

КОЗЛОВСКИЙ А.П., АО «НИИАС», руководитель Центра имитационного моделирования

Комплекс имитационного моделирования работы железнодорожных станций и участков

С. 38–42. 6 рис.

Рассмотрены вопросы технического и технологического развития отдельных железнодорожных участков в целях повышения их пропускной и провозной способности. Рассказано о разработке комплекса имитационного моделирования работы железнодорожных станций и участков – комплекс МСУ, проанализирована его работа. По результатам моделирования определены типовые мероприятия по реализации комплексной технологии интервального регулирования.

Ключевые слова: имитационное моделирование; план-график работы станции; блок-участок; движение поездов; интервальное регулирование; график движения поездов.

ПАВЛОВСКИЙ А.А., АО «НИИАС», заместитель генерального директора, кандидат технических наук

ДУХИН С.В., АО «НИИАС», руководитель Научно-технического комплекса геоинформационных систем и спутниковых технологий, кандидат технических наук

ДУХИНА Н.А., Российский университет транспорта (РУТ (МИИТ)), аспирант кафедры «Геодезия, геоинформатика и навигация»

Геоинформационные и спутниковые технологии железнодорожного транспорта. Единая база геоданных

С. 43–48. 7 рис.

Рассмотрен процесс интеграции геоинформационных ресурсов, используемых для автоматизации технологических и бизнес-процессов в ОАО «РЖД», и создания единой базы геоданных. Показано, что целью интеграции является повышение эффективности информационного обеспечения геоинформационных систем. Описан принцип интеграции баз геоданных с различными требованиями к точности представления пространственно-ориентированных объектов на основе использования двойственной природы пространственных данных, поддерживающих координатную и топологическую модели.

Ключевые слова: геоинформационные системы; геоинформационные технологии; геоинформационные базы данных; высокоточная координатная система.

Литература

  • Розенберг И.Н. Геоинформационные технологии – важнейшая составляющая современных информационных систем / И.Н.Розенберг, С.В.Духин // Автоматика, связь, информатика. – 2005. – № 7. – С. 8–12.
  • Разработка высокоточной координатной системы высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Санкт-Петербург – Бусловская. / [С.В.Духин, А.В.Нуйкин, А.О.Куприянов, Е.С.Бекчанова] // Известия высших учебных заведений. Геодезия и аэрофотосъемка. – 2013. – № 2. – С. 49–52.

ОХОТНИКОВ А.Л., АО «НИИАС», руководитель Центра стратегического развития и совершенствования научно-технической деятельности 

ЦВЕТКОВ В.Я., АО «НИИАС», заместитель руководителя по научной работе Центра стратегического развития и совершенствования научно-технической деятельности, доктор технических наук 

КОЗЛОВ А.В., Российский технологический университет, заместитель директора Физико-технологического института (МИРЭА)

Алгоритмы транспортных киберфизических систем

С. 49–53. 2 рис.

Рассказано об алгоритмах, применяющихся для управления подвижными объектами в транспортных кибер-физических системах (ТКФС). Отмечено, что эти алгоритмы образуют систему связанных алгоритмов. Выделены три функции алгоритмов: контроля, коррекции и управления. Показано, что системы связанных алгоритмов получают информацию от датчиков и выполняют функции управления, заменяя человека. Подчеркнуто, что эти алгоритмы способны работать по ситуации.  Введено новое понятие алгоритмической сложности «ситуационная сложность», раскрыто его содержание. Особое внимание уделено тому, что алгоритмы ТКФС следует рассматривать как новый вид интеллектуальных алгоритмов, выполняющих функции человека по управлению транспортными объектами.

Ключевые слова: железнодорожный транспорт; искусственный интеллект; транспортные кибер-физические системы (ТКФС); системы технического зрения (СТЗ); сложная система; ситуационный алгоритм; ситуационная сложность.

Литература

  • Охотников А.Л. Искусственный интеллект для железной дороги / А.Л.Охотников, А.В.Зажигалкин // Автоматика, связь, информатика. – 2021. – № 5. – С. 30–34.
  • Охотников А.Л. Виды систем технического зрения, применяемые на железнодорожном транспорте / А.Л.Охотников // Наука и технологии железных дорог. – 2020. – Т. 4. – № 4 (16). – С. 77–87. 
  • Henzinger T.A. The embedded systems design challenge / T.A.Henzinger, J.Sifakis // International Symposium on Formal Methods. – Springer, Berlin, Heidelberg, 2006. – P. 1–15.
  • Цветков В.Я. Управление с применением кибер-физических систем / В.Я.Цветков // Перспективы науки и образования. –  2017. – № 3 (27). – С. 55–60.
  • Винер Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине / Н.Винер. – М. : Наука, 1983. – 344 с.
  • Hiroki S. Introduction to the Modeling and Analysis of Complex Systems. / S.Hiroki // Open SUNY Textbooks, Milne Library. State University of New York at Geneseo, 2015. – 498 р.
  • Парсонс Т. Социальные системы / Т.Парсонс // Личность. Культура. Общество. – 2003. – Т. 5. – № 1–2. – С. 169–203.
  • Козлов А.В. Субсидиарные вычисления и вычислительные системы / А.В.Козлов. – Saarbruken, 2020. – 105 с.

ОЗЕРОВ А.В., АО «НИИАС», начальник Международного управления

БОЧКОВ А.В., заместитель руководителя НТК, доктор технических наук

БУБЛИКОВА М.А., АО «НИИАС», начальник Отделения управления рисками сложных технических систем

О развитии международного научно-технического сотрудничества

С. 53–56. 4 рис.

Рассказывается о международном научно-техническом сотрудничестве АО «НИИАС». Особое внимание уделяется деятельности экспертов института в рамках Международного союза железных дорог (МСЖД), а также участию в работе комиссий Организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД) и Технического комитета № 9 (ТК) Международной электротехнической комиссии (МЭК).

Ключевые слова: Международный союз железных дорог (МСЖД); Стратегия развития зарубежного бизнеса холдинга «РЖД» до 2035 года; Организация сотрудничества железных дорог (ОСЖД); Технический комитет № 9 (ТК) Международной электротехнической комиссии (МЭК).

Литература

  • https://uic.org/com/enews/article/two-meetings-of-uic-s-international-rail-research-board-irrb-last-week-saw-the
  • https://uic.org/com/enews/article/the-sixth-uic-digital-conference-was-held-successfully-on-11-december, https://gudok.ru/newspaper/?ID=1547611,                            https://gudok.ru/vestnik-cki/?ID=1559014 
  • https://gudok.ru/newspaper/?ID=1568010 
  • https://uic.org/events/uic-asia-pacific-conference-on-digital 
  • https://uic.org/IMG/pdf/iso_55000_implementation_guidelines_on_railways_infrastructure_organisations.pdf
  • https://www.shop-etf.com/en/guidelines-for-cyber-security-in-railways
  • http://niias.ru/press-centre/364 
  • http://niias.ru/press-centre/170-1 
  • https://www.dependability.ru/jour/index

ДУБЧАК И.А., АО «НИИАС», заместитель генерального директора

РАКОВ В.В., АО «НИИАС», руководитель Центра управления интеллектуальной собственностью, кандидат экономических наук

Опережающее патентование в условиях цифровой трансформации

С. 57–59.

Показаны предпосылки и прогнозы влияния цифровой трансформации и цифровизации на тенденции и динамику патентования, а также дана оценка роли опережающего патентования при цифровизации экономики. Исследовано, как при стратегическом патентовании в первую очередь учитывается тренд научно-технического развития, который в большинстве случаев имеет прогнозируемый период на несколько лет вперед. 

Ключевые слова: цифровая экономика; интеллектуальная собственность; опережающее патентование; технология «больших данных»; патент; прогнозирование потребительского спроса; стратегия развития предприятия; этапы стратегического патентования.

Литература

  • Миронов В.Н. Особенности патентования в цифровой экономике / В.Н.Миронов // Цифровая экономика.  – 2019. –  № 3 (7). –  С. 34–39. 
  • Днепровская Н.В. Требования к инновационной среде при переходе к цифровой экономике / Н.В.Днепровская // Статистика и экономика. –  2018. –  Т. 15. – № 6. – С. 58–68. 
  • Хрусталев Е.Ю. Особенности применения зарубежного опыта защиты интеллектуальной собственности при формировании национальной инновационной стратегии / Е.Ю.Хрусталев, А.С.Славянов // Экономический анализ: теория и практика. –  2017. –  Т. 16. – № 4. – С. 665–676. 
  • Доклад о положении в области интеллектуальной собственности в мире «Нематериальный капитал в глобальных цепочках создания стоимости» https://www.wipo.int/edocs/pubdocs/ru/wipo_pub_944_2017.pdf 
  • Wen Chen, ReitzeGouma, Bart Los and Marcel P. Timmer. Measuring the income to intangibles in goods production: a global value chainapproach https://www.wipo.int/edocs/pubdocs/en/wipo_pub_econstat_wp_36.pdf

ПАВЛОВ Е.В., ООО «1520 Сигнал», заместитель генерального директора по развитию бизнеса, кандидат технических наук 

ПЕРОВ А.А., ООО «КиберТех-Сигнал», руководитель отдела информационной безопасности промышленных систем 

КАЛИНКИН А.В., ООО «КиберТех-Сигнал», руководитель департамента автоматизации 

ФОМИН М.В., ООО «КиберТех-Сигнал», технический директор

Инновационная интеллектуальная система управления перевозочным процессом

С. 60–62. 2 рис. 

Представлена интеллектуальная система управления процессами перевозок (ИСУПП) совместной разработки специалистов компаний ООО «1520 Сигнал» и ООО «КиберТех- Сигнал», в которой реализованы интеллектуальные алгоритмы разрешения конфликтных ситуаций, основанные на нейронных сетях. Описаны три возможных метода поиска решений оптимизации графика движения, дающие возможность в кратчайшие сроки и с большой степенью достоверности построить максимально точные прогнозный и плановый графики, а также оптимизировать процесс построения нормативного и вариантного графиков.

Ключевые слова: железнодорожный транспорт; комплексное управление процессами перевозок; интеллектуальная система управления процессами перевозок (ИСУПП); построение графиков движения поездов.

ГАПАНОВИЧ В.А., президент Некоммерческого партнерства «Объединение производителей железнодорожной техники» (НП «ОПЖТ»), кандидат технических наук

От электронного формуляра к цифровому двойнику

С. 63–65. 3 рис.

Рассказывается о внедрении цифровых технологий как одном из направлений значительного повышении эффективности использования железнодорожного подвижного состава (ПС), обеспечения более высокого уровня его надежности в эксплуатации. Особое внимание уделяется его реализации в сфере грузовых перевозок за счет создания цифрового двойника грузового вагона.

Ключевые слова: подвижной состав (ПС); грузовые перевозки; цифровой двойник грузового вагона; электронный формуляр (паспорт) грузового вагона.

БАЗАРНОВ К.П., ОАО «ЭЛТЕЗА», начальник сектора маркетинга и рекламы

Российские микропроцессорные системы железнодорожной автоматики и телемеханики

С. 66–67. 5 рис.

Представлена одна из самых значимых разработок ОАО «ЭЛТЕЗА», являющегося крупнейшим производителем современных систем железнодорожной автоматики и телемеханики (ЖАТ), – система микропроцессорной централизации стрелок и сигналов МПЦ-ЭЛ. Описана также ее усовершенствованная с учетом современных требований к системам ЖАТ версия – МПЦ-ЭЛ-20.

Ключевые слова: железнодорожный транспорт; ОАО «ЭЛТЕЗА»; системы железнодорожной автоматики и телемеханики (ЖАТ); микропроцессорная централизация стрелок и сигналов; МПЦ-ЭЛ; МПЦ-ЭЛ-20.

БИКТАШЕВ Р.Ж., ООО Электротехнический завод «ГЭКСАР», генеральный директор

В ногу со временем

С. 68–70. 7 рис.

Представлен Электротехнический завод «ГЭКСАР», являющийся самодостаточным предприятием, располагающим всем необходимым оборудованием и технологиями для производства современной качественной продукции, номенклатура которой составляет более 450 наименований различных изделий. Описаны современные технологии, позволяющие выполнять полный цикл обработки трубного и листового металла для изготовления конструкционных элементов выпускаемых изделий и монтировать электронные радиокомпоненты размером не более 0,5–1 мм на печатные платы. Рассказано о роботах, функционирующих в тандеме с металлообрабатывающими центрами и позволяющих использовать оборудование с максимальной отдачей в круглосуточном режиме. Показана наиболее востребованная на сети дорог продукция: универсальные малогабаритные стрелочные электродвигатели типа ЭМСУ и программатор для них – ПЭМСУ, герметизированный путевой трансформатор ПТРЦ-38, электронный кодовый путевой трансмиттер ЭКПТ-УС и его усовершенствованный вариант – ЭКПТ-УС-1ПР.

Ключевые слова: железнодорожный транспорт; ООО Электротехнический завод «ГЭКСАР»; аппаратура железнодорожной автоматики и телемеханики; ЭМСУ; ПЭМСУ; ПТРЦ-38; КПТ-УС; ЭКПТ-УС-1ПР.

УШАКОВ А.Е., ООО НПП «АпАТэК», генеральный директор, доктор технических наук

ЕРМАКОВ В.М., ООО НПП «АпАТэК», управляющий директор, доктор технических наук

ЕГОРОВ М.А., ООО НПП «АпАТэК», начальник отдела, кандидат технических наук

ПРОШИН А.В., ООО НПП «АпАТэК», начальник отдела 

КИРПИЧЕВА А.И., ООО НПП «АпАТэК», начальник отдела 

Об уровнях шума при проходе поездов по мостам с пролетными строениями из различных материалов

С. 71–74, 5 рис.

Представлены задачи, условия и результаты исследований уровня шума при проследовании поездов по железнодорожному пути на земляном полотне и мостам с пролетными строениями разной конструкции. Доказано, что эффективными решениями в части снижения эквивалентного и максимального уровней звука от воздействия поездов на существующих мостовых сооружениях с пролетными строениями из металла являются замена на пролетные строения из полимерных композиционных материалов, замена железобетонного безбалластного мостового полотна на композиционное и укладка упругого прокладного слоя с существующим железобетонным мостовым полотном.

Ключевые слова: уровень шума при движении по железнодорожным мостам; эквивалентный уровень звука; максимальный уровень звука; мероприятия по снижению уровня шума.

Литература

  • Иванов Н.И. Снижение шума подвижного состава железнодорожного транспорта в источнике образования и на пути распространения / Н.И.Иванов, Д.А.Куклин, П.В.Матвеев // Защита от повышенного шума и вибрации : Мат. V Всероссийской науч.-практ. конф. с междунар. участием / под ред. Н.И.Иванова. Санкт-Петербург, 20 марта 2015 г. – СПб. : Айсинг, 2015. – С. 12–16.
  • Андреев В.Е. Композиты вместо бетона и стали / В.Е.Андреев // Гудок. – 2021. – № 102 (27196).

Читайте также: