Аннотации №3 2019

Журнал «Железнодорожный транспорт», № 3, 2019 г.

 

 

БЕССОНОВ Г.И., Международная ассоциация «Координационный Совет по Транссибирским перевозкам» (КСТП), генеральный секретарь

СТЕПАНОВА Н.Н., КСТП, заместитель генерального секретаря, кандидат философских наук

Транссиб в системе евро-азиатских перевозок: новые возможности и перспективы

С. 5–10. 7 рис.

Рассмотрены современное состояние и перспективы транзитных контейнерных перевозок по международному транспортному коридору Запад – Восток, одним из звеньев которого является Транссибирская магистраль. Показана роль Координационного совета по транссибирским перевозкам (КСТП) в повышении привлекательности транссибирского маршрута для грузоотправителей. Описаны проекты, реализуемые с участием КСТП в рамках комплексной программы «Цифровая железная дорога».

Ключевые слова: международный транспортный коридор Запад – Восток; транзитные контейнерные перевозки; Координационный совет по транссибирским перевозкам (КСТП); цифровые технологии.

 

ЛАХМЕТКИНА Н.Ю., Российский университет транспорта (РУТ (МИИТ)), доцент кафедры «Логистические транспортные системы и технологии», кандидат технических наук

ОЛЕЙНИКОВ А.С., Freigh Village RU, заместитель директора Департамента развития бизнеса, кандидат экономических наук

Развитие «сухих портов» международного значения

С. 11–15.

Проанализирована транспортная инфраструктура как один из ключевых элементов современной экономики, который в настоящее время приобретает особую важность для России. Рассмотрены концепция «сухого порта», перспективы развития подобных объектов в России. Особое внимание уделено проблеме отсутствия единой терминологии.

Ключевые слова: транспортная инфраструктура; транспортный объект; «сухой порт»; грузовая деревня; логистика; грузовой каркас.

 

ШЕНФЕЛЬД К.П., АО «ВНИИЖТ», исполнительный директор, доктор технических наук

СОТНИКОВ Е.А., АО «ВНИИЖТ», главный научный сотрудник, доктор технических наук, профессор

ХОЛОДНЯК П.С., АО «ВНИИЖТ», Научный центр «Цифровые модели перевозок и технологии энергосбережения», начальник отдела «Полигонные технологии и повышение провозной способности сети»

Повышение эффективности работы полигонов

С. 17–22. 4 рис.

Проанализирована работа сети по новой технологии в условиях укрупненных полигонов. Рассмотрены преимущества полигонных технологий управления перевозками на основе опыта работы Восточного полигона.

Ключевые слова: полигон; полигонные технологии; ЦУП П; Восточный полигон; соединенные поезда; оперативное управление.

 

ЛЕВИН Д.Ю., Российский университет транспорта (МИИТ), профессор кафедры «Управление эксплуатационной работой и безопасностью на транспорте», доктор технических наук

Причины и последствия дефицита путей на станциях

С. 22–24. 4 рис.

Проанализированы причины возникновения дефицита путей на станциях и его последствия. Предложены технические и технологические варианты решения этой проблемы на действующей инфраструктуре. Обоснована необходимость внесения ряда изменений в нормативную документацию.

Ключевые слова: ОАО «РЖД»; станция; путевое развитие; дефицит путей на станции; коэффициент неравномерности движения поездов.

 

ВОРОНИН В.А., АО «НИИАС», начальник отделения внедрения систем ЖАТ

Защитный участок: элемент безопасности или пережиток прошлого?

С. 25–27. 5 рис.

Обоснованы причины организации защитных участков при организации движения в неправильном направлении на двухпутных перегонах, оборудованных односторонней числовой кодовой автоблокировкой. Представлено техническое решение (вращающиеся рельсовые цепи), позволяющее отказаться от них при безусловном обеспечении безопасности движения поездов. Показаны преимущества устройств автоблокировки с тональными рельсовыми цепями, при внедрении которых также организуются защитные участки, но меньшей длины. Указано, что кардинально повысить пропускную способность участка можно путем реализации системы интервального регулирования с подвижными (меняющими свою длину) блок-участками. Подчеркнуто, что при использовании современных бортовых приборов безопасности (КЛУБ-У, БЛОК) и организации движения по радиоканалу (например, стандарта GSM-R) появляется возможность обеспечения прицельного торможения на препятствие, что в идеале позволит отказаться от защитного участка.

Ключевые слова: железнодорожный транспорт; интервальное регулирование движения поездов; вращающиеся рельсовые цепи; подвижные блок-участки; защитные блок-участки.

 

КАНДЫБИНА С.А., Амурский институт железнодорожного транспорта – филиал Дальневосточного государственного университета путей сообщения (ДВГУПС), факультет среднего профессионального образования, преподаватель Свободненского техникума железнодорожного транспорта

КАЛИКИНА Т.Н., ДВГУПС, заведующая кафедрой «Организация перевозок и управление на транспорте», кандидат технических наук

О подготовке оперативного персонала станций

С. 28–29.

Показано, что значительное осложнение поездной обстановки является одной из причин несвоевременных или ошибочных действий оперативного персонала станций, в частности дежурных по станции, неуверенное применение которыми теории на практике нередко приводит к случаям нарушения безопасности движения. Рассмотрены существующие формы обучения. Предложены мероприятия по взаимодействию вуза и транспортного предприятия, которые будут способствовать повышению качества образования, а следовательно, и повышению безопасности движения поездов.

Ключевые слова: обучение; дежурный по станции; наставник; транспортное предприятие.

 

KANDYBINA S.A., Amursky Institute of Railway Transport – a branch of the Far Eastern State University of Communications, Faculty of ACT TLT, teacher

KALIKINA T.N., Far Eastern State Transport University, Head of the Department of Transportation Organization and Transport Management, Candidate of Technical Sciences

On the training of station operating personnel

Zheleznodorozhny transport (The Railway Transport Magazine), 2019, № 3, pp. 28–29.

A significant complication of the train situation, as shown by the study, is one of the reasons for untimely or erroneous actions, the station operating personnel, in particular station attendants, uncertain use of the theory in practice often leads to violations of traffic safety. The article discusses the existing forms of education, suggests measures for the interaction of the university and the transport company, which will contribute to the quality of education, and thereby increase train safety.

Keywords: training; attendant at the railway station; mentor; university; transport company.

 

КУРЕНКОВ П.В., Институт управления и информационных технологий Российского университета транспорта (РУТ (МИИТ)), заместитель директора, доктор экономических наук, профессор

ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ Д.А., Институт экономики и финансов РУТ (МИИТ), доцент кафедры «Экономика транспортной инфраструктуры и управление строительным бизнесом», кандидат экономических наук

АСТАФЬЕВ А.В., РУТ (МИИТ), старший преподаватель кафедры «Управление транспортным бизнесом и интеллектуальные системы»

САФРОНОВА А.А., МГТУ им. Н.Э. Баумана, доктор экономических наук, профессор

КАХРИМАНОВА Д.Г., РУТ (МИИТ), кандидат экономических наук, доцент

Перспективные направления развития политранспортной логистики

С. 30–35. 5 рис.

Рассмотрены понятия «синхромодальная и ко-модальная перевозка», «а-модальный букинг», «тримодальный терминал» и условия их осуществления, опыт создания тримодальных центров грузораспределения. Определено выполнение условий, необходимых для осуществления синхромодальных, ко-модальных и а-модальных перевозок в Российской Федерации.

Ключевые слова: синхромодальность; ко-модальность; а-модальное бронирование; мультимодальные перевозки; интермодальные перевозки; тримодальные терминалы; логистические технологии; блокчейн.

 

KYRENKOV P.V., doctor (econ.), professor

PREOBRAZHENSKII D.A., Ph. D. (econ.)

ASTAFYEV A.V., senior lectures

SAFRONOVA A.A., doctor (econ.), professor

KAHRIMANOVA D.G., RUT (MIIT), Ph. D. (econ.), associate professor

Synchromodal and co-modal transportations, a-modal booking and trimodal terminals as perspective directions of development of transport logistics

Zheleznodorozhny transport (The Railway Transport Magazine), 2019, № 3, pp. 30–35, 5 fig.

The article is devoted to the concepts of “synchrome and co-modal transportation”, “a-modal booking”, “trimodal terminal” and the conditions for their implementation, the experience of creating trimodal cargo distribution centers. The fulfillment of the conditions necessary for the implementation of synchro-dal, co-modal and a-modal transportation in the Russian Federation has been determined.

Keywords: synchromodal transport; co-modal transportation; a-modal booking; intermodal transport; trimodal terminals; logistics technology; Blockchain.

 

Бережливое производство: итоги и задачи

С. 36–43. 10 рис.

Приведен обзор докладов, прозвучавших на видеоконференции «Итоги выполнения Программы проектов «Бережливое производство в ОАО «РЖД» в 2018 г. и задачи на 2019 г.», состоявшейся в конце 2018 г. в Центре научно-технической информации и библиотек – филиале ОАО «РЖД». Выступившие на ней главные инженеры ряда функциональных филиалов и железных дорог подвели итоги работы в сфере бережливого производства в возглавляемых ими подразделениях, кратко остановились на наиболее значимых из реализованных проектов. Окончание, начало опубликовано в № 2 за 2019 г.

Ключевые слова: бережливое производство; экономия затрат; пересмотр технологических процессов; экономический эффект.

 

ПРОНКИН А.В., АО «Скоростные магистрали», начальник Опытно-конструкторского управления Департамента инновационных технологий

Автоматизированная система технической диагностики и мониторинга

С. 44–47. 1 рис.

Обсуждается необходимость функционального развития устройств и систем управления технологическими процессами диагностики и мониторинга, обеспечивающими безопасность движения поездов за счет автоматизации, с применением централизованной базы данных с учетом создания новых нормативных требований к диагностическим техническим средствам и технологическим процессам.

Ключевые слова: диагностика, мониторинг, инфраструктура, параметры содержания, влияющие факторы, внешнее воздействие, безопасность, надежность, управление движением.

PRONKIN A.V., JSC “High-Speed lines», head of the research and development Division of the Department of innovative technologies

Automated system of technical diagnostics and monitoring

Zheleznodorozhny transport (The Railway Transport Magazine), 2019, № 3, pp. 44–47, 1 fig.

The article discusses the need for functional development of devices and control systems of technological processes of diagnosis and monitoring, ensuring the safety of train traffic through automation, using a centralized database, taking into account the creation of new regulatory requirements for products and processes.

Keywords: diagnostics; monitoring; infrastructure; content parameters; influencing factors; external influence; safety; reliability; traffic control.

 

САМОШКИН С.Л., ЗАО НО «Тверской институт вагоностроения» (ЗАО НО «ТИВ»), начальник управления научно-технического обеспечения и развития, доктор технических наук

СКАЧКОВ А.Н., ЗАО НО «ТИВ», директор, кандидат технических наук

ЮХНЕВСКИЙ А.А., ЗАО НО «ТИВ», заместитель директора по научной работе, кандидат технических наук

Из опыта создания отечественного скоростного пассажирского подвижного состава

С. 48–53. 4 рис.

Приведены краткая история создания, испытаний и опытной эксплуатации, а также особенности конструкции кузовов и экипажной части отечественного скоростного подвижного состава, разработанного во второй половине ХХ в., – вагонов локомотивной тяги скоростного поезда РТ200 «Русская тройка», автономного скоростного вагона-лаборатории с авиационными турбореактивными двигателями, вагонов скоростных электропоездов ЭР200 и вагонов локомотивной тяги скоростного поезда «Невский экспресс». Приведены примеры, свидетельствующие, что полученные при создании и эксплуатации этого подвижного состава конструкторские и технологические наработки нашли применение в современном отечественном пассажирском вагоностроении.

Ключевые слова: вагоны поезда РТ200 «Русская тройка»; скоростной вагон-лаборатория; электропоезд ЭР200; вагоны поезда «Невский экспресс»; кузов; тележки; вибрационные испытания; ходовые испытания; опытная эксплуатация.

 

ЗАЙЦЕВ А.А., Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС), руководитель Научно-образовательного центра инновационного развития пассажирских железнодорожных перевозок (НОЦ ПП), председатель Совета кластера «Российский Маглев», профессор, доктор экономических наук

СОКОЛОВА Я.В., ПГУПС, заместитель руководителя НОЦ ПП, заместитель председателя Совета кластера «Российский Маглев», кандидат экономических наук

ФИРОНОВ А.Н., Российский университет транспорта (МИИТ), заведующий кафедрой «Электропоезда и локомотивы», доцент, кандидат технических наук

Магнитная левитация – мировой тренд транспортных технологий

С. 54–58. 1 рис.

Даны предыстория и краткий обзор XXIV Международной конференции по магнитолевитационным технологиям и линейным двигателям Maglev 2018, состоявшейся в Петербургском государственном университете путей сообщения. На базе материалов конференции сделан обзор современного состояния и тенденций развития магнитолевитационного транспорта.

Ключевые слова: Maglev 2018; маглев-технологии; магнитолевитационные транспортные системы; электромагнитный подвес; электродинамический подвес.

 

Музей железных дорог России. Натурные образцы

С. 60–66.

Представлены тепловозы, размещенные в новом корпусе (блок Н) Музея железных дорог России. Описание каждого тепловоза содержит его основные технические характеристики, краткие данные о серии, к которой относится данный локомотив, сведения об эксплуатации образца до поступления в музей. Статья, являющаяся продолжением обзора, который посвящен натурным образцам Музея железных дорог России, завершает раздел о тепловозах, находящихся в новом корпусе музея.

Ключевые слова: Музей железных дорог России; новый корпус; натурный образец; тепловоз.

 

КИСЕЛЁВ И.П., Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, инженер путей сообщения, доктор исторических наук, профессор кафедры «Строительство дорог транспортного комплекса» и профессор кафедры «История, философия, политология и социология»

НАЗАРОВ О.Н., заместитель начальника Департамента технической политики ОАО «РЖД», кандидат технических наук

Новые горизонты высокоскоростного железнодорожного транспорта

С. 67–73. 3 рис.

Окончание статьи, написанной по материалам состоявшегося в мае 2018 г. в Анкаре Х Всемирного конгресса по высокоскоростному железнодорожному движению. Подробно рассмотрены этапы создания, современное положение и перспективы развития высокоскоростной железнодорожной сети Турции. Дан краткий обзор ситуации в сфере высокоскоростного железнодорожного транспорта в Индии и Бразилии.

Ключевые слова: Х Всемирный конгресс по высокоскоростному железнодорожному движению; высокоскоростная магистраль; высокоскоростной железнодорожный подвижной состав.

 

КУЛИКОВА Е.Б., Российский университет транспорта (МИИТ), доцент кафедры «Управление транспортным бизнесом и интеллектуальные системы», кандидат технических наук

ЯЦКЕВИЧ К.О., РУТ (МИИТ), соискатель

ЛАДЫГИНА Д.Д., инженер

Создание альянсов как вариант эффективного развития транспортного рынка

С. 74–77.

Рассмотрен зарубежный опыт создания различного рода альянсов как внутри одного вида транспорта, так и между различными видами транспорта. Показано, что мировой опыт реализации различных методов кооперации, позволяющей адаптировать маршрутную сеть к современным реалиям, повысить мобильность населения и снизить стоимость поездки, заслуживает внимания и изучения на предмет его использования на пространстве 1520. Обосновано, что создание подобного альянса («1520Team») при условии максимальной интеграции перевозчиков c едиными классами обслуживания, маршрутной сети с развитым пересадочным сообщением, интеграции с другими видами транспорта позволит сформировать фундамент для построения новых взаимоотношений, позволяющих вывести рынок транспортных услуг на новый качественный уровень.

Ключевые слова: транспортный рынок; пассажир; формы кооперации перевозочных компаний; транспортные альянсы.

 

KULIKOVA E.B., Ph. D., assistant professor of the MTBaIS chair, Russian University of Transport (MIIT)

YATSKEVICH K.O., RUT (MIIT), the applicant

LADIGINA D.D., engineer

The creation of alliances as an option for effective development of the transport market

Zheleznodorozhny transport (The Railway Transport Magazine), 2019, № 3, pp. 74–77.

The article examines the foreign experience of creating various alliances both within a single mode of transport and between different modes of transport. World experience in implementing various methods of cooperation, which allows to adapt the route network to modern realities, increase mobility of the population and reduce the cost of travel, deserve sattention and study for its use in the 1520 space. The creation of such an alliance («1520Team»), subject to maximum integration of carrier”s uniform service classes, a route network with a developed interchange communication, integration with other modes of transport, will allow to form the foundation for building new relationships which allow to bring the market of transport services to a new qualitative level.

Keywords: transportmarket; passenger; forms of cooperation of shipping companies; transport alliances.

Читайте также: