Аннотации №4 2019

Журнал «Железнодорожный транспорт», № 4, 2019 г.

 

 

КУДРЯШОВ К.В., Северо-Кавказская дирекция управления движением, начальник логистического центра

ЗУБКОВ В.Н., Ростовский государственный университет путей сообщения (РГУПС), заведующий кафедрой «Управление эксплуатационной работой», доктор технических наук, профессор

МАМАЕВ Э.А., РГУПС, заведующий кафедрой «Логистика и управление транспортными системами», доктор технических наук, профессор

ЧЕБОТАРЕВА Е.А., РГУПС, доцент кафедры «Управление эксплуатационной работой», кандидат технических наук

Перевозки грузов в железнодорожно-морском сообщении на юге России

С. 4–10. 6 рис.

Рассмотрены проблемы организации железнодорожно-морских перевозок на юге России. Особое внимание уделено опережающему развитию железнодорожного транспорта на основе технологической конвергенции, цифровой трансформации и повышения эффективности использования человеческого капитала.

Ключевые слова: грузоперевозки в направлении к портам: мультимодальные смешанные перевозки в международном сообщении; выгрузка грузов на припортовых станциях; логистические цепи организации перевозок; подсистема ДИЛС.

 

БОРОДИН А.Ф., АО «Институт экономики и развития транспорта» (АО «ИЭРТ»), заведующий отделением взаимодействия транспортных систем, доктор технических наук, профессор

ПАНИН В.В., АО «ИЭРТ», и.о. заместителя генерального директора, кандидат технических наук

КАПУНОВ К.А., АО «ИЭРТ», начальник отдела организации движения поездов

ПАНИН Е.В., АО «ИЭРТ», старший научный сотрудник

СУШЕНЦЕВА Л.Б., АО «ИЭРТ», старший научный сотрудник

СМИРНОВ А.Е., АО «ИЭРТ», ведущий инженер

Программное обеспечение ведения технологии взаимодействия железнодорожных путей необщего пользования и станций примыкания (АС ЕТП)

С. 11–18. 4 рис.

Рассмотрены единые технологические процессы взаимодействия станций примыкания и подъездных путей необщего пользования и программное обеспечение для их автоматизации. Проанализированы функциональный состав системы, математическое обеспечение. Обозначены задачи ее развития.

Ключевые слова: АС ЕТП; единый технологический процесс; программное обеспечение; пути необщего пользования; станция примыкания; технология.

 

ШАТОХИН А.А., АО «Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте» (АО «НИИАС»), начальник отделения «Взаимодействие транспортных систем»

ХАРИТОНОВ А.В., АО «НИИАС», начальник отдела «Организация движения поездов» отделения «Взаимодействие транспортных систем», кандидат технических наук

БИЛЕНКО Г.М., Российский университет транспорта (МИИТ), заведующий кафедрой «Управление транспортными процессами», кандидат технических наук

БУРАКОВА А.В., Ростовский государственный университет путей сообщения (РГУПС), старший преподаватель

Анализ проблемы неравномерности прибытия вагонопотоков на технические станции

С. 20–23. 3 рис.

Рассмотрены проблемы влияния неравномерности вагонопотоков на организацию перевозочного процесса. Приведена статистика входящих суточных вагонопотов на крупной сортировочной станции. На основе анализа данных сделаны выводы и даны рекомендации по организации поездной и сортировочной работы.

Ключевые слова: сменно-суточное планирование; вагонопотоки; неравномерность прибытия; перевозочный процесс; формирование составов.

 

ШЕПЕЛЬ А.С., Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, ассистент кафедры «Железнодорожные станции и узлы»

Новая методика расчета пропускной способности стрелочной горловины

С. 24–28. 3 рис.

Рассмотрено комплексное представление структуры стрелочных горловин для расчета транспортных систем аналитическим и имитационным способами при обосновании путевого развития станций. Определены понятия и алгоритмы расчета конструктивного и эксплуатационного количества каналов. Представлен анализ работы стрелочной горловины с точки зрения необходимого и достаточного путевого развития на основании количества каналов. Обоснована необходимость использования параметров конструктивного и эксплуатационного количества каналов в стрелочной горловине при технологической оценке путевого развития на уровне подробных исследований, что позволит формализовать работу технологического персонала и уменьшить вероятность возникновения ошибочных действий при создании моделей транспортных систем.

Ключевые слова: путевое развитие; стрелочная горловина; число каналов; маршрут; пропускная способность.

 

SHEPEL A.S., St. Petersburg state University of Railways of Emperor Alexander I, assistant Professor of Railway stations and junctions»

A new method of calculating the flow capacity of the arrow neck

Zheleznodorozhny transport (The Railway Transport Magazine), 2019, № 4, pp. 24–28, 3 fig.

The problem of complex representation of the structure of the arrow necks for the calculation of transport systems by analytical and simulation methods in the justification of the track development of stations. Defines the concepts and algorithms of calculation of design and performance the number of channels. The analysis of the work of the arrow neck from the point of view of the necessary and sufficient track development on the basis of the number of channels is presented. The necessity of using the parameters of the constructive and operational number of channels in the arrow neck in the technological assessment of the track development at the level of detailed research. In macro studies, the use of the parameter «operational number of channels» will formalize the work of technological personnel and reduce the likelihood of erroneous actions when creating models of transport systems.

Keywords: track development; arrow neck; number of channels; route; capacity.

 

ШАПКИН И.Н., Российский университет транспорта (МИИТ), доктор технических наук, профессор

ВДОВИН А.Н., АО «НИИАС», заместитель начальника отдела внедрения проектов Центра проектирования объектов капитального строительства

Цифровые технологии – основа роста эффективности эксплуатационной работы железных дорог

С. 29–32. 4 рис.

Показана необходимость комплексного внедрения цифровых технологий в операционную деятельность подразделений железнодорожного транспорта в целях снижения эксплуатационных расходов ОАО «РЖД», повышения производительности труда, скорости доставки грузов и пассажиров, эффективности и качества перевозок, привлечения дополнительных объемов грузов и др. Обоснована необходимость построения стандартизированных алгоритмов и программного обеспечения в целях четкого определения взаимосвязи различных показателей, а также их взаимном влиянии в динамике.

Ключевые слова: цифровые технологии; «умная железная дорога»; эффективность и качество перевозок; электронная торговая площадка грузовых перевозок; клиентоориентированность.

 

ПОЛОЖИШНИКОВ В.Б., ООО «Отраслевой центр разработки и внедрения информационных систем», заведующий лабораторией моделирования и анализа больших данных в железнодорожной отрасли Сочинского филиала № 11

АКМАНОВ В.А., руководитель группы моделирования

ТОМАЩЕНКО С.Н., руководитель группы анализа больших данных

ШИПУНОВ Т.В., старший аналитик

О применении искусственных нейронных сетей на железнодорожном транспорте

С. 33–36. 6 рис.

Дано описание основных видов искусственных нейронных сетей (ИНС): прямого распространения, рекурентных и сверточных. Представлены варианты их возможного применения на железнодорожном транспорте: в системах контроля доступа, при диагностике объектов железнодорожного пути, распознавании потенциально опасных социальных ситуаций, расчете плана формирования поездов.

Ключевые слова: искусственные нейронные сети прямого распространения; рекурентные искусственные нейронные сети; сверточные искусственные нейронные сети; машинное обучение.

 

POLOZHISHNIKOV V.B., LLC OСRV, Sochi branch No. 11, chief of the Laboratory Big Data modeling and analysis in the railway industry

AKMANOV V.A., head of the mathematical modeling-engineering team

TOMASHCHENKO S.N., Big Data analysis team leader

SHIPUNOV T.V., senior analyst-engineer

The use of artificial neural networks by railway transport

Zheleznodorozhny transport (The Railway Transport Magazine), 2019, № 4, pp. 33–36, 6 fig.

A description of the main types of artificial neural networks (ANN) is given: direct propagation, recurrent and convolutional. The options of their feasible used in railway transport are presented: access control systems, diagnosing railway facilities, recognizing potentially dangerous social situations, calculating and solving a train formation plan.

Keywords: Russian Railways; artificial neural direct and approach distribution networks; recurrent artificial neural networks; convolutional artificial neural networks; machine learning.

 

КОПЫЛОВА Е.В., Российский университет транспорта (МИИТ), заместитель директора Института управления и информационных технологий по научной работе, кандидат технических наук

Вокзальный комплекс в современных условиях

С. 37–42. 3 рис.

Рассмотрены проблемы и перспективы развития вокзальных комплексов при формировании пассажирских мультимодальных и интермодальных транспортных систем. Уделено внимание актуализации нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность вокзальных комплексов, направлениям повышения клиентоориентированности и эффективности услуг, оказываемых на территории вокзального комплекса. Сделан акцент на необходимость цифровизации основных технологических и бизнес-процессов и формирования цифровой системы интеллектуального управления работой железнодорожного вокзального комплекса.

Ключевые слова: пассажир; вокзальный комплекс; цифровая система; качество; услуга; технология.

 

KOPYLOVA E.V., The Russian University of Transport (RUT (MIIT), candidate of technical sciences, associate professor

Modern station complex as an integral part of the passenger transport system

Zheleznodorozhny transport (The Railway Transport Magazine), 2019, № 4, pp. 37–42, 3 fig.

The article deals with the problems and prospects of development of railway station complexes in the formation of passenger multimodal and intermodal transport systems. Attention is paid to the issues of updating the regulatory framework governing the activities of railway station complexes. The directions of increasing customer focus and efficiency of services provided on the territory of the station complex are formed.  The emphasis is placed on the need to digitalize the main technological and business processes and the formation of a Digital system of intelligent control of the railway station complex.

Key words: passenger; station complex; digital system; quality; service; technology.

 

КАСЬКОВ Ю.Н., руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту, главный государственный санитарный врач по железнодорожному транспорту Российской Федерации

Деятельность Управления Роспортебнадзора по железнодорожному транспорту

С. 43–47. 8 рис.

Подведены итоги деятельности Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту в 2018 г. Определены основные мероприятия, направленные на повышение санитарно-эпидемиологической безопасности на объектах железнодорожного транспорта и транспортной инфраструктуры и защиту прав потребителей услуг железнодорожного транспорта. Поставлены приоритетные задачи на 2019 г.

Ключевые слова: санитарно-эпидемиологический надзор; эпидемиологическая безопасность; профессиональные заболевания; профилактическая работа; оздоровительная кампания.

 

Заседание пожарно-технической комиссии

С. 48–49.

Подведены итоги работы в 2018 г. Намечены задачи на 2019 г. Особое внимание уделено мероприятиям по подготовке объектов ОАО «РЖД» к работе в летний пожароопасный период.

Ключевые слова: пожары на объектах инфраструктуры и подвижном составе; летний пожароопасный период; приведение полос отвода в пожаробезопасное состояние; предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций.

 

БЛАЖКО Л.С., Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС), первый проректор – проектор по учебной работе, заведующий кафедрой «Железнодорожный путь», инженер путей сообщения, доктор технических наук

КИСЕЛЁВ И.П., ПГУПС, профессор кафедры «Строительство дорог транспортного комплекса» и кафедры «История, философия, политология и социология», инженер путей сообщения, доктор исторических наук

ПЛЕХАНОВ П.А., ПГУПС, доцент кафедры «Электрическая связь», кандидат технических наук

Инженерное кадровое обеспечение российских ВСМ

С. 50–56. 5 рис.

Рассмотрена система опережающей подготовки инженеров, руководителей среднего и высшего звена в области высокоскоростного железнодорожного транспорта: ее разработка и становление. Особое внимание уделено опыту международного сотрудничества в области подготовки специалистов для ВСМ.

Ключевые слова: система подготовки специалистов в области высокоскоростного железнодорожного транспорта; кадры для ВСМ; организация и экономика высокоскоростного железнодорожного транспорта; международное сотрудничество.

 

Молодые исследователи – транспорту

С. 57–61. 6 рис.

Подведены итоги очередного (седьмого) Всероссийского конкурса научных работ среди студентов и аспирантов по транспортной проблематике, ежегодно организуемого Объединенным ученым советом ОАО «РЖД». Даны краткие аннотации работ, завоевавших первое место в каждой из шести номинаций, связанных общей темой «Цифровая железная дорога: перспективы и инструменты создания», а также пяти работ, отмеченных специальными призами.

Ключевые слова: Всероссийский конкурс научных работ среди студентов и аспирантов по транспортной проблематике; научно-исследовательский проект; цифровая железная дорога; цифровые технологии.

 

ЩУКИН Д.Л., «Дальжелдорпроект» – филиал АО «Росжелдорпроект», главный инженер проекта

ОДУДЕНКО Т.А., ФГБОУ ВО «Дальневосточный государственный университет путей сообщения», доцент кафедры «Организация перевозок и безопасность на транспорте»

АГАПОВА Ю.Ю., ФГБОУ ВО «Дальневосточный государственный университет путей сообщения», старший преподаватель кафедры «Организация перевозок и безопасность на транспорте»

О развитии рокадных ходов Дальневосточной железной дороги

С. 62–63. 2 рис.

Рассмотрена техническая оснащенность трех рокадных ходов (Волочаевка II – Комсомольск-на-Амуре, Новый Ургал – Известковая, Штурм – Тында), соединяющих Транссибирскую и Байкало-Амурскую магистрали. Обоснована необходимость их модернизации и реконструкции в связи с прогнозируемым к 2025 г. ростом объема грузоперевозок более чем в полтора раза. Описаны планы поэтапной реализации мероприятий, направленных на повышение пропускной способности этих участков.

Ключевые слова: Дальневосточная железная дорога; рокадный ход; реконструкция и модернизация инфраструктуры.

 

ТИМКОВА А.Ю., Российский университет транспорта (МИИТ), старший преподаватель кафедры «Управление эксплуатационной работой и безопасностью на транспорте»

О влиянии дефектов колес

С. 64–65.

Рассмотрена взаимосвязь между эксплуатационной надежностью и долговечностью как элементов конструкций подвижного состава, так и элементов верхнего строения пути, которая определяется процессами взаимодействия в системе «колесо – рельс». Описано, что при наличии дефектов, в частности ползунов, на поверхности катания при качении колес по рельсам возникают повторяющиеся ударные нагрузки большой интенсивности, воздействие которых усугубляется высокой жесткостью контактирующих поверхностей. Особое внимание уделено вертикальным силам, действующим на колесо в зоне дефектов, которые значительно превышают статическую нагрузку.

Ключевые слова: процессы взаимодействия пути и неподрессоренных частей подвижного состава; динамические нагрузки; усилия, действующие на узлы подвижного состава; взаимодействие с рельсами; экспериментальные исследования; численная оценка; колеса с короткими неровностями; воздействия поверхности катания на рельс; различные условия эксплуатации.

 

Байкало-Амурской магистрали – 45 лет

С. 68–77.

Журнал начинает цикл публикаций, посвященных 45-летию БАМа. Его открывает передовая статья из № 9 журнала за 1974 г.

Ключевые слова: Байкало-Амурская магистраль; первый комсомольско-молодежный отряд; советский народ под руководством Коммунистической партии; освоение Восточной Сибири и Дальнего Востока; грандиозная стройка.

 

Читайте также: