Аннотации №12 2018

Журнал «Железнодорожный транспорт», № 12, 2018 г.

 

ЛЕЩИШИН В.Г., ОАО «РЖД», начальник Департамента по взаимодействию с федеральными и региональными органами власти

Новые направления взаимодействия ОАО «РЖД» с органами государственной власти

С. 9–11.

Рассказывается о новых направлениях и формах взаимодействия ОАО «РЖД» с органами государственной власти. Приводятся примеры принципиально новых подходов к сотрудничеству компании с федеральными и региональными органами власти.

Ключевые слова: система цифрового взаимодействия ОАО «РЖД» с верхней палатой парламента; транспортное обслуживание пассажиров и грузоотправителей; Дни российских железных дорог; соглашения о взаимодействии и сотрудничестве.

 

ОСЬМИНИН А.Т., заместитель председателя Объединенного ученого совета ОАО «РЖД», доктор технических наук, профессор

Научное решение проблем перевозочного процесса

С. 12–17. 9 рис.

Рассмотрен научный подход к решению проблемных вопросов в организации перевозочного процесса. Описано применение новой технологии управления перевозками в рамках реализации проекта «Цифровая железная дорога. Охарактеризованы основные информационные управляющие системы, успешно применяемые на железнодорожной сети при организации перевозок. Даны рекомендации по их интеграции на основе современных технологий block chain, big data.

Ключевые слова: block chain; big data; цифровая железная дорога; кластер; перевозочный процесс; планирование; технология; АС РПФП; график движения  поездов; план формирования поездов.

 

КОЗЛОВ П.А., доктор технических наук, профессор, лауреат Государственной премии РФ

КОЛОКОЛЬНИКОВ В.С., Уральский государственный университет путей сообщения (УрГУПС), кандидат технических наук, доцент

ТУШИН Н.А., УрГУПС, доктор технических наук, профессор

Расчет параметров гармонически построенной сети железных дорог

С. 18–21. 12 рис.

Проанализированы существующие методы определения пропускной способности железнодорожных участков, парков и горловин. Отмечены недостатки этих методов, снижающие точность итоговых результатов. Сделан вывод, что единственным корректным методом расчета железнодорожных станций, транспортных узлов и полигонов является имитационное моделирование. Его широкие возможности показаны на примере модели большого полигона Кузбасс – Усть-Луга, построенной с помощью имитационной системы ИМЕТРА.

Ключевые слова: железнодорожная инфраструктура; пропускная способность; участок; парк; горловина; имитационное моделирование; имитационная система ИМЕТРА.

 

МУГИНШТЕЙН Л.А., АО «ВНИИЖТ», главный научный сотрудник, доктор технических наук

Основы экспериментальной методологии определения критических норм массы грузовых поездов

С. 22–30. 17 рис.

Рассмотрена возможность повышения провозной способности железных дорог за счет увеличения загруженности локомотивов по сцеплению. Приведена классификация режимов загруженности (экономный, рациональный, интенсивный, недопустимый). Показано, что предпочтительным является рациональный режим. Проанализированы факторы, определяющие критическую норму массы (КНМ) грузовых поездов. Сделан вывод, что методика установления КНМ на основе показателей проскальзывания колесных пар локомотива, принятая для электровозов с коллекторным тяговым приводом, может быть расширена и использована применительно к электровозам 2ЭС10 с асинхронным тяговым приводом.

Ключевые слова: провозная способность; загруженность локомотива по сцеплению; показатели проскальзывания колесных пар; критическая норма массы; электровоз 2ЭС10.

 

ЗИНОВЬЕВА Е.В., Центр организации труда и проектирования экономических нормативов (ЦОТЭН) ОАО «РЖД», начальник отдела организации труда в хозяйстве электрификации и электроснабжения

Совершенствование организации и нормирования труда в энергетическом комплексе

С. 31–33.

Описана работа ЦОТЭН по пересмотру нормативов численности работников дистанций электроснабжения в связи со структурными преобразованиями в энергетическом комплексе, дифференциацией трудозатрат в зависимости от принадлежности железнодорожных линий к тому или иному классу и т.п. Особое внимание уделено расчету необходимой численности работников по производственным участкам: по ремонту устройств электроснабжения, производству электротехнической продукции и транспортным участкам.

Ключевые слова: энергетический комплекс; нормирование труда; дифференциация трудозатрат; нормативы численности работников дистанций электроснабжения; контроль учета электроэнергии; капитальный ремонт и реконструкция объектов электрификации и электроснабжения.

 

ОГАНЬЯН Э.С., Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава (АО «ВНИКТИ»), главный научный сотрудник, доктор технических наук

КОССОВ В.С., АО «ВНИКТИ», генеральный директор, доктор технических наук, профессор

ВОЛОХОВ Г.М., АО «ВНИКТИ», заведующий отделением динамики и прочности подвижного состава и инфраструктуры, доктор технических наук

ОВЕЧНИКОВ М.Н., АО «ВНИКТИ», заведующий лабораторией прочностных расчетов, доктор технических наук

ГАСЮК А.С., АО «ВНИКТИ», заведующий отделом прочности

Обеспечение безопасной эксплуатации подвижного состава на основе стратегии управления ресурсом на этапах жизненного цикла

С. 36–40. 4 рис.

Рассматривается проблема определения, назначения и продления сроков службы железнодорожного подвижного состава по ресурсу критических элементов их несущих конструкций. В качестве базового подхода к решению излагаемой проблемы предлагается применить принцип безопасной эксплуатации по техническому состоянию. Показывается обоснованность такого подхода. Указываются критерии и описывается алгоритм по оценке и управлению ресурсом объектов железнодорожной техники на различных этапах жизненного цикла.

Ключевые слова: ресурс; методы исследования; напряженно-деформированное состояние; сопротивление усталости; технология управления ресурсом; безопасная эксплуатация.

 

OGANYAN E.S, Doctor of Engineering, Chief research scientist of JSC «VNIKTI»

KOSSOV V.S., Doctor of Engineering, Professor, General director of JSC «VNIKTI»

VOLOKHOV G.M., Doctor of Engineering, Head of the department of rolling stock dynamics and strength and infrastructure of JSC «VNIKTI»

OVECHNIKOV M.N., Doctor of Engineering, Head of the laboratory of strength analysis, JSC «VNIKTI»

GASYUK A.S., Head of strength department JSC «VNIKTI»

Providing rolling stock safe operation on the basis of lifetime management strategy at its life-cycle stages

Zheleznodorozhny transport (The Railway Transport Magazine), 2018, № 12, pp. 36–40, 4 fig.

The article deals with the issue of defining, assigning and extending the lifetime of railway rolling stock according to the lifetime of critical components of its load carrying structures. There is offered to apply the principle of a safe operation according to a technical state as a basic approach to solve the stated problem. There is shown reasonability of such an approach, there are specified criteria and there is described an algorithm to assess and manage the lifetime of railway technological items at different stages of their life-cycle.

Key words: lifetime; research methods; stress-strain state; fatigue strength; lifetime management strategy; safe operation.

 

АБДУРАШИТОВ А.Ю., Проектно-конструкторское бюро по инфраструктуре ОАО РЖД, начальник отдела рельсов

Взаимоувязанные профили рабочих поверхностей колес и рельсов

С. 41–46. 10 рис.

Рассмотрены технические решения по снижению негативного влияния роста массы и скорости движения поезда, повышения осевых нагрузок подвижного состава на нагруженность пары колесо–рельс, непосредственно влияющих на работу пути и подвижного состава.

Ключевые слова: поверхность катания; колесо–рельс; подвижной состав; условия контакта; радиусы и длины дуг; конформный профиль; лубрикация; контактное напряжение; технико-экономическое обоснование.

 

АВДЕЕВА О.А., Центр научно-технической информации и библиотек – филиал ОАО «РЖД» (ЦНТИБ), заместитель директора

ЕПИФАНОВА Г.В., ЦНТИБ, главный библиотекарь-методист

Центральной библиотеке железнодорожного транспорта – 100 лет

С. 47–52.

Рассматривается история становления и развития одной из крупнейших отраслевых технических библиотек нашей страны – Центральной библиотеки железнодорожного транспорта. Подробно описывается процесс превращения библиотеки общеобразовательного универсального профиля в отраслевую библиотеку государственного значения, обладающую уникальными книжными фондами. Повествуется о создании и развитии уникальной библиотечной сети железных дорог, аналога которой нет в нашей стране и за ее пределами. Анализируется деятельность библиотеки в составе Центра научно-технической информации и библиотек (ЦНТИБ) ОАО «РЖД», ее роль в дальнейшем развитии корпоративной системы научно-технической информации и библиотечной деятельности ОАО «РЖД».

Ключевые слова: ЦНТБ; библиотеки железнодорожного транспорта; история библиотек; отраслевые библиотечные системы; корпоративная система научно-технической информации.

 

НОВИКОВА Т.В., инспектор Центра охраны окружающей среды Белгородского региона Юго-Восточной железной дороги

Акция «Зеленый перегон» в Белгородском регионе

С. 53–54.

Рассказано об одной из инициатив работников Белгородского района Юго-Восточной железной дороги по проведению экологических мероприятий, направленных на улучшение экологической обстановки вдоль полосы отвода железнодорожных путей.

Ключевые слова: экологические мероприятия; полоса отвода; несанкционированные свалки; акция «Зеленый перегон».

 

ГРУДНЕВ П.А., инженер Центра охраны окружающей среды Калининградской дороги

АНАНЬЕВ А.А., заместитель начальника Калининградской дирекции по эксплуатации зданий и сооружений по тепловодоснабжению

Применение тепловых насосов на полигоне Калининградской железной дороги

С. 54–55.

Описана технология работы тепловых насосов, которыми оборудованы котельные на некоторых станциях Калининградской железной дороги. Такие насосы позволили практически полностью исключить выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, характерных для угольных котельных.

Ключевые слова: негативное воздействие на окружающую среду; тепловые насосы; обогрев помещений; кондиционирование воздуха.

 

МУХАМЕДШИНА А.Л., ведущий инженер Центра окружающей среды Южно-Уральской железной дороги

Формируя экологическую культуру

С. 56–57.

Рассказано о проведенных работниками Южно-Уральской железной дороги и сотрудниками национального парка «Таганай» конкурсах в рамках международной природоохранной акции «Марш парков», реализуемой в целях поддержки особо охраняемых природных территорий, воспитания экологического сознания у подрастающего поколения.

Ключевые слова: заповедное дело; эколого-ориентированное мировоззрение; экологические исследовательские проекты.

 

СОЛДАТОВА И.В., инспектор Центра охраны окружающей среды Горьковской железной дороги

Мероприятия по реализации программы «Чистая вода»

С. 57.

Кратко описаны внедренные на Горьковской железной дороге блочно-модульные установки водоподготовки, предназначенные для очистки воды из подземных источников, и линия по розливу бутилированной питьевой воды.

Ключевые слова: качественная питьевая вода; блочно-модульные установки; линия по розливу бутилированной питьевой воды.

 

Музей железных дорог России. Натурные образцы

С. 58–64.

Представлены паровозы, размещенные в новом корпусе (блок Н) Музея железных дорог России. Описание каждого паровоза содержит его основные технические характеристики, краткие данные о серии, к которой относится данный локомотив, сведения об эксплуатации образца до поступления в музей. Статья является продолжением обзора, посвященного натурным образцам, находящимся на всех площадках Музея железных дорог России.

Ключевые слова: Музей железных дорог России; новый корпус; натурный образец; паровоз.

 

ЛЫКОВ Е.А., докторант Института истории Восточной Европы Венского университета (Universität Wien), Австрия, исследователь Венской академии докторантов «Теория и методология гуманитарных наук»

Россия и Австрия: два века железнодорожного сотрудничества

С. 65–67.

Дан исторический обзор железнодорожного сотрудничества между Россией и Австрией на протяжении двух веков. Показано, что железнодорожные контакты между Россией и Австрией существовали с самого начала зарождения железнодорожного дела в России и имели огромное значение для развития транспортных систем не только России и Австрии, но и всей Европы в целом. Использованы результаты как российских, так и зарубежных исследований, а также неопубликованные эксклюзивные архивные материалы Российской Федерации и Австрии.

Ключевые слова: железнодорожное строительство; локомотивные фабрики; экономические связи; Варшавско-Венская железная дорога; экспорт; импорт.

 

LYKOV E.A., University of Vienna (Universität Wien), Austria

Doctoral student at the Institute for East European History, University of Vienna, Research Fellow of Vienna Doctoral Academy «Theory and Methodology in the Humanities»

Russia and Austria: Two Centuries of Railway Cooperation

Zheleznodorozhny transport (The Railway Transport Magazine), 2018, № 12, pp. 65–67.

Historical overview of railway cooperation between Russia and Austria during the last two centuries. It has been shown that contacts between single Russian and Austrian rail enterprises have existed since the beginning of railway building in imperial Russia and decisively influenced the development of rail networks not only in Russia and Austria but also in Europe as a whole. Thereby, research results of Russian as well as Western investigations and original archival sources of the Russian Federation and Austria have been taken into consideration.

Key words: railway building; locomotive factories; economic relations; Warsaw-Vienna railway; export; import.

 

КИСЕЛЁВ И.П., Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, инженер путей сообщения, доктор исторических наук, профессор кафедры «Строительство дорог транспортного комплекса» и профессор кафедры «История, философия, политология и социология»

НАЗАРОВ О.Н., заместитель начальника Департамента технической политики ОАО «РЖД», кандидат технических наук

Новые горизонты высокоскоростного железнодорожного транспорта

С. 70–76.

Продолжение статьи, написанной по материалам состоявшегося в мае 2018 г. в Анкаре Х Всемирного конгресса по высокоскоростному железнодорожному движению. Рассмотрены современное состояние и перспективы развития высокоскоростной железнодорожной сети Италии, Великобритании, Швейцарии, Австрии, Финляндии, Польши, Португалии, Чехии, Скандинавских стран и стран Балтии, США, Марокко, Саудовской Аравии, Индии и Бразилии. Дана краткая информация о последних разработках в области высокоскоростного подвижного состава в некоторых из указанных стран.

Ключевые слова: Х Всемирный конгресс по высокоскоростному железнодорожному движению; высокоскоростная магистраль; высокоскоростной железнодорожный подвижной состав.

Читайте также: