«Железнодорожный транспорт»
№ 2 2011 год

Аннотация статей


Морозов В.Н., первый вице-президент ОАО «РЖД»
Приоритетные задачи производственного блока холдинга.
Обеспечить высокую эффективность вертикалей управления
С. 4-12. 9 рис.

Проанализированы показатели работы компании в 2010 г. Рассмотрены приоритетные задачи по совершенствованию работы производственного блока холдинга, поставленные Правлением компании на 2011 г. В их числе повышение эффективности вновь созданных вертикалей управления, внедрение инновационных технологий, модернизация инфраструктуры, развитие скоростного пассажирского движения и др. Поставлены задачи по оздоровлению основных фондов на 2011 г., обозначены стратегические направления инновационного развития ОАО «РЖД» на период до 2015 г.

Ключевые слова: вертикаль управления; технологическая система управления приватными вагонными парками; скоростное движение; инновационное развитие; взаимодействие ОАО «РЖД» с собственниками вагонов и грузовладельцами; управление безопасностью движения; структура затрат на капитальный ремонт основных фондов ОАО «РЖД»; автоматизированное управление направлением Челябинск - Рыбное.

Гапанович В.А., старший вице-президент ОАО «РЖД»
Программа инновационного развития компании
С. 13-18. 8 рис.

Представлены стратегические направления инновационного развития ОАО «РЖД» на период до 2015 г. Рассмотрены мероприятия по совершенствованию системы управления перевозочным процессом; внедрению новой техники и технологий; по энергосбережению и повышению энергоэффективности как одного из ключевых направлений снижения издержек; по осуществлению экологической стратегии компании.

Ключевые слова: инновационные технологии ОАО «РЖД»; высокоскоростное движение; перевод движения грузовых поездов на твердые «нитки» графика; энергосбережение; энергооптимальное расписание; газотурбовоз на сжиженном природном газе; электропоезда серии Desiro Rus «Ласточка».

Воробьёв В.Б., вице-президент ОАО «РЖД»
Развитие и модернизация инфраструктуры
С. 19-23. 9 рис.

Дан анализ показателей оценки технического состояния верхнего строения пути, среднегодовых предупреждений, случаев нарушения безопасности движения поездов на сети дорог с 2003 по 2010 г. Приведены данные по протяженности бесстыкового пути, состоянию пути на сети. Рассмотрены мероприятия по модернизации железнодорожного пути, увеличению межремонтных сроков, совершенствованию системы управления на основе создания Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» и другие инновационные решения в инфраструктуре.

Ключевые слова: верхнее строение пути; бесстыковой путь; нарушение безопасности движения поездов; Центральная дирекция инфраструктуры - филиал ОАО «РЖД»; диагностические комплексы «Интеграл» и «ЭРА»; рельсовое скрепление типа W30; безбалластный путь; объемная георешетка.

Воротилкин А.В., вице-президент ОАО «РЖД»
Повышение эффективности локомотивного и вагонного хозяйств
С. 24-27. 4 рис.

Подведены итоги работы хозяйств в 2010 г., поставлены задачи по созданию условий для новых прорывных технологий, которые должны быть реализованы в 2011 г. Намечены перспективы замены и поставки новой техники, направленные на повышение надежности локомотивов и вагонов и совершенствование их конструкции, планы оптимизации числа ремонтных депо, новые подходы к управлению локомотивным хозяйством, которые основываются на принципах дивизионной системы.

Ключевые слова: коэффициент технической готовности локомотивов; сервисное обслуживание локомотивов; ремонтный и жизненный цикл локомотива; дивизион «Локомотивная тяга»; энергоэффективное вождение поездов.

Черкасов В.В., начальник Управления охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО «РЖД»
Техносферная и экологическая безопасность на транспорте
С. 28-33. 3 рис.

Представлен журнальный вариант доклада, сделанного на конференции «Техносферная и экологическая безопасность на транспорте». Рассказано о деятельности ОАО «РЖД» в области охраны труда и окружающей среды, промышленной и пожарной безопасности, распределении функций в обеспечении безопасности производственных процессов между корпоративным центром и бизнес-единицами компании в условиях создания вертикально интегрированных структур, о том, как осуществляются обучение управлению безопасностью и аттестация рабочих мест. Ставятся новые цели и задачи, предлагаются новые формы взаимодействия различных структурных подразделений ОАО «РЖД».

Ключевые слова: Программа реализации экологической стратегии ОАО «РЖД»; производственный травматизм в ОАО «РЖД»; охрана труда; охрана окружающей среды; промышленная безопасность; аттестация рабочих мест; экологический контроль; экологичность железнодорожного транспорта.

Панин В.В., начальник отдела ОАО «Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте», кандидат технических наук
Колесникова Е.С., доцент МИИТа, кандидат технических наук
Маршрутизация перевозок грузов на сети железных дорог ОАО «РЖД»
С. 34-39.

Представлена новая Инструкция по планированию, организации и учету перевозок грузов отправительскими и ступенчатыми маршрутами, изложены ее основные положения: дано определение термина «отправительский маршрут», представлена классификация маршрутов, описана технология их организации, а также порядок документального оформления и информационного сопровождения перевозок грузов маршрутами. Поставлены основные задачи, которые необходимо решить в целях оптимизации технологии перевозок массовых грузов разными видами транспорта.

Ключевые слова: Инструкция по планированию, организации и учету перевозок грузов отправительскими и ступенчатыми маршрутами, отправительский маршрут, ступенчатый маршрут, технология организации маршрутных перевозок, формирование маршрутов.

Явриянц К.В., заместитель начальника отдела организации работы локомотивов и локомотивных бригад службы движения Северо-Кавказской железной дороги
Возможности снижения топливно-энергетических затрат на тягу поездов
С. 40-44. 1 рис.

Показана возможность снижения расхода ТЭР при разработке нормативного графика движения пассажирских поездов. Предлагается для широкого использования энергооптимальных графиков пассажирских поездов изменить систему их разработки. Приведен пример, иллюстрирующий возможности энергосбережения при увеличении параметра времени выбега перед торможением.

Ключевые слова: энергосбережение; экономия ТЭР; энергооптимальный график; время выбега перед торможением; расчет перегонного времени хода поезда.

Черемисин В.Т., проректор по научной работе Омского государственного университета путей сообщения, профессор, доктор технических наук,
Ушаков С.Ю., кандидат технических наук,
Емельяненкова Е.Л., заместитель генерального директора Отраслевого центра внедрения новой техники и технологий
Снижение небаланса электрической энергии на тягу поездов по счетчикам тяговых подстанций и электроподвижного состава
С. 43-48. 4 рис.

Приведены результаты эксперимента по определению величины небаланса электрической энергии на тягу поездов, графики расхода электроэнергии по счетчикам ТП и по счетчикам ЭПС. Даны оценки потерь электрической энергии в тяговой сети переменного тока для трех схем питания контактной сети. Обоснована необходимость внедрения в эксплуатацию на сети железных дорог новых систем учета электроэнергии на электроподвижном составе.

Ключевые слова: расход электроэнергии на тягу; КОРТЭС; потери электроэнергии в тяговой сети; система учета электроэнергии на электроподвижном составе.

Литература:

  1. Рабинович М. Д. Способ определения технологических потерь электроэнергии в тяговой сети переменного тока. Описание изобретения к патенту Российской Федерации / М. Д. Рабинович, Н. А. Петров, А. В. Кузнецов, В. В. Кузнецов, Б. Д. Никифоров, Е. Л. Емельяненкова //Москва, 2006.
  2. Тихменев Б. Н. Подвижной состав электрифицированных железных дорог / Б. Н. Тихменев, Л. М. Трахтман //М.: Транспорт 1980. 471 с.
  3. Айзинбуд С. Я. Эксплуатация локомотивов. - 2-е изд., перераб. и доп. / С. Я. Айзинбуд, П. И. Кельперис // М.: Транспорт, 1990. 261 с.

Науменко С.Н., заведующий отделением «Электрификация и энергоснабжение железных дорог» ОАО «ВНИИЖТ», доктор технических наук,
Годнев А.Г., заместитель директора ООО «Информационно-измерительная техника на железнодорожном транспорте», доцент, кандидат технических наук
О достоверности учета дизельного топлива при экипировке локомотивов
С. 49-50. 2 рис.

С целью решения задачи объективного контроля за расходом топлива выполнен расчет погрешности измерения массы заливаемого при экипировке локомотива дизельного топлива в зависимости от количества топлива, находящегося в баке тепловоза перед экипировкой, и от количества заливаемого топлива. На основании расчетов рекомендовано в товарно-транспортной накладной указывать массу дизельного топлива, зарегистрированную с помощью узла учета ТРК.

Ключевые слова: экипировка локомотивов; контроль за расходом дизельного топлива; топливораздаточные колонки (ТРК); системы РПРТ, БОРТ, АСК ВИС.

Гапеев С.Н., начальник Центра технического аудита ОАО «РЖД»
Обеспечить компанию качественными локомотивами
С. 52-54.

Проанализированы основные проблемы, связанные с эксплуатацией локомотивов. Представлены факторы, определяющие неудовлетворительное качество тягового подвижного состава, одним из которых является технологическая отсталость локомотивостроительных заводов. Рассмотрены конструктивные недостатки локомотивов. Намечены мероприятия по повышению качества и надежности закупаемого подвижного состава, снижению отказов и дефектов локомотивов в процессе эксплуатации, которые планируются к проведению Центром технического аудита ОАО «РЖД».

Ключевые слова: Центр технического аудита ОАО «РЖД»; качество тягового подвижного состава; конструктивные недостатки локомотивов; электровоз ЭП2К; электровоз 2ЭС6; электровоз 2ЭС5К; электровоз 2ЭС4К; тепловоз 2ТЭ25К; тепловоз ТЭП70БС.

Киселёв В.И., заведующий кафедрой «Локомотивы и локомотивное хозяйство» МИИТа, доктор технических наук, профессор
Весовые нормы поездов и надежность тяговых электродвигателей локомотивов
С. 2-7. 1 рис.

Рассмотрена причина ускоренного теплового старения изоляции обмоток ТЭД - вождение поездов весом, превышающим расчетный. Подтверждена целесообразность предложения о создании при Дирекции тяги центра тягово-энергетических испытаний, в задачу которого будет входить оперативная корректировка расчетных весовых норм поездов в зависимости от складывающейся ситуации.

Ключевые слова: вес грузового поезда; тяжеловесное движение; перегрев тяговых электродвигателей (ТЭД).

Субботин Е.И., первый заместитель директора Гипротранссигналсвязи - филиала ОАО «Росжелдорпроект»,
Павлов Д.Л., главный инженер проекта
Комплексные проектные решения телекоммуникационной инфраструктуры участка Адлер - Альпика-Сервис
С. 56-57. 2 рис.

Рассказано об особенностях создания инфраструктурных объектов для связи при строительстве совмещенной автомобильно-железной дороги Адлер - горноклиматический курорт «Альпика- Сервис» в сложных инженерно-геологических условиях местности. Представлены основные решения, являющиеся в настоящее время передовыми и уникальными, по системам связи, одним из которых является резервирование трасс, сетей и оборудования.

Ключевые слова: дорога Адлер - Альпика-Сервис; прокладка кабелей связи; сеть SDH; сети связи уровней Gigabit Ethernet (СПД ОТН, СПД ОбТН, СПД ЕСМА) и 10 Gigabit Ethernet (СПД СКБ); ЦСТР GSM-R.

Варющенков А.А., заместитель начальника Западно-Сибирской железной дороги по реформированию
Переход на трехуровневую структуру управления
С. 58-60. 3 рис.

Рассмотрен положительный опыт Западно-Сибирской дороги по совершенствованию организационных структур, который использовался при реформировании на всей сети страны. Представлена динамика изменения основных показателей работы дороги после реорганизации. Предложен вариант перехода на трехуровневую структуру управления с одновременным созданием Дорожной дирекции инфраструктуры, приведены схема перераспределения основных функций отделения железной дороги при таком варианте и основные функции регионального отдела Дорожной дирекции инфраструктуры.

Ключевые слова: Западно-Сибирская железная дорога; трехуровневая структура управления; Дорожная дирекция инфраструктуры; оптимизация организационной структуры дороги.

Островский А.М., профессор кафедры «Логистика, коммерческая работа и подвижной состав» СибГУПС, доктор технических наук
Дружинина М.Г., доцент кафедры «Организация перевозок и управления на транспорте» Сибирского государственного индустриального университета, кандидат технических наук
Кузьмина А.А., аспирант кафедры «Логистика, коммерческая работа и подвижной состав» СибГУПСа
Взаимодействие операторских компаний с промышленными предприятиями и железной дорогой
С. 61-62. 2 рис.

Охарактеризованы особенности работы промышленных предприятий с подвижным составом ОАО «РЖД» и операторских компаний, необходимые условия взаимодействие перевозчика и частных предприятий при организации перевозок грузов собственными поездными формированиями; выявлены причины простоя подвижного состава компаний-операторов из-за несвоевременной его востребованности. Предложены меры по совершенствованию взаимодействия с операторскими компаниями, в частности вариант, при котором ОАО «РЖД» может выступать в качестве «агента оператора железнодорожного подвижного состава».

Ключевые слова: технология взаимодействия промышленного предприятия с ОАО «РЖД»; компании - собственники подвижного состава; организация перевозок грузов; простой подвижного состава; агент оператора железнодорожного подвижного состава.

Кириллова А.Г., заведующая отделом интермодальных перевозок ЗАО «Институт проблем транспорта и логистики», кандидат технических наук
Современные технологии перевозок - контрейлерные поезда
С. 69-71.

Рассмотрены современные технологии перевозок грузов в контейнерах, преимущества доставки трейлеров в составе контейнерных поездов. Представлена одна из таких технологий - система «катящееся шоссе», приобретающая за рубежом все большую популярность во внутреннем и международном сообщениях. Рассказано о применении этой системы в странах Европы.

Ключевые слова: контрейлер; система «катящееся шоссе»; комбинированные грузовые перевозки; интермодальные перевозки; автопоезд.

Анисимов П.С., профессор МИИТа, доктор технических наук
Тормозное оборудование высокоскоростных поездов
С. 72-77. 6 рис.

Рассмотрена проблема обеспечения надежного торможения современного высокоскоростного пассажирского подвижного состава, для решения которой необходимо современное тормозное оборудование. Показаны особенности различных видов тормозных устройств: дискового тормоза, магниторельсовых тормоза (МРТ) и вихретокового тормоза.

Ключевые слова: высокоскоростное движение; дисковый тормоз; магниторельсовый тормоз (МРТ); вихретоковый тормоз; электропоезд «Сапсан»; тормозная система электропоезда ICE3; тележка скоростного поезда «Невский экспресс».