«Железнодорожный транспорт»
3 2011 год

 Аннотация статей


Тишанин А.Г., вице-президент ОАО «РЖД»
Совершенствование работы технических средств – основа обеспечения безопасности движения поездов
С. 4-7. 5 рис.

Приведен сравнительный анализ работы технических средств, сформированный на основе данных системы КАСАНТ. Показано распределение случаев отказов в работе технических средств по причинам, видам отказавших устройств и по хозяйствам. Поставлена задача ведения оперативного мониторинга состояния объектов инфраструктуры и подвижного состава, которая заложена в проекте создания в ОАО «РЖД» Ситуационного центра мониторинга и управления чрезвычайными ситуациями.

Ключевые слова: КАСАНТ; ГИД «Урал-ВНИИЖТ»; отказы технических средств; Ситуационный центр мониторинга и управления чрезвычайными ситуациями.

Бородин А.Ф., доктор технических наук, профессор,
Сотников Е.А., доктор технических наук, профессор,
Рациональное соотношение вместимости путей станций и вагонных парков с учетом увеличения доли приватных вагонов
С. 8–19. 10 рис.

Приведены результаты исследования маневренности полигонов железнодорожной сети, соотношения вагонных парков и вместимости путей станций, классификация вагонных парков на станциях по технологическим признакам. Проанализированы факторы, увеличивающие потребную вместимость путевого развития станций и механизм их действия. Приведена методика определения технологических нормативов рационального соотношения вагонных парков и вместимости путевого развития полигонов сети ОАО «РЖД», а также данные о рациональном соотношении между развитием станций и поставками грузовых вагонов на перспективу.

Ключевые слова: вместимость путей станций; размеры вагонного парка; классификация вагонных парков; показатели насыщения полигонов сети вагонным парком; технологические нормативы рационального соотношения вагонных парков и вместимости путей.

Кузнецов Г.А., заведующий лабораторией Уральского отделения ВНИЖТа,
Крашениников С.В., главный инженер НПО-ГИДЖ «Урал»,
Свинин С.А., ведущий инженер
Вагизов И.К., ведущий инженер
Учет выполнения графика движения грузовых поездов
С. 20–25. 4 рис.

Показана необходимость пересмотра порядка отправления поездов по диспетчерскому расписанию, определенного Инструкцией ЦЧУ-919. Рассмотрены порядок организации движения поездов по нормативному графику, новые электронные документы, введенные в опытную эксплуатацию, в частности Электронная книга анализа графика движения грузовых поездов. Даны методические положения по автоматизированному анализу графика движения грузовых поездов.

Ключевые слова: ГИД «Урал-ВНИИЖТ»; Электронная книга анализа графика движения грузовых поездов, форма ДУ-26ВЦ; организация движения поездов по нормативному графику; диспетчерское расписание.

Феоктистов Л.В., заведующий научно-исследовательской лабораторией «Организация перевозок» кафедры «Управление эксплуатационной работой» Московского государственного университета путей сообщения, кандидат технических наук
Планирование движения поездов и ремонтно-строительных работ
С. 26–28. 3 рис.

Показана разработанная в МИИТе и предлагаемая к внедрению на сети железных дорог технология, автоматизирующая составление для сети железных дорог комплекса из двух планов: плана ремонтно-строительных работ и плана управления движением поездов в условиях ремонта.

Ключевые слова: организация ремонтно-строительных работ на железных дорогах; продолжительность «окон»; План эксплуатации и ремонтно-строительных работ на сети железных дорог ОАО «РЖД».

О работе Технического комитета по стандартизации«Железнодорожный транспорт»
С. 30–35. 6 рис.

Рассказано об основных задачах, решаемых Техническим комитетом по стандартизации «Железнодорожный транспорт» (ТК 45), составе комитета, планах по разработке стандартов в рамках ТК 45 и их выполнении за период 2009–2010 гг. В заключение дано интервью председателя ТК 45 старшего вице-президента ОАО «РЖД» В.А. Гапановича.

Ключевые слова: стандартизация; национальная система стандартизации РФ, Технический комитет по стандартизации «Железнодорожный транспорт» (ТК 45).

Певзнер В.О., доктор технических наук, профессор
О некоторых проблемах современного путевого хозяйства
С. 36–40.

Рассмотрен ряд современных проблем путевого хозяйства с учетом уроков прошлых лет: несоответствие степени развития инфраструктуры потребностям перевозочного процесса, проблемы оптимизации деформативных характеристик пути, определения оптимального соотношения объемов работ по текущему содержанию и ремонтам пути. Предложены пути решения этих проблем в условиях перехода от территориального принципа управления к отраслевому.

Ключевые слова: состояние железнодорожного пути; гарантийные паспорта на отремонтированные участки; пропуск подвижного состава с осевыми нагрузками 25–27 т; кадастровая схема деформативности основания пути.

Вакуленко С.П., директор Института управления и информационных технологий Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ), кандидат технических наук, профессор
Некрасов В.В., руководитель Научно-образовательного центра фотоники многокомпонентных систем и инструментальных информационно-аналитических технологий МИИТа, кандидат физико-математических наук, доцент
Инновационные аналитические нанотехнологии для контроля объектов транспортной отрасли
С. 41–43. 4 рис.

Показана сущность развиваемых учеными МИИТа инструментальных информационно-аналитических нанотехнологий, позволяющих обеспечить бесконтактную идентификацию и контроль качества анализируемых объектов, и направления их использования в транспортной отрасли: оперативная диагностика и выявление недоброкачественных и фальсифицированных перевозимых грузов, контроль сохранности скоропортящихся грузов, входной контроль качества ГСМ, контроль технологических режимов производства.

Ключевые слова: информационно-аналитические нанотехнологии; контроль качества; факсимильный образ компонентного состава (ФОКС); инструментальная нанодиагностика.

Литература:

  1. Некрасов В.В., Никитенко В.А. Новые горизонты машинного зрения в наномире – Ж. Автоматизация в промышленности, 2009, № 11, с. 32-35.
  2. Золотов Ю.А. Определение интегральных показателей как задача аналитической химии – Журнал аналитической химии, .?2004.?Том 59, № 7, с. 677.
  3. US Army & Joint Oil Analysis Program Technical Report – Washington, 2005.
  4. Данные компании RICCOM на 22 июля 2008 года – http://www.riccom.ru/.

Рудзей Г.Ф., доцент кафедры «Электротехника, диагностика и сертификация» Сибирского государственного университета путей сообщения (СГУПС), доктор технических наук,
Бабец Д.А., аспирант
Статистические методы анализа отказов
С. 44–45. 3 рис.

Рассмотрены статистические методы контроля качества продукции, состояния оборудования, анализа деятельности организации, применяемые на Новосибирском электровозоремонтном заводе (НЭРЗ); представлен анализ отказов механического оборудования локомотивов, причин появления брака и отказов по вине НЭРЗ, основанный на использовании диаграмм Парето и Исикавы.

Ключевые слова: диаграммы Парето и Исикавы; статистические методы контроля качества продукции; отказы механического оборудования локомотивов; НЭРЗ.

Литература:

  1. Управление качеством /Под ред. академика Международной Академии Информатизации, д.э.н., проф. Ильенковой С.Д. – М.: ЮНИТИ,1998 – 194 с.
  2. Использование простых статистических методов контроля для предупреждения отказов тяговых электрических двигателей. Бабец Д.А., д.т.н. Рудзей Г.Ф. /Качество и инновации – основа современных технологий: сб. тр. Всерос. науч.-практ. конф. – Новосибирск: НГАСУ (Сибстрин), 2010. –C.81-85

Тельпов Б.В., руководитель группы отдела внедрения ООО «АВП Технология»
Борисенков С.С., аспирант МИИТа
Универсальная система автоматизированного ведения пассажирского поезда
С. 48–53. 6 рис.

Рассмотрены основные функции УСАВПП, аппаратные электронные средства системы автоведения для электровоза и регистратора параметров движения, их состав и принцип работы. Приведены статистические данные о поездках с автоведением и без него, об экономическом эффекте от применения автоведения на Московской железной дороге.

Ключевые слова: УСАВПП; аппаратные электронные средства системы автоведения; комплекс автоматизированного управления и диагностирования (КАУД); электровоз ЧС7.

Новиков Д.В., ведущий технолог отдела локомотивной тяги ОАО «Федеральная пассажирская компания»
Магистральный газотепловоз 2ТЭ116Г: этапы модернизации
С. 54–57. 3 рис.

Рассказано об этапах создания газотепловоза 2ТЭ116Г и его модернизации, даны его технические характеристики. Представлена схема газовой системы 2ТЭ116Г. Особое внимание уделено разработке системы газорегулирования, размещаемой непосредственно на дизельной секции газотепловоза, приведена схема этой системы.

Ключевые слова: газотепловозов 2ТЭ10Г; газотепловоз 2ТЭ116Г; газовый дизель-генератор 1ГДГ; система газорегулирования.

Социальная поддержка ветеранов отрасли
По материалам конференции, посвященной 10-летию Благотворительного фонда «ПОЧЕТ»
С. 58–63. 5 рис.

Представлены журнальные варианты выступлений на конференции председателя Совета Благотворительного фонда «ПОЧЕТ» О.Ю. Атькова и директора Фонда А.Е. Петрова. Показана структура ветеранского движения, рассказано о социальных гарантиях ветеранам – неработающим пенсионерам холдинга «РЖД» через БФ «ПОЧЕТ», целевых задачах Фонда на перспективу.

Ключевые слова: ветеранское движение; Благотворительнеый фонд «ПОЧЕТ»; социальные гарантии пенсионерам; единый пакет пенсионера.

Шенфельд К.П., исполнительный директор ОАО «ВНИИЖТ», кандидат технических наук
О показателях качества организации перевозочного процесса
С. 64–67. 2 рис.

Рассмотрена необходимость введения нового показателя качества для оценки выполнения перевозочного процесса в условиях работы с полностью приватным вагонным парком и в связи с использованием вагонов на «пространстве 1520 мм». Показаны возможные критерии оценки технологического качества перевозочного процесса. На примере схемы взаимодействия ОАО «РЖД», операторов подвижного состава, грузоотправителей и грузополучателей по организации груженых и порожних рейсов приватных вагонов показан порядок расчета величины «скорость продвижения вагонов по заданному маршруту» для приватных вагонов.

Ключевые слова: оборот вагона; показатели качества перевозочного процесса; время рейса; скорость продвижения вагонов по заданному маршруту; «пространство 1520 мм».

Николашин В.М., научный руководитель научно-образовательного центра «Логистические технологии» Московского государственного университета путей сообщения, академик Европейской академии естественных наук, член-корреспондент Отделения системообразующих и интегрированных технологий РАЕН , профессор, доктор технических наук,
Синицына А.С., руководитель научно-образовательного центра «Логистические технологии», доцент кафедры «Логистические транспортные системы и технологии», кандидат технических наук
Подготовка специалистов в сфере инновационных транспортных логистических технологий и систем
С. 68–70 .

Рассказано об опыте преподавания дисциплин логистического цикла в МИИТе, представлены требования к качеству образовательного процесса по обеспечению подготовки специалистов нового поколения; содержание магистерской программы подготовки специалистов по направлению «Логистические транспортные интермодальные цепи доставки грузов», а также по программе «Логистические системы и технологии доставки грузов».

Ключевые слова: МИИТ, кафедра «Логистические транспортные системы и технологии» (ЛТСТ); подготовка инженеров-логистов; программа «Логистические системы и технологии доставки грузов».

Литература:

  1. www.TransMap.ru: Д.Г. Арсеньев, Ю.Р. Нурулин, С.Ф. Пилипчук ИОсобенности подготовки специалистов по логистике в современных условиях, 2008 г.
  2. Васенев Ю.Б., Михайлов М.В. Рейтинговые системы в вузе. Их роль в оценке качества образования // Информационный бюллетень УМО. - № 6. - СПбГУ, 2005 г. – стр. 52-63.
  3. www.ilinskiy.ru: Ильинский И.М. Качество – ядро образовательного процесса.
  4. Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года.
  5. М. Щурова Кадровый рынок логистики // Логистика и управление, 2008 г.