«Железнодорожный транспорт»
№ 8 2010 год

Аннотация статей


На основе конструктивного диалога и взаимовыгодного сотрудничества
С. 2-7.

Статья посвящена второй Глобальной конференции по железнодорожным грузовым перевозкам, организованной ОАО «РЖД» и Международным союзом железных дорог. Дан краткий обзор тенденций в развитии международных грузовых железнодорожных перевозок, обсужден актуальный вопрос - железнодорожный транспорт во время глобального экономического кризиса: вызовы и возможности, а также вопросы обеспечения правовой совместимости железнодорожных систем различных регионов, привлечения частных инвесторов на железнодорожный транспорт, стимулирования инвестиций в отрасль, развития государственно-частного партнерства.

Ключевые слова: вторая Глобальная конференция по железнодорожным грузовым перевозкам; международные грузовые железнодорожные перевозки; единая конвенция в сфере грузовых перевозок; правовая совместимость железнодорожных систем; «зеленая логистика»; концепция интеллектуального транспорта.

Яриков И.М., главный инженер Центральной дирекции управления движением ОАО «РЖД»,
Шапкин И.Н., доктор технических наук
Техническое и технологическое развитие важнейших сортировочных станций
С. 11-14. 5 рис.

Дана характеристика сортировочных горок, приведена схема размещения сортировочных станций РЖД. Отражены результаты модернизации и автоматизации сортировочных станций в 2004-2008 гг. в соответствии с инвестиционной программой ОАО «РЖД», ее экономический эффект. Рассмотрены пути ускорения темпов модернизации в соответствии с Программой совершенствования работы и развития сортировочных станций на 2006-2015 гг.

Литература:

  1. Программа совершенствования и развития сортировочных станций железных дорог, М. ОАО «РЖД» 2006 г
  2. Сотников Е.А. Интенсификация работы сортировочных станций, М. «Транспорт» 1979
  3. Яриков И.М., Горбунов Г.В., Савицкий А.Г., Николаев А.В. Ключевое звено перевозочного транспорта. О программе совершенствования работы и развития сортировочных станций на 2006 - 2015 гг., Железнодорожный транспорт, 2008, №1

Ключевые слова: модернизация и автоматизация сортировочных станций; сортировочная горка; Программа совершенствования работы и развития сортировочных станций на 2006-2015 гг.

Бородин А.Ф., , начальник отделения ОАО «НИИАС», профессор, доктор технических наук,
Агеев Р.В. , ведущий технолог ОАО «НИИАС»,
Крылов А.С., ведущий технолог ОАО «НИИАС»,
Сиротич М.Б., заместитель начальника отдела Гипротранстэи ОАО «РЖД»
Размещение, развитие и взаимодействие сортировочных станций
С. 15-22. 6 рис.

Отражены функциональные требования к сети сортировочных станций, представлена методика решения задачи размещения и развития сортировочных станций на перспективу. Приведена схема организации вагонопотоков в поезда в адрес порта, рассмотрены способы продвижения в порт немаршрутизированных вагонопотоков, а также резервы и возможности северо-западного полигона железнодорожной сети ОАО «РЖД».

Ключевые слова: схема размещения и развития сортировочных станций; технология продвижения вагонопотоков; Лужская-Сортировочная; Усть-Лужский транспортный узел.

Гапанович В.А., старший вице-президент ОАО «РЖД»,
Шабельников А.Н., директор Ростовского филиала ОАО «НИИАС», профессор, доктор технических наук
О разработке автоматизированных сортировочных систем
С. 23-25.

Рассмотрена концепция разработки сортировочных систем, ориентированная не на автоматическое, а на интеллектуальное управление. Она основана на идеологии создания интеллектуальных систем управления технологическим процессом на железнодорожном транспорте, разработанной Ростовским филиалом ВНИИАС и обусловленной необходимостью создания унифицированной системы автоматизации, легко адаптируемой под нужды конкретной горки и обеспечивающей возможность взаимодействия в едином информационном пространстве.

Ключевые слова: сортировочная горка; автоматизированная сортировочная система; комплексная автоматизация роспуска составов; интеллектуальная система управления технологическим процессом.

Казиев Г.Д., главный инженер Департамента автоматики и телемеханики ОАО «РЖД», председатель Координационного совета
Координационный совет по технической политике в области механизации и автоматизации станционных процессов
С. 26-27. 2 рис.

Рассмотрены структура и направления деятельности Координационного совета по технической политике в области механизации и автоматизации технологических процессов на сортировочных станциях железнодорожного транспорта ОАО «РЖД», функции его информационного портала.

Ключевые слова: Координационный совет по технической политике в области механизации и автоматизации технологических процессов на сортировочных станциях железнодорожного транспорта ОАО «РЖД»; портал Координационного совета.

Новичихин В.В., главный инженер Дирекции управления движением Юго-Восточной железной дороги,
Поздняков А.И., начальник отдела информационных технологий и АСУ Дирекции,
Никандров В.А., генеральный директор ООО «ЦИТТранс М»,
Соснов Д.А., заместитель генерального директора ООО «НТЦ ИНТОП»
Интегрированная АСУ станции - в действии
С. 28-31. 12 рис.

Рассказано о работе автоматизированной системы управления станцией (АСУ СТ-И) на примере грузовой станции Придача Воронежского железнодорожного узла. Система управляет работой станции в режиме реального времени на основе данных, снимаемых с устройств автоматики и при помощи спутниковой навигационной системы. Приведены результаты расчета экономического эффекта внедрения системы.

Ключевые слова: управление поездной, грузовой и маневровой работой на станции; АСУ СТ-И; интеллектуальная система «Маневровый автодиспетчер».

Регер И.И., главный инженер Красноярской железной дороги,
Шарафетдинов И.Г., главный инженер Красноярской дирекции управления движением
Красноярск-Восточный: высокотехнологичный комплекс по переработке вагонов
С. 32-33. 3 рис.

Рассказано о комплексной реконструкции и развитии сортировочной горки станции Красноярск-Восточный - превращении ее в высокотехнологичный конвейер по переработке вагонопотока. Приведены экономико-эксплуатационные параметры работы станции, данные о динамике переработки вагонов и количестве отправленных со станции вагонов.

Ключевые слова: сортировочная горка станции Красноярск-Восточный; КСАУ КС, КСАУ СП; ГАЛС Р; устройства горочной автоматики компании Siemens.

Бочарников В.Н., начальник службы автоматики и телемеханики Западно-Сибирской железной дороги
Курс на комплексную автоматизацию сортировочных горок
С. 34-36. 1 рис.

Рассказано об автоматизации и модернизации сортировочных станций Западно-Сибирской дороги: Входная, Московка, Инская и др., о работе комплексной системы автоматизированного управления сортировочной станцией (КСАУ СС) и подсистем комплекса горочной автоматизации: УУПТ, ГАЦ-МН, КДК СУ ГАЦ. Приведена мнемосхема спускной части горки на АРМ ДСПГ.

Ключевые слова: автоматизация сортировочных горок; комплексная система автоматизированного управления сортировочной станцией (КСАУ СС ); УУПТ; ГАЦ-МН; КДК СУ ГАЦ.

Ададуров С.Е., генеральный директор ОАО «НИИАС», доктор технических наук, профессор,
Соколов В.Н., главный инженер Ростовского филиала ОАО «НИИАС», кандидат технических наук
Комплексная система автоматизации сортировочных процессов
С. 37-38. 1 рис.

Приведена схема КСАУ СС (на примере станции Красноярск-Восточный), перечислены источники информации для системы, основные требования к ее структуре и принципам построения.

Ключевые слова: оптимизация работы сортировочной станции; комплексная система автоматизированного управления сортировочной станцией (КСАУ СС); структура КСАУ СС.

Лябах Н.Н., заместитель директора по научной работе Ростовского филиала ОАО «НИИАС», доктор технических наук,
Тартынский В.А., ведущий инженер отдела информационных технологий,
Денисов А.В., инженер отдела информационных технологий, кандидат технических наук
Мониторинг и прогнозирование показателей работы горок
С. 39-40.

Рассказано об использовании средств интеллектуального анализа данных (Data Mining) при оценке состояния устройств сортировочной горки, критически влияющих на безопасность, качество и ход роспуска. Рассмотрена система поддержки принятия решений для персонала автоматизированной сортировочной горки (СПР КДК СУ) в составе комплекса диагностики и контроля станционных устройств зоны горочной автоматической централизации (ГАЦ) с автоматизированным рабочим местом горочного электромеханика (АРМ ШН СГ).

Литература:

  1. http://msdn.microsoft.com/ru-ru/library/ms175595.aspx
  2. Шабельников В.А., Денисов А.В., Сарьян А.С. Система мониторинга и анализа состояния искусственных сооружений на железнодорожном транспорте // Ежемесячный научный журнал «Молодой ученый», №8, 2009.
  3. Джексон П. Введение в экспертные системы // Из-во «Вильямс», 2001.
  4. Haettenschwiler P. Neues anwenderfreundliches Konzept der Entscheidungs-unterstutzung. Gutes Entscheiden in Wirtschaft, Politik und Gesellschaft. Zurich: Hochschulverlag AG, 1999. — S. 189—208.

Ключевые слова: интеллектуальный анализ данных (Data Mining); экспертная система; СПР КДК СУ; диагностика и контроль устройств зоны горочной автоматической централизации.

Соколов В.Н., главный инженер Ростовского филиала ОАО «НИИАС», кандидат технических наук,
Рогов С.А., заместитель начальника отдела
Управление скоростью скатывания и прицельным торможением отцепов
С. 41-42. 1 рис.

Рассказано о функционировании автоматизированной системы управления скоростями скатывания отцепов и прицельным их торможением, обеспечивающей управление без участия операторов постов резервного управления, и используемых в этой системе контроллерах и АРМах (ДСПГ, операторов тормозных позиций, горочных операторов). Приведена структурная схема АРС-УУПТ, данные о числе отцепов, управляемых в автоматическом режиме, на станциях, оснащенных АРС-УУПТ.

Ключевые слова: АРС-УУПТ; автоматизированное торможение; замедлители с длинной тормозной шиной.

Сачко В.И., начальник отдела информационных технологий Ростовского филиала ОАО «НИИАС»,
Тартынский В.А., ведущий инженер отдела информационных технологий
Информационно-аналитическая система поддержки принятия решений
С. 43-46. 3 рис.

Представлена система поддержки принятия решений для оперативно-диспетчерского и эксплуатационного персонала автоматизированной сортировочной горки (СПР КДК СУ), которая служит для мониторинга, многофакторного анализа работы сортировочной горки на основе данных, автоматически поступающих из подсистем горочного комплекса. Показана функциональная схема СПР КДК СУ, описаны функции ее подсистем. Приведены результаты внедрения системы на станции Красноярск-Восточный.

Ключевые слова: СПР КДК СУ; многофакторный анализ работы сортировочной горки; схема СПР КДК СУ; подсистемы СПР КДК СУ.

Ковалёв С.М., начальник Центра интеллектуальных технологий Ростовского филиала ОАО «НИИАС»,
Муравский А.В., главный конструктор Ростовского филиала ОАО «НИИАС»
Интеллектуальные модели в системах горочной автоматизации
С. 47-50. 5 рис.

Описаны три основных класса интеллектуальных моделей, используемых в интеллектуальных системах горочной автоматизации (ИСГА): гибридные нейро-нечеткие модели обработки первичной информации, интеллектуальные управляющие модели и интеллектуальные экспертно-диагностические и мониторинговые модели. Приведен пример результата работы экспертно-диагностической поддерживающей системы ИСГА, график изменения величины энергетической характеристики замедлителя.

Литература:

  1. Воронин В.С. Интеллектуальные транспортные системы управления // Железнодорожный транспорт, 2009, № 3.
  2. Bengtsson, M. Condition-based maintenance systems - an investigation of technical constituents and organizational aspects. Licentiate thesis, Department of Innovation, Design and Product Development, Malardalen University, Sweden, ISBN: 91-88834-68-9.
  3. Шабельников А.Н., Ковалев С.М. Гибридные интеллектуальные системы автоматизации управления технологическими процессами на сортировочных станциях // Изв. вузов. Сев.-Кав. регион. Технические науки, 2002. № 4. С.11-16.
  4. Шишкарев С.Н. Интеллектуальные транспортные системы // Железнодорожный транспорт №5, 2009.
  5. Гуда А.Н., Ковалев С.М., Шабельников А.Н. Интеллектуальные модели принятия решений в системах горочной автоматизации // Новые технологии управления движением технических объектов: Материалы 3-й междунар. науч.-техн. конф. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ , 2000. С. 24-28.
  6. Parida, A. (2006). Development of a multi-criteria hierarchical framework for maintenance performance measurement. ISRN: LTU-DT -06/37—SE, Thesis, Lulea University of technology, Sweden
  7. 7. Bladon, K., Rennison, D., Izbinsky, G., Tracy, R. and Bladon, T. (2004) Predictive condition monitoring of railway rolling stock. CORE- Conference On Railway Engineering, 20-23 June 2004, Darwin, Australia
  8. Johansson, A. (2005). Out-of-round railway wheels - causes and consequences. Chalmers University of technology, Sweden, ISBN 91-7291-641-9
  9. Enblom, R. (2004). Simulation of wheel and rail profile evolution - wear modeling and validation. Licentiate thesis, Royal Institute of technology, KTH, Sweden, ISBN: 91-7283-806-X
  10. Заде Л.А. Роль мягких вычислений и нечеткой логики в понимании, конструировании и развитии информационных/интеллектуальных систем // Новости искусственного интеллекта, № 2, 2001. С.7-11.
  11. Ковалев С.М., Шабельников А.Н. Интеллектуальные модели анализа временных рядов на основе нечетко-динамических систем // Тр. Междунар.научн.-техн. Конференций “Интеллектуальные системы” (AIS’06) и “Интеллектуальные САПР” (CAD-2006). Научное издание в 3-х томах. - М: Физматлит, 2006, Т.1. С. 93-99.
  12. Муравский А.В., Сачко И.Г. Контрольно-диагностический комплекс как средство анализа функционирования устройств горки // Автоматика, связь и информатика. Изд-во ОАО "Российские железные дороги" N11, 2007. С. 32-34.
  13. Allen J.F. Towards a General Theory of Action and Time / Artificial Intelligence, 1984, 23(2).
  14. Леоненков А.В. Нечеткое моделирование в среде МАТЛАБ и fuzzyTECH. - СПб.: БЧВ - Петербург. 2005, - 736 с.: ил.

Ключевые слова: интеллектуальная модель; интеллектуальные системы горочной автоматизации (ИСГА); логико-алгебраическая темпоральная модель (ЛТМ); темпоральный сценарий торможения (СТ) отцепа.

Одикадзе В.Р., начальник отдела автоматизации технологических процессов на сортировочных станциях Ростовского филиала ОАО «НИИАС», кандидат технических наук,
Сапков И.Г., заведующий сектором,
Юндин А.Л., главный конструктор
Автоматизированное управление компрессорной станцией
С. 51-53. 4 рис.

Представлена разработанная в Ростовском филиале ОАО «НИИАС» и внедренная на станции Красноярск-Восточный Комплексная система автоматизации управления компрессорной станцией (КСАУКС), описаны функции АРМ машиниста компрессорной. Приведены данные об экономическом эффекте от внедрения КСАУКС.

Ключевые слова: Комплексная система автоматизации управления компрессорной станцией (КСАУКС); АРМ машиниста компрессорной (АРМ МК).

Шабельников А.Н., директор Ростовского филиала ОАО «НИИАС», доктор технических наук
Использование зарубежных систем автоматизации
С. 54-55. 4 рис.

Рассказано о работах по внедрению системы автоматизации сортировочных горок MSR32 на сортировочных горках станций Черняховск и Лужская-Сортировочная, ведущихся в соответствии с меморандумом о сотрудничестве ОАО «РЖД» и компании «Сименс». Представлены три варианта технической оснащенности горки, их преимущества и недостатки.

Ключевые слова: система автоматизации сортировочных горок MSR32; оборудование горки; модернизация сортировочных станций; сотрудничество ОАО «РЖД» и «Сименс».

Митрохин Ю.В., первый заместитель начальника Департамента технической политики ОАО «РЖД»
Управление инновационной деятельностью ОАО «РЖД»
С. 57-63. 7 рис.

Описывается принцип постоянного улучшения, один из основополагающих в любой системе управления качеством (цикл PDCA). Рассматривается перспективная модель постоянного улучшения инновационной деятельности, которая должна стать логическим развитием инновационного менеджмента корпорации. Приведены ключевые показатели качества (KPI) различных уровней, структура управления в человеко-машинной системе, модель многоконтурного управления инновационной деятельностью.

Ключевые слова: системы менеджмента качества (СМК); цикл PDCA; концепция подчиненного регулирования; ключевые показатели качества - KPI; информационные системы АСУЖТ; Концепция создания систем менеджмента качества ОАО «РЖД».

Устич П.А., профессор Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ), доктор технических наук,
Иванов А.А., доцент МИИТа, кандидат технических наук,
Садчиков П.И., инженер,
Устич Д.П., экономист,
Шикина Д.И., аспирант МИИТа, инженер
Методология гармонизации основных положений императива рынка транспортных услуг
С. 64-68.

Предложенная методология позволяет формализовать положения императива рынка транспортных услуг, оптимизировать рентабельность отрасли на базе ее математической модели, разработать механизм мотивации работников к внедрению систем управления качеством, дает возможность обосновывать не только управляющие решения для перевода железнодорожного транспорта из текущего состояния в оптимальное, но и потребность в ресурсах под соответствующие мероприятия.

Ключевые слова: императив рынка транспортных услуг; модель железнодорожного транспорта; параметры состояния транспортной системы; система управления техническим состоянием грузовых вагонов.

Михненко О.Е., профессор МИИТа, доктор экономических наук
О совершенствовании показателей работы и использования грузовых вагонов
С. 69-72. 2 рис.

Рассмотрены система показателей наличия и работы вагонов в организации-собственнике; наличия и работы использования вагонов на железных дорогах перевозчика. Приведена структура показателей наличного парка вагонов в распоряжении собственника, взаимосвязь показателей использования вагонов собственника.

Ключевые слова: система показателей вагонов наличного парка; показатели работы вагонов; собственника; показатели работы вагонов рабочего парка; использование вагонов парка на перевозках; показатели степени равномерности и ритмичности работы.

Вайсбурд А.С., заместитель начальника Калининградской железной дороги - начальник службы подвижного состава
Рейтинговая оценка работы локомотивных бригад
С. 73-74. 2 рис.

Представлен метод комплексной оценки деятельности работников, непосредственно связанных с движением, при помощи рейтинговой оценки, применяемый на Калининградской железной дороге. Разработанная рейтинговая оценка деятельности работников локомотивных бригад включает в себя основные принципы менеджмента качества ИСО 9001:2000.

Ключевые слова: проект «Применение инструментов и принципов системы менеджмента качества в эксплутационном локомотивном депо»; принципы менеджмента качества ИСО 9001:2000; рейтинговая оценка деятельности работников локомотивных бригад; виды нарушений безопасности движения в локомотивном хозяйстве.

Некрасов А.Г., председатель ГОСТ Р/ТК 355/ПК 6, доктор экономических наук, профессор,
Коваленко А.В., магистрант Российского государственного гуманитарного университета
Стратегия повышения уровня безопасности цепи поставок: опыт США
С. 75-77. 1 рис.

Представлен опыт работы отдела национальной безопасности США по предотвращению и реагированию на внутренние чрезвычайные ситуации, в том числе на терроризм. Описана последовательность шагов формирования стратегии безопасности цепей поставок (ЦП). Показана схема общих взаимосвязей различных уровней планов и стратегий в международной грузовой цепи поставок.

Ключевые слова: безопасность цепей поставок; формирование стратегии безопасности цепей поставок; комплексное планирование безопасности.