«Железнодорожный транспорт»
№ 9 2010 год

Аннотация статей


Гапанович В.А., старший вице-президент компании, председатель Центральной пожарно-технической комиссии ОАО «РЖД»
Испытание огнем
С. 2–5. 7 рис.

Рассказано о мерах, принятых ОАО «РЖД» совместно со специализированными подразделениями по профилактике опасных ситуаций, связанных с аномальной летней жарой, по борьбе с пожарами и ликвидации их последствий.

Ключевые слова: массовые лесные и торфяные пожары; Центральная пожарно-техническая комиссия ОАО «РЖД»; пожарно-профилактическая работа; ФГП ВО ЖДТ России; пожарный поезд.

Аветикян М.А., заместитель начальника Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД»
Система управления движением поездов в условиях структурных преобразований
С. 8–16. 8 рис.

Дана характеристика организационной структуры Центральной дирекции управления движением, структуры линейного уровня управления; приведены принципы построения архитектуры управления дирекциями управления движения, инструментарий и технические средства управления, основные функции центров организации работы железнодорожных станций. Приведены показатели работы дирекций дорог, вошедших в Центральную дирекцию, за период, прошедший с начала формирования вертикали управления движением.

Ключевые слова: реформы на железнодорожном транспорте; вертикаль управления движением; Центральная дирекция управления движением.

Черняев А.Г., заместитель начальника Северо-Кавказской железной дороги по региону,
Зубков В.Н., заведующий кафедрой «Управление эксплуатационной работой» Ростовского государственного университета путей сообщения (РГУПСа), профессор, кандидат технических наук,
Чеботарёва Е.А., доцент кафедры «Управление эксплуатационной работой» РГУПСа, кандидат технических наук
Местная работа на припортовых железных дорогах: проблемы и концепции
С. 17–20. 9 рис.

Рассказано об организации местной работы на Северо-Кавказской дороге, рассмотрены внешние и внутренние факторы, влияющие на характер перевозок грузов на припортовой дороге, приведены данные по динамике погрузки экспортных грузов, среднесуточному наличию и среднесуточной выгрузке экспортного груза. Предложены мероприятия, необходимые для получения положительного эффекта от внедрения новой логистикоориентированной концепции управления перевозками на припортовых дорогах.

Ключевые слова: логистическая технология перевозок экспортных грузов; управление погрузкой; оборот местного вагона; посуточный контроль; автоматизация логистических технологий; ГЛЦ; ДЛЦ; РЛЦ; логистические группы транспортных узлов (ЛГТУ).

Уманский В.И., кандидат технических наук
Об организации пропуска поездов в период технологических «окон»
С. 21–24. 3 рис.

Приведен расчет возможных суточных размеров движения грузовых поездов на двухпутном участке в период проведения «окна» для разработки технологического или вариантного графиков движения. Рассказано о возможностях автоматизированной системы разработки оперативного графика движения поездов в период предоставления «окон» (АС ОГДПО), приведены принципиальная схема этой системы и расчет интервала попутного отправления.

Ключевые слова: технологический график движения; вариантный график движения; АС ОГДПО; интервал попутного отправления; оперативный максимальный график для временно однопутного перегона на участке предоставления «окна».

Науменко С.Н., заведующий комплексным отделением «Электрификация и энергоснабжение железных дорог» ВНИИЖТа, доктор технических наук,
Теймуразов Н.С., старший научный сотрудник лаборатории «Центр энергосбережения и повышения энергетической эффективности» ВНИИЖТа, кандидат технических наук,
Просеков А.В., старший научный сотрудник лаборатории
Контроль параметров транспортных средств
С. 25–28. 2 рис.

Рассмотрены требования к техническому состоянию изотермического подвижного состава, подход к выполнению этих требований в зарубежных странах. Предложены пути решения задачи организации проверки соответствия железнодорожных специальных транспортных средств, осуществляющих международные перевозки скоропортящихся пищевых продуктов, требованиям СПС на российских железных дорогах, пути совершенствования нормативной базы таких перевозок.

Ключевые слова: изотермический, рефрижераторный и отапливаемый подвижной состав; ИВ-термосы; коэффициент теплопередачи.

Гудковский В.А., заведуюший отделом хранения плодов Всероссийского научно-исследовательского института садоводства (ВНИИС) им. И.В. Мичурина, академик РАСХН
Кожина Л.В., старший научный сотрудник ВНИИСа, кандидат сельскохозяйственных наук
Панфёров В.Н., профессор кафедры «Логистические транспортные системы и технологии» МИИТа, кандидат технических наук
Технологические основы перевозки плодов и овощей с использованием ингибитора этилена
С. 29–31.

Представлена технология перевозок скоропортящихся грузов железнодорожным транспортом, суть которой состоит в обработке плодов и овощей газообразным ингибитором этилена – препаратом «Фитомаг». Приведены данные влияния обработки данным препаратом на товарное качество плодов и овощей.

Литература:

1 Silvia M., Blankenship, John M. / Dole 1 – Methylcyclopropene./ Post harvest Biology and Technology - 2003. 28.- Р. 1-25.

2. Гудковский В.А., Кожина Л.В., Балакирев А.Е., Назаров Ю.Б. Эффективность модифицированной атмосферы и ингибитора биосинтеза этилена для хранения плодов, ягод и овощей./ Вестник Мичуринского государственного аграрного университета, 2009, № 1. Мичуринск – наукоград РФ. С. 53-64.

3. Гудковский В.А., Кожина Л.В., Балакирев А.Е., Назаров Ю.Б. Новые возможности сохранения скоропортящейся продукции./Достижения науки и инновации в садоводстве: Материалы международной науч.-практ. конф., посвященной 75-летию со дня рождения лауреата Государственной премии РФ, заслуженного деятеля науки, профессора В.А.Потапова.- Мичуринск: Изд-во МичГАУ, 2009. С.185-191.

4. Ракитин В.Ю., Ракитин Л.Ю. Определение газообмена и содержания этилена, двуокиси углерода и кислорода в тканях растений. // Физиология растений. М.: Наука – Т.33.-выпуск 2. – 1986. С. 403-413.

5. Седова З.А., Гудковский В.А. Изучение лежкости плодов семечковых культур./Программа и методика сортоизучения плодовых, ягодных и орехоплодных культур (Под общей редакцией академика РАСХН Е.Н. Седова) – Орел: Изд-во Всероссийского научно-исследовательского института селекции плодовых культур, 1999.- С. 177-183.

Ключевые слова: технология перевозок скоропортящихся грузов; оптимальный режим перевозки плодов и овощей; «Фитомаг».

Мазнев А.С., заведующий кафедрой «Электрическая тяга» Петербургского государственного университета путей сообщения, доктор технических наук, профессор,
Евстафьев А.М., доцент кафедры «Электрическая тяга», кандидат технических наук
Повышение эффективности электроподвижного состава
С. 33–36. 9 рис.

Рассмотрено использование достижений силовой электроники и микропроцессорной техники для модернизации силовых схем тягового привода эксплуатируемого локомотивного парка и обеспечения его высоких динамических характеристик, КПД, коэффициента мощности и электромагнитной совместимости. Приведены упрощенная структурная схема тягового привода и цифровая система управления им.

Ключевые слова: микропроцессорная система управления локомотивом; электровозы Sr 1, ЭП10, ВЛ80Р; цифровая система управления тяговым приводом.

Брюнчуков Г.И., ведущий научный сотрудник ВНИИЖТа, кандидат технических наук,
Сухов А.В., заведующий отделением «Транспортное материаловедение» ВНИИЖТа, кандидат технических наук,
Кушнарёв А.В., управляющий директор ОАО «МТМК», кандидат технических наук
Локомотивные бандажи повышенной твердости
С. 37–41. 5 рис.

Дан анализ технических требований к отечественному бандажному производству, представлена динамика интенсивности износа гребней бандажей колесных пар локомотивов по сети. Приведены результаты эксплуатационных испытаний локомотивов с бандажами из новой бандажной стали и серийными, которые показали преимущество бандажей повышенной твердости перед серийными по прогнозируемому ресурсу. Представлены графики изменения значений толщины гребня и фактической толщины опытных и серийных бандажей электровозов ВЛ80С по секциям в зависимости от пробега.

Литература:

1. Распоряжение ОАО «РЖД» № 3р «О системе технического обслуживания и ремонта локомотивов». Москва, 2005. 16 с.

2. Г.И. Брюнчуков. Результаты полигонных испытаний локомотивных бандажей повышенной твердости // Вестник ВНИИЖТ. 2007. № 2.

С. 23–26.

3. Колесные пары тягового подвижного состава железных дорог колеи

1520 мм. Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту. КМБШ.667120.001РЭ. Москва, ОАО «РЖД», 2005.

4. Тяговый подвижной состав железных дорог. Методика расчета показателей износа поверхности катания колес по данным эксплуатации. РД 32.143-99. Москва, МПС России, 2000.

Ключевые слова: бандажная сталь; бандажи марки «2»; бандажи марки «П»; бандажи повышенной твердости; износ гребней бандажей колесных пар.

Дёмин К.П., заместитель технического директора ЗАО «Тихвинский вагоностроительный завод»,
Фёдоров С.А., кандидат технических наук, заместитель генерального директора ООО «Инженерный центр вагоностроения»,
Хилов И.А., магистр техники и технологий ООО «Инженерный центр вагоностроения»
Разработка современного полувагона с улучшенными технико-экономическими показателями
С. 42–46. 5 рис.

Представлен полувагон 12-9833 с глухим полом, созданный на ЗАО «Тихвинский вагоностроительный завод» (ТВСЗ ). Приведены основные технические характеристики полувагонов ЗАО «ТВСЗ» и вагонов-аналогов, а также результаты комплекса испытаний нового полувагона и его узлов, показавшие надежность кузова полувагона и улучшенные динамические показатели.

Литература:

1. Отчет о НИР «Выбор и обоснование основных параметров универсального полувагона», Спб.: ИЦ ОВС, 2005.-127 с.

2. По ту сторону производства, или готовь парк в кризис // РЖД-Партнер: Журнал. – СПб.: Изд-во «ОМ-Пресс», 2009. №9.

3. Афанасьев А.Е. Анализ повреждений универсальных полувагонов в эксплуатации. / А.Е.Афанасьев // Петербургский государственный университет путей сообщения. – СПб, 2006. 9 с., библ.3. – Рус. – Деп. В ЦНТИ ОАО РЖД 29.08.2006, № 6484-жд2006.)

4. Вагоны грузовые и пассажирские. Методы испытаний на прочность и ходовые качества: РД 24.050.37 95. – ГосНИИВ, 1995. – 102 с.

5. Нормы для расчета на прочность и проектирования вагонов железных дорог МПС колеи 1520 мм (несамоходных). – М.: ГосНИИВ-ВНИИЖТ, 1996. – 315с.

Ключевые слова: полувагон 12-9833; полувагон 12-175; полувагон 12-295; тележка грузового вагона 18-9810; ЗАО «Тихвинский вагоностроительный завод».

Котуранов В.Н., профессор Московского государственного университета путей сообщения, доктор технических наук,
Быков А.И., доктор технических наук, профессор,
Козлов М.П., аспирант
Выбор линейных размеров кузовов грузовых вагонов
С. 47–48. 2 рис.

Приведены формулы для расчета линейных размеров кузовов грузовых вагонов исходя из работы вагона – реализуемого грузооборота, доли каждого рода груза в этом грузообороте, дальности перевозок, объемных и весовых характеристик грузов (удельного объема или удельной массы). Приведены графики зависимости грузоподъемности от длины вагона по осям сцепления.

Литература:

1. Вагоны: Учебник для вузов ж.-д. транспорта / Л.А. Шадур, И.И. Челноков, Л.Н. Никольский, Е.Н. Никольский, В.Н. Котуранов, П.Г. Проскурнев, Г.А. Казанский, А.Л. Спиваковский, В.Ф. Девятков; Под ред. Л.А. Шадура. – 3-е изд., перераб. и доп. – M.: Транспорт, 1980. – 439 с.

2. Конструирование и расчет вагонов: Учебник / Лукин В.В., Шадур Л.А., Котуранов В.Н.и др. - М.: УМК МПС России, 2000

Ключевые слова: оптимальные размеры кузова вагона; длина вагона по осям сцепления; погонная нагрузка; осевая нагрузка; погрузочный объем вагона.

Мещерин Ю.В., заместитель главного конструктора Научно-исследовательского и конструкторско-технологического института подвижного состава (ОАО «ВНИКТИ»), кандидат технических наук,
Сорочкин Э.М., ведущий научный сотрудник отдела «Динамика» института
Работа пружин рессорного подвешивания тележек грузовых вагонов
С. 49–50.

Рассмотрены причины и последствия изменения параметров рессорного подвешивания при сборке и в процессе эксплуатации тележек 18-100 вследствие износа клиньев и появления остаточных деформаций (просадок) пружин, приводящего к ухудшению динамических показателей вагона.

Ключевые слова: рессорное подвешивание; тележка грузового вагона 18-100; динамические показатели вагона; износ клиньев; остаточные деформации (просадки) пружин рессорного комплекта.

Буйносов А.П., доцент Уральского государственного университета путей сообщения (УрГУПС), кандидат технических наук,
Худояров Д.Л., инженер УрГУПСа
Повышение ресурса бандажей колесных пар электровозов ВЛ 11
С. 51–53. 3 рис.

Представлены результаты проведенных в УрГУПС исследований причин повышенного износа гребней бандажей колесных пар на электровозах серии ВЛ11, представлены виды смещения колесных пар относительно рамы тележки и график зависимости износа гребней бандажей электровозов от этого смещения. Показана целесообразность оснащения электровозов новыми резинометаллическими элементами, которое может увеличить ресурс бандажей на 25%.

Ключевые слова: электровозы серии ВЛ11; износ гребней бандажей колесных пар; смещение колесных пар относительно рамы тележки.

Николашин В.М., профессор кафедры «Логистические транспортные системы и технологии» Московского государственного университета путей сообщения (МИИТа), академик Европейской академии естественных наук, член-корреспондент Отделения системообразующих и интегрированных технологий РАЕН, научный руководитель научно-образовательного центра «Логистические технологии» МИИТа, доктор технических наук,
Конарева Н.А., ассистент кафедры «Логистические транспортные системы и технологии» МИИТа
Комплексный инструмент повышения качества обслуживания грузовладельцев.
Памяти профессора А.А. Смехова посвящается
С. 54–58. 1 рис.

Рассмотрены задачи разработки комплексной методики определения оптимальных параметров развития логистической терминально-складской инфраструктуры (ЛТСИ) как инструмента повышения качества обслуживания грузовладельцев, принципы оптимизации логистических цепей поставки товаров и мультимодальных терминально-складских комплексов (ТСК). Представлены подходы к внедрению инновационных логистических технологий, обеспечивающих комплексное транспортное обслуживание, к подготовке научно обоснованных рекомендаций и методик в продолжение традиций созданной в МИИТе А.А. Смеховым российской научной школы «Транспортно-логистические системы».

Литература:

1. Николашин В.М. Логистика в основе безопасности / РЖД-партнер – 2008. - №4. – С.96-97.

2. Николашин В.М. Логистические принципы оптимизации безопасности функционирования цепей поставок / Экспедирование и логистика. – 2008г., № 1, с. 36-37.

3. Николашин В.М. Логистика: популярный термин или методология системного совершенствования транспортного обслуживания // Железнодорожный транспорт. – 2004. - №2. – С.74-80.

4. Логистические транспортно-грузовые системы: Учебник / Под ред. В.М. Николашина В.М. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 304 с. - Рекомендовано Минтрансом РФ в качестве учебника для студентов транспортных ВУЗов.

5. Сервис на транспорте: Учебное пособие / Под ред. Николашина В.М. 2-e издание. - М.: Издательский центр «Академия», 2006, - 272 с. Допущено УМО по образованию в области транспортных машин и транспортно-технологических комплексов в качестве учебного пособия для ВУЗов железнодорожного транспорта.

6. Основы логистики: Учебник/ Под ред. В.М. Николашина. – М.: Маршрут, 2007. – 272 с. – Рекомендовано управлением учебных заведений и правового обеспечения Федерального агенства железнодорожного транспорта в качестве учебника для студентов ВУЗов железнодорожного транспорта.

7. Николашин В.М. Логистические принципы контейнерных перевозок и оптимизации цепей поставок товаров // Транспорт. Наука, техника, управление. – М., ВИНИТИ РАН, 2009. - №1, с. 28-30.

8. Кузнецов А.П. , Николашин В.М. Логистика, как эффективный инструмент системного совершенствования процесса транспортного обслуживания грузовладельцев // Информационное издание Корпуса инженеров путей сообщения. – 2003. - №1. – С.58 – 61.

9. Логистические технологии. Справочник / Под общ. ред. В.М. Николашина. - М: Издательство «Сандика Плюс», 2006. - 276 с.

10. Николашин В.М. Вопросы создания логистической корпорации с участием железнодорожного транспорта. С.332-342 / Логистика и управление цепями поставок: современные тенденции в России и Германии: сборник статей российско-немецкой конференции по логистике / под ред. Д.А. Иванова, К. Янса, Ф. Штраубе, О.Д. Проценко, В.И. Сергеева. Спб.: Издательство Политехн. Университета. – 2008. – 478с.

11. Смехов А.А. Основы транспортной логистики. – М.: Транспорт, 1995. – 197 с.

12. Николашин В.М. О дальнейших исследованиях в области моделирования процессов транспортного рынка.- С.111-118/ Смехов А.А. «Маркетинговые модели транспортного рынка»; Под. ред. В.М. Николашина. – М.: Транспорт, 1998. – 120с.

13. Малинецкий Г. Г.Математические основы синергетики. Хаос, структуры, вычислительный эксперимент. — М.: УРСС. - 2002. – 256 с.

14. Лукинский В.С. Модели и методы теории логистики. – СПб.: Питер. - 2008 – 448 с.

15. Чудаков А.Д. Логистика: Учебник. – М.: РДЛ. - 2001. - 408 с.

Ключевые слова: логистическая терминально-складская инфраструктура (ЛТСИ); мультимодальные терминально-складские комплексы; интегрированные цепочки поставок; модели теории логистики; интегрированная логистическая поддержка (ИЛП); концепция CALS; прикладная логистика; А.А. Смехов.

Новопольцева И.В., заместитель начальника Октябрьской дирекции управления движением по кадрам и социальным вопросам
Управление трудовыми ресурсами в дирекции движения
С. 59–62.

Рассматривается опыт управления персоналом, организации труда и заработной платы в Октябрьской дирекции управления движением, созданной в рамках пилотного проекта в связи с переходом на трехуровневую структуру управления.

Ключевые слова: Октябрьская дирекция управления движением; организация и стимулирование труда; коллективная форма организации и оплаты труда; система мотивации труда.

Цевелёв В.В., доцент кафедры «Менеджмент на транспорте» Сибирского государственного университета путей сообщения (СибГУПС), кандидат экономических наук,
Цевелёв А.В., старший преподаватель кафедры «Менеджмент на транспорте» СибГУПСа
Производственные запасы как резерв инвестиционной программы ОАО «РЖД»
С. 63–67. 5 рис.

Рассмотрены три этапа процесса выработки стратегии управления запасами на железных дорогах: классификация запасов, определение стратегий пополнения запасов для выделенных групп и контроль их состояния. Предложена система «минимум – максимум», которая содержит в себе элементы основных систем управления запасами и позволит регулировать уровень запасов на предприятии в определенных пределах.

Ключевые слова: управление запасами; контроль уровня запасов; структура совокупных материальных запасов на железной дороге; система «минимум – максимум».

Козлов П.А., доктор технических наук, профессор, лауреат Государственной премии РФ
Тушин Н.А., кандидат технических наук
Системная интеграция в области перевозок
С. 68–70. 6 рис.

Рассмотрена роль экспедиторов как системных интеграторов для дальнейшего развития рынка экспедиторских услуг. Показано создание виртуальной системы из перевозчиков и преобразователей потока (сервисных компаний) – построение эффективной технологической цепочки из перевозчиков и сервисных фирм, исходными параметрами для которого являются актуальные значения их функциональных и сервисных возможностей.

Литература:

1. Резер С.М. Логистика экспедирования грузовых перевозок. М.: ВИНИТИРАН, 2002.

2. Чеботаев А.А. Энтропия транспортного комплекса в регулируемых рыночных отношениях. Вестник транспорта, 2003, №12.

3. Козлов П.А. Информационные технологии на транспорте. Современный этап. Транспорт Российской Федерации, 2007, № 10, с. 38-41.

Ключевые слова: транспортно-экспедиционное обслуживание; экспедитор как системный интегратор; экспедиционный холдинг «Стратег».

Терёшина Н.П., заведующая кафедрой «Экономика и управление на транспорте» МИИТа, профессор, доктор экономических наук,
Пересветов Ю.В., доцент кафедры, кандидат технических наук
На базе экономических критериев
С. 71. 1 рис.

Показан расчет норм производственных запасов, оптимальных сроков поставок материальных ресурсов и формирование плана поставок материальных ресурсов, обеспечивающего экономически обоснованное, ритмичное и своевременное пополнение производственных запасов железнодорожного транспорта с минимально возможными затратами.

Литература:

1. Белов И.В., Терешина Н.П., Галабурда В.Г. и др. «Экономика железнодорожного транспорта» – М.: УМК МПС России, 2001г.

2. Майданов А.Д., Шаройко А.В. "Экономика, организация и планирование материально-технического снабжения железнодорожного транспорта" - М.: Транспорт, 1988г.

3. Майкл Р. Линдерс, Харольд Е. Фирон «Управление снабжением и запасами. Логистика» - С.-П.: Полигон, 1999 г.

4. Пересветов Ю.В., Тарасенко В.Ф. "Оптимальное управление запасами при двухуровневой стратегии снабжения" Республиканский междуведомственный научный сборник «Исследование операций и АСУ» Выпуск 27. - Киев: Высшая школа, 1986 г.

5. Пересветов Ю.В. «Управление материальными ресурсами. Логистические принципы» Учебник для ВУЗов. – М.: ГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2007 г.

6. Стандарт СТО РЖД 1.21.015 – 2009 «Система материально-технического обеспечения в ОАО «РЖД». Нормирование запасов материально-технических ресурсов»

Ключевые слова: оптимизация плана поставок материальных ресурсов, формирование плана поставок материальных ресурсов; производственные запасы железнодорожного транспорта; формула Уилсона.

Гончаренко Б.И., старший научный сотрудник кафедры акустики физического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, кандидат физико-математических наук
Шумы на низких звуковых частотах
С. 72. 3 рис.

Предложена методика изучения особенностей формирования шума движущимися поездами, которая позволяет оценить шумозащитные свойства акустических барьеров в низкочастотном диапазоне и на основании полученных результатов реализовывать дополнительные шумозащитные мероприятия.

Ключевые слова: низкочастотные шумы; акустический экран; уровень шума от железнодорожного транспорта; звуковое давление электропоездов.