«Железнодорожный транспорт»
№ 12 2010 год

Аннотация статей


53-е заседание Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества
С. 2-7. 1 рис.

Рассмотрены результаты эксплуатационной работы сети железных дорог государств - участников Содружества и в межгосударственных сообщениях, нормативы нового графика движения поездов, подведены итоги переписи грузовых вагонов, обсужден проект Концепции стратегического развития железнодорожного транспорта государств - участников Содружества до 2020 г. и ряд других актуальных вопросов и документов, направленных на развитие взаимовыгодного сотрудничества железнодорожных администраций.

Ключевые слова: Совет по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества; Концепция стратегического развития железнодорожного транспорта государств - участников Содружества до 2020 года; Концепция единой системы управления и использования парка грузовых вагонов различных форм собственности; Соглашение о единой системе управления и использования парка грузовых вагонов (ЕСУПГВ).

Атьков О.Ю., вице-президент ОАО «РЖД»
Стратегия улучшения здоровья работников ОАО «РЖД» до 2020 года
С. 8-7. 4 рис.

Представлен журнальный вариант доклада вице-президента ОАО «РЖД» на заседании Правления ОАО «РЖД», на котором обсуждался проект Стратегии улучшения здоровья работников ОАО «РЖД» до 2020 г. Рассказано о задачах Стратегии с учетом специфики деятельности ОАО «РЖД», накладывающей дополнительные требования к системе здравоохранения, рассмотрены составляющие стратегии улучшения здоровья работников компании и показатели, характеризующие результаты реализации Стратегии.

Ключевые слова: Стратегия улучшения здоровья работников ОАО «РЖД» до 2020 г.; проект Delphi; профессиональное долголетие; снижение времени утраты трудоспособности.

Ицкович Б.С., заместитель главного редактора (ответственный секретарь) журнала «Железнодорожный транспорт»
На острие инновационных технологий
С. 20-24.

Статья написана по материалам Пятой международной научно-практической конференции «Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте» («ТрансЖАТ-2010»), на которой обсуждались проблемы обновления и модернизации технических средств железнодорожной автоматики и телемеханики, внедрения современных технических средств на микропроцессорной элементной базе, и 15-й Международной конференции «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» («Инфотранс-2010»), посвященной вопросам информатизации железнодорожного транспорта.

Ключевые слова: «ТрансЖАТ-2010»; «Инфотранс-2010»; инновационные технологии, информатизация железнодорожного транспорта.

Фредынский Д.Е., редактор журнала «Железнодорожный транспорт»
Ремонтно-путевому комплексу - современную технику и технологии.
С. 28-33.

Рассказано о международной выставке-ярмарке «Транспортная инфраструктура и путевые машины 2010». Представлена продукция путевого машиностроения: от путевых машин до путевого инструмента, современные комплексы для ремонта и обслуживания железнодорожных путей, систем телемеханики и автоматики, электрификации.

Ключевые слова: выставка-ярмарка «Транспортная инфраструктура и путевые машины 2010»; «Ремпутьмаш»; «Калугапутьмаш»; рельсофрезерный поезд РФП-1; машина МВУ-18000; 2УТМ-4Л; диагностические комплексы АДК-И «ЭРА» и «Интеграл».

Лосев Д.Н., начальник Департамента вагонного хозяйства ОАО «РЖД»
Единая технология технического осмотра составов на сортировочных станциях
С. 34-38. 6 рис.

Рассказано о мерах технического и технологического развития эксплуатационного вагонного комплекса в условиях появления на транспортном рынке многочисленных собственников подвижного состава. В числе этих мер развитие средств диагностики, внедрение и модернизация автоматизированных средств контроля подвижного состава, внедрение систем акустического контроля подшипников буксового узла (ПАК), введение единой технологии технического обслуживания составов грузовых поездов на сортировочных станциях, совмещающей выполнение операций осмотрщиков вагонов по автотормозам и по ходовым частям в объеме контрольного осмотра.

Ключевые слова: КТСМ-02; система акустического контроля подшипников буксового узла ПАК; система «Комплекс»; отказ автотормозов; единая технология технического обслуживания составов грузовых поездов, АСООД.

Бондаренко А.Ф., инженер, Гореньков А.А., инженер, Базанов Ю.А., инженер, Федин В.М., ведущий научный сотрудник ВНИИЖТа, доктор технических наук, Борц А.И., заведующий лабораторией, кандидат технических наук
Детали фрикционного узла гасителя колебаний с улучшенными характеристиками
С. 39-41. 2 рис.

Предложены технические решения по усилению деталей фрикционного узла гасителя колебаний тележек грузовых вагонов, которые позволяют повысить межремонтный эксплуатационный ресурс по износу и обеспечивают более эффективную и стабильную работу самого узла. Представлены результаты испытаний опытных вариантов комплектации тележки грузового вагона модели 18-100, а также металлополимерных распределителей нагрузки, передаваемой от пружин рессорно-пружинного комплекта на опорные поверхности боковой рамы.

Литература

  1. Бондаренко А.Ф., Гореньков А.А., Федин В.М., Борц А.И. Стальной фрикционный клин, упрочненный объемно-поверхностной закалкой. Вестник ВНИИЖТ, №3, 2010. С. 43 - 45.
  2. Бондаренко А.Ф., Гореньков А.А., Федин В.М., Борц А.И. упрочнение фрикционного клина из серого чугуна объемно-поверхностной закалкой. Вестник ВНИИЖТ, №3, 2010. С. 40 - 42.
  3. Федин В.М., Борц А.И. Новый технологический процесс производства пружин тележек грузовых вагонов. Железнодорожный транспорт, №4, 2009. С. 46 - 47.

Ключевые слова: фрикционный узел гасителя колебаний; термически упрочненные клинья; ремонт тележек грузовых вагонов модели 18-100.

Энергосбережение: текущие задачи и перспективы
С. 42-45. 1 рис.

Статья написана по материалам сетевой школы передового опыта «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в ОАО «РЖД», которая состоялась на Куйбышевской железной дороге. Были рассмотрены проблемы повышения энергоэффективности компании, вопросы использования ресурсосберегающих технологий и энергоэкономичного оборудования. Особое внимание было уделено проблемам и перспективам внедрения инновационных технологий.

Ключевые слова: энергосбережение; Закон №261-ФЗ; инновационные технологии; единая автоматизированная система учета дизельного топлива ОАО «РЖД» (ЕАСУ ДТ); электронный энергопаспорт; сетевая школа передового опыта.

Лучшие по качеству
С. 45.

Подведены итоги конкурса ОАО «РЖД» на лучшее качество подвижного состава и сложных технических систем.

Ключевые слова: конкурс ОАО «РЖД» на лучшее качество подвижного состава; ОАО «Людиновский тепловозостроительный завод»; ООО «НПО САУТ»; ОАО «Ритм»; ОАО «Новосибирский стрелочный завод».

Вручен сертификат соответствия международному стандарту IRIS
С. 46-47.

Рассказано о сотрудничестве ОАО «РЖД» с ОАО «Ижевский радиозавод», которое производит и поставляет железным дорогам надежное высокотехнологичное оборудование. Это предприятие первое в России успешно прошло процедуру сертификационного аудита на соответствие международному стандарту железнодорожной промышленности IRIS.

Ключевые слова: стандарт IRIS; ОАО «Ижевский радиозавод (ИРЗ)»; КЛУБ-У; радиостанция РВС-1; АБТЦ-М.

Организация перевозочного процесса в зимних условиях
С. 48-56. 12 рис.

Представлены материалы круглого стола, состоявшегося на выставке «InnoTrans-2010», по опыту работы российских железных дорог в зимних условиях. В докладе старшего вице-президента ОАО «РЖД» В.А. Гапановича приведены основные положения инструкции о подготовке и проведении работ в зимний период на железных дорогах; в выступлении начальника Департамента пути и сооружений ОАО «РЖД» А.Б. Киреевнина рассказано о подготовке путевого комплекса к работе в зимних условиях. В других выступлениях рассказано об опыте эксплуатации высокоскоростных электропоездов «Сапсан» в зимних условиях, методах борьбы с гололедом на проводах и об особенностях работы Восточно-Сибирской железной дороги в сложных геологических и климатических условиях.

Ключевые слова: работа железных дорог в зимних условиях; борьба с гололедом на контактных проводах; противолавинные мероприятия; «Сапсан»; снегоуборочная техника; путеизмерительно-диагностический комплекс «Север»; установка «Антил»; электропоезд «Путеец».

Козлов П.А., доктор технических наук, профессор, лауреат Государственной премии РФ, Яриков И.М., главный инженер Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД»
Оценка схемных и технологических решений в проектах развития железнодорожных станций и узлов
С. 57-58. 5 рис.

Представлены возможности имитационной экспертизы проектов развития станций и узлов на примере построения подробной модели станции Карымская Забайкальской железной дороги. Модель позволила выявить причины задержек поездов и предложить схему работы, которая позволит станции обеспечивать беспрепятственный прием поездов.

Литература

  1. Транспортная стратегия Российской федерации на период до 2030 г. (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 года № 1734-р).
  2. Инструкция по расчету наличной пропускной способности железных дорог. МПС СССР; утв. 24.04.89. - М.: Транспорт, 1991. - 304 с.
  3. Козлов П.А., Александров А.Э. Имитационная экспертиза - необходимая процедура в составе транспортного проекта. Железнодорожный транспорт, 2010, №3. С. 52-53.
  4. Козлов П.А., Александров А.Э. Автоматизированный программный комплекс расчета, регистрации и отображения работы сортировочной станции. Железнодорожный транспорт, № 9, 2003. С. 65-67.

Ключевые слова: имитационная экспертиза проектов развития станций и узлов; станция Карымская: модель «активной схемы станции»; система ИСТРА; проект узла Усть-Луга.

Тришкин Е.М., аспирант МИИТа
Повременной принцип использования инфраструктуры железных дорог и условия его реализации
С. 59-60.

Представлена концепция повременного использования железнодорожной инфраструктуры общего пользования компаниями - операторами грузовых перевозок, базирующаяся на принципе взаимодействия с ее владельцем и учитывающая время нахождения подвижного состава оператора (от «занятия» до «освобождения») на участке. Рассмотрены условия реализации этой концепции.

Ключевые слова: повременной принцип использования железнодорожной инфраструктуры; оплата услуг инфраструктуры ОАО «РЖД»; «инфра-сутки»; «инфра-час».

Кузнецов А.В., генеральный директор ПКТБ Департамента информатизации и корпоративных процессов управления (ЦКИ) ОАО «РЖД», кандидат технических наук, Куренков П.В., заведующий кафедрой «Экономика и логистика на транспорте» Самарского государственного университета путей сообщения, профессор, доктор экономических наук, Филипченко С.А., начальник управления статистики ЦКИ ОАО «РЖД», кандидат технических наук
Развитие рынка транспортных услуг компаний-операторов в Европе
С. 67-68.

Рассказано о работе европейских железных дорог в условиях либерализации грузовых перевозок в международных и внутренних сообщениях, которая изменила структуру рынка и позволила сократить государственную монополию в этой области, обеспечив новым перевозчикам доступ на национальную и общеевропейскую сети железных дорог.

Ключевые слова: либерализация грузовых железнодорожных перевозок; компании - операторы железных дорог; FNM, Railion;Brenner Rail Cargo Alliance; «гейтвей».

К.-Х. Эрхард, Й. Шмидтке, компания Siemens
Повышение пропускной способности с помощью автоматизации управления движением поездов
С. 69-71. 5 рис.

Представлен новый подход к автоматизации управления движением поездов, который предусматривает использование приложения, работающего в режиме реального времени. Эффект достигается за счет глобальной оптимизации всего графика движения в сочетании с применением моделей и алгоритмов теории графов, что приводит к существенному сокращению опозданий поездов по сравнению с моделированием движения без автоматического управления. В качестве примера показано моделирование участка железнодорожной олимпийской линии в районе Сочи с топологией путей.

Ключевые слова: автоматизация управления движением поездов; автоматический диспетчер; имитационная модель Falko; теория графов.