«Железнодорожный транспорт»
№ 12 2011 год

Аннотация статей


Выступление президента ОАО «РЖД» В.И. Якунина на II Железнодорожном съезде
С. 2–11.

Рассказано о достигнутых после I съезда результатах работы холдинга «РЖД» по выполнению задач, поставленных в Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, о мерах по преодолению кризиса и итогах реформирования отрасли, таких как реструктурирование системы управления ОАО «РЖД», модернизация и развитие инфраструктуры, запуск высокоскоростного движения, продолжение курса на рост социальной обеспеченности и благосостояния железнодорожников. Представлено видение ключевых стратегических задач холдинга «РЖД», таких как развитие логистики, реформирование комплекса пассажирских перевозок, инновационное развитие.

Ключевые слова: Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года; приоритеты развития железных дорог; реформирование железнодорожного транспорта; стратегические задачи развития РЖД.


Шаханов Д.С., вице-президент ОАО «РЖД»
Реализация эффективной социальной и кадровой политики в холдинге «РЖД».
С. 14–20, 10 рис.

Представлены данные об укомплектованности компании работниками основных профессий. Рассмотрены вопросы развития кадрового потенциала и профессиональной подготовки в условиях реформирования компании, совершенствования социальной политики и выстраивания оптимальной модели взаимодействия с профсоюзом. Отмечена роль Корпоративного университет в формировании высококвалифицированного персонала. Намечены пути совершенствования корпоративной системы обучения персонала, представлен новый подход к направлению на обучение по программам МВА. Уделено внимание вопросам мотивации и оплаты труда, а также управления социально-психологическим климатом и корпоративной культуры.

Ключевые слова: Инфо-система управления персоналом; ЕК АСУТР; Корпоративный университет ОАО «РЖД»; бизнес-образование; развитие корпоративных компетенций; Коллективный договор; корпоративная культура.


55-е заседание Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества
С. 21–23.

На заседании проанализированы результаты совместной работы железнодорожных администраций в отчетный период, доложено об итогах эксплуатационной работы сети, одобрен проект Концепции по антитеррористической деятельности на железнодорожном транспорте и утверждены нормативы графика движения поездов на 2012/2013 год. Важным итогом заседания стало подписание Соглашения о единой системе управления и использования парка грузовых вагонов (ЕСУПГВ) и утверждение Положения об условных номерах клеймения железнодорожного подвижного состава и его составных частей.

Ключевые слова: Концепция стратегического развития железнодорожного транспорта государств – участников СНГ до 2020 года; ЕСУПГВ; проект Концепции по антитеррористической деятельности на железнодорожном транспорте.


Харитонов А.В., заместитель начальника отдела ОАО «Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи», кандидат технических наук
Автоматизированная технология текущего планирования назначения местных поездов
С. 24–28, 7 рис.

Представлена система «Автодиспетчер по местной работе», предназначенная для автоматизации процессов планирования и контроля исполнения назначений поездов для развоза и сбора местных вагонов на диспетчерских участках, а также отправительских маршрутов, которая позволит уходить от практики устного согласования планов работы по телефону. Показан алгоритм работы системы, экранные формы. Рассмотрены слагаемые экономического эффекта от внедрения этой системы.

Ключевые слова: система «Автодиспетчер по местной работе»; автоматизация текущего планирования; диспетчерское руководство.


Озябкин А.Л., доцент кафедры «Транспортные машины и триботехника» Ростовского государственного университета путей сообщения (РГУПС), кандидат технических наук,
Харламов П.В., доцент кафедры, кандидат технических наук,
Фейзов Э.Э., инженер
Повышение эффективности лубрикации в системе «подвижной состав – путь»
С. 30–33, 5 рис.

Представлено оборудование для модифицирования головки рельса антифрикционными и фрикционными смазочными материалами, которое существенно повышает эффективность системы «подвижной состав – путь». Описана инновационная технология стержневого гребнерельсосмазывания ГРС, ее принципы, приведена структурная схема технологии ГРС-РАПС, схема автоматизированного устройства АГРС, разработанного в соответствии с направлением на автоматизацию лубрикации и разработку систем мониторинга процесса гребнерельсосмазывания.

Ключевые слова: гребнерельсосмазывание; ресурсосбережение; разовые антифрикционные покрытия РАПС; технология ГРС-РАПС.


Науменко С.Н., заведующий комплексным отделением «Электрификация и энергоснабжение железных дорог» ОАО «ВНИИЖТ», доктор технических наук,
Постников И.В., заведующий лабораторией «Центр энергосбережения и повышения энергетической эффективности на железнодорожном транспорте» ОАО «ВНИИЖТ», кандидат технических наук,
Калинкин Е.И., технический директор ООО «Транспорт» (г. Москва), кандидат технических наук,
Ю.Я. Рябчун, директор испытательной лаборатории химических источников тока (г. Великие Луки)
Универсальный необслуживаемый аккумулятор
С. 34–36, 3 рис.

Рассказано о работе по созданию для отечественного железнодорожного транспорта универсального необслуживаемого аккумулятора, способного работать во всех климатических зонах России. Описан принцип действия такого аккумулятора, созданного на базе сепараторов АGМ, с увеличенной реальной рабочей емкостью при отрицательных наружных температурах и повышенной надежностью. Рассказано об испытаниях опытных образцов нового аккумулятора, созданных для пассажирских вагонов.

Ключевые слова: автономный источник питания; аккумуляторы закрытого типа (герметизированные); емкость аккумулятора при низких температурах.


Абдурашитов А.Ю., заведующий отделением «Путь и путевое хозяйство» ОАО «ВНИИЖТ»
Аникеева А.В., инженер ОАО «ВНИИЖТ»,
Покацкий В.А., кандидат технических наук, СамГУПС,
Овчинников Д.В., инженер СамГУПС,
Тарасов А.В., инженер СамГУПС,
Розенбаум Л.Б., инженер ЗАО НПЦ ИНФОТРАНС
Оценка влияния неровностей в зоне сварного стыка рельсов
С. 37–39, 6 рис.

Приведены расчеты сил взаимодействия пути и подвижного состава с использованием компьютеризированных средств измерений – диагностического комплекса «ЭРА» и тележки для индикации волнообразного износа рельсов «ТИВИР». Сделаны выводы о необходимости корректировки нормативных документов, регламентирующих требования к содержанию сварных стыков, доработки программного обеспечения комплекса «ЭРА» и др.

Ключевые слова: взаимодействие колеса и рельса; дефекты рельсов; неровности на поверхности катания рельсов; диагностический комплекс «ЭРА».


«Идея ОАО «РЖД» – 2011»
С. 40–41, 4 рис.

Рассказано об итогах смотра-конкурса «Идея ОАО «РЖД» – 2011», о присвоении званий и вручении знаков «Новатор ОАО «РЖД», состоявшихся в рамках научно-практической конференции «Эффективность технической науки — основа коммерциализации интеллектуальных прав».

Ключевые слова: «Новатор ОАО «РЖД»; рационализация; инновации; надежность устройств электроснабжения; надежность систем и устройств железнодорожной автоматики и телемеханики; технология ремонта вагонов локомотивов


Данько Н.И., профессор, доктор технических наук,
Ломотько Д.В., профессор, доктор технических наук,
Тартаковский Э.Д., профессор, доктор технических наук,
Фалендиш А.П., профессор, доктор технических наук,
Калабухин Ю.Е., профессор, доктор технических наук
Обновление подвижного состава с учетом жизненного цикла
С. 42–43, 1 рис.

Описаны этапы жизненного цикла подвижного состава (ПС) и составляющие его стоимости. Предложено в основу анализа и регулирования аспектов экономической эффективности вариантов обновления ПС положить концепцию стоимости его жизненного цикла. Приведена методика расчета стоимости жизненного цикла и показателей экологической безопасности современного тягового подвижного состава.

Ключевые слова: стоимость жизненного цикла подвижного состава; обновление подвижного состава; экологическая безопасность ПС.


Грасман С.А., главный инженер Новосибирского филиала Первой вагонной ремонтной компании (ВРК - 1),
Больчанов А.А., инженер Новосибирского филиала ВРК – 1,
Степанова Л.Н., заведующая кафедрой «Электротехника, диагностика, сертификация» Сибирского государственного университета путей сообщения (СГУПС), доктор технических наук, профессор
Бехер С.А., доцент СГУПС, кандидат технических наук,
Бобров А.Л., доцент СГУПС, кандидат технических наук,
Кабанов С.И., ведущий инженер сектора по разработке и производству акустико-эмиссионной и тензометрической аппаратуры Сибирского научно-исследовательского института авиации имени С.А. Чаплыгина, кандидат технических наук
Акустико-эмиссионный контроль боковой рамы тележки грузового вагона
С. 45–47, 5 рис.

Описан акустико-эмиссионный метод, используемый для продления срока службы боковых рам тележки. Представлена методика их акустико-эмиссионного контроля, разработанная в связи с производством новой конструкции боковых рам коробчатого сечения. Приведен анализ результатов практического использования акустико-эмиссионного метода в депо для контроля более 100 боковых рам коробчатого сечения.

Ключевые слова: диагностика подвижного состава; неразрушающий контроль боковых рам тележек; интегральный коэффициент опасности;


Визняк Р.И., доцент кафедры «Вагоны» Украинской государственной академии железнодорожного транспорта, кандидат технических наук,
Ловская А.А., аспирант
О сохранности грузовых вагонов
С. 48–49, 3 рис.

Описаны специальные узлы для взаимодействия вагонов с цепными стяжками железнодорожных паромов, разработанные на кафедре «Вагоны» Украинской государственной академии железнодорожного транспорта. Закрепление вагонов относительно палубы судна в соответствии с новой схемой улучшает возможности обеспечения сохранности вагонов в международном железнодорожно-паромном сообщении.

Ключевые слова: напряженно-деформированное состояние (НДС); прочность кузова вагона; узел для закрепления гака цепной стяжки.


Балабин В.Н., профессор кафедры «Локомотивы и локомотивное хозяйство» Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ), доктор технических наук,
Какоткин В.З., доцент кафедры «Локомотивы и локомотивное хозяйство» МИИТа, кандидат технических наук,
Лобанов И.И., аспирант МИИТа
Комплексная система мониторинга дизельных двигателей
С. 50–51, 1 рис.

Представлена созданная кафедрой «Локомотивы и локомотивное хозяйство» МИИТа совместно с кафедрой «Судовые энергетические установки» Одесского национального морского университета система мониторинга дизельных двигателей (СМДд), предназначенная для оценки эффективности работы транспортных дизелей. Описаны достоинства системы по сравнению с аналогами.

Ключевые слова: мониторинг дизелей; система мониторинга дизельных двигателей (СМДд); параметры работы дизеля.


Зацаринный А.А., заместитель директора Института проблем информатики РАН по научной работе, доктор технических наук, профессор,
Шабанов А.П., главный эксперт ООО «ИБС Экспертиза», кандидат технических наук, старший научный сотрудник
Управление уровнем доступности услуг информационных технологий
С. 53–55, 3 рис.

Рассмотрены вопросы развития корпоративной сети передачи данных (СПД), методологический подход к управлению сложными проектами, в основе которого лежат принципы управления уровнями доступности ИТ-услуг, предоставляемых СПД субъектам организационной структуры, в том числе сотрудникам ситуационного центра. Приведена функциональная организационная структура (ФОС) управления уровнем доступности услуг. Описан метод адаптивного управления уровнями доступности ИТ-услуг.

Ключевые слова: информатизация и связь; корпоративная сеть передачи данных; доступность ИТ-услуг; управление уровнем доступности услуг.


Мирошниченко О.Ф., доктор экономических наук,
Венедиктов Г.Л., кандидат технических наук,
Кочетков В.М., кандидат физико-математических наук,
Попов Е.В., заместитель генерального директора ООО «РЖД - Сервис Северо-Запад»
Повышение эффективности пассажирских перевозок на базе автоматизированной системы управления рентабельностью
С. 56–60, 8 рис.

Рассказано о выполненном в ОАО «ВНИИЖТ» исследовании, позволившем разработать экономико-математические модели оптимизации тарифной политики и использования подвижного состава для применения в сфере эксплуатации пассажирского железнодорожного транспорта. Представлена автоматизированная система управления рентабельностью, описана ее структура и возможности.

Ключевые слова: управление рентабельностью; программный комплекс Optimum-T; оптимизации тарифов; регулирование цен.


Устич Д.П., заместитель начальника Управления консолидированной отчетности по международным стандартам финансовой отчетности ОАО «РЖД»,
Ляпина С.Ю., профессор Государственного университета управления, доктор экономических наук
Мониторинг инновационной активности предприятий как инструмент стратегического контроля
С. 61–62, 1 рис.

Описан подход к управлению инновационными процессами на предприятии, основанный на принципах стратегического управления, мониторинг инновационной деятельности как центральный элемент системы управления инновационным развитием предприятия, как метод контроля и анализа инновационных процессов. Рассмотрены принципы формирования механизма мониторинга инновационной деятельности на предприятиях железнодорожного транспорта.

Ключевые слова: стратегическое развитие предприятия; мониторинг инновационной деятельности; эффективность развития предприятия.


Евстегнеева Н.Н., аспирант Московского государственного университета путей сообщения
Современные инструменты организации производства
С. 63–64, 1 рис.

Представлена программа Tabula index quantitativus (TIQ) как специальный инструмент для оперативного контроля и оценки финансово-хозяйственной деятельности дочерних и зависимых обществ. Описана методика TIQ и ее возможности по расчету финансовых показателей, формированию отчета по компании за конкретный период деятельности и пр.

Ключевые слова: Tabula index quantitativus (TIQ); эффективность менеджмента; оценка финансового состояния предприятия.


Шапкин И.Н., профессор кафедры «Управление эксплуатационной работой» МИИТа, доктор технических наук,
Пересветов Ю.В., доцент кафедры «Экономика и управление на транспорте» МИИТа, кандидат технических наук,
Самохвалов А.И., доцент кафедры «Математическое обеспечение автоматизированных систем управления» МИИТа, кандидат технических наук
Имитационное моделирование материальных и транспортных потоков
С. 65–67, 6 рис.

Рассмотрены возможности применения имитационных моделей, позволяющих в виртуальном пространстве оценить различные управленческие решения. В качестве примера рассмотрена имитационная модель, реализуемая программным комплексом «Управление складскими грузопотоками», разработанным в МИИТе. Программный комплекс можно адаптировать для любой складской структуры.

Ключевые слова: управление складскими грузопотоками; имитационная модель.


Каширцев Т.И., доцент кафедры «Логистические транспортные системы и технологии» Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ), кандидат технических наук,
Маковский А.К., аспирант МИИТа
Управление рисками в цепях поставок
С. 68–69, 3 рис.

Приведены результаты опроса 500 менеджеров предприятий, связанных с управлением рисками. Обозначен ряд проблем, с которыми сталкиваются менеджеры при стратегическом планировании и прогнозировании рисков в цепях поставок, решение которых будет способствовать осуществлению продуманной и сбалансированной логистической политики на предприятии.

Ключевые слова: логистика; управление материальными потоками; эффективность цепей поставок; стратегическое планирование; прогнозирование рисков.