«Железнодорожный транспорт»
№ 2 2012 год

Аннотация статей


Морозов В.Н., первый вице-президент ОАО «РЖД»
На основе совместной слаженной работы
С. 4–11, 15 рис.

Рассказано о результатах деятельности ОАО «РЖД» по организации перевозочного процесса в 2011 г. Приведены данные по погрузке грузов, выполнению ремонтно-путевых работ, увеличению эксплуатируемого парка грузовых локомотивов и др. Проанализированы причины нарушения безопасности движения, снижения некоторых показателей качества перевозок, проблемы инфраструктуры. Определены конкретные приоритетные задачи 2012 г.: дан прогноз прироста погрузки экспортных грузов на 2012 г. по основным направлениям сети, обновления локомотивного парка. Описаны задачи взаимодействия дирекций по улучшению качества эксплуатационной работы, задачи подразделений производственного блока на 2012 г. по управлению элементами процесса перевозок и основные целевые параметры работы ОАО «РЖД» на 2012 г.

Ключевые слова: целевые параметры работы ОАО «РЖД»; проблемы железнодорожной инфраструктуры; обновление локомотивного парка; задачи Центральной дирекции управления движением.


Гапанович В.А., старший вице-президент ОАО «РЖД»
Повышение энергетической эффективности
С. 12–16, 9 рис.

Приведены показатели использования ТЭР в ОАО «РЖД». Рассказано о комплексе решений по повышению энергоэффективности, среди которых внедрение систем автоматизированного контроля и учета расхода топливо-энергетических ресурсов, уникальный проект автоматизированной системы коммерческого учета электрической энергии (АСКУЭ), автоматизированная система учета дизельного топлива (ЕАСУ ДТ), энергооптимальные расписания, оборудование локомотивов универсальными системами автоведения, внедрение локомотивов нового поколения – электровозов 2ЭС10, внедрение светодиодной техники и др. Показаны резервы энергосбережения и приведены основные задачи по энергосбережению на 2012 г.

Ключевые слова: Энергетическая стратегия ОАО «РЖД»; система энергоменеджмента; энергосбережение; электровоз 2ЭС10; светодиодная техника; энергоэффективность железнодорожного транспорта.


Воробьёв В.Б., вице-президент ОАО «РЖД» С учетом достигнутых результатов С. 17–20, 5 рис.

Рассказано о выполнении задач 2011 г., поставленных перед Центральной дирекцией инфраструктуры, ЦДРП, Центральной станцией связи и Трансэнерго. Приведены данные по протяженности бесстыкового пути, динамика средневзвешенных допускаемых скоростей по сети с 2003 по 2011 г., показатели технического состояния верхнего строения пути в эти годы. Проанализированы сдерживающие факторы, влияющие на выполнение планов по оздоровлению инфраструктуры, причины нарушений режима предоставления «окон», приводящих к потерям. Описаны приоритетные задач по реализации стратегии развития Центральной дирекции инфраструктуры в 2012 г.

Ключевые слова: Центральная дирекция инфраструктуры; оздоровление железнодорожной инфраструктуры; отмена «окон»; протяженность бесстыкового пути; техническое состояние верхнего строения пути; эффективность закупок материалов.


Супрун В.Н., начальник Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД»
Модернизации и развитию инфраструктуры – особое внимание
С. 21–24, 8 рис.

Сделан анализ итогов работы Центральной дирекции инфраструктуры в прошедшем году, определены основные сдерживающие факторы по инфраструктурному комплексу. Приведены данные по количеству отказов в работе технических средств, количеству нарушений безопасности движения в 2011 г., количеству передержек «окон» в 2011 г. по путевому комплексу. Поставлены задачи на 2012 г., среди которых завершение разработки регламентов взаимодействия Центральной дирекции и ее территориальных подразделений с контрагентами – движенцами, локомотивщиками, путеремонтными предприятиями, оптимизация расходов на содержание инфраструктуры, разработка и внедрение Единой корпоративной автоматизированной системы управления инфраструктурой (ЕК АСУ-И) и др.

Ключевые слова: Центральная дирекция инфраструктуры; управление железнодорожной инфраструктурой; итоги работы путевого комплекса; передержка «окон»; ЕК АСУ-И.


Акулов М.П., вице-президент ОАО «РЖД» – генеральный директор ОАО «ФПК»
Пассажирский комплекс холдинга. Результаты работы и планы развития
С. 25–28, 4 рис.

Подведены итоги работы пассажирского комплекса в 2011 г., отмечены достижения компании в решении задачи повышения клиентоориентированности и роста конкурентоспособности железнодорожного транспорта, чему способствовали внедрение современных информационных технологий, реализуемая холдингом РЖД тарифная политика, дальнейшее повышение скоростей экспрессов, обновление пассажирского подвижного состава и другие мероприятия. Намечены основные направления деятельности на 2012 г.

Ключевые слова: дистрибуция услуг пассажирского комплекса; автоматизированная система установления тарифов; электронный проездной документ (билет) на железнодорожном транспорте; клиентоориентированность; конкурентоспособность железнодорожного транспорта.


Верховых Г.В., начальник Департамента пассажирских сообщений ОАО «РЖД»
Приоритеты в сфере пригородных перевозок
С. 29–32, 8 рис.

Среди итогов работы в прошлом году отмечена положительная динамика количественных, качественных и экономических показателей пригородного комплекса (рост пассажирооборота, рост доходов от перевозок и др.). Рассмотрены задачи, поставленные итоговым правлением 2010 г. в качестве важнейших ориентиров: автоматизация оформления оплаты проезда, развитие технологий самообслуживания, повышение собираемости доходов, разработка и внедрение комплексных инвестиционных проектов развития новых транспортных услуг – концептуальное улучшение транспортной услуги, включающее в себя развитие пропускной способности, модернизацию платформ и вокзалов, приобретение нового подвижного состава.

Ключевые слова: итоги работы пригородного комплекса; Центр управления пригородным комплексом; ценовая доступность пригородного сообщения; потребительские характеристики перевозок.


Абрамов С.Б., начальник Дирекции железнодорожных вокзалов ОАО «РЖД»
Безопасность и качество обслуживания пассажиров
С. 33–39.

Рассказано о деятельности Дирекции железнодорожных вокзалов (ДЖВ), направленной на всестороннее развитие вокзальной отрасли железнодорожного пассажирского комплекса, расширение спектра оказываемых услуг и повышение их качества. Приоритетное направление работы – обеспечение безопасности населения на транспорте. Представлен опыт работы интегрированной комплексной системы безопасности (ИКСБ) на Павелецком вокзале столицы, который планируется распространить по сети.

Ключевые слова: Дирекция железнодорожных вокзалов (ДЖВ); интегрированная комплексная система безопасности (ИКСБ); качество обслуживания пассажиров.


Шаханов Д.С., вице-президент ОАО «РЖД»
Управление человеческими ресурсами: основные направления работы в 2012 г.
С. 40–45, 10 рис.

Описана работа социально-кадрового блока ОАО «РЖД» по выстраиванию новых подходов в области управления персоналом, основа которого – корпоративные компетенции. Представлена система бизнес-образования ОАО «РЖД», профессиональной подготовки и переподготовки персонала. Рассказано о реализации жилищной политики, корпоративной молодежной политики в компании, развитии системы оплаты и мотивации труда. Одной из основных задач 2012 г. является обеспечение конкурентоспособного уровня заработной платы работников компании.

Ключевые слова: Корпоративный университет ОАО «РЖД»; мониторинг персонала; корпоративные компетенции; коллективный договор ОАО «РЖД»; бизнес-образование; система профессиональной подготовки; мотивация труда; молодежные проекты ОАО «РЖД».


Саратов С.Ю., начальник Департамента по организации, оплате и мотивации труда ОАО «РЖД»
Присвоение классных званий работникам филиалов ОАО «РЖД»
С. 46–48, 2 рис.

В компании продолжается планомерное восстановление стимулирующих выплат. Представлено новое Положение о присвоении классных званий работникам филиалов ОАО «РЖД», вступившее в действие 1 января 2012 г., введение которого будет способствовать усилению мотивации работников, обладающих высоким уровнем профессионализма, и росту мотивации остальных работников.

Ключевые слова: социальная политика ОАО «РЖД»; Положение о присвоении классных званий; мотивация труда.


Атьков О.Ю., вице-президент ОАО «РЖД»
О деятельности объектов здравоохранения, ОАО «ЖТК» и благотворительных фондов
С. 49–51.

Рассказано об основных направлениях Стратегии улучшения здоровья работников ОАО «РЖД» на период до 2020 г., задачах Научного клинического центра (НКЦ), занимающегося помимо клинической работы научной и образовательной деятельностью по проблемам железнодорожной медицины, о деятельности дочерних обществ ОАО «РЖД»: ОАО «РЖД-Здоровье» в сфере санаторно-курортного обслуживания и ОАО «ЖТК» по организации питания и торгово-бытового обслуживания согласно Коллективному договору ОАО «РЖД», а также о благотворительных проектах, в которых участвует компания.

Ключевые слова: инженерно-врачебные бригады (ИВБ); производственная медицина; Железнодорожная торговая компания (ОАО «ЖТК»); ОАО «РЖД-Здоровье»; Коллективный договор ОАО «РЖД»; железнодорожная медицина.


Шипулин Н.П., главный инженер Центральной дирекции управления движением ОАО «РЖД»
Переход на инновационные технологии перевозочного процесса
С. 52–57, 3 рис.

Рассмотрен комплекс технических, технологических и организационных мероприятий, которые предусматривают наращивание пропускной способности инфраструктуры, развитие и модернизацию важнейших сортировочных станций, информатизацию перевозочного процесса и совершенствование технологии управления вагонными парками и локомотивами: это организация движения грузовых поездов по расписанию, совершенствование управления движением и внедрение автоматизированных систем, внедрение комплексной системы автоматизации станционных процессов ИТАУР. Освещена проблема доступа перевозчиков и операторов подвижного состава к инфраструктуре ОАО «РЖД».

Ключевые слова: организация движения грузовых поездов по расписанию; информатизация перевозочного процесса; автоматизация управления движением; ИТАУР; инновационные технологии на транспорте.


Сухов А.В., заведующий отделением «Транспортное материаловедение» ОАО «ВНИИЖТ», кандидат технических наук,
Брюнчуков Г.И., ведущий научный сотрудник ОАО «ВНИИЖТ», кандидат технических наук,
Тимофеев В.В., начальник технологического бюро Нижнетагильского металлургического комбината (ОАО «ЕВРАЗ НТМК»)
Локомотивные бандажи марки 4
С. 58–61, 1 рис.

Представлена новая разработка – бандажная сталь повышенной твердости марки 4. Приведены результаты эксплуатационных испытаний бандажей марки 4 на сети дорог, которые показали их существенное преимущество перед серийными по интенсивности износа гребня и пробегу колесных пар между обточками, а также по среднему прогнозируемому и фактическому ресурсу.

Ключевые слова: сталь повышенной твердости марки 4; износ гребней бандажей.


Комаров К.Л., заведующий кафедрой «Системный анализ и управление проектами» Сибирского государственного университета путей сообщения (СГУПС), заслуженный деятель науки РФ, профессор, доктор технических наук,
Комаров Л.К., заместитель генерального директора «Транс Сервис Групп»
Маркетинговые информационные системы в транспортно-логистических центрах
С. 64–67.

Дана краткая характеристика ЛЦ, показаны этапы развития транспортно-логистического рынка, роль IT-провайдеров информационных логистических систем и технологий в создании системы, способной реализовать технологии «от двери до двери» и «точно в срок», и роль железных дорог в ее создании. Предложено формировать на базе структур, остающихся от дорожных ВЦ, системы IT-провайдеров ТЛЦ под эгидой ОАО «РЖД» и описаны дальнейшие необходимые шаги по оптимизация логистического бизнеса.

Ключевые слова: логистический центр; Центральная дирекция по управлению терминально-складским комплексом; IT-провайдер ТЛЦ.