«Железнодорожный транспорт»
№ 02 2012 год

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 3 2012 год

Об итогах реструктуризации и перспективах развития угольной промышленности VI Международная выставка «Электроника-Транспорт 2012»

Содержание и аннотация журнала


Архивы и Анонсы


Анонс № 12 2012 год
 

Архив
 

Указатель
 


2012 год


№ 1 2012 год

№ 2 2012 год

№ 3 2012 год

№ 4 2012 год

№ 5 2012 год
 
№ 6 2012 год
 
№ 7 2012 год
 
№ 8 2012 год
 
№ 9 2012 год
 
№ 10 2012 год
 
№ 11 2012 год
 


2011 год

 
№ 12 2011 год

Коротко о важном
стр. 2

Приоритеты

маркированный список Приоритетные задачи наступившего года
стр. 4
маркированный список На основе совместной слаженной работы
Морозов В.Н.
стр. 4
маркированный список Повышение энергетической эффективности
Гапанович В.А.
стр. 12
маркированный список С учетом достигнутых результатов
Воробьёв В.Б.
стр. 17
маркированный список Модернизации и развитию инфраструктуры - особое внимание
Супрун В.Н.
стр. 21
маркированный список Пассажирский комплекс холдинга. Результаты работы и планы развития.
Акулов М.П.
стр. 25
маркированный список Приоритеты в сфере пригородных перевозок
Верховых Г.В.
стр. 29
маркированный список Безопасность и качество обслуживания пассажиров
Абрамов С.Б.
стр. 33
маркированный список Управление человеческими ресурсами: основные направления работы в 2012 г.
Шаханов Д.С.
стр. 40
маркированный список Присвоение классных званий работникам филиалов ОАО «РЖД»
Саратов С.Ю.
стр. 46
маркированный список О деятельности объектов здравоохранения, ОАО «ЖТК» и благотворительных фондов
Атьков О.Ю.
стр. 49

Эксплуатационная работа

маркированный список Переход на инновационные технологии перевозочного процесса
Шипулин Н.П.
стр. 52

Подвижной состав

маркированный список Локомотивные бандажи марки 4
Сухов А.В., Брюнчуков Г.И., Тимофеев В.В.
стр. 58

Новости от поставщиков
стр. 62

Логистика

маркированный список Маркетинговые информационные системы в транспортно-логистических центрах
Комаров К.Л., Комаров Л.К.
стр. 64

Страницы истории

маркированный список Дальневосточная (Уссурийская) и Харбинская (Китайско-Восточная) железные дороги
Буркова В.В.
стр. 68
маркированный список Строительство КВЖД глазами современника
Казанцев В.П., Салогуб Я.Л.
стр. 74

На железных дорогах мира
стр. 78

Аннотация статей номера


Коротко о важном

Обзор наиболее значимых событий в отрасли за февраль 2012 года. Подробнее...

Приоритеты


Приоритетные задачи наступившего года

На состоявшемся в декабре итоговом заседании Правления ОАО «РЖД» было отмечено, что в 2011 г. компания выполнила запланированные объемы грузовых и пассажирских перевозок, обеспечила устойчивую прибыльную работу, успешно реализовала важнейшие инвестиционные проекты. Сохранен статус компании как социально ответственного работодателя, выполнившего в полном объеме обязательства, закрепленные в Коллективном договоре ОАО «РЖД» на 2011 г. С учетом достигнутых показателей в работе и в соответствии с долгосрочной стратегией развития холдинга решениями итогового заседания определены конкретные приоритетные задачи 2012 г. Редакция продолжает начатую в январском номере публикацию материалов по этой важной теме, предлагая подборку о результатах деятельности, проблемах и задачах производственного и социального блоков холдинга, пассажирского комплекса компании.
 

На основе новых принципов, методов и инструментария
Морозов В.Н.

В 2011 г. перевозочный процесс обеспечивался в условиях существенного изменения географии грузопотоков, формирования новой модели транспортного рынка и организационной структуры компании, роста потребности в усилении и развитии инфраструктурного комплекса. По ряду грузов и направлений погрузка достигла максимальных за последние годы показателей, а по экспортным перевозкам и перевозкам в российские порты - абсолютного исторического максимума. Средняя дальность перевозок грузов стабильно увеличивается и в 2011 г. также достигла максимального уровня - 1521 км, что превышает уровень 2010 г. на 1,8%. Все это означает, что сеть железных дорог ОАО «РЖД» работает в зоне максимальных технологических нагрузок. В условиях напряженной работы сети и критического износа основных фондов, прежде всего объектов инфраструктуры, таких как земляное полотно, верхнее строение пути, устройства сигнализации, связи, электроснабжения, а также подвижного состава, особенно тепловозов и электровозов, как никогда важное значение приобретают вопросы обеспечения безопасности движения.

Повышение энергетической эффективности
Гапанович В.А.

Холдинг «РЖД» входит в число крупнейших потребителей энергоресурсов в России, на долю которого приходится 4,5% электроэнергии и 8,2% дизельного топлива. В эксплуатационных расходах удельный вес затрат на приобретение топливно-энергетических ресурсов по итогам 2011 г. составил 15,6%. В целях снижения себестоимости перевозок за счет повышения энергоэффективности в компании внедрена система энергоменеджмента. Она решает основные задачи Энергетической стратегии ОАО «РЖД» до 2015 г. и на перспективу до 2030 г., принятой в 2004 г. и актуализированной в 2011 г. Для реализации стратегии были разработаны программы и инвестиционные проекты, которые позволили при росте приведенной работы на 6,8% увеличить объем потребления энергоресурсов только на 0,7% и тем самым снизить энергоемкость перевозочной деятельности на 2,7%, что превышает установленный Федеральной службой по тарифам показатель.

С учетом достигнутых результатов
Воробьёв В.Б.

В соответствии с решением Cовета директоров ОАО «РЖД» в 2011 г. создана Центральная дирекция инфраструктуры - филиал ОАО «РЖД» на базе инфраструктурных подразделений центрального аппарата компании: департаментов пути и сооружений, электрификации и электроснабжения, автоматики и телемеханики, вагонного хозяйства, а также управления объектов технологического и коммунального назначения. Территориальные дирекции инфраструктуры сформированы на данном этапе как структурные подразделения железных дорог на базе аналогичных служб и их структурных подразделений, дорожных центров диагностики пути, а также других служб и отделов управлений железных дорог причем без увеличения численности. Это почти тысяча линейных предприятий с персоналом общей численностью около 400 тыс. человек, в том числе 380 дистанций пути, 203 дистанции СЦБ, 167 дистанций электроснабжения, 293 эксплуатационных вагонных депо и 68 дистанций гражданских сооружений. В настоящее время ведется работа по подготовке регламентов взаимодействия их с ключевыми подразделениями ОАО «РЖД». Приоритетные задачи 2011 г., поставленные перед Центральной дирекцией инфраструктуры, ЦДРП, Центральной станцией связи и Трансэнерго, в целом выполнены. Вот некоторые из них: протяженность пути на железобетонных шпалах увеличена на 3,2 тыс. км и составила 86 тыс. км, протяженность пути на упругих скреплениях возросла до 29 тыс. км, увеличена протяженность участков с допускаемой скоростью движения поездов 80 км/ч и выше на протяжении 76,7 тыс. км, в том числе со скоростью 90 км/ч на 3865 км. На линии Санкт-Петербург - Москва повышена скорость для электропоездов «Сапсан» до 230 км/ч на 34 км.

Модернизации и развитию инфраструктуры - особое внимание
Супрун В.Н.

Работа Центральной дирекции инфраструктуры в 2011 г. строилась на основе качественного и в полном объеме выполнения намеченных планов по оздоровлению путевого комплекса, модернизации и обновлению объектов электроснабжения, автоматики и телемеханики и вагонного хозяйства. Основными сферами деятельности Центральной дирекции инфраструктуры были предоставление услуг железнодорожной инфраструктуры общего пользования, мониторинг и диагностика технического состояния ее объектов, текущее содержание объектов инфраструктуры, физические объемы которых определяются по фактическому состоянию, уровням рисков и степени надежности, а также техническая приемка грузовых вагонов с целью их допуска на пути общего пользования и передача электроэнергии и электроснабжение контактной сети на тягу поездов, устройств СЦБ и нетяговых потребителей. На основе детального анализа определены основные сдерживающие факторы по инфраструктурному комплексу, которые в конечном итоге сказываются на качестве эксплуатационной работы. Казалось бы, за год достигнуто снижение количества отказов в работе технических средств во всех инфраструктурных хозяйствах и в целом по дирекции на 27% и снижение их продолжительности на 30%. Количество событий, связанных с нарушениями безопасности движения, было снижено на 13% (от 8% в вагонном хозяйстве до 28% в хозяйстве автоматики и телемеханики). Но два крушения на Восточно-Сибирской и Куйбышевской железных дорогах, сход вагонов в грузовом поезде на Восточно-Сибирской по причинам соответственно раскантовки, выброса пути и излома рельса перечеркнули весь результат работы по предупреждению аварийности.

Пассажирский комплекс холдинга. Результаты работы и планы развития
Акулов М.П.

Поставленные перед холдингом РЖД ключевые задачи - повышение клиентоориентированности и как результат рост конкурентоспособности - непосредственно относятся к сфере деятельности пассажирского комплекса. Первые шаги в этом направлении, сделанные в 2011 г., позволили не допустить снижения объема перевозок в дальнем следовании, а в пригородном - добиться роста. Так, объем перевозок составил около 143,4 млрд. пассажиро-км (100,6% к плану, 100,5% к предшествующему году), в том числе в дальнем следовании - 114,2 млрд. пассажиро-км (99,6% к плану, 99,6% к предшествующему году), по инфраструктуре РЖД - 110,4 млрд. пассажиро-км (99,7% к плану, 99,6% к предшествующему году), в пригородном сообщении - 29,2 млрд. пассажиро-км (104,8% к плану, 104,2% к предшествующему году). Такой результат во многом достигнут за счет изменения отношения к пассажиру. Во всех четырех составляющих комплекса маркетинга (продвижение, дистрибуция, цена, продукт) были предприняты усилия для повышения конкурентоспособности холдинга. Реализуемая холдингом РЖД тарифная политика способствует повышению ценовой доступности пассажирских перевозок. При этом основная задача при реализации такой политики заключается в соблюдении баланса между максимизацией доходов и сохранением достигнутых объемов пассажирских перевозок. В настоящее время тарифы на проезд скоростными поездами «Сапсан» остаются на уровне 2009 г. До 2,27 раза сокращена разница в тарифах между плацкартными и купейными вагонами. В пригородном сообщении уровень тарифов вырос не более чем на 3,2%, что позволило увеличить объемы перевозок.

Приоритеты в сфере пригородных перевозок
Верховых Г.В.

Итоговое правление 2010 г. в качестве важнейших ориентиров перед пригородным комплексом поставило задачи автоматизации оформления оплаты проезда, развития технологий самообслуживания, повышения собираемости доходов, разработки и внедрения комплексных инвестиционных проектов развития новых транспортных услуг. Решение поставленных задач впервые выполнялось при полном организационном разделении перевозочной и инфраструктурной деятельности. Благоприятные внешние условия, поддержка со стороны правительства России предоставили регионам возможность индексировать тарифы темпами ниже индекса потребительских цен. Это повысило ценовую доступность пригородного сообщения для населения. Тарифная стабильность в сочетании с принятыми системными мерами по расширению ассортимента абонементных билетов, автоматизации продажи проездных документов, повышению качества контроля оплаты проезда улучшили положение холдинга на транспортном рынке. Обеспечена положительная динамика количественных, качественных и экономических показателей. В организационной сфере важным шагом для приближения качества перевозок к ожиданиям пассажиров на Московской железной дороге стало формирование Центра управления пригородным комплексом. В его основу заложены подходы, предусматривающие создание матричных и адаптивных управленческих структур. Использование подобных принципов оправдано быстрыми изменениями внешних и организационных условий, появлением новых технологий, необходимостью интеграции деятельности филиалов и дочерних обществ при оказании транспортных услуг.

Безопасность и качество обслуживания пассажиров
Абрамов С.Б.

В 2011 г. Дирекция железнодорожных вокзалов (ДЖВ) строила свою работу на основании утвержденных планов и в соответствии с решениями, принятыми на итоговом заседании Правления ОАО «РЖД» в декабре 2010 г.
Бюджетные задания выполнены в полном объеме. По подсобно-вспомогательной деятельности получены доходы в размере на 7% больше, чем в предшествующем году. Финансовый результат по подсобно-вспомогательной деятельности на 3% выше показателей 2010 г. Приоритетным направлением работы стало обеспечение безопасности населения на транспорте. Своеобразным опытным полигоном в сфере совершенствования безопасности стал Павелецкий вокзал столицы. Здесь реализован типовой проект линейного отдела внутренних дел (ЛОВД), предусматривающий оснащение аппаратурой и устройствами, обеспечивающими антитеррористическую безопасность граждан и сохранность объектов вокзальных комплексов. Системы ЛОВД входят составной частью в интегрированную комплексную систему безопасности (ИКСБ) и локальную систему безопасности. Полученный позитивный опыт будет распространен на все вокзалы Дирекции.

Управление человеческими ресурсами: основные направления работы в 2012 г.
Шаханов Д.С.

В 2011 г. работа социально-кадрового блока была сосредоточена на выстраивании новых подходов в области управления персоналом. Дан старт изменению у руководителей всех уровней отношения к управлению человеческими ресурсами. Ключевой принцип: объектом любого управленческого воздействия являются прежде всего люди, а не техника. Профессиональное и личностное развитие сотрудников - это ключевая задача и базовая компетенция каждого руководителя. Системное внедрение этого принципа в управленческую практику является стратегической задачей на ближайшие годы. Изменен подход к кадровой политике и формированию кадрового резерва. Для каждой категории руководителей разработаны корпоративные компетенции, которые стали основой для внедрения новых принципов формирования кадрового резерва. В 2011 г. заложена основа системы бизнес-образования ОАО «РЖД». Ее основной принцип - «отбираем и обучаем лучших». На первом этапе руководители проходят оценку и обучение в Корпоративном университете, а затем по итогам выходной оценки, а также c учетом опыта и профессиональных знаний они могут быть зачислены в кадровый резерв, направлены на повышение квалификации и переподготовку либо включены в индивидуальные образовательные программы с возможностью обучения в престижных бизнес-школах, в том числе за рубежом (MBA). Таким образом, формируется система массового бизнес-образования. При этом она максимально гибка и учитывает потребности в развитии сотрудников компании. Эти же подходы и алгоритмы работы закреплены в соответствующих нормативных документах - Регламенте формирования единого кадрового резерва холдинга «РЖД» и Положении о дополнительном профессиональном образовании.

Присвоение классных званий работникам филиалов ОАО «РЖД»
Саратов С.Ю.

В рамках социальной политики ОАО «РЖД» проводит постоянную целенаправленную работу над совершенствованием системы оплаты и мотивации труда работников. Гибкость, комплексность мотивационных возможностей корпоративной системы оплаты труда, в том числе установление стимулирующих доплат и надбавок, позволяют с учетом конкретных производственных условий и требований рынка труда определять приоритетность производственных групп и обеспечивать их преимущественную мотивацию. В этих целях 12 сентября 2011 г. утверждено Положение о присвоении классных званий работникам филиалов ОАО «РЖД», вступившее в действие 1 января 2012 г. Основной задачей Положения о присвоении классных званий является усиление мотивации лучших работников, обладающих высоким уровнем знаний и профессионального мастерства, достигших значительных результатов в работе и обеспечении безопасности движения, постоянно повышающих свой уровень квалификации и принимающих участие в наставничестве молодых кадров. В новом Положении значительно расширен перечень должностей и профессий работников, которым могут быть присвоены классные звания. При этом были учтены предложения, представленные железными дорогами и функциональными филиалами, отраслевыми департаментами. Так, в число профессий и должностей работников, включенных в этот перечень, вошли такие профессии, как машинист железнодорожно-строительных машин, монтер пути, слесарь по ремонту подвижного состава, агент системы фирменного транспортного обслуживания, локомотивный диспетчер, энергодиспетчер и т.д.

О деятельности объектов здравоохранения, ОАО «ЖТК» и благотворительных фондов
Атьков О.Ю.

В октябре 2011 г. советом директоров ОАО «РЖД» была рассмотрена и одобрена Концепция реформирования комплекса объектов здравоохранения ОАО «РЖД». В соответствии с ней на переходном этапе (2012 г. - III квартал 2014 г.) предусмотрены разделение функций заказчика и исполнителя, утверждение новых правил формирования и оплаты корпоративного заказа исходя из себестоимости услуг, оптимизация сети, приведение профиля и мощности негосударственных учреждений здравоохранения ОАО «РЖД» в соответствие с объемами корпоративного заказа и спросом на локальных рынках, обособление необходимых для организации лечебного процесса объектов недвижимости и межевание земельных участков, вовлечение неиспользуемого имущества в гражданско-правовой оборот. Кроме того, на этом этапе должен быть разработан бизнес-план и начата деятельность стоматологического дочернего общества, разработан и утвержден бизнес-план дочернего общества в сфере медицинских услуг. На втором этапе (с IV квартала 2014 г.) планируется начало деятельности дочернего общества в сфере медицинских услуг. ОАО «РЖД» является единственной компанией в России, сохранившей институт цеховых терапевтов и производственную медицину как научно-практическую структуру. В настоящее время создана координационно-управленческая вертикаль, представленная центральной и региональными комиссиями по охране труда и здоровья работников ОАО «РЖД», инженерно-врачебными бригадами (ИВБ) в структурных подразделениях филиалов компании. Инженерно-врачебные бригады образованы в целях контроля условий охраны труда, сохранения жизни и здоровья работников в процессе производственной деятельности. В настоящее время в структурных подразделениях компании функционируют 1519 ИВБ, в которых занято более 700 цеховых терапевтов негосударственных учреждений здравоохранения (НУЗ) ОАО «РЖД».

Эксплуатационная работа


Переход на инновационные технологии перевозочного процесса
Шипулин Н.П.

Для повышения эффективности эксплуатационной деятельности ОАО «РЖД» в компании проводится комплекс технических, технологических и организационных мероприятий, которые предусматривают наращивание пропускной способности инфраструктуры, развитие и модернизацию важнейших сортировочных станций, информатизацию перевозочного процесса и совершенствование технологии управления вагонными парками и локомотивами, дальнейшее развитие на основных направлениях сети тяжеловесного движения и др. На этой базе должен быть осуществлен поэтапный переход на инновационную технологию организации движения грузовых поездов по расписанию. В результате потребителям будет обеспечен высокий уровень предоставления услуг в виде гарантированной доставки грузов в установленные сроки. Стабилизация грузового движения откроет дополнительные возможности для сокращения издержек железнодорожного транспорта, создаст резервы перевозочной мощности железных дорог для более качественного транспортного обслуживания клиентов. Наряду с разработкой технологии организации движения грузовых поездов по расписанию в результате проведенных ОАО «ВНИИЖТ» исследований в рамках решения проблемы экономии энергоресурсов на тягу реализована задача создания энергооптимального режима управления движением пассажирских поездов. Перевод их на энергооптимальные расписания осуществляется поэтапно. В графике 2009-2010 гг. (первая очередь) на энергооптимальные расписания были переведены 342 пассажирских поезда на семи направлениях, связывающих Москву с Санкт-Петербургом (648 км), Смоленском (419 км) и Красным (487 км), Белгородом (697 км), Брянском (382 км),т Ряжском (315 км) и Ярославлем (282 км), а также станцию Волховстрой со станцией Бабаево (230 км).

Подвижной состав


Локомотивные бандажи марки 4
Сухов А.В., Брюнчуков Г.И., Тимофеев В.В.

В целях повышения срока службы локомотивных бандажей специалистами ОАО «ВНИИЖТ» совместно с ОАО «ЕВРАЗ НТМК» была разработана бандажная сталь повышенной твердости марки 4. Новая сталь имеет повышенное содержание углерода, легирована хромом и обладает уровнем твердости 320-360 НВ на глубине 20 мм от поверхности катания бандажа. Бандажи марки 4 успешно прошли весь цикл предварительных испытаний в соответствии с требованиями ГОСТ Р 15.201-2000 и ОСТ 32.181-2001, включая лабораторные, стендовые и полигонные испытания опытной партии, а также сертификационные испытания расширенной установочной партии для проведения ее подконтрольной эксплуатации на сети железных дорог.


Новости от поставщиков

Обзор наиболее значимых событий у поставщиков отрасли за январь 2012 года. Подробнее...
 

Логистика


Маркетинговые информационные системы в транспортно-логистических центрах
Комаров К.Л., Комаров Л.К.

Оптимизация логистического бизнеса - это одно из стратегических направлений диверсификации деятельности ОАО «РЖД», для развития которого создана специальная структура - Центральная дирекция по управлению терминально-складским комплексом - филиал ОАО «РЖД». Для наименования наименования структур, подобных терминально-складским комплексам, существует много определений, что обусловлено разнообразием их функций. Однако наиболее активно в настоящее время используется название логистический центр (ЛЦ). Опыт работы логистических центров в Европе свидетельствует, что размещение различных структур позволяет им координировать затраты и одновременно эффективно оказывать необходимые услуги. С другой стороны, концепция ЛЦ должна быть поддержана федеральными, региональными и муниципальными структурами, доведена до потенциальных провайдеров, поддерживающих услуги ЛЦ и всех региональных представительств федеральной власти.

Страницы истории

В нынешнем году отечественным железным дорогам исполняется 175 лет, и журнал уделит особое внимание публикации материалов об истории становления и развития железнодорожного транспорта страны, о первопроходцах железных дорог, этапах развития сети, уникальных разработках и объектах, созданных выдающимися учеными-транспортниками, о традициях железнодорожников. Предлагаем читателям два материала о строительстве Уссурийской и Китайско-Восточной железных дорог как участков Великого Сибирского пути - Транссиба. Изложенные в них новые факты, на наш взгляд, будут интересны для историков и любителей железных дорог.


Дальневосточная (Уссурийская) и Харбинская (Китайско-Восточная) железные дороги
Буркова В.В.

Построенные на рубеже XIX-XX веков Уссурийская (с 1936 г. - Дальневосточная) и Китайско-Восточная (с 1953 г. - Харбинская) железные дороги являлись примыкающими друг к другу участками Великого Сибирского рельсового пути - Транссиба. Близкая расположенность двух дорог определила тесную связь и взаимодействие между ними с самого начала их сооружения. Точкой отсчета развития железнодорожных пассажирских перевозок на Дальнем Востоке России является 1 (14) января 1895 г. В тот день состоялось открытие временного движения на Южно- Уссурийском участке Великого Сибирского пути от Владивостока до станции Муравьев-Амурский (ныне Лазо). 1 (14) ноября 1897 г. вся Уссурийская железная дорога в границах от Владивостока до Хабаровска протяженностью 764 км с двадцатью тремя станциями и семью разъездами была сдана в постоянную эксплуатацию.


Строительство КВЖД глазами современника
Казанцев В.П., Салогуб Я.Л.

Строительство железных дорог в Российской империи всегда было делом государственной важности. И прокладка их нередко увязывалась с решением внешнеполитических задач. Воплощение в жизнь грандиозного проекта Транссибирской железной дороги привело к появлению в правительственных кругах России взглядов на строительство магистрали не просто как на средство освоения и обороны зауральских территорий, но и как на удобный путь для проникновения в Юго-Восточную Азию. О приоритетном для России тихоокеанском направлении внешней политики заговорили еще в начале 1880-х годов. Этот регион уже длительное время был сферой стратегических интересов Англии и Франции. Туда же рвались бурно развивающиеся Германия, Япония и Америка. В 1883 г. в закрытом периодическом издании Главного штаба России «Сборник географических, топографических и статистических материалов по Азии» была опубликована «Записка о Маньчжурии» полковника Я.Ф. Барабаша. В своих рассуждениях он обратил внимание на проблемы, которые, по его мнению, в недалеком будущем выйдут на первое место в дальневосточной политике правительства: «Приамурский край имеет для России высокое государственное значение в экономическом и политическом отношении, но еще большую ценность наши тихоокеанские владения имеют в глазах Китая, так как развитие Маньчжурии немыслимо, пока она не примкнет к морю». По мысли автора, занимая стратегически выгодные позиции на Дальнем Востоке, Россия сможет противостоять азиатским интересам всей Европы.


На железных дорогах мира

Обзор событий на зарубежных железных дорогах за январь 2012 года. Полностью подборка доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…

 

Закон о рекламе

 
Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования