«Железнодорожный транспорт»
№ 5 2012 год

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 5 2012 год

XXXI съезд Роспрофжел Транспортная наука: инновационные решения для бизнеса

Содержание и аннотация журнала


Архивы и Анонсы


Анонс № 5 2013 год
 

Архив
 

Указатель
 


2013 год


№ 1 2013 год
 

№ 2 2013 год


№ 3 2013 год
 


№ 4 2013 год
 


2012 год


№ 5 2012 год
 
№ 6 2012 год
 
№ 7 2012 год
 
№ 8 2012 год
 
№ 9 2012 год
 
№ 10 2012 год
 
№ 11 2012 год
 
№ 12 2012 год
 

Коротко о важном
стр. 2

Приоритеты

маркированный список Об основных положениях Генеральной схемы развития сети железных дорог ОАО «РЖД» на период до 2020 года.
Пехтерев Ф.С.
стр. 4
маркированный список Приоритеты реализации инновационных технологий.
Гапанович В.А.
стр. 10

Пульс сети
стр. 17

В правлении ОАО «РЖД»

маркированный список О концепции создания терминально-логистических центров на территории Российской Федерации.
Бабаев С.М.
стр. 18
маркированный список Терминально-логистический центр как единица логистической инфраструктуры.
Хронопуло С.М.
стр. 23
маркированный список Учитывать загруженность направлений.
Иванов П.А.
стр. 24
маркированный список На основе системных решений и комплексного подхода.
Резер С.М.
стр. 26

Специальный проект
Бережливое производство: опыт железных дорог

маркированный список Западно-Сибирская железная дорога
стр. 30
маркированный список Восточно-Сибирская железная дорога
стр.37
маркированный список Северная железная дорога
стр. 39
маркированный список Куйбышевская железная дорога
стр. 44

Конференции и выставки

маркированный список Пассажирский форум - 2012.
Ицкович Б.С.
стр. 46

Подвижной состав

маркированный список Сохранность вагонного парка: актуальные проблемы.
Лукьянов А.Н.
стр. 48

Новости от поставщиков
стр. 52

Охрана труда

маркированный список Условия и охрана труда в ОАО «РЖД»: состояние и задачи.
Черкасов В.В.
стр. 54

Экономика и бизнес

маркированный список Управление имущественным комплексом на базе единого регистра основных средств холдинга.
Дмитриев В.Н.,
Поспелова Е.В.,
Акиньшина И.М.
стр. 62
маркированный список Анализ долгосрочной динамики скоростей в грузовом движении.
Мачерет Д.А.
стр. 66

Страницы истории

маркированный список Железная дорога в музыке и изобразительном искусстве.
Лесовиченко А.М.,
Мальцева Е.А.
стр.72

На железных дорогах мира
стр. 78

 

Аннотация статей номера


Коротко о важном

Обзор наиболее значимых событий в отрасли за апрель 2012 года. Подробнее...
 

Приоритеты

Об основных положениях Генеральной схемы развития сети железных дорог ОАО «РЖД» на период до 2020 год
Пехтерев Ф.С.

Генеральной схемой развития сети железных дорог ОАО «РЖД» на период до 2020 года определены важные параметры и этапы развития отрасли. Рассчитаны прогнозные объемы грузовых и пассажирских перевозок на основе перспективы социально-экономического развития страны с учетом оценки уровней производства основных грузообразующих отраслей и развития внешнеэкономических связей. Намечены организационно-технические мероприятия (оптимизация направлений грузопотоков, увеличение скорости движения поездов, организация регулярного обращения поездов повышенного веса и длины и т.д.), направленные на интенсификацию работы сети. Определены и пути поэтапной реализации основных стратегических задач железнодорожного транспорта. На основе данных об объемных показателях разработаны комплексные мероприятия по развитию инфраструктуры и рассчитаны необходимые инвестиции для их реализации. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Приоритеты реализации инновационных технологий
Гапанович В.А.

Проект Генеральной схемы развития сети железных дорог ОАО «РЖД» на период до 2020 года определяет перспективы на важнейшем этапе 175-летней истории железнодорожного транспорта России. Как было отмечено в итоговом докладе о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии государства на этот период (Стратегия-2020), рациональный уровень инвестиций в инфраструктуру отрасли должен составлять 1-1,5% ВВП. При отсутствии системных решений и сохранении существующих объемов и пропорций финансирования провозные возможности железнодорожного транспорта могут уже в ближайшей перспективе стать критическим препятствием для стабильного функционирования реального сектора экономики и крупнейших агломераций страны. С учетом этого целесообразно направить в экспертную группы предложения компании по корректировке разделов железнодорожного транспорта в Стратегии социально-экономического развития России на период до 2020 г., базирующиеся на положениях Генеральной схемы развития сети железных дорог. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Пульс сети

Обзор наиболее значимых событий на сети железных дорог России за апрель 2012 года. Подробнее...
 

В Правлении ОАО «РЖД»

О концепции создания терминально-логистических центров на территории Российской Федерации
Бабаев С.М.

В Концепции создания терминально-логистических центров на территории Российской Федерации заложены основные положения Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 г., Концепции комплексного развития контейнерного бизнеса в холдинге «РЖД» и других программных документов компании. При этом обеспечена взаимосвязь со стратегиями социально-экономического развития регионов страны. Большинство объектов терминально-складского комплекса ОАО «РЖД» создавалось еще в условиях плановой экономики в целях обеспечения свободного доступа к железнодорожной транспортной системе для обслуживания строительства крупных промышленных и гражданских объектов, оборонных нужд, потребностей населения, материально-технического снабжения отдельных предприятий и т.д. К настоящему времени уровень износа основных фондов достиг 85% по подъемно-транспортному оборудованию и 80% - по недвижимому имуществу. При этом за последние 25 лет более чем в 3 раза снижены объемы переработки грузов в местах общего пользования. ОАО «РЖД» фактически ушло с рынка мелких отправок. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Терминально-логистический центр как единица логистической инфраструктуры
Хронопуло С.М.

Развитие терминально-логистической инфраструктуры подчинено логике развития основного бизнеса компании - грузовых железнодорожных перевозок. Важной частью этого процесса является создание устойчивой клиентской базы. Терминально-логистический центр (ТЛЦ) представляет собой новый формат грузового обустройства. Это модернизация системы грузовых дворов, ориентированная на современные требования рынка. В условиях становления логистического рынка России у ОАО «РЖД» появляется уникальный шанс по ряду параметров сработать на опережение, запустить генерацию новых бизнес-процессов на базе железнодорожной инфраструктуры. Внедрение современных терминальных технологий - это качественный скачок, создающий инфраструктурную основу для перехода от выполнения отдельных терминальных и складских операций на грузовом дворе к оказанию широкого спектра услуг в рамках комплексной логистической услуги. Важно отметить, что преимущества от внедрения современных логистических технологий в рамках типового ТЛЦ в составе сети получают новое качество, сетевые сервисы выступают в этом случае в роли мультипликатора, позволяя достичь дополнительные сетевые эффекты. Наряду с созданием новой терминальной инфраструктуры Концепция определяет место и действующим грузовым дворам. Как правило, это сателлиты, которые образуют местную сеть поддержки портфеля услуг регионального ТЛЦ посредством специализации инфраструктуры и предоставления «уникальных» услуг, развития дополнительных пакетов услуг, обеспечения удаленного для ТЛЦ сервиса и т.п. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Учитывать загруженность направлений
Иванов П.А.

В условиях реформирования холдинга разработка Концепции создания терминально-логистических центров на территории Российской Федерации представляет собой базовый документ для дальнейшего развития терминально-складской деятельности ОАО «РЖД». В проекте Концепции определена очередность создания 46 терминально-логистических центров (ТЛЦ), дана оценка таких факторов, как потенциальные объемы перерабатываемых грузов, готовность инженерных сетей, расположение ТЛЦ в пределах транспортных коридоров, возможность взаимодействия с другими видами транспорта, рассчитан прогнозный грузооборот ТЛЦ после строительства и проведения реконструкции существующих объектов терминального хозяйства. Вместе с тем необходимо учитывать существующие пропускные способности инфраструктуры на подходах к создаваемым ТЛЦ, поскольку этот фактор будет в значительной степени влиять на принятие решения о целесообразности строительства ТЛЦ. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


На основе системных решений и комплексного подхода
Резер С.М.

Присоединение России к ВТО и рост производства в условиях глобализации экономических отношений сопровождается значительным развитием перевозок внешнеторговых грузов по железным дорогам с перевалкой в морских портах и транспортных узлах. Это требует нового комплексного подхода к обеспечению слаженности всех участников перевозочного процесса в логистических цепях поставок: грузовладельцев, производителей и потребителей продукции, транспортников, экспедиторов, работников таможни, стивидоров и других специалистов. Концепция создания терминально-логистических центров на территории Российской Федерации предусматривает системные решения, регулирующие технологическое и организационное взаимодействие участников процесса перевозок на основе формирования сети терминально-логистических центров (ТЛЦ) на базе инфраструктуры Российских железных дорог. В Концепции предусмотрен ряд решений по формированию сети ТЛЦ, позволяющих за счет модернизации инфраструктуры и совершенствования технологии транспортного обслуживания достичь существенного повышения конкурентоспособности железнодорожного транспорта. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 

Специальный проект

Западно-Сибирская железная дорога

В 2012 г. бережливое производство внедряется в 38 подразделениях дороги. Работу возглавляют заместители начальника дороги по регионам. Сделан упор на максимальный охват различных структурных подразделений в составе семи дирекций. В дирекции инфраструктуры внедрение осуществляется во всех службах, входящих в ее состав. На дороге разработан необходимый комплект регламентирующих документов, издано распоряжение начальника дороги «Об утверждении Положения о дополнительном премировании работников Западно-Сибирской железной дороги за результаты внедрения бережливого производства». Бережливое производство начинается с бережливого отношения к работникам, которые обеспечивают перевозочный процесс. Уже на стадии проектирования объектов должно предусматриваться создание бытовых условий и технологий, исключающих большинство потерь. Примером такого подхода может служить новый цех отцепочного ремонта вагонов на станции Московка. За счет внедрения средств механизации и рационального использования площадей мощность цеха длиной 58 м удалось довести до 60 вагонов в сутки, в цехе созданы четыре ремонтные позиции. Разработано устройство перемещения вагонов, которое позволяет производить перестановку семи груженых вагонов. В результате неисправные вагоны подаются маневровым локомотивом на пути накопления 4 раза в сутки. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Восточно-Сибирская железная дорога

В соответствии с программой поэтапного внедрения бережливого производства на Восточно-Сибирской железной дороге в 2011 г. пилотным подразделением было выбрано эксплуатационное вагонное депо Тайшет. Для реализации данной программы была создана общая рабочая группа, в которую вошли специалисты как службы вагонного хозяйства дороги, так и эксплуатационного вагонного депо Тайшет. Службой вагонного хозяйства был разработан перечень проблемных процессов по бережливому производству, влияющих на основные показатели производственной деятельности. В этот перечень вошли следующие семь процессов: подготовка вагонов под погрузку на станции Коршуниха; обеспечение запасными частями пунктов технического обслуживания (ПТО) и участков текущего отцепочного ремонта (ТОР); ремонтные работы в цехе ТОР (смена колесных пар); подача вагонов на ремонтные пути цеха ТОР от момента отцепки до подачи; составление и пересылка рекламационных документов при ТР-2 (смена колесных пар); осмотр поездов на ПТО Тайшет в четном парке прибытия; выдача мерительного и слесарного инструмента осмотрщикам вагонов ПТО Тайшет в четном парке отправления. По каждому из них был намечен и частично реализован ряд мероприятий, позволивших уже в 2011 г. снизить потери на общую сумму более 4 млн. руб. Работа по улучшению процессов продолжается. По результатам конкурса на лучшее подразделение в проекте «Бережливое производство в ОАО «РЖД» эксплуатационное вагонное депо Тайшет заняло первое место на сети. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Северная железная дорога

В соответствии с программой поэтапного внедрения бережливого производства в ОАО «РЖД» в Северной дирекции управления движением в 2011 г. была создана рабочая группа. Перед ней были поставлены задачи по реализации проектов бережливого производства в подразделениях дирекции в целях: определения ценности технологических процессов работы станций и участков (в основном к этим процессам относятся формирование составов и пропуск поездов); выявления скрытых потерь в эксплуатационной работе для очищения технологических процессов от функций, не создающих ценности (в хозяйстве движения эти потери в первую очередь связаны с ожиданием выполнения технологических операций). В 2011 г. пилотным подразделением Северной дирекции управления движением по внедрению бережливого производства была определена станция Ярославль-Главный. В настоящее время на ней проходит отработку инновационная комплексная система автоматизации станционных процессов (ИТАУР). За счет повышения качества планирования поездообразования, согласованности станционных планов с планами Диспетчерского центра управления перевозками выполнение графика отправления грузовых поездов со станции доведено до 87%. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Куйбышевская железная дорога

На станции Дёма активно внедряются технологии бережливого производства. Результаты, достигнутые в 2011 г., обнадеживают. С 2010 г. на станции Дёма применяется «вытягивающая» технология подвязки локомотивов и бригад, дающая возможность организовать работу локомотивного парка и контингента бригад строго по заказу перевозочного процесса станции. Поездной и станционный диспетчеры утверждают на 6 ч вперед план отправления поездов из узла на «точки» графика, а задачей локомотивного диспетчера станции и Диспетчерского центра управления перевозками (ДЦУП) является подвязка локомотивов под конкретные поезда, т.е. станция «вытягивает» из депо ресурс тяги, нужный ей для отправления поездов. Для обеспечения указанной технологии приказом начальника Куйбышевской железной дороги утвержден регламент оперативного планирования поездной работы узла Дёма. Этот регламент разграничивает обязанности, права и ответственность причастных работников диспетчерского и дежурного аппарата ДЦУП, станции Дёма и эксплуатационного локомотивного депо Уфа, устанавливает согласованные временные интервалы выполнения технологических операций и обмена информацией в процессе планирования, определяет порядок анализа качества оперативного планирования поездной работы. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 

Конференции и выставки

Пассажирский форум - 2012
Ицкович Б.С.

Представительную делегацию ОАО «РЖД» на форуме возглавил президент компании В.И. Якунин. В ее состав вошли вице-президент компании М.П. Акулов, начальник Департамента пассажирских сообщений Г.В. Верховых, начальник Московской железной дороги В.И. Молдавер, начальник Дирекции железнодорожных вокзалов С.Б. Абрамов и др. Открывая пленарное заседание, В.И. Якунин отметил, что за год, прошедший после проведения предыдущего форума, произошли существенные изменения в организации работы пассажирского комплекса. Главное из них заключается в том, что с одобрения Совета директоров компании практически закончено структурное формирование бизнес-блока «Пассажирские перевозки». Это позволило выстроить четкую и прозрачную вертикаль управления структурными подразделениями ОАО «РЖД», упростить взаимодействие с компаниями-перевозчиками. Тему пленарного заседания организаторы определи как «Рынок пассажирских перевозок: прибыльность vs социальная значимость». Президент компании с такой постановкой вопроса в отношении пассажирских перевозок, осуществляемых холдингом, не согласился. Он напомнил, что ОАО «РЖД» - компания, регулируемая государством, и оно строго следит за тем, чтобы деятельность Российских железных дорог и компаний, осуществляющих пассажирские перевозки, соответствовала потребностям общества. Подробнее…
 

Подвижной состав

Сохранность вагонного парка: актуальные проблемы
Лукьянов А.Н.

Минимизация рисков повреждений вагонов, уход от грейферной технологии к разгрузочным комплексам, внедрение новых машин, приспособлений и устройств, а также исключение случаев хищения и разоборудования вагонов по-прежнему остается приоритетным направлением в работе по обеспечению сохранности грузовых вагонов. В 2011 г. работа Центральной комиссии по сохранности вагонного парка была направлена на решение целевых задач по повышению уровня сохранности вагонного парка при производстве погрузочно-разгрузочных и маневровых работ на путях общего и необщего пользования и создание условий по предупреждению повреждений вагонов. В связи с тем, что перевозки в настоящее время осуществляются преимущественно приватными вагонами, потребовалось внести коррективы в систему непрерывного контроля за выявлением, оформлением, предупреждением и учетом поврежденных вагонов. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Новости от поставщиков

Обзор наиболее значимых событий у поставщиков отрасли за апрель 2012 года. Подробнее...
 

Охрана труда

Условия и охрана труда в ОАО «РЖД»: состояние и задачи
Черкасов В.В.

Динамика за 2010-2011 гг. свидетельствует о снижении общего уровня производственного травматизма в ОАО «РЖД» на 22%, со смертельным исходом - на 7%. Коэффициент частоты общего производственного травматизма (число травмированных на 1000 работающих) по сравнению с 2010 г. в ОАО «РЖД» снижен на 18%. Тем не менее, несмотря на снижение травматизма, состояние дел с обеспечением безопасности труда работников компании нельзя признать удовлетворительным. Так, на Калининградской и Октябрьской дорогах был допущен рост производственного травматизма, а на Куйбышевской, Восточно-Сибирской, Приволжской и Московской дорогах возросло число травмированных со смертельным исходом (рис. 3). Среди травмированных работников железных дорог значительную долю составили работники инфраструктуры. Среди хозяйств Центральной дирекции инфраструктуры наихудшее положение с производственным травматизмом сложилось в хозяйстве пути и сооружений. Ослабление профилактической работы привело к значительному росту производственного травматизма со смертельным исходом. Наряду с хозяйством пути и сооружений наиболее травмоопасным остается хозяйство электрификации и электроснабжения. В 2011 г. значительно возросло количество травм в результате наезда подвижного состава. Особую тревогу вызывает рост числа травмированных в данном виде происшествий среди работников, которые сами должны обеспечивать безопасность производства работ в зоне движения поездов: руководителей и ИТР, сигналистов. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 

Экономика и бизнес

Управление имущественным комплексом на базе единого регистра основных средств холдинга
Дмитриев В.Н., Поспелова Е.В., Акиньшина И.М.

Основные средства можно смело отнести к главной составляющей основных фондов компании, что подтверждается количеством внутренней корпоративной отчетности, которую обязаны составлять филиалы и иные дочерние и зависимые общества (ДЗО) в отношении учета основных средств. Отчетность, охватывающая оценку объектов основных средств и результатов хозяйственных бизнес-процессов с ними, предусмотрена нормами бухгалтерского учета (РСБУ), налогового законодательства, а также регламентирована стандартами международной финансовой отчетности (МСФО). В состав ОАО «РЖД» входят более 200 филиалов и дочерних (зависимых) компаний. Все они имеют основные средства, которые необходимо учитывать при формировании сводной корпоративной отчетности. Основные средства ОАО «РЖД» подразделяются на здания, сооружения и передаточные устройства, машины и оборудование, транспортные средства, производственный и хозяйственный инвентарь, рабочий скот, продуктивный скот, многолетние насаждения, земельные участки и объекты природопользования, капитальные вложения в коренное улучшение земель, прочие основные средства. Для внутренней корпоративной отчетности установлены и более детализированные срезы информации. Например, по группе объектов «Сооружения и передаточные устройства» данные собираются отдельно по земляному полотну, верхнему строению пути, мостам металлическим с пролетными строениями длиной более 25 м, передаточным устройствам и прочим сооружениям. Некоторые отчеты предусматривают деление показателей по основным средствам в разрезе отраслевых хозяйств: пассажирское хозяйство, хозяйство коммерческой работы в сфере грузовых перевозок, вагонное, локомотивное хозяйство и др. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Анализ долгосрочной динамики скоростей в грузовом движении
Мачерет Д.А.

Общей тенденцией развития транспорта является увеличение скорости движения. В то же время существуют определенные виды скоростей, которые различаются между собой. На железнодорожном транспорте это скорости движения поездов (ходовая, техническая, участковая), скорости продвижения транспортных единиц (вагонов и локомотивов), скорости доставки грузов и поездки пассажиров. Кратко остановимся на выборе реперных точек, т.е. тех лет, которые выбраны таким образом, чтобы отразить основные этапы деятельности и развития железных дорог за последнее столетие во взаимосвязи с общественной и хозяйственной жизнью, не нарушив при этом целостности восприятия, что могло бы произойти при чрезмерно большом количестве лет. Использование данных за 1913, 1928, 1940 и 1950 годы общепринято в отечественной транспортной и экономической науке. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 

Страницы истории

Железная дорога в музыке и изобразительном искусстве
Лесовиченко А.М., Мальцева Е.А.

Образы железной дороги присутствуют во всех видах искусства, иногда организуя вокруг себя все содержание произведения. Особенно важны они для кинематографа, однако немалое место занимают в музыкальном искусстве, живописи, скульптуре. На заре железнодорожной эпохи под впечатлением черепановского «пароходного делижанца» поэт Н. Кукольник и композитор М. Глинка создали замечательную «Попутную песню», которая и до сих пор воспринимается как совершенное выражение восторга движения. Большую композицию под названием «Песнь железных дорог» для тенора, смешанного хора и оркестра создал Г. Берлиоз. Исключительную популярность приобрела железнодорожная тематика в 10-20-е гг. XX века. Здесь мы находим самые разнообразные подходы. Ч. Айвз, к примеру, в фортепианной фантазии «Небесная железная дорога» придает ей религиозный смысл. А. Онеггер в симфонической пьесе «Пассифик-231» стремится зафиксировать «портрет» движущегося поезда. Подобную задачу ставят Ф. Пуленк в фортепианной пьесе «Железная дорога», В. Дешевов в фортепианной пьесе «Рельсы». Д. Мийо в балете «Голубой экспресс» и С. Прокофьев в скерцо «Поезд с мешочниками» из балета «Стальной скок», М. Бранд в опере «Машинист Хопкинс» заняты образами людей, едущих поездом. М. Штейнберг в симфонии «Турксиб» и Л. Книппер в «Третьей симфонии, посвященной особой краснознаменной Дальневосточной Армии, прославившейся в столкновениях на КВЖД» обращаются к железнодорожной тематике в связи с задачами пропагандистского характера. Этой же направленности придерживаются авторы многочисленных песен. Например, В. Борисов («Депо»), Н. Коляда («Магистраль»), М. Иванов-Сокольский («Магистраль юности», посвященная комсомольцам - строителям железной дороги Акмолинск - Карталы), Е. Манаев («Путевые огни»). Подробнее…
 


На железных дорогах мира

Обзор событий на зарубежных железных дорогах за апрель 2012 года. Полностью подборка доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…

 

Закон о рекламе

 
Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования