«Железнодорожный транспорт»
№ 10 2012 год

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 10 2012 год

XXXI съезд Роспрофжел Транспортная наука: инновационные решения для бизнеса

Содержание и аннотация журнала


Архивы и Анонсы


Анонс № 10 2013 год
 

Архив
 

Указатель
 


2013 год


№ 1 2013 год
 

№ 2 2013 год


№ 3 2013 год
 

№ 4 2013 год
 

№ 5 2013 год
 

№ 6 2013 год
 

№ 7 2013 год
 

№ 8 2013 год
 

№ 9 2013 год
 


2012 год


№ 10 2012 год
 
№ 11 2012 год
 
№ 12 2012 год
 

Коротко о важном
стр. 2

Приоритеты

маркированный список

ОАО «Российские железные дороги» на новом этапе развития.
Морозов В.Н.
стр. 4

Конференции и выставки

маркированный список

Железнодорожная техника в Щербинке
стр. 10

Пульс сети
стр. 14

Специальный проект
Система УРРАН

маркированный список

Универсальный инструмент поддержки принятия решений.
Гапанович В.А.
стр. 16

маркированный список

Основные научные и практические результаты разработки системы УРРАН.
Шубинский И.Б.,
Замышляев А.М.
стр. 23

маркированный список

Внедрение системы УРРАН на полигоне Северной магистрали.
Альмеев С.А.
стр. 29

маркированный список

Экономические критерии принятия решений.
Розененберг Е.Н.,
Рачковский М.Ю.,
Никифорова М.С.
стр. 34

маркированный список

На основе коэффициента простоя.
Шубинский И.Б.,
Ермаков А.О.,
Новожилов Е.О.
стр. 36

маркированный список

Создание АС УРРАН.
Розенберг И.Н.,
Замышляев А.М.,
Калинин С.В.
стр. 41

маркированный список

Система УРРАН в путевом хозяйстве.
Акопян А.Г.,
Михалкин И.К.,
Симаков О.Б.
стр. 45

маркированный список

Новый подход к планированию путевых работ.
Ермаков В.М.
стр. 49

Эксплуатационная работа

маркированный список

Организация движения поездов-«шеститысячников» в условиях горного профиля.
Мещеряков А.Р.
стр. 51

маркированный список

Полнее использовать потенциал тяжеловесного движения.
Бокач Г.В.,
Кейно М.Ю.
стр. 55

маркированный список

Интеллектуальная система поддержки принятия решений диспетчерским персоналом.
Грошев Г.М.,
Кашицкий И.В.
стр. 61

Конференции и выставки

маркированный список

V Региональная конференция НП «ОПЖТ» на магистралях содружества
стр. 65

На магистралях содружества

маркированный список

Организация движения электропоездов городских линий в Минске.
Зайцев А.А.
стр. 66

Страницы истории
Отечественным железным дорогам - 175 лет
Цикл статей о зарождении, становлении и развитии стальных магистралей страны

маркированный список

Октябрьская железная дорога.
Зиннер В.И.
стр. 70

маркированный список

Калининградская железная дорога.
Габдрахманов А.М.
стр. 74

На железных дорогах мира
стр. 78

На 1 стр. обложки фото М.Ю. Каширина

 

Аннотация статей номера


Коротко о важном

Обзор наиболее значимых событий в отрасли за сентябрь 2012 года. Подробнее...
 

Приоритеты

ОАО «Российские железные дороги» на новом этапе развития
Морозов В.Н.

В 2011 г. было завершено формирование холдинга «Российские железные дороги» в конфигурации, предусмотренной Программой реформы железнодорожной отрасли, проводимой правительством Российской Федерации. В текущем году завершается реорганизация структуры управления собственно ОАО «РЖД». В настоящее время активно проводится работа по приведению ее в соответствие итогам отраслевой реформы и складывающимся рыночным отношениям между всеми участниками транспортного бизнеса. В процессе реформирования наработан большой неоценимый опыт поддержания надежности технологического комплекса компании. Все структурные изменения осуществляются максимально осторожно, продуманно, без допущения необратимых негативных последствий. Во главу угла поставлены задачи повышения качества обслуживания клиентов, создания новых транспортных продуктов и услуг, открытости и доступности компании для потребителей. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 

Конференции и выставки

Железнодорожная техника в Щербинке

Первый день работы выставки начался с торжественной церемонии открытия памятника отечественному транспортному машиностроению. Таким памятником стал паровоз серии Л, установленный на постамент рядом с путями Экспериментального кольца. Выбор этого локомотива в качестве символа достижений российских транспортных машиностроителей не случаен. Паровозы сыграли исключительно важную роль как в экономическом развитии страны в мирный период, так и в достижении победы в суровые военные годы. Более 120 лет они оставались главным тяговым средством на наших железных дорогах. Над совершенствованием конструкции этих машин в разное время работали многие видные отечественные инженеры и ученые. Что касается локомотивов серии Л, выпускавшихся в период 1945-1955 гг., то они признаны одними из лучших грузовых паровозов. Выбор в качестве памятника паровоза серии Л - это еще и дань уважения одному из его основных разработчиков - выдающемуся главному конструктору Коломенского машиностроительного завода Льву Сергеевичу Лебедянскому. Обозначение серии паровоз получил по фамилии своего конструктора - единственный случай в истории отечественного локомотивостроения. В церемонии открытия памятника принял участие президент ОАО «РЖД» В.И. Якунин. Подробнее…
 


V Региональная конференция НП «ОПЖТ» на магистралях содружества

В первый день конференции делегаты приняли участие в мероприятиях IV Саратовского индустриального форума. Они осмотрели проводившиеся в его рамках выставочные экспозиции, которые были развернуты в манеже саратовского дворца спорта. Наибольший интерес у делегатов конференции НП «ОПЖТ» вызвала специализированная выставка «Промышленные предприятия для ОАО «РЖД». На ней свою продукцию и инновационные разработки представили многие ведущие предприятия Саратовской области. В.А. Гапанович дал высокую оценку промышленному и научному потенциалу региона. Непосредственно в выставочном центре состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между НП «ОПЖТ» и Министерством промышленности и энергетики Саратовской области. Подробнее…
 


Пульс сети

Обзор наиболее значимых событий на сети железных дорог России за сентябрь 2012 года. Подробнее...
 

Специальный проект

Универсальный инструмент поддержки принятия решений
Гапанович В.А.

В компании с 2010 г. внедряется идеология управления стоимостью жизненного цикла на этапе эксплуатации объектов железнодорожного транспорта. В этой связи возникла задача разработки аппаратно-программных комплексов для поддержки принятия решений при организации перевозочного процесса, и в частности - при содержании объектов инфраструктуры. В европейских странах эта задача решается на основе методологии обеспечения безотказности (Reliability), готовности (Availability), ремонтопригодности (Maintainability), и безопасности (Safety) на железнодорожном транспорте - RAMS, которая нормативно определена стандартом EN 50126. Однако она не в полной мере решает задачи управления надежностью, безопасностью, ресурсами и не охватывает аспекты долговечности, предусмотренные отечественными стандартами. Кроме того, RAMS практически не рассматривает человеческий фактор и не затрагивает проблемы управления затратами на содержание и модернизацию объектов инфраструктуры на этапах жизненного цикла. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Основные научные и практические результаты разработки системы УРРАН
Шубинский И.Б., Замышляев А.М.

В начале 2010 г. в ОАО «НИИАС» под руководством центрального координатора проекта УРРАН старшего вице-президента ОАО «РЖД» В.А. Гапановича создан проектный офис. Научные исследования по проекту УРРАН проводились специалистами проектного офиса в координации с ответственными представителями хозяйств пути, автоматики и телемеханики, электрификации и электроснабжения. В результате исследований разработана методология расчета и прогнозирования эксплуатационной надежности эталонных объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта (1 км верхнего строения пути, стрелочный перевод, блок-участок, 1 км контактной сети и др.), включая систему показателей, методы расчета, в том числе графовые полумарковские методы расчета и прогнозирования надежности сложных восстанавливаемых систем со скрытыми отказами. Также разработаны методы поддержки принятия решения (методы факторного анализа по апостериорной и априорной информации), позволяющие объективно оценивать и прогнозировать нарушения безопасности объектов железнодорожного транспорта. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Внедрение системы УРРАН на полигоне Северной магистрали
Альмеев С.А.

Ключевым аспектом в деле повышения качества и эффективности управления в условиях формирования Центральной дирекции инфраструктуры с реорганизацией железных дорог в региональные корпоративные центры становится внедрение современных методов менеджмента и экспертных систем. Они призваны дать руководителям оперативную информацию о состоянии объектов железнодорожной инфраструктуры. Одной из них является экспертно-консультационная система управления ресурсами, рисками на этапах жизненного цикла и анализа надежности объектов инфраструктуры (УРРАН). Внедрение экспертной системы УРРАН началось в 2010 г. в путевом хозяйстве дороги. Впервые результаты внедрения методологии УРРАН были представлены Северной железной дорогой в 2011 г. на Ассамблее начальников железных дорог в Ярославле. С того же года в сферу охвата проекта дополнительно включены все подразделения хозяйств электрификации и энергоснабжения, автоматики и телемеханики. Таким образом, в настоящее время, на дороге в проекте УРРАН задействован основной блок инфраструктуры, на долю которого приходится более 90% эксплуатационных расходов. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Экономические критерии принятия решений
Розененберг Е.Н., Рачковский М.Ю., Никифорова М.С.

Методология УРРАН, внедряемая в настоящее время в ОАО «Российские железные дороги», предполагает управление ресурсами и рисками при условии обеспечения требуемого уровня надежности и безопасности. Одной из задач УРРАН является распределение имеющихся ресурсов таким образом, чтобы максимально снизить риски функционирования производственных систем в рамках заданного коридора надежности. Учитывая ограниченность ресурсов ОАО «РЖД», направляемых на обновление основных фондов инфраструктурных хозяйств, актуальными задачами являются оценка возможности увеличения межремонтных интервалов и продления сроков службы основных средств. В настоящее время в ОАО «РЖД» применяются технические критерии принятия решения, в том числе нормативы периодичности проведения ремонтных работ. С точки зрения экономики с использованием метода дисконтированных денежных потоков оцениваются такие показатели эффективности как, NPV, IRR, DPP, PI. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


На основе коэффициента простоя
Шубинский И.Б., Ермаков А.О., Новожилов Е.О.

При принятии управленческих решений по техническому содержанию объекта железнодорожной инфраструктуры целесообразно руководствоваться показателями надежности объекта. В настоящее время для хозяйств инфраструктуры - путевого, автоматики и телемеханики, электрификации и электроснабжения - в рамках методологии УРРАН разработаны методики расчета интенсивности отказов эталонных объектов на основе статистических показателей количества отказов КАС АНТ. Для эталонных объектов инфраструктуры проектно-конструкторскими отраслевыми организациями рассчитаны проектные значения интенсивности отказов и определен порядок оценки допустимого показателя для конкретных условий эксплуатации объекта. На основе сравнения допустимого, проектного и фактического значений интенсивности отказов объекта инфраструктуры в зависимости от их соотношения может быть принято решение о дальнейшей эксплуатации объекта (например, улучшение технического содержания, пересмотр проектного решения и др.). Существенный недостаток метода поддержки принятия решений на основе интенсивности отказов состоит в отсутствии учета влияния возникновения отказов и времени их устранения на перевозочный процесс. Для учета взаимосвязи отказов объекта с перевозочным процессом требуется использование комплексных показателей надежности объекта, учитывающих как его безотказность, так и ремонтопригодность. Одним из таких показателей служит коэффициент простоя объекта инфраструктуры. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Создание АС УРРАН
Розенберг И.Н., Замышляев А.М., Калинин С.В.

Одна из основных задач в процессах содержания и развития железнодорожной инфраструктуры заключается в повышении надежности и безопасности технических средств в условиях увеличения интенсивности движения поездов и, соответственно, статического и динамического воздействия на объекты инфраструктуры. Решение поставленной задачи возможно на основе достоверной оценки показателей надежности и безопасности технических средств инфраструктуры и прогноза изменения данных показателей. Автоматизированная система управления ресурсами, рисками и надежностью на всех этапах жизненного цикла (АС УРРАН) представляет собой систему поддержки принятия решений (СППР), целью которой является помощь руководителям, принимающим решения в сложных условиях, в полном и объективном анализе предметной деятельности. АС УРРАН - это система, максимально приспособленная к решению задач повседневной управленческой деятельности, инструмент, призванный оказывать помощь лицам, принимающим решения (ЛПР). Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Система УРРАН в путевом хозяйстве
Акопян А.Г., Михалкин И.К., Симаков О.Б.

Инновационное развитие компании, необходимость расширения полигонов ускоренного и скоростного движения, создания сети высокоскоростного пассажирского сообщения требуют совершенствования инфраструктуры, обеспечения ее соответствия требованиям времени. Добиться этого предстоит при ограниченном финансировании за счет использования различных механизмов оптимизации, в том числе рационального содержания на основе фактического состояния объектов инфраструктуры. В создавшихся условиях выход заключается в переходе к применению технологии комплексного управления надежностью и рисками на железнодорожном транспорте с использованием методологии УРРАН, позволяющей оптимизировать затраты на обеспечение требуемого перевозочного процесса на заданном уровне рисков с заданной системой обслуживания. Знание реального состояния объектов инфраструктуры дает возможность рационально управлять ресурсами, вкладываемыми в ее содержание, оценивать необходимые затраты при изменении заданного перевозочного процесса (повышение скоростей движения, увеличение грузонапряженности), варьировать риски, совершенствовать систему обслуживания. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Новый подход к планированию путевых работ
Ермаков В.М.

В путевом хозяйстве информационную базу УРРАН составляют комплексная автоматизированная система учета, контроля устранения отказов технических средств и анализа их надежности (КАС АНТ), АСУ-Путь и ЕК АСУ-И. По данным КАС АНТ определяется интенсивность отказов технических средств. Методология УРРАН использует этот показатель для оценки рисков нарушения безопасности движения, а также издержек в перевозочном процессе из-за отказов и затрат на их устранение и предупреждение. Данные из АСУ-Путь и ЕК АСУ-И используются для расчета практически всех показателей, включая затраты за период жизненного цикла пути. Одна из ключевых задач внедрения УРРАН в путевом комплексе - снижение стоимости жизненного цикла путевой инфраструктуры за счет обоснованного перераспределения ресурсов. Иными словами, эта технология помогает планировать работы так, чтобы вложенные средства обеспечивали максимально возможное сокращение совокупных затрат. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 

Эксплуатационная работа

Организация движения поездов-«шеститысячников» в условиях горного профиля
Мещеряков А.Р.

Движение поездов весом 6 тыс. т по Восточному региону сети было официально открыто в 2002 г. после проведения экспериментальных поездок с динамометрическим вагоном. Однако первые поезда такого веса с электровозами ВЛ85 следовали по Восточно-Сибирской железной дороге еще в 1998 г. Сквозные технологии, разработанные и внедренные Восточным региональным центром управления перевозками, позволили ликвидировать остановки грузовых поездов на междорожных стыках. Локомотивные бригады обслуживали единый парк электровозов, выходящий на соседние дороги. К 2003 г. количество составов весом 6 тыс. т и более, проследовавших по главному ходу дороги, составляло почти 35% общего числа поездов. Организация тяжеловесного движения позволила сократить непарность обмена поездами по стыковым пунктам. Уменьшилось количество случаев следования локомотивных бригад резервом. В 2003 г. средний вес поезда в целом по Восточному региону вырос более чем на 60 т, а высвобождение локомотивов и локомотивных бригад составило соответственно 179 единиц и 478 человек. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Полнее использовать потенциал тяжеловесного движения
Бокач Г.В., Кейно М.Ю.

Важным фактором успешного освоения растущих объемов перевозок на существующей инфраструктуре Дальневосточной железной дороги является развитие тяжеловесного движения. Однако наличие на магистрали перевальных участков Смоляниново - Находка и Комсомольск - Высокогорная с тяжелым горным профилем в значительной мере лимитирует пропуск поездов повышенного веса и длины. Увеличению веса поезда на дороге всегда уделялось особое внимание. Для этого проводились работы по развитию инфраструктуры и внедрению новых технических средств и технологий. Так, строительство в середине 1940-х годов однопутной железнодорожной линии Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань протяженностью 446 км обеспечило сокращение маршрутов морских перевозок для нужд Сахалина, Камчатки, Колымы и Крайнего Севера на 1000 км. Но пропускать поезда через самый сложный Кузнецовский перевал приходилось с использованием подталкивающих локомотивов. В настоящее время участок обслуживается тепловозной тягой, основу локомотивного парка здесь составляют тепловозы 3ТЭ10М (3ТЭ10МК). Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Интеллектуальная система поддержки принятия решений диспетчерским персоналом
Грошев Г.М., Кашицкий И.В.

Качество эксплуатационной работы и безопасность движения поездов во многом зависят от представителя одной из ведущих на железнодорожном транспорте профессий - дежурного по станции. Важным критерием оценки выполнения возложенных на него функций является сокращение затрат времени на оформление разнообразной документации, обработку информации, необходимой для своевременного принятия решений, изучение регулярно обновляемых многочисленных инструкций, приказов и распоряжений, жестко регламентирующих его работу. Использование типовых версий автоматизированных справочных систем комплекса ГИД «Урал-ВНИИЖТ» («Безопасное движение», «Карты безопасности ВСЖД», «Регламент действий работников хозяйства перевозок, связанных с движением поездов, в аварийных и нестандартных ситуациях») и электронного технологического документооборота с применением цифровой подписи лишь частично решает эту задачу. Каждая из систем содержит собственный перечень нестандартных ситуаций и рекомендаций по порядку действий соответствующих работников при их возникновении. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 

На магистралях Содружества

Организация движения электропоездов городских линий в Минске
Зайцев А.А.

Развитие пассажирских перевозок является одним из приоритетных направлений деятельности Белорусской железной дороги. На протяжении последних лет магистраль обеспечивает положительную динамику перевозок пассажиров. Эта тенденция сохранена и в 2012 г. Объем перевозок пассажиров по итогам I полугодия текущего года составил 116,8% к уровню аналогичного периода 2011 г., пассажирооборот - также 116,8%. Отдельное внимание уделяется организации перевозок пассажиров в Минске. До недавнего времени железнодорожный транспорт не играл значительной роли в обеспечении внутригородского пассажирского сообщения. Однако интенсивное развитие Минска и прилегающих к нему территорий, ввод в эксплуатацию спортивных объектов мирового уровня и планируемое проведение в столице Республики Беларусь чемпионата мира по хоккею в 2014 г. потребовали новых подходов к организации городских перевозок пассажиров железнодорожным транспортом. В целях повышения качества транспортного обслуживания жителей столицы, привлечения пассажиров на железнодорожный транспорт, уменьшения нагрузки на городской общественный транспорт и дорожную сеть города, улучшения экологической обстановки было принято решение об организации перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в Минске и в сообщении с городами-спутниками. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 

Страницы истории.
Отечественным железным дорогам 175 лет

Октябрьская железная дорога
Зиннер В.И.

Октябрьская железная дорога возникла на базе Царскосельской железной дороги, открытой 175 лет назад в 1837 г., и Петербурго-Московской (впоследствии - Николаевской), построенной в 1843-1851 гг. История этого крупного транспортного комплекса Северо-Западного региона России сохраняется в музее Октябрьской железной дороги, которому летом 2013 г. исполнится 35 лет. Возникновение железных дорог общего пользования в XIX веке было обусловлено потребностями горнодобывающей и металлургической промышленности. Недаром учредителями акционерного общества Царскосельской железной дороги, финансировавшего строительство первой линии между Петербургом и Павловском, наряду с инженером Ф.А. Герстнером и графом А.А. Бобринским выступили купцы Б.Б. Крамер и И.К. Плитт. Объемы грузовых перевозок по Царскосельской дороге, скорее всего, известны лишь узкому кругу исследователей, а в историю дорога вписана концертами в Павловском вокзале, которыми дирижировал король вальсов И. Штраус. Постоянную экспозицию музея Октябрьской железной дороги украшают старинная тарелка из ресторана Павловского вокзала и модель паровоза «Проворный» Царскосельской железной дороги. Подробнее…


Калининградская железная дорога
Габдрахманов А.М.

История железных дорог в современной Калининградской области России уходит корнями в 1850-е-1860-е годы. В 1853 г. была открыта железная дорога Берлин - Кенигсберг, в 1860 г. построена железнодорожная ветка в сторону русской границы до Эйдткунена. Несколькими годами раньше фирма «Сименс и Гальске» оборудовала линию телеграфной связи от Санкт-Петербурга до Вильно и далее до Гумбиннена. Между Россией и Восточной Пруссией появилась быстрая и устойчивая связь. В ходе развернувшегося в России массового строительства стальных магистралей была проложена Петербургско-Варшавская железная дорога с ответвлением на станцию Вержболово (Кибартай). Этот участок был соединен на пограничной станции Эйдткунен с Восточно-Прусской железной дорогой. После окончания Великой Отечественной войны, завершившейся капитуляцией фашистской Германии, железные дороги Советского Союза пополнились магистралью, расположенной на территории вновь образованной Калининградской области. После завершения военных действий она была так сильно разрушена, что многие объекты инфраструктуры пришлось восстанавливать заново. Подробнее…
 


На железных дорогах мира

Обзор событий на зарубежных железных дорогах за сентябрь 2012 года. Полностью подборка доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…

 

Закон о рекламе

 
Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования