«Железнодорожный транспорт»
№ 11 2012 год

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 11 2012 год

XXXI съезд Роспрофжел Транспортная наука: инновационные решения для бизнеса

Содержание и аннотация журнала


Архивы и Анонсы


Анонс № 11 2013 год
 

Архив
 

Указатель
 


2013 год


№ 1 2013 год
 

№ 2 2013 год


№ 3 2013 год
 

№ 4 2013 год
 

№ 5 2013 год
 

№ 6 2013 год
 

№ 7 2013 год
 

№ 8 2013 год
 

№ 9 2013 год
 

№ 10 2013 год
 


2012 год


№ 11 2012 год
 
№ 12 2012 год
 

Коротко о важном
стр. 2

Приоритеты

маркированный список

Координация производственной деятельности на региональном уровне корпоративного управления.
Миронов А.Ю.
стр. 4

Пульс сети
стр. 13

В НТС ОАО «РЖД»
Нормативная база и технологическая подготовка производства

маркированный список

Необходимы единые требования к нормативной базе в хозяйствах инфраструктуры.
Балуев Н.Н.
стр. 14

маркированный список

Путевое хозяйство.
Ермаков В.М.
стр. 16

маркированный список

Хозяйство электроснабжения.
Хананов В.В.
стр. 18

маркированный список

Вагонное хозяйство.
Романов В.В.
стр. 21

маркированный список

Хозяйство автоматики и телемеханики.
Безродный Б.Ф.
стр. 24

маркированный список

Хозяйство гражданских сооружений.
Лазарев А.Г.
стр. 27

маркированный список

Ремонтно-путевые работы.
Кочуров А.А.
стр. 28

маркированный список

Эксплуатационный локомотивный комплекс.
Ходакевич А.Н.
стр. 30

маркированный список

Ремонт тягового подвижного состава.
Балакирев О.В.
стр. 33

маркированный список

Моторвагонный подвижной состав.
Шарапов А.А.
стр. 35

маркированный список

Тепловодоснабжение.
Семёновых В.А.
стр. 37

маркированный список

Хозяйство вычислительной техники.
Баранов К.Ю.
стр. 39

маркированный список

Единый центр нормирования ресурсов.
Косогоров А.В.
стр. 41

маркированный список

Организация и нормирование труда.
Тихомиров А.Н.
стр. 42

Высокоскоростное движение

маркированный список

Высокоскоростной железнодорожный транспорт: современные вызовы и перспективы развития.
Киселёв И.П.
стр. 44

Новости от поставщиков
стр. 50

Специальный проект
Бережливое производство

маркированный список

Дирекция тяги.
Ходакевич А.Н.
стр. 52

маркированный список

Южно-Уральская железная дорога.
Храмцов А.М.,
Беледин А.К.,
Дунаев Д.С.
стр. 54

маркированный список

Управление объектов технологического и коммунального назначения.
Лазарев А.Г.
стр. 58

маркированный список

Красноярская железная дорога.
Регер И.И.,
Шишмарёв В.П.,
Пронин Е.В.
стр. 59

Ресурсосбережение

маркированный список

Энергосбережение в тяговом электроснабжении установками емкостной компенсации.
Герман Л.А.,
Котельников А.В.
стр. 64

маркированный список

Новое решение проблемы износа в системе колесо-рельс.
Павлицкий Б.И.
стр. 68

Страницы истории
Отечественным железным дорогам - 175 лет
Цикл статей о зарождении, становлении и развитии стальных магистралей страны

маркированный список

Московская железная дорога.
Руднева И.П.
стр. 70

маркированный список

Юго-Восточная железная дорога.
Сараев В.В.
стр. 74

На железных дорогах мира
стр. 78

 

На 1 стр. обложки фото И.Н. Шаповалова

 

Аннотация статей номера


Коротко о важном

Обзор наиболее значимых событий в отрасли за октябрь 2012 года. Подробнее...
 

Приоритеты

Координация производственной деятельности на региональном уровне корпоративного управления
Миронов А.Ю.

Нынешний этап реформирования ОАО «РЖД» характеризуется образованием на сети железных дорог компании региональных центров корпоративного управления. Редакция журнала продолжает знакомить читателей с опытом формирования механизмов корпоративного управления всеми направлениями бизнеса на территориальном уровне. В этом номере об основных направлениях корпоративной координации в регионе, достигнутых результатах и задачах в этой сфере рассказывает начальник Свердловской железной дороги А.Ю. Миронов. На Свердловской железной дороге завершается создание структур Регионального центра корпоративного управления. Формируются механизмы эффективного корпоративного управления бизнес-единицами холдинга «Российские железные дороги» на региональном уровне, предусматривающего комплексное масштабное управление всеми направлениями бизнеса. Корпоративное управление на дороге реализуется через функции корпоративной координации, которая заключается в обеспечении стратегического развития холдинга на региональном уровне, исполнении его стратегических планов в регионе, соблюдении единых корпоративных политик, контроле достижения и анализе целей, обеспечении согласованной операционной деятельности и решении приоритетных задач в подразделениях, дочерних и зависимых обществах (ДЗО) ОАО «РЖД». Одним из направлений корпоративной координации, которому на дороге придается особое значение, является обеспечение технологического взаимодействия бизнес-единиц. При этом целостность перевозочного процесса достигается технологической координацией путем урегулирования всех возникающих спорных вопросов между участниками перевозочного процесса, мониторинга и контроля выполнения всеми участниками бизнеса железнодорожных перевозок эксплуатационных параметров в границах дороги и целевых показателей, заданных корпоративным центром. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Пульс сети

Обзор наиболее значимых событий на сети железных дорог России за октябрь 2012 года. Подробнее...
 

В НТС ОАО «РЖД»
Нормативная база и технологическая подготовка производства

На заседании секции «Комплексные проблемы транспорта» Н Н аучно-технического совета ОАО «РЖД» под председательством старшего вице-президента компании В.А. Гапановича был рассмотрен вопрос «О нормативной базе и организации технологической подготовки производства в технических хозяйствах ОАО «РЖД». Как было отмечено, с формированием вертикально интегрированных структур производственного блока в холдинге ОАО «РЖД» необходимо усилить внимание к качеству технологической подготовки производства. В связи с вводом в действие новых ПТЭ изменились требования к разработке технологической документации, связанной с установлением ряда требований по технической эксплуатации сооружений и устройств владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования. Особое значение технологическое обеспечение приобретает при решении организационных, инженерно-технических и нормировочных задач. Технологической документацией должны быть регламентированы требования по обеспечению безопасности движения поездов и производственных процессов, к охране труда, квалификации персонала, последовательности работ по техническому обслуживанию и ремонту, средствам технологического обеспечения и измерений, инструменту, а также нормы времени на выполнение работ, расхода материала и запасных частей и т.д. При этом назрела необходимость выработки в ОАО «РЖД» единых требований, однозначно определяющих состав, содержание, формы, порядок разработки и утверждения технологических документов, необходимых для обеспечения технологической подготовки производства и выполнения работ. Важное значение имеют вопросы укомплектования штата технологов, подготовки и повышения квалификации специалистов, занимающихся разработкой и актуализацией технической документации, создания информационно-справочных систем и баз данных технологической документации. Предлагаем вниманию читателей подборку материалов по обсуждавшейся тематике.


Необходимы единые требования к нормативной базе в хозяйствах инфраструктуры
Балуев Н.Н.

Современная нормативная база, как известно, является обязательным и эффективным средством повышения качества технического обслуживания и ремонта всех объектов и элементов инфраструктурного комплекса, причем основным принципом ее должна быть комплексность. Исторически сложилось, что каждое из хозяйств инфраструктуры формировало нормативную базу, по сути, автономно. В каждом хозяйстве были наработаны свои подходы, и надо отметить, что они в целом абсолютно обоснованны и проверены многолетним опытом. Однако сегодня ситуация изменилась. Создан единый инфраструктурный комплекс, для которого необходимо выработать и единые требования к нормативной базе. Они будут определять состав, структуру, содержание и форму технологических документов, необходимых для обеспечения технического обслуживания и ремонта объектов во всех технических хозяйствах ОАО «РЖД». 27 декабря 2002 г. принят закон «О техническом регулировании» №184-ФЗ, в результате чего претерпела изменения государственная политика в области установления норм и требований к продукции и технологическим процессам. После принятия этого закона были введены многочисленные изменения и дополнения в другие акты, и этот процесс продолжается. Если до образования ОАО «РЖД» функция нормативно-правового регулирования в сфере железнодорожного транспорта принадлежала МПС России, то в настоящее время таким правом обладает Министерство транспорта России. Таким образом, юридически ОАО «РЖД» не вправе самостоятельно корректировать нормы и положения, которые исторически составляли основу функционирования всех хозяйств железных дорог. В то же время имеющаяся нормативная база не в полной мере соответствует современным требованиям в условиях широкого внедрения новых технических средств и технологий. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Путевое хозяйство
Ермаков В.М.

Технологическое обеспечение технического обслуживания железнодорожного пути состоит из двух блоков. Первый блок - это технологии текущего содержания пути, включающие в себя и основные документы по подготовке и организации выполнения соответствующих работ. Второй блок - это технологии выполнения ремонтных работ, основой которых являются технологические процессы и технологические карты. В ответственности Управления пути и сооружений находится текущее содержание. Во исполнение приказа ОАО «РЖД» от 5.10.2007 г. № 128 дистанции пути завершили переход на участковую систему организации текущего содержания пути с формированием специализированных бригад по неотложным работам и укрупненных бригад. Опыт текущего содержания пути в новых условиях показал необходимость формирования документа, который бы установил принципы построения организационной структуры участковой системы. Таким стало Положение об организации участковой системы текущего содержания пути, утвержденное распоряжением ОАО «РЖД» от 29.12.2011 г. № 2847р. Оно определяет общие принципы, технические параметры, нормативы, систему контроля и организацию работ по текущему содержанию железнодорожного пути. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Хозяйство электроснабжения
Хананов В.В.

Технологическая подготовка производства в хозяйстве электроснабжения организована таким образом, что к началу реформирования оно подошло с «багажом» технологических документов двух видов: технологических карт и централизованно разработанных норм времени. Технологические карты составляют абсолютное большинство - 570 наименований. В них содержится различная информация, которая может понадобиться при выполнении работ по техническому обслуживанию или ремонту определенного объекта. Приводимые требования по последовательности и порядку выполнения каждой из технологических операций, проверок и испытаний в максимальной степени детализированы, проиллюстрированы схемами, чертежами и фотографиями. Разработка документов этого вида производилась централизованно. Основную часть работ выполняло ПКБ главка в рамках своего бюджета, будучи фактически головной организацией по разработке технологических карт. Кроме того, в отдельные годы к выполнению этих работ привлекались сторонние исполнители. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Вагонное хозяйство
Романов В.В.

Нормативно-технологическое обеспечение деятельности эксплуатационного комплекса вагонного хозяйства в составе Центральной дирекции инфраструктуры осуществляется на основе многолетней системной работы, включающей в себя разработку новой и актуализацию существующей нормативно-технической документации, устанавливающей технологию обслуживания и ремонта вагонов в эксплуатации. Основным разработчиком нормативно-технической документации по техническому обслуживанию и ремонту грузовых вагонов в структуре ОАО «РЖД» является Проектно-конструкторское бюро вагонного хозяйства - филиал ОАО «РЖД» (ПКБ ЦВ). Разработка и актуализация технологических процессов в вагонном хозяйстве регламентируется двумя основными документами: Регламентом взаимодействия структурных подразделений и филиалов ОАО «РЖД» при разработке и согласовании технологических процессов № 740-2010 ПКБ ЦВ, утвержденным распоряжением ОАО «РЖД» от 11.01.2011 № 5р и руководящим документом «Оформление и комплектация технологической документации на предприятиях и в организациях вагонного хозяйства» РД 32 ЦВ 096-2009. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Хозяйство автоматики и телемеханики
Безродный Б.Ф.

В своей деятельности ПКТБ ЦШ исходит из того, что его первостепенная задача (как, на наш взгляд, вообще всех отраслевых конструкторских бюро) заключается в обеспечении структурных подразделений современной и актуальной нормативной базой. Именно она служит эффективным механизмом повышения качества технического обслуживания и ремонта для всех хозяйств инфраструктурного комплекса, проведения единой технической политики ОАО «РЖД». Существующая структура технологической документации нашего, и не только нашего, хозяйства разделена на два блока - нормативных документов и документов по организации технологии выполнения работ. Блок нормативных документов также двухуровневый - он содержит государственную нормативную базу и нормативную базу ОАО «РЖД». К технологической нормативной базе на уровне государства относится, в частности, комплекс межгосударственных стандартов единой системы технологической документации (ЕСТД). Однако стандарты государственного уровня ориентированы прежде всего на стационарное производство (выполнение конкретных операций на постоянных рабочих местах) и не учитывают особенностей обслуживания технических средств инфраструктурного комплекса железных дорог. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Хозяйство гражданских сооружений
Лазарев А.Г.

За последнее время произошли серьезные изменения в структуре и организации работ в хозяйстве гражданских сооружений железных дорог. Образовалась Центральная дирекция по тепловодоснабжению, в состав которой в основном были переданы котельные и объекты водоснабжения, на баланс хозяйства гражданских сооружений переданы здания и сооружения от других филиалов ОАО «РЖД», таких как Дирекции по управлению движением, тяги, объекты хозяйств пути, связи, энергоснабжения, вагонного и др. Это более 46000 зданий общей площадью 12,6 млн. м2. Основной функцией хозяйства является содержание объектов технологического и коммунального назначения в технически исправном состоянии. Это обеспечивается в первую очередь через организацию работ по их текущему содержанию. Для этого разработаны и применяются нормативные документы федерального и корпоративного уровня. В то же время на государственном уровне принимаются новые нормативные документы, которые законодательно закрепляют с 01.01.2013 г. необходимость введения эксплуатационного контроля за состоянием зданий, а с 01.07.2013 г. материальную ответственность ОАО «РЖД» перед государством за нарушение требований безопасной эксплуатации зданий и сооружений. Все это требует перевода работы хозяйства гражданских сооружений на качественно новый уровень, и в первую очередь по текущему содержанию объектов. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Ремонтно-путевые работы
Кочуров А.А.

В соответствии с Техническими условиями на работы по реконструкции (модернизации) и ремонту железнодорожного пути, утвержденными распоряжением ОАО «РЖД» от 02.05.2012 №859р, должны быть разработаны следующие основные технологические документы: проект организации строительства (ПОС), проект организации ремонтно-путевых работ (ПОР), типовой технологический процесс (ТТП), опытный технологический процесс (ОТП), рабочий технологический процесс (РТП), проект организации производства ремонтно-путевых работ (ПОПР). В настоящее время действуют 158 типовых и 60 опытных технологических процессов ремонтно-путевых работ, 40 типовых технологических карт. В соответствии с планами внедрения новых технических средств и технологий заранее разрабатывается новая технологическая документация. В период с 2008 г. по 2011 г. по заявкам Центральной дирекции было разработано 72 опытных и типовых технологических процесса и 80 актуализировано. Кроме того, силами ОАО «ВНИИЖТ» переработано 22 технологических процесса по разделу безопасности труда. В 2012 г. планируется пересмотреть 8 и разработать 9 новых опытных технологических процессов, а также пересмотреть 40 технологических процессов для актуализации требований охраны труда. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Эксплуатационный локомотивный комплекс
Ходакевич А.Н.

Основная задача Дирекции тяги заключается в обеспечении потребности в эксплуатируемом парке локомотивов и локомотивных бригадах на планируемый объем перевозок грузов и пассажиров при безусловном обеспечении безопасности движения, соблюдении требований законодательства Российской Федерации в области охраны труда, пожарной безопасности и защиты окружающей среды. В своей деятельности работники Дирекции тяги руководствуются законодательством Российской Федерации, нормативными документами МПС России, ОАО «РЖД», Дирекции тяги и других филиалов ОАО «РЖД». В настоящее время насчитывается более 600 документов, регламентирующих деятельность Дирекции. Это эксплуатационная документация на эксплуатируемые технические средства, стандарты, регламенты, положения, приказы распоряжения, инструкции и т.д. В октябре 2011 г. начальником Дирекции тяги были изданы 73 приказа по основной деятельности Дирекции. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Ремонт тягового подвижного состава
Балакирев О.В.

Основным видом деятельности Дирекции по ремонту тягового подвижного состава (ЦТР) являются техническое обслуживание (ТО), текущий и средний ремонты (ТР и СР) локомотивов ОАО «РЖД». Перечисленные работы проводятся на базе ремонтных локомотивных депо. В настоящее время в составе ЦТР находятся 112 ремонтных локомотивных депо, многие из которых спроектированы и построены более 100 лет назад. На данной производственной базе осуществляется ремонт всего парка локомотивов ОАО «РЖД», насчитывающего более 20 тыс. единиц. По состоянию на 31 декабря 2011 г. этот парк включал в себя локомотивы 121 модификации. Указанные особенности оказали существенное влияние на формирование структуры нормативной, технической и технологической документации, используемой при ремонте тягового подвижного состава. К исходной нормативной и технической документации, используемой при разработке технологической документации для ТО, ТР и СР локомотивов, относятся: руководства по ТО, ТР и СР локомотивов (РК); стандарты (ГОСТ, ГОСТ Р, ОСТ, СТО РЖД); инструкции МПС СССР, МПС России, ОАО «РЖД». Этой документацией руководствуются разработчики технологических документов всех уровней (специалисты институтов, проектно-конструкторских бюро, линейных подразделений). Многие документы являются так называемыми документами прямого действия, поскольку в них установлены конкретные процедуры обслуживания и ремонта, числовые значения параметров ремонтируемых деталей, нормы допусков и износов. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Моторвагонный подвижной состав
Шарапов А.А.

Разработка нормативной документации, как известно, производится последовательно от федерального уровня, уровней ОАО «РЖД», моторвагонного комплекса, региональной дирекции до уровня структурного, линейного подразделения. Технологические процессы уровня структурного подразделения разрабатываются на основании документации уровня ОАО «РЖД», в частности руководств и технологических инструкций. Разработка технологических процессов осложняется отсутствием типовых технологических процессов (ТТП). Существует несколько вариантов классификации типовых технологических процессов по обслуживанию и ремонту определенного вида и типа оборудования, таких как ТТП ремонта тягового электродвигателя УРТ-110, ремонта крана машиниста №395 и т.д. Для структурных подразделений наиболее удобны в применении ТТП с разбивкой по цехам. На их основе каждое структурное подразделение приведет ТТП в соответствие с видом ремонтируемого оборудования, технологической оснасткой, программой ремонта, условиями выполнения технологических операций и т.д. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Тепловодоснабжение
Семёновых В.А.

За период с 2008 по 2011 г. в региональных дирекциях ЦДТВ разработаны 113 и актуализированы 558 технологических процессов. В дирекциях создана электронная база ведения технологических документов, согласно которой вносятся изменения в нормативные документы. На все разработанные технологические процессы и используемое оборудование разработаны и утверждены технологические схемы и производственные инструкции. В структурных подразделениях Центральной дирекции по тепловодоснабжению можно выделить три основных технологических процесса - производство и транспортировка тепловой энергии и теплоносителя, производство и транспортировка холодной воды, транспортировка и очистка сточных вод. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Хозяйство вычислительной техники
Баранов К.Ю.

Хозяйство Главного вычислительного центра очень неоднородно по набору видов деятельности. Не более 15% персонала ГВЦ занято обслуживанием тех или иных технических средств: вычислительных комплексов и устройств передачи данных, персональных компьютеров и принтеров, устройств электропитания и кондиционирования. Еще 20% персонала занимается администрированием информационных и автоматизированных систем, как прикладным, так и системным. Работа остальной части производственного персонала связана с тем или иным видом технологического сопровождения систем и пользователей, включая ведение нормативно-справочной информации, консультирование пользователей, подготовку отчетности, изменение настроек прикладных систем. С начала внедрения вычислительной техники в бизнес-процессы МПС, затем ОАО «РЖД» нормативное обеспечение деятельности строилось на основе соответствующих разделов в проектной документации сдаваемых в эксплуатацию прикладных систем, вычислительной техники и сетевого оборудования, оборудования электропитания и кондиционирования. Разработкой систем и поставкой оборудования занимались разные подрядчики, что накладывало определенный отпечаток на складывавшуюся нормативную базу. Набор нормативных документов состоял из большого числа разработанных в разное время бумаг, часто не согласованных между собой. Многое устарело, некоторые основополагающие вопросы остались непроработанными. Так, понятие класса надежности аппаратно-программных комплексов для прикладных систем, от которого зависит стоимость самих комплексов, даже не рассматривалось. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Единый центр нормирования ресурсов
Косогоров А.В.

В условиях высокого роста цен на потребляемые ОАО «РЖД» материальные и топливно-энергетические ресурсы одной из приоритетных задач компании является повышение эффективности ее экономической деятельности, в частности управления издержками. Предусматриваемое дальнейшее сокращение затрат по расходу материалов при общем росте производственных показателей ставит задачу технологически обоснованного снижения материалоемкости и энергоемкости перевозочного процесса. Для ее решения необходимы разработка и внедрение комплекса мероприятий, направленных на оптимизацию эксплуатационных расходов, в первую очередь за счет изменения действующих технологических процессов. По своей сути это и есть современное эффективное управление материальными затратами, использующее технологические, производственные и экономические инструменты. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Организация и нормирование труда
Тихомиров А.Н.

На основании действующего в стране законодательства в ОАО «РЖД» создана нормативно-правовая база в области организации и нормирования труда, закрепленная соответствующим Положением и Коллективным договором. Для нормирования труда в компании Центром организации труда и проектирования экономических нормативов - филиалом ОАО «РЖД» разработаны более 230 сборников норм труда. Ежегодно с учетом внедрения новой техники и технологий в Центре пересматриваются либо вновь разрабатываются более 20 сборников норм труда. Это позволяет не только поддерживать нормативную базу в актуальном состоянии, но и повышать производительность труда и эффективность производства. Так, в 2012 г. в результате внедрения разработанных норм труда планируется снизить потребную численность работников более чем на 7,8 тыс. человек. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 

Высокоскоростное движение

Высокоскоростной железнодорожный транспорт: современные вызовы и перспективы развития
Киселёв И.П.

Конгресс, посвященный проблематике высокоскоростных железнодорожных сообщений, впервые был проведен не на евроазиатском материке. Проходившие до этого с 1992 г. подобные международные форумы собирались в Брюсселе, Лилле, Берлине, Мадриде, Милане, Амстердаме и Пекине. На VIII всемирном конгрессе наибольшими по численности были группы делегатов из США (около половины всех участников), Франции (более 60 человек) КНР, Японии, Испании, ФРГ, Италии, Великобритании. Российская делегация, которую возглавлял президент ОАО «РЖД» В.И. Якунин, насчитывала около 20 человек. Они представляли различные центральные структуры, филиалы и дочерние предприятия акционерного общества «Российские железные дороги», а также Петербургский государственный университет путей сообщения. Форум 2012 г. проходил в громадном здании Центра конгрессов и выставок (Convention Center), расположенном в самом сердце Филадельфии. История этого здания, в которой как в капле воды отразилась история железных дорог США с их стремительным развитием в XIX и упадком в ХХ веке, заслуживает нескольких строк. Она интересна и в связи с тем, что с ростом высокоскоростных железнодорожных сообщений появился новый взгляд на судьбу старых вокзалов крупных городов. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Новости от поставщиков

Обзор наиболее значимых событий у поставщиков отрасли за октябрь 2012 года. Подробнее…
 

Специальный проект

Дирекция тяги
Ходакевич А.А.

Эксплуатационный локомотивный комплекс вошел в проект «Бережливое производство» в ОАО «РЖД» в 2012 г. К реализации проекта подключены 19 структурных подразделений в восьми региональных дирекциях. Рабочие группы созданы в Дирекции тяги, регионах и эксплуатационных локомотивных депо. Определены приоритетные направления деятельности по снижению непроизводительных расходов в эксплуатационном локомотивном комплексе за счет внедрения инструментов бережливого производства. Во-первых, это сокращение подготовительно-заключительного времени локомотивных бригад за счет оптимизации маршрутов перемещения от места явки или отдыха к месту приемки локомотива, оптимизации маршрутов при прохождении предрейсовых процедур, изменения технологии постановки локомотивов в депо, выдачи из депо. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Южно-Уральская железная дорога


Храмцов А.М.

Южно-Уральская железная дорога подключилась к проекту ОАО «РЖД» по внедрению технологий бережливого производства в сентябре 2011 г. Были определены четыре пилотных предприятия (рис. 1): локомотивное ремонтное депо Зауралье, Опытный завод путевых машин (цех по ремонту лицензионной техники № 10), Карталинская дистанция сигнализации, централизации и блокировки, Челябинский региональный центр связи. Для организации и систематизации работ по бережливому производству была создана дорожная оперативная группа, разработана программа поэтапного внедрения проекта бережливого производства на дороге, введен в действие регламент управления проектом, утверждено положение о дополнительном премировании работников дороги за результаты внедрения бережливого производства. В январе 2012 г. полигон внедрения бережливого производства на дороге был расширен, число участвующих в проекте структурных подразделений увеличилось до 26. В мае добавилось еще 18. К работе подключились новые хозяйства, которые еще не участвовали в проекте «Бережливое производство». Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Беледин А.К.

Внедрение технологий бережливого производства в Южно-Уральской дирекции тяги осуществляется в соответствии со стратегией инновационного развития ОАО «РЖД» и корпоративной системой управления качеством. Основными показателями эффективности внедрения бережливого производства для дирекции тяги являются: производительность труда, т·км брутто/чел. (поставлена задача добиться ее повышения не менее чем на 4%); снижение числа отказов технических средств (не менее чем на 5%); использование рабочего времени локомотивных бригад (намечено сокращение потерь рабочего времени локомотивных бригад не менее чем на 20%); число случаев производственного травматизма (должны быть исключены). В связи с разделением локомотивного комплекса на ремонтную и эксплуатационную составляющие 85% эксплуатационных расходов Южно-Уральской дирекции тяги за первые пять месяцев 2012 г. пришлись на оплату труда, топлива и электроэнергии. Это ясно указывает, на решение каких вопросов в первую очередь должны быть направлены инструменты бережливого производства. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Дунаев Д.С.

Включившись в проект «Бережливое производство», эксплуатационное локомотивное депо Челябинск поставило перед собой задачу сокращения расхода электроэнергии и дизельного топлива на горячий простой электровозов ЧС7 и тепловозов 2ТЭ10 за счет оптимизации производственного процесса. Для этого в депо была создана рабочая группа из шести человек под руководством начальника депо. Картирование осуществлявшихся в депо процессов подготовки локомотивов к работе позволило выявить имевшиеся потери и наметить пути их сокращения. Так, простой электровозов ЧС7 в горячем состоянии (с поднятыми токоприемниками) составлял в среднем 15 ч 23 мин. За счет использования на данных локомотивах устройств подогрева масла в картере компрессора и обогрева кранов главных резервуаров простой с поднятыми токоприемниками удалось сократить до 1ч 44 мин летом и 2 ч 04 мин зимой. Налажен контроль за состоянием электровозов при отстое. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Управление объектов технологического и коммунального назначения
Лазарев А.Г.

На балансе хозяйства гражданских сооружений находятся более 47 тыс. объектов (зданий и сооружений). Для содержания их в технически исправном состоянии в хозяйстве имеются 67 дистанций гражданских сооружений и Дирекция по эксплуатации зданий на Горьковской железной дороге. В 2012 г. шесть предприятий хозяйства гражданских сооружений (Московско-Павелецкая, Барнаульская, Ачинская, Уссурийская, Комсомольская и Тындинская дистанции гражданских сооружений) были включены в работу по тиражированию передовых решений в области технологий бережливого производства среди подразделений производственного блока ОАО «РЖД». В первую очередь это связано с необходимостью оптимизации затрат на выпуск продукции производственными участками дистанций, а также экономии топливно-энергетических ресурсов (ТЭР). Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Красноярская железная дорога

Регер И.И.

На полигоне Красноярской железной дороги организован обмен опытом по реализации проекта «Бережливое производство». Руководители структурных подразделений выступают с докладами о достигнутых результатах на совете главных инженеров дороги (с начала года заслушано 11 структурных подразделений), параллельно проводятся аудиты внедрения технологий бережливого производства в подразделениях (всего проведено12 аудитов). В результате реализации проекта получен рост производительности труда по ряду служб и дирекций. Проводится работа по расширению числа участников проекта. В мае текущего года привлечены четыре структурных подразделения: Боготольская, Красноярск-Восточная и Ужурская дистанции сигнализации, централизации и блокировки, Красноярская дистация гражданских сооружений. Общее число структурных подразделений, вовлеченных в проект, достигло 38, из них 25 подразделений принимают участие на сетевом уровне. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Шишмарев В.П.

Внедрение технологий бережливого производства в хозяйстве гражданских сооружений Красноярской железной дороги началось в 2011 г. В качестве пилотного подразделения была выбрана Ачинская дистанция гражданских сооружений, располагающая наиболее инициативными руководителями и специалистами. Данная дистанция два года подряд становилась победителем краевого смотра-конкурса на лучшую организацию работы по охране труда в производственной группе «Транспорт». Проанализировав опыт других хозяйств, представленный на сайте «Бережливое производство» и на видеоконференциях, руководители хозяйства гражданских сооружений пришли к выводу, что простое копирование в данном случае будет неприемлемо в силу ряда особенностей хозяйства. Главными задачами хозяйства являются обеспечение эффективной эксплуатации зданий и сооружений инфраструктуры железных дорог и корпоративного жилищного фонда, а также оптимизация расходов на их содержание. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Пронин Е.В.

Ачинская дистанция гражданских сооружений принимает участие во внедрении технологий бережливого производства с 2011 г. Для этого создана оперативная рабочая группа, проведено обучение ее членов в Институте перспективных транспортных технологий и подготовки кадров при Сибирском государственном университете путей сообщения. Проводятся технические занятия с работниками дистанции по изучению принципов бережливого производства и их применению на практике. В 2011 г. в рамках программы по реализации принципов бережливого производства в здании вокзала станции Назарово радиаторы водяного отопления, питавшиеся от электробойлера, были заменены электрическими обогревателями. Благодаря этому трудозатраты на обслуживание оборудования были снижены на 81%, расход электроэнергии за отопительный период (с октября по май) уменьшился на 74 тыс. кВт·ч, экономический эффект составил 142 тыс. руб. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 

Ресурсосбережение

Энергосбережение в тяговом электроснабжении установками емкостной компенсации
Герман Л.А., Котельников А.В.

В 2011 г. Департамент электрификации и электроснабжения утвердил Инструкцию о порядке выбора параметров и мест размещения установок продольной и поперечной емкостной компенсации в системах тягового электроснабжения переменного тока. В ней основное внимание уделено требованиям к указанным установкам для обеспечения по напряжению заданной пропускной способности электрифицированных участков, при этом вопросы энергосбережения рассматриваются лишь как сопутствующие. В то же время установки емкостной компенсации являются эффективным средством снижения потерь электроэнергии в системах как тягового, так и внешнего электроснабжения. Включение таких установок в тяговую сеть образует так называемую компенсированную систему тягового электроснабжения (КСТЭ), являющуюся перспективной с точки зрения технико-экономических показателей. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Новое решение проблемы износа в системе колесо - рельс
Павлицкий Б.И.

Износ реборд колесных пар подвижного состава является одной из актуальных проблем в системе колесо - рельс. На железнодорожном транспорте она решается, в частности, лубрикацией (смазыванием) боковой поверхности рельсов и гребней колесных пар. Для этого используются устанавливаемые на подвижном составе форсунки для жидкой смазки либо гребнесмазыватели с твердыми смазочными карандашами, а также стационарные путевые лубрикаторы. Основными недостатками применения данных устройств являются высокая вероятность попадания смазки на дорожку качения и зависимость вязкости смазывающего вещества от температуры окружающей среды. Коллективом сотрудников Ростовского государственного университета путей сообщения под руководством профессора А.А. Демьянова была разработана конструкция колеса рельсового подъемно-транспортного средства, позволяющая по-иному решить методом лубрикации проблему износа в системе колесо - рельс. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 

Страницы истории
Отечественным железным дорогам - 175 лет

Московская железная дорога
Руднева И.П.

Строительство железных дорог от Москвы и вокруг Москвы было обусловлено ее географическим положением и давними экономическими связями со многими губерниями. Это и определило направления строительства первых железнодорожных путей. Точкой отсчета стал Нижний Новгород. Интересно, что еще в 1836 г. А.С. Пушкин в письме к писателю и публицисту В.Ф. Одоевскому отмечал: «Дорога из Москвы в Нижний Новгород еще была бы нужнее дороги из Москвы в Петербург, и мое мнение было бы - с нее и начать…» Первые проекты строительства Нижегородской железной дороги относятся к 30-м годам XIX века. 10 мая 1847 г. императорским указом было одобрено строительство дороги от Москвы до Нижнего Новгорода. Но прошло более 10 лет, прежде чем оно началось. Московско-Нижегородская железная дорога стала первой, соединившей европейскую часть России с ее восточными районами. Движение поездов по участку от Москвы до Владимира было открыто 14 июня 1861 г. Строительство второго участка Владимир - Нижний Новгород было закончено 1 августа 1862 г. к открытию Нижегородской ярмарки. В настоящее время в состав Московской магистрали входит лишь отрезок старой Московско-Нижегородской железной дороги до станции Петушки. Подробнее…
 


Юго-Восточная железная дорога
Сараев В.В.

Юго-Восточная ордена Трудового Красного Знамени железная дорога - одна из старейших магистралей России. Инициаторами ее строительства выступали Воронежское, Тамбовское, Борисоглебское, Кирсановское, Елецкое, Саратовское, Курское земства и войсковое начальство области Войска Донского. Основными организаторами строительства были предприниматели П.Г. фон Дервиз, С.С. Поляков и П.И. Губонин. Годом основания Юго-Восточной железной дороги принято считать 1866 г. В протоколе, подписанном П.Г. фон Дервизом, отмечалось: «Сего сентября 4 дня 1866 г. в час по полудню прибыл из Рязани в Козлов (ныне Мичуринск) первый пассажирский поезд Рязано-Козловской железной дороги, которым и открыта эта дорога, согласно распоряжению, данному Правительством». В феврале 1868 г. было открыто движение на участке Козлов - Воронеж, в августе того же года - на участке Елец - Грязи, а в декабре 1869 г. - от Козлова до Тамбова и от Грязей до Борисоглебска. Вскоре возникла необходимость продлить дорогу на юг, к донецким угольным месторождениям. Организацию строительных работ взяло на себя Воронежское земство. 28 ноября 1871 г. было открыто регулярное движение поездов от Воронежа до Ростова и введен в эксплуатацию участок Борисоглебск - Царицын. Подробнее…
 


На железных дорогах мира

Обзор событий на зарубежных железных дорогах за октябрь 2012 года. Полностью подборка доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…

 

Закон о рекламе

 
Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования