«Железнодорожный транспорт»
№ 3 2013 год

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 3 2013 год

XXXI съезд Роспрофжел Транспортная наука: инновационные решения для бизнеса

Содержание и аннотация журнала


Архивы и Анонсы
 


Анонс № 3 2014 год
 

Архив
 


2014 год
 


№ 1 2014 год
 


№ 2 2014 год


2013 год
 


№ 3 2013 год
 

№ 4 2013 год
 

№ 5 2013 год
 

№ 6 2013 год
 

№ 7 2013 год
 

№ 8 2013 год
 

№ 9 2013 год
 

№ 10 2013 год
 

№ 11 2013 год
 

№ 12 2013 год
 

Коротко о важном
стр. 2

Приоритеты

маркированный список

Центры мониторинга и управления эксплуатационной работой магистрали.
Билоха В.А.
стр. 4

маркированный список

Основные принципы территориальной организации бизнес-единиц производственного блока ОАО «РЖД».
Сотников Е.А.,
Шенфельд К.П.,
Кондрахина Н.В.
стр. 10

Пульс сети
стр. 17

Специальный проект

маркированный список

Интеллектуальные системы управления
стр. 18

маркированный список

От продуманного решения к качественной реализации.
Матюхин В.Г.,
Шабунин А.Б.,
Калуцкая А.П.
стр. 20

маркированный список

Использование мультиагентных систем в диспетчерском регулировании.
Шабунин А.Б.,
Ефремов Г.А.,
Калуцкая А.П.
стр. 23

маркированный список

Спутниковые и геоинформационные технологии в интеллектуальных системах управления.
Розенберг И.Н.
стр. 28

маркированный список

Технологическое обеспечение перевозочного процесса.
Бородин А.Ф.
стр. 33

маркированный список

На основе имитационного моделирования.
Шапкин И.Н.,
Вдовин А.Н.
стр. 37

маркированный список

Информационная и технологическая поддержка функционирования ИСУЖТ.
Розенберг Е.Н.,
Астрахан В.И.
стр. 42

маркированный список

Для систем управления и обеспечения безопасности движения поездов.
Шалягин Д.В.,
Астрахан В.И.,
Шухина Е.Е.
стр. 45

маркированный список

На основе технологии интеллектуальных агентов.
Чехов А.В.,
Гончарова Е.И.,
Сафронов В.Н.
стр. 50

маркированный список

Технологии организации связи для обеспечения ИСУЖТ.
Вериго А.М.
стр. 53

маркированный список

Автоматизация работы дежурного по станции.
Левин Д.Ю.,
Толмачёв С.Н.
стр. 56

маркированный список

Единая информационная инфраструктура пассажирских поездов.
Бобрышев К.В.,
Зуйков А.В.,
Мальцев М.Г.,
Сухарев К.В.
стр. 60

Инфраструктура

маркированный список

Комплексная оценка состояния пути.
Конаков В.П.,
Певзнер В.О.,
Петропавловская И.Б.,
Громова Т.И.
стр. 64

Новости от поставщиков
стр. 68

Подвижной состав

маркированный список

Снижение подреза гребней колесных пар грузовых вагонов.
Филиппов В.Н.,
Зуйков П.И.,
Подлесников Я.Д.
стр. 70

Логистика

маркированный список

«Сухие порты» - путь улучшения взаимодействия с моряками.
Резер С.М.,
Резер А.В.
стр. 73

маркированный список

Перевозки грузов промышленных предприятий в вагонах операторских компаний.
Островский А.М.,
Дружинина М.Г.,
Жаркова А.А.,
Жарков Д.Ю.
стр. 76

На железных дорогах мира
стр. 78

 

На 1 стр. обложки фото М.Ю. Каширина

 

Аннотация статей номера


Коротко о важном

Обзор наиболее значимых событий в отрасли за март 2013 года. Подробнее...
 

Приоритеты

Центры мониторинга и управления эксплуатационной работой магистрали
Билоха В.А.

На Северной железной дороге в рамках программы инновационного развития создаются центры мониторинга и управления эксплуатационной работой магистрали, внедряются сопутствующие им автоматизированные информационные системы для поддержки принятия решений, организации работы и планирования производственной деятельности. Основу формируемых на полигоне дороги вертикалей управления составляют Диспетчерский центр управления перевозками (ДЦУП), центры управления содержанием инфраструктуры (ЦУСИ), управления тяговыми ресурсами (ЦУТР) и фирменного транспортного обслуживания (ТЦФТО). Новые структуры призваны обеспечить высокую эффективность производственной деятельности дороги по удовлетворению потребностей регионов Северо-Запада в перевозках грузов и пассажиров и организации ритмичной передачи вагонопотоков на участках, входящих в основные сетевые направления Кузбасс - Северо-Запад, Север - Юг и направления Свеча - Вологда - Кошта, Александров - Ярославль - Вологда - Обозерская - Маленьга. В этих целях на дороге проводится комплекс технических, технологических и организационных мероприятий, которые обеспечат поэтапный переход на единую технологию перевозочного процесса и оптимизацию эксплуатационной работы в первую очередь за счет повышения роли технологических и организационных основ перевозочного процесса - плана формирования и графика движения поездов. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Основные принципы территориальной организации бизнес-единиц производственного блока ОАО «РЖД»
Сотников Е.А., Шенфельд К.П., Кондрахина Н.В.

В ходе реформирования ОАО «РЖД» создан комплекс вертикально интегрированных бизнес-единиц производственного блока компании. Он включает в себя центральные дирекции управления движением (ЦД) и инфраструктуры (ЦДИ), дирекции тяги (ЦТ) и по ремонту тягового подвижного состава (ЦТР), дирекцию сбыта - Центр фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО). При формировании новой структуры управления предусмотрена реализация принципа матричности на основе непрерывного функционирования региональных органов управления с хозяйственными вертикалями. В качестве таких органов выступают железные дороги - филиалы ОАО «РЖД», которые преобразуются в региональные центры корпоративного управления и обеспечивают на региональном уровне внутрихолдинговую корпоративную и технологическую координацию, а также взаимодействие с территориальными органами государственного управления и бизнес-сообществом. На первом организационном этапе региональные структурные подразделения бизнес-единиц производственного блока ОАО «РЖД» образуются в основном в границах железных дорог. Вместе с тем Концепцией организационного развития холдинга «Российские железные дороги» на период до 2015 г. предусмотрена оптимизация количества их уровней и границ. При этом для каждого вида деятельности и бизнеса территориальные схемы организации могут быть оптимизированы индивидуально в соответствии с корпоративной стратегией, исходя из обеспечения спроса потребителей, структуры и масштабов хозяйственных объектов, а также технологических особенностей функционирования конкретных бизнес-единиц. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Пульс сети

Обзор наиболее значимых событий на сети железных дорог России за март 2013 года. Подробнее...
 

Специальный проект

Интеллектуальные системы управления

Лидерство в современной глобальной экономике невозможно без наличия развитой инфраструктуры, основу которой в нашей стране составляет железнодорожный транспорт. Магистральным направлением повышения эффективности транспортной системы во всем мире становятся интеллектуальные транспортные системы (ИТС), предусматривающие системную интеграцию современных информационных и коммуникационных технологий и средств автоматизации с транспортной инфраструктурой, транспортными средствами и пользователями. Разрабатываемая в России общенациональная программа по ИТС призвана стать эффективным инструментом реализации Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 г. ОАО «РЖД» занимает ведущие позиции в стране в сфере создания интеллектуальных транспортных систем. Необходимость применения интеллектуальных систем на железной дороге обусловлена сложностью решаемых задач и динамичностью окружающей среды, требующей непрерывной адаптации системы к внешним воздействиям. Базой создания ИТС являются такие основополагающие документы, как Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации на период до 2030 г. и Стратегические направления научно-технического развития ОАО «РЖД» до 2015 г. («Белая книга ОАО «РЖД»). Подробнее…
 


От продуманного решения к качественной реализации
Матюхин В.Г., Шабунин А.Б., Калуцкая А.П.

В ОАО «НИИАС» ведется разработка единой интеллектуальной управляющей системы для железнодорожного транспорта (ИСУЖТ). Проект предусматривает создание технологически интегрированной системы управления перевозочным процессом, инфраструктурой и тяговыми ресурсами, основанной на современных программных и интеллектуальных технологиях. Приведенные на рисунке технологические эффекты ИСУЖТ по вертикалям управления призваны существенно повысить эффективность эксплуатационной работы ОАО «РЖД». Завершена предпроектная стадия работ. В частности, проанализирована предметная область, проведены исследования крупных информационных систем ОАО «РЖД» и систем диспетчерского управления в других отраслях промышленности и транспорта. Для проектирования ИСУЖТ на основе методологии моделирования бизнес-процессов в ОАО «НИИАС» создан Процессный офис. Его задача - сформировать единую модель бизнес-процессов управления производственной деятельностью. Разработка такой модели позволит устранить существующие пробелы в автоматизации деятельности ОАО «РЖД». В процессный офис включены ведущие сотрудники института по разным направлениям. Офис работает по утвержденным стандартам моделирования ОАО «РЖД». Также в институте сформирован Технологический офис, объединивший компетенции технологов для создания, адаптации и контроля реализации комплексной технологии управления эксплуатационной работой. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Использование мультиагентных систем в диспетчерском регулировании
Шабунин А.Б., Ефремов Г.А., Калуцкая А.П.

Процесс управления движением поездов подвержен непрерывному воздействию многочисленных и разнообразных возмущений, которые могут привести к конфликтным ситуациям и отклонениям поездов от графика. Качество разрешения конфликтных ситуаций в значительной степени зависит от опыта конкретного диспетчера, т.е. от человеческого фактора, что зачастую обусловливает принятие нерациональных решений для ввода поездов в график. С ростом скоростей и интенсивности пассажирского движения минимизация времени принятия оптимизированного комплекса мер при возникновении нештатных ситуаций приобретает все большее значение. Решение задач оптимизации ввода опаздывающих поездов в график уделяется большое внимание на зарубежных железных дорогах. Deutsche Bahn AG в 2007 г. запустила проект DisKon, направленный на решение конфликтных ситуаций в реальном времени. Его результатом стал усовершенствованный асинхронный алгоритм ASDIS/L решения конфликтов, первоначально разработанный в университете RWTH Aachen. Голландская система ROMA - это инструмент поддержки принятия диспетчерских решений. Она совмещает методы исследования операций для задач выявления и разрешения конфликтов в графике с точным моделированием динамики движения поездов и координацией их скоростей. При построении плана пропуска сначала ведется поиск допустимого расписания с помощью алгоритма ветвей и границ, а затем проверяется соблюдение минимальных межпоездных интервалов на основе координации скоростей поездов в соответствии с правилами блокировки. В случае нарушения интервалов рассчитывается динамика поездов на основе таблиц ускорения и замедления в соответствии с голландской системой сигнализации NS54 и системой обеспечения безопасности АТВ. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Спутниковые и геоинформационные технологии в интеллектуальных системах управления
Розенберг И.Н.

В общем комплексе мероприятий Программы инновационного развития ОАО «РЖД» на период до 2015 года важное место отведено внедрению спутниковых и геоинформационных технологий в интеллектуальные системы управления на железнодорожном транспорте. При этом под «спутниковыми технологиями» имеются в виду все основные компоненты космической технологической триады: глобальные навигационные спутниковые системы (ГНСС) ГЛОНАСС/GPS, средства спутниковой подвижной связи и спутникового дистанционного зондирования Земли, привязка материалов которых также обеспечивается средствами спутниковой навигации. С учетом основных направлений производственной деятельности ОАО «РЖД» и на основе базовых принципов построения интеллектуальных систем управления в качестве приоритетных предметных областей применения указанных технологий на современном этапе определены два крупных блока: «Управление движением» и «Содержание инфраструктуры», сформирован перечень приоритетных направлений внедрения, а также определены приоритетные задачи, решаемые на начальной стадии создания интеллектуальной системы управления инфраструктурой железнодорожного транспорта. В качестве базового подхода к решению поставленных задач выбран принцип разработки сквозных технологий на основе единого координатного описания объектов путевой инфраструктуры и подвижного состава. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Технологическое обеспечение перевозочного процесса
Бородин А.Ф.

Единая интеллектуальная система управления и автоматизации производственных процессов на железнодорожном транспорте призвана стать основной автоматизированной системой управления на базе использования новейших научных разработок в области управления бизнес-процессами, ориентированной на повышение качества транспортного обслуживания и оптимизацию взаимодействия всех производственных подразделений ОАО «РЖД». В области управления перевозочным процессом технологические компоненты ИСУЖТ становятся основой реализации новых решений и повышения эффективности. Так, по направлению работ «Оптимизация технологии» предусматривается автоматизированный прогноз использования ресурсов сети (по году, кварталу, месяцу - «где ехать», «где стоять», «чем везти», «во что грузить») с согласованным предоставлением пропускных и перерабатывающих способностей с учетом ремонта и реконструкции инфраструктуры. Реализуются автоматизированная разработка технологии и технических норм при двустороннем информационном взаимодействии с Центром фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) и комплекс взаимоувязанных АРМов технологов. При этом предусмотрен переход от изолированных расчетов по оптимизации плана формирования и графика движения, станционной технологии и ЕТП, технических норм к расчетам во взаимоувязке через модель ресурсов сети. В итоге для систем и задач оперативного управления должно быть обеспечено автоматизированное формирование баз данных по технологическим цепочкам операций. Прогнозируемые технологические результаты включают своевременное предупреждение узких мест в технологии работы, а также снижение стыковых потерь во взаимодействии вертикалей дирекций ОАО «РЖД» по всем уровням управления и во взаимодействии с портами, путями необщего пользования, операторами подвижного состава. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


На основе имитационного моделирования технологических процессов
Шапкин И.Н., Вдовин А.Н.

Совершенствование эксплуатационной работы и развитие технологии организации вагонопотоков во взаимодействии с графиком движения поездов на основе новой нормативно-правовой базы и оптимальных тарифных условий1 требуют реализации комплекса мероприятий. Во-первых, необходимо разработать взаимоувязанные технологические процессы доставки грузов и пассажиров с учетом маршрута следования вагона (пассажира) по цепочке назначений поездов от пункта зарождения до пункта погашения потока, технологии работы объектов сети железных дорог и должностных лиц в пределах своей зоны компетенции, а также взаимодействия элементов и участников технологических процессов. Во-вторых, следует разработать четкие непротиворечивые целевые показатели качества и критерии оценки работы каждого участника технологического процесса с выходом на систему премирования. В-третьих, необходимо создать автоматизированные системы моделирования технологических процессов (для разных уровней управления, детализации и глубины моделирования) при заданных начальных условиях, ограничениях, эталонных картах продвижения поездопотоков для определения ожидаемых результатов работы. Важное значение для развития новой технологии имеет интеграция результатов работы систем управления ресурсами и рисками на всех этапах жизненного цикла объектов техники на основе анализа надежности (УРРАН), учета контроля устранения отказов технических средств (КАСАНТ) и учета, расследования и анализа случаев технологических нарушений (КАСАТ) в единую систему принятия стратегических, превентивных и оперативных решений. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Информационная и технологическая поддержка функционирования ИСУЖТ
Розенберг Е.Н., Астрахан В.И.

Одной из основных в ИСУЖТ является система управления и обеспечения безопасности движения поездов (СУОБДП), структурная схема которой приведена на рисунке. В состав Центра диспетчерского управления (ЦДУ) входят подсистемы построения планового графика движения (ПГД), а также откорректированного или оперативного графика. Решение о корректировке ПГД принимается блоком сравнения на основании сравнения ПГД, графика исполненного движения (ГИД) и значений рассогласований параметров ПГД и ГИД. Исполнение ПГД возложено на подсистему «Автомашинист», состоящую из стационарной (верхний уровень управления системы автоведения) и бортовой (нижний уровень системы автоведения) частей. Для установки маршрутов движения поездов в соответствии с плановым или оперативным ГД служит подсистема «Автодиспетчер». Диспетчерский аппарат получает необходимую информацию о состоянии перевозочного процесса и отклонениях в движении поездов от ПГД и выдает разрешения на его корректировку (его «ниток или графика в целом). Стационарное оборудование подсистемы «Автомашинист» выбирает алгоритмы управления в зависимости от отклонений параметров ПГД и ГИД и передает выработанные команды бортовым устройствам «Автомашиниста» на поезда. Подсистема диспетчерской централизации (ДЦ) обеспечивает организацию и управление процессом движения поездов на линии в штатных и нештатных условиях работы, устанавливает маршруты движения каждому поезду под контролем и при участии диспетчерского аппарата. Последняя функция может выполняться полностью в автоматическом режиме с помощью подсистемы «Автодиспетчер». Переключение режимов установки маршрутов выполняет поездной диспетчер. Непосредственная установка маршрутов осуществляется подсистемой электрической централизации. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Для систем управления и обеспечения безопасности движения поездов
Шалягин Д.В., Астрахан В.И., Шухина Е.Е.

В сложных многоуровневых системах управления движением поездов на железных дорогах каждый уровень предназначен для решения определенного круга задач. К таким задачам относится, в частности, дальнесрочное, среднесрочное и оперативное планирование прохождения перевозочного процесса. В соответствии с этими задачами определяются структура системы и составляющие ее элементы. Управление перевозочным процессом основано на использовании сквозных информационно-управляющих технологий, а система управления построена по иерархическому принципу, при этом управляющая информация направлена от ЦУП ОАО «РЖД» через дорожные центры управления к рабочим местам линейных подразделений, участвующих в выполнении тех или иных операций в перевозочном процессе. Общая структура взаимодействия центров управления перевозками имеет три уровня: ЦУП ОАО «РЖД», ДЦУ региона и автоматизированные системы диспетчерского управления линейного уровня. Информация о состоянии объектов перевозочного процесса и об операциях с ними формируется в автоматизированных системах управления линейного уровня. Далее она поступает в сетевой и дорожные информационно-вычислительные центры, в ЦУП и ДЦУ. Источниками этой информации на участках железных дорог, в узлах и на станциях являются системы диспетчерской централизации (ДЦ) и диспетчерского контроля (ДК), непосредственно связанные с объектами контроля. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


На основе технологии интеллектуальных агентов
Чехов А.В., Гончарова Е.И., Сафронов В.Н.

Рост объемов перевозок в 2012 г. привел к возникновению серьезных затруднений на Красноярской, Восточно-Сибирской, Забайкальской и Дальневосточной железных дорогах, формирующих Восточный полигон. В результате на нем приходилось отставлять от движения до 200 поездов в сутки. Участковая скорость с начала 2012 г. упала на 6,4 км/ч. Одна из главных причин возникшей ситуации заключается в дефиците тяговых ресурсов вследствие неравномерного и непарного движения поездов. Именно поэтому в рамках первой очереди реализации проекта ИСУЖТ предусмотрена автоматизация Центра управления тяговыми ресурсами (ЦУТР) Восточного полигона. Полигон характеризуется большой протяженностью, сложным горным профилем пути с наличием кривых малого радиуса и уклонов до 28‰. Здесь используется более 2000 локомотивов грузового движения, контингент локомотивных бригад превышает 20 000 чел. Полигон Мариинск - Находка включает 120 поездоучастков протяженностью от 250 до 450 км, семь сортировочных станций, 16 локомотивных депо, 12 сетевых и 10 региональных пунктов технического обслуживания локомотивов (ПТОЛ). На Восточном полигоне ЦУТР был создан в апреле 2012 г. В основу его идеологии заложен принцип концентрации управления тяговыми ресурсами в одном центре при тесном взаимодействии всех причастных дирекций, прежде всего дирекций управления движением, тяги и по ремонту тягового подвижного состава. Иными словами, в Центре реализован комплексный подход к организации работы локомотивов и локомотивных бригад, что способствует более эффективному решению проблем, возникающих на стыке зон ответственности. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Технологии организации связи для обеспечения ИСУЖТ
Вериго А.М.

Для нормального функционирования ИСУЖТ и взаимодействия ее подсистем необходимо организовать соответствующие каналы связи и передачи данных. Поскольку развитие сетей связи требует значительного времени, при реализации подсистем ИСУЖТ следует ориентироваться на преимущественное использование действующих сетей электросвязи с постепенным необходимым их развитием и модернизацией. Перечень систем технологической связи достаточно обширен, и все эти системы необходимы для обеспечения ИСУЖТ. Сегодня в состав действующих сетей электросвязи входят первичная сеть технологической связи, система оперативно-технологической связи (ОТС), сеть передачи данных оперативно-технологического назначения (СПД ОТН), системы технологической радиотелефонной связи, общетехнологической связи (ОбТС), аудиоконференц-связи, технологической видеоконференц-связи, документированной регистрации переговоров, единая система мониторинга средств связи. Действуют, но пока менее развиты системы единого времени (СЕВ), передачи данных по радиоканалу технологического назначения, широкополосного беспроводного доступа, ремонтно-оперативной радиосвязи и передачи данных информационно-управляющих систем на основе сетей связи сотовых операторов (СПД РОРС GSM), а также централизованная система информирования и оповещения пассажиров (ЦИСОП). Специалисты ОАО «НИИАС» работают над дальнейшим развитием и внедрением этих сетей. С целью синхронизации во времени всех технологических процессов в регионах и на направлениях внедрения подсистем ИСУЖТ необходимо предусмотреть построение СЕВ. Она предназначена для приема, хранения, распространения по сети железнодорожной электросвязи и выдачи потребителям сигналов времени, соответствующих с заданной точностью шкале координатного времени UTC (SU) Государственного первичного эталона единиц времени, частоты и национальной шкалы времени Российской Федерации. Особенность построения системы единого времени связи заключается в том, что для передачи информации используются магистральные и дорожные первичные сети связи, реализованные на большинстве участков железных дорог ОАО «РЖД». Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Автоматизация работы дежурного по станции
Левин Д.Ю., Толмачёв С.Н.

Повышение уровня безопасности работы железнодорожного транспорта является важнейшим приоритетом развития и модернизации отрасли, научных исследований и текущей эксплуатационной деятельности. Основные задачи по обеспечению безопасности движения решает дежурно-диспетчерский аппарат. При этом дежурному по станции приходится работать как в стандартных, так и в нестандартных и аварийных условиях при острой нехватке времени, непредсказуемости ситуаций и повышенном риске. И хотя новые технические средства интенсифицировали перевозочный процесс, методологическая база управления осталась на прежнем уровне. Это обусловливает высокую напряженность труда дежурного персонала. И без того ответственная и напряженная работа дежурного по станции в современных условиях усугубляется дефицитом путей на станциях и пропускной способности на участках. Установлено, что 80-85% всех случаев нарушений безопасности движения в хозяйстве перевозок происходит по вине дежурных по станции. Доля ошибок человека значительно превышает сбои в работе техники. Это связано с большим объемом сложных функций управления, выполняемых дежурным персоналом. Недостаточный контроль за действиями дежурного по станции приводит к неуправляемой вероятности ошибок человека. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Единая информационная инфраструктура пассажирских поездов
Бобрышев К.В., Зуйков А.В., Мальцев М.Г., Сухарев К.В.

Одним из базовых направлений транспортной политики многих развитых стран в настоящее время является разработка и продвижение интеллектуальных транспортных систем (ИТС). В Российской Федерации развитие ИТС определено такими директивными документами, как Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации на период до 2030 г. и Стратегические направления научно-технического развития ОАО «РЖД» до 2015 г. (Белая книга ОАО «РЖД»). Интеллектуальный поезд представляет собой один из базовых компонентов ИТС. Создание интеллектуального поезда предполагает автоматизацию процессов контроля, диагностики и управления бортовым оборудованием, передачу по ходу движения поезда информации о состоянии вагонного оборудования в депо и Ситуационный центр ОАО «ФПК». Такой поезд характеризуется также наличием современных интеллектуальных средств обеспечения безопасности поездки пассажиров, в частности систем контроля и управления доступом, пожарной безопасности, позиционирования с использованием ГЛОНАСС и др. В интеллектуальном поезде пассажирам предоставляется широкий спектр услуг с использованием современных средств связи, поездных информационных систем и сервисов (доступ к электронной почте, социальным сетям, медиа-контенту, получение возможности просмотра меню вагона-ресторана в электронном виде, оформления заказа с оплатой кредитной картой, приобретение железнодорожных билетов непосредственно в поездах и др.). Поездная бригада также получает расширенные и обновленные средства автоматизации своей деятельности (автоматизация процессов контроля и управления бортовым оборудованием, оформления отчетной документации, в том числе по состоянию вагонного оборудования, процессов поиска неисправностей). Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 

Инфраструктура

Комплексная оценка состояния пути
Конаков В.П., Певзнер В.О., Петропавловская В.Б., Громова Т.И.

Комплексная оценка состояния пути была введена на железных дорогах России с осени 2007 г. Впервые в отечественной практике был создан единый документ, позволяющий всесторонне оценивать геометрические параметры рельсовой колеи, состояние элементов верхнего строения, земляного полотна, искусственных сооружений. Оценка каждого километра (участка) стала базой для определения потребности в работах по техническому обслуживанию (ТО) пути. Необходимость введения комплексной оценки состояния пути была обусловлена тем, что оценка только по показателям вагонов-путеизмерителей в современных условиях оказалась недостаточно эффективной, поскольку изначально была предназначена для выявления и оперативного устранения силами ремонтных бригад неисправностей, угрожающих безопасности движения. Комиссионные осмотры при отсутствии единой системы и шкалы оценки не позволяли сопоставлять результаты с различных участков и, главное, не позволяли полностью использовать получаемую информацию для принятия управленческих решений по организации технического обслуживания пути. Таким образом, комплексная оценка состояния пути и сооружений (КОСП) дополняет существующие Технические условия на работы по ремонту и планово-предупредительной выправке пути и служит приоритетом определения вида и места проведения работ по ТО в период между обновлением верхнего строения при реконструкции, модернизации или капитальном ремонте, включая текущее содержание и все виды промежуточных ремонтов. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Новости от поставщиков

Обзор наиболее значимых событий у поставщиков отрасли за март 2013 года. Подробнее…
 

Подвижной состав

Снижение подреза гребней колесных пар грузовых вагонов
Филиппов В.Н., Зуйков П.И., Подлесников Я.Д.

Во время движения вагона по рельсовой колее из-за конусности колес даже на прямых участках пути наблюдается отклонение продольной оси тележек от продольной оси вагона - виляние. При этом в кривых участках пути различного радиуса тележка поворачивается относительно шкворня на угол, имеющий разные значения для каждого радиуса. При извилистом движении и движении по кривым участкам пути часть вертикальной нагрузки от кузова передается на скользуны, что увеличивает момент трения в шкворневом узле и, в свою очередь, влияет на износ гребней колесных пар. Применявшаяся на отечественных железных дорогах до середины 1950-х годов тележка МТ-50 имела скользуны с чугунными вкладышами, обеспечивающими минимальные величины силы трения за счет стабильного коэффициента трения пары чугун по стали, равного 0,15. На тележках железных дорог США для снижения момента трения применялись роликовые или катковые скользуны. В настоящее время на тележках ЦНИИ-Х3 (18-100) применяют стальной колпак скользуна. Так как коэффициент трения пары сталь по стали может меняться в пределах 0,25?0,4, что приводит к износу и повреждениям колпака скользуна, для снижения величины момента трения, по мнению авторов, целесообразно вернуться к применению скользуна с парой трения чугун по стали. В настоящее время применение пары трения сталь - чугун в рессорном подвешивании тележек ЦНИИ-Х3 (18-100), обеспечивает стабильную величину относительного коэффициента трения. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 

Логистика

«Сухие порты» - путь улучшения взаимодействия с моряками
Резер С.М., Резер А.В.

Совершенствование таможенно-логистической инфраструктуры и внедрение института «сухого порта» в частности, предусмотрено Концепцией таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации. Концепция позволит совершенствовать государственный контроль за товарами, пересекающими государственную границу России, и создаст условия для развития мировой торговли. При этом реализация Концепции обеспечит минимизацию рисков дальнейшей интеграции Российской Федерации в мировую экономику с учетом обеспечения ее экономической безопасности. В связи с этим ФТС России предложено ввести институт «сухих портов», или припортовых терминалов, расположенных на некотором удалении от самого морского порта, но позволяющих временно хранить и перерабатывать значительный объем грузов, в частности контейнеров. При этом на территории морского пункта пропуска будут выполняться только операции по разгрузке/перегрузке товаров с морских судов, а сортировка, временное хранение и таможенное оформление будут осуществляться в «сухих портах». Естественно, введение такого института потребует определенного изменения действующей нормативной правовой базы, решения вопросов размещения государственных контролирующих органов, в том числе таможенных, и осуществления ими своих функций на территории «сухих портов». На все это потребуется и время, но в конечном итоге такая мера будет способствовать увеличению объема перевалки грузов портами, повышению их пропускной способности, а следовательно, росту российского внешнеторгового оборота. Кроме того, необходимо учитывать, что в отличие от уже сложившейся инфраструктуры морских портов «сухие порты» в настоящее время только строятся, поэтому в них должны быть созданы все необходимые условия для работы, в том числе таможенных органов. Под термином «сухой порт» в соответствии с рекомендациями Межправительственного соглашения Экономической и социальной комиссии ООН для стран Азии и Тихого океана (ЭСКАТО) понимается безопасный внутренний район, сообщение с которым обеспечивается одним или несколькими видами транспорта для обработки, временного хранения грузов и выполнения соответствующих таможенных формальностей. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Перевозки грузов промышленных предприятий в вагонах операторских компаний
Островский А.М., Дружинина М.Г., Жаркова А.А., Жарков Д.Ю.

Услуги по предоставлению вагонов под перевозку выполняют около 2450 компаний-операторов. При этом парком свыше 5 тыс. вагонов владеют всего 12 собственников, более одной тысячи вагонов - около 90, менее 100 вагонов - 1730 собственников, а по одному вагону имеют примерно 200 собственников. По оценкам некоторых аналитиков, общий объем парка российских вагонов, имеющих право выхода на магистральные пути, на конец 2011 г. составлял примерно 1060,7 тыс. ед. Парк вагонов ОАО ПГК насчитывал 191 тыс. ед., ОАО ВГК принадлежали 173,1 тыс. вагонов, в инвентарном парке ОАО «РЖД» находилось 71,1 тыс. вагонов, 625,5 тыс. грузовых вагонов числилось в собственности прочих организаций. В приватном подвижном составе от всего грузооборота перевозят 30-32% угля, 17% нефти и нефтепродуктов, 10-12% строительных материалов, 8-9% металлов, 7-8% железной руды, т.е. три крупнейших вида грузов обеспечивают примерно 60% всех перевозок. Большинство мелких операторов ориентируются на предоставление вагонов для маршрутных отправок, что обеспечивает более высокую производительность вагонного парка и позволяет концентрироваться на нескольких крупных клиентах. Доля маршрутных отправок в вагонах частных операторов выше, чем у инвентарного парка ОАО «РЖД», и превышает 41%. Операторские компании на рынке железнодорожных перевозок создавались для обновления парка подвижного состава за счет частного капитала, а также для создания нормальной конкуренции и приемлемых ценовых условий в результате развития этих компаний в самостоятельных перевозчиков. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


На железных дорогах мира

Обзор событий на зарубежных железных дорогах за март 2013 года. Полностью подборка доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…

 

Закон о рекламе

 
Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования