«Железнодорожный транспорт»
№ 6 2013 год

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 6 2013 год

XXXI съезд Роспрофжел Транспортная наука: инновационные решения для бизнеса

Содержание и аннотация журнала


Архивы и Анонсы
 


Анонс № 6 2014 год
 

Архив
 


2014 год
 


№ 1 2014 год
 

№ 2 2014 год


№ 3 2014 год
 

№ 4 2014 год
 

№ 5 2014 год
 


2013 год
 


№ 6 2013 год
 

№ 7 2013 год
 

№ 8 2013 год
 

№ 9 2013 год
 

№ 10 2013 год
 

№ 11 2013 год
 

№ 12 2013 год
 

Коротко о важном
стр. 2

На магистралях содружества

маркированный список

58-е заседание Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества
стр. 4

Актуальная тема

маркированный список

Пожарной безопасности - первостепенное внимание
стр. 9

Приоритеты

маркированный список

Эффективный инструмент координации взаимодействия на региональном уровне.
Фролов В.Ф.
стр. 10

Пульс сети
стр. 19

В НТС ОАО «РЖД»
Повышение эффективности эксплуатации и технического обслуживания железнодорожного пути

маркированный список

Инновационные решения - основа поступательного развития путевого хозяйства.
Целько А.В.
стр. 20

маркированный список

На основе оптимизации стоимости жизненного цикла.
Гапанович В.А.
стр. 26

маркированный список

Прогрессивные технологии ремонта пути.
Бунин А.И.
стр. 35

маркированный список

Необходим комплексный подход к ремонту и текущему содержанию инфраструктуры.
Сайбаталов Р.Ф.
стр. 38

маркированный список

Единая система координатно-временного обеспечения.
Розенберг И.Н.
стр. 42

маркированный список

Высокоточные координатные системы.
Волков А.Н.
стр. 44

маркированный список

Эффективные решения по продлению срока службы конструкции пути.
Лапидус Б.М.
стр. 46

маркированный список

Рельсы от ЕвразХолдинга.
Широкоброд И.О.
стр. 49

маркированный список

Диагностика и мониторинг объектов инфраструктуры.
Конаков В.П.
стр. 51

маркированный список

Пути усиления основной площадки земляного полотна.
Ашпиз Е.С.
стр. 55

Новости от поставщиков
стр. 57

Высокоскоростное движение

маркированный список

Высокоскоростной железнодорожный транспорт: современные вызовы и перспективы развития.
Киселёв И.П.
стр. 58

Страницы истории

маркированный список

Ледокол для железной дороги.
Смородин А.Н.
стр. 71

Зарубежный опыт

маркированный список

Опыт дерегулирования железнодорожных перевозок.
Панова Ю.Н.,
Коровяковский Е.К.,
Милла Лайси,
Олли-Пекка Хилмола
стр. 74

На железных дорогах мира
стр. 78

На 1 стр. обложки фото А.В. Гоголева

 

Аннотация статей номера


Коротко о важном

Обзор наиболее значимых событий в отрасли за май 2013 года. Подробнее...
 

На магистралях содружества

58-е заседание Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества

В столице Республики Таджикистан г. Душанбе состоялось 58-е заседание Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества, на котором были подведены итоги эксплуатационной работы сети железных дорог в 2012 г. и первом квартале 2013 г., обсуждены ход реализации заключенных ранее соглашений, широкий круг вопросов по дальнейшей координации работы железнодорожного транспорта на межгосударственном уровне. Вел заседание Председатель Совета, президент ОАО «РЖД» В.И. Якунин. В обращении к участникам заседания Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона отмечено, что образованный более 20 лет назад главами правительств государств - членов СНГ Совет по железнодорожному транспорту, как орган, координирующий сферу железнодорожных перевозок на всем пространстве СНГ и Балтии, успешно справляется с поставленными перед ним задачами и является ярким примером интеграционных процессов. Во многом благодаря деятельности Совета удалось сохранить технологическое единство железнодорожной сети, обеспечить согласованное развитие инфраструктуры, сбалансированную тарифную политику железных дорог. Подробнее...
 

Актуальная тема

Пожарной безопасности - первостепенное внимание

В Москве в мае под председательством старшего вице-президента ОАО «РЖД» В.А. Гапановича прошло очередное заседание Центральной пожарно-технической комиссии ОАО «РЖД» (ЦПТК). Оно было посвящено анализу готовности хозяйств и служб компании к летнему пожароопасному периоду. Заместитель начальника Департамента охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля В.С. Беликов доложил о ходе выполнения решений заседаний ЦПТК, прошедших в январе и феврале этого года, отметив, что практически все они выполнены или их реализация находится в завершающей стадии. Это касается, в частности, вопросов обеспечения пожарной безопасности при реконструкции вокзальных комплексов в Москве, на объектах дирекций скоростного сообщения, пассажирских обустройств, моторвагонного подвижного состава и др. Было подчеркнуто, что в ходе структурных преобразований в ОАО «РЖД» вновь образованные органы управления должны уделять самое пристальное внимание состоянию пожарной безопасности в своих хозяйствах. В докладе были критически проанализированы ход ремонта вагонов пожарных поездов и положение дел с выделением и расстановкой более 300 дополнительных цистерн для обеспечения запаса воды в летний пожароопасный период. Был также дан отчет о работе территориальных пожарно-технических комиссий. Подробнее...
 

Приоритеты

Эффективный инструмент координации взаимодействия на региональном уровне.
Фролов В.Ф.

Журнал продолжает публикацию цикла статей об опыте работы железных дорог в статусе региональных представительств ОАО «РЖД», и прежде всего о мерах, направленных на обеспечение тесного взаимодействия всех участников перевозочного процесса и местных органов власти в рамках созданных межрегиональных и региональных координационных советов. Статья начальника Восточно-Сибирской железной дороги В.Ф. Фролова знакомит с реализуемой на дороге совместной с регионами программой улучшения транспортного обслуживания экономики Восточной Сибири и Западного Забайкалья. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Пульс сети

Обзор наиболее значимых событий на сети железных дорог России за май 2013 года. Подробнее...
 

В НТС ОАО «РЖД»

Повышение эффективности эксплуатации и технического обслуживания железнодорожного пути Научно-технический совет ОАО «РЖД», как уже сообщалось в предыдущем номере журнала, рассмотрел вопрос «О комплексной программе повышения эффективности эксплуатации железнодорожного пути и инновационных технологий его технического обслуживания». В ходе заседания был сделан детальный анализ дел в путевом комплексе ОАО «РЖД», намечены приоритетные направления работы по его выводу на качественно новый, более высокий уровень, отвечающий современным и перспективным требованиям, предъявляемым к инфраструктуре железнодорожного транспорта. Предлагаем читателям журнала тематическую подборку, подготовленную по материалам заседания НТС ОАО «РЖД».


Инновационные решения - основа поступательного развития путевого хозяйства.
Целько А.В.

Железнодорожный путь - основа железнодорожного транспорта. Сегодня более 50% основных фондов, около 25% расходов и около 20% штата компании приходится на путевой комплекс. На сети железных дорог целенаправленно проводится работа по улучшению состояния железнодорожного пути и инженерных сооружений, что позволяет последовательно повышать скорости движения поездов. Так, если средневзвешенные скорости пассажирских поездов по сети составляли в графике 2004 г. 86,7 км/ч, а грузовых - 70,8 км/ч, то в графике 2013 г. - 93,1 км/ч и 74,3 км/ч., т.е. увеличились соответственно на 7,4 и 4,9%. Основой усиления путевого хозяйства является перевод пути на железобетонное основание, использование упругих рельсовых скреплений и качественного щебня. Увеличивается протяженность бесстыкового пути, в том числе и за счет расширения сферы его применения в кривых малого радиуса и в регионах с суровым климатом. Протяженность бесстыкового пути по главным путям ежегодно возрастает на 3,0-3,5 тыс. км и к концу 2012 г. достигла 83,5 тыс. км (67,1% от развернутой длины главных путей). Правда, распределяется такой путь по дорогам ОАО «РЖД» неравномерно. Например, на Юго-Восточной железной дороге бесстыковой путь составляет 84,3% развернутой длины главных путей, на Приволжской - 81,9% и на Московской - 80,1%, а на Дальневосточной, Восточно-Сибирской, Забайкальской и Красноярской - в пределах 36-48%.  Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


На основе оптимизации стоимости жизненного цикла.
Гапанович В.А.

Важнейшим условием эффективной работы инфраструктурного комплекса является обеспечение необходимых технических и технологический параметров изделий на всех стадиях жизненного цикла. При этом главной задачей управления данным процессом становится снижение стоимости жизненного цикла объектов (технического изделия, процесса) железнодорожного транспорта за счет оптимизации ресурсов при условии гарантирования требуемого уровня надежности и допустимого уровня безопасности. Одним из ключевых инновационных проектов, консолидирующих вопросы экономики, управления рисками, надежностью и безопасностью, является развитие системы УРРАН. В отличие от методологии RAMS, подразумевающей комплексное управление такими показателями, как безотказность, готовность, ремонтопригодность и безопасность, в ОАО «РЖД» дополнительно для обеспечения перехода от назначенного срока службы к оценке объектов по предельному состоянию были введены показатели долговечности и живучести. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Прогрессивные технологии ремонта пути.
Бунин А.И.

Стабильность железнодорожного пути в период эксплуатации в определяющей мере зависит от того, как он отремонтирован. При этом современные подходы к его обслуживанию должны базироваться на инновационных решениях, направленных на создание пути с высокими качественными показателями. Особо актуален сегодня вопрос своевременного обеспечения ремонтных подразделений проектно-сметной документацией. От того, насколько качественно и своевременно проектировщики проведут изыскательские работы и учтут все имеющиеся на участке местные особенности, зависит исполнение ремонтных работ и их качество. К сожалению, как показывает статистика 2010-2012 гг., к январю поступает всего 14-24% этих документов. Основной объем проектно-сметной документации бывает готов в лучшем случае к началу путевых работ. В результате на проведение экспертизы проектов и качественную подготовку технологических процессов времени остается немного. В связи с поставленной задачей организации круглогодичного производства ремонтных работ необходимо выполнение 50% объемов проектно-сметной документации до 1 июня. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Необходим комплексный подход к ремонту и текущему содержанию инфраструктуры.
Сайбаталов Р.Ф.

В целях интенсификации работ по модернизации и повышению мощности объектов инфраструктуры в ОАО «РЖД» взят курс на увеличение объемов ремонта на закрытых перегонах по технологии «под ключ». Это прогрессивный, принятый во многих европейских странах подход к ремонтным работам. Для производства работ с закрытием перегона должны быть проведены мероприятия по повышению пропускной способности участка. Обязательными условиями для закрытия перегона являются: обеспечение надежной, безотказной работы устройств инфраструктуры и тяговых средств на соответствующем полигоне; возможность пропуска планового вагонопотока по временно однопутному перегону либо с его частичным экономически и технологически обоснованным отклонением на параллельные хода с учетом обеспечения запаса пропускной способности не менее 8-10%. Таким образом, при всей привлекательности технологии выполнения работ с закрытием перегона целесообразность ее применения необходимо рассматривать в каждом конкретном случае, исходя из достижения максимальной эффективности для работы компании в целом. Определение полигонов выполнения работ с закрытием перегона и выбор оптимальной схемы организации движения являются важнейшими задачами, решение которых требует совместной деятельности центральных дирекций управления движением и инфраструктуры ОАО «РЖД». Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Единая система координатно-временного обеспечения.
Розенберг И.Н.

В настоящее время ОАО «НИИАС» является головной организацией компании в сфере разработки и внедрения спутниковых и геоинформационных технологий на железнодорожном транспорте. В качестве одного из приоритетных проектов институт создает единую систему координатно-временного обеспечения на основе применения глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС/GPS. Она станет базовой платформой для интеграции и управления комплексом бизнес-процессов, реализуемых различными хозяйствами ОАО «РЖД» при эксплуатации и техническом обслуживании объектов путевой инфраструктуры на всех стадиях их жизненного цикла. Предлагаемый подход стал в последние годы мировым трендом, поскольку позволяет в любом месте на земной поверхности и в любое время наряду с местоположением объектов путевой инфраструктуры определять в едином координатном пространстве дислокацию и параметры движения подвижного состава, способствуя тем самым переходу к координатным методам управления. Проведенные в 2012 г. испытания на полигоне Октябрьской железной дороги доказали возможность многоцелевого использования такой системы как в интересах геодезического обеспечения работ по содержанию путевой инфраструктуры в рамках создаваемой ОАО «Росжелдорпроект» Комплексной системы пространственных данных инфраструктуры железнодорожного транспорта (КСПД ИЖТ), так и для навигационно-информационного сопровождения диспетчерского управления подвижным составом в рамках Интеллектуальной системы управления железнодорожным транспортом (ИСУЖТ). Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Высокоточные координатные системы.
Волков А.Н.

Существующие методики и технологии проектирования модернизации и капитального ремонта пути сложились десятилетия назад и не способствуют переходу на инновационные методы строительства, ремонта и содержания инфраструктуры. Одно из основных препятствий на пути совершенствования этих процессов - отсутствие единого высокоточного координатного обеспечения всех стадий жизненного цикла объектов инфраструктуры. Сегодня при проектировании капитального ремонта и модернизации пути проектные организации вынуждены каждый раз при изысканиях на отдельных участках создавать временную рабочую реперную сеть, к которой локально привязывают существующее и проектное положения объектов железнодорожной инфраструктуры. После завершения ремонтных работ эта временная реперная сеть, как правило, не сохраняется. В процессе эксплуатации при устранении различных отступлений от норм содержания относительными методами (ручной рихтовкой, сглаживанием, методом стрел) путь подвергается неоднократным сдвижкам в плане и профиле. При этом в существующих условиях путеизмерительная техника не может контролировать соответствие пути его проектному положению. В процессе выполнения работ фиксируются только отступления основных характеристик от норм содержания. Выправочная техника также не обеспечивает постановку пути в проектное положение из-за отсутствия единого координатного пространства и специального оборудования высокоточного позиционирования. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Эффективные решения по продлению срока службы конструкции пути.
Лапидус Б.М.

ОАО «РЖД» поставило задачи повысить ресурс между капитальными ремонтами пути до 1,5 млрд. т брутто к 2015 г. и до 2,5 млрд. т брутто к 2030 г., а также уменьшить к 2015 г. стоимость жизненного цикла конструкции пути в 1,2 раза. Для решения этих задач необходимо разработать соответствующий комплекс мер в целях создания равноресурсной конструкции пути, т.е. увеличить эксплуатационный ресурс скреплений и шпал до 1,5 млрд. т брутто к 2015 г. и до 2,5 млрд. т брутто к 2030 г., а стрелочных переводов - до 500 млн. т брутто к 2015 г. и до 1 млрд. т брутто к 2030 г. Применение новых конструктивных решений позволит существенно повысить скорости движения по стрелочным переводам в горловинах станций. Это особенно важно при организации тяжеловесного движения. В области содержания пути необходим переход на его ремонт по фактическому состоянию, что позволит адресно распределять ресурсы и снизить затраты на содержание пути. Поскольку в настоящее время основной конструкцией является бесстыковой путь, мероприятия по снижению затрат на его содержание являются весьма актуальными. К существенному сокращению срока службы пути приводит повышенное динамическое воздействие на путь от подвижного состава. Вследствие такого воздействия увеличиваются выход из строя рельсов, расстройства и отказы элементов скреплений, разрушение балласта и т.д. ОАО «ВНИИЖТ» разработаны комплексные мероприятия по снижению уровня воздействия на путь от подвижного состава и улучшению конструкции пути. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Рельсы от ЕвразХолдинга.
Широкоброд И.О.

ЕвразХолдинг занимает лидирующие позиции по производству железнодорожного проката в США и странах СНГ. Российские железные дороги являются для холдинга ключевым и стратегическим партнером. На долю ОАО «РЖД» приходится более 80% поставляемых им в России рельсов, 85% локомотивных бандажей и 28% вагонных колес. Сторонами подписан Меморандум о стратегическом партнерстве, который определяет принципы долгосрочных поставок на основе согласованной ценовой политики, а также совместной реализации инновационных проектов, технологической модернизации и освоения новых высококачественных видов рельсовой продукции. Только за последние пять лет специалисты ЕвразХолдинга в тесном сотрудничестве с ОАО «РЖД» разработали и поставили на серийное производство целый ряд видов продукции для железнодорожного транспорта, позволяющих сократить эксплуатационные расходы. Прежде всего это актуальные для северных и сибирских регионов страны рельсы низкотемпературной надежности, а также рельсы специального назначения для скоростного совмещенного движения. Высокие результаты показали в эксплуатации хромистые остряки для стрелочных переводов, новые подкладки для рельсовых скреплений ЖБР, вагонные колеса и локомотивные бандажи повышенной твердости. Освоено производство цельнокатаных локомотивных колес для электровозов ЭП20. Этот опыт весьма полезен для локомотивов перспективных серий с асинхронным тяговым приводом. Особого внимания заслуживают совместные разработки заэвтектоидных рельсов повышенной износостойкости и контактной выносливости категории ИК. Продолжаются работы по совершенствованию производства бейнитных рельсов. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Диагностика и мониторинг объектов инфраструктуры.
Конаков В.П.

Планирование работ по текущему содержанию железнодорожного пути невозможно без использования результатов его диагностического обследования. Целями диагностики и мониторинга, как известно, являются: определение технического состояния пути и элементов инфраструктуры, анализ и прогноз состояния объектов инфраструктуры и планирование необходимых работ по их содержанию, ремонту и модернизации, обеспечение быстрого экономически обоснованного реагирования на происходящие процессы, приводящие к расстройству и отказу элементов инфраструктуры. По результатам диагностики обеспечивается комплексное наблюдение за естественным расстройством элементов инфраструктуры в течение всего срока службы конструкций, прогнозируется их состояние, вносятся предложения по изменению технических условий, норм и инструкций для оптимизации финансовых расходов на содержание инфраструктуры. За последние годы благодаря принятым руководством ОАО «РЖД» мерам создана эффективная система диагностики и мониторинга инфраструктуры. Внедрение и комплексное использование новых средств диагностики пути и дефектоскопии рельсов, регламентация их работы позволили повысить качество и достоверность контроля железнодорожного пути, оценить действия операторов дефектоскопов в процессе проверки. В условиях роста грузонапряженности за счет своевременного выявления с помощью новой техники неисправностей пути и их устранения удалось улучшить общее состояние пути, снизить количество изломов рельсов. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Пути усиления основной площадки земляного полотна.
Ашпиз Е.С.

Стабильность рельсовой колеи железнодорожного пути во многом определяется качеством основной площадки земляного полотна, которая работает в сложных условиях. Она воспринимает вибродинамические воздействия от подвижного состава, на ее состояние влияют сезонные изменения агрегатного состояния воды (промерзание и оттаивание). Все это ведет к дефектам и деформации основной площадки, на их долю приходится более 40% от всех повреждений земляного полотна. Особенно остро проблема обеспечения стабильности основной площадки проявляется на линиях скоростного пассажирского движения и на участках эксплуатации тяжеловесных и длинносоставных поездов. Там необходимо усиление основной площадки. Одним из эффективных способов повышения стабильности земляного полотна является устройство защитных слоев, имеющих повышенные прочностные и деформационные свойства. Создание таких защитных слоев регламентируется нормативными документами ОАО «РЖД». Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Новости от поставщиков

Обзор наиболее значимых событий у поставщиков отрасли за май 2013 года. Подробнее…
 

Высокоскоростное движение

Высокоскоростной железнодорожный транспорт: современные вызовы и перспективы развития.
Киселёв И.П.

Сегодня можно выделить три важнейших критерия, по которым происходит разделение высокоскоростных поездов: концентрированная или распределенная тяга (локомотивный или моторвагонный вариант); отдельные или сочлененные вагоны (индивидуальные или промежуточные тележки); одно- или двухэтажные вагоны. Во второй половине ХХ века был актуален еще один критерий: автономная тяга (наличие у поезда энергетической установки в виде дизеля либо газовой турбины) или электрическая тяга на основе передачи электроэнергии по контактному проводу от стационарных источников. Заметим, что первые высокоскоростные поезда во Франции, Великобритании, США и Канаде, созданные в 1950-х - 1960-х годах, имели дизельные или газотурбинные силовые установки. По мнению авторитетных исследователей, в середине ХХ века газотурбопоезда и газотурбовозы могли массово выйти на рынок высокоскоростных перевозок, если бы не резкое увеличение цен на жидкое углеводородное топливо в результате нефтяного кризиса 1973 г. К концу 1970-х годов вопрос о способе тяги (автономная или неавтономная) был решен в пользу неавтономной, хотя перспектива создания высокоскоростного турбопоезда для США всерьез рассматривалась еще в 1990-е годы. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 

Страницы истории

Ледокол для железной дороги.
Смородин А.Н.

В 1892 г. Общество Рязанско-Уральской железной дороги (РУЖД) объединило под единым руководством в г. Саратове ряд смежных линий и к началу XX века стало одним из самых крупных по протяженности путей частным железнодорожным предприятием Российской империи. Одним из условий, поставленных правительством Обществу, было развитие железнодорожной сети в стратегически важном для государства восточном направлении, а именно сооружение заволжской Покровско-Уральской линии с примыкающими к ней ветвями. Для полноценного железнодорожного сообщения в этом направлении требовалось построить мостовой переезд через Волгу. Однако первоначальный незначительный грузооборот этих линий и, как следствие, недостаток средств, не позволил железнодорожной администрации и городской власти договориться о месте и финансировании строительства такого моста в районе Саратова. Поэтому Обществом РУЖД было решено организовать здесь паромную переправу. Подробнее...
 

Зарубежный опыт

Опыт дерегулирования железнодорожных перевозок.
Панова Ю.Н.,
Коровяковский Е.К.,
Милла Лайси,
Олли-Пекка Хилмола

Процессы дерегулирования и либерализации проходят во многих странах мира, обусловливая полную реструктуризацию железнодорожного сектора. Пример дерегулирования железнодорожного транспорта в США является самым первым и показательным в мировой практике. Рынок железнодорожных перевозок был дерегулирован в начале 1980 г. В течение одной декады в стране появились более 230 железнодорожных операторов на дорогах третьего класса. Инфраструктура была передана в собственность созданных компаний, что свидетельствовало о дерегулировании сектора пассажирских и грузовых перевозок по принципам вертикальной интеграции, т.е. частным операторам было предоставлено право владения инфраструктурой и ведения перевозочной деятельности. Хотя на сегодняшний день это создает определенные барьеры для выхода на рынок новых компаний, в целом дерегулирование способствовало макроразвитию всего сектора железнодорожных перевозок. Не совсем удачным можно признать только опыт государственного оператора пассажирских перевозок Amtrak, положение которого усугубилось из-за отсутствия своевременного правительственного субсидирования, что сказалось на его глубокой рецессии в 1990-х годах. Но затем Amtrak и другие государственные операторы пассажирских перевозок начали получать правительственную финансовую поддержку, что позволило стабилизировать их положение, а с 2000 г. после ввода в эксплуатацию высокоскоростных поездов Acela и открытия новых направлений для движения пассажирских поездов в северо-восточном направлении рост доходов перевозчика стал особенно заметным. С 2002 г. компания Amtrak перевозит рекордное количество пассажиров. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


На железных дорогах мира

Обзор событий на зарубежных железных дорогах за май 2013 года. Полностью подборка доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…

 

Закон о рекламе

 
Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования