«Железнодорожный транспорт»
№ 7 2013 год

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 7 2013 год

XXXI съезд Роспрофжел Транспортная наука: инновационные решения для бизнеса

Содержание и аннотация журнала


Архивы и Анонсы
 


Анонс № 7 2014 год
 

Архив
 


2014 год
 


№ 1 2014 год
 

№ 2 2014 год


№ 3 2014 год
 

№ 4 2014 год
 

№ 5 2014 год
 

№ 6 2014 год
 


2013 год
 


№ 7 2013 год
 

№ 8 2013 год
 

№ 9 2013 год
 

№ 10 2013 год
 

№ 11 2013 год
 

№ 12 2013 год
 

Коротко о важном
стр. 2

Международное сотрудничество

маркированный список

«Стратегическое партнерство 1520»
стр. 4

Высокоскоростное движение

маркированный список

Развитие скоростного и высокоскоростного железнодорожного транспорта.
Мишарин А.С.
стр. 6

маркированный список

Опыт эксплуатации скоростных поездов в России.
Пегов Д.В.
стр. 10

Приоритеты

маркированный список

На стыке международных транспортных коридоров.
Заиченко М.М.
стр. 12

Пассажирский комплекс

маркированный список

Новый график - к пассажирскому лету.
Верховых Г.В.
стр. 17

маркированный список

Федеральная пассажирская компания на международном рынке.
Никитин О.А.
стр. 22

маркированный список

Кадровая политика и социальная ответственность.
Паристая Л.А.
стр. 26

маркированный список

Автоматизированная система управления пассажирским комплексом: новое поколение.
Москаленко В.З
 стр. 29

маркированный список

Обеспечение безопасности и повышение качества обслуживания пассажиров на вокзальных комплексах.
Абрамов С.Б.
стр. 32

Пульс сети
стр. 38

Эксплуатационная работа

маркированный список

Регулярные блок-поезда как способ организации перевозок на полигонах.
Кашицкий И.В.
стр. 39

маркированный список

Организация контейнерных блок-поездов как комплексная транспортная услуга.
Грошев Г.М.,
Климова Н.В.,
Васильева Т.В.
стр. 41

Инфраструктура

маркированный список

Состояние инженерных сооружений и обеспечение их надежной эксплуатации.
Сазонов В.Н.
стр. 46

Техническая политика
Соответствовать требованиям стандарта IRIS

маркированный список

Эффективный инструмент управления качеством.
Гапеев С.Н.
стр. 52

маркированный список

ОАО «Ижевский радиозавод».
Юрков А.Ф.,
Кожевников А.О.
стр. 53

маркированный список

ПК «Новочеркасский электровозостроительный завод».
Подуст С.Ф.
стр. 56

Бережливое производство

маркированный список

Оптимизация технического обслуживания и ремонта моторвагонного подвижного состава.
Глухов С.В.,
Кованин М.А.,
Шосткин С.В.
стр. 60

Подвижной состав

маркированный список

Аэродинамическое транспортное средство.
Хайруллин И.Х.,
Исмагилов Ф.Р.,
Вавилов В.Е.
стр. 62

Новости от поставщиков
стр. 64

Социальная и кадровая политика

маркированный список

На основе эталонных технологий.
Тюрников А.Ю.
стр. 66

маркированный список

Кафедра «Экономика строительного бизнеса и управление собственностью»: новые рубежи.
Мачерет Д.А.,
Марцинковская А.В.
стр. 70

Страницы истории

маркированный список

Начальник Ливенской узкоколейки.
Шаненков М.А.
стр. 73

Зарубежный опыт

маркированный список

Железнодорожный транспорт Мьянмы.
Пуо Маунг,
Аунг Хейн Зо
стр. 76

На железных дорогах мира
стр. 78

На 1 стр. обложки фото М.Ю. Каширина

 

Аннотация статей номера


Коротко о важном

Обзор наиболее значимых событий в отрасли за июнь 2013 года. Подробнее...
 

Международное сотрудничество

«Стратегическое партнерство 1520»

На пленарном заседании «Будущее национального перевозчика в Евразии: «за» и «против» вертикальной интеграции» участники VIII Международного бизнес-форума «Стратегическое партнерство 1520» дискутировали о модели функционирования национальных железнодорожных компаний и необходимой степени интеграции инфраструктуры и перевозочного процесса. «Эта тема крайне актуальна и широко обсуждается. Целевая модель грузовых железнодорожных перевозок в нашей стране предусматривает сохранение интеграции инфраструктуры железнодорожного транспорта и перевозочной деятельности как минимум до 2015 г. Тем не менее, для нас важность этого вопроса обусловлена как контекстом обсуждения возможных моделей развития конкуренции в перевозочной деятельности путем создания института локальных перевозчиков, так и необходимостью принятия государством долгосрочной модели национальной железнодорожной компании накануне мероприятий по возможной приватизации пакета акций ОАО «РЖД», - сказал президент ОАО «РЖД» В.И. Якунин. Подробнее…
 

Высокоскоростное движение

Как уже информировал журнал, в конце апреля 2013 г. состоялось заседание Общественного совета по вопросам развития скоростного и высокоскоростного сообщения в Российской Федерации. По словам президента ОАО «РЖД» В.И. Якунина, вынесение на общественное обсуждение вопросов, возникающих в ходе реализации проектов, помогает принимать адекватные времени и нуждам общества решения, способствует формированию положительного имиджа этих направлений развития, ускоряет в конечном счете их реализацию. Общественный совет рекомендовал ОАО «РЖД» продолжить работу с правительством РФ по оказанию государственной поддержки проектам высокоскоростного движения. Показательно, что уже в следующем месяце обсуждение этой темы прошло на самом высоком уровне. Как известно, 27 мая Президент России В.В. Путин провел совещание «О перспективах развития высокоскоростного железнодорожного сообщения в Российской Федерации, на котором поддержал точку зрения о необходимости начала проектирования высокоскоростных магистралей уже в текущем году. Было решено создать при правительстве РФ рабочую группу, курирующую вопросы сооружения ВСМ. Спустя еще месяц, 25 июня, в Государственной Думе состоялись парламентские слушания на тему «Создание сети высокоскоростного и скоростного железнодорожного сообщения - ключевой элемент роста экономики России». На них первый заместитель председателя Государственной Думы А.Д. Жуков отметил, что высокоскоростные железные дороги - это серьезный вклад в модернизацию экономики, привлечение современных технологий и создание новых высокотехнологичных рабочих мест. Таким образом, заседание Общественного совета стало одним из этапов на пути к принятию этого важного решения. С докладами на заседании совета выступили первый вице-президент ОАО «РЖД» А.С. Мишарин и генеральный директор Дирекции скоростного сообщения Д.В. Пегов.


Развитие скоростного и высокоскоростного железнодорожного транспорта
Мишарин А.С.

Развитие глобального рынка перевозок, в частности высокопроизводительных транснациональных коридоров, требует качественно нового уровня эффективности транспортной инфраструктуры России. Это же необходимо и для преодоления внутренних барьеров развития российской экономики, основой которой на протяжении более полутора веков являются железные дороги. В настоящее время ведется подготовка к реализации одного из наиболее масштабных проектов, который должен обеспечить качественно новый уровень транспортной инфраструктуры России на ближайшие 50-70 лет. Речь идет о строительстве и последующей эксплуатации высокоскоростных железнодорожных магистралей (ВСМ). В данный проект будут вовлечены практически все отрасли экономики, в том числе финансовый сектор и, конечно, сектор реального производства. Особое место отводится высокотехнологичному оборудованию, такому как подвижной состав, техника для диагностирования и обслуживания линий, современные системы электроники, электроснабжения и др. При этом обязательным условием является максимальная локализации его производства в России. Подробнее…
 


Опыт эксплуатации скоростных поездов в России
Пегов Д.В.

Запуску скоростных поездов в эксплуатацию предшествовала серьезная подготовка инфраструктуры существующих линий. Так, в период 2006-2010 гг. ОАО «РЖД» провело реконструкцию участков Санкт-Петербург - Москва - Нижний Новгород и Санкт-Петербург - Бусловская. Это позволило значительно повысить скорости движения на данных направлениях, а также начать эксплуатацию принципиально нового подвижного состава. Движение скоростных поездов «Сапсан» на участке Москва - Санкт-Петербург было открыто 17 декабря 2009 г., на участке Москва - Нижний Новгород - 30 июля 2010 г. В конце 2010 г. между Санкт-Петербургом и Хельсинки начали курсировать скоростные поезда «Аллегро». В настоящее время общая длина полигона эксплуатации скоростных поездов в России составляет 1240 км. Перевозки обеспечивают восемь поездов «Сапсан» производства компании Siemens и четыре поезда «Аллегро» компании Alstom. При их создании были использованы самые современные платформы эксплуатируемого в Европе высокоскоростного подвижного состава с внесением существенных изменений в конструкцию в целях соответствия отечественной нормативной базе. Работа велась при непосредственном участии более 180 российских специалистов. В ее результате получено свыше 60 патентов.  Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 

Приоритеты

На стыке международных транспортных коридоров
Заиченко М.М.

Дальневосточный транспортный узел обеспечивает России непосредственный выход к Тихому океану, реализацию глобальных интересов страны и прямой контакт с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона. Ведущую роль в Дальневосточном регионе играют Находкинский, Владивостокский и Ванинский транспортные комплексы, где сосредоточены крупные морские порты. Геополитическое положение Дальневосточной железной дороги на стыке международных транспортных коридоров «Запад - Восток-1» (Москва - Хабаровск - Владивосток, по Транссибу) и «Запад - Восток-2» (Москва - Тында - Комсомольск-на-Амуре - Ванино, по Байкало-Амурской магистрали) определяет ее исключительно важную роль в организации логистического взаимодействия с портами Тихоокеанского побережья, которые выполняют более 75% грузооборота и являются главными элементами транспортных узлов. Действующая паромная переправа Ванино — Холмск обеспечивает транспортную связь острова Сахалин с материком, перегружая более 90% грузов для острова. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 

Пассажирский комплекс

Пассажирское лето подошло к своему зениту. Главный и взыскательный судья - пассажир - придирчиво оценивает видимую ему часть железнодорожного хозяйства: вокзалы, платформы, билетные кассы, поезда. Именно эта часть служит лицом компании. И лицо это с каждым годом приобретает все более привлекательные черты - на маршруты дальнего и пригородного сообщений выходит новый современный подвижной состав, расписание движения становится более удобным для пассажиров, постепенно преображаются вокзалы, совершенствуется сервис, информационные технологии делают проще приобретение проездных документов. При этом для пассажиров за кадром остается большая подготовительная работа всех хозяйств железнодорожного транспорта. Традиционно летом журнал публикует подборку материалов, посвященную работе пассажирского комплекса компании, ходу подготовки к массовым перевозкам пассажиров. В этом номере руководители различных подразделений пассажирского комплекса рассказывают о новшествах, способствующих повышению конкурентоспособности железнодорожного транспорта, привлечению пассажиров и наиболее полному удовлетворению их высоких требований.


Новый график - к пассажирскому лету
Верховых Г.В.

Традиционно к началу летних пассажирских перевозок происходит корректировка графика движения поездов. В этом году его составление проходило в условиях ограничения выделяемых средств на государственную поддержку пассажирского железнодорожного сообщения и необходимости перехода к отказу от перекрестного субсидирования. Разработанный новый график движения пассажирских поездов стал инструментом для максимально возможного удовлетворения спроса на перевозки при сложившемся уровне государственной поддержки и пропускной способности инфраструктуры. График предусматривает назначение 681 пары пассажирских поездов, для которых будет сформировано 1197 составов. Количество пригородных поездов пришлось уменьшить на 13,5% к уровню 2008 г., поездов в дальнем следовании - на 19%. При этом рост размеров движения отмечен в сообщении со странами дальнего зарубежья, что обусловлено в первую очередь повышением интенсивности сообщения с Финляндией с использованием востребованных у пассажиров скоростных поездов «Аллегро». Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 


Федеральная пассажирская компания на международном рынке
Никитин О.А.

В условиях вступления России во Всемирную торговую организацию и выхода на международный рынок транспортных услуг, в том числе посредством интеграции в евро-азиатскую транспортную систему, важнейшее значение приобретает имидж ОАО «РЖД» как компании, предоставляющей конкурентоспособные и безопасные услуги по перевозкам пассажиров. В принятой программе стратегического развития ОАО «РЖД» в качестве отдельной задачи выделена необходимость поддержания и развития имиджа надежного, высокотехнологичного и экономически эффективного партнера на зарубежных транспортных рынках. При реализации этой программы деятельность ОАО «ФПК» как дочерней компании ОАО «РЖД» направлена, в числе прочего, на повышение экономической эффективности организации международных перевозок. По итогам 2012 г. в международном сообщении перевезено 19,9 млн. чел., что выше уровня предшествующего года на 1,7%. Объем перевозок со странами СНГ и Балтии составил порядка 96% пассажиропотока в международном сообщении, или 19,2 млн. чел. В сообщении со странами дальнего зарубежья перевезено 798 тыс. чел., или 106,7% к предшествующему году. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 


Кадровая политика и социальная ответственность
Паристая Л.А.

Ключевой фактор успеха компании - квалифицированный персонал. Компетентный клиентоориентированный работник уже не столько конкурентное преимущество, сколько необходимое условие выживания на рынке услуг. ОАО «Федеральная пассажирская компания» проводит единую корпоративную политику холдинга «РЖД» в сфере управления персоналом в соответствии со Стратегией развития кадрового потенциала ОАО «РЖД» на период до 2015 г. Реализация функциональных задач Стратегии способствует обеспечению потребности компании в квалифицированном персонале, повышению эффективности его деятельности и вовлеченности в решение корпоративных задач. Общая численность персонала Федеральной пассажирской компании по состоянию на конец 2012 г. превышает 80 тыс. человек. Этим огромным коллективом, работающим в 15 филиалах, расположенных от Калининграда до Владивостока, управляют свыше 5 тыс. руководителей, из которых более 2 тыс. - начальники пассажирских поездов. Основная часть персонала компании - работники, непосредственно взаимодействующие с клиентами (пассажирами), или так называемый фронтлайн- персонал. Его численность достигает почти 50 тыс. человек, 54% которых составляют работники поездных бригад.  Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 


Автоматизированная система управления пассажирским комплексом: новое поколение
Москаленко В.З.

Проходящее планомерное реформирование ОАО «РЖД» предусматривает как совершенствование структуры компании в целом и модернизацию существующих бизнес-процессов, так и разработку инновационных концепций развития всех сфер деятельности холдинга, в том числе информационных технологий. В пассажирском комплексе железнодорожного транспорта еще в начале 1970-х годов завершилась разработка первой в СССР системы, автоматизирующей билетно-кассовые операции. Она была реализована и внедрена на Московском железнодорожном узле и получила название «Экспресс-1». Система позволяла осуществлять продажу проездных документов на поезда, отправляющиеся из Москвы, не ранее чем за 10 дней до даты поездки. С накоплением опыта в области автоматизации процессов пассажирских перевозок и с признанием очевидных преимуществ и выгод, которые предоставляла подобного рода система, возникла потребность в типовом решении, которое, помимо билетно-кассовых операций, могло решать и другие задачи отрасли. К 1982 г. была разработана и внедрена первая типовая система «Экспресс-2», спектр возможностей которой был значительно шире системы-предшественницы. В течение следующих десяти лет она обслуживала пассажиров уже 11 республик, затем государств бывшего СССР, предоставляя возможность управлять продажей проездных и перевозочных документов, расписанием пассажирских поездов, парком вагонов, анализировать перевозки и выполнять многие другие функции. С 1997 г. начался переход на следующую версию системы - «Экспресс-3», который длился до 2005г. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 


Обеспечение безопасности и повышение качества обслуживания пассажиров на вокзальных комплексах
Абрамов С.Б.

Дирекция железнодорожных вокзалов (ДЖВ) в своей деятельности руководствуется системой приоритетов, которая находится в постоянном развитии, видоизменяется в соответствии с окружающими экономическими реалиями и общественными запросами. Так, в 2011 г. в последовательности приоритетов работы Дирекции железнодорожных вокзалов «Безопасность-Качество-Доступность-Надежность-Эффективность» на первом месте стояла «Безопасность», что было связано с необходимостью решения целого комплекса вопросов в сфере повышения антитеррористической защищенности, декриминализации вокзальных комплексов, наведения порядка на привокзальных территориях. По итогам 2011 г. основные задачи были решены, но работа продолжается и ведется. Прежде всего это декриминализация вокзалов и привокзальных площадей во взаимодействии с правоохранительными структурами и органами исполнительной власти, предусматривающая ликвидацию среды нахождения асоциальных элементов, объектов незаконной и стихийной торговли, а также организация и контроль работы частных охранных организаций по охране имущества ОАО «РЖД» и поддержанию правопорядка на вокзальных комплексах. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 


Пульс сети

Обзор наиболее значимых событий на сети железных дорог России за июнь 2013 года. Подробнее...
 

Эксплуатационная работа

Регулярные блок-поезда как способ организации перевозок на полигонах
Кашицкий И.В.

На железных дорогах европейских стран широкое распространение получила технология перевозок грузов блок-поездами, курсирующими по твердому графику. Они формируются из повагонных и групповых отправок в соответствии с зарезервированными клиентами вагоно-местами и обращаются между крупными терминалами по заранее согласованному и публичному (доступному для всех заинтересованных лиц) регулярному расписанию. Подсылка вагонов к терминалам формирования и отправления блок-поездов обеспечивается так называемым фидерным движением (аналог местной работы в отечественной терминологии). При этом за владельцем инфраструктуры остается безусловная функция регулирования поездопотоков. Блок-поезд от других форм организации движения отличают регулярность (блок-поезд обращается по заранее согласованному и утвержденному твердому расписанию) и публичность (полигон, расписание курсирования и другие характеристики блок-поезда объявляются всем заинтересованным сторонам, у грузовладельцев и операторов подвижного состава есть возможность заранее зарезервировать вагоно-места в конкретном блок-поезде). Отдельным свойством может быть организационная независимость (в том случае, если оператор блок-поезда не является одновременно владельцем инфраструктуры, на которой этот блок-поезд обращается). При этом блок-поезд может обеспечиваться локомотивной тягой как оператором самостоятельно, так и с привлечением тяговых ресурсов владельца инфраструктуры (на всем полигоне обращения или на отдельных участках). Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 


Организация контейнерных блок-поездов как комплексная транспортная услуга
Грошев Г.М.,
Климова Н.В.
Васильева Т.В.

Перспективным вариантом освоения возрастающего контейнерного потока, проходящего через морские торговые порты (МТП), являются создание контейнерных транспортно-логистических терминалов (ТЛТ) и внедрение технологии контейнерных блок-поездов, доставляющих грузы разных экспортеров в один пункт назначения и обратно. Контейнерный блок-поезд представляет собой группу вагонов с контейнерами, отвечающую требованиям по минимальной длине состава, следующую по утвержденному графику на общую для отправок станцию назначения без расформирования и сортировки в пути следования. По технологии блок-поездов организуется перевозка по железной дороге контейнеров с припортовых терминалов, где происходит формирование партий контейнеров и накопление их на конкретное судно в необходимых грузополучателю объемах, в порт. Это позволяет оптимизировать планирование работы оператора, грузоотправителя, припортового контейнерного терминала с учетом накопления судовой партии, увязать время прибытия контейнерных поездов с подходом судов и избежать задержек в порту, обеспечить контроль прохождения груза в режиме онлайн, а также способствует выводу грузового автотранспорта за пределы города. Технология перевозок контейнерными блок-поездами внедрена в Петербургском железнодорожном узле (станция Предпортовая) во взаимодействии с ООО «Модуль». В Санкт-Петербург-Витебском регионе разработано несколько маршрутов движения таких поездов между терминалами и МТП «Большой порт Санкт-Петербург», районы которого примыкают к станциям Новый Порт и Автово Октябрьской железной дороги. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 

Инфраструктура

Научно-технический совет ОАО «РЖД» рассмотрел программу мер по обеспечению надежной эксплуатации железнодорожных инженерных сооружений на современном техническом и технологическом уровне. Было отмечено, что современное состояние земляного полотна и искусственных сооружений железных дорог ОАО «РЖД» ограничивает возможности увеличения скоростей движения поездов, повышения осевых и погонных нагрузок грузовых вагонов и является сдерживающим фактором повышения пропускных и провозных способностей на ряде направлений сети при реализации задач, определенных Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года и Генеральной схемой развития сети железных дорог ОАО «РЖД» на период до 2020 года. Одобренные на заседании НТС ОАО «РЖД» направления повышения эффективности эксплуатации железнодорожного пути и инновационных технологий должны базироваться на качественной реконструкции и надежной эксплуатации инженерных сооружений с учетом передовых технических и технологических решений. Требуется качественная реконструкция сооружений и новые инновационные подходы к их эксплуатации и содержанию. Об этом идет речь в статье директора Центра обследования и диагностики инженерных сооружений ОАО «РЖД» В.Н. Сазонова, подготовленной на основе его доклада на заседании НТС ОАО «РЖД».


Состояние инженерных сооружений и обеспечение их надежной эксплуатации
Сазонов В.Н.

В структуре основных фондов путевого хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» самыми капиталоемкими являются инженерные сооружения - 76,5%, из них на земляное полотно приходится 41,35% и на искусственные сооружения 35,2%. Начиная с 2008 г. зафиксирована устойчивая тенденция ухудшения состояния земляного полотна: протяженность дефектных и деформирующихся участков выросла на 852,2 км и достигла 5857 км. На Московской, Горьковской, Красноярской, Восточно-Сибирской, Забайкальской и Дальневосточной железных дорогах уровень дефектности земляного полотна выше среднесетевого. Наибольшая протяженность «больного» земляного полотна (1707,8 км) на Дальневосточной железной дороге, а 57,9% деформирующихся участков расположены в пределах четырех железных дорог Восточного полигона - Красноярской, Восточно-Сибирской, Забайкальской и Дальневосточной. Наиболее проблемным является земляное полотно БАМа, эксплуатируемое в сложных климатических и инженерно-геологических условиях, в районах распространения многолетнемерзлых оснований, наледей, на селе- и лавиноопасных участках, в сейсмически активных зонах и др. Всего на районы распространения многолетнемерзлых оснований приходится 5271,8 км железных дорог ОАО «РЖД», из которых 853,9 км состоят на учете в Паспорте неустойчивого и деформирующегося земляного полотна (форма ПУ-9). На девяти железных дорогах земляное полотно находится в зонах распространения карстовых пород, особенно на Горьковской (1200 км) и Свердловской (486 км) железных дорогах. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 

Техническая политика

Соответствовать требованиям стандарта IRIS

В настоящее время российские предприятия железнодорожного машиностроения, выполняя заказы ОАО «РЖД», активно развиваются, осваивают выпуск инновационной техники с улучшенными характеристиками по энергопотреблению, экологичности, межремонтной эксплуатации и др. Решается задача по выходу на новый уровень качества изготовления подвижного состава, не уступающего мировому. Важнейшая роль в этой многоплановой работе отводится Международному стандарту IRIS. В этом номере журнала опытом подготовки производства, кадров, систем менеджмента качества на соответствие требованиям стандарта IRIS делятся руководители ОАО «Ижевский радиозавод» и производственной компании «Новочеркасский электровозостроительный завод». Статьи предваряет материал о работе по внедрению стандарта IRIS в Российской Федерации, подготовленный по просьбе редакции Центром технического аудита ОАО «РЖД».


Эффективный инструмент управления качеством
Гапеев С.Н.

Решение масштабных задач по созданию железнодорожной техники нового поколения, а именно такие задачи ставит сегодня ОАО «РЖД» перед предприятиями транспортного машиностроения, невозможно без внедрения наиболее прогрессивных международных стандартов, и в первую очередь стандарта IRIS. ОАО «РЖД» планирует уже в ближайшие годы перейти на приобретение продукции только у предприятий, сертифицировавших систему менеджмента качества на соответствие этому стандарту. Напомню, что стандарт IRIS (International Railway Industry Standard) был разработан в 2006 г. по инициативе Европейского союза железнодорожной промышленности (UNIFE) при поддержке большинства мировых ведущих производителей - поставщиков железнодорожной техники. Он стал действенным механизмом повышения эффективности бизнеса и качества железнодорожной техники. Его внедрение позволяет снизить издержки на протяжении всего жизненного цикла продукции, дает возможность железнодорожной промышленности стать конкурентоспособной на мировом рынке. Эффективность стандарта подтверждают результаты работы предприятий, получивших сертификаты почти в 50 странах мира. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 


ОАО «Ижевский радиозавод»
Юрков А.Ф.,
Кожевников А.О.

Модель системы менеджмента предприятия в соответствии со стандартом IRIS, наряду со ставшим привычным управлением качеством, как известно, распространяется и на другие бизнес-составляющие - систему управления рисками, затратами, финансовыми ресурсами, обязывает предприятия создавать систему менеджмента знаний и рекомендует создавать интегрированные системы менеджмента в сочетании с ISO 14001:2004 и OHSAS 18001:2007. Политика ОАО «РЖД» в области стратегического управления качеством продукции своих поставщиков побудила ОАО «Ижевский радиозавод» (ИРЗ) приступить к совершенствованию интегрированной системы менеджмента и внедрению требований международного стандарта IRIS. С этого момента на предприятии началась длительная и серьезная работа по подготовке к сертификации. В начале 2008 г. было проведено выборочное обследование действующей системы менеджмента качества на соответствие требованиям IRIS rev.00 и дана экспертная оценка уровня соответствия данным требованиям. Были также проведены обучающие семинары и тренинги. Оценка результатов выборочного обследования по Audit Tool rev.00, составила 335 баллов. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 


ПК «Новочеркасский электровозостроительный завод»
Подуст С.Ф.

Производственная компания «Новочеркасский электровозостроительный завод» (ПК «НЭВЗ»), входящая в состав ЗАО «Трансмашхолдинг», является ведущим предприятием в России по выпуску магистральных грузовых и пассажирских электровозов. В настоящее время НЭВЗ - это крупный производственно-технологический комплекс, включающий в себя 10 видов производств: литейное, кузнечно-прессовое, механосборочное, холодноштамповочное, обмоточно-изоляционное, сварочное, гальваническое, окрасочное, сборочное и пластмасс. Предприятие имеет значительный технический и научный потенциал, квалифицированные кадры, многолетний опыт плодотворного сотрудничества науки и производства. Завод, основанный в 1936 г. как паровозостроительный, с 1947 г. был преобразован в электровозостроительный. С начала выпуска продукции заводом создано 65 типов подвижного состава, выпущено более 16 тыс. локомотивов. Созданные в Новочеркасске локомотивы успешно эксплуатируются на железных дорогах России, Финляндии, Польши, Китая, стран ближнего зарубежья. Свидетельством признания вклада завода в развитие международного сотрудничества стали престижные награды «Золотой Меркурий» и «Европейское международное золотое созвездие». Неоднократно завод становился победителем регионального конкурса «Лучшие товары Дона», лауреатом общероссийского конкурса «100 лучших товаров России» (2005 г. - за пассажирский электровоз ЭП1, 2007 г. - ЭП1М, 2012 г. - за тяговый агрегат НП1) и получал звание «Лучший экспортер в страны СНГ» в номинации «Железнодорожные транспортные средства». Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 


Бережливое производство

Оптимизация технического обслуживания и ремонта моторвагонного подвижного состава
Глухов С.В.,
Кованин М.А.,
Шосткин С.В.

В рамках реализации программы поэтапного внедрения бережливого производства на предприятиях ОАО «РЖД» в моторвагонном депо Безымянка Куйбышевской железной дороги значительное внимание уделялось сокращению непроизводственных потерь, оптимизации технического обслуживания и ремонта моторвагонного подвижного состава (МВПС). Стартовым мероприятием по повышению эффективности технологического процесса в объеме ТР-3 был выбран штурм-прорыв на участке разборки и сборки моторных тележек. Принятые меры позволили повысить эффективность потока с 36 до 45%. Только за счет сокращения времени на поиски необходимого инструмента и перемещений, стандартизации технологического процесса непроизводственные потери были снижены на 3%. Экономический эффект от этих мер составил 64 тыс. руб. в год. В целях оптимизации энергопотребления и улучшения условий труда в производственных помещениях вместо ламп накаливания было установлено светодиодное освещение, что позволило сэкономить 1,3 млн. руб. в год. Улучшению технического обслуживания и ремонта моторвагонного подвижного состава в депо в значительной мере способствовало внедрение автоматизированной системы управления технологическим процессом ремонта электропоездов (АСУ ТП), которая контролирует последовательность выполнения технологических операций и информирует персонал о произошедших нарушениях или ошибках. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 

Подвижной состав

Аэродинамическое транспортное средство
Хайруллин И.Х.,
Исмагилов Ф.Р.,
Вавилов В.Е.

Одним из приоритетных направлений науки, технологий и техники в Российской Федерации является развитие транспортных, авиационных и космических систем. При этом крайне важная роль отводится высокоскоростному железнодорожному транспорту. Согласно Распоряжению № 1701 от 02.08.2011 г. ОАО «РЖД» «О создании рабочей группы по формированию технологической платформы «Высокоскоростной интеллектуальный железнодорожный транспорт», перед ОАО «РЖД» поставлены две основные задачи по созданию и развитию высокоскоростных и сверхвысокоскоростных железнодорожных транспортных средств (ЖДТС): разработка и реализация ЖДТС, а также узлов и механизмов, связанных с ЖДТС, позволяющих развивать скорость передвижения до 400 км/ч; то же до 1000 км/ч. Даже в тех странах, где высокоскоростное железнодорожное движение развито очень хорошо, скорость, близкая к 1000 км/ч, еще не достигнута. Это обусловлено несовершенством традиционных конструкций ЖДТС. В частности, одной из причин, препятствующих реализации высоких скоростей, является трение в системе колесо - рельс. Возможным путем достижения скоростей передвижения до 1000 км/ч является применение бесконтактных ЖДТС. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 


Новости от поставщиков

Обзор наиболее значимых событий у поставщиков отрасли за июнь 2013 года. Подробнее…
 

Социальная и кадровая политика

На основе эталонных технологий
Тюрников А.Ю.

Эффективное развитие железнодорожного транспорта требует широкого внедрения передовых инновационных технологий, повышения уровня кадрового потенциала, совершенствования взаимодействия между отраслевыми хозяйствами. В этих целях на Горьковской железной дороге реализуется единая корпоративная политика ОАО «РЖД» в сфере управления персоналом. Особое значение придается мотивационным мероприятиям. Ведь уровень удовлетворенности персонала напрямую влияет на производительность труда. Причем работников волнует не только удовлетворенность заработной платой. Большую часть рабочего времени они проводят на рабочих местах, и важную роль для удовлетворенности работника своим трудом играют эффективная организация и удобство производства работ. Необходимо планомерно повышать заинтересованность персонала в улучшении производственных показателей и мотивировать на удержание достигнутого уровня. Для достижения столь масштабной цели на Горьковской железной дороге реализуется программа по приведению инфраструктуры железнодорожного транспорта к эталонному состоянию. На полигоне дороги программа успешно действует с 2007 г. В настоящее время на магистрали более 35 объектов и более 100 участков имеют статус эталонов. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 


Кафедра «Экономика строительного бизнеса и управление собственностью»: новые рубежи
Мачерет Д.А.,
Марцинковская А.В.

Строительный бизнес - это одна из наиболее перспективных отраслей российской экономики, где всегда имеется большая потребность в высококвалифицированных кадрах. В Московском государственном университете путей сообщения (МИИТе) подготовка таких специалистов ведется на кафедре «Экономика строительного бизнеса и управление собственностью», которая носит это название с декабря 2012 г. после переименования одной из старейших кафедр университета «Экономика строительного производства». Кафедра «Экономика строительного производства» была создана в 1954 г. в Московском транспортно-экономическом институте, который впоследствии вошел в состав МИИТа. Здесь впервые в стране стали готовить для транспортного строительства специалистов с высшим образованием в области экономики и управления строительством. Основателем и первым руководителем кафедры стал Почетный железнодорожник, известный ученый, доктор технических наук, профессор А.Е. Гибшман. С 1971 г. на протяжении 20 лет кафедрой руководил заслуженный деятель науки и техники РСФСР, профессор, доктор технических наук В.Я. Шульга, а затем с 1992 по 2012 г. заведующим кафедры был заслуженный работник Высшей школы, доктор экономических наук, профессор Б.А. Волков. В 2012 г. кафедру возглавил доктор экономических наук, профессор, первый заместитель председателя Объединенного ученого совета ОАО «РЖД» Д.А. Мачерет. Сегодня на кафедре работают высококвалифицированные преподаватели, свыше 80% которых имеют ученые степени доктора или кандидата наук. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 

Страницы истории

Начальник Ливенской узкоколейки
Шаненков М.А

Прошло более 140 лет со дня ввода в эксплуатацию первой в России узкоколейной железной дороги общего пользования - Ливенской узкоколейки. Об истории ее строительства, условиях и трудностях эксплуатации было рассказано в статье «Ливенская узкоколейка», опубликованной в журнале в 2006 г. Сегодня вниманию читателей предлагается материал о первом начальнике Ливенской дороги - Роберте Петровиче фон Дезене. Роберт Петрович фон Дезен родился в 1835 г. и происходил из остзейских дворян. Его дед и отец служили на военном флоте. Однако Роберт Петрович не пошел по их стопам, а стал строителем железных дорог. В возрасте 18 лет, окончив Институт Корпуса инженеров путей сообщения, он был назначен в Управление работами Санкт-Петербурго-Варшавской железной дороги. За строительство мостов он был награжден бронзовой медалью в память о Крымской войне 1853-1855 гг., работал в Главном обществе Российских железных дорог. Но, безусловно, одним из важнейших этапов жизни Р.П. фон Дезена была его работа в городе Бердянске, где он вел наблюдения за всеми строящимися объектами - от соборов до волнореза. Работу свою он любил и отдавался ей всецело: будь то математические расчеты или разбивка городского сада - мелочей для него не существовало. В частности, заслугой инженера стала постройка 650-метрового волнореза. Именно Р.П. фон Дезеном были проведены исследования в акватории залива и выбрано правильное месторасположение волнореза, а в дальнейшем он принимал непосредственное участие в его возведении. Подробнее…
 

Зарубежный опыт

Железнодорожный транспорт Мьянмы
Пуо Маунг Маунг,
Аунг Хейн Зо

Республика Союза Мьянма (до 1989 г. Бирма) - государство в Юго-Восточной Азии. Оно граничит с Индией и Бангладеш на западе, Китаем на северо-востоке, Лаосом на востоке и Таиландом на юго-востоке. С юга и юго-запада его берега омываются водами Бенгальского залива и залива Моутама (Мартабан), а также Андаманского моря. Площадь страны, включая прилегающие острова, составляет около 677 тыс. км2, длина береговой линии - 1930 км. Население Мьянмы насчитывает почти 60 млн. человек. Три четверти доходов страны дает экспорт природных ресурсов. Главными потребителями продукции Мьянмы являются Таиланд, Индия, Китай и Сингапур. В данных условиях для страны необходима развитая транспортная инфраструктура. Важная роль отводится железнодорожному транспорту. Наш журнал уже обращался к вопросам развития железных дорог Мьянмы (см. №11 за 2011 г.). Продолжаем эту тему. Первая железная дорога на территории нынешней Республики Союза Мьянма вошла в строй в мае 1877 г., когда Нижняя Бирма (южная часть современной Мьянмы) еще была колонией Великобритании и входила в состав Британской Индии. Эта железная дорога протяженностью 262 км, проложенная в долине реки Иравади, соединила города Рангун (другое название Янгон; главный морской порт Мьянмы, до 2005 г. столица страны) и Пром (или Проме; современное название Пьи), в окрестностях которого выращивают рис, хлопок, табак. В 1884 г. была введена в эксплуатацию 267-километровая линия Рангун - Пего - Тауннгу. В 1889 г. она была продлена от Тауннгу на 354 км до города Мандалай (второй по величине город в Мьянме, в прошлом столица Бирманской империи). После этого началось строительство железнодорожной линии от города Сагайн (Сикайн), расположенного в двадцати километрах от Мандалая на другом берегу реки Иравади, в направлении города Мьичина - самого северного в стране речного порта примерно в восьмистах километрах от Мандалая. В 1891 г. путь был проложен до Шуэбо (Швебо), в 1895 г. - до Катхе и, наконец, в 1898 г. железная дорога пришла в Мьичину. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 


На железных дорогах мира

Обзор событий на зарубежных железных дорогах за июнь 2013 года. Полностью подборка доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…

 

Закон о рекламе

 
Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования