Журнал
«Железнодорожный транспорт»
№ 9 2013 год

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 11 2011 год

 

 






2013 год

№5 2013 год

№6 2013 год

№7 2013 год

№8 2013 год

№9 2013 год

№10 2013 год

№11 2013 год

№12 2013 год

А.Л. КУЖЕЛЬ, заместитель начальника Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД», начальник Управления движения Дирекции
Движение по расписанию – основа повышения эффективности перевозочного процесса
Стр. 4–7. 5 рис.

Рассмотрены вопросы перехода на управление перевозочным процессом и транспортной логистикой на основе внедрения технологии движения грузовых поездов по расписаниям. Приведены основные цели внедрения данного направления инновационного развития ОАО «РЖД», результаты по итогам 2012 г., целевые показатели нового графика движения. Показано влияние повышения уровня выполнения графика движения грузовых поездов на эффективность перевозочного процесса. Как пример приведена схема организации завоза сырья и вывоза готовой продукции ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат».

Ключевые слова: Комплексная программа поэтапного перехода на организацию движения грузовых поездов по расписанию на 2011–2015 гг., специализированные расписания грузовых поездов; технология твердых ниток; маршрутная скорость контейнерных и рефрижераторных ускоренных поездов; график движения.

О.С. ВАЛИНСКИЙ, первый заместитель начальника Октябрьской железной дороги
На основе программы «7 шагов»
Стр. 8–15. 5 рис.

Рассмотрен поэтапный переход на организацию движения грузовых поездов по расписанию на Октябрьской железной дороге, где разработана и реализуется программа «7 шагов», которая позволила вовлечь грузовладельцев и операторов подвижного состава в совместную разработку действенных механизмов управления вагонными парками с применением различных типов технологического обезличивания приватных парков на отдельных маршрутах. Сформулированы основные принципы, на которых строится работа в рамках программы, показана география охвата полигона дороги этой программой, приведены технические результаты ее реализации.

Ключевые слова: организация перевозок грузов; Комплексная программа поэтапного перехода на организацию движения грузовых поездов по расписанию на 2011–2015 гг.; Октябрьская железная дорога; обезличивание приватного подвижного состава; расписание грузовых поездов.

«Идея ОАО РЖД – 2013»
Стр. 16–22.

Освещена прошедшая в выставочном зале ЦНТИБ научно-практическая конференция «Техническое творчество – первый шаг к инновациям», в которой приняли участие руководители и специалисты департаментов и дирекций ОАО «РЖД», железных дорог, изобретатели и рационализаторы, представители транспортных вузов и научных подразделений, организаций, связанных с инновациями и охраной интеллектуальной собственности. Подведены итоги смотра-конкурса изобретательской и рационализаторской деятельности «Идея ОАО РЖД – 2013».

Ключевые слова: изобретательская и рационализаторская деятельность; техническое творчество; инновационная деятельность; интеллектуальная собственность.

Высокоскоростные магистрали: шаги реализации
Стр. 24–28. 3 рис.

Освещены вопросы, обсуждавшиеся на заседании Научно-технического совета ОАО «РЖД» на тему «О положении трасс высокоскоростных железнодорожных магистралей ВСМ 2 Москва – Казань – Екатеринбург и ВСМ Центр – Юг Москва – Ростов-на-Дону – Адлер»: выбор вариантов направления трасс, разработка схем размещения станций, взаимодействие с регионами, технические и технологические проблемы разработки и проектирования ВСМ.

Ключевые слова: ВСМ Москва – Казань – Екатеринбург; ВСМ Центр – Юг Москва – Ростов-на-Дону – Адлер»; высокоскоростное движение.

Б.А. ЛЁВИН, президент Ассоциации вузов транспорта, ректор Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ), профессор, доктор технических наук
Роль отраслевых вузов в развитии высокоскоростных магистралей в России
Стр. 29–32.

Рассмотрены вопросы интеграции науки и производства, кадрового и научного обеспечения ВСМ, расширения спектра образовательной деятельности в данной области. Представлены перспективные проекты: проект подготовки магистров инфраструктуры и эксплуатации высокоскоростного железнодорожного транспорта в рамках программы «Темпус», проект создания Международного центра высокоскоростных железнодорожных и скоростных транспортных систем (МЦВТС).

Ключевые слова: высокоскоростное движение; кадровое обеспечение ВСМ; программа «Темпус»; МЦВТС.

А.В. ИЛЛАРИОНОВ, вице-президент ОАО «РЖД»
Корпоративная статистика на службе компании
Стр. 33–34.

Освещена роль системы статистического учета и анализа в развитии РЖД, которая в этом году отмечает 140-летие. Показаны пути совершенствования отраслевой статистики и ее основные задачи по организации учета и статистического наблюдения за наличием и использованием основных средств железнодорожного транспорта, перевозками грузов и пассажиров на основе создания мощной информационной базы, позволяющей перевести статистику на электронные средства.

Ключевые слова: статистический учет и отчетность на железнодорожном транспорте; информатизация железнодорожного транспорта; 140 лет железнодорожной статистике; автоматизированная система управления инфраструктурой – АСУ И.

С.А. ФИЛИПЧЕНКО, начальник Управления анализа и статистики ОАО «РЖД»
Актуальные задачи современной статистики
Стр. 35–37.

Освещена деятельность службы статистического наблюдения на железнодорожном транспорте по совершенствованию системы анализа отчетных и оперативных данных, поступающих с железных дорог, созданию новой отчетности, позволяющей анализировать и регулировать производственный процесс, организации общесетевых переписей вагонов грузового парка по безбумажной технологии. Приведены результаты методической работы по совершенствованию системы показателей и нормативов использования подвижного состава, разработке единой методологии формирования показателей при определении производительности труда, внедрению системы автоматизированного формирования отчетности о соблюдении режима труда и отдыха локомотивных бригад.

Ключевые слова: отчетность железных дорог; статистический учет графика исполненного движения поездов; перепись вагонов; показатели использования подвижного состава; производительность труда; статистический учет графика движения грузовых поездов.

А.А. ПОЛИКАРПОВ, начальник Управления статистики Министерства путей сообщения с 1969 по 1992 г., первый заместитель председателя Центрального Совета ветеранов войны и труда железнодорожного транспорта России, Почетный железнодорожник
Статистика на службе отрасли Стр. 38–43.

Рассмотрены этапы становления железнодорожной статистики и ее задачи в соответствии с требованиями времени: механизация вычислительных работ, совершенствование системы показателей и методологии учета, внедрение в сферу учета и отчетности ЭВМ и комплексных автоматизированных систем управления. Перечислены специалисты вузов и Управления статистики МПС, заложившие методологический фундамент транспортной статистики. Освещены новые задачи железнодорожной статистики в современных условиях экономического развития страны.

Ключевые слова: становление железнодорожной статистики; Управление статистики МПС; система показателей эксплуатационной деятельности железных дорог; автоматизация вычислительных процессов.

В.Ф. ВИШНЯКОВ, директор Главного вычислительного Центра ОАО «РЖД»
Информатизация как основа железнодорожной статистики
Стр. 44–46.

Прослежен ход внедрения вычислительной техники на железнодорожном транспорте от механизации счетных работ в области статистики до внедрения новых оперативных информационных систем по управлению различными сферами деятельности железнодорожного транспорта.

Ключевые слова: электронная перепись вагонов грузового парка; электронный технологический документооборот с возможностью применения электронной цифровой подписи (АС ЭТД); корпоративное информационное хранилище ОАО «РЖД» (КИХ РЖД); многофункциональная электронная карта ОАО «РЖД» (МЭК).

В.П. БЕЛЬТЮКОВ, заместитель заведующего кафедрой «Железнодорожный путь» ПГУПСа, кандидат технических наук
И.А. СИМОНЮК, инженер
А.В. АНДРЕЕВ, инженер
Оптимизация среднесрочного планирования ремонтов железнодорожного пути
Стр. 47–50. 4 рис.

Приведена разработанная на кафедре «Железнодорожный путь» ПГУПСа методика оптимизации среднесрочного планирования ремонтов железнодорожного пути, которая предназначена для использования в автоматизированных системах управления путевым хозяйством в составе ЕК АС УИ на уровне территориальных дирекций инфраструктуры и Центральной дирекции инфраструктуры и является составной частью системы планирования путевых работ. Рассмотрены различные варианты прогнозирования объемов работ по текущему содержанию пути. Приведены примеры анализа трудозатрат на текущее содержание пути, определения среднесетевых зависимостей для неисправностей по уровню и в профиле.

Ключевые слова: планирование путевых работ; текущее содержание пути; управление путевым хозяйством; затраты на ремонты пути.

А.Н. ГОЛОВАШ, главный научный руководитель ОАО Научно-исследовательского института технологии, контроля и диагностики железнодорожного транспорта (ОАО «НИИТКД»), руководитель научной школы «Эксплуатационная надежность подвижного состава», кандидат технических наук
С.А. СЛИНКИН, ведущий инженер научно-исследовательского отдела
В.К. МЕХЕДОВ, начальник научно-исследовательского отдела
В.И. ГЛУХОВ, научный консультант ОАО «НИИТКД», доктор технических наук
Ресурс колесных пар с точки зрения метрологии
Стр. 51–54. 2 рис.

Рассмотрен ряд вопросов, связанных с соответствием принятых размеров колесных пар действующим в машиностроении стандартам на метрологические показатели качества геометрических величин: повышение уровня геометрической точности колесных пар; метрологическое обеспечение состава геометрических величин колесной пары, технологических процессов механической обработки и сборки колесных пар и процессов контроля размерной и геометрической точности колесных пар.

Ключевые слова: линейные и угловые величины колесных пар; геометрическая точность колесных пар; метрологическое обеспечение.

Е.П. КОРОЛЬКОВ, доктор технических наук, профессор Московского университета путей сообщения
О причинах перераспределения дефектов отбраковки колесных пар
Стр. 55–57.

Приведена статистика обследования партии колесных пар в ремонтном цехе вагонного депо Брянск-Льговский Московской железной дороги. Дан анализ причин существенного увеличения образования выщербин на колесах грузовых вагонов при взаимодействии колеса и рельса.

Ключевые слова: система колесо – рельс; выщербины; контактно-усталостные разрушения колесной пары.

О.П. ЮГРИНА, доцент Сибирского государственного университета путей сообщения (СибГУПС), кандидат технических наук
Л.С. КАЗАНЦЕВА, преподаватель СибГУПСа
Доставка грузов в срок
Стр. 60–63. 7 рис.

Приведены результаты анализа предъявленных грузоотправителями претензий, связанных с нарушением срока доставки грузов в местном сообщении на полигоне Западно-Сибирской железной дороги. Даны результаты исследования времени фактического нахождения вагона в пути, сравнения нормативного, технологического и фактического сроков доставки. Сделан вывод о возможности прогнозирования времени доставки для каждой отправки в зависимости от расстояния перевозки на базе информационной системы «Сеть-3».

Ключевые слова: нормативный, технологический и фактический сроки доставки груза; информационная система «Сеть-3».

П.Е. ЧЕСТНОВ, аспирант Московского государственного университета путей сообщения
Экономические проблемы управления вагонными парками
Стр. 64–65. 1 рис.

Рассмотрен жизненный цикл грузовой перевозки. Описаны способы рационального использования инфраструктуры и вагонного парка, находящегося как под управлением собственника инфраструктуры, так и под управлением владельца подвижного состава. Показано значение единого технологического процесса (ЕСТП) для технологического обеспечения организации и управления перевозками на основе системного взаимодействия всех участников транспортного рынка и создания эффективной и прозрачной технологии перевозочного процесса.

Ключевые слова: жизненный цикл грузовой перевозки; ЕСТП; агентский договор; вагоны собственные привлеченные (ВСП).

Г.П. ЗАКРЕВСКАЯ, директор ФГБУК «ЦМЖТ России»
Центральному музею железнодорожного транспорта Российской Федерации – 200 лет
Стр. 66–69.

Рассказано об истории возникновения и функционировании федерального государственного учреждения культуры «Центральный музей железнодорожного транспорта Российской Федерации», одного из старейших научно-технических музеев в мире.

Ключевые слова: история железнодорожного транспорта; Музей ведомства путей сообщения имени императора Николая I; ЦМЖТ; коллекция моделей мостов; модели локомотивов и вагонов.

А.Л. ЛУВИШИС, кандидат технических наук
Дизель-электровозы и дизель-поезда
Стр. 70–77.

Рассмотрены три поколения дизель-электровозов и дизель-электропоездов.

Ключевые слова: дизель-электровоз FL9; дизель-электровоз серии RhB Gem 4/4; дизель-электровоз DM30AC; пассажирский дизель-электровоз Р32АС-DМ; маневровый дизель-электровоз ED1600; дизель-поезда-трамваи.

Закон о рекламе

 
Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования