«Железнодорожный транспорт»
№ 11 2014 год

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 10 2014 год

XXXI съезд Роспрофжел Транспортная наука: инновационные решения для бизнеса

Содержание и аннотация журнала


Архивы и Анонсы
 


Анонс № 1 2015 год
 

Архив
 


2014 год
 


№ 1 2014 год
 

№ 2 2014 год


№ 3 2014 год
 

№ 4 2014 год
 

№ 5 2014 год
 

№ 6 2014 год
 

№ 7 2014 год
 

№ 8 2014 год
 

№ 9 2014 год
 

№ 10 2014 год
 

№ 11 2014 год
 


№ 12 2014 год
 

Коротко о важном
стр. 2

На магистралях Содружества

маркированный список

61-е заседание Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества
стр. 4

Приоритеты
Транссибирский транзит

маркированный список

Повышение конкурентоспособности перевозок грузов по Транссибу.
Цыденов А.С.
стр. 11

маркированный список

Транзитный и системообразующий потенциал Транссиба.
Якунин В.И.
стр. 14

маркированный список

Технологический аутсорсинг как механизм повышения эффективности и качества перевозок.
Евдокименко В.М.
стр. 19

маркированный список

Применение электронного документооборота на Транссибирском маршруте.
Шведов С.М.
стр. 23

Эксплуатационная работа

маркированный список

Вагонный парк, инфраструктуру и управление движением - к общему знаменателю.
Сайбаталов Р.Ф.,
Бородин А.Ф.
стр. 26

Пульс сети
стр. 35

Интеллектуальный транспорт

маркированный список

Интеллектуализация оперативного управления перевозочным процессом на уровне региональной дирекции.
Сотников Е.А.
стр. 36

Конференции и выставки

маркированный список

По пути устойчивого развития информационных технологий.
Конференция «Инфотранс-2014»
стр. 43

маркированный список

«Эффективность - путь к развитию». Конференция «ТрансЖАТ-2014».
Ицкович Б.С.
стр. 47

Подвижной состав

маркированный список

Профиль поверхности катания колес для высокоскоростных поездов.
Максимов И.Н.
стр. 50

маркированный список

Разработка и внедрение катаных колесных центров для магистральных тепловозов.
Брюнчуков Г.И.,
Сухов А.В.,
Разумов А.С.,
Тараканов В.Ю.,
Голышков Р.А.
стр. 53

Менеджмент качества

маркированный список

Контролю качества продукции железнодорожного машиностроения - нормативную поддержку.
Гапеев С.Н.
стр. 56

Новости от поставщиков
стр. 58

Страницы истории
Первому российскому парово зу - 180 лет

маркированный список

Пропаганда исторического наследия отрасли.
Вульфов А.Б.
стр. 60

маркированный список

Первые уроки паровозной науки.
Вульфов А.Б.
стр. 65

Зарубежный опыт

маркированный список

Модернизация сортировочных станций в Северной Америке.
Костюк Б.С.,
Куренков П.В.,
Нехаев М.А.,
Рувинов И.Р.
стр. 71

маркированный список

Для удобства пассажиров и развития ИТ-инфраструктуры
стр. 76

На железных дорогах мира
стр. 78

На 1 стр. обложки фото А.А. Синякова

 

Аннотация статей номера


Коротко о важном

Обзор наиболее значимых событий в отрасли за октябрь 2014 года. Подробнее...
 

Эксплуатационная работа

Эффективное управление вагонопотоками
Кужель А.Л., Шапкин И.Н., Вдовин А.Н.

Управление вагонопотоками на сети железных дорог является одним из основополагающих бизнес-процессов, обеспечивающих перевозочную деятельность ОАО «РЖД», а также связующим звеном задач коммерческой логистики - получения доходов от перевозок и задач технологической логистики - сокращения эксплуатационных расходов, эффективного использования персонала, инфраструктуры и тяговых ресурсов. Задачи коммерческой и технологической логистики неразрывно связаны между собой и по своему масштабу делятся на три группы: стратегические, тактические и оперативные. Необходимость их комплексного решения предъявляет новые требования к методологии организации перевозок, нормативно-правовому, технологическому и информационному обеспечению. Рассмотрим решение тактических и оперативных задач бизнес-процесса управления вагонопотоками, включающего в себя укрупненные группы функциональных задач. К ним относятся: организация вагонов в поезда с различными условиями и параметрами качества перевозки; определение подробных маршрутов следования поездов, в том числе поездов с вагонами, требующими особых условий пропуска, сухопутных пограничных переходов вагонов на железнодорожную сеть сопредельных государств, системы загрузки паромных переправ. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 

Актуальная тема
Взаимодействие ОАО «РЖД» с морскими портами

Укрепление взаимодействия с крупными морскими портами при перевозках экспортно-импортных грузов - одно из приоритетных направлений деятельности ОАО «РЖД». Актуальные задачи в этой важной области стали главной темой организованной Гильдией экспедиторов международной научно-практической конференции. На ней были обсуждены вопросы обеспечения слаженной работы портовых комплексов и припортовых железнодорожных станций, развития инфраструктуры портов и железнодорожных подходов к ним, создания мультимодальных транспортно-логистических центров, организации перевозок грузов в морские порты по «твердым» ниткам графика, информатизации управления подводом вагонопотоков к портам, применения электронного документооборота и др. Стратегическая важность наращивания перерабатывающих способностей российских портов во взаимодействии со смежниками была особо отмечена на прошедшем в сентябре под председательством Президента страны В.В. Путина совещании в Новороссийске, посвященном развитию портовой инфраструктуры Азово-Черноморского бассейна. Глава государства поставил задачу закрепить позитивную динамику роста объемов грузопотоков через российские порты, нарастить их мощности, существенно ускорить доставку и обработку грузов, обеспечить создание новых, качественных рабочих мест в этой сфере.


Комплексные решения ради общей цели
Морозов В.Н.

Сегодня ни один вид транспорта не может единолично комплексно обслужить клиента-грузоотправителя. Поэтому транспортная система должна быть объективно ориентирована на эффективное межтранспортное взаимодействие и использование того или иного вида транспорта именно в тех сегментах, где он наиболее эффективен. Что для этого надо сделать? Во-первых, обеспечить предоставление клиентам комплексных логистических услуг на основе включения всех видов транспорта. Крупные российские компании, такие как «Евраз», «Мечел», «Сибирский деловой союз», «Сибирский антрацит», «Сибуглемет», при организации транспортировки своих грузов используют сквозные услуги, в которые входят: перевалка и экспедирование грузов в портах, морской фрахт, перевозка по иностранным и российским железным дорогам. Очевидно, что взаимодействие при оказании таких услуг способно обеспечить выгоду всем участникам транспортного процесса. ОАО «РЖД» уже не первый год работает в этом направлении. В результате сегодня в России эффективно выполняются железнодорожно-паромные перевозки на направлениях Ванино - Холмск, Усть-Луга - Балтийск и Усть-Луга - Засниц. Что немаловажно, расчеты за доставку груза, включая перевозку по железным дорогам России и Европы, морской фрахт, перевалку в порту и другие услуги, осуществляются по принципу «единого окна» с использованием лицевого счета клиента в ОАО «РЖД». И это только один пример межтранспортного взаимодействия. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 


Перспективы развития грузовых перевозок
Пехтерев Ф.С., Шестаков П.А.

В последнее десятилетие благодаря совместной деятельности правительства Российской Федерации, бизнес-структур, отдельных транспортных ведомств были созданы новые портовые мощности практически во всех регионах страны, имеющих выход к морю. Все это, а также сложившаяся конъюнктура отдельных товаров на мировом рынке (к сожалению, в основном топливно-сырьевого комплекса) способствовали росту объема перевозок грузов железнодорожным транспортом через порты России в 2007-2013 гг. на 30%. В 2013 г. он составил 249,6 млн. т. В текущем году эта тенденция сохраняется. Так, за 5 месяцев 2014 г. объем перевалки грузов в морских портах России, обеспечиваемый с участием железнодорожного транспорта, составил 113,7 млн. т, что на 10% выше, чем за аналогичный период в 2013 г. Таким образом, из года в год увеличивается доля и роль участия морских портов России в международных грузовых перевозках железнодорожным транспортом. Учитывая, что объем работы по грузовым перевозкам зависит от развития национальной экономики, в основу прогноза грузовой базы железнодорожного транспорта на долгосрочную перспективу заложены прежде всего перспективные тенденции социально-экономического развития страны, предусмотренные в прогнозах Минэкономразвития России. Перспективные тенденции развития потребностей экономики России в перевозках грузов железнодорожным транспортом подтверждаются заявками крупнейших компаний грузоотправителей - пользователей услуг ОАО «РЖД». Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 


Повысить эффективность взаимодействия
Краснощёк А.А.

Рост экспортных перевозок в последние годы выявил ряд проблем, возникающих на стыках взаимодействия железнодорожного и морского транспорта. За последние 5 лет объемы перевозок экспортных грузов назначением в порты России выросли на 29% и в 2013 г. превысили 226 млн. т. Наибольший прирост (в 1,8 раза) достигнут в дальневосточных портах, где перевозки угля были увеличены более чем в 2,5 раза, составив более 50 млн. т. На 40 % вырос объем перевозок назначением в порты Октябрьской железной дороги за счет увеличения перевозок нефти и угля на 46 и 50% соответственно. В текущем году рост погрузки в адрес российских портов продолжился. Планомерная работа по организации подвода поездов на припортовых дорогах позволила в текущем году обеспечить динамику роста выгрузки над погрузкой. Так, рост погрузки в адрес портов Дальневосточной дороги составил 15,5%, а выгрузки - 16%, Северо-Кавказской - 16 и 17%, Октябрьской - 11 и 17% соответственно. В мае - июне 2014 г. было выгружено более 3 тыс. вагонов на припортовой станции Лужская, более 1 тыс. вагонов с углем на станции Ванино, свыше 1,7 тыс. вагонов на станции Новороссийск и более 1,5 тыс. вагонов на станции Находка-Восточная. Увеличения грузопотоков удалось достичь в основном за счет внедрения новых технологий, и в первую очередь вождения грузовых поездов по расписанию. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 


Работать в едином ритме
Заиченко М.М.

Морские порты Приморского края играют важную роль в обеспечении стабильной работы всех участников перевозочного процесса. За последние годы выгрузка экспортных грузов выросла к докризисному периоду 2008 г. на 83,2%. Опережающие темпы роста объемов их перевалки в морских портах достигнуты такими грузополучателями, как ОАО «Торговый порт Посьет», ОАО «Восточный порт», ОАО «Ванинский морской торговый порт», ОАО «Евраз Находкинский морской торговый порт». Выросли и объемы контейнерных перевозок. В 2013 г. рост погрузки контейнеров составил 13% к уровню 2012 г., а за восемь месяцев 2014 г. - 7,4% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, что свидетельствует о заинтересованности грузоотправителей Азиатско-Тихоокеанского региона в перевозках по Транссибирской магистрали. Стратегия ОАО «РЖД», направленная на развитие проходящих через территорию России международных транспортных коридоров, в приоритетном порядке предусматривает опережающее наращивание пропускных и провозных способностей железных дорог Восточного полигона. Важными проектами 2013 г. стали модернизация железнодорожной инфраструктуры и восстановление пограничного перехода Махалино (РФ) - Хуньчунь (КНР) и завершение реконструкции участка железной дороги на границе с Кореей Хасан (РФ) - Туманган (КНДР) - порт Раджин (КНДР). Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 


На основе логистических технологий
Валинский О.С.

Рост объемов внешнеторговых перевозок определяет повышенные требования к развитию национального транспортного комплекса и к его интеграции в евроазиатскую транспортную систему. В Северо-Западном регионе в этих процессах значительная роль принадлежит Октябрьской железной дороге, которая выполняет 35% экспортно-импортных перевозок сети железных дорог России. Дорога обслуживает 25 операторов морских терминалов в семи портах Северо-Запада через 10 припортовых станций. Среди обслуживаемых портов - третий по величине в России порт Санкт-Петербург с годовым объемом перевалки по железной дороге 24 млн. т, крупные порты Мурманск и Высоцк, а также развивающийся порт Усть-Луга с перспективным грузооборотом более 100 млн. т. В 2013 г. железнодорожным транспортом в порты региона было завезено 103 млн. т различных грузов, а в 2014 г. прогнозируется рост экспортного грузопотока до 117 млн. т. За последние 14 лет выгрузка в портах увеличилась более чем в 8 раз и в 2014 г. превысила 5,1 тыс. вагонов в сутки (за пять месяцев). Сегодня эта тенденция сохраняется. В мае текущего года среднесуточная выгрузка составила 5330 вагонов, 24 мая было выгружено 6216 вагонов с экспортными грузами, а это рекордная выгрузка в портах. Согласно исследованиям Института экономики и развития транспорта, к 2020 г. объем выгрузки в портах региона достигнет 7750 вагонов в сутки. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 


Новые формы взаимодействия с портами юга России
Голоскоков В.Н.

В результате реализации предпринятых Северо-Кавказской железной дорогой при поддержке ОАО «РЖД» организационных и технологических решений за последний год грузопоток в адрес портов Азово-Черноморского региона увеличился на 10% и составляет 67,5 млн. т в год. Положительные изменения произошли и в работе самих портов. Благодаря конструктивному взаимодействию железнодорожников и портовиков достигнуты исторические максимумы по выгрузке - более 800 вагонов в сутки в порту Туапсе и более 1700 вагонов в Новороссийске. Известно, что во взаимодействии железных дорог и портов существуют традиционные проблемы, связанные с инфраструктурными ограничениями. На дороге проводится планомерная работа по их устранению. Принято решение о строительстве обхода Краснодарского узла. Сейчас там уже ведутся проектные изыскания. Одним словом, пропускные способности магистрали будут расти. Северо-Кавказская железная дорога продолжает наращивать и свои технологические возможности. Наряду с организацией движения поездов с грузами в направлении портов по «твердым» ниткам графика сегодня предлагается использовать специализированные расписания для возврата порожнего подвижного состава после выгрузки в порту. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 

Подвижной состав

Нормативное регулирование процессов создания нового подвижного состава железных дорог
Назаров О.Н., Сергеев К.А.

Создание передовой и качественной продукции - главный приоритет любого успешного предприятия. Во времена широкой индустриализации в советской промышленности сложилась определенная практика организации работ по созданию новых изделий и освоению их производства. Опыт наиболее успешных предприятий, базирующийся на научно обоснованных принципах эффективного построения производственных процессов и процессов взаимодействия с министерствами, ведомствами и контрагентами, был обобщен и сведен в единую систему разработки и постановки продукции на производство. В 197 0-х годах были разработаны соответствующие нормативы и введена в действие система стандартов, которая определила организационно-технические принципы и порядок проведения работ при создании и запуске производства новой техники. Cистема разработки и постановки продукции на производство (далее СРПП или Система) - это комплекс взаимосвязанных организационно-методических и общетехнических стандартов, которые устанавливают основные положения, обеспечивающие техническое и организационное единство выполняемых работ на стадиях жизненного цикла продукции. Эти работы включают в себя исследование и обоснование разработки, разработку, производство, эксплуатацию (применение, хранение) продукции и ее ремонт, а также взаимодействие заинтересованных сторон. В основу СРПП были положены принципы целенаправленного и комплексного охвата видов выполняемых работ на всех стадиях жизненного цикла продукции, взаимосвязанных между собой, и модульный принцип организации работ. Главным достижением созданной Системы стала унификация процессов, терминологии, стадий и этапов жизненного цикла, документооборота, конструкторских документов, порядка проведения испытаний, приемки продукции и технологической подготовки производства. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 


Пульс сети

Обзор наиболее значимых событий на сети железных дорог России за сентябрь 2014 года. Подробнее...
 

Специальный проект
Новые материалы на железнодорожном транспорте

Программа инновационного развития ОАО «РЖД» предусматривает дальнейшее совершенствование и широкую модернизацию железнодорожной техники, в том числе на основе применения материалов с новыми свойствами. Научно обоснованный выбор новых материалов базируется на разработках, выполненных в исследовательских институтах РАН, технических университетах, в Открытом акционерном обществе «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» (ОАО «ВНИИЖТ») и других научно-исследовательских подразделениях железнодорожного транспорта. С такими разработками и знакомит предлагаемая читателям подборка статей, подготовленная по материалам одного из заседаний Объединенного ученого совета ОАО «РЖД».

Применение новых материалов в узлах трения
Горячева И.Г.

Одним из приоритетных направлений научных исследований в области системных стратегических задач совершенствования железнодорожной техники является направление, связанное с применением новых материалов, в том числе полученных с помощью нанотехнологий. Это диктуется потребностями развития железнодорожного транспорта, связанными, в частности, с увеличением скоростей движения поездов, повышением грузонапряженности и срока службы оборудования, необходимостью снижения энергетических затрат и улучшения экологии. Особое внимание при этом уделяется улучшению эксплуатационных характеристик узлов трения. В настоящее время достигнуты определенные успехи в области улучшения трибологических характеристик узлов трения. Помимо конструкционных решений, эффект дают и новые материалы с улучшенными фрикционными характеристиками и повышенной износостойкостью. При этом используются методы формирования поверхностных слоев с нужными для данной пары трения свойствами, к которым относятся различные способы упрочнения поверхностей, нанесения покрытий и другие методы поверхностной обработки. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 


Новое поколение коррозионностойких двухслойных сталей
Зайцев А.И.

Современное развитие железнодорожного транспорта требует использования надежных инфраструктурных конструкций, создаваемых на основе принципиально новых материалов с повышенными показателями эксплуатационной надежности, коррозионной стойкости и долговечности. В настоящее время при строительстве железнодорожных мостов используют так называемые балластные корыта, поверхность которых подвержена атмосферной коррозии и абразивному износу. Для защиты от коррозии обычно используют лакокрасочные покрытия на основе дорогостоящих импортных и отечественных материалов с гарантированным сроком эксплуатации от 4 до 15 лет. Технология их нанесения сложна и трудоемка, требуется тщательная подготовка поверхности, окраску проводят в два или три приема с промежуточными просушками с соблюдением жестких требований к температуре окружающей среды, влажности воздуха, обезжиривания поверхности. Еще большую проблему вызывает защита сварных соединений и околошовной зоны, а также вертикальных стен конструкций. Рассматриваемые покрытия, как правило, предназначены для эксплуатации в климатических зонах с температурой окружающего воздуха не ниже -30 °С. Помимо к коррозии, материал корыт подвержен и абразивному износу. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 


Материалы на основе цветных металлов
Гершман И.С.

В отделении «Транспортное материаловедение» ОАО «ВНИИЖТ» за последние годы осуществлялась разработка новых материалов на основе цветных металлов для применения на железнодорожном транспорте. Большая часть этих материалов разрабатывалась для элементов узлов трения, например подшипников скольжения, токосъемных элементов, в том числе для высокоскоростного движения, разрывных и дугогасительных электрических контактов. Разрабатывались технологии восстановления изношенных коленчатых валов и контактных проводов. Традиционное направление разработки износостойких материалов, как известно, сводилось в основном к улучшению их механических и физических свойств, что не всегда возможно и оправданно. Для одних материалов дальнейшее улучшение свойств является проблематичным, для других улучшение одного свойства часто влечет за собой ухудшение другого. Например, повышение прочности и твердости часто приводит к снижению пластичности, что ведет к разрушению из-за контактной усталости. Повышение прочностных свойств одного из трущихся материалов может привести к повышению интенсивности изнашивания контртела. Вместе с тем в трибологии мало внимания обращается на возможности снижения интенсивности изнашивания с помощью трибохимических процессов. В связи с этим была рассмотрена возможность перевода части механической работы износа в химическую. Для этого необходимо было установить, какие химические и физико-химические процессы в зоне трения могут влиять на интенсивность изнашивания оборудования. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 


Металлоконструкции мостов из атмосферостойкой стали
Конюхов А.Д., Шелест А.И.

С1960-х годов в мостостроении начали впервые внедряться пролетные строения железнодорожных и автодорожных мостов из атмосферостойкой стали без дополнительной защиты от коррозии. В настоящее время в мире эксплуатируются десятки тысяч пролетных строений из подобной стали. Их применяют практически во всех климатических зонах, включая страны Европы, Северной Америки, Австралию, Японию и Южную Корею. С учетом большого спроса на атмосферостойкие стали с улучшенными характеристиками прочности и пластичности были разработаны нормативные документы, регламентирующие химический состав и механические свойства атмосферостойких сталей ASTMA 242, ASTMA, ASTMA 709. Все они имеют хорошую свариваемость. Для идентификации их в конце обозначения марки стали или индекса проката добавляется буква W (от слова Weathering - атмосферостойкий). При использовании в конструкциях болтовых соединений все высокопрочные болты также изготавливают из специальной атмосферостойкой стали с добавками, обеспечивающими образование тонкой пленки ржавчины, препятствующей дальнейшей коррозии. В начале 1970-х годов было принято решение поручить ВНИИЖТу разработать отечественную атмосферостойкую сталь типа «Кортен» для мостостроения. Такая работа была включена в план научных разработок. В целях оптимизации химического состава стали по показателю стойкости к атмосферной коррозии лабораторией ВНИИЖТа совместно с ЦНИИчермет им И.П. Бардина была организована выплавка опытных партий низколегированных сталей, химический состав которых по 15 элементам задавался матрицей планирования эксперимента. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 

Пассажирский комплекс

Поезда «аэроэкспресс» станут двухэтажными

Двухэтажные электропоезда, до недавнего времени считавшиеся преимущественно западным явлением, совсем скоро появятся и в России. Уже в середине следующего года они начнут курсировать по маршрутам аэроэкспресса в Москве. К лету 2016 г. компания «Аэроэкспресс» планирует полностью заменить в московском регионе свой парк подвижного состава. Этот проект обещает стать, пожалуй, самым значительным в области интермодальных перевозок в нашей стране за последние годы. По мнению экспертов, двухэтажные экспрессы будут востребованы в России, так как пассажиропоток только одного московского аэропорта Шереметьево в ближайшие годы может удвоиться и достигнуть 60 млн. человек в год. Ежегодно число пассажиров на маршрутах аэроэкспресса растет на 20%. По словам исполнительного директора компании «Аэроэкспресс» А.В. Сорокина, введение новых двухэтажных поездов - это логичный шаг, позволяющий не только существенно повысить пропускную способность, но и обеспечить пассажирам более комфортные условия для путешествия. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 


Новости от поставщиков

Обзор наиболее значимых событий у поставщиков отрасли за сентябрь 2014 года. Подробнее…
 

Логистика

Управление парками транспортных компаний - логистические принципы
Елисеев С.Ю., Шатохин А.А.

Оптимизация обращения грузовых вагонов определяет объемы перевозимых грузов, скорость их доставки, сохранность и снижение себестоимости перевозок, т.е. те параметры, которые обусловливают привлекательность и надежность работы железнодорожного транспорта. Грузовой вагон является основным техническим средством, которое приносит его владельцу прибыль и должен большую часть времени находиться в производительном движении с грузом (в груженом рейсе), так как именно этим он приносит доход, а любой пробег подвижного состава в порожнем состоянии и простой без движения доставляют только убытки и упущенную выгоду. З а все время существования железнодорожного транспорта система управления обращением грузовых вагонов претерпевала определенные этапы эволюционного развития в ее совершенствовании и повышении эффективности. Последней наиболее эффективной системой управления парками грузовых вагонов было централизованное регулирование их использования аппаратом Министерства путей сообщения Российской Федерации, а затем в течение некоторого времени ОАО «РЖД», служб управлений и отделов перевозок железных дорог и линейных железнодорожных станций. Это позволяло добиваться высокого уровня оборачиваемости вагонов по времени и их производительности, порожние пробеги были минимальными, исключались встречные перевозки однородных видов грузов, стабильно, устойчиво и гибко обеспечивались грузовые перевозки. На тот момент времени в железнодорожной отрасли страны существовало единое понятие себестоимости перевозки и переработки одной тонны грузов. Экономическая и финансовая составляющие перевозочного процесса оценивались комплексно и универсально и исходя из этого эффективно планировалась вся производственная деятельность железнодорожного транспорта в целом. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 

Экономика и бизнес

Оценка эластичности спроса на перевозки
Лавров И.М.

На рыночный спрос влияет множество факторов, каждый из которых имеет свои особенности и причины возникновения. Существуют факторы, влияние которых на спрос спрогнозировать достаточно сложно. Это чрезвычайные ситуации, аварии в процессе перевозки, колебания экономической конъюнктуры. Кроме того, к таким факторам можно отнести экономическую ситуацию в стране, не зависящую напрямую от перевозок. Помимо неконтролируемых, существуют также факторы, которыми транспортное предприятие способно управлять и тем самым реагировать на изменение спроса. Одним из них считается качество перевозок. Поэтому важной задачей является оценка влияния качества на изменение спроса на перевозки. Качество перевозок — совокупность наиболее существенных показателей транспортной продукции, обусловливающих степень ее пригодности своевременно и наиболее полно удовлетворять потребности производства и населения страны. Показатели качества обслуживания — количественная характеристика одного или нескольких потребительских свойств услуги (обслуживания), отражающих ее качество. Через систему показателей качества устанавливается баланс интересов исполнителей и потребителей транспортных услуг, что позволяет первым заранее принимать меры по повышению качества услуг до требуемого уровня, а вторым - через правила перевозок и другие нормативные документы защищать свои права. Для определения более точной степени влияния или количественного изменения одного фактора при изменении другого используется метод оценки эластичности. В экономическом анализе, как правило, коэффициент эластичности показывает степень количественного изменения одного фактора (например, величины спроса или предложения) при изменении другого (цены, доходов или издержек) на 1%. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 

Зарубежный опыт

Современные гибридные поезда и локомотивы
Лувишис А.Л.

Локомотив ТА436.05. Первым гибридным локомотивом, появившимся на железных дорогах мира, стал чехословацкий маневровый тепловоз ТА436.05, изготовленный в Праге в 1986 г. На локомотиве был применен дизельный двигатель ЛиАЗ М637 мощностью 189 кВт. В качестве накопителя энергии была использована никель-кадмиевая аккумуляторная батарея, состоявшая из 480 элементов емкостью 300 А?ч. Напряжение батареи равнялось 576 В, запас энергии - 172,8 кВт?ч, масса - 11 500 кг. Большая масса батареи и ее низкая удельная энергия (энергия, приходящаяся на единицу массы) объясняются тем, что для испытаний были выбраны имевшиеся в распоряжении элементы, разработанные для установки в стационарных условиях на электростанциях. На тепловозе были применены два (по одному на каждую тележку) импульсных преобразователя на запираемых тиристорах. От преобразователя получали питание два электродвигателя постоянного тока тележки. Сами преобразователи питались либо от аккумуляторной батареи, либо от дизель-генератора через трехфазный выпрямитель. Сравнение потребления топлива гибридным локомотивом и традиционным маневровым тепловозом типа 730 мощностью 600 кВт при одних и тех же нагрузках показало, что у гибридного оно на 40% меньше. По организационным причинам локомотив остался на уровне прототипа. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 


Современные методы и инновационные технологии технического обслуживания подвижного состава
Осяев А.Т.

В последние годы рынок технического обслуживания подвижного состава растет во всем мире. В настоящее время его годовой объем составляет около 38,5 млрд. евро с предполагаемым ростом в среднем на 3,4% в год вплоть до 2016 г. Во многих странах железные дороги предпочитают уделять основное внимание перевозкам, передавая техническое обслуживание и ремонт подвижного состава производителям или независимым поставщикам. Так, в Великобритании, Швеции и частично Испании железнодорожные компании, заключив международные долгосрочные контракты, передали большую часть технического обслуживания своего подвижного состава производителям. В то же время во Франции, Германии, Австрии, Швейцарии и Италии подвижной состав по-прежнему обслуживается отделениями по техническому обслуживанию государственных железных дорог. По мнению специалистов Европейского союза железнодорожной промышленности (UNIFE), уровень надежности подвижного состава становится гораздо выше, когда обязанности по техническому обслуживанию поездов берут на себя производители, так как в этом случае они могут отслеживать состояние подвижного состава в течение всего жизненного цикла. Оператор же, напротив, ищет способы сокращения текущих расходов и стремится ремонтировать подвижной состав только при возникновении неисправностей. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 


На железных дорогах мира

Обзор событий на зарубежных железных дорогах за сентябрь 2014 года. Полностью подборка доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…

 

Закон о рекламе

 
Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования